Правовое положение участников образовательных отношений по реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Тема «правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) Нормативные правовые акты

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

уметь

Давать оценку принимаемым мерам по охране здоровья обучающихся и реализации их прав;

владеть

способами защиты академических и социальных прав обучающихся.

В ходе изучения содержания этой главы студенты сформируют следующие компетенции;

  • добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
  • анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
  • уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • толковать различные правовые акты (ПК-15).

ПРАВА И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся в системе образовательных отношений могут быть охарактеризованы как важнейший ее субъект, для реализации прав которых на образование и существует эта система. При этом совокупность обучающихся неоднородна и различается в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.

В соответствии с действующим законодательством к обучающимся относятся:

  • 1. Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
  • 2. Учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
  • 3. Студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
  • 4. Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  • 5. Адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  • 6. Ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры.
  • 7. Ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки.
  • 8. Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
  • 9. Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Полноценное обучение возможно только в условиях наличия и полноценной реализации академических прав и свобод. В связи с этим всем обучающимся предоставляются следующие академические права:

  • 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • 4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения ФГОСов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
  • 5) выбор факультативных (не обязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
  • 6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
  • 7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 8) отсрочку от призыва на военную службу;
  • 9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
  • 10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • 11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
  • 12) академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
  • 13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • 16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • 17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
  • 18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
  • 19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством РФ порядке;
  • 20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
  • 21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
  • 22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
  • 23) участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
  • 24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
  • 25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
  • 26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • 27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
  • 28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
  • 29) иные академические права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Столь широкий набор академических прав ориентирован на наиболее полную реализацию обучающимися конституционного права на образование. Он учитывает особенности обучения как сложного вида деятельности, ориентирует на достижение его результатов.

Помимо академических прав для обучающихся предусмотрены важные меры социальной поддержки и стимулирования. Необходимость таких мер определяется тем, что некоторые обучающиеся могут попасть в сложные жизненные обстоятельства, в том числе материального характера, что затрудняет полноценную реализацию права на образование.

К мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся законодательство относит следующие:

  • 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
  • 4) транспортное обеспечение;
  • 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
  • 6) предоставление в установленном порядке образовательного кредита;
  • 7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Законодательство предусматривает, что лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Обучающиеся имеют право посещать мероприятия, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Таким образом реализуется установленный Конституцией РФ запрет принудительного труда.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, а также на создание общественных объединений обучающихся.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Законодательство предусматривает меры поощрения в отношении обучающихся. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, которые изучались в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении».

Обучающимся, которые учатся за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также иные учебно-методические материалы, необходимые для обучения и воспитания. Финансирование осуществляется за счет ассигнований соответствующих бюджетов.

Если обучающиеся осваивают учебные предметы, курсы, дисциплины за пределами образовательных стандартов либо получают платные образовательные услуги, то пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися осуществляется в порядке, который устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Некоторые обучающиеся имеют право на получение стипендий.

Стипендией является денежная выплата, которая назначается обучающимся для стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Законодательство РФ устанавливает следующие виды стипендий:

  • 1) государственная академическая стипендия студентам;
  • 2) государственная социальная стипендия студентам;
  • 3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
  • 4) стипендии Президента РФ и стипендии Правительства РФ;
  • 5) именные стипендии;
  • 6) стипендии обучающимся, которые назначаются юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
  • 7) стипендии слушателям подготовительных отделений. Студентам, которые обучаются по очной форме обучения за счет

бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия либо государственная социальная стипендия. Порядок назначения стипендии устанавливается Министерством образования и науки. При этом устанавливаются определенные требования к получающим стипендию студентам, касающиеся, например, их академической успеваемости.

Государственная социальная стипендия назначается следующим категориям студентов:

  • детям-сиротам;
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
  • детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;
  • студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы;
  • студентам - ветеранам боевых действий, либо имеющим право на получение государственной социальной помощи;
  • студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами и уволенными с военной службы по определенным основаниям.

Государственные стипендии назначаются также аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Размер стипендиального фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативами, установленными Правительством РФ по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Нормативы и правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета - органами местного самоуправления.

Обучающимся - иностранным гражданам и лицам без гражданства, осваивающим основные профессиональные образовательные программы по очной форме, выплачиваются государственные академические стипендии студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в том числе в пределах квоты, установленной Правительством РФ, или это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение.

Размеры стипендий, устанавливаемых Президентом РФ или Правительством РФ, и порядок их выплаты определяются Президентом РФ или Правительством РФ.

Именные стипендии учреждаются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий.

Слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплачиваются стипендии в размере, который определяется Правительством РФ. Порядок назначения и выплаты таких стипендий устанавливается Министерством образования и науки РФ.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, которые осуществляют оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся в размере 25% предусматриваемого им размера части стипендиального фонда, предназначенной для выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися в размере месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам среднего профессионального образования и двукратного месячного размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам, по образовательным программам высшего образования. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право самостоятельно устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.

Большое значение имеет такой аспект, как организация питания обучающихся, которая возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Законодательство предусматривает, что расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об образовательной деятельности в Российской Федерации». Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, Совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, одеждой может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

В связи с тем, что некоторые обучающиеся проходят обучение не по месту постоянного проживания, большое значение имеет вопрос об обеспечении их местами для проживания.

Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Транспортное обеспечение обучающихся включает организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, а также предоставление в соответствии с законодательством РФ мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Как правило, обучающиеся, проживающие в городах, имеют возможность пользоваться льготными проездными билетами.

Для учащихся школ, проживающих в сельской местности и вынужденных проходить обучение в другом населенном пункте, организуют специальные автобусы.

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др.

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.



Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 ФЗ «Об образовании в РФ», в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Также к обучающимся относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

В зависимости об содержания собственно прав и свобод можно выделять:

1. Права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ : право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, право на посещение по своему выбору мероприятий, проводимых образовательной организацией и не предусмотренных учебным планом, привлечение к труду без согласия обучающихся или законных представителей, право на участие в общественных объединениях.

2. Образовательные (академические) права: право на выбор образовательной организации, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психо-физического развития и состояния здоровья. формы получения образования, на обучение по индивидуальному учебному плану, на участие в формировании содержания профессионального образования, отсрочка от призыва на военную службу, каникулы, академический отпуск, перевод в другую образовательную организацию или на другое направление/специальность, восстановление в образовательной организации, участие в управлении образовательной организацией, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательных организаций, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на развитие творческих способностей, участие в научно-исследовательской деятельности, совмещение получения образования и работы и др.

3. Социальные права обучающихся : полное государственное обеспечение и питание в соответствии в законодательством РФ, право на получение стипендий, материальной помощи, местами в общежитиях и интернатах, транспортное обеспечение, предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъекта РФ.

С 1 сентября 2013 г. впервые в РФ на законодательном уровне вводятся обязанности и ответственность обучающихся, что является составной частью правого статуса обучающегося. Обучающиеся образовательных организаций обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Могут устанавливаться иные обязанности в соответствии с договором об образовании. За неисполнение обязанностей и нарушение локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность, применятся меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются:

1. к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования,

2. к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)

3. во время болезни обучающихся, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Порядок применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания устанавливаются Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», на основании которого при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать:

1. тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен;

2. предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние;

3. мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется:

1. если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата;

2. дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Обучающиеся наряду с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, их представителями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений.

Закон об образовании (п. 15 ст. 2) определяет обучающегося как физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Освоение образовательной программы представляет собой активные действия со стороны обучающихся по посещению учебных занятий, осуществление самостоятельной работы, выполнение заданий, даваемых педагогическими работниками, и иные действия, предусмотренные образовательной программой, направленные на достижение планируемых результатов.

Обучающийся в рамках образовательных отношений всегда осваивает образовательную программу при помощи и взаимодействии с другими участниками образовательных отношений: образовательной организацией, ее педагогическими работниками.

Существенной особенностью обладают образовательные отношения, в которых физическое лицо осваивает образовательную программу вне образовательной организации, но при взаимодействии с родителями (законными представителями) в форме семейного образования. Такой субъектный состав, в отличие от самостоятельного освоения образовательной программы, соответствует понятию образовательного отношения и является реализацией права родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Однако следует отметить, что в отличие от получения образования в образовательной организации образовательные отношения при семейной форме получения образования урегулированы крайне слабо, в основном в части последующего взаимодействия с образовательными организациями по прохождению промежуточной и государственной итоговой аттестаций, а также последствий непрохождения таких аттестаций.

Вне образовательных отношений обучающийся самостоятельно осваивает (изучает) содержание той или иной образовательной программы. Сама по себе самостоятельная работа обучающегося не является предметом правового регулирования законодательства об образовании, поскольку не охватывается понятием «образовательные отношения» с точки зрения субъективного состава. Однако впоследствии обучающийся может вступить в образовательные отношения с образовательной организацией, в том числе для фиксации достижения результатов освоения образовательной программы (ее части) в рамках процедур промежуточной и итоговой аттестаций.

В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания в образовательной организации Закон об образовании выделяет девять видов обучающихся:

  • 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (формально данным видом охватываются обучающиеся, получающие дошкольное образование в форме семейного образования);
  • 2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (формально данным видом охватываются обучающиеся, получающие начальное общее, основное общее или среднее общее образование в форме семейного образования);
  • 3)студенты (курсанты ) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. При этом курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, осваивающие указанные образовательные программы в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 8 ст. 81 Закона об образовании);
  • 4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
  • 5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
  • 6) ординаторы - лица, обучающиеся но программам ординатуры;
  • 7)ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся но программам ассистентуры-стажировки;
  • 8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, а также зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования. Кроме того, к категории «слушателей» относятся офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 7 ст. 81 Закона об образовании);
  • 9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций.

Среди указанных видов обучающихся особое место занимают экстерны, при раскрытии понятия которых Закон об образовании не использует термин «освоение образовательной программы». Исходя из определения экстернов, данная категория обучающихся зачисляется в образовательную организацию не для освоения образовательной программы, а для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций.

Данные аттестации сами по себе являются частью образовательной программы исходя из понятия п. 8 ст. 2 Закона об образовании, однако анализ норм ст. 58 и 59 Закона позволяет сделать вывод, что промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы, а итоговая аттестация завершает данное освоение и фиксирует достижение планируемых результатов образовательной программы. При этом непосредственно в рамках данных процедур аттестации образовательная программа обучающимся не осваивается, следовательно, в качестве экстерна можно рассматривать лицо, которое ранее, до зачисления для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, уже освоило образовательные программы, причем как в формах получения образования вне образовательной организации (семейное образование и самообразование), так и в различных формах обучения в организациях, не имеющих государственной аккредитации по данным образовательным программам.

Поскольку экстерн зачисляется для прохождения государственной итоговой аттестации, то статус экстерна не могут иметь лица, ранее освоившие образовательные программы, по которым гос}"дарственная аккредитация не проводится (программы профессионального обучения, дополнительные образовательные программы, общеобразовательные программы дошкольного образования).

Правовой статус (положение) обучающегося представляет собой совокупность субъективных прав, обязанностей и юридической ответственности, предусмотренных законодательством об образовании.

Закон об образовании содержит специальную гл. 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)», в которой существенно более подробно, чем в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», урегулирован правовой статус обучающихся по различными образовательным программам.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА

Малютина Анастасия

класс 11 »А», МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Балакина Светлана Владимировна

научный руководитель, учитель высшей категории, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Введение

Личностью не рождаются, личностью становятся! Школа - агент социализации. Именно здесь ученики приобретают бесценный опыт общения. И так как школа представляет собой модель общества, то, соответственно, ребята сталкиваются здесь с теми же проблемами и в плане взаимодействия между людьми, и в области прав человека, что и взрослые в своей «большой жизни».

Цель работы - исследование проблемы правового статуса школьника и определения его правового положения в системе школьного образования.

Задачи :

· проанализировать документы, в которых закреплены права и обязанности учащихся;

· выявить уровень правовых знаний школьников, ситуацию в школе с точки зрения реализации прав и выполнения обязанностей школьниками;

· выявить представления учащихся о самоуправлении.

Существуют международные стандарты в области прав человека, которые отражены во «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребенка», и, безусловно, права и обязанности участников образовательного процесса должны им соответствовать.

Чтобы быть компетентным в ситуации нарушения прав человека, быть способным отстоять свои права, необходимы правовые знания. Вероятность попадания в сложную жизненную ситуацию будет тем меньше, чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях.

Все основные права граждан закреплены в Конституции РФ. Ученики школ имеют свой правовой статус - совокупность прав и обязанностей. Конкретные права закреплены в статье 50 Закона РФ «Об образовании» и статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которых определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

· на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (это означает, что каждый ученик должен получить определенный объем знаний и умений, которые гарантируются государством);

· на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам (это означает, что ученик в зависимости от своих способностей может изучать школьную программу быстрее или медленнее остального класса. Для того чтобы узнать, как составляется индивидуальная программа, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом устава школы);

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

· на участие в управлении образовательным учреждением (например, в школьных органах самоуправления);

· на проведение во внеурочное время собраний и митингов по поводу защиты своих нарушенных прав;

· на обращение с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права (в расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников);

· на обращение через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (например, в окружное управление образования или в суд). Можно обратиться у Уполномоченному по правам ребенка, если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения;

· на ускоренный курс обучения;

· на бесплатное пользование книгами, информационными ресурсами библиотек;

· на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Эти права отражены в уставе образовательного учреждения, а также локальных правовых актах, которые приняты в соответствии с уставом школы.

Я провела социологическое исследование «Твои права и обязанности». В нем приняли участие 54 учащихся 10-11 классов нашей школы. Сначала я попросила ребят перечислить свои права. Они назвали следующие: получение бесплатного образования; выбор образовательного учреждения; свободное выражение своих взглядов и убеждений; уважение чести и достоинства; бесплатное пользование библиотекой и учебниками.

Видно, что молодые люди довольно неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, ведь сегодня этому вопросу уделяется достаточно много внимания и на уроках права и обществознания, и на классных часах, и в средствах массовой информации.

Также я попросила респондентов сказать, «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?»:соблюдаются всегда или почти всегда - 24 %,чаще всего соблюдаются - 39 %, не соблюдаются никогда или почти никогда - 19 %, затрудняюсь ответить - 18 % (см. приложение). Более половины респондентов ответили, что в целом, права в школе соблюдаются, что свидетельствует о хорошем школьном микроклимате. Но проблемы, безусловно, есть! Чаще всего ребята говорят об оскорблениях как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

Следующим был вопрос о том, «Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав»? Вот какие ответы были получены - к администрации школы, к классному руководителю, к родителям. Ни у кого из ребят не возникло мысли, что можно обратиться в Совет старшеклассников (даже у тех, кто сам в него входит)! А ведь это орган ученического самоуправления, который должен заниматься не только организацией досуга, что, безусловно, тоже важно. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры.

Механизмы защиты прав человека в школе прописаны в российских законах. Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в частности, содержат следующие нормы:

· Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. Ученики также могут направить своих выборных представителей в комиссию, которая будет проводить это расследование. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.

· Обучающиеся могут проводить в школе митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти митинги должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в уставе школы указаны условия проведения таких митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

· Администрация школы имеет право уволить педагогического работника даже за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

· В каждой школе на видном месте должны быть вывешены списки органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав ребенка. В списках должны быть указаны способы связи с должностными лицами этих органов.

Право - это не только права…

Дальше я попросила ребят назвать свои обязанности. Вот что они ответили: выполнять Устав школы; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу школы; соблюдать правила поведения учащихся; иметь аккуратный внешний вид. Примечательно, что практически никто не сказал, что в обязанность учащихся входит уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. В этом, на мой взгляд, кроется основная проблема, существующая в школе - мы требуем уважения по отношению к себе, но не считаем, что должны уважать других.

Следующий вопрос звучал так:«Как ты считаешь, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» Ответы распределились следующим образом: исполнять свои обязанности - 7 %; требовать соблюдения своих прав - 6 %; и то и другое одинаково важно - 87 %.

Следующим был вопрос «Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?»:исполняют всегда или почти всегда - 10 %; чаще всего исполняют - 13 %; редко исполняют - 59 %; не исполняют никогда или почти никогда - 7 %; затрудняюсь ответить - 11 %. В вопросе исполнения своих обязанностей, на мой взгляд, многое зависит от личности, характера и воспитания школьника.

Далее я попросила респондентов сказать, «Почему школьники не выполняют свои обязанности?»:не знают своих обязанностей - 7 %; не понимают значимости выполнения - 54 %; не боятся наказания - 35 %; в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей - 4 %. Многие респонденты считают, что неисполнение обязанностей школьника связано с непониманием их значимости и незначительностью наказания за провинность - поэтому-то многие школьники и нарушают права других, не соблюдают свои обязанности.Обязанность в понимании детей - это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей мы воспринимаем в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности.

Что делать?

Где выход из сложившейся ситуации? Я убеждена, что до тех пор, пока мы будем сидеть и просто возмущаться беспорядками, ожидая, что кто-то решит наши проблемы, ничего не изменится! Очень важно, чтобы каждый понимал, что судьба конкретного человека зависит от него самого.

Я считаю, что в каждой школе должна быть открыта общественная приёмная по проблемам школы, оказывающая влияние на решение школьных проблем. Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению, где школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения.

Ученикам необходимо создать в школе дискуссионный клуб, обсуждающий школьные проблемы. Материалы и результаты дискуссий должны выноситься на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации. Такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.

Ученики могут выпускать газету о жизни школы, в которой ставятся проблемы школы, вопросы, которые необходимо решать. Данная газета может влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе.

Ученический совет должен создать аналитическую группу , которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Аналитическую группу так же можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.

Ученикам необходимо создать правозащитный комитет , который будет помогать им защищать нарушенные права, работать в интересах учеников и решать проблему соблюдения прав человека в школе.

Заключение

Изучать права надо в первую очередь для того, чтобы научиться ими пользоваться. Права человека - это ценность, которую необходимо защищать. Это не моральный идеал, а практический инструмент, с помощью которого ученик гарантированно сможет добиться восстановления справедливости. Но все, без исключения, должны осознавать, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны.

Пусть в школе будут самые обычные учителя и самые обычные дети. Пусть даже там не будет учебных курсов по правам человека. Главное, чтобы у каждого ребенка в этой школе была возможность защитить свои нарушенные права. Речь идёт о том, чтобы в школе появились эффективные механизмы защиты прав человека.

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  2. Декларация прав ребенка (1959 г.)
  3. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
  4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  5. Конституция Российской Федерации (1993г.)
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.; с изменениями и дополнениями на 2010 г.)
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)
  8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» (2009 г.)

В общем плане понятие правового статуса применительно к образовательному учреждению уже была представлено и рассмотрено в предыдущей главе. Однако в отношении индивида это понятие требует несколько более детального анализа.

Подправовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством, а также юридических гарантий осуществления этих прав и обязанностей. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

    Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

    Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

    Гражданство.

    Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

    Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

    Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

    Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

    Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяются две составляющие этого статуса -общая ифакультативная.

Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в Уставе образовательного учреждения.Факультативная же часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т.д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивида в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется Законом РФ «Об образовании», Типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях, локальными актами образовательного учреждения (прежде всего, его Уставом).

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией егосубъективного права , под которым понимается:

а) возможность определенного дозволенного поведения (поведения направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов путем добровольного и самодеятельного прохождения обучения 26);

б) возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определенного правового поведения, которое вытекает из его функциональных обязанностей (должностной инструкции);

в) возможность обратиться к государственным органам (в т.ч. правоохранительным органам и органам правосудия) за правовой защитой своих нарушенных прав (правопритязание).

В ст. 50 Закона РФ «Об образовании» представлен перечень основных прав обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

Право совершеннолетних граждан РФ на выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения;

Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

Право на участие в управлении образовательным учреждением;

Право на уважение своего человеческого достоинства;

Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

Право обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации и др.

От понятия прав (субъективных прав) обучающихся следует отличать понятиезаконного интереса, под которым в юридической литературе понимается (в самом общем плане) обусловленное потребностями и социальными интересами личности ее стремление к получению и пользованию определенными социальными благами, которые опосредованы действующим правом (законодательством), т.е. обладание которыми дозволено государством в лице законодательства, и могут быть обеспечены и защищены в установленном законодательством порядке и формах компетентными органами и лицами (А.В. Малько, В.В. Субочев). Так, законными интересами личности обучающегося является его стремление к получении качественного образования, уважение, соблюдение и защита его прав и свобод со стороны образовательного учреждения в целом и педагогических работников, в частности и др.

Общим для субъективного права и конкретного законного интереса обучающегося в данном случае будет то, что оба они юридически гарантируются законодательством и соответствующими компетентными органами и лицами. В дальнейшем изложении нет необходимости в глубоком разграничении этих двух понятий, поэтому они будут рассматриваться как однопорядковые.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося являетсяюридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя такие составляющие, как:

а) обязанность воздерживаться от действий, противоречащих образовательному законодательству, наносящих вред образовательному процессу и образовательному учреждению, правам и интересам других обучающихся, педагогических работников;

б) совершение определённых действий в интересах управомоченных лиц, органов и организаций (образовательного учреждения, прежде всего);

в) обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение, предусмотренных санкциями норм образовательного и иного (административного, гражданского, уголовного) законодательства (выговор, строгий выговор, отчисление обучающегося из образовательного учреждения и др.).

Определенное своеобразие имеет правовая ответственность обучающихся, о которой предметно говорится в следующем параграфе настоящей главы. В данном случае кратко коснемсявидов правового статуса обучающихся, которые помимо структуры, играют важную роль в характеристике правового статуса индивида и специфика которых обусловливаемых особенностями содержания статуса индивидов, занимающих различное социально-правовое положение.

В числе этих видов обычно выделяютобщий, специальный (родовой) ииндивидуальный правовой статусы, наиболее отчетливо выражающие особенности положения (места и роли), в том числе и относительность этого положения, данного субъекта в системе социальных связей.

Понятиемобщего правового статуса гражданина (личности) охватывается те юридические права, обязанности и законные интересы, которые присущи всем гражданам и каждому гражданину в отдельности независимо от особенностей их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного положения (И.П. Левченко, С.В. Облиенко). В этом отношении каждый обучающийся, как являющийся гражданином РФ, так и не имеющий российского гражданство, но обладающий правом обучения в образовательных учреждениях России (в соответствии с международными договорами и соглашениями) является носителем общего (прежде всего, конституционного) правового статуса Тем самым, на каждого такого субъекта распространяется действие ст. 43 Конституции Российской Федерации.


Специальные правовые статусы включают в себя специфические права и обязанности отдельных категорий лиц, выделенных по выделенным выше признакам – социальному положению, половозрастным особенностям и т.д. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях государственных служащих, рабочих, предпринимателей, военнослужащих, работников милиции и т.д., предусмотренных, соответственно, и специальным законодательством. В этом отношении правовой статус различных категорий (групп) обучающихся также является специальным статусом, поскольку их прав и обязанности предусмотрены, главным образом, образовательным законодательством (Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»Ю подзаконными актами Минобрнауки РФ, Рособразования и Рособрнадзора, органами управления образования муниципальных образований, локальными актами образовательных учреждений. Применительно к общей категории обучающихся можно выделить такие подвиды специального статуса, различающиеся в зависимости от уровня образования и типа образовательного учреждения как правовые статусы обучающихся (воспитанников) в дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся общеобразовательных школ (основное среднее и полное общее образование), учащиеся учреждений начального профессионального образования, студенты (слушатели) учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования. Нужно также заметить, что одно и то же лицо может быть носителем разных специальных правовых статусов в зависимости от тех социальных позиций, которое оно занимает в обществе. Скажем, тот же студент высшего учебного заведения (специальный правовой статус) может быть студентом как государственного, так и негосударственного вуза; вуза, имеющего государственную аккредитацию, либо не имеющего. Правовые статусы студентов разных курсов также различаются, хотя нередко это может расцениваться как нарушение их прав и законных интересов в форме злоупотребления своим правом тех или иных организаций и учреждений. К примеру, читальным залом Государственной публичной библиотеки им В.Г. Белинского Свердловской области могут пользоваться лишь студенты 3 и выше курсов высших учебных заведений.

Своеобразием отличается понятиеиндивидуального правового статуса личности. В отличие от общего и специального правовых статусов, индивидуальный статус имеет статический и динамический аспект. Статический аспект отражаетвозможность реализации каждым индивидом своего общего и специального статуса в ситуации типичного (родового, видового) характера, предусмотренной этими статусами. Как правило, такой статус закрепляется, например, в договорах на обучение между конкретным образовательным учреждением и конкретным лицом или его законными представителями. Динамический же, или, иначе, конкретный, индивидуальный правовой статус характеризуетреальное использование конкретной личностью прав и обязанностей в реальной сложившейся правовой ситуации. Так, если каждый студент имеет право на сдачу экзамена при соблюдении определенных требований условий, обеспечивающих допуск к экзамену, то студент N., который выполнил такие требования и условия, реально допускается к экзамену. Иными словами, индивидуальный правовой статус (конкретный статус) показывает, какие именно права и обязанности личностью фактически реализуются, используются на данный момент времени (Н.В. Витрук).

Кроме этих видов правового статуса обучающегося, могут быть и иные, выделяемые в зависимости от других критериев (факторов). Среди этих факторов такие, как:

а) является ли образовательное учреждение, в котором обучается обучающийся, государственным или негосударственным, аккредитованным или не аккредитованным;

б) к кому ведомству принадлежит образовательное учреждение гражданское, военное, учреждение системы МВД или МЧС и др.);

в) особенности источников финансирования обучения (средства бюджетов различных уровней, физические или юридические лица);

г) наличие договора на образование, его содержание;

д) индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

е) право обучающегося на льготы и т.д.