Избирательные комиссии виды и полномочия. Избирательные комиссии в рф, их виды и назначение

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

3. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.

5. Формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

10. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует закупку технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

г) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) утверждает перечень территориальных комиссий;

Е.1) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума;

и) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

Все остальные стадии избирательной кампании зависят от определенных избирательных комиссий - главных органов, осуществляющих подготовку и проведение выборов. Несмотря на то, что всe комиссии образуются одновременно, а некоторые, например, окружные и участковые, образуются после образования округов и участков, методически целесообразнее рассматривать их одновременно.

Все избирательные комиссии в своих действиях независимы от гoс. органов и органов местного самоуправления.

1. центральная Избирательная Комиссия РФ (ЦИК).

Центральная Избирательная Комиссия формируется на четыре года в количестве 15 членов: 5 из которых назначаются Государственной Думой; 5 - Советом Федерации; 5 - Президентом Российской Федерации.

Центральная Избирательная Комиссия не только руководит деятельностью всех избирательных комиссий, но и является организатором многих стадий избирательной кампании. именно она отвечает за правильность проведения выборов всех депутатов Государственной Думы и Президента России. она заботится о законности и правильности проведения других выборов.

Компетенция ЦИК складывается из нескольких важных действий:

а) ЦИК может назначить день выборов в Государственную Думу, если Президент своевременно не назначит эти выборы; если Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный срок, ЦИК проводит эти выборы в первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий Президента. а в случае отрешения его от должности И не назначения дня выборов ЦИК проводит новые выборы в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения его от должности;

б) образует одномандатные избирательные округа;

в) распределяет выделенные из государственного бюджета средства на проведение выборов "и контролирует их целевое использование;

г) оказывает организационную и методическую помощь другим

избирательным комиссиям;

д) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

е) устанавливает форму списка избирателей;

ж) регистрирует избирательные блоки и объединения;

з) регистрирует кандидатов на должность Президента и их доверенных лиц, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также доверенных лиц избирательных объединений и блоков;

и) устанавливает форму избирательных документов;

к) рассматривает жалобы на нижестоящие избирательные комиссии;



л) устанавливает общие результаты выборов и публикует их в печати, а также выполняет другие возложенные на нее полномочия. Центральная Избирательная Комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательного Закона.

2. Формирование избирательной комиссии субъекта Федерации и ее основные задачи и полномочия.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит из 10-14 членов, не менее половины которых назначаются законодательным (представительным) органом субъекта федерации, остальные члены - исполнительным органом государственной власти этого субъекта сроком на четыре года.

Основное назначение этой комиссии - координировать деятельность нижестоящих избирательных комиссий и осуществлять контроль за законностью проведения выборов на территории субъекта.

Эта комиссия распределяет средства, полученные от ЦИК между территориальными избирательными комиссиями; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжает ими территориальные комиссии и выполняет другие полномочия.

3. Формирование и полномочия территориальных (районной. городской и других) избирательных комиссий.

Эти комиссии образуются на каждые выборы количеством 5-9 членов путем назначения соответствующим избранным органом местного самоуправления. Если этого назначения вовремя не произойдет (за 60 дней до выборов), то членов данных комиссий назначает избирательная комиссия субъекта федерации.

Территориальная избирательная комиссия:

1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов на соответствующей территории;

2) информирует население об адресах и телефонах участковых избирательных комиссий;

3) рассматривает жалобы на действия участковых комиссий;

4) распределяет между ними денежные средства, выделенные из бюджета;

5) организует доставку избирательных бюллетеней и других документов участковым комиссиям;



4. Порядок формирования и основные полномочия окружных избирательных комиссий.

При выборах по одномандатным избирательным округам образуются окружные избирательные комиссии; но если на территории субъектов Федерации образуется только один одномандатный избирательный округ, ЦИК может.возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации полномочия окружной избирательной комиссии, которая в таком случае не создается.

Окружная избирательная комиссия формируется законодательным (представительным) и исполнительным органами субъекта Федерации пропорционально в количестве 8-14 человек. Если этого не будет сделано в срок за 92 дня до выборов, состав окр. комиссии назначает цик. Окружная избирательная комиссия:

Осуществляет контроль за исполнением избирательного Закона на территории округа;

Координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на их деятельность;

Регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц;

Распределяет денежные средства между территориальными комиссиями;

Утверждает текст избирательного бюллетеня по данному округу;

Обеспечивает территориальные комиссии избирательными бюллетенями;

Организует повторные выборы и выборы депутатов вместо выбывших.

Действуют окружные избирательные комиссии до истечения срока полномочий цик.

5. Организация и полномочия участковых избирательных комиссий.

участковые избирательные комиссии формируются выборным органом местного самоуправления в количестве 5-10 членов за 44 дня до выборов и на каждые выборы. Это самая нижестоящая избирательная комиссия, работающая с населением:

Она составляет списки избирателей;

Принимает заявления об ошибках и неточностях в списках, вносит в них изменения;

Рассматривает жалобы на нарушение избирательного закона и исполняет иные полномочия.

Решения и действия ЦИК могут быть обжалованы в Верховный суд Российской Федерации; решения других избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Избирательный участок - вспомогательная избирательная единица, которая создается для удобства проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами местной администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией.

Избирательный процесс в РФ.

1. Назначение выборов.

2.Образование избирательных округов и избирательных участков.

3.Формирование избирательных комиссий.

4.Списки избирателей.

Список избирателей составляется каждой участковой избирательной комиссией на основании данных. представленных главой местной администрации по определенной установленной форме.

В него должны быть вписаны все граждане. проживающие на данной территории, имеющие активное избирательное право. В списке указываются фамилия. имя. отчество, год рождения и адрес местожительства избирателя.

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления и каждый гражданин может заявить об ошибке или неточности в списках избирателей.

Жалобы на участковую избирательную комиссию по спискам избирателей подаются в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Выдвижение кандидатов в депутаты (или на пост Президента).

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, блокам и непосредственно избирателям, а также в порядке самовыдвижения.

Избирательное объединение - это общественная организация (на пример, партия), зарегистрированная в установленном порядке.

Избирательный блок объединяет не менее двух таких общественных организаций.

Регистрация кандидатов.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений, блоков, непосредственно избирателей при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей избирателей в поддержку кандидата (например, при выборах Президента - это не. менее 1,5 млн. подписей.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация за кандидатов может вестись гражданами, избирательными объединениями, блоками, самими кандидатами и заканчивается за день до выборов.

Недействительными признаются бюллетени неустановленного образца, а также, если невозможно установить волеизъявление избирателя.

Главная задача участковой избирательной комиссии установить: 1) состоялись ли выборы, Т.е. пришло ли необходимое число избирателей; 2) кто из кандидатов набрал требуемое число голосов избирателей.

После подсчета голосов участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования и немедленно отправляет его вместе с опечатанными избирательными бюллетенями в вышестоящую избирательную комиссию.

После участковой комиссии на основе ее протоколов итоги голосования подводятся территориальной избирательной комиссией, которая проверяет не нарушался ли избирательный закон при проведении голосования и подготавливает суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.

Составленный территориальной комиссией протокол посылается либо в окружную избирательную комиссию (выборы в одномандатном избирательном округе), либо в избирательную комиссию субъекта Федерации (многомандатный округ, выборы Президента).

Результаты выборов по одномандатному округу окончательно устанавливаются окружной избирательной комиссией, которая подает эти сведения ЦИК.

При выборах депутатов в многомандатном избирательном округе и Президента окончательные результаты устанавливаются Центральной Избирательной Комиссией на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации (при посольствах, консульствах).

Центральная Избирательная Комиссия публикует в средствах массовой информации сведения об итогах голосования не позднее, чем через месяц со дня выборов.

Результатом проведения выборов является вступление избранного кандидата в должность.

В РФ действуют следующие виды избирательных комиссий (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Состоит из 15 членов (назначаются на 4 года), 5 из которых назначаются Государственной Думой , 5 – Советом Федерации, 5 – Президентом РФ , имеющих высшее юридическое образование. ЦИК осуществляет общий контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, организацией и проведением выборов , организует и проводит выборы в федеральные органы государственной власти . Решения ЦИК обязательны для всех избирательных комиссий в России.

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКС). Формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (половина членов) и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – половина членов). Осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий в данном субъекте РФ, проводит выборы в федеральные органы государственной власти на территории данного субъекта РФ, организует и проводит выборы в органы государственной власти данного субъекта РФ.

3. Избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО). Может быть юридическим лицом (если такое положение предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования). Полномочия ИКМО могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию. Формирование ИКМО (на 4 года) осуществляется представительным органом местного самоуправления .

4. Окружные избирательные комиссии (ОИК). Формируются в случаях, предусмотренных законом , не являются юридическими лицами, их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии. ОИК формируется соответствующей ИКС. ОИК организует и проводит выборы на территории соответствующего избирательного округа, осуществляет контроль за деятельностью участковых комиссий на территории данного избирательного округа, определяет результаты выборов на территории соответствующего избирательного округа. Срок полномочий ОИК истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов соответствующего уровня.

5. Территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ТК). Является постоянно действующим органом, ее члены (5–9 человек) назначаются соответствующей ИКС. ТК организует и проводит выборы на соответствующей территории, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.

6. Участковые комиссии (УК). Формируется соответствующей вышестоящей избирательной комиссией. Обеспечивает процесс голосования избирателей, подсчета их голосов на соответствующем избирательном участке. Создаются только на период подготовки и проведения голосования. Члены УК непосредственно подсчитывают бюллетени. Если нет жалоб на ее действия, полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов соответствующих выборов.

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

2. При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

3. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

4. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

5.1. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

6. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом , иными федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом , иными федеральными законами.

8. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом , конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

9. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

10. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

11. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

13. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

16. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

16.1. Сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей) - представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений федерального реестра инвалидов:

а) по субъектам Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

б) по муниципальным образованиям - в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.

17. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".