Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. Как проходит аттестация воспитателей Новая форма аттестации учителей в году

Аттестация учителей в 2018 году: новая модель

Обязательным условием для работы в сфере образования является своевременное прохождение аттестации.Иными словами, учителя, преподаватели ВУЗов, воспитатели дошкольных учреждений не могут строит карьеру, если своевременно не проходят специальные курсы, цель которых – расширить имеющиеся знания, повысить квалификацию.

Подробнее

Преподаватели точно знают, что каждые пять лет они должны проходить процедуру переаттестации. Нужно это, в первую очередь для того, чтобы не терять имеющиеся навыки, а развиваться только вперед. В целом, мероприятие довольно значимое. Однако, как и все, с каждым годом оно меняется, дополняется какими-то новыми данными.

О процедуре

Прежде чем попасть на процедуру, стоит выяснить, где именно она проходит. Сделать это можно, ознакомившись со специальным положением.

1. Для успешного прохождения комиссии необходимо не только продемонстрировать имеющиеся знания, но и показать находчивость, способность реагировать в той или иной непредвиденной ситуации, которая часто может возникнуть в стенах школы или ВУЗа, и при этом не иметь отношения к знаниям.

2. В случае, если преподаватель показывает себя с положительной стороны, он вправе надеяться на то, что со стороны начальства ему может быть предложено повышение. Весомый стимул, однако доступен он не всем.

Но одно можно сказать точно – без пройденной аттестации рассчитывать на повышение не приходится. В некоторых случаях, если преподаватель отказывается от подтверждения своей компетентности, его могут попросить покинуть рабочее место. Во всяком случае спорных ситуаций избежать не получится – это точно.

Основные сведения

Итак, основные сведения относительно аттестации учителей, преподавателей, любых работников сферы образования будут сводиться к следующему:

1. Обязательная аттестация затронет сотрудников образовательной сферы. Периодичность прохождения процедуры – раз в пять лет. При этом освобождаются от аттестации в следующих случаях:

Преподаватели, уходящие в декретный отпуск (для них аттестация потребуется уже после выхода на работу);

Учители с квалификацией;

Новички, недавно пришедшие в сферу образования;

Педагог, недавно вышедший с больничного.

Однако здесь важно учитывать и желание самих преподавателей. В случае, если они попадают хотя бы под одну категорию, но хотят пройти проверку – им никто не запретит этого сделать.

Стоит сказать, что добровольная аттестация не запрещена, и только поощряется. Для того чтобы принять в ней участие, стоит заранее подать документы руководству.

Педагоги без квалификации или с одной, могут добиться повышения до одного разряда. А большее возможно при условии получения квалификации за два года до начала аттестации, не позднее.

Последние изменения в ходе аттестации

Начиная с 2018 года в действие планируется ввести новую модель аттестации учителей. Основная цель изменений – отсеять слабых педагогов и оставить только сильных, при этом, с повышением квалификации.

Сильно волнующий организаторов момент – завышение оценок, что часто встречается в провинциальных городках. В итоге получается, что баллы, набранные во время ЕГЭ, не соответствуют тем оценкам, которые были у ученика на протяжении всех лет обучения.

Вполне возможно, что это стоит связывать и с недостаточными знаниям самого педагога.

Новая форма проверки знаний преподавателей разрабатывается с участием самих учителей, а, следовательно, есть вероятность того, что она сможет предоставить объективные показатели.

В целом же, проверка будет включать в себя не только уровень знаний. Также в нее обязательно войдут:

Проверка реакции учителей на ту или иную психологическую ситуацию;

Проверка навыков преподавания.

И только в случае успешных результатов по всем параметрам, преподаватель будет считаться компетентным.

Также известно, что проверка преподавателей будет проводиться раз в четыре года, хотя ранее были сведения о том, что делать это нужно чаще, хотя бы раз в 2-3 года.

В настоящее время проверка учителей, ее новая схема находится на стадии утверждения, но уже успела получить много негативных откликов со стороны преподавателей.

Возмущает их сразу несколько моментов, среди которых: необходимость написания эссе, которое продемонстрирует развитость кругозора, психологические проверки.

В случае если в 2018 году работник не пройдет аттестацию, его направят на переподготовку. Однако чтобы эффективно подготовиться к грядущим проверкам у работников образовательной сферы еще есть время .


Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Последние изменения в аттестации учителей в 2018 году

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще - каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные - формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Педагог – это не просто человек, проводящий уроки и ставящий отметки. Это, прежде всего, наставник, друг, воспитатель, который не только развивает умственные способности ребенка, но и открывает своего воспитанника как личность.

Очень часто в СМИ мы можем слышать о том, что уровень образования в нашей стране на порядок ниже, чем был в советское время. С тех пор сменилось уже целое поколение преподавателей и сама система образования. Так почему же качество знаний медленно падает вниз, и что с этим делать?

В 2018 году в два этапа пройдет аттестация педагогов, где преподаватели смогут доказать свою профессиональную пригодность и показать, соответствуют ли они занимаемой должности. Давайте поподробнее разберемся, что собой представляет аттестация педагогов, и кто ее будет проходить?

Аттестация работников образования – форма проверки педагогов на соответствие занимаемой должности и требованиям к современному преподавателю. В ходе испытания определяется качество выполнения учительских функций и профессиональный уровень преподавателя.

Переаттестацию нужно проходить через каждые 5 лет. После удачного прохождения процедуры учителю может быть присвоена квалификационная категория.

Кто проводит аттестацию

Для проведения процедуры создается специальная аттестационная комиссия, в состав которой входят председатель комиссии, заместитель, члены комиссии и секретарь. Комиссия составляется преимущественно из работников организации, в которой трудоустроен испытуемый педагог, а также работников комитета по образованию.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2018 году

Аттестация педагогов делится на две категории: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация касается педагогических работников, которые уже участвовали в данной процедуре. От данной процедуры освобождаются:

  • педагоги, проработавшие в сфере образования менее 2 лет;
  • преподаватели, имеющие квалификационную категорию;
  • учитель, отсутствовавший на рабочем месте более 4 месяцев из-за болезни;
  • беременные;
  • работники, находящиеся в декретном отпуске.

Стоит отметить, что работники, находящиеся в декретном отпуске, смогут пройти аттестацию через 2 года после восстановления на данную должность. Преподаватели, которые не смогли пройти аттестацию из-за болезни, имеют право пройти процедуру через год после выхода на работу. В случае изъявления педагогом желания пройти проверку, комиссия допускает его к аттестации незамедлительно.

Добровольную аттестацию проходят лица, которые по собственному желанию хотят повысить уровень своей квалификационной категории

Как пройти аттестацию

Обязательная аттестация работников образования в 2018 году будет проводиться под строгим контролем аттестационной комиссии. До этого года педагогический работник сам писал заявление, которое рассматривалось руководителем учреждения. Теперь же основная ответственность ляжет на плечи самой общеобразовательной организации.

Для этого педагогу нужно подготовить следующие документы:

  1. Заявление от педагога с его личной подписью.
  2. Копия диплома о высшем педагогическом образовании или диплом переподготовки по преподаваемому профилю.
  3. Копия документа, подтверждающего наличие присвоенных ранее категорий.
  4. Копия результатов прохождения предыдущей аттестации, если данная проверка повторная.
  5. Копия свидетельства о заключении брака, если недавно была сменена фамилия.
  6. Характеристика педагогического работника, написанная начальством, в которой четко прослеживается уровень профессионализма преподавателя.
  7. Информационная карта, отражающая результаты профессиональной деятельности педагога за конкретный период.

С 2018 года педагогам будут предъявлены более жесткие требования, из-за чего не все аттестуемые смогут пройти проверку. Увольнять педагогов не будут, так как это не является целью аттестации. Преподавателя будут направлять на различные курсы повышения квалификации и мастер-классы.

Современная школа нуждается в ценных кадрах, поэтому повышаться уровень знаний будет не через смену педагогического состава, а с помощью обучения действующих учителей. Продолжительность процесса аттестации длится не дольше 60 дней

Подробнее о заявлении в аттестационную комиссию

Отметим, что заявление на прохождение аттестации может быть как в печатном виде, так и написанное вручную. В данном документе нужно предоставить информацию о профессиональной деятельности педагога. Чтобы написать заявление, учителю нужно заполнить следующую информацию.

  1. Фамилия, имя, отчество в родительном падеже.
  2. Должность с указанием предмета, дисциплины и направления.
  3. Место работы, муниципальный район.
  4. Указание желаемой квалификационной категории.
  5. Членство в профсоюзной организации.
  6. Перечень копий имеющихся документов.
  7. Мобильный, домашний и служебный телефон, электронная почта.

Также в заявлении можно указать педагогический стаж, ВУЗ, в котором обучался аттестуемый, упомянуть награды и звания (если имеются).

Уже в этом году говорилось о том, что теперь педагогическая аттестация будет проходить раз в 4 года. Рособрнадзор настаивает на том, чтобы проверка педагогов проводилась каждые 2-3 года по следующим критериям:

  • уровень знаний по преподаваемому предмету;
  • психологические характеристики учителя;
  • проверка навыков в преподавании.

Но многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом о высшем образовании, полученный в ВУЗе.

Рано или поздно, каждый педагог должен пройти через процедуру проверки трудоспособности в данной сфере. Но не стоит относиться к аттестации как к наказанию или экзамену, что ошибочно делают многие преподаватели. Пусть эта проверка для каждого учителя будет источником к открытию в себе новых знаний, педагогических способностей и к повышению уровня мастерства.

Видео-новость

Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.

Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.

Акцентные моменты обновленного законодательства

Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.

Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:

Он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;

Низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;

Наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019 .

Для чего проводится аттестация

Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.

Среди них:

Повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;

Возможность получить нагрузку в виде классного руководства;

Возможность получить право заведования кабинетом и т.д.

И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.

В чем были недоработки прежней аттестации

Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.

Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.

Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.

Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.

Прогрессивные изменения в новой аттестации

Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.

Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.

Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.

Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.

Применение обновленной тест-модели

Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.

Перемены

Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.

Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.

Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.

Новая модель: особенности

Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.

Как выглядит обновленная схема:

Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.

Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).

Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.

Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.

Оценка главных нововведений

Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.

Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.

5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году :

1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.

2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.

3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.

4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).

5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.

Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.

Изменится ли зарплата?

Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.

Новая форма аттестации учителей в 2019 году , по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.

Риски реформированной модели

Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.

Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.

Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.

Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию

Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.

Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.

У учителей появятся новые должности?

Аттестация учителей в 2019 году , последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.

Так, в российской школе теперь может появиться:

Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.

Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.

Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.

Кто проводит аттестацию

Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.

Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.

Кто не проходит аттестацию

Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2019 году : первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.

Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:

Педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;

Беременные;

Пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.

Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.

Как оформить аттестационные документы

Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.

Какие документы потребуются:

Заявление с личной подписью педагога;

Копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);

Копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;

Копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;

Копия документации о смене фамилии, если это актуально;

Характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;

Информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.

Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.

В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году . Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.

Эти нововведения конечны?

Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.

Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.

Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.

Ежегодно законодательная база РФ претерпевает изменения. В 2019 году были внесены поправки в процедуру проведения аттестации педагогов. Что такое аттестация? Как она проводится, и какие именно изменения были внесены?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Аттестация педагогических работников (АПР) – это комплексная система мероприятий, направленных на оценку уровня квалификации педагогов, учителей, воспитателей, а также на оценку их личностных и профессиональных качеств и продуктивности трудовой деятельности.

Результаты проверки используются не только для оценки отдельного педагога, но и для выявления эффективности конкретного учебного заведения.

Аттестация решает несколько задач:

  1. Выявление кандидатов на руководящую вакансию.
  2. Выявление соответствия педагога занимаемой должности.
  3. Определение возможностей личностного и профессионального роста сотрудника педагогической сферы.
  4. Определение готовности к повышению квалификации.
  5. Присвоение более высокой категории.
  6. Стимулирование педагогических сотрудников к использованию в трудовой деятельности инновационных методов, подходов и технологий.
  7. Выявление необходимости прохождения дополнительного обучения, в том числе курсов повышения квалификации.
  8. Возможность карьерного роста.
  9. Проверка навыков и знаний педагогической деятельности конкретного сотрудника.

Таким образом, главной целью аттестации является выявление соответствия занимаемой должности и повышение квалификации. На практике АПР все чаще используется для поиска и подбора персонала на руководящие должности в образовательной сфере.

Аттестация педагогов проводится раз в 5 лет или чаще по желанию самого сотрудника или на усмотрение работодателя.

Законодательство

АПР проводится на основании действующего ФЗ № 273 «Об образовании» и Приказа Минобразования № 276 об утверждении порядка проведения процедуры.

Аттестация проводится раз в 5 лет или чаще среди всех сотрудников образовательной сферы, включая руководящее звено.

Исключение составляют:

  • педагоги, которые уже имеют квалификацию;
  • педагоги или сотрудники сферы, назначенные на должность Правительством РФ или Президентом РФ;
  • педагоги со стажем работы менее 2 лет на текущей должности;
  • сотрудники, занимающие высшую руководящую должность временно;
  • беременные сотрудницы или сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за новорожденным;
  • сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • педагоги, отсутствующие на рабочем месте более 4 месяцев до аттестации.

АПР на соответствие должности или на повышение квалификации имеет несколько особенностей и нюансов, которые должны быть соблюдены:

  1. Для оценивания претендента на должность или на соответствие занимаемого поста должна быть собрана аттестационная комиссия. Состав комиссии:
    • председатель;
    • заместитель;
    • секретарь;
    • рядовые члены комиссии.
  2. Перед проведением АПР работодателем должен быть издан соответствующий Приказ. Ознакомление сотрудника с документом должно производиться не позже, чем за 1 месяц до мероприятия.
  3. Результаты заседания комиссии будут приняты как правомочные, если на аттестации присутствовала большая часть членов комиссии (не менее двух третей).
  4. Заседание и оценка педагогического сотрудника может быть проведена только при его присутствии. В случае необходимости, аттестация может быть перенесена на другой день.
  5. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • соответствие должности;
    • не соответствие должности;
    • присвоение квалификации (1, 2 или высшая);
    • отказ в присвоении квалификации.
  6. Голосование проводиться на открытом совещании без участия претендента.
  7. Результаты мероприятия должны быть запротоколированы, а сам протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и аттестуемым педагогом.
  8. Результат аттестации может быть обжалован в установленном порядке.
  9. Собрание аттестационной комиссии может быть инициировано педагогическим сотрудником с целью повышения квалификации. В таком случае рассмотрение дела производится только на основании письменного заявления претендента. По закону заявление рассматривается не более 30 дней после подачи.
  10. Повышение квалификации возможно не ранее, чем через 2 года после присвоения другой категории.

Какие изменения произошли

Последние изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году :

  1. Введение общефедеральных стандартов проведения АПР.
  2. Проверка уровня педагогических и психологических навыков сотрудника сферы образования путем видеозаписей процесса обучения.
  3. Оценка профессиональных компетенций педработников проводится по узкоспециализированному эссе, который в последствие может быть заменен экзаменом.
  4. Начинающий педагог может получить категорию уже через 2 года после начала трудовой деятельности.
  5. Введение этапов прохождения аттестационных мероприятий.
  6. Введение дополнительных критерий оценки педагогов.
  7. Введение возможности оспорить решение аттестационной комиссии в судебном порядке.

Несмотря на существенные изменения, порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности не изменился.

Как проводится

В соответствие с изменениями 2019 года процедура аттестации включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление необходимости проведения АПР, в том числе по причинам:
    • личное заявление педагога на повышение квалификации;
    • кадровый отбор на новые или руководящие должности;
    • стандартная проверка на соответствие занимаемой должности.
  2. Сбор аттестационной комиссии и назначение председателя.
  3. Издание Приказа и графика проведения аттестационные мероприятий.
  4. Проведение АПР в два этапа:
    • этап 1: подтверждение профессиональных знаний и навыков;
    • этап 2: защита педагогической квалификации.
  5. Вынесение решения о присвоении квалификации или соответствии должности большинством голосов на общем голосовании.
  6. Издание Протокола, включающего главные аспекты заседания, принятое решение, подписи всех членов комиссии и педагога, проходившего аттестацию. Протокол должен быть занесен в личное дело сотрудника. Итоги заседания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Для прохождения АПР аттестуемому педагогу необходимо предоставить комиссии следующий пакет документов:

  • письменное согласие на проведение аттестационных мероприятий;
  • заявление на прохождение аттестации для присвоения квалификации;
  • копия результатов прошлой аттестации (при наличии);
  • диплом о получении высшего образования;
  • подробный отчет о проведенной деятельности на конкретной должности;
  • документ о присвоении педагогической категории (при наличии);
  • характеристика с текущего места работы;
  • сопроводительное письмо от руководителя;
  • рекомендательные письма от коллег и других должностных лиц;
  • информационная карта сотрудника;
  • две видеозаписи, сделанные в процессе преподавания.
  • другие документы на усмотрение аттестуемого педагога.

Образец заявления представлен ниже:

Таким образом, аттестация педагогических работников должна проводиться минимум раз в 5 лет с целью выявления соответствия занимаемой должности и других компетенций.

Изменения 2019 году ужесточили процедуру проведения аттестации, что, по мнению специалистов, может качественно улучшить уровень образования в стране.