Что не обязан исполнять военнослужащий в распоряжении. Военнослужащие в распоряжении

В 2009 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации, претерпевающих масштабные преобразования, проводился один из первых этапов приведения их к новому облику, а именно переход на новые штаты воинских частей, соединений и т.д. Значительные преобразования проводились практически во всех видах и родах войск, в военно-учебных заведениях и военных научно-исследовательских организациях. Планами реформирования предусматривается сокращение более 117 тыс. офицеров в течение трех лет*(1).
Характерной чертой проводимых в настоящее время масштабных организационно-штатных мероприятий (ОШМ) в Вооруженных Силах Российской Федерации является их скоротечность. Если в прежнее время директивы на проведение ОШМ, датированные, например, весной — началом лета, содержали указание об исполнении их к 1 сентября, а в большинстве случаев — к 1 декабря, то сейчас на исполнение директив, предусматривающих переход на новые штаты, снижение штатно-должностых категорий практически по всем должностям, сокращение значительного количества воинских должностей, отводится всего два месяца.
Такого времени достаточно только для назначения офицеров на низшие должности (при их согласии), но совершенно не достаточно для назначения офицеров на высшие воинские должности в порядке продвижения по службе или по итогам конкурса*(2), а также для выполнения всех установленных законодательством мероприятий по увольнению с военной службы военнослужащих. Например, для военнослужащего, обеспеченного жильем, срок процедуры увольнения складывается из следующего:
— принятие командованием решения об увольнении военнослужащего, доведение до него такого решения, проведение беседы с военнослужащим перед увольнением в запас — до 7 дней;
— направление по просьбе военнослужащего на освидетельствование военно-врачебной комиссией и прохождение им этого освидетельствования — до 21 дня*(3) (в случае утверждения свидетельства о болезни вышестоящей ВВК этот срок может увеличиться до 2 месяцев, а в случае необходимости обследования военнослужащего в стационарных условиях при военных госпиталях — до 3 — 5 месяцев — срока ожидания места в госпитале и прохождения самого обследования, а также утверждения свидетельства о болезни вышестоящей ВВК);
— использование военнослужащим основного отпуска за этот год — до 45 суток (в случае исключения из списков личного состава части в декабре). Продолжительность основного отпуска может быть увеличена на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно — до 15 суток*(4);
— использование военнослужащими, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, предоставляемого им в один год из трех до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения по ОШМ*(5);
— прохождение военнослужащим — гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей — до 4 месяцев*(6);
— подсчет выслуги лет и доведение его до военнослужащего до представления его к увольнению (обязательный элемент порядка увольнения военнослужащих)*(7). Подсчет выслуги лет осуществляют соответствующие органы в срок (в настоящее время) до 6 — 8 месяцев.
Кроме того, документы для увольнения военнослужащих должны быть представлены в кадровые органы, издающие приказы по личному составу, не менее чем за два месяца до истечения срока военной службы военнослужащих.
Итого срок выполнения всех мероприятий по увольнению военнослужащего с военной службы, обеспеченного жилой площадью, может составить до одного года.
Для необеспеченного жильем военнослужащего, имеющего выслугу лет, достаточную по закону для того, чтобы он был им обеспечен до увольнения с военной службы, увольнение с военной службы может продолжаться и значительно больший срок в связи с отсутствием жилья.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в течение двух месяцев, которые отводятся на исполнение директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о переходе на новый облик, невозможно своевременно ни назначить офицеров на высшие воинские должности в порядке продвижения по службе или по итогам конкурса на должности профессорско-преподавательского состава, научные должности в научно-исследовательских заведениях и т.п., ни своевременно уволить военнослужащих с военной службы.
Со дня объявления в приказе командира воинской части об окончании проведения организационно-штатных мероприятий и до дня вступления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности или возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям денежное довольствие, в соответствии с п. 51 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (далее — Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих), выплачивается в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников).
Для военнослужащих, представленных к увольнению, но не уволенных с военной службы до дня окончания ОШМ, а также не представленных к увольнению, например, в связи с отсутствием подсчета выслуги лет или с незаконченностью процедуры обследования военно-врачебной комиссией, порядок обеспечения денежным довольствием не определен. Поэтому финансовые органы прекращают выплату денежного довольствия таким военнослужащим, а также военнослужащим, которые не представлены к увольнению с военной службы, но находятся в процессе выполнения мероприятий по увольнению с военной службы.
Для устранения данного пробела необходимо дополнить вышеназванную статью таким образом, чтобы денежное довольствие выплачивалось военнослужащим не только до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности или возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, но и по день исключения из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы.
На сегодняшний день единственным выходом из указанных ситуаций может быть только зачисление военнослужащего, которого невозможно своевременно уволить с военной службы, в распоряжение соответствующего командира (начальника).
Рассмотрим подробнее правовое регулирование зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника).
Абзац 3 п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») устанавливает, что военнослужащий может проходить военную службу (выделено автором) не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. При этом срок нахождения в распоряжении не может быть более шести месяцев.
Пункт 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы определяет, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (выделено автором), могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Пункт 2 ст. 13 Положения определяет случаи и сроки зачисления военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением — до его исключения.
Из анализа требований вышеуказанных нормативных правовых актов можно выявить следующие коллизии и сделать следующие выводы по их разрешению:
1. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий могут военнослужащие, проходящие военную службу как по контракту, так и по призыву, а в соответствии со ст. 13 Положения — только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
Напрашивается вопрос: что же делать, если воинская должность, которую занимает военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, сокращена и отсутствует возможность его назначения на другую воинскую должность? Возможность увольнения с военной службы такого военнослужащего до истечения срока его военной службы не предусмотрена действующим законодательством*(8).
Данная коллизия разрешается достаточно просто. На основании того, что Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обладает большей юридической силой, чем Указ Президента Российской Федерации, представляется, что таких военнослужащих возможно зачислять в распоряжение соответствующих командиров (начальников) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы.
Для однозначного понимания норм закона и подзаконного акта, регулирующих одни и те же общественные отношения, необходимо внести соответствующие изменения в Положение о порядке прохождения военной службы.
2. Статья 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, не уточняя при этом, для каких целей военнослужащий зачисляется в распоряжение. Поэтому можно сделать вывод, что закон разрешает зачислять военнослужащих в распоряжение как для дальнейшего служебного (должностного) предназначения, так и для последующего увольнения с военной службы.
Пункт 1 ст. 13 Положения однозначно определяет, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение для решения вопросов дальнейшего прохождения (выделено автором) военной службы. Напрашивается вполне обоснованный вопрос о том, правомерно ли зачислять военнослужащих в распоряжение в связи с организационно-штатными мероприятиями для их последующего увольнения, например, в случаях, приведенных в начале статьи?
Необходимо выяснить, что включает в себя понятие прохождения военной службы.
Пункт 2 ст. 1 Положения определяет, что прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и данным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
А.В. Кудашкин определяет прохождение военной службы как «регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания»*(9), т.е. прохождение военной службы включает назначение на первичную должность, присвоение воинских званий, аттестацию военнослужащих, продвижение по службе (назначение на высшие должности и др.), назначение на низшие и равные должности, увольнение с военной службы и др.*(10)
Получается, что военнослужащий может быть зачислен в распоряжение, например, для присвоения очередного воинского звания, для проведения аттестации. Думается, что это как минимум невозможно. Поэтому представляется, что законодатель, формулируя правовую конструкцию «для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы», имел в виду более узкое понятие. А именно: решение вопросов дальнейшего служебного (должностного) предназначения в таких случаях, как освобождение от воинской должности (должности); освобождение от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела; в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой; расформирование воинской части и сокращение в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком; в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного; в связи с безвестным отсутствием военнослужащего более одного месяца; в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе*(11).
Таким образом, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о порядке прохождения военной службы по-разному регулируют одни и те же общественные отношения. Данная коллизия разрешается в пользу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обладающего большей юридической силой, чем Указ Президента Российской Федерации.
Для однозначного понимания норм закона и подзаконного акта, регулирующих одни и те же общественные отношения, необходимо внести соответствующие изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, которые бы предусматривали, что зачисление военнослужащих в распоряжение соответствующих командиров (начальников) может происходить как для решения вопросов их дальнейшего должностного предназначения, в том числе и продвижения по службе, так и для последующего увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части в случае невозможности своевременного увольнения таких военнослужащих с военной службы. О цели зачисления в распоряжение должно быть указано в приказе по личному составу, и такая же запись должна быть внесена в личное дело военнослужащего.
При этом, должны быть предусмотрены разные правовые последствия таких зачислений в распоряжение и разный правовой статус военнослужащих, зачисленных в распоряжение.
В случаях зачисления в распоряжение для последующего увольнения законодательство должно предусматривать требование о том, что кадровые органы в таких случаях разрабатывают, а командир воинской части утверждает индивидуальные планы увольнения с военной службы таких военнослужащих, предусматривающие проведение бесед с военнослужащими, прохождение ими освидетельствования ВВК, прохождение переподготовки, использование всех видов отпусков и т.п., т.е. все мероприятия, определенные действующим законодательством.
Для военнослужащих, зачисленных в распоряжение для последующего увольнения с военной службы, должны быть созданы благоприятные условия для реализации ими своих законных прав и интересов в процессе увольнения с военной службы. На них должна быть возложена и обязанность своевременного выполнения индивидуального плана увольнения с военной службы. За невыполнение без уважительных причин указанного плана должны быть предусмотрены конкретные санкции, в первую очередь материальные, а также дисциплинарные: вплоть до увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта*(12).
Срок нахождения в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями для последующего увольнения с военной службы не должен превышать более одного года (до 3-5 месяцев на ВВК плюс до 2 месяцев на основной отпуск плюс 1 месяц — отпуск по личным обстоятельствам плюс до 4 месяцев на переподготовку). Этот срок не выглядит большим, если сравнить его со сроком подготовки военнослужащих к увольнению с военной службы, например, во Франции — 2-2,5 года.
Такой же срок (до 1 года) должен быть предусмотрен законодательством для выполнения всех мероприятий для своевременного увольнения с военной службы военнослужащих, достигающих предельного возраста пребывания на военной службе, а также военнослужащих, подлежащих увольнению по состоянию здоровья в связи с признанием их военно-врачебной комиссией негодными к военной службе либо увольняющихся по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе.
Для военнослужащих, зачисленных в распоряжение для решения вопросов дальнейшего прохождения ими военной службы, должны быть созданы благоприятные условия для их профессионального роста. Такие военнослужащие, не обремененные должностными и специальными обязанностями, должны все служебное время использовать для совершенствования своего воинского мастерства, общевойсковой, физической и строевой подготовки*(13). Для этого должны составляться и утверждаться командирами воинских частей индивидуальные планы профессиональной подготовки каждого военнослужащего, зачисленного в их распоряжение.
В целях приобретения и совершенствования определенных профессиональных навыков и умений, необходимых для дальнейшего прохождения военной службы, в том числе и продвижения по службе, военнослужащие могут быть зачислены не только в распоряжение ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, но и в распоряжение командиров (начальников) различных органов военного управления, штабов, военно-учебных и военно-научных заведений*(14). На таких военнослужащих возможно временное возложение обязанностей без их согласия по невакантной равной или высшей должности на время отсутствия занимающего эту должность военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности в целях стажировки в новой для него должности*(15). Это время может быть использовано и для переподготовки военнослужащего на новую специальность, на повышение квалификации по основной специальности и т.п.*(16)
Военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников) для решения вопросов дальнейшего прохождения ими военной службы, должны ежемесячно проходить тестирование на знание теоретических основ общевоинских дисциплин, сдавать предусмотренные планом подготовки зачеты и экзамены.
По итогам нахождения в распоряжении командиров (начальников) органов военного управления, штабов, военно-учебных и военно-научных заведений должен составляться отзыв-рекомендация о целесообразности назначения военнослужащего на должности в эти военные организации.
Еще один отзыв о возможности продвижения по службе — по итогам временного исполнения обязанностей по невакантной равной или высшей должности (стажировки в должности).
По итогам переподготовки военнослужащего на новую специальность или повышения квалификации по основной специальности должна выставляться оценка в баллах и даваться рекомендация по дальнейшему служебному предназначению такого военнослужащего.
В конце срока нахождения военнослужащего в распоряжении должна быть предусмотрена аттестация с выводом о дальнейшем служебном предназначении или об увольнении в запас. Эта аттестация должна основываться на результатах, показанных самим военнослужащим, оценках, отзывах и рекомендациях, данных военнослужащему. При этом, для уменьшения субъективного фактора при решении вопроса дальнейшего служебного предназначения военнослужащего необходимо, чтобы заранее были определены четкие критерии, при которых военнослужащий должен быть аттестован либо к повышению в должности, либо к назначению на другую должность (низшую или равную), либо к досрочному увольнению с военной службы за невыполнение условий контракта, в случаях невыполнения плана индивидуальной подготовки.
Таким способом возможно, с одной стороны, удержать на военной службе наиболее ценных военнослужащих, повысить уровень их профессиональной подготовки, определить их дальнейшее служебное предназначение и подготовить к продвижению по службе, а с другой — отсеять бесперспективных, нежелающих повышать свои знания, умения и навыки, желающих использовать нахождение в распоряжении для удовлетворения своих личных, не связанных с военной службой, потребностей.
Конечно, все вышесказанное должно быть четко закреплено в законодательных актах по вопросам прохождения военной службы и регламентировано в ведомственных инструкциях.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) для решения вопроса дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы, можно рассматривать как один из этапов продвижения его по службе. Для однозначного понимания института нахождения в распоряжении необходимо внесение таких дополнений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и в Положение о порядке прохождения военной службы, которые бы предусматривали указание цели нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника): для последующего увольнения с военной службы, для дальнейшего назначения на должность (в случаях, когда неясно окончательное служебное предназначение военнослужащего) и для последующего продвижения по службе (в случаях, когда военнослужащий зачисляется в распоряжение для подготовки к назначению на вышестоящую должность). Например, командир полка, состоящий в резерве к назначению на высшую должность, при наличии положительной аттестации и при отсутствии вакантной высшей должности, по истечении установленного срока пребывания в должности командира полка, зачисляется в распоряжение для последующего продвижения по службе. В то же время офицер, рекомендованный к продвижению по службе на должность командира полка, получит продвижение по службе без задержки. Без правовых и организационных проволочек получат продвижение по службе и несколько других офицеров по всей цепочке продвижения по службе.
В последних двух случаях, т.е. при зачислении военнослужащих в распоряжение для дальнейшего назначения на должность и для последующего продвижения по службе, необходимо установить, что таким военнослужащим денежное довольствие выплачивается в том же размере, какое им выплачивалось до зачисления в распоряжение.
Несколько слов необходимо сказать о выполнении специальных обязанностей военнослужащим, находящимся в распоряжении. Есть несколько различных правовых позиций по этому вопросу. Например, одна из них состоит в том, что действующее законодательство не содержит прямых запретов на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей*(17), т.е. военнослужащих, зачисленных в распоряжение, можно привлекать к несению боевого дежурства (боевой службе), службе в суточном и гарнизонных нарядах, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств*(18).
Другой, более правильной, на взгляд автора, является позиция, что для определения возможности привлечения к указанным видам службы военнослужащих, зачисленных в распоряжение, необходимо руководствоваться специальными правилами, установленными для данного вида службы (боевого дежурства, суточного наряда и т.д.), а также требованиями, предъявляемыми законодательством к личному составу, назначаемому (привлекаемому) к этому виду службы*(19).
Рассуждая в правильном направлении, указанные авторы все же делают неправильный вывод о том, что категории военнослужащих, которые могут быть назначены, например, дежурными по полку, определены в зависимости от воинских званий и от принадлежности к подразделениям полка. А верным выводом может быть только следующий: привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, т.е. не замещающих определенные воинские должности, к выполнению специальных обязанностей невозможно. Это доказывается следующим.
Во-первых, служебное положение военнослужащего, как и любого государственного служащего, определяется занимаемой им должностью. С помощью должности персонифицируется правовой статус государственного служащего (служебные обязанности и права, ограничения и запреты, ответственность)*(20).
Во-вторых, должностные и специальные обязанности имеют тесную связь, причем вторые непосредственно зависят от первых и невозможны без них. Например, Боевой устав РВСН предусматривает четкую зависимость возложения специальных обязанностей при несении боевого дежурства от воинской должности военнослужащего. Только занимающие определенные должности военнослужащие могут быть назначены соответствующими номерами в боевых расчетах дежурных сил. Назначение военнослужащих, находящихся в распоряжении, в состав боевых расчетов, т.е. возложение на них специальных обязанностей при несении боевого дежурства, указанным документом не предусмотрено.
Аналогичные требования содержатся и в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
Так, ст. 283 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает, что дежурный по полку назначается из офицеров управления полка и батальонов, командиров рот и им равных, т.е. возможность назначения офицера дежурным по полку зависит от занимаемой им воинской должности (не ниже командира роты), а не от воинского звания. Дежурным по полку может быть назначен как командир роты в воинском звании старшего лейтенанта, так и начальник связи полка в воинском звании майора, но не может быть назначен командир взвода в воинском звании капитана.
Статья 66 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что дежурный по гарнизону назначается из числа офицеров военной комендатуры или воинских частей гарнизона по воинской должности не ниже командира роты (батареи) и им равных, т.е. и здесь закреплен тот же правовой принцип, причем более явно.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что военнослужащий в любом воинском звании, зачисленный в распоряжение командира (начальника), т.е. не замещающий никакой должности, не может быть равен по должности ни командиру роты, ни какому другому должностному лицу и соответственно не может исполнять специальные обязанности.
В-третьих, о неразрывной взаимосвязи должностных и специальных обязанностей говорит и тот факт, что законодатель поместил их в одной статье — ст. 27 «Должностные и специальные обязанности» Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, отделив от общих обязанностей военнослужащих, указанных в ст. 26 названного Закона.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, т.е. не замещающих определенные воинские должности, к выполнению специальных обязанностей невозможно.
Кроме того, необходимо поднять вопрос и о том, что некоторые командиры (начальники), в распоряжение которых зачислены военнослужащие, считают, что они имеют право привлекать таких военнослужащих к уборке территории и различных помещений, складов, парков воинской части, использовать офицеров для выполнения обязанностей солдат и сержантов и т.п. Необходимо твердо и четко сказать, что такие действия являются незаконными.
3. Подпункт «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы определяет, что при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, зачисляется в распоряжение командира (начальника) до его исключения.
По всей видимости, данная норма предназначается для тех случаев, когда военнослужащего, уволенного с военной службы, невозможно своевременно исключить из списков личного состава части в связи с необеспеченностью установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением (п. 16 ст. 34 Положения).
Однако, по мнению автора, данная норма является «мертвой» в связи с тем, что военнослужащего, освобожденного от воинской должности и уволенного с военной службы, можно зачислить в распоряжение, только отменив приказ об увольнении с военной службы*(21). Причем это может сделать в соответствии со ст. 13 Положения только должностное лицо, которое издало приказ об увольнении военнослужащего с военной службы.
У военнослужащего, уволенного с военной службы, совершенно иной правовой статус, чем у военнослужащего, находящегося в распоряжении. Поэтому неуволенного военнослужащего невозможно рассчитать по всем видам довольствия, так как нет основания (приказа по личному составу об увольнении) для издания приказа по строевой части об исключении из списков личного состава части.
К тому же повторное увольнение военнослужащего в случае отмены приказа об увольнении и зачислении его в распоряжение может быть позднее окончания срока его военной службы, а это прямое нарушение п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающего, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.
Кроме того, обычно срок, в течение которого невозможно произвести полный расчет с военнослужащим, небольшой: от нескольких дней до нескольких недель. А для оформления документов на отмену приказа об увольнении и зачислении военнослужащего в распоряжение, согласования документов, их пересылки, издания соответствующего приказа необходим достаточно длительный период времени. Поэтому должностное лицо, которое приняло решение об увольнении военнослужащего, еще не успевает принять решение об отмене приказа об увольнении военнослужащего и зачислении его в распоряжение, а военнослужащий уже обеспечивается положенными видами довольствия.
Наиболее правильным выходом из данного правового тупика было бы исключение из оснований зачисления в распоряжение подп. «и» п. 2 ст. 13 Положения и внесение дополнений в разд. III Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, согласно которым военнослужащим, уволенным с военной службы, при невозможности своевременного исключения из списков личного состава части, денежное довольствие выплачивается в полном размере по день их исключения.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) для решения вопроса дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы, следует в первую очередь рассматривать как этап определения его дальнейшего служебного предназначения, в том числе и как этап продвижения его по службе. Для этого необходимо внести в нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения военной службы, соответствующие изменения. Тогда нахождение военнослужащего в распоряжении перестанет быть «головной болью» соответствующих командиров, а для некоторых военнослужащих — источником дополнительных доходов и возможностью «правового издевательства» над командованием, а станет своего рода «фильтром» для военнослужащих, зачисленных в распоряжение.
Во-вторых, в исключительных случаях зачисление военнослужащих в распоряжение соответствующих командиров (начальников) может производиться

Указом Президента РФ ОППВС установлено, что военнослужащий в распоряжении подпадает под компетенцию начальника/командира военной части. Только командир ВЧ наделен полномочиями отдавать приказы и распоряжения заштатникам. С одной стороны, это нормативное требование регламентирует порядок нахождения армейца за штатом, но с другой - не дает необходимой конкретики, которая требуется при определении объема обязанностей служащего в каждом отдельном случае. По этой причине заштатник должен руководствоваться общей армейской обязанностью - выполнять приказы своего командира, а уже насколько правомерны такие распоряжения, и кто несет ответственность за их исполнение - это нужно определять, исходя из сложившейся ситуации, и руководствуясь положениями общевоинских уставов.

Кого и как выводят за штат

Зачисление работающего военнослужащего в распоряжение - это фактически снятие его с должности без окончательного увольнения. Таким правом наделены руководители, в полномочия которых входит назначение служащих на данную вакансию. Список должностных лиц, обладающих правом подписывать приказы по личному составу, утверждается Министерством обороны РФ.

Например, если начальник ВЧ назначил вас на должность инспектора финансово-экономического отдела ВЧ, то и вывести в распоряжение с этой должности может только этот руководитель в случае:

  • сокращения или освобождения от должности, ликвидации части;
  • регистрации уголовного дела по обвинению армейца;
  • нахождения в плену;
  • невозможности увольнения (декретницы, служащие до предоставления бесплатного жилья, если оно положено по закону).

В приказе на выведение за штат указывается срок, в который армеец обязан сдать свои дела и оружие. Дата выполнения этого пункта приказа считается сроком выведения в распоряжение.

Периоды нахождения за штатом:

  • при освобождении от выполнения должностных обязанностей - не более 3-х месяцев (на этот шаг руководство идет при понижении армейца в должности);
  • при сокращении – до 6-ти месяцев;
  • для обвиняемых - до момента вступления приговора по делу в законную силу;
  • для декретниц - до окончания декретного отпуска;
  • для тех, кто ждет квартиру - до момента предоставления жилья.

В течение указанного периода заштатнику выплачивается денежное содержание (ЕДВ) по последней должности и все положенные надбавки (кроме секретности). После истечения срока выплаты должны быть прекращены, а также принято решение о дальнейшем пребывании заштатника на военной службе.

В период нахождения за штатом армейцу запрещено устраиваться на гражданские должности, заниматься предпринимательством, и покидать пределы РФ. Если будет установлено нарушение этого запрета, то военнослужащего привлекут к материальной и административной ответственности.

Выведение армейца за штат считается процедурой с высоким риском возможного нарушения прав военнослужащего. В этой ситуации нужно выбрать максимально грамотную тактику поведения с командованием, чтобы не оказаться на гражданке без квартиры, пенсии и дополнительных социальных льгот.

Как служить за штатом

Армейцы, находящиеся в распоряжении, могут привлекаться к выполнению общих и специальных воинских заданий. Это значит, что на служащего возлагаются все обязанности, которые он выполнял по службе, кроме должностных полномочий.

Данное требование не распространяется на контрактников, которые находятся в отпуске, на лечении, содержатся под стражей.

Общие за штатом:

  • соблюдать ВЧ;
  • следовать правилам ношения формы;
  • выполнять приказы командира ВЧ;
  • соблюдать субординацию и порядок уставных ;
  • не нарушать .

Соответственно, если вас вывели за штат, вы все равно обязаны являться в военную часть, докладывать о своем прибытии начальнику/командиру ВЧ, и следовать Уставу. Неявка на службу может быть расценена командованием как нарушение воинской дисциплины, и заштатника привлекут к дисциплинарной ответственности за грубый проступок. За такое нарушение может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по отрицательным мотивам (НУК).

Более того, заштатник может быть привлечен к уголовной ответственности, если не будет являться на службу более 10-ти дней.

Из реальных обязанностей, которые могут быть поручены распоряженцу - командировки, организация и участие в мероприятиях, не связанных с доступом к государственной тайне и оружию.

Выполнение специальных задач

Специальными армейскими обязанностями считаются:


Согласно обще-воинскому Уставу, каждый армеец должен выполнять эти обязанности по приказу командира. Однако есть ли такая обязанность у служащего, выведенного за штат? Эксперты в вопросах военного права единогласно утверждают, что нет.

Во-первых, заштатник не имеет право на ношение оружия. Если организованные специальные мероприятия допускают участие безоружных военнослужащих, то теоретически выполнение таких обязанностей может быть возложено на распоряженца, но на практике таких ситуаций не возникает. Более того, заштатнику запрещается выдавать чужое оружие, не закрепленное за ним приказом. В противном случае, любое ЧП с участием такого боевого оружия может стать причиной огромного количества неприятностей для командира ВЧ.

Во-вторых, после выведения за штат прекращается доступ армейца к секретным сведениям, государственной и военной тайне. Выполнение специальных задач невозможно без получения секретной информации, фактически заштатник не имеет права получать и использовать такие сведения для выполнения поставленных задач. Срыв мероприятий по вине отсутствия у их участника специальных допусков к информации - проблема для руководства.

Таким образом, очевидно, что привлечение распоряженца к исполнению специальных обязанностей грозит большими неприятностями для командования ВЧ, и именно поэтому в большинстве случаев военнослужащих за штатом обязывают выполнять только общие воинские требования.

Приглашаем обсудить проблемные вопросы службы за штатом и возможные пути защиты своих прав.

В настоящее время армия переживает непростой период реорганизации, при которой происходит изменение структуры ВС РФ. В связи с этим сокращаются должности военнослужащих по контракту, они временно поступают в распоряжение командования. Оптимизация и создание новой должностной иерархии приводит к и высвобождению некоторого числа военнослужащих. Увольнение служащего по контракту невозможно без предоставления жилой площади в собственность. Граждане, вынуждены определенное время служить, дожидаясь решения своих проблем, не занимая положенной по званию должности.

Особенности денежного довольствия

Обычно жалование военнослужащего состоит из оклада за звание и оклада по занимаемой должности. Кроме того, воин получает доплаты, которые дифференцируются в зависимости от многих факторов, что составляет значительную материальную надбавку. В случае, когда служащий находится в распоряжении начальника, выплаты рассчитываются несколько иным способом. Военнослужащий получает следующие выплаты ежемесячно:

Оклад за звание;
оклад по ранее занимаемой должности;
надбавка в процентах за выслугу;
дополнительно еще один оклад по занимаемой ранее должности;
специальные надбавки за особые и сложные условия труда;
единовременно выплачивается премия за добросовестное отношение к своим обязанностям.

Процентное повышение оклада жалования для служащих, находящихся в распоряжении командира, в зависимости от выслуги лет составляет 5 – 70% от должностного оклада. Ежемесячная надбавка за особые условия труда может достигать 50% оклада на последней должности. Единовременная премия выплачивается по итогам года, составляет три должностных оклада и не зависит от статуса военнослужащего. Премия может быть уменьшена или отменена командиром за и административные нарушения.

Подготовка к увольнению должна занимать не более одного года. В течение данного срока военнослужащий должен добросовестно выполнять поручения командира, в противном случае он может быть уволен по статье за несоблюдение контракта. За этот период командир обязан решить вопрос о дальнейшем продлении контракта. Если после очередной аттестации принято решение о прерывании контракта, то собирается комиссия, и составляется предписание для дальнейших действий. Командиром проводится беседа с увольняемым, заполняется официальный протокол, который должен быть подписан военнослужащим.

Находясь в распоряжении, военнослужащий имеет право на повышение своей квалификации и приобретение новой военной специальности. Увольняясь по ОШМ, военнослужащий сохраняет все положенные единовременные выплаты. Финансовое подразделение, получив приказ командира о последующем увольнении сотрудника, в течение месяца обязано сделать полный расчет предстоящих выплат. Единовременное пособие состоит из двух окладов жалования по последнему месту службы, если гражданин прослужит менее 20 лет. Если выслуга равна или более 20 лет, то увольняемый получит семь окладов.

Кроме того, военнослужащему положены премиальные выплаты в связи с имеющимися у него наградами и благодарностями, отмеченными в личном деле. Следует учесть, что в распоряжении не может быть закончен ранее, чем гражданин получит жилищный сертификат. Исключение военнослужащего из списка личного состава запрещено законом до тех пор, пока не будет произведен полный денежный расчет. При несоблюдении этих основных положений военнослужащий будет восстановлен на службе военным судом.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Обязана ли будучи в распоряжении, ездить на занятия по учебным стрельбам и выполнять упражнения?

Моя жена военнослужащий пограничных органов. В августе месяце сего года вывели в распоряжение, в виду сокращения должности.

Вопрос: обязана ли она (моя супруга), будучи в распоряжении, ездить на занятия по учебным стрельбам и выполнять упражнения?

Ответы юристов

Лучший ответ

Ирина Николаевна (22.08.2013 в 23:44:15)

добрый вечер!

в соответствии со ст 42 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира в связи с проведением ОШМ не более 6 месяцев.

На лиц, находящихся в распоряжении, в полном объеме распространяется статус военнослужащего, за исключением возложения на них должностных обязанностей. Однако зачисление в распоряжение не дает военослужащему права игнорировать установленный в воиской части регламент служебного времени и отданные командиром приказы, на него остаются возложенными общие и специальные обязанности военнослужащих, за неисполнение которых он несет ответственость. командир вправе привлекать военослужащего в распоряжении к участию в мероприятиях, направленных на поддержание воинской части в боеготовности. т.о. Ваша супруга должна проходить занятия по учебным стрельбам.

Жвакина Вероника Алексеевна (22.08.2013 в 19:11:47)

Здравствуйте, к сожалению на этом форуме нет военных юристов. Однако возможно я могу Вам помочь. Посмотрите вот эту статью http://www.lawmix.ru/comm/3815/

А свой вопрос Вам лучше задать тут: http://urist-help.com/index.php?topic=27.60. Надеюсь, что помогла Вам хоть немного. Удачи.

Зубков Сергей Васильевич (22.08.2013 в 19:29:08)

Уважаемый Аноним. В соответствии со ст.42 п.4 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ военнослужащий может проходить военную службу не на должностях в случае нахождения в распоряжении командира в связи с организационно-штатными мероприятиями. Как видите, при нахождении в распоряжении статус военнослужащего сохраняется. Согласно Устава внутреннкй службы ВС РФ, утв.Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. к общим обязанностям военнослужащего относятся:

быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в от ношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

исходя из анализа обязанностей можно определённо сказать: да, обязана. Стрельбы и другие упражнения (напр., полоса препятствий) это не должностные обязанности.

Удачи и с уважением к военным. Сергей. Мой ответ - Ваш отзыв.

Владимир Иванович (22.08.2013 в 19:37:39)

Добрый вечер!

Вопросы прохождениея военной службы урегулированы следующими нормативными актами - 1)ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; 2) Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

В соответствии с данными нормативными актами военнослужащие, зачисленные в распоряжение, имеют отличный от общего правовой статус, заключающийся в следующем. 1. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются должностные обязанности, предусмотренные общевоинскими уставами и положениями. При этом, действующее законодательство не содержит прямого запрета на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей (привлечение к несению боевого дежурства (боевой службы), назначение в суточные и гарнизонные наряды, привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах). 2. Военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников), не несут ответственности за правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, так как военнослужащие, зачисленные в распоряжение, не замещают воинских должностей и на них не возлагаются должностные обязанности, они не могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. 3. Военнослужащим, зачисленным в распоряжение, устанавливается порядок обеспечения денежным довольствием, отличный от общего порядка.

Вопрос: Добрый день. При переводе к новому месту службы не смог принять должность из-за несоответствия формы допуска, оформление которого продолжается уже почти 3 месяца. Я получаю денежное довольствие по старой должности по схеме: должность + звание + выслуга. Меня известили, что полное денежное довольствие, включающее различные надбавки, мне будет выплачиваться только после получения допуска и принятия должности, никакого перерасчета за прошедшие 3 месяца мне не положено. Соответствует ли закону такая постановка вопроса?

Ответ: Порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира определяется статьей 13 «Положения о порядке прохождения военной службы» , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 02.01.2016) «Вопросы прохождения военной службы» .

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что в целях решения вопросов, связанных с дальнейшим прохождением службы, военнослужащие-контрактники могут быть направлены в распоряжение ближайшего прямого командира, наделенного правом издания приказов. Такое решение принимается должностным лицом, которое обладает право назначения на должность, замещаемую указанным военнослужащим.

В пункте 2 Положения содержится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть зачислен в распоряжение командира:
а) в случае освобождения от воинской должности - не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев.
Остальные основания зачисления в распоряжение касаются отдельных случаев (негодность к воинской службе, перевод из ВС РФ, привлечение к уловной ответственности и т.п.)

Таким образом, нахождение в распоряжении не должно превышать установленных подпунктами «а» и «б» сроков.
Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих регламентируется «Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ» (в редакции от 01.09.2-14), утвержденного Приказом МО РФ № 2700 от 30.12.2011г.

Пункты 152, 153 Порядка определяют порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, когда они находятся в распоряжении:
- Во время нахождения указанных военнослужащих в распоряжении, они получают денежное довольствие, включающее оклад по последней занимаемой должности, оклад по званию и надбавка за выслугу лет (п. 152). Никакие другие выплаты не предусмотрены.

- Однако п. 153 того же документа устанавливает, что в случае, когда военнослужащий, находится в распоряжении (не занимает никакой должности), но при этом временно исполняет возложенные на него обязанности по вакантной воинской должности, то тогда он в полном объеме получает денежное довольствие, которое соответствует этой вакантной должности. Денежные выплаты в соответствии с п. 152 ему при этом не выплачиваются.

Следовательно, если при нахождении в распоряжении на Вас не были возложены обязанности по временному исполнению вакантной должности, то в этом случае действия командования воинской части не противоречат действующему законодательству.