Правовой статус арктики. Международно-правовой режим арктики

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на так называемые "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926, в соответствии с которым все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии на основании Договора о Шпицбергене (1920 г.)

После распада СССР права Российской Федерации в Арктике закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе" и от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В настоящее время разрабатывается федеральный закон "Об Арктической зоне".

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.н.

В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.) сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере, которая содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. Российская Федерация поддержала Концепцию "северного измерения канадской внешней политики", выдвинутую Правительством Канады 8 июня 2000 г. В результате 18 декабря 2000 г. было подписано "Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере".

В 1993 г. представители правительств арктических стран приняли Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики, признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. В случае необходимости решено применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду "предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде" Арктики и решения по которой должны приниматься национальными органами.

В 1996 г. правительства семи арктических государств подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и зашиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса. Можно отметить декларации Совета, принятые на встречах 1998 г. в Икалуите и 2000 г. в Бэрроу.

В настоящее время ведутся переговоры о статусе природных ресурсов Северного ледовитого океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.

Однако ст. 76 Конвенции 1982 г. предусматривает, что данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются в Комиссию ООН по континентальному шельфу. 20 декабря 2001 г. Секретариат ООП зарегистрировал Представление РФ с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Совокупная площадь морского дна, па которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн кв. км.

Кроме того, России для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, па который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.

В 2007 г. МПР России была организована экспедицию в Арктику. Основная цель - исследование глубинной структуры коры в зонах сочленения хребта Ломоносова и хребта Менделеева с прилегающими шельфами. В конце 2007 г. была предоставлена необходимая информация в Комиссию ООН. В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане нормам ст. 76 Конвенции и положениям Научно-технического руководства Комиссии 1999 г. и при положительном решении вопроса Россия увеличит площадь континентального шельфа, что означает начало осуществления суверенных прав в Северном Ледовитом океане до точки Северного полюса. Благодаря быстрому развитию техники уже в скором времени будет возможна разработка ресурсов в этой зоне".

Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33" северной широты, - Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - - того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией - продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств - издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения:

  • «О Государственной границе РФ»;
  • «О континентальном шельфе РФ»;
  • «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • «Об исключительной экономической зоне РФ».

Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.

Необходимо особо оговорить, что ни одно из приарктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало . Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Этот подход к оценке юридического статуса пространств Арктики - так называемая «теория секторов» («секторальная» или «секторная» теория) - какого-либо подкрепления в положениях национальных нормативных актов или международных договоров не получил. Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные - материковые и островные - образования. Даже особый правовой статус архипелага Шпицберген, основанный на многостороннем международном договоре, с полной определенностью фиксирующем признание над этим архипелагом суверенитета Норвегии, никоим образом не затрагивает сопредельных с ним морских пространств арктического сектора, в пределах которого он находится.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного , относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран , - на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны, на континентальный шельф, международный район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.

Исторические воды

Характерным для внутренних морских вод приполярных стран является установление ими в отношении некоторых таких регионов статуса исторических вод. К этой категории морских пространств отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря, установленную упоминавшейся Конвенцией 1982 г., т. е. 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден действующими до настоящего времени постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.), в состав внутренних вод нашей страны и, следовательно, в состав ее территории в числе прочих были включены Белое море, Чесская, Печерская, Байдарацкая губы, Обь-Енисейский залив и другие прибрежные водные пространства, ширина входа в которые имеет значительно большую протяженность именно по историческим основаниям, поскольку все они в силу сложившихся условий с давних времен находились под контролем Российской империи, а затем СССР.

По таким же основаниям к внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные пространства северной и северо-западной частей ее побережья, ограничиваемые с внешней стороны - со стороны открытых морских пространств - исходными линиями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации береговой линии местами составляет 44 морские мили. Это относится и к статусу прибрежных морских пространств, в пределах которых пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь находящийся в пределах пояса мелких прибрежных островов - шхер. Правомерность распространения Норвегией на эти воды статуса исторических подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 и 1937 гг. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Судом был положен тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями этой прибрежной страны. В решении обращается также внимание на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены об указанных притязаниях Норвегии, никакой официальной отрицательной реакции не последовало, что должно рассматриваться как «тацитоконсенсу» - молчаливое согласие соответствующих участников международных отношений. Наконец, Судом было учтено наличие тесной связи водных регионов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии и с ее экономикой.

Историческими особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, на которые специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. - фактически был распространен канадский суверенитет, так как в этом документе говорится об установлении полного контроля со стороны Канады за всеми видами морской деятельности, включая судоходство (в том числе иностранное), в пределах таких пространств и особенно в проливах, образующих Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического океана с Северным Ледовитым океаном. Протяженность установленных названным приказом исходных линий по периметру всего канадского арктического архипелага во многих местах значительно превышает конвенционную - двойную ширину территориального моря.
Правомерность установления статуса исторических вод в Арктике в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении в отдельных случаях исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы конкретного района, реальность и значениекоторых доказаны их длительным осуществлением.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в части управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов . Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или способствует его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды «на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных» и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация (ИМО).

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной прибрежной страны, могут осуществляться только при условии, что «такая инспекция оправдана обстоятельствами дела» (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к суднумерах.

Юридический статус морских внутренних вод

Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе, и на правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и в районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств исходными линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительной экономической зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982 г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же в большинстве случаев они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом приводившихся положений ст. 234 этой Конвенции можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам, территориальному морю России и ее исключительной экономической зоне аналогично правовому положению норвежской судоходной прибрежной магистрали. Как и последняя, Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

Подробнее о Северном морском пути

В отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток-запад или запад восток, - этот путь год от года, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евразийского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т. е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

На целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации и на консолидированность ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т. е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой авиаразведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне обоснованно составляет прерогативу РФ как прибрежного к этой магистрали государства.

На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967 гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол «Нортуинд».

В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охранеГосударственной границыСССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.

В настоящее время свыше 50 портов России на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г. объявил об установлении вдоль побережья страны 200-мильной исключительной экономической зоны и провозгласил право компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

Международно-правовой статус и режим Антарктики

Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями под командованием М. П. Лазарева и Ф. Ф. Белинсгаузена.

Правовое положение южного полярного региона базируется на установлениях Договора об Антарктике , принятого 1 декабря 1959 г. по результатам Вашингтонской конференции, в которой участвовали Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский Союз, Франция, Чили и Япония. Созыв Конференции, заключение и быстрое введение в действие этого многостороннего международного соглашения (вступило в силу 23 июля 1961 г.) обусловливалось обострением противостояния между государствами, притязавшими на различные районы данной части земного шара, и другими странами, отвергавшими односторонние действия такого рода.

Состоявшиеся на Вашингтонской конференции дискуссии увенчались преодолением противостояния государств-участников по территориальной проблеме. Итогом переговорного процесса явилась ст. IV Договора, анализ текста которой позволяет сделать выводы о том, что участники Договора:

  1. не признают суверенитета ни одного из государств в каком бы то ни было районе Антарктики и, более того, не признают каких бы то ни было - выдвинутых или могущих быть выдвинутыми со стороны любого государства - претензий, утверждающих здесь его территориальный суверенитет;
  2. не требуют от любой из договаривающихся сторон отказа от ранее заявленных ею территориальных претензий в Антарктике либо от имеющихся у нее оснований для выдвижения в будущем претензий на территориальный суверенитет;
  3. исходят из того, что ни одно из положений Договора не должно рассматриваться как наносящее ущерб позиции любой из договаривающихся сторон в части признания или непризнания уже заявленных кем-либо из ее прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике либо наличия у него оснований на такой суверенитет.

Иначе говоря, содержание ст. IV сводится, с одной стороны, к закреплению положения, сложившегося в Антарктике до заключения настоящего Договора, в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь, а с другой стороны, к признанию за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, права на выдвижение подобных претензий, однако без реального использования этого права.

Следовательно, конструкция, созданная ст. IV Договора об Антарктике, может характеризоваться как утверждение фактического положения Антарктики в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать Антарктику как международную территорию, т.е. имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.

По вопросу осуществления юрисдикции в Антарктике Вашингтонская конференция была вынуждена согласиться с многообразием позиций и практики заинтересованных государств. Это означает, что государство - эксплуатант Антарктики будет осуществлять юрисдикцию над лицами, направляемыми им для этой цели, в таком объеме и на основе таких принципов, которые будут для данного государства предпочтительными.

Следовательно, государства могут осуществлять здесь как юрисдикцию над лицами (личная юрисдикция), так и юрисдикцию, связанную с их территориальными притязаниями (территориальная юрисдикция).

Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явились разработка и закрепление в Договоре об Антарктике основных деятельности в этом районе:

  1. мирного использования Антарктики (в качестве демилитаризованной и нейтрализованной территории Антарктика не может использоваться для размещения здесь воинских контингентов, служить театром военных действий или базой для ведения таковых где бы то ни было, не может быть полигоном для применения ядерного или обычного оружия);
  2. свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой области (указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с участниками Договора);
  3. обеспечения экологической безопасности в регионе.

Что касается территориальной сферы действия Договора об Антарктике, то она определена ст. VI, согласно которой: «Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники...» Из этого следует, что в состав конвенционного региона входят как сухопутные - материковые и островные, так и водные пространства, ограниченные с севера условной линией - географической параллелью под 60° южной широты. При этом ст. VI содержит важную оговорку, указывающую, что Договор «не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района». Данное положение еще раз свидетельствует о весьма значительном сходстве юридического статуса Антарктики со статусом упоминавшихся выше территориальных сфер с международным режимом. Характерно в этой связи отсутствие у побережья Антарктического материка и островных образований внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зон, как это имело бы место, если бы сама Антарктида и прилежащие к ней морские и сухопутные пространства подпадали под суверенитет или юрисдикцию той или иной страны.

Участие в Договоре об Антарктике имеет открытый для всех заинтересованных государств характер, однако членами консультативных, совещаний могут стать помимо первоначальных участников страны, проводящие в регионе существенную научную деятельность (экспедиционную либо постоянную).

Положения Договора об Антарктике, создающие фундамент для международно-правового регулирования в этом регионе, получили развитие и дополнение в ряде других международных многосторонних соглашений. Первым таким документом явилась Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., предусматривающая существенное ограничение добываемых их видов, а также устанавливающая допустимые уровни вылова, лимитирующая добычу по полу, размеру, возрасту, определяющая открытые и закрытые для охоты районы, регламентирующая применение различных орудий лова. Важнейшей составной частью созданной этой Конвенцией системы охраны тюленей Антарктики является проведение инспекций деятельности по их добыче.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т. е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Поэтому объектом ее регулирования являются популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, всех других видов живых организмов (в том числе птиц), находящиеся не только в пространстве к югу от 60-й параллели южной широты, но и вообще в районе «между этой широтой и Антарктической конвергенцией», т. е. в зоне более протяженной в широтном направлении, где происходит схождение (совмещение, перемешивание) сугубо антарктических природных факторов (океанологических, физических, био- и фитологических) с факторами более северного океанического региона.

Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции, причем предпринимаемые ею меры по сохранению становятся обязательными для всех государств - членов Комиссии по истечении 180 дней после того, как о них последние надлежащим образом будут уведомлены.

Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяются Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Ее основные принципы развивают, детализируют содержащийся в Договоре об Антарктике принцип обеспечения экологической безопасности региона, устанавливая правовой режим разработки неживых природных ресурсов, при котором в первоочередном порядке учитывалась бы необходимость защиты природной среды, предотвращения причинения ей значительного уваженияправ и интересов других пользователей Антарктики. В качестве механизма реализации положений Конвенции учреждены специальные органы - Комиссия и Консультативный комитет, обладающие достаточными правомочиями, чтобы осуществлять организационные и контрольные функции в отношении конвенционной деятельности эксплуатантов.

Конвенция 1988 г. в силу не вступила ввиду весьма отрицательного отношения к ней большинства членов международного сообщества, выразивших в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции сожаление в связи с позицией участников данного соглашения, недооценивших особую уязвимость экосистемы антарктического региона. Такая реакция была правильно воспринята государствами - членами Конвенции, которые на XI специальной сессии Консультативного совещания в 1991 г. подписали в Мадриде Протокол по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики об охране ее окружающей среды, являющийся дополнением к Договору об Антарктике 1959 г.

Из числа прочих положений Протокола, направленных на укрепление системы Вашингтонского договора и обеспечение исключительно мирного использования данного полярного региона, на то, чтобы Антарктика никогда не стала объектом международных конфликтов, необходимо выделить установление ст. 7, возлагающее на участников запрет в отношении любой деятельности, связанной с минеральными ресурсами, за исключением научно-исследовательской. Тем самым фактически замораживается проведение всех видов геологоразведочных (и, конечно, эксплуатационных) работ сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашается международным заповедником. Каждая из договаривающихся сторон обязана осуществить все необходимые законодательные и иные меры, включая акции административного и принудительного порядка, в целях обеспечения соблюдения Протокола, а также предпринять надлежащие усилия, совместимые с Уставом ООН, чтобы воспрепятствовать осуществлению в Антарктике любым государством деятельности, несовместимой с Протоколом.

(0 Rating)

2 ¡ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

| ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ

В.С. Юрчук*

Аннотация. Рассматриваются особенности правового режима Арктики; раскрывается понятие «арктические государства»; прослеживается история приобретения суверенитета на «никому не принадлежащие земли» - «terra nullius». Приводится понятие «арктические секторы», показана роль конвенции ООН по морскому праву 1982 г и ее трактовка применительно к России.

Ключевые слова: государственная территория, арктический регион, арктические государства, полярный сектор, Северный морской путь.

SPECIFIC FEATURES OF A LEGAL REGIME OF THE ARCTIC

Annotation. The article discusses the features of the legal regime of the Arctic reveals the concept of «Arctic states», shows the history of the acquisition of sovereignty over the «land belonging to no one» - «terra nullius». The notion of «Arctic sectors», shows the role of the United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982 and its interpretation in relation to Russia. Keywords: state territory, the Arctic region, the Arctic states, the polar sector, the Northern Sea Route.

Научная специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право

Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию. Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория земного шара подразделяется на территории - государства, территории со смешанным режимом, территории с международным режимом и территории со специальным международным режимом.

Государственная территория - это часть земного шара, в том числе суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную власть.

Территория государства состоит из сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы), водной территории (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль), воздушной территории над сушей и водами государства и объектов, условно приравненных к территории государства (морские и воздушные суда, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).

Часть территории, которая не является государственной территорией, в международном праве называется территорией, на которую распространяется национальная юрисдикция. В п. 2 ст. 67 Конституции РФ записано: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права».

* ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ ЮРЧУК,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московский институт экономики, политики и права Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция», является более широким, чем «государственная территория». Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащие исключительные экономические зоны, континентальный шельф).

Арктика - это часть земного шара, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей является Северный полярный круг. В этом измерении площадь Арктики составляет примерно 21 млн кв. км.

Арктический регион издавна является сосредоточением политических, правовых, экономических, военно-стратегических, экологических и социальных интересов. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и заключаемых ими соглашений, регламентирующих правовой режим морских пространств Арктики.

К Арктическому бассейну (Северному Ледовитому океану) выходят: Россия, Канада, Норвегия, Дания, США.

Термин «арктические» или «приарктические» государства обозначает две группы государств.

Во-первых, группу из пяти государств, побережья которых выходят к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону. В данном случае это относится к России, Канаде, США, Норвегии и Дании (из-за острова Гренландия).

Во-вторых, к арктическим государствам, кроме названных пяти, как отмечено выше, относят еще Швецию, Финляндию и Исландию. Они незначительными частями сухопутной территории также выходят к Арктическому бассейну и пересекаются Северным полярным кругом.

В условиях глобального изменения климата появилась возможность хозяйственного освоения этих пространств. Здесь открыты крупные залежи углеводородного сырья и рудных материалов. Обещает стать международной транспортной артерией и Северный морской путь, где увеличивается продолжительность навигации.

Экономические интересы России в Арктике связаны с наличием в этом регионе важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени в ближайшей перспективе. Открытые в Арктике запасы газа промышленных категорий со-

ставляют 67% общероссийских. Основное количество углеводородов сосредоточенны на российском участке континентального шельфа - более того - в рамках 200-мильной исключительной экономической зоны России. Арктика является основным источником российского никеля, меди, кобальта, платины и апатитового концентрата.

Исследование международно-правового режима морских пространств Арктики имеет в настоящее время особое значение как для мирового сообщества, так и для России.

Эксперты опасаются, что мирному освоению Арктики пришел конец, а в дальнейшем напряженность будет только расти. Как отметил Евгений Примаков на заседании «Меркурий-клуба» 8 октября 2014 г., в связи с этим необходимо: «...оформление на основе международного права внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане» .

Международно-правовой режим арктических территорий формировался в течение столетий и тесно связан с доктриной и практикой международного права в отношении приобретения суверенитета на никому не принадлежащие земли - «terra nullius».

Проблемы, связанные с приобретением новых территорий, всегда были очень актуальны для международного права. В течение длительного периода доктрина и практика международного права твердо придерживалась положения, что факт открытия «terra nullius», соединенный с оставлением некоторых признаков принадлежности государству - первооткрывателю, достаточен для получения правового титула на эту землю. На практике открытие могло сопровождаться такими символическими актами, как поднятие флага, креста и т.п. .

С течением времени меняется представление о «terra nullius». К концу XVI в. право открытия имело смысл лишь при эффективной оккупации в течение разумного срока. Термином «эффективная оккупация» обозначались завладение и организация управления территорией. Уже в XVIII в. критерии «эффективной оккупации» рассматриваются как необходимое условие для приобретения «terra nullius».

Следующим шагом действия государств по распространению своего суверенитета на части моря стало проведение прямых линий для обозначения морской территории, на которую и распространяется суверенитет данного государства. Практика применения прямых линий для отсчета ширины морских пространств нашла соответствующее признание в международных документах .

14 ¡ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании. Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ.

Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.

Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам.

Согласно концепции полярных секторов, неотъемлемой частью территории государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного географического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья. Соответствующие арктические государства осуществляют в таком секторе определенную целевую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экосистемного равновесия и т.д.). В пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства подводные, ледяные и водные пространства государственную территорию не составляют .

Равным образом пределы полярных секторов арктических государств не являются государственными границами; сектор - это, прежде всего, зона реализации исторически сложившихся прав и оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов конкретного арктического государства.

Законодательство России и Канады уже на протяжении многих десятилетий предусматривает наиболее разработанные положения об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных секторах». При этом наличествует молчаливое согласие большинства стран мира. Это обусловлено, на наш взгляд, суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики.

Положение об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных секторах» встречает, особенно сегодня, противодействие со стороны ряда государств и, в первую очередь, со стороны США. Соединенные штаты Америки взяли линию на «интернационализацию» Арктики, создание своеобразного «международного полярного права». Арктическая политика США была сформулирована в докладе президента Конгрессу, подготовленном в 1969 г. Национальным советом по освоению ресурсов моря и развитию техники. Не считаясь с исторически сложившимся и действующим режимом, в докладе утверждалось, что Арктический регион состоит в основном из международных районов, подпадающих под режим открытого моря, который предусматривает свободу прохода военными кораблями и торговыми судами под любыми флагами, независимо от компетенции прибрежного государства.

В ответ на это Канада в начале 70-х гг. предприняла энергичные меры, направленные на резкое ограничение иностранного судоходства в прибрежных арктических водах, - издала ряд актов, представляющих собой целую систему юридико-технических норм. Прежде всего, был принят Закон о предотвращении загрязнения арктических вод 1970 г., что, в свою очередь, сразу же вызвало резкую ответную реакцию со стороны Соединенных Штатов.

Сегодня мы видим настойчивые попытки реанимации этой идеи, теперь уже в приложении к России. В последнее время западные страны настойчиво добиваются признания полной свободы плавания по Северному морскому пути и прохода через российские арктические проливы.

История освоения Россией полярных областей насчитывает более восьмисот лет. Уже в середине XII в. новгородские люди шли далеко на Север к берегам Студеного моря, осваивая новооткрываемые земли экономически и культурно. В XVI в. Россия вела торговлю с

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

европейскими странами через Северное море. В конце XVI - начале XVII вв. землепроходцы осваивают реки Обь, Енисей, Лену; в 1649г. отряд Ф. Попова и С. Дежнева достигают самой восточной точки континента - нынешнего мыса Дежнева - и выходит в Тихий океан, впервые в истории сумев обогнуть Азию с Востока. В XVIII в. Академия наук России начинает научное изучение и картографирование побережья северных морей.

С XVI в. Россия поднимает на государственный уровень свои правопритязания на северные земли и моря.

Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей Российского правительства от 20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных государств». Этим документом объявлялось, что острова, находящиеся в «полярном секторе», составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территории империи является общепризнанной в течение столетий». При этом ни от одного из государств не поступало заявлений о несогласии с данной нотой.

Официальным актом, подтверждавшим принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Российской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 г.

Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее правительством СССР принадлежащих другим государствам, было объявлено к северу от побережья СССР (ныне - Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32° 04" 35" в.д. и меридиану 168° 49" 30" з.д. Постановление от 15 апреля 1926 г. не затрагивало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.

В 2008 г. Президентом РФ были утверждены Основы национальной политики до 2020 г., где были обозначены основные национальные интересы России в Арктике.

На первом этапе (2008-2010 гг.) предполагалось провести геолого-геофизические, гидрографические, картографические и другие работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; реализовать целевые программы и инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства.

На втором этапе (2010-2015 гг.) должно быть обеспеченно: международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировки энергетических ресурсов; решение задач структурной перестройки экономики зоны на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; создание и развитие инфраструктуры и системы управление коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; завершение создания единого информационного пространства Арктической зоны РФ.

На третьем этапе (2016-2020 гг.) должно быть обеспеченно превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России.

В юридическом плане заслуги России и Канады состоят, прежде всего, в открытии и освоении многих арктических пространств, а право первооткрывателя было сообразно международному праву того периода, титулом для распространения на них властных полномочий этих государств.

Складывающееся в течение десятилетий согласие большинства государств мира с установлением Канадой и Россией арктических секторов, обусловлено, прежде всего, суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики.

Правовой режим мореплавания в прибрежных водах приарктических государств особенно важен для России, ибо вдоль всего ее арктического побережья проходит Северный морской путь.

В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

Конвенция является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океана и регулировать основные виды деятельности по его использованию, изучению и освоению в современных условиях развития общества. Ее положения регламентируют режим всех основных морских пространств: открытого моря,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

территориального моря, глубоководного морского дна, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, проливов, используемых для международного судоходства, и др.

Ратификация Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции должна была стать существенным вкладом в решение проблем обеспечения интересов России и как великой морской державы, и как огромного прибрежного государства.

Но, сегодня, мы видим, что опираясь на эту Конвенцию многие государства, и в первую очередь США, хотят «интернационализировать» район Арктики, что не отвечает интересам России. И, поэтому, понятно заявление Артура Чилингарова, специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, который сказал: «Я бы хотел сказать, что есть разные мнения касательно конвенции (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), но общее мнение таково, что мы, может быть, поторопились с ее ратификацией» .

Северный морской путь, проходящий вдоль Арктического побережья Российской Федерации - от Кольского залива на западе до Берингова моря на востоке и составляющий около 3500 морских миль, считается национальной транспортной артерией России. Он пролегает в морских районах, находящихся под суверенитетом или под действием юрисдикции России на всем протяжении.

Плавание морских судов по данному пути происходит в соответствии с российскими Правилами плавания по Северному морскому пути от 1 июля 1991 г. Согласно этим Правилам, данный морской путь открыт для плавания любой национальности без всякой дискриминации, но под контролем российских навигационных служб и при соблюдении специальных технико-экономических требований к судам. Что же касается регулирования эксплуатации Северного морского пу-

ти, то оно возложено на специальный российский государственный орган - Администрацию Северного морского пути.

Доставка грузов Северным морским путем, кроме выигрыша в расстоянии, времени и т.д., может обеспечивать надежность и устойчивость морских перевозок в экономическом, политическом и военном отношении. Весьма велик «транзитный потенциал» российской Арктики, а в перспективе он только возрастет. Водная магистраль Северного морского пути может приносить России миллиардные доходы, приняв на себя часть грузопотоков торговли между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона». Именно поэтому придание СМП статуса «международного транспортного коридора» выглядит для западных стран гораздо привлекательнее.

Анализ международно-правовых норм и национально-правовых актов приарктических государств позволяет сделать следующие выводы:

В основе регулирования всех видов деятельности в Арктике должна лежать не интернационализация или распространение на арктические пространства в полной мере правового режима, устанавливаемого в отношении других районов Мирового океана, а соглашение именно приарктических государств в силу их особых интересов и солидарной ответственности за Арктику, к которым относятся Россия, Дания, Канада, Норвегия, США;

Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения Северного морского пути могут развиваться в различных направлениях, среди которых наиболее перспективными могут стать сотрудничество по разработке и решению юридических проблем в рамках рабочей группы по Северному морскому пути Совета Баренцева моря, Арктической инициативы, Декларации о защите окружающей среды Арктики и др.

Литература

1. Англо-французкая Конвенция о рыболовстве 1839 г.

2. Гаагская конференция о рыболовстве в Северном море 1882 г.

5. Анисимов Л.Н. Некоторые особенности правового режима Арктики // Мир и политика. 2015. № 1.

6. Михина И.Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

7. Примаков Е. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России: Мат. заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014.

8. Чилингаров А. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России: Мат. заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014.

Арктика - расположенная вокруг Северного полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также северные части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция. Эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики, которая является уникальной во многих отношениях - экологическом, экономическом, военно-политическом.

Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

Юридический статус и правовой режим Арктики

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается и иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам н территориальному морю России аналогично положению норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индерлее: как и последняя. Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

На целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации н на консолидированность ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т.е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой разведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне основательно составляет прерогативу Российской Федерации как прибрежного к этой магистрали государства.

На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол "Нортуинд".

В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.

В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).

Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозеландские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58" 37" западной долготы" (п.2 Привила 1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).

Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плавания судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вывод проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледокольно-лоцманскую), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10).

Наделение АСМП достаточно широкими полномочиями в деле регулирования судоходного использования магистрали преследует следующие задачи: обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение в результате морских аварий моря или побережья может нанести ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера. Такие же задачи преследуют специальные принимаемые приарктическими странами нормативные акты, к числу которых следует отнести канадский Закон 1970 г. о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° северной широты. Им установлены весьма строгие ограничения всех таких видов деятельности, которые могут иметь своим результатом нарушение экологической безопасности в зоне, простирающейся на 200 морских миль от побережья этой страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., .специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилежащих к северному побережью СССР" установлено, что плавание судов и иных плавучих средств в пределах морских районов заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий может осуществляться лишь в случаях, установленных законодательством страны. В частности, это может иметь место при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости обеспечения безопасности людей, судов и прочих транспортных средств в случае их бедствия. В каждом таком случае мореплаватели обязаны немедленно сообщать администрации ближайшего порта о предпринимаемых ими действиях, строго соответствуя с указаниями компетентных органов.

Более детально процедура осуществления мер по защите морской среды в прилежащих к территории нашей страны районах установлена постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября 1984 г. "О порядке применения Указа "Об экономической зоне СССР"", где в целях пресечения нарушений соответствующего законодательства предусматривается применение пограничными войсками всех обусловленных сложившимися обстоятельствами мер для прекращения нарушений и задержания нарушителей. Согласно Положению об охране экономической зоны СССР, утвержденному Советом Министров СССР от 30 января 1985 г., должностные лица органов, осуществляющих охрану этой зоны, пользуются своими правами в отношении судов, находящихся в территориальных водах страны, если таковые нарушили законодательство об исключительной экономической зоне СССР.

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств , хотя и существует предложение интернационализации Арктики , пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права , согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.) и другие государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).

Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»

Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право , а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Таким образом, международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие , в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств . Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.

В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.

В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.