Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Учет расчетов по ущербу имуществу Применение счета 209.36

Расчеты по ущербу и иным доходам

Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"

В деятельности казенных учреждений могут возникать ситуации, когда учреждению наносится ущерб, выражающийся в виде недостач, произошедших сверх норм естественной убыли, хищений и иных обстоятельств, а также ущерб в результате не соответствующего использования имущества. В этой статье рассмотрим особенности отражения в бюджетном учете по ущербу и иным доходам.

Счета учета расчетов по ущербу и иным доходам

Согласно обновленной (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н ) Инструкции № 157н для учета расчетов по ущербу и иным доходам используется счет 1 209 00 000 .

Аналитический учет по указанному счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), видов имущества и сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н ).

В соответствии с п. 221 Инструкции № 157н группировка расчетов по ущербу и иным доходам осуществляется на следующих счетах объектов учета:

а) 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

б) 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

в) 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»:

- 1 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

- 1 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

- 1 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

- 1 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам»;

г) 1 209 80 000 «Расчеты по иным доходам»:

- 1 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

- 1 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных активов»;

- 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».

Стоимостная оценка причиненного ущерба

При выявлении факта нанесения учреждению ущерба следует оценить размер причиненного ущерба.

В этом случае при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н ).

Обратите внимание, что до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н при определении размера ущерба, причиненного учреждению при утрате, порче, хищении имущества, следовало исходить из рыночной стоимости имущества на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н ).

Исходя из положений ст. 246 ТК РФ размер причиненного работником ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

Таким образом, размер причиненного работником ущерба не может быть ниже стоимости имущества (с учетом его износа) по данным бюджетного учета. Кроме того, федеральным законом может быть особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда его фактический размер превышает номинальный.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Возмещение ущерба

Исходя из положений ст. 238 ТК РФ , работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, кроме случаев, поименованных в ст. 239 ТК РФ , а именно если ущерб возник вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ ).

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ ).

Согласно положениям ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Производить удержания из заработной платы работника нужно с учетом ограничений, установленных ст. 137 , 138 ТК РФ .

Бухгалтерский учет

Руководствуясь положениями Инструкции № 157н, проекта приказа Минфина РФ «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н» , рассмотрим, как в бюджетном учете отражаются расчеты по ущербу и иным доходам.

Счет 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». На этом счете следует учитывать расчеты по следующим суммам ущерба:

  • в виде задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

Представим в таблице основные записи по учету компенсации затрат:

Дебет

Кредит

Начислена компенсация затрат

На счет учреждения в банке

В кассу учреждения

Отражено поступление средств на лицевой счет из кассы учреждения

Отражено поступление в доход бюджета суммы компенсации затрат у администратора доходов бюджета

Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм компенсации затрат в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

Отражение задолженности перед бюджетом в сумме компенсации затрат

Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета

Сумма ущерба казенному учреждению в объеме задолженности бывшего работника за неотработанные дни отпуска составила 5 800 руб. Эта сумма внесена уволенным в кассу учреждения и перечислена в бюджет с лицевого счета, открытого в ОФК. Учреждение является администратором доходов бюджета.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска

Возмещена задолженность путем внесения суммы в кассу учреждения

Перечислена сумма задолженности на лицевой счет, открытый в ОФК

Отражено поступление в доход бюджета суммы задолженности

Счет 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия». Использование этого счета необходимо для учета расчетов по:

а) суммам ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммам расходов, связанных с судопроизводством;

б) суммам, которые относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ, а именно по доходам, полученным в виде административных платежей и штрафов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе в виде:

  • поступлений в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе в виде штрафов, санкций, компенсаций, согласно законодательству РФ, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • поступлений сумм задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещения ущерба в силу законодательства РФ, в том числе при возникновении случаев;
  • недоимок, и штрафов по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • иных сумм принудительного изъятия.

То есть на счете 1 209 40 000 отражаются расчеты по доходам, которые до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н учитывались на счете 1 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

В таблице представлена основная корреспонденция счетов, которую следует применять в бюджетном учете при отражении расчетов по суммам принудительного изъятия.

Дебет

Кредит

Начислены доходы, полученные в виде сумм принудительного изъятия

Отражено поступление платежей:

На счет учреждения в банке

В кассу учреждения

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

Отражено поступление в доход бюджета сумм принудительного изъятия у администратора доходов бюджета

Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм принудительного изъятия в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

Отражение задолженности перед бюджетом в сумме принудительного изъятия

Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы принудительного изъятия

Согласно заключенному контракту с поставщиком оборудования на сумму 120 000 руб. последним были нарушены сроки его поставки. Этот факт был документально зафиксирован в акте о приемке оборудования и начислена неустойка в размере 2 000 руб. Условиями контракта на казенное учреждение возложена обязанность по перечислению не­устойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ.

В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход в размере предъявленной поставщику неустойки

Отражено поступление оборудования в учреждение

Отражено уменьшение расчетов с поставщиком оборудования при принятии решения об удержании суммы начисленной неустойки путем выплаты суммы уменьшенной на сумму неустойки

Погашена задолженность перед поставщиком оборудования

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Счета 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», 1 209 80 «Расчеты по иным доходам». Эти счета применяются для учета расчетов по ущербу, произведенному в отношении основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, денежных средств, денежных документов, финансовых активов и иных доходов. В таблице, представленной ниже, приведены основные записи, отражающие порядок учета таких расчетов при наличии виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, и при их отсутствии, а также в случае, если судом будет отказано в возмещении ими ущерба.

Дебет

Кредит

Отражена отнесенная на виновных лиц недостача:

Имущества, являющегося нефинансовыми активами (по текущей оценочной стоимости)

Денежных средств

Денежных документов, финансовых активов

Иных доходов

Отражено уточнение суммы задолженности по недостачам по решению суда

Возмещены недостачи:

Денежными средствами

В натуральной форме

Возмещен ущерб путем удержания из заработной платы работника

Перечислены в бюджет удержанные из заработной платы суммы:

С лицевого счета, открытого в ОФК

Со счета в организации

Отражены поступления в доход бюджета суммы в возмещение причиненного ущерба у администратора доходов бюджета

Отражены расчеты с бюджетом по возмещению суммы ущерба в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

Отражение задолженности перед бюджетом в сумме причиненного ущерба учреждению

Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы в возмещение ущерба

На счете 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счете 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» (п. 221 Инструкции № 157н ).

При проведении ревизии кассы казенного учреждения выявлена недостача денежных средств в сумме 2 000 руб. Виновным лицом сумма недостачи внесена в кассу учреждения.

При неустановлении лиц, причинивших ущерб учреждению, или в случае, когда судом отказано в возмещении ими ущерба, суммы выявленных недостач, потерь подлежат списанию с бюджетного учета и относятся на финансовый результат учреждения (п. 86 Инструкции № 162н ). Записи будут следующими:

Дебет

Кредит

Списана с баланса сумма недостачи в связи с отсутствием виновных лиц или отказом суда во взыскании ущерба с виновных лиц

Списана с балансового учета сумма недостач в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Забалансовый счет 04

Восстановлена сумма задолженности неплатежеспособных дебиторов по недостачам, ранее списанным на забалансовый учет

Забалансовый счет 04

В казенном учреждении произошла поломка принтера. Была определена текущая восстановительная стоимость принтера на день обнаружения ущерба в сумме 1 500 руб. В ходе разбирательства этого инцидента было установлено виновное лицо, которое возмещать причиненный учреждению ущерб отказалось, поэтому дело было передано в суд. Решением суда учреждению было отказано во взыскании с работника суммы ущерба.

В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что решением суда подтверждена вина работника в причинении учреждению ущерба при поломке принтера. Сумма ущерба внесена работником в кассу учреждения. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете учреждения эти операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражен причиненный учреждению ущерб, отнесенный на счет виновного лица - работника

Внесены работником в кассу учреждения денежные средства в счет погашения причиненного ущерба

Внесены средства на лицевой счет

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме причиненного учреждению ущерба

Отражено перечисление задолженности в бюджет

В представленном в статье материале приведены корреспонденции счетов, отражающие расчеты по ущербу и иным доходам, с учетом внесенных в Инструкцию № 157н изменений и наглядные примеры. Надеемся, что данная информация поможет при возникновении определенных ситуаций правильно отразить их в бюджетном учете.

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД С ПРИКАЗОМ № 209Н

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было.

Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений

Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом — семерых

На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее — Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
— от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
— от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
— от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
— от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
— от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
— от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
— от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н, достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Единый план

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ


СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам. На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

ВОЗВРАТ ДЕБИТОРКИ

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
СУЛЬДЯЙКИНА В.А.

В 2017 году на лицевой счет получателя бюджетных средств (казенного учреждения) поступил возврат дебиторской задолженности прошлого года по коммунальным платежам.

Счет 20 «Производственные запасы»

На 1 января 2017 года соответствующая задолженность числилась в учете казенного учреждения на счете 206 23. Казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в виде доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Со счета получателя бюджетных средств (ПБС) данные поступления перечисляются на лицевой счет администратора доходов, открытый главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Какие бухгалтерские записи необходимо отразить в учете учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в данной ситуации? Какой код вида расходов использовать при перечислении средств в доход бюджета (указали код 244, на который пришла сумма возврата, однако при консолидации отчета выдается ошибка)?

5.4. Учет расчетов по недостачам и хищениям.

На бюджетных предприятиях ведется учет выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию и списанию в установленном порядке.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

После установления недостач и хищений материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы относятся на виновных лиц и уточняются в соответствии с исполнительным листом.

Бухгалтерский учет расчетов по недостачам ведется на одноименном счете 0 209 00 000.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостач.

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам»

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы

В кассе организации обнаружена недостача по подложным документам. Для выявления причин и виновных была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности. При установлении факта хищения денежных средств и виновных лиц дело было передано в суд, который вынес решение взыскать с виновных сумму ущерба. Казалось бы, все ясно. Однако если учесть, что сам факт хищения выявлен в одном отчетном периоде, следствие велось не один год и обязанность погашения суммы ущерба возложена на службу судебных приставов, то возникает множество вопросов. Как оформить операции по перечислению судебными органами задолженности по недостачам на лицевой счет учреждения, чтобы закрыть задолженность по счету 209 00 000? На какой лицевой счет судебные органы должны перечислить погашенную виновным лицом задолженность (бюджетный или по платным услугам)? Какие нужно оформить документы, и как следует отразить данные операции? Ответы на эти и другие вопросы — в настоящей статье.

Об учете недостач и хищений

В соответствии с п. 159 Инструкции N 25н <1> учет расчетов по недостачам ведется на синтетическом счете 209 00 000 "Расчеты по недостачам".

Счет 209.30

На данном счете отражается задолженность по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, по рыночной стоимости. Недостача денежных средств отражается по номинальной стоимости. Учет расчетов по недостачам детализируется в разрезе аналитических счетов. Для учета недостач и хищений финансовых активов применяется счет 209 05 000 "Расчеты по недостачам финансовых активов".
———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации <2> определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
<2> Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 "Расчеты по недостачам" представляется неоправданным. В данном случае считаем целесообразным применение счета 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия". Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.
Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Отражение недостачи (хищения)

Отметим, ввиду того что правоохранительными органами выявлен подлог документов, в бухгалтерском учете должны быть сделаны исправительные записи методом "красное сторно", по которым прежде эти документы были приняты к учету. Далее по сумме выявленного хищения производятся записи:
Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытие из кассы" и одновременно на эту же сумму;
Дебет счета 1 209 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов"
Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов".
Затем, по мнению автора, в связи с тем, что судом было принято решение о принудительном взыскании суммы причиненного ущерба через службу судебных приставов, нужно закрыть счет 209 00 000 "Расчеты по недостачам" и открыть новый счет 205 04 000 "Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия" (аналитический счет "Служба судебных приставов"), по которому в соответствии с решением суда будет отражено погашение суммы ущерба путем принудительного изъятия.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу. К ним, в частности, относится совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть выполнено без личного участия должника. Поскольку служба судебных приставов наделена правом осуществлять погашение суммы причиненного ущерба от лица должника, перенос суммы дебиторской задолженности на вышеуказанный счет является вполне обоснованным.
При этом необходимо сделать следующую запись (п. 161 Инструкции N 25н):
— закрытие суммы недостачи по старому должнику ввиду взыскания денежных средств через службу судебных приставов:
Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит счета 1 209 05 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов" и одновременно;
— отражение в учете суммы недостачи, которая будет возмещаться судебными приставами:
Дебет счета 1 205 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"
Кредит счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

Погашение недостачи (хищения)

Сумма, поступившая в возмещение причиненного учреждению ущерба на лицевой счет учреждения от службы судебных приставов и подтвержденная выпиской органа Федерального казначейства, будет отражена следующим образом (п. 140 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 210 02 600 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от реализации финансовых активов"
Кредит счета 1 205 04 660 "Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов".
Бюджетное учреждение обязано перечислить суммы, поступившие в погашение хищения, в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Поэтому необходимо отразить начисление задолженности по прочим платежам в бюджет на сумму перечисления (п. 187 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 401 01 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия"
Кредит счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" <3>.
———————————
<3> Счет 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" (в части доходов бюджетов) используется только учреждением, наделенным в установленном порядке правом администратора поступлений в бюджеты, поэтому операции по перечислению денежных сумм в бюджет целесообразно оформить через счет 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

После принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют бюджетному учреждению выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную на основе платежного поручения. На основании выписки делается запись о подтверждении факта уплаты суммы хищения в бюджет (п. 203 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 303 05 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам".

Завершающие операции по закрытию счетов

При завершении финансового года счета 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" закрываются на счет 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. п. 168, 203 Инструкции N 25н).

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

Аналогично оформляются суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением, согласно законодательству Российской Федерации, предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания.

А вот возмещение причиненного учреждению ущерба отражают по кредиту счета 209 00 000 и дебету счета 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба виновными лицами в натуральной форме, учитываются по кредиту счета 209 00 000 и дебету счета 401 10 172 .

Недостача связана с пересортицей или убылью

В некоторых случаях в виде исключения допускается взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

Поэтому если в ходе инвентаризации одновременно обнаружены и излишки, и недостача ценностей, то нужно проверить, возможно ли в данном конкретном случае проведение зачета излишков недостачами.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть осуществлен за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Окончательное решение о зачете принимает руководитель учреждения.

Если провести зачет по пересортице невозможно или если, например, излишков не выявлено, а обнаружена только недостача, инвентаризационная комиссия проводит проверку на наличие естественной убыли.

Нормы естественной убыли разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с требованиями приказа этого ведомства от 31 марта 2003 г. № 95 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли». Так, например, при инвентаризации продуктов питания применяются нормы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 сентября 2007 г. № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания».

Обратите внимание: применять нормы естественной убыли возможно только в том случае, если в ходе инвентаризации фактически обнаруживается недостача.

Сумма недостачи в пределах и сверх норм естественной убыли должна быть отражена в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Ее форма приведена в приказе Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и методических указаний по их применению».

Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример

В ходе инвентаризации в учебном заведении обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. - в пределах норм естественной убыли, 750 руб. - сверх норм естественной убыли). Рыночная стоимость тех продуктов питания, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, составила 770 руб. Эта сумма взыскивается с материально ответственного лица.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны материальные запасы в пределах норм естественной убыли 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
1 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания - иного движимого имущества учреждения» 50
Списаны материальные запасы сверх норм естественной убыли 1 401 10 172
1 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания - иного движимого имущества учреждения»
750
Начислена задолженность по вы- явленным недостачам за счет вино- вных лиц 1 209 74 560
«Увеличение деби- торской задолжен- ности по ущербу материальных за- пасов»
1 401 10 17
«Доходы от операций с активами»
770

Таким образом, сумма, которую относят на виновное лицо, определяется по рыночной стоимости за вычетом недостачи в пределах норм естественной убыли.

Методы взыскания ущерба

Если виновный работник согласен добровольно возместить ущерб или если сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, допустимо произвести взыскание не обращаясь в суд. Основанием может служить приказ или распоряжение руководителя учреждения. В других случаях взыскание производится через суд. При этом допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа (по соглашению сторон). В рассматриваемом случае работник представляет письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Если человек увольняется до выполнения своего обязательства по добровольному возмещению ущерба и при этом отказывается в дальнейшем возместить указанный ущерб, то непогашенная задолженность также взыскивается в судебном порядке.

Процедура взыскания с виновного лица суммы недостачи на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения устанавливается внутренними документами бюджетного учреждения или главного распорядителя (распорядителя).

Метод определения текущей рыночной стоимости на день обнаружения ущерба должен быть прописан локальными нормативными актами государственного (муниципального) учреждения.

Пример нормативного акта - распоряжение Правления ПФР от 27 декабря 2007 г. № 273р «Об утверждении Методических рекомендаций по бюджетному учету». Этим документом предусмотрено, что текущая рыночная стоимость имущества определяется по данным средств массовой информации (из интернета, газет, рекламных каталогов), органов статистики, организаций - изготовителей.

Документы, которые являются обоснованием выбранной рыночной стоимости, должны быть приложены к первичным документам.

Пример

Воспользуемся условиями примера 1. Но предположим, что виновное лицо внесло сумму недостачи продуктов питания по рыночной стоимости 770 руб.

Итак, если конкретный виновник недостачи установлен, надо не только списать недостачу, но и отразить взыскание ущерба. Проводки будут такими:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма возмещения материального ущерба, поступившая в кассу (по рыночной стоимости) 1 201 ЗД 510 «Поступления средств в кассу учреждения» 1 209 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов» 770
Восстановлены кассовые расходы на бюджетную деятельность 1 201 34 610 «Выбытия средств из кассы учреждения» 770
Перечислена в доход бюджета сумма в возмещение материального ущерба (в разрезе видов КОСГУ, по которым была выявлена недостача) 1 210 02 440 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» 1 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» 770

Бывает, виновное лицо вносит в доход бюджета по безналичному расчету сумму недостачи на основании уведомления о перечислении.

Пример

В ходе инвентаризации обнаружена недостача продуктов питания на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. - в пределах норм естественной убыли, 750 руб. - сверх норм естественной убыли).

Рыночная стоимость данных продуктов, которые относятся к недостаче сверх норм естественной убыли, составляет сумму 770 руб.

Для погашения недостачи виновное лицо внесло сумму напрямую в доход бюджета. В этом случае в учете данная операция будет отражена следующим образом:

Рассмотрим еще одну ситуацию на примере.

Пример

В ходе инвентаризации на складе школы выявлена недостача активов на общую сумму 800 руб. (в том числе 50 руб. - в пределах норм естественной убыли, 750 руб. - сверх норм естественной убыли). Часть недостачи списана как потери в рамках естественной убыли (исходя из их рыночной стоимости - 770 руб.). Остальную недостачу работник, который был призан виновным, согласился погасить сам. Было решено удерживать суммы из его зарплаты. В бухучете записано:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено удержание из заработной платы работника сумм, начисленных в возмещение причиненного материального ущерба 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
1 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
770
Зачтена в счет погашения задолженности виновного лица сумма произведенных удержаний из заработной платы 1 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
1 209 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»
770
Перечислены в доход бюджета суммы, удержанные из заработной платы работника, в возмещение материального ущерба 1 210 02 440
«Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов»
1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
770

Обратите внимание: Трудовой кодекс РФ допускает и такой вариант, что работник по согласованию с работодателем передает в погашение недостачи не деньги, а иное имущество. В этом случае нужно оприходовать имущество, полученное от виновного лица, и одновременно списать погашенную им задолженность (операция в Инструкции по применению Единого плана счетов не прописана. Однако определены проводки по принятию к учету активов, поступивших в натуральной форме, при возмещении ущерба).

Суммы возмещения ущерба в натуральной форме отражаются по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

"Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" учитываются расчеты по следующим суммам:

Вид доходов

Характеристика доходов

Суммы ущерба , причиненного публично-правовому образованию, организации госсектора

Доходы в сумме нанесенного ущерба (понесенных затрат) отражаются в учете исходя из суммы, которая может быть возмещена (компенсирована) физическими или юридическими лицами в добровольном или принудительном порядке

Суммы компенсации затрат публично-правового образования, организации госсектора

Суммы компенсации расходов , понесенных в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

Доходы в сумме понесенных учреждением расходов отражаются в сумме, которая подлежит компенсации в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов

Иные доходы , возникающие в ходе хозяйственной деятельности организации госсектора

Доходы, которые не связаны с осуществлением уставных видов деятельности , получением безвозмездных поступлений (в т.ч. пожертвований, грантов), выполнением функций


Как видим, все перечисленные выше доходы обусловлены регистрацией организации госсектора в качестве юридического лица и закреплением за ней имущества. Они могут поступать даже в том случае, если организация не осуществляет приносящей доход деятельности.

Внимание

Специалисты финансового ведомства отмечают, что отказ работодателя от взыскания с виновного сотрудника причиненного ущерба приводит к возникновению у этого сотрудника дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме и подлежащего обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 17.06.2014 N 03-04-05/28925). Основания для удержания НДФЛ могут возникнуть, если установлен размер причиненного работником ущерба, причина его возникновения, предел материальной ответственности работника, а работодателем были обеспечены необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, на счете 209 00 доходы (поступления) отражаются в момент возникновения требований к их плательщикам.

Начисление соответствующих доходов отражается по дебету счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" и кредиту счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (а в отдельных случаях и по кредиту счета 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов"). Задолженность плательщиков доходов отражается на счете 209 00 с учетом сумм НДС, предъявляемых организациями госсектора контрагентам в установленных случаях.

Внимание

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения "2" (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506)*(1) . Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:

О направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания (выполнением программы ОМС);

О перечислении поступивших средств в доход бюджета.

Учитывая практику работы контролирующих органов, такое решение может быть принято в организации госсектора, например, при поступлении средств:

В счет возмещения ущерба по переплатам, неположенным выплатам и незаконным расходам, осуществленным по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;

В качестве неустоек по контрактам, оплата которых производилась по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;

В счет возмещения ущерба, связанного с недостачами, хищениями или порчей имущества, числившегося по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7.

Сумма доходов, подлежащая отражению на счете 209 00 , определяется следующим образом:

Вид доходов

Порядок определения суммы доходов

Основание

Ущерб, причиненный недостачами и хищениями

Текущая восстановительная стоимость материальных ценностей.


Равна сумме денежных средств, которая необходима для восстановления активов.




Суммы задолженности подотчетных лиц , своевременно не возвращенные и не удержанные из зарплаты, при ведении претензионной работы (ранее учтенные на счете 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами") *(2)



Суммы задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск

Суммы излишне произведенных выплат (в т.ч. суммы переплат по заработной плате, неположенных выплат)

Ущерб, подлежащий возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев (в т.ч. по ОСАГО).

Суммы ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Доход в виде предъявленной неустойки (пени, штрафа) по условиям гражданско-правового договора

Доход в сумме, изъятой учреждением в установленном порядке (ранее сумма поступила в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в рамках вида деятельности "3")

Возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ

Суммы недостач и хищений нефинансовых активов


Суммы потерь от порчи нефинансовых активов

Иные суммы ущерба, нанесенного нефинансовым активам

Задолженность по реализации имущества в виду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (реализация металлолома, ветоши, макулатуры и иного имущества, полученного при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)*(4)

Суммы недостач и хищений денежных средств

Суммы недостач и хищений иных финансовых активов, в т.ч. денежных документов *(5)

Ущерб в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие:

Неправомерного удержания;

Уклонения от возврата;

Иной просрочки в уплате;

Неосновательного получения или сбережения

Возмещение упущенных выгод

Иные доходы, не связанные с выполнением договоров (соглашений) или возложенных на организацию госсектора функций

Внимание

При переносе дебиторской задолженности со счетов 206 00 и 208 00 на счет 209 30 в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 209 30 отражаются:

Код (составная часть кода) классификации расходов бюджета, по которому получателю авансовых платежей выставляются требования по восстановлению расходов при переносе задолженности, образовавшейся в текущем финансовом году*(6) ;

Код (составная часть кода) классификации доходов бюджета при переносе дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде, перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности (см., в частности, п.1.1.8

При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат . Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). При этом в казенном учреждении могут восстанавливаться только кассовые выплаты текущего года.

Задолженность по возмещению ущерба или компенсации расходов отражается в учете путем начисления новых доходов (по кредиту счета 401 10) и увеличения дебиторской задолженности (по дебету счета 209 00). При этом должно выполняться хотя бы одно из двух приведенных ниже условий:

1) доходы начисляются по новым основаниям (по новому договору, по материалам мероприятия государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) или внутреннего финансового контроля)

2) расчеты по возмещению ущерба или компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами, сотрудниками, физическими лицами.

Разграничивать операции по начислению прочих доходов и восстановлению кассовых выплат помогут приведенные ниже примеры.

Иные доходы учреждения

(счет 209 00)

Восстановление кассовых выплат*(7)

Начисление дохода в сумме задолженности сотрудников по компенсации стоимости телефонных переговоров неслужебного характера

Возврат от организации связи излишне перечисленных средств за услуги связи, в том числе в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг по результатам сверки расчетов

Отражение дебиторской задолженности в сумме излишне начисленной и выплаченной заработной платы, иных выплат сотрудникам

Возврат банком перечисленной заработной платы при ошибочном указании реквизитов получателя.


Возврат работником ошибочно перечисленной суммы (перечисление средств сверх суммы начисленной заработной платы)


Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы в результате счетной ошибки и получение средств в счет восстановления произведенных расходов


Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы и иных выплат сотрудникам по видам финобеспечения "5" и "6"

Отражение дебиторской задолженности по возмещению ущерба, связанному с отражением в учете не имевших места фактов хозяйственной жизни (невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров)

Возврат контрагентом средств в сумме оплаченных авансом, но невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, в т.ч. в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) по результатам сверки расчетов

Доход в сумме ущерба от недостачи, порчи нефинансовых активов

Примечание

В учетной политике организации госсектора целесообразно определить порядок и дату признания дебиторской задолженности на счете 209 00 при ее переносе со счетов 206 00 , 208 00 в связи с:

Расторжением контракта;

Увольнением сотрудника, за которым числится подотчетная сумма;

Увольнением сотрудника, за которым числятся переплаты зарплаты и иных выплат, учтенные ранее по дебету счета 206 11.

Кроме того, казенным учреждениям целесообразно определить порядок переноса показателей со счета аналитического учета счета 209 00 , содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации расходов бюджета, на счет аналитический счет учета счета 209 00 , содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации доходов бюджета перед формированием годовой бюджетной отчетности (см., в частности, п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук


Направляйте в редакцию "Бюджетная сфера" предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления

Приказом приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение отразило в учете недостачу денежных средств (списана фальшивая купюра номиналом 5000,00 руб.). Какой КПС должен быть у счетов?

Порядок работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России определен гл. 16 Положения, утв. Банком России 24.04.2008 № 318-П (далее – Положение № 318-П).

Бюджетные учреждения при отражении операций в разрядах 1 – 17 номера счета Рабочего плана счетов указывают значения в соответствии с пп. 21 , 21.2 Инструкции № 157н , п. 2.1 Инструкции № 174н .

Для счетов 0 209 81 000, 0 401 10 172, 0 201 34 000 в разрядах 1 – 17 номеров счетов указываются:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не предусмотрено учетной политикой;
  • в разрядах 15 – 17 – нули.

Согласно п. 2.2 письма Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 сумма недостачи денежных средств в кассе учреждения отражается в графе 7 Отчета (ф. 0503737):

  • в разделе 2 "Расходы учреждения" – по коду аналитики 853 "Уплата иных платежей";
  • в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" – по строке 720 со знаком "плюс".

Следовательно, отражение недостачи денежных средств является расходной операцией, поскольку уменьшаются экономические выгоды учреждения. В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" при оформлении документа "Расходный кассовый ордер" для отражения недостачи денежных средств необходимо подобрать к забалансовому счету 18.34 код 290 КОСГУ и КПС вида КРБ с видом расходов 853. Эти данные корректно попадут в Отчет (ф. 0503737).

Таким образом, рассматриваемая операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КИФ ХХХХ0000000000000 Х 209 81 560 Кредит КИФ ХХХХ0000000000000 Х 201 34 610, увеличение КРБ ХХХХ0000000000853 18 (КОСГУ 290) – списана сумма выявленной недостачи наличных денежных средств (фальшивая купюра);

Дебет КИФ ХХХХ0000000000000 Х 401 10 172 Кредит КИФ ХХХХ0000000000000 Х 209 81 660 – списана задолженность в случае отсутствия виновного лица (п. 110 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ ХХХХ0000000000000 Х 201 34 510, уменьшение КРБ ХХХХ0000000000853 18 (КОСГУ 290) Кредит КИФ ХХХХ0000000000000 Х 209 81 660 – поступили в текущем году денежные средства в кассу от виновного лица (