Выборы глав муниципальных образований

Как уже отмечалось, Конституция РФ (ч. II ст. 130) указывает на то, что местное самоуправление осуществляется гражданами прежде всего путем референдумов, выборов и через органы местного самоуправления. В главе 5 Федерального закона N 131-ФЗ "Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении" выборы рассматриваются именно как формы участия местного населения в осуществлении местного самоуправления. Население, создавая органы местного самоуправления путем выборов, осуществляют как бы первичный акт самоуправления. Строго говоря, выборы не могут рассматриваться только в этом качестве. Недаром в перечне вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления, они не значатся. Выборы - способ формирования органов местного самоуправления, причем важнейший, поскольку он обеспечивает реальное содержание конституционного права гражданина избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

В Конституции РФ указывается, что местное самоуправление осуществляется (кроме форм прямой демократии) через выборные и другие органы самоуправления. В Европейской хартии местного самоуправления выборы тоже рассматриваются как существенное и необходимое свойство местной власти. Есть выборные органы местного самоуправления - налицо предпосылки для деятельных муниципалитетов. Нет выборных органов - о самоуправлении говорить не приходится.

В России на муниципальных выборах избираются представительный орган и глава муниципального образования. Если глава исполняет обязанности главы местной администрации (что заранее заложено в Уставе муниципального образования) - это значит, что и глава местной администрации, по существу, тоже выборные должностное лицо. Глава муниципального образования (безотносительно к тому, будет он выполнять полномочия главы местной администрации или нет) избирается всеобщими выборами по принципу относительного или абсолютного большинства. Если избираемый по принципу абсолютного большинства кандидат не получает сразу нужного количества голосов, проводится второй тур голосования, где побеждает получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Последнее время на муниципальных выборах все большее значение приобретает партийная принадлежность кандидатов. При этом наиболее сильные позиции занимают кандидаты "Единой России". До сих пор региональными лидерами - губернаторами субъектов Федерации не изжито применение "административного ресурса" с целью избрания нужного партийного кандидата. Причем изобретаются все новые и новые формы использования этого ресурса. Например, на выборах в октябре 2010 г. институциональной формой административного влияния на исход выборов стало назначение губернаторами в городские округа и муниципальные районы своих полпредов. Например, в Забайкальском крае их было 16, в Мурманской области - 6, в Красноярском крае - 8 и т.д. Эти чиновники (кое-где в ранге региональных министров) помогали местным администраторам в решении организационных вопросов выборов, уже своим присутствием ориентируя их на выдвижение кандидатов, как правило, кандидатов "Единой России", и представление их в лучшем свете избирателям. О реальном представительстве населения на таких выборах, учете истинных предпочтений избирателей не могло быть и речи.

В настоящее время политическими партиями, главным образом партией "Единая Россия", ведется кампания замены всеобщих выборов глав муниципальных образований выборами их депутатами представительных органов с одновременным назначением руководителей администраций (сити-менеджеров), в руках которых сосредоточиваются исполнительно-распорядительные функции. С одной стороны, введение института сити-менеджеров - объективный процесс, который наблюдается во многих странах. Он связан с усложнением муниципального управления, необходимостью привлечения к нему профессионалов. Однако в условиях России этот процесс сильно политизируется. На должности глав администраций нередко подбираются не лучшие по деловым качествам люди и кандидаты, ориентирующиеся на мнение региональных властей (которые участвуют в подборе сити-менеджеров наряду с муниципальными органами (подробнее см. ниже)). В этой связи существует оппозиция введению порядка, при котором главы администраций не избираются, а назначаются по контракту. Противники этой практики считают, что, хотя она предусмотрена Законом N 131-ФЗ, ее широкое применение лишает население права самим выбирать кандидата на должность руководителя, который в этом случае будет подотчетен избирателям. Процесс идет с трудом и отменить прямые выборы руководителей местной администрации удается далеко не везде.

Законопроект был внесен в региональный парламент губернатором Московской области и был одобрен на заседании Думы большинством голосов депутатов.Только депутаты-коммунисты выступили против предложенного проекта закона. В чем же суть законопроекта с таким длинным и непонятным большинству жителей области названием? Этим законом устанавливается единый для всех муниципалитетов порядок избрания глав муниципалитетов и районных советов депутатов. При выборах глав районов и городских округов законопроектом предлагается отказаться от прямых выборов. По мнению разработчиков закона, главы районов и городских округов должны избираться Советами из кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом половину конкурсной комиссии назначает губернатор, а вторую половину Совет. Правда, большинство в Советах принадлежит послушным единороссам, которые поддерживают любые указания власти. Таким образом, жителей Подмосковья лишают права избирать глав муниципалитетов. Жителей районов также лишают права избирать на прямых выборах депутатов райсоветов, советы предлагается формировать из представителей поселений.

Законопроект вызвал большой резонанс и бурные дискуссии, как в муниципальном сообществе, так и среди жителей области.

В работе круглого стола приняли участие представители: депутаты Московской областной Думы, правительства Московской области, Совета муниципальных образований Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований региона, экспертного сообщества.

Участники круглого стола обсудили последствия принятия законопроекта в предложенной редакции для местного самоуправления области и попытались выработать предложения по совершенствованию проекта.

Открыл работу Круглого стола председатель Комитета Мособлдумы по местному самоуправлению Александр Наумов. Обозначив тему мероприятия и регламент работы, он предоставил слово начальнику Главного управления территориальной политики Московской области Александру Костомарову. Представитель Правительства Московской области рассказал о некоторых аспектах предлагаемого законопроекта:

«Проект закона разработан на основе изменений 131-ФЗ и на основании постановления Конституционного Суда от 1 декабря 2015 года. Конституционный Суд указал, что это право субъектов РФ самостоятельно выбирать модель выборов глав районов и городских округов и порядок формирования районных советов. Так как от эффективности работы местных муниципалитетов может зависеть социально-экономическое положение всего региона.

Субъект РФ имеет право выбора оптимальной модели, которая согласовывалась бы с реализуемыми на уровне муниципалитета государственными и региональными интересами.

Конституционный Суд подтвердил право субъекта РФ своими законами закреплять в отношении муниципалитетов первого уровня как альтернативные варианты формирования органов местного самоуправления, так и единую модель.

Мы остановились на единой модели, которая предполагает избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования на основе кандидатур предложенных конкурсной комиссией».

По мнению Александра Костомарова, такой порядок избрания главы, также относится к выборам. Этот способ выборов позволяет региону в рамках конкурсных процедур участвовать в отборе кандидатур на должность главы и таким образом обеспечивать контроль за исполнением государственных полномочий, переданных на уровень муниципалитета.

«Кроме того, мы оставляем право на поселенческом уровне определять место главы в системе органов власти на альтернативной основе, - отметил представитель Правительства области. - Формирование Совета депутатов муниципального района по представительному принципу позволит повысить как статус депутатов поселенческого уровня, так и эффективность принятия решений, и вовлеченность поселенческого уровня в принятие решений на уровне муниципалитетов».

Заместитель руководителя фракции КПРФ, председатель комитета Мособлдумы по местному самоуправлению Александр Наумов в своем выступлении отметил, что обсуждаемый вопрос очень важен не только для отдельного муниципалитета, но и для всего местного самоуправления и Московской области в целом:

«На законопроект поступили замечания и предложения от фракции КПРФ, которая не поддерживает законопроект в представленной редакции. Фракция КПРФ предлагает установить для глав муниципальных районов и городских округов возможность реализации в соответствии с уставом муниципального образования одной из трех моделей избрания: 1) избирать главу на муниципальных выборах; 2) избирать Советом депутатов из своего состава; 3) избираться Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Поступили замечания и предложения от Советов депутатов муниципальных образований Московской области: Серпуховского и Ленинского муниципальных районов, сельского поселения совхоз им. Ленина, сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района, которыми предлагается установить в законопроекте, что глава муниципального района и городского округа должен избираться на муниципальных выборах.

Также Советы депутатов Ленинского муниципального района и сельских поселений совхоз им. Ленина и Молоковское Ленинского муниципального района предлагают представительный орган муниципального района избирать на муниципальных выборах. Совет депутатов Ступинского муниципального района предлагает два альтернативных варианта избрания главы муниципального района: избрание главы муниципального района Советом депутатов из своего состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса.

Поступившие предложения очень важны. В 2015 году произошли изменения в федеральном законодательстве, которыми был введен новый способ избрания главы по конкурсу из кандидатов, представленных конкурсной комиссией. По этому варианту в прошлом году избраны главы в 6 городских округах и районах. Эффективность такого способа выборов главы не проверена практикой и временем, и вводить такой способ избрания повсеместно чревато негативными последствиями. К тому же в 32 городских округах и районах главы избираются на прямых выборах, и в 19 из состава Советов.

Надо отдавать отчет в том, что данным законом выстраивается жесткая вертикаль власти на местном уровне. Граждан лишают права влиять на местную власть. Ведь выборы это не просто пришли граждане и избрали главу – это важная часть воспитания гражданского общества. Народ через выборы участвуют в принятии решений. Это необходимая школа развития гражданского общества. И самое главное в предлагаемом законопроекте, нарушается один из основополагающих принципов местного самоуправления, когда граждане самостоятельно под свою ответственность решают вопросы местного значения.

При доработке проекта закона необходимо обсуждение и принятие во внимание различных подходов».

Глава Серпуховского муниципального района Александр Шестун озвучил позицию Совета депутатов Серпуховского района:

«Во-первых, мне не понятно, почему такая спешка. Ведь в постановлении Конституционного Суда написано, что должен быть широкий политический диалог. А где он был, этот диалог? Ни разу не посоветовались с людьми. Кто-либо выходил с этим вопросом на народное обсуждение? Собирал общественные слушания? Нет. Такого не было. Затрагивает ли это интересы людей? Конечно, затрагивает!

Мы сейчас в области имеем то Правительство, которое, на мой взгляд, не показывает высоких экономических результатов. Долг области увеличивается, промышленность практически остановилась, остановилось развитие науки. Министерство по промышленности и науке убрали, создали Министерство по социальным коммуникациям. В связи с этим, как мы можем доверить назначение глав, в том числе представительских собраний команде, которая не может собрать профессионалов для управления Московской областью. На сегодняшний день мы не готовы к этому закону и не понимаем, для чего нужна такая спешка. Мы хотим, чтобы была создана рабочая группа. Хотим обсуждения с населением. Мы хотим, чтобы с этим вопросом не спешили».

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина» Павел Грудинин выразил мнение, что все изменения, которые были внесены в выборное законодательство в последнее время, произошли из-за одного – губернаторы хотели получить контроль над крупными городами. А когда поняли, насколько серьезную и сложную задачу перед собой поставили, решили сделать по-другому – дать каждому субъекту РФ право принимать решения в соответствии с собственным пониманием дел:

«К чему это привело? К тому, что общее законодательное поле России было разорвано. Где-то до сих пор остались прямые выборы глав, и с ними работают, причем неплохо. Таких примеров много, особенно в центральной России. А есть такие субъекты как наша Московская область, где решили, что самый умный находится где-то наверху. И чем выше должность человек занимает, тем умнее он становится. Конечно, привело к глупостям, которые происходят сейчас в области. Никогда полномочия по строительству не передавались на уровень госуправления. Всегда во всех странах мира и у нас в том числе полномочия по строительству, ЖКХ всегда находились у местных органов власти.

В области серьезнейшим образом изменилась ситуация в местном самоуправлении. В итоге эти перемены привели и еще больше приведут к коллапсу.

Скажу на примере Ленинского района. При принятии генерального плана в поселке Развилковское, люди кричали «Да, мы в Москву уйдем. Достали! Ни к кому обратиться невозможно». Потому что все полномочия забрали на уровень области, от этого движения никакого не произошло, но зато управляемость решения мелких и средних вопросов вообще перестала каким-то образом продвигаться вперед.

Вы же понимаете, что власть должна иметь деньги, да? Что сделало Правительство области? Отобрав у всех полномочия и деньги, практически оставило муниципальную власть без полномочий и без денег. Это уже такие эфемерные органы получаются, которые вроде как есть, но ничего не могут сделать. К чему это привело? К тому, что постройку какого-то сарая нужно согласовывать с Минстроем и потратить на это уйму времени и сил. То есть, управление вообще потеряно.

Если Президент нам говорит, что мы выбрали демократический путь развития, то мы и должны идти по демократическому пути развития. А если вы хотите, чтобы начальник был «всегда прав», то измените Конституцию и напишите, что у нас не демократический, а тоталитарный путь развития. Тогда вы всех будете назначать.

Если народ ошибается, то народ принимает эту ошибку на себя. Если ошибается тот, кто прислал через какую-то комиссию какого-то якобы эффективного менеджера, а мы видим, что они все не эффективные, потому что присылают как правило, по принципу личной преданности, вот и получается, что власть на себя берет ответственность. Но областная Дума тоже власть. И она должна думать, что, если в Конституции написано «демократия», значит, она должна быть. Поэтому люди выходят на митинги. Митинг в селе Молоковское, митинг в Развилке, митинг в Видном после публичных слушаний. Вы послушайте, что там люди говорят. «Достали эти эффективные менеджеры. Работать с ними невозможно». Причем это на фоне того, что у нас еще не самое тяжелое положение с точки зрения экономики. Но политическая и социальная ситуация существенно хуже, чем во многих областях где нет денег. Причем именно потому, что централизовали все.

Местное самоуправление интересно именно своим многообразием, самородностью. Чесать всех под одну гребенку просто глупо.

А этот законопроект – кардинальная ошибка. Если Конституционный Суд говорит, что нужно сделать общий принцип местного самоуправления, сделайте его, но послушайте людей, что в принципе они сами должны через свои Уставы принять решения, что им лучше подходит. Вы можете дать право муниципалам самим определиться, где им и что делать. Людей все-таки надо слушать. Не болтать о том, что «людей мы будем слушать», именно слушать людей. А люди говорят «везде стало хуже», «лучше не стало», весь пар ушел в свисток».

Не поддержал законопроект и председатель Совета депутатов сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Владимир Шаров:

«Подход, который навязывает один шаблон для всех, вступает в некоторое противоречие со 131-ФЗ и Конституцией РФ, где говорится, что местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Только местное сообщество жителей может определить разумность методов формирования и структуры власти. Как здесь не вспомнить лозунг, провозглашенный нашим губернатором «Житель всегда прав!». Моя попытка понять, чем лучше новый закон относительно действующего, не привела к успеху. В пояснительной записке не содержится данных о том, что не устраивает в старой редакции. Есть только ссылка на данное региону право по установлению сроков полномочий и порядка формирования местных органов власти. Так это право уже использовано в предыдущем законе и нечего больше править. Пусть исполнительная власть сначала докажет, что вносимый законопроект в значительной мере улучшит решение вопросов местного значения, приблизит нас к народу, поможет сформировать гражданское общество, т.е. добиться того, к чему постоянно призывает Президент РФ.

Наши предложения по данному законопроекту сводятся к тому, что надо сохранить альтернативу. Эти предложения направлены на сохранение института прямых выборов в местные органы власти. Ведь избранный на прямых выборах глава наиболее легитимен с точки зрения гражданского общества».

Депутат Совета депутатов городского поселения Ступино Николай Кузнецов высказался категорически против обсуждаемой редакции проекта закона. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда, которое было использовано и для обоснования законопроекта Правительством области, Николай Александрович выразил сомнение в необходимости принятия данного законопроекта: «Изменение модели управления возможно только при условии, что в использовании прежних моделей местного самоуправления могли обнаружиться факторы, затрудняющие решения органам государственной власти субъектов РФ в решении задач комплексного социально-экономического развития территорий с учетом ее особенностей и не способствующей обеспечению политической стабильности».

В поддержку правительственного законопроекта выступили: исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов, глава Люберецкого района Владимир Ружицкий, председатель Совета депутатов г.о. Мытищи Андрей Гореликов, глава сельского поселения Баранцевское Чеховского муниципального района Сергей Анашкин, председатель Совета депутатов г.п. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Дмитрий Демин, заместитель главы г.о. Мытищи Валерий Конягин, заместитель председателя Общественной палаты г.о. Орехово-Зуево Сергей Никоненко.

В завершение работы Круглого стола председатель Комитета Мособлдумы по местному самоуправлению Александр Наумов поблагодарил всех участников мероприятия за неравнодушную позицию по данному вопросу, подчеркнув, что все предложения и замечания, озвученные в ходе дискуссии, будут обобщены и на их основе будут разработаны поправки к законопроекту.

Хотелось бы надеяться, что поправки предложенные фракцией КПРФ будут приняты и прямые выборы глав народом сохранятся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Подготовка к выборам

1.1 Назначение выборов

1.2 Избирательные комиссии

Глава 3. Анализ

Заключение

Приложение 1

Введение

Тема данной работы: организация выборов главы муниципального образования.

Актуальность темы выборов очень велика, так как участие граждан, проживающих на территории муниципального образования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого гражданина и судьба муниципального образования в целом.

Именно таким образом формируются максимально приближенные к населению властные структуры, на которые возлагается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Тема выборов в учебниках по муниципальному управлению описывается с разных сторон. Описываются не только сами выборы, но также местный референдум и сход. Так как выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц, то описание их процесса очень важно. В учебной литературе описаны все стадии выборов, начиная с назначения выборов и заканчивая подсчетом голосов и установления результатов.

Предмет работы: участие населения в муниципальном управлении.

Объект работы: муниципальное образование город Саяногорск.

Рассмотреть процесс подготовки к выборам:

Описать назначение выборов (выявить, определить)

Рассмотреть порядок формирования избирательных комиссий.

Описать, как происходит выдвижение кандидатов и их регистрация.

Рассмотреть статус кандидата и его предвыборную агитацию.

Описать муниципальное образование город Саяногорск.

Проанализировать особенности избирательной кампании по выборам главы администрации города Саяногорска.

Глава 1. Подготовка к выборам

1.1 Назначение выборов

Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные лица. Такой порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами муниципальных образований. В связи с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок назначения выборов.

Изучение законодательных актов о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления показало, что выборы назначают органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований.

Согласно законодательству о выборах в системе местного самоуправления голосование может быть назначено только на календарный выходной день.

В случаях, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в установленные сроки, то выборы назначаются решением территориальной избирательной комиссией муниципального образования. Если же комиссия отсутствует, то выборы назначает суд общей юрисдикции. Такие нормы закреплены в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, ряде уставов муниципальных образований.

При этом выборы организует и проводит временная территориальная избирательная комиссия, которая формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в силу.

1.2 Избирательные комиссии

При организации и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии.

При проведении выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления образуются территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. При проведении выборов глав муниципальных образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах Российской Федерации исходя из местных особенностей.

Иванченко пишет: ”Территориальные и окружные избирательные комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы. Предложения по формированию участковых избирательных комиссий вносятся теми же субъектами”. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., Изд. Юнити, 1996.-с. 110

Выборный орган мастного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава всех названий комиссий на основе предложений каждого из избирательных объединений, имеющих фракции в представительном органе местного самоуправления. При этом Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части 2 статьи 23 предусматривает, что от каждого избирательного блока может быть назначено в эти комиссии только по одному представителю. На основании части 2 статьи 23 данного Закона сроки полномочий территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления предусматриваются законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий комиссии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления.

Полномочий участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если на ее действия не поступили жалобы в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. В последнем случае участковая избирательная комиссия работает до завершения рассмотрения жалобы.

1.3 Выдвижение кандидатов и их регистрация

Выдвижение кандидатов в депутаты может проводиться с применением различных систем, которые закреплены в законах субъектов Российской Федерации.

При смешанной системе часть кандидатов, избираемая по округам, выдвигается самостоятельно, на собраниях избирателей; часть, избираемая по спискам, выдвигается избирательными объединениями.

Кандидаты на должность глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях избирателей.

Выдвижение кандидатов в депутаты и другие выборные должности органов местного самоуправления начинается с момента образования избирательных комиссий и продолжается не менее 20 дней. Заканчивается выдвижение кандидатов не менее чем за 30 дней до дня выборов.

Также выдвижение кандидатов происходит избирательными объединениями. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года устанавливает, что избирательной объединение - это политическое объединение, которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами на высоком уровне.

Решение о выдвижении кандидатов от избирательного объединения принимается на собрании его местного отделения и на собрании местного избирательного объединения путем тайного голосования.

При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам блоки вправе выдвигать по одному кандидату в каждом округе при выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления.

Бондарь считает: «При выдвижении кандидатов по многомандатным избирательным округам, блоки выдвигают списки кандидатов по количеству мандатов. В этом случае в поддержку списка кандидатов требуется собрать подписи в количестве не менее 2% избирателей округа». Бондарь Н.С Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов.- М., Юнити, 2002 , .с.283

Выдвижение кандидатов избирателями осуществляется либо инициативной группой, либо путем самовыдвижения.

Инициативная группа в письменной форме уведомляет окружную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество кандидата, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место его жительства. К заявлению должны быть приложены протокол собрания инициативной группы по выдвижению кандидата, список присутствующих но собрании граждан, решение о назначении уполномоченного.

При самовыдвижении кандидат направляет в окружную избирательную комиссию письменное заявление о выдвижении своей кандидатуры для баллотирования по соответствующему округу и сообщает о себе те же данные, которые названы для кандидата.

При самостоятельном выдвижении кандидат обязан собрать не менее одного процента подписей. Подписи собираются только среди избирателей, проживающих в данном избирательном округе. Сбор подписей в поддержку кандидата проводится по месту работы, службы, учебы, месту жительства избирателей.

Подписные листы изготавливаются инициаторами сбора подписей по форме, установленной законами о выборах органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления. В подписных листах указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, род занятий, место его жительства и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.

Подписной лист заверяется лицом, собирающим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта.

Регистрация кандидатов в депутаты осуществляется окружными избирательными комиссиями. Для регистрации кандидатов от избирательных объединений, блоков их уполномоченные представители представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы в поддержку кандидатов в депутаты, данные о кандидате, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу; копию свидетельства о регистрации избирательного объединения, его устав; решение об образовании на территории субъекта Российской Федерации отделений общефедеральных партий, движений; доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения.

Уполномоченные представители блоков одновременно с подписными листами представляют в окружную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока.

Кандидат, выдвинутый избирателями округа, представляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы и личное заявление о согласии баллотироваться по донному избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия проверяет документы и принимает решение о регистрации кандидата в депутаты либо об отказе в регистрации.

Решение комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в территориальную комиссию или в суд.

Каждому кандидату выдается удостоверение. Кандидат в депутаты, в главы местного самоуправления вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру, поставив в известность об этом окружную избирательную комиссию. При этом заявление кандидата о снятии своей кандидатуры оформляется в письменной форме.

1.4 Статус кандидата и предвыборная агитация

С момента регистрации кандидат приобретает установленный законодательством статус кандидата, представляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев предусмотренных законами.

Государство гарантирует, как правило, установленную законодательством организационную, финансовую, информационную поддержку для всех кандидатов в равном объеме.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее трех дней до голосования.

Статус кандидата включает определенные гарантии. Так, во время проведения выборов он не может быть уволен по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Одним из политически значимых этапов избирательной кампании является предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами.

Зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Таким образом процесс подготовки к выборам происходит в следующем порядке: сначала происходит назначение выборов, это осуществляют различные органы и должностные лица. Затем происходит формирование избирательных комиссий. Затем происходит выдвижение кандидатов и их регистрация. Кандидаты на должность глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях избирателей. С момента регистрации кандидат приобретает установленный законодательством статус кандидата, представляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Далее кандидат проводит предвыборную агитацию.

Для голосования каждый избиратель получает избирательные бюллетени установленной территориальной избирательной комиссией формы. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества кандидатов, а также даты их рождения, место работы, занимаемую должность и постоянное место жительства каждого кандидата. В бюллетене должно содержаться указание, кем выдвинут кандидат. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. Обязательным является требование об указании в бюллетени порядка его заполнения. В правом верхнем углу бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Данную меру следует рассматривать как дополнительную гарантию защиты избирательных бюллетеней от подделок и подлогов. В избирательной практике это нововведение впервые появилось в 1993 году на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации голосование проводится с 8 до 22 часов местного времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны письменно оповестить избирателей.

В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям пустые избирательные ящики, которые опечатываются.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Тем не менее закон допускает некоторые отступления от общего правила. Постовой: «Речь идет об избирателях, не имеющих возможности самостоятельно проставить в списке избирателей серию и номер своего паспорта. В таком случае избиратель может обратиться к другому лицу. При заполнении бюллетеня оказание помощи подобным избирателям со стороны наблюдателей не допускается». Постовой Н.В. Муниципальное право России: вопросы и ответы. М., Юриспруденция, 2000, с.67

По общему правилу голосование осуществляется только в помещении участковой избирательной комиссии. В случае, когда граждане имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на место по уважительным причинам, по их заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по мету нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием переносного ящика. Количество переносных ящиков определяется решением территориальной избирательной комиссии.

Количество заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте.

Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или попытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.

С наступлением 22 часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о прекращении голосования. Избирательные бюллетени в этот момент могут только те граждане, которые уже находились в помещении для голосования.

Процедура подсчета голосов требует соблюдения нескольких установок. Во-первых, перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число заносится в протокол.

Во-вторых, после выполнения процедуры председатель участковой комиссии проверяет целостность печатей на избирательных ящиках и вскрывает их.

В-третьих, сначала производится подсчет избирательных бюллетеней в переносных ящиках.

В-четвертых, все извлеченные бюллетени распределяются по избирательным округам.

Число избирателей, внесенных в список

Число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией

Число погашенных избирательных бюллетеней

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках

Число действительных и недействительных избирательных бюллетеней

Протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии.

Первые экземпляры протоколов комиссии вместе с жалобами и заявлениями направляются в вышестоящие избирательные комиссии.

Вторые экземпляры протоколов вместе со списками избирателей, списками членов избирательной комиссии с правом решающего голоса хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.

Во время голосования наблюдатель наделяется правом осуществлять контроль за действиями комиссии. Он может собирать промежуточные сведения о количестве проголосовавших избирателей и передавать их в центры блоков, штабы поддержки кандидатов.

По окончании голосования наблюдатель имеет право осматривать ящики для голосования на предмет сохранности печатей, наблюдать за процессом подсчета голосов и погашения неиспользованных бюллетеней перед вскрытием ящиков для голосования. Он контролирует процесс составления итогового протокола и вправе получить заверенную копию этого документа. Это свидетельствует о том, что наблюдатель является активной фигурой избирательного процесса.

Определение результатов по мажоритарной системе в одномандатным округам осуществляется так: комиссия определяет результаты выборов путем суммирования данных. Данная комиссия принимает одно из следующих решений:

при выборах депутатов представительного органа - признание избранным кандидата, получившего наибольшее количество голосов избирателей. При равном числе голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.

при выборах главы муниципального образования- признание избранным кандидата, набравшего более половины голосов избирателей.

Территориальная комиссия может признать выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

Выдрин и Кокотов считают: «Определение результатов выборов по пропорциональной системе предполагает суммирование комиссией данных, содержащихся в протоколах. Из распределенных депутатских мандатов исключаются объединения, списки кандидатов которых получили менее 5 % голосов. Каждое избирательное объединение, за список которого было подано более 5% голосов, получает число мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Оно определяется по специальной методике». Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник для вузов. М., Норма,. 2002, с.278

Комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей, либо его сумма голосов, поданных за списки кандидатов, меньше суммы голосов избирателей, поданных против всех списков. Выборы также признаются несостоявшимися, если 5% голосов не будут получены ни одним из списков кандидатов.

Избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов после их опубликования производит регистрацию избранных депутатов, глав муниципальных образований и выдачу им удостоверений об избрании.

Голосование осуществляется в специально оборудованных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий соответствующими местными администрациями. Основное требование, предъявляемое которые помещениям для голосования, состоит в том, чтобы они могли обеспечить свободное и тайное волеизъявление избирателей.

После голосования происходит процедура подсчета голосов. Процедура подсчета голосов требует соблюдения нескольких установок: погашение неиспользованных бюллетеней, подсчет избирательных бюллетеней в переносных ящиках, распределение их по избирательным округам, по окончании происходит составление протоколов.

Определение результатов происходит по мажоритарной системе в одномандатных округах.

выборы муниципальный избирательный

Глава 3. Анализ

3.1 Описание муниципального образования

Город Саяногорск образован на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 ноября 1975 года, На базе рабочего поселка Означенное, обладает статусом города областного подчинения с 6 ноября 1975 года.

В настоящее время входит в состав республики Хакасия и является городом республиканского значения.

Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), очерчивающей границы земель города. Земли в границах города, независимо от форм собственности и назначения и составляет территорию города.

Городская черта города Саяногорска проходит: на севере- на юг по железнодорожной дороге Камышта - Саяно-Шушенская ГЭС, включая железнодорожную станцию Саяногороск, далее на восток по Кайбальскому каналу и на юг по железной дороге дизель- поезда, далее на восток по автодороге Новоенисейка - Бея и на север по автодороге Саяногорск - Абакан, далее по автодороге Саяногорск - СаАЗ, включая городок военных строителей, и по южной, западной, северной границам промплощадки Саянского алюминиевого завода;

на востоке - по восточной границе промплощадки Саянского алюминиевого завода, вниз по автодороге Саяногорск - СаАЗ,.. включая очистные сооружения, далее от очистных сооружений по прямой до автодороги на водозабор, включая водозаборные сооружения, далее вверх по фарватеру реки Енисей до 400- метровой полосы от плотины Саяно-Шушенской ГЭС;

на юге- на запад по 400 - метровой полосе от плотины Саяно- Шушенской ГЭС;

на западе- по землям Саяногорского лесхоза, включая доступные лога по ручьям Карлов, Солонечный, Мокрый, Черемуховый, Каменный, Сойотка, Малый Изергиль, Большой Изергиль, Уй, включая гору Баштак и садоводческие общества выше улицы Горной, далее на север по железнодорожной дороге Камышта - Саяно-Шушенская ГЭС, на восток по Большому Караку, включая все садоводческие общества, на север до ручья Малый Карак и на север по границе существующих дач урочища Ай - Дай до автодороге и по дороге с северной стороны Саяногорск - Калы до первой лесополосы от высоковольтной линии. На север по лесополосе до высоковольтной линии и далее на север по железной дороге Камышта-Саяно-Шушенская ГЭС, затем на запад по Койбальскому каналу и на север по границе с орошаемыми полями до железной дороги Камышта-Саяно-Шушенская ГЭС.

Изменение городской черты производится в соответствии с действующим законодательством Республики Хакасия. В ведение города могут быть отнесены территории, находящиеся за городской чертой и отчуждаемые для городских нужд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.

Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города - зоной общего пользования муниципальных образований, а так же жителей Республики Хакасии. Границы пригородной зоны и ее правовой статус определяются органами государственной власти Республики Хакасия. Отношения с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами пригородной зоны строятся на основе взаимовыгодного сотрудничества.

В состав территории города входят:

поселок городского типа Черемушки

поселок городского типа Майна

Демография города Саяногорска на январь-июль 2003 года:

число постоянного населения - 75800 человек: мужчин - 39,8 тыс. человек, женщин - 36,3 тыс. человек.

В возрасте моложе трудоспособного - 20,9 тыс. человек; трудоспособное население - 47,7 тыс. человек; старше трудоспособного возраста 7,5 тыс. человек.

миграционные потоки сложились: прибыло - 855 человек, выбыло - 853 человека

Миграционный поток уменьшился.

родилось - 339 человек, умерло - 399 человек

Из этого следует, что естественная убыль населения составила 60 человек.

Положительной демографической ситуацией города явилось то, что число зарегистрированных браков - 228 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 16; а разводов 210 по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 66.

Уровень жизни населения и цены:

средняя заработная плата на одного работника - 1646 руб. 40 коп.; расход - 1851 руб. 10 коп.

Величина прожиточного минимума с четвертого квартала 2002 года по сегодняшний день - 1702 руб. 60 коп.

сводный индекс потребительских цен на потребляемые товары составляет 113%: непродовольственные товары - 108%; платные услуги - 140,2%.

Стоимость набора на 25 основных продуктов на конец марта 2003 года составил 81 руб.

средняя годовая численность занятых в крупных и средних предприятиях - 22172 человека

численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятостей - 2389 человек

среднемесячная заработная плата работающих в крупных и средних предприятиях - 6903 руб.

Рынок труда: за 12 месяцев 2003 года в органы государственной службы занятости за содействие в трудоустройство обратились 4870 человек:

трудоустроено - 2728 человек

признаны безработными - 2705 человек

направлены на переобучение - 545 человек

переобучены - 479 человек

трудоустроены после обучения - 452 человека

направлены на досрочную пенсию - 27 человек

направлены на общественные работы - 175 человек

сняты с учеты по другим причинам - 856 человек

пособие по безработице получают - 1879 человек

потребность организации в рабочей силе составляет - 77 человек

Уменьшение по сравнению с прошлым годом численности работающего населения: в промышленности на 1014 человек; в строительстве на 968 человек; в ЖКХ на 380 человек.

В целом по городу численность работающих уменьшилась на 1803 человека.

Сфера услуг: малое предпринимательство - статистическое наблюдение осуществляется по 49 предприятиям. В торговле на начало 2003 года функционировало 174 магазина, 27 предприятий общественного питания, 18 павильонов, 195 киосков. За 2002 год введено новых 11 магазинов, велось строительство 4 магазинов.

По городу с 2003 года и по настоящее время убирают киоски и за место них строят магазины.

В городе на лекарственном обеспечении льготников из местного бюджета отводится 4 млн. 708 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 1 млн. 418 тыс. руб.

В области здравоохранения в муниципальном образовании Саяногорск работают целевые программы:

Вакцина - профилактика.

Профилактика - туберкулеза.

Профилактика - сахарного диабета.

Программа - антиВИЧ.

Программа - онкология.

Услуги оказываемые населению: объем платных услуг предприятиями населению города в 2001 году составила 146,9 млн. руб. По видам оказываемых услуг объем распределяется:

бытовые услуги - 2,3 млн. руб.

пассажирский транспорт - 7,6 млн. руб.

жилищные услуги - 30,4 млн. руб.

коммунальные услуги - 62,7 млн. руб.

медицинские услуги - 5,4 млн. руб.

санаторно-оздоровительные услуги - 10 млн. руб.

культура - 2,3 млн. руб.

ветеринарные услуги - 0,5 млн. руб.

прочие услуги - 2 млн. руб.

Социальная защита: 14500 тыс. пенсионеров пользуются льготами по федеральным законам:

«О ветеранах» - 9158 человек.

«О социальной защите инвалидов» - 3963 человека.

В соответствии со статьей 7 конституции РФ выделяются:

Создание необходимых организационных прав, финансовых экономических возможностей, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Оказание социальных услуг, а в редких случаях оказание прямой социальной поддержки и защиты социально нуждающихся категорий граждан (материнство-детство, охрана труда, инвалиды)

Детские пособия выплачиваются 5700 людям.

В городе 773 неполных семьи, в них воспитываются 1017 детей.

Многодетных семей - 456, в них воспитывается - 1446 детей.

В 2001 году зарегестрированно - 673 одиноких матери, они воспитывают - 716 детей.

Сотрудничество между заводом и городом очень крепкое: завод - это главный меценат Хакасии.

Город и завод участвуют во многих совместных проектах и акциях: застава, детский дом «Ласточка», микрохирургия глаза, спонсорская помощь бюджетным и образовательным учреждениям, установка компьютерных классов, решение строительства Свято Троицкой церкви.

В городе Саяногорске деятельность по осуществлению городского самоуправления осуществляют:

Представительный орган городского самоуправления - городской Совет депутатов

Глава муниципального образования

Исполнительно- распорядительный орган городского самоуправления - Администрация города

Органы территориально общественного самоуправления

Представительным органом городского самоуправления является городской Совет депутатов. Численный состав Совета депутатов устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. Городской Совет Депутатов избирается гражданами проживающими на территории города.

Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории города. Глава подотчетен населению города и городскому Совету депутатов. Срок полномочий Главы составляет четыре года.

Исполнительно- распорядительным органом города является Администрация, которая действует на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, Устава, решений органов государственной власти РХ, представительного органа города. Администрация города состоит из главы администрации, иных должностных лиц администрации, структурных подразделений администрации. Администрация подотчетна городскому Совету Депутатов. А также органам государственной власти в пределах полномочий.

3.2 Анализ особенностей избирательной кампании по выборам главы администрации города Саяногорска

Выборы главы администрации города Саяногорска в марте 2003 города проходили при уже сложившейся системы местного самоуправления республики Хакасии.

Явка избирателей составила 44,39%,что ниже по сравнению с предыдущими выборами на 6-10%. Против всех проголосовало 21,57% избирателей, принявших участие в голосовании или 9,6% от общего количества избирателей, что требует в дальнейшем изучение причин этого процесса в городе Саяногорске.

Положительным фактором является избрание главы администрации города Саяногорска в один тур, что произошло впервые за последние 8 лет.

Закон Республики Хакасии «О выборах главы администрации муниципального образования, главы муниципального образования Республики Хакасии» и Устав города Саяногорска установили, что подготовку и проведение выборов главы администрации осуществляется Избирательная комиссия Республики Хакасия, городская территориальная избирательная комиссия, окружные и участковые избирательные комиссии.

В подготовке и проведении выборов главы администрации города Саяногорска участвовали 25 окружных избирательных комиссии и 27 участковых избирательных комиссии. Всего в составы 25 окружных избирательных комиссий было назначено 175 человек.

В составы 27 участковых избирательных комиссий было назначено 259 человек.

Основные полномочия избирательных комиссий, закрепленные законодательством Республики Хакасия, следующие:

Территориальная избирательная комиссия при проведении выборов главы администрации города руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий; оказывает правовую, методическую, организационную помощь избирательным комиссиям; регистрирует кандидатов на должность главы администрации; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней; распределяет средства, выделенные из городского бюджета, на финансовое обеспечение проведение выборов; устанавливает результаты выборы Главы Администрации города Саяногорска; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Участковые избирательные комиссии обеспечивают подготовку помещений для голосования, ящиков голосования; информирует избирателей о кандидатах; устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы и заявления.

Окружные избирательные комиссии координируют работу участковых; утверждают текст избирательного бюллетеня; проводят досрочные голосования; устанавливают итоги голосования и результаты выборов по избирательному округу.

Для обеспечения равных условий проведения предвыборной агитации была проведена жеребьевка в целях распределения между зарегистрированными кандидатами на должность главы администрации города Саяногорска бесплатной печатной площади.

В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии города Саяногорска от 29 января 2003 года №5/11 «О выделении денежных средств территориальной избирательной комиссией, окружными избирательными комиссиями для избирательных фондов кандидатов на должность главы администрации города Саяногорска» денежные средства на финансирование избирательных фондов зарегистрированных кандидатов на должность главы администрации города Саяногорска территориальной избирательной комиссией города Саяногорска не выделялись.

С целью контроля за формированием и расходованием средств избирательных фондов кандидатов комиссия тесно взаимодействовала с Саяногорским отделением Сбербанком РФ №8147.

В Саяногорском городском суде рассматривались три заявления:

заявление территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата на должность главы администрации города Саяногорска Панюшкина В.П. в соответствии с решением комиссии от 14 марта 2003 года №22/104 «Об обращении в Саяногорский городской суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы администрации Панюшкина Виктора Павловича». Заявление удовлетворено.

заявление зарегистрированного кандидата на должность главы администрации города Саяногорска Панюшкина В.П. об отмене регистрации зарегистрированного кандидата на должность главы администрации города Саяногорска Якибчука Я.Ф. в удовлетворении заявления было отказано.

заявление кандидата на должность главы администрации города Саяногорска Вдовина В.В. В удовлетворении заявления было отказано.

Согласно Закона Республики Хакасия выборы главы администрации муниципального образования признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей, и если число голосов избирателей поданных за кандидатов, набравшего наибольшее число голосов по отношению другим кандидатам не меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Зарегистрированный кандидат получивший более половины голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании признается избранным.

Территориальной избирательной комиссией города Саяногорска выборы 30 марта 2003 года признаны состоявшимися и действительными.

В списки избирателей было включено 49539 избирателей, в голосовании приняли участие 22072 избирателя или 44,56% избирателей, за Якибчука Я.Ф. подали свои голоса 13540 избирателей или 61,39% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании (см. приложение 1).

Якибчук Я.Ф. получил преобладающие число голосов на всех избирательных участков. Уровень его поддержки составил до 84,71%, в том числе, если условно разделить город Саяногорск на 3 составляющие, то по поселку Майна - 75,60%, по поселку Черемушки - 49,87%, по городу Саяногорску - 58,93% (см. приложение 2)

Заключение

Организация и проведение выборов в органы местного самоуправления представляет собой систему установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных прав граждан избирать и быть избранными. Последовательно совершаемые и взаимосвязанные между собой мероприятия по организации выборов отражают основные избирательной кампании:

Назначение выборов

Образование округов и участков

Формирование избирательных комиссий и составление ими списков избирателей

Выдвижение и регистрация кандидатов

Предвыборная агитация

Характеризуя названные стадии избирательного процесса, следует отметить, во-первых, что они урегулированы законодательством Российской Федерации и ее субъектов с подробным указанием необходимости совершения определенных действий. Во-вторых их осуществление строго регламентировано сроками выполнения. Общий срок проведения выборов в органы местного самоуправления равен в среднем 70-80 дням, что обуславливает динамичный характер избирательной кампании. В-третьих, реализация основных этапов выборов напрямую связана с участием множества субъектов: органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, кандидатов избирательных блоков, наблюдателей, доверенных лиц и других, осуществляющих на различных этапах избирательного процесса предусмотренные законом полномочия.

Выборы главы администрации муниципального образования, главы муниципального образования в Республике Хакасия проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации.

Вообще в процессе выборов не должно быть проблем, так как если будут какие- либо проблемы, то выборы по существу можно будет считать недействительными (например, неявка населения на выборы). Поэтому, как таковых проблем нет.

Проведение периодических свободных выборов на местах составляет основу представительной демократии в сфере местного самоуправления. Статья 32 Конституции закрепляет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации: официальный текст.- М., Юнвес, 2003,- с. 43-46.

Закон Республики Хакасия от 26 сентября 2002 года № «О выборах главы администрации муниципального образования, главы муниципального образования в Республике Хакасия». - 2002.-с. 52- 67.

Устав города Саяногорска.-2000.- с.22-23.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- 2000. - с. 8-9.

Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов.- М., Юнити, 2002.- с. 272- 298.

Воронин А.Г. Муниципальное хозяйством управление: проблемы теории и практики.- М., Финансы и статистика, 2002.- с.16-19.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник для вузов.- М., Норма, 2002.- с. 251 - 285.

Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., Изд. Юнити, 1996.-с. 99.

Постовой Н.В. Муниципальное право России: вопросы и ответы. М., Юриспруденция, 2000.-с. 61- 70.

Приложение 1. Результаты выборов главы администрации города Саяногорска от 30 марта 2003 года.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Учет и списки избирателей, образование комиссий, избирательных округов, участков. Выдвижение, регистрация, статус кандидатов. Порядок голосования, подсчета голосов, установление результатов выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2013

    Правовые основы муниципальных выборов, стадии проведения. Составление списков избирателей. Образование избирательных округов. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Организация помещение для голосования.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2013

    Основные положения проведения выборов президента Российской Федерации. Функции избирательных комиссий и участков. Выдвижение и регистрация кандидатов, их статус. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Голосование и определение результатов выборов.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2016

    Принципы избирательного процесса. Образование избирательных округов, избирательных участков. Регистрация (учет) избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок проведения голосования и определения результатов выборов.

    реферат , добавлен 11.07.2008

    Понятие, виды, нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов. Система избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов. Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация. Порядок работы с обращениями, жалобами, заявлениями.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Особенности избирательной системы в Российской Федерации. Порядок образования избирательных округов для проведения выборов. Порядок образования избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов. Регистрация (учет) избирателей.

    реферат , добавлен 27.05.2015

    Правовой статус главы администрации муниципального образования и нормативно-правовое регулирование его деятельности. Механизм приобретения и утраты правового статуса главы администрации муниципального образования, разработка путей его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования. Выборы главы муниципального образования. Акты высшего выборного должностного лица в муниципальном правотворчестве. Ответственность главы муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Принципы и модели регулирования и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков). Особенности финансирования избирательных комиссий и политических партий.

    реферат , добавлен 11.07.2008

    Правовой статус главы муниципального образования, его полномочия, права и обязанности. Условия досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, порядок и возможные причины его отставки. Вопросы местного значения городского округа.

Глава муниципального образования, это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является обязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:

Населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

– представительным органом из своего состава.

Выбор одного из них зависит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местного самоуправления.

За моделью избрания высшего должностного лица самоуправления должен последовать выбор выполняемой им функциональной нагрузки. Дело в том, что глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем.

В другом случае избранный населением глава вправе руководить местной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанностей. Один глава тяготеет к представительной власти, другой в максимальной степени приближен к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.

Федеральный законодатель особо подчеркивает, что в муниципальном районе глава является председателем представительного органа, сформированного из депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципального района.

Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: наличие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года. Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в субъектах Федерации.

Наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не может быть менее двух и более пяти лет.

Срок полномочий глав, избираемых представительными органами из своего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений:

– представительские,

– нормотворческие,

– контрольные полномочия,

– полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т.д.).

Полномочия глав могут быть перераспределены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти (например, для главы, являющегося одновременно руководителем администрации, в значительной степени присущи властно-управленческие, нормотворческие полномочия по руководству всеми отраслями местного хозяйства, структурными звеньями администрации; руководитель муниципального образования – председатель думы – в большей мере сосредоточен на организационно-контрольных полномочиях).

Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от имени муниципальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием правовых актов (постановлений и распоряжений) по вопросам организации и деятельности представительного органа.

Глава – руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации – распоряжения. Общими будут контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципальных образований подконтрольны и подотчетны населению и представительному органу.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное местожительство; прекращения российского гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.

В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие вопросы предполагается регламентировать отдельными законодательными актами Российской Федерации.

5. Государственная гражданская служба. Права и обязанности государственного служащего.