История психологии как наука, основные этапы ее развития. Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

высшего профессионального образования

национальный институт им. Екатерины Великой

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

на тему:

«История становления и развития социологии»

Выполнила:

студентка III курса

группы 13-МоС-3з

заочного отделения

факультета

«Экономики и менеджмента»

Манкевич О.А.

Проверила:

Преподаватель

Кутарева Л.В.

Москва 2010

1. Введение…………………………………………………………………….2

2. Возникновение социологии как науки…………………………………....3
3. Социологические теории второй половины ХХ в……………..................7
4. Основные направления развития социологической мысли в России (XIX – XX вв.) ……………………………………………………………….10
5. Заключение………………………………………………………………...14

6. Список литературы………………………………………………………..15

Введение

Социология – (от лат. Socius – общественный и др.-греч. logos – учение) наука об обществе, обществоведение.

Социология – это наука, которая изучает общество (социум). Социология рассматривает общество с разных сторон: и как целостную систему, и как отдельные.

Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное – для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.

Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, по его мнению, является только частная собственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в форме капитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем более налицо был и класс неимущих – пролетариат, которому терять нечего, кроме «собственных цепей», и он может взять на себя инициативу устранения исторической несправедливости.
Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельно простой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частную собственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобрело массовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления, а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а в отдельных случаях и открыто тоталитарный характер.

Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии. Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию.
Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.

Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин «аномия».

Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе – важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.

Возникновение социологии как науки

Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 – 1857 гг.) . Именно он начал употреблять название «социология» (лат. Societas – общество и греч. logos – учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта – отделение «науки» от «метафизики» и теологии.

В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая – теологическая (древность и до XIII в.). Вторая – метафизическая – охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей – позитивной стадии, начавшейся в XIX в. Наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

Разработка и формирование основных научных концепций в середине XIX и до начала XX в. Немецкими учёными К. Марксом, М. Вебером, французским социологом Э. Дюркгеймом, способствовали превращению социологии в науку, имеющую свой предмет свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг.) . Его мысль оказала глубокое влияние на развитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения.

По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню и характер производственных отношений. Главные производственные отношения – это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют определённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.

К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой. Наследие К. Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.

Классиком социологической школы по праву считают французского социолога Э. Дюркгейма (1858 – 1917 гг.) . Он внёс весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной наукис позиции структурного функционализма. Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта . В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

Дюркгейм считал, что социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому.

Структура общества – это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости.

Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе . В нём он видел объединяющее начало, фактор преодоления разобщённости. Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком развитого общества. В архаических обществах нет разделения труда. Только с прогрессом общества люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путём к солидарности людей.

В зависимости от качества солидарности Дюркгейм строит концепцию об эволюционном развитии общества от механической к органической солидарности. В архаичных обществах существует механическая солидарность. А в обществе, где разделение труда принимает развитые формы, формируется новый тип солидарности – «органическая солидарность». Разделение труда формирует личность, приходит осознание зависимости друг от друга, осознание своей неразрывной связи с обществом.

Интересны замечания Дюркгейма по поводу некоторых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое. В связи с концепцией человека Дюркгейм ставил проблему религии. В поисках решения противоречия между наукой и религией приходит к выводу о необходимости создания научной морали. Религия имеет социальный характер – общество одновременно выступает как автор и объект религии.

Наряду с К. Марксом и Э. Дюркгеймом М. Вебера (1864 – 1920 гг.) считают одним из классиков социологии. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии». Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия . Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

Из его методологических конструкций важна концепция «понимания». Есть два типа понимания: первый – понимание через наблюдение, второй – понимание через объяснение мотивов действия.

М.Вебер выделил типы социальных действий:

1) целерациональное;

2) ценностнорациональное;

3) аффективное;

4) традиционное.

Важным вкладом в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен иметь не слишком много общего, не слишком много частного характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен. Это – преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. Чем более «преувеличен» идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более полезен он для конкретного исторического исследования. Понятие это, по Веберу, не статическое, а динамическое.

Анализируя развитие капитализма, Вебер пришёл к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности. Вебер высказал также некоторые оценки такому явлению, как бюрократизация общества. По его мнению, она является результатом рационализации социальной деятельности.

Итак, отметим, что настоящее признание социология как наука получила в конце XIX – начале XX века благодаря научным трудам К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Они заложили основы для развития последующих социологических теорий.

Социологические теории второй половины ХХ в.

Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.

Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого. К основным макросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм , конфликтная социология .

Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс (1902 – 1979 гг.) и Р. Мертон (1910 г.) . Опираясь на достижения математики, кибернетики и др. они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Т.Парсонс разработал «теорию социального действия». Оно заключает в себе:

1) субъект действия (агент);

2) цель действия;

3) ситуацию действия;

4) нормативную ориентацию субъекта.

Все эти элементы необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое. По концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Действие всегда взаимосвязано с другими действиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Согласно Парсонсу, функционирование общества, его сохранение обусловлено определёнными предпосылками. Основные из них:

1) адаптация;

2) целедостижение;

3) интеграция;

4) непрерывность системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и выполнять эти функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система.

На основе критики структурного функционализма Т. Парсонса создавались современные конфликтные теории . Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.

У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог У. Миллс . Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Более чёткую формулировку теория социального конфликта получила в работах немецкого социолога Р. Дарендорфа (1929 г.) . Рассмотрел проблему интереса как фундаментальной категории теории, так как сам социальный конфликт непосредственно связан с интересом. Чтобы понять природу конфликта, важно понять природу интереса и способы его осознания действующими субъектами. Выделяет объективные и субъективные интересы, которые обнаруживаются с самого начала конфликта и выступают как противоположности.

Р. Дарендорф убеждён, что содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти. Речь идёт о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей. Неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов влечёт за собой неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным социальный конфликт. «Бесполезно, – считает Р. Дарендорф, – пытаться ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов. Можно влиять на течение конфликтов, это открывает возможность для эволюционных изменений в обществе».

Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм , теории обмена , феноменологическая социология , этнометодология .

Символический интеракционизм (Д. Мид , Г. Блумер , А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.) , поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.

Теории обмена . «Назад к человеку» – таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил примат психического над социальным.

Д. Хоманс (1910 – 1989 гг.) выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Первый – постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. Второй постулат – постулат стимула – состоит в утверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат – постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. Четвёртый постулат – постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат – агрессии – одобрения. Если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

Феноменологическая социология . Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца (1899 – 1959 гг.) . В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.

Индивиды, согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, так как люди сталкиваются с неупорядоченной массой впечатлений, цветов, запахов, звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками. Люди воспринимают внешний мир через «типизации». Они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе общения. Постепенно каждый человек создаёт запас «знания здравого смысла», который разделяют все члены общества, что позволяет существовать вместе и общаться.

Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».

Таким образом, в XIX – первой половине XX в. Были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились её главные направления. А вторая половина XX века характеризуется появлением новых крупных направлений и их борьбой со старыми, создание новых теорий. Предпринимаются попытки отрефликтировать макро – и микротеории и вместе с тем совместить при анализе общества соответствующие уровни знания.

Основные направления развития социологической мысли в России ( XIX XX вв.)

Как и на Западе, социальная мысль в России изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое , субъективистское , психологическое , диалектико-материалистическое , неопозитивистское .

Географическое направление было представлено Л. И. Мечниковым, С. М. Соловьёвым, В. О. Ключевским. Так, Л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации:

1) речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;

2) средиземноморский – от основания Карфагена;

3) океанический – после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечников считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XXвека. Основоположником субъективной школы является П.Л. Лавров (1828 – 1900 гг.). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Его, как и Конта, волновал процесс «подготовления» мысли – космические, геологические, физико-химические, биологические и психологические линии эволюции, вплоть до «сопутствующих» мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

«Ведущей силой социального прогресса, считал П.Л. Лавров, является личность с её критическим сознанием». Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.

Н. К. Михайловский (1842 – 1904 гг.) доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность – скорость социального прогресса. Идея определяет не только выбор исторического направления, но и даёт «реальное содержание» законам истории.

Н. К. Михайловский был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса. Его знаменитая «формула прогресса» звучит следующим образом: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно всё, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно всё, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов». В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов двух разновидностей разделения труда – «экономического» и «органического» на каждом этапе развития.

Ярким представителем психологического направления был Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.) . Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л. И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».

Долгое время, объяснял Л.И. Петражицкий, взаимодействие «норм – законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое – санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе – свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Петражицкий отрицал объективный, естественно исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд социолог применял при анализе самых разнообразных явлений – права, власти, идеала, наказания и т.п. Л.И. Пет-ражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

Марксистское направление в России стало получать всё большее распространение в конце XIX века. По праву «пионером» марксизма в России называют Г. В. Плеханова (1856 – 1918 гг.). В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» он подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России. Оценил учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Не единицы, а народные массы играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. В то же время Плеханов утверждал, что выдающаяся личность, неразрывно связанная с массой при определённых исторических условиях, может сыграть огромную общественную роль и своей деятельностью ускорить движение общества. Плеханов блестяще раскритиковал идеалистический культ личности. В этом его большая заслуга как социолога.

В.И.Ленин (1870 – 1924 гг.) так же способствовал развитию теории и практики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказали значительное воздействие на социальные науки («Развитие капитализма в России», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия развития капитализма» и т.д.). В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» В.Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Несмотря на то, что В. Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах мы не найдём законченной концепции социологии.

Важной вехой в развитии русской социологической мысли были труды П. А. Сорокина (1889 – 1968), являвшегося представителем неопозитивистского направления в социологии. Особенно велик его вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики. Наиболее известные работы: «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Современная социологическая теория».

П.А.Сорокин не столько принимал преобладавшие эволюционные или связанные с развитием модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как образец, подверженный циклическим, хотя и не регулярным изменениям.

Таким образом, российская социологическая мысль до начала 20-х годов XX века по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной.

После Октябрьской революции судьба социологии складывалась крайне противоречиво. Благодаря своей критичности социология не была «любимицей» среди наук в СССР, так как обращала слишком большое внимание на феномен власти. Впоследствии социология была объявлена «буржуазной лженаукой», а научные исследования в этой области были запрещены. Восстановление отечественной социологии началось только в конце 50-х годов XX века.

Предметом исследований социологов 50 – 60-х годов была социальная структура советского общества, бюджет времени рабочего класса, социальные проблемы труда, образования, семьи. В 1962 году была основана советская социологическая ассоциация. Создан отдел социологических исследований в институте философии Академии наук (АН) СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете.

В конце 60-х годов позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны, и лишь только во второй половине 80-х годов начался новый этап в развитии социологии.

Институт социологических исследований АН СССР был преобразован в Институт социологии АН СССР, а в 1991 году создан и институт социально-политических исследований АН СССР. Вышли книги под общей редакцией Г. В. Осипова, учебники А. И. Кравченко, были переведены и изданы учебники, работы М. Вебера, Н. Смелзера, Э. Дюркгейма и т.п. Стали издаваться специализированные журналы, открываться вузовские кафедры, лаборатории, разрабатываться новые сферы исследований. На повестку дня поставлен вопрос о становлении нового социологического мышления.

Заключение

Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития.

Социология - не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.

Список литературы

1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, М., 1998.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.

5. Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 1998.

6. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 тт./ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

7. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994.

9. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

10. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

11. Социология: Курс лекций / Под. ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 1996.

12. Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 1996.

13. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995.

14. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.

15. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 1994.

16. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994

17. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // СоцИС. 1995. №11

Лекция 2. История становления и развития социологии.

1. Классический этап развития социологии (втор. пол. XIX – нач. ХХ вв.)

2. Социология в ХХ в.

Вопрос о том, что такое социология, не может быть решен чисто логическим путем, исходя только из ее современного состояния, т.к. эта наука имеет разные формы своего проявления и глубокие исторические корни. Диапазон социологического знания достаточно широк – от концепций социальной философии, которые проступают уже в творчестве античных авторов (Платон, Аристотель), до конкретных замеров общественного мнения, к которым часто прибегают современные социологи, выступая консультантами различных политических деятелей, государственных руководителей или СМИ.

Платон не делал различий между государством и обществом. По Аристотелю, государство – это общение ради общего блага. Государство состоит из семей.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

Основателем социологии называют франц. ученого Огюста Конта (1798-1857). Он предложил новую науку об обществе развивать на базе уже проверенных в естествознании методов. Конт выделил 4 метода социологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, метод исторического анализа. Конт поставил социологию на вершину научного знания («Курс позитивной философии»).

Социологию Конт делит на два раздела: социальная статика – изучает строение общества и его элементы, и социальная динамика – раскрывает законы развития общества.

По Конту важнейший социологический элемент – семья, она выступает посредником между индивидом и обществом.

Для поддержания порядка и прогресса в обществе необходима солидарность , т.е.:

Осознание обществом самого себя как единого целого;

Дисциплина и ответственность;

Профессиональное управление во всех сферах;

Сотрудничество всех социальных групп.

Однако у Конта, как и у его последователей, социология все еще оставалась разновидностью социальной философии, т.е. сугубо теоретической областью знания.

Представителем классического периода социологии (к. XIX – н. XXв.) был и один из основоположников английского позитивизма Герберт Спенсер (1820-1903) («Основания социологии»). Спенсеру принадлежит биологическая концепция.

Спенсер рассматривает общество по аналогии с биологическим объектом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) – как части организма (сердце, нервная система и т.д.). Экономика общества подобна обмену веществ в организме, правительство аналогично головному мозгу, торговля – как кровообращение.

Спенсеру принадлежит идею эволюции общества, как живого организма (в соответствии с теорией Ч. Дарвина). По Спенсеру, общество возникло в наиболее простом, элементарном виде (как и первые живые организмы). В ходе эволюции происходило развитие и усложнение структуры общества. Появилась социальное и имущественное неравенство, а соответственно деление на слои, сосоловия, классы.

Спенсер предложил закон социального развития , в соответствии с которым выживают наиболее приспособленные индивиды. Важнейшую роль играет экономическая конкуренция.

Важный вклад в развитие мировой социологической мысли внес К. Маркс (1818-1883). Он на основе огромного фактического материала всесторонне исследовал особенности становления, развития и функционирования капиталистического общества.

По Марксу, в капиталистическом обществе два основных класса: пролетариат (рабочие) и буржуазия (предприниматели). Между ними существуют непреодолимые противоречия (антагонизм). Это объясняется противоположностью экономических интересов.

Маркс разработал теорию прибавочной стоимости , показав, что в процессе труда рабочий создает новую, значительно большую, чем прежде, массу стоимости, позволяя тем самым владельцу средств производства получать прибыль. Сама же прибыль есть неоплаченная часть труда рабочего, поэтому рано или поздно в развитии возникают социальные противоречия, приводящие к вызреванию социального конфликта, что в свою очередь может привести к социальной революции . Революция у Маркса – двигатель человеческой истории.

Так, в марксистском понимании, социальный конфликт всегда связан, во-первых, с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты. Во-вторых, он является наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия.

Марксу присущ экономический детерминизм . Он игнорирует роль культурных и духовных факторов в жизни общества. Также Маркс преувеличивает значение классовой борьбы, революционного насилия в истории.

Разработкой методологии социологической науки занимался Эмиль Дюркгейм (француз, 1858-1917) («Правила социологического метода», «Самоубийство: социологический аспект»). Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения.

Дюркгейм считал, что в социологии прослеживаются две тенденции: натурализм и социологический реализм. Натурализм уходит к пониманию общества как части природного мира. Социологический реализм представляет собой попытку установления специфики социального объекта, его несводимости лишь к природе. Дюркгейм считал, что социолог в своих исследованиях, должен быть свободен от предрассудков, идеологий, религии.

Макс Вебер (1864-1920) Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией» . Социология должна раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. В социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

Вебер считал, что в процессе истории растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни.



В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относил её к гуманитарным наукам.

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить развитие капитализма, связав эту проблему с распространением протестантизма (новой христианской конфессии). Этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствовали возникновению капитализма. Протестантизм был более доступной, демократичной религией, допускавшей свободомыслие. Также протестантизм поощрял развитие предпринимательства. В соответствии с католическими убеждениями занятие коммерцией было греховным и осуждалось.

Вебер пришел к выводу, что между господствующей в обществе религией и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь. Религиозные воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Идеальный бюрократ должен: как можно меньше в своей деятельности руководствоваться эмоциями, а больше рациональными соображениями; равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с ним в процессе выполнения управленческих решений; четко выполнять требования правил и инструкций; на работе воспринимать себя как «деталь» управленческого механизма.

Веберу также принадлежит теория «господства» , в соответствии с которой в обществе есть три основных вида господства: 1. Монархия – передача власти по наследству; 2. Легитимное господство – лидер избирается определенной группой людей; 3. Харизматическое господство.

Представителем психологического направления был и Гюстав Лебон (1841-1931). Он является автором теории, получившей название – «психология народов» . Лебон считал, что каждый народ обладает определенным душевным строем, имеет антропологические особенности. Поэтому у представителей различных народов отличаются мысли и чувства, эти отличия сказываются на сознании.

Также Лебон пришел к выводу, что носителем сознательного, организующего начала в истории является элита , а основная масса людей (толпа ) является носителем не столько разумного, сколько эмоционального, инстинктивного, стихийного поведения. В XIXв. власть толпы сменяет власть элит. Для толпы характерна анонимность, внушаемость, стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь. Поведение толпы изменчиво, в толпе нет сомнений, она впадает в крайности. Массы уважают только силу. Рассуждения толпы примитивны. Толпе необходим вождь. Главное качество вождя – упорство, стойкая воля.

Итальянский исследователь В.Парето (1848-1923) утверждал, что история движется не благодаря осознанным актам человеческого волеизъявления, а благодаря скрытым биоимпульсам; имеет скорее иррациональный, чем рациональный смысл. Логика, научная теория и идеология, с точки зрения Парето, лишь маскируют проявления инстинктов. Задача же социологии как раз таки и состоит в том, чтобы изучать инстинкты, прояснять их смысл и через них угадывать скрытые пружины человеческого поведения и социального действия.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, считал, что поведение человека в обществе обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо).

По Фрейду, природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой человека с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, и есть движущая сила общества.

Американская наука . После I-й Мировой войны капитализм наиболее бурно развивался в США. Вообще социология развивается в странах, где есть хоть немного демократии. В Западной Европе была разруха, соответственно сложились неблагоприятные условия для развития науки в целом. В России произошла Октябрьская революция, многие ученые бежали из страны Советов, уехало и большинство социологов.

После завершения войны в США выходят работы Уильяма Томас (1863-1947) , положившие начало эмпирическому направлению. Оно противопоставило себя классической социологии. Произошло деление социологической науки на отрасли: социология города, социология политической жизни и т.д. Утверждалось, что истинность научного познания должна определяться только на основе эмпирических методов. Все явления должны быть собраны по отдельным группам. Человека и его поведение можно исследовать только открытым путем, методом наблюдения.

В 1935 г. Джорджем Гэллапом был основан Американский институт общественного мнения (Институт Гэллапа). Институт проводит регулярные опросы населения и пользуется международным авторитетом как один из наиболее надежных источников информации.

Робертом Парком (1864-1944) считал, что процессы, происходящие в обществе зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Подход Парка заложил основы инвайронментальной социологии (социологии среды), которая появилась в 70-х гг. и исследует отношения общества со средой обитания.

Основателем направления, получившего название символический интеракционизм является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931). Общество и личность формируются благодаря взаимодействиям (интеракции) между людьми. Взаимодействие представляет собой обмен символами. Так, общество строится на обмене жестами и символами. Крайне важную роль играет язык, речь.

По Миду, человек воспринимает себя в соответствии с оценками других. Творческое взаимодействие людей изменяет весь социальный процесс.

Мид считает, что социум предшествует индивидуальному разуму. Мыслящий человек невозможен без первичной социальной группы. Социальная группа приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

Выдающимся русским и американским социологом является Питирим Сорокин (1889-1968). Он считал, что есть, прежде всего, совокупность единиц – индивидов, причем таких индивидов, которые не изолированы друг от друга, а находятся в процессе взаимодействия друг с другом.

В своих работах Сорокин много внимания уделяет пониманию социологии и ее предмета. Так, он говорил, что каждая из наук об обществе имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства (экономика, политика), социология же имеет дело со всеми сферами социокультурного пространства.

Сорокин рассматривал широкий диапозон социальных расслоений, выделяя из них в качестве основных три типа : 1. Экономическое расслоение (богатые-бедные). 2. Политическая дифференциация (имеющие власть и не имеющие ее). 3. Профессиональная дифференциация.

Однако социальные страты не являются неизменными, они подвержены изменениям. Так, между различными стратами и внутри каждой из них существует перемещение индивидов, которое Сорокин обозначил термином «социальная мобильность».

Сорокин выделяет два типа социальной мобильности: горизонтальный – перемещение из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной стратификации (смена гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности). Вертикальный тип – перемещение индивида из одного слоя в другой. В зависимости от направленности такого перемещения Сорокин выделяет восходящую и нисходящую циркуляцию, т.е. – социальный подъем и социальный спуск.

Одним из крупнейших социологов ХХ в является Толкотт Парсонс (1902-1979) (США). Основная идея его работ следующая: социальная реальность, несмотря на всю свою необъятность, сложность и противоречивость, организована рационально и обладает системным характером.

Парсонс считал, что социология должна заниматься широким кругом вопросов – начиная с семьи и малых групп и заканчивая обществами как таковыми.

Американский социолог выделил общую модель действия, названную им «единичным актом», который включает в себя два основных компонента:

1. Действующее лицо, т.е. субъекта действия, имеющего определенные цели.

2.Ситуационное окружение – изменяемые и неизменные факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из определенного числа социальных, культурных и физических факторов.

Первым фактором ситуационного окружения, считает Парсонс, является биологический организм . Основной проблемой является обеспечение пищей и жильем, а также разделение на два пола, что влияет на все человеческие действия.

Вторым фактором ситуационного окружения является система культуры. Ядром общества как системы, по мнению Парсонса, выступает структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции, т.е. всех членов общества. Этот порядок состоит из культурных объектов, являющихся частью культурной традиции: идеи, верования, ценности, нормы и правила.

Однако Парсонс утверждал, что личность не сводится ни к организму, ни к культуре. Личность образует аналитически независимую структуру , являющуюся третьей и важнейшей подсистемой.

Социология в Советском Союзе . С сер.20-х до сер. 30-х гг. – динамичный период развития социологии в СССР в рамках марксизма. Были созданы факультеты и отделения социологии. С 30-х гг. социологию называют лженаукой.

С 60-х гг. начинается новый виток в развитии советской социологии. Мало внимания уделялось теоретическим исследованиям. Преобладали прикладные исследования – обычно связанные с социологией труда.

В конце 70-х гг. в Академии Наук появляется отделение социологии, а затем Институт социологии. Развиваются социологические исследования, связанные с социологией личности, города, деревни, но только не политики.

С сер. 80-х проводятся крупные исследования, связанные с выборами, президентством.

Таким образом, в ХХв. социология как бы спускается с высот общего (философского) рассмотрения общества к анализу его конкретных структур (групп, коллективов, институтов и т.д.), т.е. переходит с макроуровня на микроуровень.

История возникновение и развитие науки

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

1.2 Научное познание и его специфические признаки

1.3 Строение и динамика научного знания

1.4 Методология научного познания

1.5 Методы эмпирического и теоретического исследования

1.6 Этика науки

Список использованных источников

наука эмпирический теоретический ученый

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическим способом от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Л.И. Шестов утверждал, что существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самому познанию, то к его преддверию. Ненаучное понимается как разрозненное, несистематическое, неформализованное знание. Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельности и отношений, которые весьма затруднительно выразить строгими нормами научной доказательности, например области нравственности, культурно-этических традиций, веры, аффектов и т.д. М. Вебер, Р. Триг, П. Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания, приводили следующие аргументы.

1. Человеческая жизнедеятельность шире и богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимы помимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.

2. Научное познание есть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчество без осознанных логических операций.

3. Наука, развиваясь на основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фоном и не является лишь плодом разума.

В целом, отвергается не значение науки в функционировании системы «человек - общество - природа», а ее порой чрезмерные претензии на решение различных проблем.

Удивление явилось началом философии, ибо это есть начало мысли, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки (точнее, пред- науки). Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

Предпосылки науки создавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математики и др. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античности и средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.

Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы - неформальные объединения коллег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедуры защиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний. Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остается по яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становится богаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятся катализатором работы мысли.

Наука ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития).

Идея рациональности постепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный. Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших современную науку, - изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.

Наука в собственном смысле слова возникла в XVI - XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретического анализа. Э. Агацци считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».

Факторами возникновения науки стали: утверждение в Западной Европе капитализма и острая потребность в росте его производительных сил, что невозможно было без привлечения знаний; подрыв господства религии и схоластически-умозрительного стиля мышления; наращивание количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Самостоятельными отраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философами в XVI - XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.

Научная рациональность выражается прежде всего как соразмерность мира критериям разума, логики. Начиная с XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII - XVIII вв., когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон - автор афоризма «Знание - сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т.д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. В XVIII - XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. Д-И. Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология химия и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производство через многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологические процессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысле наука - опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следует понимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждаться практикой и применяться на практике. «В процессе обоснования положений науки мы пользуемся многими приемами опосредованного сопоставления научных утверждений, научных контекстов с действительностью (логическим доказательством, принципами соответствия, принципами простоты и непротиворечивости, отысканием моделей, удовлетворяющих формальным системам, правилам сведения сложного к простому и т.п.), которые лишь в конечном счете связаны с практикой».

По своей сущности наука, отмечал Н.А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, технику овладения жизнью» - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек - природа», «человек - машина» и «человек - человек», т.е. воздействует на всю общественную практику.

История развития науки говорит о том, что самые ранние свидетельства науки можно найти в доисторические времена, такие как открытие огня, и развитие письменности. Ранние подобия записей содержат цифры и информацию о Солнечной системе.

Однако история развития науки со временем стала более важной для жизни человека.

Значимые этапы развития науки

Роберт Гроссетесте

1200-е годы:

Роберт Гроссетесте (1175 – 1253) основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания разработал основу для правильных методов современных научных экспериментов. Его работы включали принцип, согласно которому запрос должен основываться на поддающихся измерению доказательствах, подтвержденных путем тестирования. Ввел понятие о свете как телесной субстанции в первичной форме и энергии.

Леонардо да Винчи

1400-е годы:

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) итальянский художник, ученый, писатель, музыкант. Начал свои изучения в поисках знаний о человеческом теле. Его изобретения в виде чертежей парашюта, летательной машины, арбалета, скорострельного оружия, робота, подобия танка. Художник, ученый и математик также собрал информацию об оптике в виде прожектора и вопросах гидродинамики.

1500-е годы:

Николаус Коперник (1473 -1543) продвинулся в понимании солнечной системы с открытием гелиоцентризма. Он предложил реальную модель, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром Солнечной системы. Основные идеи ученого были изложены в труде «О вращениях небесных сфер» который беспрепятственно распространялся по Европе и всему миру.

Йоханнес Кеплер

1600-е годы:

Йоханнес Кеплер (1571 -1630) немецкий математик и астроном. Основал на наблюдениях законы планетарного движения. Заложил основы эмпирического исследования движения планет и математических законов этого движения.

Галилео Галилей усовершенствовал новое изобретение, телескоп, и использовал его для изучения солнца и планет. В 1600-х годах также были достигнуты успехи в изучении физики, поскольку Исаак Ньютон разработал свои законы движения.

1700-е годы:

Бенджамин Франклин (1706 -1790) открыл, что молния — это электрический ток. Он также внес вклад в изучение океанографии и метеорологии. Понимание химии также развивалось в течение этого столетия, так как Антуан Лавуазье, названный отцом современной химии, разработал закон сохранения массы.

1800-е годы:

Вехи включали открытия Алессандро Вольты относительно электрохимических серий, которые привели к изобретению батареи.

Джон Дальтон также внес атомную теорию, которая гласит, что вся материя состоит из атомов, которые образуют молекулы.

Основу современного исследования выдвинул Грегор Мендель и раскрыл свои законы наследования.

В конце века Вильгельм Конрад Рентген обнаружил рентгеновские снимки, а закон Джорджа Ома послужил основой для понимания того как использовать электрические заряды.

1900-е годы:

Открытия Альберта Эйнштейна, наиболее известного своей теорией относительности доминировали в начале 20 века. Теория относительности Эйнштейна на самом деле две отдельные теории. Его особая теория относительности, которую он изложил в статье 1905 года «Электродинамика движущихся тел», пришла к выводу, что время должно изменяться в зависимости от скорости движущегося объекта относительно рамки отсчета наблюдателя. Его вторая теория общей относительности, которую он опубликовал как «Основу общей теории относительности», выдвинула идею, что материя вызывает искривление пространства вокруг себя.

История развития науки в области медицины навсегда изменилась Александром Флемингом с из плесневых грибов как исторически первого антибиотика.

Медицина, как наука, обязана также вакцине против полиомиелита в 1952 году которую открыл американский вирусолог Джонас Солк.

В следующем году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик открыли , которая представляет собой двойную спираль образованную с парой оснований, прикрепленных к сахарофосфатному остову.

2000-е годы:

В 21 веке был завершен первый проект , что привело к более глубокому пониманию ДНК. Это продвинуло изучение генетики, ее роли в биологии человека и ее использования в качестве предиктора заболеваний и других расстройств.

Таким образом, история развития науки всегда была направлена на рациональное объяснение, предсказание и контроле эмпирических явлений великими мыслителями, учеными и изобретателями.

Статистика, история развития которой будет нами сегодня рассмотрена, - это наука, имеющая многовековую историю. Своими корнями она уходит в древность. Статистическая практика появилась благодаря образованию государства. Для того чтобы оно возникло, необходимо было иметь сведения о землях, численности населения, проживающего на них, об их имущественном положении, а также о многом другом. А ведь именно сбором и анализом их занимается статистика. История возникновения и развития ее, представленная в статье, касается как мировой, так и отечественной науки. Начнем с зарубежной, а затем перейдем к описанию российской статистики.

Кратко об истории развития статистики

Еще несколько тысячелетий назад учет земель и численности населения, а также различных данных о нем, проводился в Древнем Египте, Риме и Китае. С глубокой древности начали собираться сведения, относящиеся к такой области знания, как статистика. История ее развития, таким образом, охватывает тысячелетия. В более позднее время эти данные начали обрабатываться и анализироваться, а не просто собираться, то есть произошло зарождение статистики в качестве науки.

Школа политических арифметиков и два направления статистики в их трудах

Школа политических арифметиков в Англии представлена такими основоположниками, как Д. Граунт (годы жизни - 1620-1674), Э. Галлей, живший с 1656 по 1742 год, В. Петти (1623-1687). Два направления можно выделить в трудах этих ученых. Первое из них - демографическое (Галлей и Граунт), имеющее уклон к вопросам, связанным со страхованием. Второе направление - статистико-экономическое, представителем которого является В. Петти. Д. Граунт был первым, кто открыл закономерности, существующие в массовых явлениях общества. Он показал, как нужно анализировать и обрабатывать первичный материал. Граунт предпринял первую попытку создать таблицу смертности населения.

Английский астроном Э. Галлей (портрет его представлен выше) предложил закон больших чисел. Он также использовал методы устранения отклонений (случайных). В. Петти - ученый, который осуществил ряд важных научных работ, которыми отмечена история становления статистики. В этих трудах он стремился оценить конкретно то или иное явление, даже если наблюдалась нехватка числовых данных.

Ученые, работавшие в сфере политической арифметики, пытались охарактеризовать с помощью цифр состояние общества и его развития, понять закономерности тех или иных явлений в нем, которые проявляются на массовом материале. Задачи и цели, которые они преследовали, близки к сегодняшнему пониманию такой науки, как статистика. История ее дальнейшего развития характеризуется новыми достижениями. Перейдем к их рассмотрению.

Статистико-математическое направление

В первой половине 19 века появилось третье направление - статистико-математическое. Ученый А. Кетле (годы жизни - 1796-1874, портрет представлен выше) внес особый вклад в его развитие. Статистику он именовал социальной физикой, то есть наукой, которая изучает законы общества с использованием количественных методов. Кетле обосновал идею применения закономерностей, полученных из массы случаев, как важнейшего инструмента, с помощью которого можно познать объективную действительность.

Дальнейшее развитие статистики на Западе

История статистики за рубежом в 19 веке была дополнена новыми именами и достижениями. (годы жизни - 1822-1911) и К. Пирсонс, живший с 1857 по 1936 год - английские ученые, которые внесли существенный вклад в дальнейшее становление этой области знаний. Первый из них всерьез занялся проблемой наследственности. Гальтон (портрет его представлен выше) вскоре применил к ее анализу методы статистики, что дало положительные результаты.

Р. Фишер (годы жизни - 1890-1962) является самым известным западным ученым в интересующей нас области в 20 веке. Он трудился в течение 50 лет. Многие исследования Фишера существенным образом повлияли на дальнейшее развитие такой области знания, как статистика.

История статистики Древней Руси

Что касается нашей страны, на Руси еще в 10-12 веках собиралась информация, касающаяся налогообложения. Во время реформ Петра I оказались затронутыми почти все сферы жизни общества. Это требовало множества точных статистических сведений, касающихся регистрации фабрик и заводов, цен на хлеб, количества городов и численности их населения, объемов внешней торговли и др.

Описательная школа

В нашей стране описательное направление развивалось быстрыми темпами, и на основе этого формировалась история статистики в России. Крупнейшие представители описательной школы - такие ученые, как М. В. Ломоносов (годы жизни - 1711-1765), И. К. Кириллов (1689-1737), К. Ф. Герман (1767-1838), а также В. Н. Татищев (портрет его представлен выше), живший в период с 1686 по 1750 год.

Работа Кириллова - одно из первых в нашей стране экономико-географических описаний, представленных системно. Дальнейшая история развития статистики связана с именем такого ученого, как Татищев, который внес большой вклад в эту область знания. Им была создана детальная программа, позволяющая получить сведения, которые были нужны для составления географии государства с полным экономическим описанием страны.

в статистику

История развития статистики в нашей стране во многом связана с именем великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В 1755 году он написал книгу под названием "Слово похвальное императору Петру Великому". В ней была дана оценка осуществленной незадолго до этого Петровской ревизии. Михаил Васильевич касался в своих трудах ряда вопросов, которые были связаны с финансами, населением, природными богатствами и др.

Усовершенствование метода подготовки и обследования данных, характеризующих население, географию и экономику государства в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, промышленности и др. считается особой заслугой Ломоносова. Эту программу разработал сначала В. Н. Татищев. Она была предназначена для "Атласа Российского". Согласно этой программе, в уезды и города были разосланы специальные бланки обследования. Долгое время материалы поступали в академию. Их удалось обработать уже после смерти Михаила Васильевича.

Развитие статистики в России в 19 веке

История науки статистика в нашей стране была отмечена целым рядом достижений в 19 веке. Ряд крупных трудов, посвященных теории этой области знания, появился в начале данного столетия. К. Ф. Герман в своей книге под названием "Всеобщая теория статистики" изложил основополагающие направления, характеризующие эту науку. Большая роль в истории развития интересующей нас отрасли знания принадлежит работам К. И. Арсеньева (годы жизни - 1789-1856). Этот ученый считал, что статистическая наука способна адекватно охарактеризовать положение дел в государстве.

Ученому Д. П. Журавскому, жившему в период с 1810 по 1856 год, принадлежит важная заслуга - изложение статистики в виде системы. Он раскрыл принцип, согласно которому качественный и необходимо рассматривать в единстве.

Характерной чертой представителей академической школы интересующей нас науки было их стремление к тому, чтобы заменить изучение государства исследованием общества. К основоположникам ее относятся Э. Ю. Янсон (1835-93), А. И. Чупров (годы жизни - 1842-1908), Н. А. Каблуков, А. А. Кауфман. Ученые, работавшие в сфере академической статистики, многое сделали для развития интересующей нас науки в России. Их деятельность положительно сказалась и на работе различных статистических органов. На становление математического направления в нашей стране большое влияние произвели труды таких отечественных математиков, как П. П. Чебышев, и А. М. Ляпунов.

Современные задачи и органы статистики в нашей стране

В работах В. И. Хотимского, В. Н. Старовского, В. С. Немчинова, Б. С. Ястремского, А. Я. Боярского, Л. В. Некраша и других была обобщена история статистики кратко. В них собран опыт российских ученых в этой сфере. Сегодня в нашей стране осуществляется работа по совершенствованию системы, а также переводу методологии на принципы учета, принятые в зарубежной практике в соответствии с требованиями, предъявляемыми законами развития рыночной экономики.

Госкомстат России является сегодня центральным органом системы государственной статистики в нашей стране. Это федеральный орган исполнительной власти. Систему госстатистики в нашей стране представляют и другие организации. Это ее органы в республиках, краях, автономных округах и областях, районах и городах, а также подведомственные им учреждения.

Современное содержание понятия "статистика"

Развитие этой науки, расширение области ее практического применения привело к тому, что содержание самого ее понятия изменилось. Сегодня термин "статистика" используется в следующих трех значениях.

  1. Под ним подразумевается отрасль практической деятельности человека, имеющая целью сбор и обработку массовых данных о разных явлениях жизни общества, а также их последующий анализ и публикацию. "Статистика" в этом смысле является синонимом такого словосочетания, как "статистический учет".
  2. Следующее значение - цифровой материал, который используется для характеристики той или иной сферы общественных явлений или же применяется при рассмотрении распределения некоторого показателя в территориальном отношении.
  3. Статистикой также именуется отрасль знания, отдельная научная дисциплина, а также учебный предмет, который преподается в средних и высших учебных заведениях.

Итак, мы вкратце охарактеризовали такую отрасль знания, как статистика. История возникновения и развития ее была представлена в этой статье. Следует подчеркнуть, что эта наука все еще продолжает развиваться. История статистики, кратко охарактеризованная в статье, со временем будет дополнена новыми достижениями.