Конституция РФ: история создания и процедура изменения. Справка

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ

Конституция - это нормативно-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, принятый народом на референдуме или высшим органом государственной власти и регулирующий основы организации общества и государства, правового статуса личности.

Признаки:

1) Конституция - это основной закон государства и общества, он обладает верховенством.

2) Конституция обладает наивысшей юридической силой, ей не могут противоречить все остальные законы и иные правовые акты.

3) Конституция принимается народом на референдуме (иногда Конституция принимается монархом или парламентом государства).

4) Конституция регулирует основные права и свободы граждан, а так же способы их защиты с помощью государства.

5) Конституция регулирует основы государственного строя (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

6) Конституция является направляющим законом, она определяет идеи, к которым стремится общество.

Сущность Конституции:

Существует три основных подхода к сущности Конституции:

1) Формально-юридический: Конституция понимается, как нормативный акт, регулирующий только механизм государства, а не общества (пример, Конституция США).

2) Социологический означает, что Конституцию делят на два вида:

Юридическая - это документ, принятый в установленном порядке.

Фактическая - это реальные общественные отношения, сложившиеся на данный момент и отражающие соотношение классовых сил в стране.

3) Современный: Конституции отражают компромисс всех общественных сил и интересов в обществе.

2. ПРИНЯТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИУЦИИ РФ

Конституция России была принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме .

Она содержит 9 глав и 137 статей:

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В Конституции РФ описан порядок внесения поправок, а так же возможная процедура полного изменения Конституции РФ.

Главы с 3 по 8 могут меняться путем внесения поправок в любую из этих глав. С предложениями о поправках может выступить любая группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 90 человек, затем предложенные поправки голосуются и принимаются по правилам принятия федерального конституционного закона. Затем Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать принятый закон о поправке, она вступает в силу, только после его одобрения.

Главы 1, 2 и 9 могут быть изменены только вместе со всей Конституцией.

3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИИ РФ


В РФ предусмотрены субъекты, которые обязаны по должности или по функциям защищать нормы Конституции:

1) Конституционный суд РФ проверяет соответствуют ли Конституции РФ федеральные законы и если находит противоречия, то признает неконституционным весь закон, его часть или статью.

2) Президент РФ является гарантом Конституции, а также прав и свобод, указанных в ней, он своими указами должен обеспечивать соблюдение конституционных норм.

3) Уполномоченный по правам человека проверяет, соблюдаются ли конституционные права и свободы в деятельности государственных органов.

4) Прокуратура надзирает за соблюдением конституционных норм РФ и регулирует на их нарушение путем вынесения протестов и представлений.

4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Правовой статус человека и гражданина-это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции, называются конституционным статусом. Они образуют относительно небольшую, но при этом наиболее значимую, часть всех прав, свобод и обязанностей.

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права (гражданском, трудовом, семейном и др.)

Конституционный статус определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе.

Структурно он включает:

1. Права - меры возможного поведения субъектов, обеспеченные конкретными обязанностями государства

2. Свободы - меры возможного поведения субъектов, обеспечиваемые государством на уровне общих правовых гарантий

3. Обязанности - меры необходимого поведения субъектов, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности (имущественной, трудовой, семейной и т.п.)

Конституционный статус основывается на следующих основных принципах:

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2).Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

2. Граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6)

3. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17)

4. Основные права и свободы гарантированы государством (ст.45)

ФОРМА ГОСУДАРСТВА В РФ.

1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ.

2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РФ.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РФ.

1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой по форме правления, однако вид республики в Конституции не указан.

Всего выделяют 3 вида республик: президентская, парламентская, смешанная.

Россия по формальным признакам попадает под смешанный вид республик.

Признаки смешанной республики в России:

1) Президент РФ назначает председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.

2) Президент РФ является главой государства, а не исполнительной власти.

Исполнительную власть в РФ возглавляет Правительство РФ .

3) Федеральное собрание РФ участвует в назначении большинства высших должностных лиц.

4) Отсутствует процедура импичмента президента (это привлечение президента ответственности, когда судом является весь парламент).

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Такое разделение имеет целью:

1. Специализацию органов государственной власти по функциям.

2. Предотвращение концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом государственной власти.

3. Уравновешивание, сдерживание друг друга различными ветвями власти.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти.

Орган государственной власти- это организационный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регулируется правом.

Классификация органов государственной власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти или принадлежности к тому или иному уровню власти (федеральному или субъекта РФ)

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Законодательное собрание Челябинской области и т.п.)

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования двух его палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ:

1 - от представительного органа власти субъекта РФ, второй - от исполнительного органа власти субъекта РФ (всего 178 депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению СФ отнесены три группы вопросов:

1. Исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ

2. Законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой

3. Полномочия по самоорганизации: решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов - не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Полномочия Государственной Думы делятся на три группы:

1. Исключительные (ст. 103).

2. Законодательные, реализуемые в форме принятия законов.

3.полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании, квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных конституционных законов.

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ, а на уровне субъектов РФ- правительства субъектов РФ.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами, нормативными Указами Президента РФ.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. После чего Президент может согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства РФ либо нет. Правительство РФ исполняет все государственные функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет, осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др. Компетенция Правительства РФ указана в ст. 114 Конституции РФ.

Наряду с Правительством РФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции: федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

На уровне субъектов РФ исполнительную власть наряду с правительствами субъектов осуществляют министерства, департаменты, комитеты, главные управления и иные органы исполнительной власти .

Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти :

Коммерческие юридические лица:

Товарищества:

На вере;

Производственные кооперативы;

Унитарные предприятия:

Некоммерческие юридические лица:

Ассоциации (союзы);

Общественные объединения;

Учреждения;

Потребительские кооперативы.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении), обособленное имущество, отвечает по обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь официальное место нахождения и наименование, которые определяются в его учредительных документах.

В зависимости от целей юридические лица делятся на:

1) коммерческие - юридические лица, ставящие целью получение прибыли и распределение ее между учредителями.

2) некоммерческие - организации, ставящие своей целью не извлечение прибыли, а иные социально-полезные цели (образовательные, благотворительные и т.д.).

Для каждого вида субъектов предпринимательской деятельности существует свой объем имущественной ответственности.

4. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Под физическими лицами понимаются в гражданском праве 3 категории субъектов:

1) Граждане РФ;

2) Иностранные граждане;

3) Лица без гражданства.

Они могут вступать в гражданские правоотношения при наличии 2-х свойств:

1. Гражданская правоспособность - это предусмотренная нормами гражданского права, способность субъекта участвовать в гражданских правоотношениях. Возникает в момент рождения и заканчивается в момент смерти. Иногда ее приравнивают к естественным правам.

Правоспособность юридических лиц возникает с момента их создания (даты государственной регистрации в инспекции ФНС России) и прекращается в момент завершения ликвидации (даты исключения из единого государственного реестра).

2. Гражданская дееспособность - это предусмотренная нормами гражданского права способность лично своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.

В соответствии с законодательством РФ полная дееспособность наступает в 18 лет, до этого возраста выделяют неполную дееспособность:

а) дееспособность малолетних (6-14 лет) - лицо может совершать мелкие бытовые сделки и принимать подарки.

б) дееспособность несовершеннолетних (14-18 лет) Они вправе самостоятельно:

Совершать мелкие бытовые сделки;

Распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права;

Совершать иные сделки с письменного согласия родителей;

Нести имущественную ответственность по своим сделкам;

Заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей.

Возможно наступление полной дееспособности ранее наступления 18 лет:

1) граждане, вступившие в брак до 18 лет, становятся полностью дееспособными со времени вступления в брак;

2) если несовершеннолетний, достигший 14 лет, работает по трудовому договору, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация).

Полностью дееспособное лицо может быть ограниченно в дееспособности, если оно злоупотребляет спиртными или наркотическими средствами и ставит этим семью в тяжелое материальное положение.

В этом случае назначается попечитель, который распоряжается всем имуществом ограниченного в дееспособности лица. Однако само лицо отвечает за любые гражданские деликты. Лицо может быть полностью лишено дееспособности, если оно страдает психическими заболеваниями. Ограничение в дееспособности или признание лица недееспособным происходит только по решению суда.

Имя и место жительства гражданина

Имя является средством индивидуализации гражданина как участника гражданских правоотношений. Оно включает в себя фамилию, собственно имя и отчество.

Имя возникает у гражданина с момента регистрации родителями факта рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и присвоения ему имени.

По достижении 14 лет несовершеннолетний может обратиться с ходатайством о перемене имени, данного ему родителями.

Перемена гражданином имени не является основанием для изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Место жительства гражданина - место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Правовое значение места жительства в том, что по месту жительства наследодателя открывается наследство, от места жительства зависит место исполнения обязательства, место жительства может иметь значение для определения подсудности дел, для объявления гражданина умершим в случае длительного отсутствия по месту жительства.

Акты гражданского состояния.

Актами гражданского состояния признаются юридические факты, которые в соответствии с законом подлежат регистрации в органах ЗАГС.

Это следующие юридические факты:

Рождение;

Заключение брака;

Перемена имени;

Усыновление (удочерение);

Установление отцовства;

Смерть гражданина.

Регистрация актов гражданского состояния производится путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

В статусе физического лица как субъекта гражданских правоотношений возможно появление двух элементов:

Статус как обычного гражданина;

Статус гражданина-предпринимателя.

Второй статус приобретается только посредством государственной регистрации, которая осуществляет инспекция ФНС России по месту жительства физического лица.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица (иностранным гражданина или лица без гражданства), регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Основания для отказа в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

1. Если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

2. Не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью,

3. Не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

2. ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

3. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

4. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

6. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Вещные права являются мерой возможного отношения субъектов гражданских правоотношений к вещам и иному имуществу.

Различают следующие основные вещные права:

1. Право собственности.

2. Право хозяйственного ведения.

3. Право оперативного управления.

4. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

5. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

6. Сервитуты-права ограниченного пользования чужими земельными участками.

7. Права членов семьи собственника жилого помещения.

В системе отношений, возникающих в различных сферах жизни общества, отношения собственности занимают особое положение. Они неизменно доминируют над всеми другими общественными отношениями.

Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Соответственно, таким же многоаспектным является и отражающее его понятие. Наиболее важными его проявлениями выступают экономическая и правовая грани. В научной литературе совокупность основных признаков и черт, характеризующих институт собственности с экономической стороны, называют экономической категорией. Совокупность же его особенностей, характеризующих институт собственности в юридическом аспекте, называют правовой категорией.

Собственность - это состояние принадлежности, присвоенности материального блага, отношение между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ.

При рассмотрении собственности как правовой категории в России весьма важным представляется также иметь в виду тот факт, что правовой статус собственности определяется в основе своей с помощью законов, а не подзаконных актов. В п. 3 ст. 112 ГК РФ в связи с этим не случайно подчеркивается, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в чьей собственности оно находится, "могут устанавливаться лишь законом". Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Установление правового статуса собственности с помощью законов, несомненно, способствует ее стабилизации, создает необходимые условия для ее дальнейшего развития, позволяет заблаговременно исключить необоснованные различия в возможностях разных собственников - участников единого оборота.

Право собственности (в объективном смысле) - это совокупность правовых норм регулирующих правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.

Собственнику принадлежит три правомочия:

Владение - это предусмотренная нормами права возможность ограниченного обладания вещью;

Использование - это предусмотренная нормами права возможность извлечения из вещи полезных качеств и свойств;

Распоряжение - это предусмотренная нормами права возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи (имущества).

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению и совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законном интересы других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление (доверительному управляющему). Это не влечет перехода право собственности доверительному управляющему.

Принципиальная важность данного дополнения заключается в том, что оно не только подчеркивает специфику, юридические особенности права собственности и исключительный характер правомочий собственника, но и наполняет право собственности реальным юридическим содержанием.

Дело в том, что правом владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом может не только собственник, но и, по его поручению, другое лицо. Однако только собственник может это делать исключительно по своему усмотрению, независимо от всех других лиц.

Только собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом самостоятельно, руководствуясь лишь своими собственными экономическими и иными интересами. Именно в этом - в исключительном и всеобъемлющем характере полномочий собственника, в независимости его имущественного и правового положения от других лиц и заключается юридическая специфика права собственности.

Различают первоначальные и производные способы приобретения права собственности. К первоначальным относятся юридические факты, по которым отсутствует правопреемство.

Это следующие способы:

Приобретение права собственности на вновь созданную вещь;

Приобретение права собственности в результате переработки вещи;

Приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества;

Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ягоды, грибы, рыба и др.);

Приобретения права собственности на бесхозное имущество;

Приобретение права собственности в результате приобретательной давности (недвижимое имущество - 15 лет, иное - 5 лет).

Основные производные способы приобретения права собственности:

Приобретение права собственности по договору (купли-продажи, мены, дарения) или в результате иной сделки об отчуждении имущества;

Наследование по завещанию или закону;

Приобретение права собственности членом потребительского кооператива на кооперативный объект после внесения всей суммы паевого взноса;

Приватизация государственного и муниципального имущества.

Прекращение права собственности, как и его приобретение, обуславливается наличием определенных юридических фактов (оснований).

Нередко, основанием возникновения и прекращения права собственности является один и тот же юридический факт, например, договор купли-продажи.

Право собственности прекращается в следующих случаях:

При отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

При добровольном отказе собственника от права собственности;

При гибели, уничтожении имущества;

- при принудительном изъятии имущества у собственника в предусмотренных законом случаях:

а) на возмездных основаниях в случае отчуждения недвижимости в связи с изъятием земельного участка, в случае выкупа домашних животных при ненадлежащем обращении с ними и других случаях;

б) безвозмездное изъятие в случае конфискации, обращения взыскания на имущество по обязательствам и других случаях.

2. ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Объекты права собственности - это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых у субъектов возникают правомочия владения, пользования и распоряжения.

Виды объектов:

а) в зависимости от свободного обращения выделяют:

Объекты, находящиеся в свободном обращении

Объекты, ограниченные в обороте (пример: газовое оружие)

Объекты, запрещенные в обороте (пример: военное оружие, наркотические средства).

б) в зависимости от связанности с землей:

Недвижимое имущество

Движимое имущество.

в) в зависимости от связанности вещей друг с другом выделяют:

Сложные вещи - это разнородные вещи, образующие единое целое предполагающее использование их по общему назначению (автомобиль);

Простые вещи - это вещи, используемые независимо от других вещей.

3. НЕДВИЖИМОЕ И ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Важное значение имеет деление вещей на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК). К недвижимости закон относит земельные участки, участки недр и все вещи, прочно связанные с землей, т.е. неотделимые от нее без несоразмерного ущерба их хозяйственному назначению (жилые дома и другие здания и сооружения, многолетние насаждения и леса, обособленные водные объекты и т.п.). К недвижимым вещам закон может отнести и иное, аналогичное, по сути, имущество. Например, жилищное законодательство относит к объектам недвижимости квартиры и иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания.

Поскольку такие объекты неотрывны от места их нахождения, а сделки с ними могут совершаться и в другом месте, приобретателям и другим участникам оборота необходимо точно знать правовое положение конкретного объекта (например, не находится ли этот дом или земельный участок в залоге, имеются ли у кого-либо права пользования им и т.д.), так как это влияет на цену и другие условия сделок.

Узнать все это можно по результатам специальной государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею, которая предусмотрена законом (ст. 131 ГК). Такая регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством (публичной властью) возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимость и служит единственным доказательством существования зарегистрированных прав. Эти права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат вещные права, а также права аренды и доверительного управления и сделки с земельными участками, участками недр или обособленными водными объектами, лесами и многолетними насаждениями, зданиями, сооружениями, жилыми помещениями, предприятиями.

Регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой в Едином государственном реестре и удостоверяется выдачей свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимость. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимость, имеют открытый характер и могут быть предоставлены любому лицу по любому объекту недвижимости. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Таким образом, к недвижимым по общему правилу относятся вещи, прочно связанные с землей не только физически, но и юридически, поскольку их использование по прямому назначению невозможно в отсутствие каких-либо прав на соответствующий земельный участок.

Государственную регистрацию прав на недвижимость, имеющую гражданско-правовое значение, не следует смешивать с кадастровым и иным техническим учетом (инвентаризацией) отдельных видов недвижимости, имеющей фискальное или иное публично-правовое значение. Такая регистрация или учет осуществляются наряду с государственной регистрацией прав на недвижимость (п. 2 ст. 131 ГК), однако не имеют правоустанавливающего значения и не влияют на действительность совершенных сделок.

Государственная регистрация недвижимых вещей и сделок с ними составляет основную особенность их правового режима. Эта особенность вызвана, прежде всего, юридическими причинами, а не только естественными свойствами данных объектов оборота. В связи с этим закон распространяет режим недвижимости на некоторые объекты, "движимые" в естественно-физическом смысле, например на воздушные и морские суда и космические объекты (они подлежат государственной регистрации в особых реестрах в соответствии со специальными правилами).

Действующий гражданский закон в большинстве случаев не требует нотариальной формы сделок с недвижимостью наряду с их государственной регистрацией. Вместе с тем во многих ситуациях он предусматривает и иные особенности правового режима недвижимости в сравнении с движимыми вещами (например, при обращении взыскания на заложенное имущество, при определении объема правомочий унитарных предприятий на закрепленное за ними имущество публичного собственника и др.).

Не относятся к недвижимости (и, следовательно, не требуют регистрации своего правового состояния) вещи, хотя и обладающие значительной ценностью, но не связанные с землей и не признаваемые в качестве недвижимости законом. Например, при продаже "дома на снос" объектом сделки в действительности является не дом, а совокупность стройматериалов, из которых он состоит, и которая сама по себе не имеет связи с землей. Все это - движимые вещи. Как указывает закон, движимыми признаются любые вещи, не отнесенные им к недвижимости (п. 2 ст. 130 ГК).

Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с определенными видами движимых вещей (п. 2 ст. 164 ГК), например с некоторыми ограниченными в обороте вещами. В этом случае она имеет правоустанавливающее значение и влияет на действительность соответствующих сделок (хотя и не превращает движимые вещи в недвижимые, ибо последние должны быть признаны в этом качестве законом).

Ее также не следует смешивать с технической регистрацией некоторых движимых вещей, например автомототранспортных средств или стрелкового оружия в соответствующих органах внутренних дел. Такая регистрация может влиять лишь на осуществление гражданских прав (например, запрет эксплуатации автомобиля владельцем, не зарегистрированным в этом качестве в органах ГИБДД), но не на их возникновение, изменение или прекращение (в частности, на право собственности на автомобиль).

4. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

Право собственности является наиболее широким по содержанию вещным правом. В отличие от этого любое ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь, уже присвоенную другим лицом - собственником. Предоставляемые таким вещным правом возможности всегда ограничены по содержанию и потому являются гораздо более узкими, чем правомочия собственника (в частности, в большинстве случаев исключают возможность отчуждения имущества без согласия собственника).

Право хозяйственного ведения урегулировано ст. 294, 295, 299 Гражданского Кодекса РФ. Субъектами права хозяйственного ведения являются муниципальные и государственные унитарные предприятия.

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива". Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т.е. единое (единый имущественный комплекс).

Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владения и пользования (а в определенной мере и правомочие распоряжения).

Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится "распределенным" государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо.

В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК).

Он вправе:

Во-первых, создать предприятие (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);

Во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);

В-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);

В-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.

Конкретный порядок осуществления этих прав должен предусматриваться специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника-учредителя. Осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами (т.е. указами Президента и постановлениями федерального Правительства).

Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК теперь прямо изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего органа по управлению имуществом). Продажа, сдача в аренду или в залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника не допускаются.

Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения. Закон, однако, не предусматривает и возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации). Подобные ограничения во всяком случае не могут устанавливаться ведомственными нормативными актами.

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещно-правовая природа). При переходе права собственности на соответствующий имущественный комплекс к частному собственнику речь должна идти о приватизации этого имущества, при которой предприятие обычно преобразуется в акционерное общество, что, в свою очередь, исключает сохранение права хозяйственного ведения.

5. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Право оперативного управления урегулировано ст.296-300 Гражданского Кодекса РФ.

Субъектами права оперативного управления являются:

1) учреждения, финансируемые собственником

2) федеральные, казенные предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения).

Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

Столь "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения (или казенного предприятия) распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по долгам созданных им учреждений (или казенных предприятий), считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

Федеральное, казенное предприятие может распоряжаться, владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом только с согласие собственника этого имущества (или является государство), при этом собственник вправе изъять лишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущества. Учреждения владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом, только в пределах установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, выделенным ему по смете.

Если в соответствии с уставом учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то имущество на них приобретенное поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.

Имущество, приобретенное учреждением за счет дополнительных доходов, учитывается на самостоятельном балансе.

6. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав направлена главным образом на восстановление вещного права как субъективного имущественного права. К ней принято прибегать в случае совершения гражданского правонарушения, но иногда и для того, чтобы защититься от правомерных действий.

а) Вещно-правовые. Это абсолютные иски, которые могут быть предъявлены к каждому, кто нарушает право собственности или иное вещное право. Иск предъявляется только по поводу индивидуально-определенной вещи, причем той, которая имеется в натуре на момент спора в суде. К таким искам относятся: иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск); иск об устранении препятствий в пользовании имуществом, не связанных с лишением владения вещью (негаторный иск). В последние годы к числу вещно-правовых исков все чаще относят иск о признании права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на имущество.

б) Обязательственно-правовые. Эти способы могут быть применены в том случае, когда обладатель вещного права вступил в обязательственное отношение, основанное на сделке (в качестве арендодателя, учредителя управления и т.п.), либо стал участником внедоговорного обязательства. Наиболее часто здесь используются следующие способы: требование к должнику передать индивидуально-определенную вещь (ст. 398 ГК), возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 15 и 393 ГК), признание сделки недействительной с применением последствий ее недействительности (ст. 166 и 167 ГК), возврат имущества, составляющего неосновательное обогащение, в натуре (ст. 1104 ГК), а при невозможности возвратить имущество в натуре возместить его стоимость (ст. 1105 ГК), и т.п.

в) Гораздо чаще обязательственный способ защиты в виде взыскания убытков с государства или муниципального образования применяется в сочетании с другим- признанием недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, признанием недействительным нормативного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц (ст. 13 ГК).

В свое время Верховный Суд РФ на основании ст. 161, 218 и 13 ГК признал недействительным п. 1.9 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автоинспекции, утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ от 26 декабря 1994 г. N 430, ограничивавший право распоряжения гражданами своей собственностью, не признавая в качестве основания для регистрации автомототранспортных средств договоры продажи, дарения и т.п., совершенные в простой письменной форме. В обоих случаях собственники при наличии убытков могли потребовать от государства их возмещения.

г) В предусмотренных законом случаях собственнику предоставляются средства защиты от правомерных действий государственных или муниципальных органов, направленных на принудительное прекращение его права. В большинстве из них защита предоставляется собственнику, а не обладателю иного вещного права.

В случае принятия решения о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля (ст. 279-282 ГК). На возмещение вправе претендовать также обладатели права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования (ст. 283 ГК).

Принцип возмещения стоимости имущества, изымаемого у собственника в результате правомерных действий государственных или муниципальных органов, сохраняется в отношении большинства таких изъятий (исключение составляет конфискация). Но поскольку нередко изъятие предопределено неправомерными действиями со стороны самого собственника (ст. 238, 240, 241, 242 и др.), размеры и порядок выплаты различаются между собой. В любом случае за собственником сохраняется конституционная гарантия защиты его права, состоящая в том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Собственник, а также обладатель иного вещного права, в зависимости от ситуации могут прибегнуть и к другим способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК. Однако перечисленные выше группы являются основными.

Виндикационный иск

Виндикационный иск (от латинского vim dicere - объявляю о применении силы) - иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании индивидуально-определенного имущества (вещи) из его незаконного владения.

Для того чтобы иск был удовлетворен, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Истец должен доказать, что он является собственником имущества.

Уделяя повышенное внимание вопросу о "чистоте" титула собственника, ВАС РФ в постановлении Пленума от 25 февраля 1998 г. N 8 указал, что, если будет установлено, что титул собственника был основан на ничтожной сделке либо акте государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующем законодательству, то правовые основания для удовлетворения виндикационного иска отсутствуют.

2. Ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, у которого фактически находится имущество. Иск, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого имущество находилось, но к моменту рассмотрения дела отсутствует, удовлетворению не подлежит

3. С помощью виндикационного иска может быть защищено только индивидуально-определенное имущество (вещь). Если имущество уничтожено, собственник не вправе требовать его возврата. Он может лишь предъявить иск о возмещении убытков, вызванных утратой вещи.

5. Согласно ГК любой собственник может истребовать имущество из чужого незаконного владения в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 196 ГК). Поэтому и при разрешении споров, связанных с правом собственности в силу приобретательной давности, течение сроков приобретательной давности (ст. 234 ГК) в отношении вещей, которые могли быть истребованы в виндикационном порядке, начинается не ранее истечения указанного трехгодичного срока.

Истребование имущества от добросовестного приобретателя. Под добросовестным имеется в виду лишь приобретатель, который приобрел чужое имущество у третьих лиц, а не получил его непосредственно от самого собственника.

Добросовестный приобретатель должен доказать:

а) что он не знал и не должен был знать о приобретении имущества у лица, которое не вправе было его отчуждать.

б) что он приобрел вещь возмездно.

При наличии этих двух обстоятельств в иске собственнику должно быть отказано. Исключение составляет случаи, когда собственнику удастся доказать, что спорное имущество выбыло из его владения либо владения лица, которому имущество было передано собственником, помимо их воли (утеряно, похищено и т.п.). Наличие в действиях собственника воли на передачу имущества исключает возможность его истребования.

Самостоятельное основание для удовлетворения виндикационного иска собственника к добросовестному приобретателю составляет случай, когда последний получает вещь от третьих лиц безвозмездно. Согласно п. 2 ст. 302 ГК если вещь приобретена безвозмездно у лица, которое не имело права ее отчуждать, иск собственника будет удовлетворен.

Наконец, еще один случай истребования вещи от добросовестного приобретателя предусмотрен п. 3 ст. 302 ГК и касается денег и ценных бумаг на предъявителя. Согласно закону они не могут быть истребованы собственником ни при каких обстоятельствах.

Таковы правила, касающиеся ограничения виндикации в интересах добросовестного приобретателя.

Расчеты при возврате имущества из чужого незаконного владения. Судьба плодов (доходов), полученных или которые могли быть получены от истребуемого собственником имущества, определяется ст. 303 ГК. Последняя разграничивает понятия "добросовестный" и "недобросовестный" владелец исходя из того, знало или должно было знать лицо о незаконности своего владения. В зависимость от субъективного фактора ставятся и расчеты между приобретателем и собственником при возврате собственнику имущества.

Собственник вправе потребовать от недобросовестного владельца возврата имущества или возмещения всех доходов, которые тот извлек или должен был извлечь за все время недобросовестного владения. Под доходами при этом следует понимать деньги, плоды, продукцию и иное имущество, которое было извлечено в результате нез

Понятие конституции РФ

Конституцией Российской Федерации называется правовой акт высшего уровня, который занимает особенное место в системе права современного государства, датой ее принятия считается 12 декабря 1993 г.

Особенности Конституции РФ:

1. Конституция представлена актом, который может приниматься народом или от его имени.

2. Народ представлен в демократическом государстве носителем суверенитета и источником власти, вследствие этого он обладает учредительной властью, которая вправе изменить базисы устройства, общества, и государства.

3. Наличие особого предмета конституционного регулирования – специфика тех отношений в обществе, которые она вправе регулировать и закреплять.

4. Юридические особенности Конституции предопределяют ее юридическую специфику, а именно:

  • Верховенство Конституции – все государственные, общественные структуры, граждане должны действовать согласно принципам, нормам, концепциям, заложенным в Конституцию РФ.
  • Юридическая сила Конституции – законы и правовые акты не должны вступать в противоречия с Конституцией РФ, все должны соблюдать ее и законы.
  • Центральная роль в правовой системе – именно Конституция определяет, какие акты могут принимать разные органы.
  • Охрана Конституции – осуществление охраны в разных формах органами государственной власти.
  • Особенный порядок принятия и последующего пересмотра Конституции, внесение в нее исправлений.

Алгоритм внесений изменений и поправок.

Основными политико-правовыми свойствами Конституции РФ признано легитимность и стабильность.

  • Легитимность – это принятие Конституции в установленном правом порядке или в порядке, признанном обществом. Содержание Конституции должно быть одобрено обществом, то есть легитимность Конституции является основой власти демократии и правового государства, условием авторитета, конституционной законности и правопорядка.
  • Стабильность – это свойство присущее Конституции РФ, которое отражает ее устойчивый характер, слабую подверженность изменениям и переменам вследствие воздействия временных политических и социально-экономических конъюнктур.

Сущность Конституции РФ заключается в утверждении общедемократических основ, предполагает жизнь граждан в государстве как полноправных ее членов, которые согласны или не согласны с ней. Все граждане имеют право высказывать свои взгляды и их отстаивать.

Конституция РФ , которая действует на данное время – это выражение воли народа РФ, представителей разных национальностей, которая выражается всенародным голосованием, направленным на закрепление основы жизнедеятельности государства и общества, с помощью которых могут воплотить принципы общей демократии, и признают человека, его права и свободы.

Структурой Конституции РФ является порядок, с помощью которого группируются однородные конституционные нормы в разделы, главы и обуславливается последовательность их расположения.


Функции Конституции РФ

1. Юридическая функция – Конституция РФ представлена главным Законом государства и базой действующего законодательства.

2. Учредительная функция закрепляет основные базисы организации и развития государства. А именно, Конституция учреждает:

  • наименование государства – Российская Федерация;
  • полную власть народа – демократию;
  • название всех органов государственной, исполнительной и судебной власти, наделяя их полномочиями;
  • главу государства – Президента РФ.

3. Организационная функция означает регламентацию организации деятельности разных государственных институтов.

4. Политическая функция показывает роль Конституции РФ в обществе, и ставит цель ограничение политической жизнь и борьбы за власть рамками.

5. Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти.

6.Стабилизирующая функция свидетельствует об устойчивости государственных институтов, с помощью норм Конституции.

7. Воспитательная функция – ее задачей является формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.

8. Внешнеполитическая функция является базисом внешнеполитической деятельности государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

КОНСТИТУЦИЯ РФ

главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального. экономического и политического устройства. "

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54.8% от внесенных в списки. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

До 12 декабря 1993 г. в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными изменениями и дополнениями. Проект новой Конституции начал разрабатываться в июне 1990 г. специально созданной для этого Конституционной комиссией. Съезда народных депутатов РСФСР.

К. РФ состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Преамбула К. РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский (т.е. внутренний) мир и согласие. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнуты стремление обеспечить благополучие и процветание РФ, идеи ответственности перед настоящим и будущими поколениями и включения (интеграции) РФ в мировое сообщество.

Подобно многим другим новейшим конституциям текст К. РФ начинается главой, посвященной основам конституционного строя, в которой устанавливается конституционный статус РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и содержатся следующие фундаментальные принципы: а) признание человека, его прав и свободвысшей ценностью; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отражая этот принцип конституционного строя, РФ учитывает международный опыт и принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их - основа свободы, справедливости и всеобщего мира; в) народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в РФ, во-вторых, возможность осуществления народом принадле-жащей\"ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

г) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима;

д) идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Политическое многообразие означает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил, что выражается прежде всего в признании многопартийности. Партии и другие общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений. цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

е)свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с господствующей в современной мировой конституционной практике традицией в К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей: юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом,равные права и свободы для мужчины и женщины: непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности всех норм текущего законодательства и правоприменительной практики; обеспеченность конституционного статуса личности процессуальными и иными гарантиями.

Указанные принципы свидетельствуют о коренном изменении концепции регулирования основных прав и свобод. В советских конституциях человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как непременный, активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, до известных пределов неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Соответственно, основные права и свободы делились на три группы в следующем порядке приоритетности: социально-экономические, политические, личные.

В действующей К. РФ личные права и свободы поставлены на первое место. Вторая группа - общественно-политические, или публично-политические, права и свободы (поскольку по сравнению с советским временем общественная жизнь в значительной степени деполитизирова-на). На третьем месте стоят социально-экономические права, причем и содержание этих прав, и их последовательность принципиально иные, чем в советское время. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Большое внимание уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 "Федеративное устройство" содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя. К.РФ предусматривает три вида субъектов федерации - республики в составе РФ (государства), национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.

Как и многие зарубежные конституции, К. РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации, причем изменения наименований субъектов отражаются в К. РФ автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок. К. РФ определяет, что субъекты РФ являются равноправными и между собой, и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. равноправии и самоопределении народов в РФ.

Исходя из принципа единства государства К.РФ использует понятие "суверенитет" только по отношению к РФ, ут-

КОНСТИТУЦИЯ РФ

верждая, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. К. РФ.и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ.

К. РФ определяет предметы исключительного ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, РФ, тем не менее, оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; в отношении законодательства она требует, чтобы акты субъектов РФ соответствовали К. РФ и законам РФ; но в случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

Задачей К. РФ является установление формы правления и системы; органов власти.

В гл. 4 "Президент Российской Федерации" закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.

В гл. 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ.

В гл. 6 "Правительство\"Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть.

Глава 7 "Судебная власть" содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее \"/д членов СФ или депутатов ГД.

В гл. 9 предусмотрено четыре различных процедуры внесения поправок в К. РФ в зависимости от вида норм, подлежащих пересмотру.. .

Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9 не могут быть пересмотрены ФС. Оно вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Если предложение о пересмотре будет поддержано3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/, голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более \" /, избирателей. !.

Поправки к остальному тексту К. принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 в СФ и 2/3 в ГД. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки принимаются в форме особого правового акта - ФЗ о поправке к К. РФ.

Изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. \".

Заканчивается К. РФ разделом вторым "Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия К. РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г.

В разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора,других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИЯ РФ" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИЯ - КОНСТИТУЦИЯ. (от лат. constitutio состояние, сложение, свойство), качества организма, телосложение и т. п., гл. обр. те свойства индивидуума, которые влияют на возникновение и течение б ней. К конституции человека издавна причисляют также его… … Большая медицинская энциклопедия

    Различные версии конституции ЕС Конституция ЕС (полное официальное название Договор о введении Конституции для Европы) международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС … Википедия

    - (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы… … Политология. Словарь.

    Лат. constitutio, от constituere, ставить, устанавливать. а) Собрание основных законов государства. В тесном смысле, государственный акт, которым определяются пределы власти правительства над подданными. b) Телосложение. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    конституция - и. ж. constitution f., constitutio, > пол. konstitucuja, нем. Constitution. Общие особенности организма; телосложение. Сл. 18. Леопольд в письме от 15 го, экскузуется далее путь предприять, понеже конституция тела его стужи снесть.. не может … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (латинское constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также… … Современная энциклопедия

    - (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.… … Большой Энциклопедический словарь

    Основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное… … Финансовый словарь

    Пишите коротко и неясно. Наполеон I составителям конституции Чтобы она была еще хуже, конституцию постоянно следует улучшать. Мечислав Шарган В каждом творце конституции прячется утопист. Фрэнк Маньюэл Где законы могут быть нарушены под предлогом … Сводная энциклопедия афоризмов

    Фигура, склад, комплекция, структура, стать, телосложение, основной закон, сложение, формы, строение Словарь русских синонимов. конституция 1. основной закон 2. см. сложение Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов

Последняя редакция Статьи 1 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к Ст. 1 КРФ

1. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в дальнейших статьях этой главы и во всей Конституции.

РФ - демократическое государство. Это видно из политических и иных прав граждан, о которых говорится в ст. 2 и 6, которые излагаются во многих статьях последующих глав, из перечня форм народовластия - непосредственного и представительного (ст. 3), осуществляемого на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления (ст. 12), из признания идеологического и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13) и т.д. Демократизм государства выражается в том, что все его устройство и деятельность должны соответствовать воле народа, а государственные властные решения приниматься большинством народа (или его представителей) при уважении к воле меньшинства и правам человека и гражданина. Высказываемое в дискуссии о понятии "суверенная демократия" мнение о ней как о полновластии большинства без указания на то, что для него права меньшинства и каждого человека должны оставаться неприкосновенными, неприемлемо: при демократическом строе в результате последующих выборов большинство может стать меньшинством, а прежнее меньшинство большинством.

Россия есть федеративное государство, состоящее из ее субъектов, т.е. членов этого единого государства. Это конкретизируется затем в положениях о суверенитете РФ, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов РФ и об основах ее федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства РФ (ст. 6), об органах государственной власти РФ и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (ст. 11), в ряде других глав Конституции (гл. 2, 3 и др.).

РФ - правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели нередко принимают произвольно. Правовое государство не есть просто государство, даже соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая выражена в общепризнанных принципах и нормах международного права, в соответствующей им Конституции, в основанных на ней законах, а на их основе - в подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, обязанностей государства, принципов демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства гораздо более широка по объему, нежели идея государства, соблюдающего свои законы; правовое государство, служащее справедливым интересам человека и общества и являющееся не только одним из субъектов, но и важнейшим объектом правового регулирования, - это современный этап тысячелетних поисков сверхъисточника для юридического нормотворчества. Этот источник видели то в божественной воле, то в "духе" народа, то в абсолютной власти монарха или правящего класса, то в экономическом базисе и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей общества на язык права.

Идея господства права выражается в Конституции РФ в верховенстве Конституции, признающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы, а нормы, установленные ее международным договором, - обладающими большей юридической силой, нежели установленные законом (ст. 15, 17 и др.); в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); в том, что оно обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их правовым контролем.

Республиканская форма правления характеризуется отсутствием монарха - обычно наследственного главы государства - и наличием власти у периодически переизбираемых народом органов. Исторический опыт России привел к тому, что у нас монархия нередко понимается как самодержавие, а "республика" долгое время имела характер тоталитарной или авторитарной диктатуры бессменного партийного "вождя", во многом подобной режимам в ряде "социалистических" стран, военным диктатурам в республиках Латинской Америки, клерикальным диктатурам первосвященников в ряде государств и т.п. С другой стороны, с уходом в прошлое многих подобных режимов и форм правления даже в большинстве современных демократических конституционных монархий все более явным образом развивается тип "республиканской монархии", как ее назвал М. Дюверже (Франция). При ней права человека и гражданина, избирательное право, общественный строй, парламентаризм, разделение властей и т.п. полностью или почти полностью те же, что и у республик, а монарх сохраняет только формальные и ритуальные функции, но не реальную власть.

Россия впервые была объявлена республикой 1 сентября 1917 г. Временным правительством, не имевшим для этого необходимых полномочий, а 25 октября 1917 г. она была вновь провозглашена республикой Советов, но, по справедливому мнению М.В. Баглая, легитимность и этого акта, как и других установлений Октябрьского переворота, "более чем сомнительна" (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 124). Вполне законно Россия была провозглашена республикой демократически избранным Учредительным собранием в первый же день его работы, но вслед за этим оно было разогнано большевиками. Окончательно республика в России учреждена всероссийскими референдумами 1990 и 1993 гг.

Укрепление подлинно республиканской формы правления с ее строгой законностью, периодической выборностью и законной ротацией состава органов власти, реальным общественным контролем за их деятельностью, с преодолением бюрократизма, коррупции, произвола чиновников необходимо в России, о чем настойчиво напоминает Президент РФ В.В. Путин.

Некоторые важнейшие характеристики РФ, которые, как и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не "попали" в комментируемую статью. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального государства: оно дано в ст. 7 (см. комм. к ней). РФ охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комм. к ней). Многие демократические государства многосторонне охарактеризованы не в разных статьях, а в их единых главных конституционных определениях.

Определения России как социального и светского государства не были включены в текст ст. 1 Конституции РФ, так как во время подготовки ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали в термине "социальное государство" остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак современного неолиберального и демократического государства. Термин "светское государство", вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика России, конечно, охватывает все эти ее свойства.

В связи со сказанным следует отметить, что если фундаментальные основы конституционного строя России, названные в ст. 1, конкретизируются в ряде последующих статей, говорящих о содержании этих основ, то в ст. 7 и 14 не только кратко названы эти основы конституционного строя, но и дана их конкретизация - разумеется, на самом общем уровне, необходимом для их установления.

Однако мощный потенциал конституционных норм, характеризующий РФ как демократическое, правовое, социальное и т.д. государство, в значительной мере не используется. Эти положения в полной мере не осуществляются, нередко грубо нарушаются, сохраняя в значительной мере формальный характер. Они будут становиться все более действенными по мере достижения обществом значительных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии, в преодолении имеющихся недостатков и в полном осуществлении всех конституционных прав человека и гражданина в России (см.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 140, 144, 152-153, 189 и др.).