Сколько субъектов в рф с учетом крыма. Субъекты российской федерации

Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика — это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику — Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

12Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 11158 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор.

Административно-территориальное деление России

Н.-т.о. образуются в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административно-территориальной единице. В местах традиционного расселения малочисленных народов национальные административно-территориальные единицы могут также образовываться и в тех случаях, когда национальные группы не составляют большинства населения. Н.-т.о. создаются с целью создания благоприятных условий для развития национальной культуры и языка, сохранения среды обитания, традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств. Н.-т.о. могут обладать большими или меньшими административными полномочиями. На территории России иерархия Н.-т.о. представлена национальными республиками, автономными округами, областями.

См. также: Субъекты Российской Федерации

Источник: Словарь социолингвистических терминов

субъекты (регионы) Российской Федерации

Федеративное устройство России

Особенности субъектов РФ

Российскую Федерацию можно разделить на субъекты такие как:

  1. республики
  2. города федерального значения
  3. области
  4. автономные округа и автономные области

Каждый тип субъекта имеет свои особенности в конституционно-правовом статусе. Ссылки на статьи Конституции России помечены знаком[*]при наведении мыши вы увидите содержащие соответствующие положения.

Республика

  • в Конституции России охарактеризована как — государство [*]
  • статус Конституцией России определяется и своей конституцией [*][*]
  • наделен вправом устанавливать свои гос. языки [*]
Край, область и город федерального значения
  • статус определяется Конституцией России, а так же своим уставом, принимаемым краевым (городским или областным) законодательным (представительным) органом [*][*]
Автономная область
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области [*][*]
  • может быть принят федеральный закон об автономной области [*]
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа [*][*]
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе [*]
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью [*]

Расположение на карте

Снизу приведены сведения о количестве субъектов РФ и их территориальном расположении на карте.

Список федеральных округов в России

Федеральные округа в Российской Федерации созданы на основании Указа президента РФ В.В.Путина от 13 мая 2000 года под номером 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Ниже представлен список федеральных округов России и их расположение на карте.

№ Ном Название округа Официальный сайт Его площадь в км² Его население за 01.01.2014 [*] Субъектов РФ Административный центр
1 Центральный федеральный округ cfo.gov.ru 652,800 ↗38819874 18 Москва
2 Южный федеральный округ ufo.gov.ru 416,840 ↗13963874 6 Ростов-на-Дону
3 Северо-Западный федеральный округ szfo.gov.ru 1,677,900 ↗13800658 11 Санкт-Петербург
4 Дальневосточный федеральный округ www.dfo.gov.ru 6,215,900 ↘6226640 9 Хабаровск
5 Сибирский федеральный округ www.sibfo.ru 5,114,800 ↗19292740 12 Новосибирск
6 Уральский федеральный округ www.uralfo.ru 1,788,900 ↗12234224 6 Екатеринбург
7 Приволжский федеральный округ www.pfo.ru 1,038,000 ↘29738836 14 Нижний Новгород
8 Северо-Кавказский федеральный округ skfo.gov.ru 172,360 ↗9590085 7 Пятигорск
9 Крымский федеральный округ 27,161 ↗2342411 2 Симферополь

Типы субъектов РФ

Центральным элементом федерализма является наличие реальных прав субъектов Федерации, закрепленных в федеральной Конституции, в рамках которых они самостоятельны в определении своей собственной политической структуры.

Как правило, федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу Федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.

Территориальный принцип построения Федерации означает, что субъектами Федерации являются определенные территории, независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип построения Федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности (наряду с другими), которая дает название данной автономии.

До подписания Федеративного договора 1992 г.

Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации признавались республики, автономные области и автономные округа. После заключения Договора в состав Российской Федерации вошли территориальные субъекты – края, области, города федерального значения.

Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Сколько субъектов в РФ?

Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам:

не обладают суверенитетом;

не имеют права на отделение или сецессию;

граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Российская Федерация – это федерация, сочетающая в себе субъектов, организованных как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 83 субъекта. В науке конституционного права существует точка зрения, что российские республики обладают ограниченным суверенитетом.

Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникнет вопрос о переименовании субъекта Российской Федерации, то новое название субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого им в установленном порядке (референдумом, решением законодательного или исполнительного органа).

Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы:

1) республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2) края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и область;

3) автономные округа и автономная область: по их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в двойном подчинении – и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.

Несмотря на статусные различия субъектов Российской Федерации они обладают рядом важных признаков, унифицирующих их как социальные, правовые и светские государственные образования, являющиеся неотъемлемой частью Российской Федерации. К таким признакам относится:

наличие собственной конституции или устава, определяющих их в качестве субъекта федерации;

собственная территория;

собственная система органов государственной власти;

собственная правовая система, включающая в себя как нормативные акты органов государственной власти субъекта Федерации, так и акты органов местного самоуправления;

наличие собственной компетенции;

наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

представительство в федеральном парламенте;

признание права на международные связи и внешнеэкономическую деятельность;

право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

наличие собственной символики.

Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава Российского государства.

Это может происходить путем:

1) принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»;

2) образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и вхождение в ее состав нового субъекта оформляются путем принятия федерального конституционного закона, но не в общем порядке законодательного процесса, а в специальном порядке. Субъекты права законодательной инициативы вносят предложение о конституционной поправке в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень наименований всех субъектов Российской Федерации. Для принятия данной поправки необходимо квалифицированное большинство обеих палат Федерального Собрания, но в отличие от других статей глав 3–8 Конституции не требуется одобрение законодательными органами двух третей субъектов Российской Федерации. Однако вопрос об изменении статуса субъекта не только юридический, но и политический, поэтому должен решаться чрезвычайно осмотрительно.

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Россия – страна, обладающая обширной территорией. В ней проживает много национальностей, имеющих свои традиции и язык. Чтобы помочь сохранить культурам самобытность, в государстве существует разделение территории на края и республики.

Сегодня в состав России входит 85 субъектов. Количество республик может изменяться с течением времени. Это связано с волеизъявлением народа и изменением количества населения, проживающего на территории субъекта. До марта 2014 года в состав Российской Федерации входило только 83 субъекта. 14 марта к государству присоединились Крым и Севастополь .

Сколько субъектов насчитывается в РФ

Из-за изменения состава страны, количество субъектов увеличилось. На сегодняшний день их число составляет 85.

  1. Республика Адыгея.
  2. Республика Дагестан.
  3. Республика Чечня.
  4. Республика Северная Осетия (Алания).
  5. Республика Карачаево-Черкесия.
  6. Республика Ингушетия.
  7. Республика Кабардино-Балкария.
  8. Республика Алтай.
  9. Республика Чувашия.
  10. Республика Хакасия.
  11. Республика Татарстан.
  12. Республика Саха (Якутия).
  13. Республика Тыва.
  14. Республика Мордовия.
  15. Республика Карелия.
  16. Республика Крым.
  17. Республика Коми.
  18. Республика Удмуртия.
  19. Республика Марий Эл.
  20. Республика Калмыкия.
  21. Республика Бурятия.
  22. Республика Башкортостан.
  23. Хабаровский край.
  24. Камчатский край.
  25. Алтайский край.
  26. Краснодарский край.
  27. Забайкальский край.
  28. Ставропольский край.
  29. Приморский край.
  30. Красноярский край.
  31. Пермский край.
  32. Ивановская область.
  33. Амурская область.
  34. Воронежская область.
  35. Архангельская область.
  36. Вологодская область.
  37. Астраханская область.
  38. Владимирская область.
  39. Белгородская область.
  40. Иркутская область.
  41. Брянская область.
  42. Волгоградская область.
  43. Магаданская область.
  44. Калининградская область.
  45. Липецкая область.
  46. Калужская область.
  47. Ленинградская область.
  48. Кемеровская область.
  49. Курская область.
  50. Кировская область.
  51. Курганская область.
  52. Костромская область.
  53. Московская область.
  54. Псковская область.
  55. Мурманская область.
  56. Пензенская область.
  57. Нижегородская область.
  58. Орловская область.
  59. Новгородская область.
  60. Оренбургская область.
  61. Новосибирская область.
  62. Омская область.
  63. Томская область.
  64. Ростовская область.
  65. Тверская область.
  66. Рязанская область.
  67. Тамбовская область.
  68. Самарская область.
  69. Смоленская область.
  70. Саратовская область.
  71. Свердловская область.
  72. Сахалинская область.
  73. Ярославская область.
  74. Тульская область.
  75. Челябинская область.
  76. Тюменская область.
  77. Ульяновская область.
  78. Город федерального значения Москва.
  79. Санкт-Петербург.
  80. Севастополь.
  81. Еврейская автономная область.
  82. Ненецкий автономный округ (АО).
  83. Чукотский АО.
  84. Ямало-Ненецкий АО.

Ханты-Мансийский АО – Югра.

Субъекты РФ не похожи друг на друга. Они имеют:

  • Разнуючисленностьиплотностьнаселения;
  • Разную величину территории, входящую в их состав;
  • Разныенациональности, преобладающиенатерриторииреспублики.

Размер показателей может увеличиваться или уменьшаться с течением времени. Государство проводит периодический контроль за составом субъектов. Главным инструментом для выполнения действия служит перепись. С ее помощью удается понять динамику движения численности населения.

Изучаем субъекты РФ и их столицы на карте (список 85) → регионы входящие в состав России. Ниже список по алфавиту, таблица, карта — где все субъекты Российской Федерации со столицами (с центрами регионов)

Все области России и их столицы

Буква Область Центр
1 А Амурская г. Благовещенск
2 А Архангельская г. Архангельск
3 А Астраханская г. Астрахань
4 Б Белгородская г. Белгород
5 Б Брянская г. Брянск
6 В Владимирская г. Владимир
7 В Волгоградская г. Волгоград
8 В Вологодская г. Вологда
9 В Воронежская г. Воронеж
10 И Ивановская г. Иваново
11 И Иркутская г. Иркутск
12 К Калининградская г. Калининград
13 К Калужская г. Калуга
14 К Кемеровская г. Кемерово
15 К Кировская г. Киров
16 К Костромская г. Кострома
17 К Курганская г. Курган
18 К Курская г. Курск
19 Л Ленинградская г. Санкт-Петербург
20 Л Липецкая г. Липецк
21 М Магаданская г. Магадан
22 М Московская г. Москва
23 М Мурманская г. Мурманск
24 Н Нижегородская г. Нижний Новгород
25 Н Новгородская г. Новгород
26 Н Новосибирская г. Новосибирск
27 О Омская г. Омск
28 О Оренбургская г. Оренбург
29 О Орловская г. Орел
30 П Пензенская г. Пенза
31 П Псковская г. Псков
32 Р Ростовская г. Ростов-на-Дону
33 Р Рязанская г. Рязань
34 С Самарская г. Самара
35 С Саратовская г. Саратов
36 С Сахалинская г. Южно-Сахалинск
37 С Свердловская г. Екатеринбург
38 С Смоленская г. Смоленск
39 Т Тамбовская г. Тамбов
40 Т Тверская г. Тверь
41 Т Томская г. Томск
42 Т Тульская г. Тула
43 Т Тюменская г. Тюмень
44 У Ульяновская г. Ульяновск
45 Ч Челябинская г. Челябинск
46 Я Ярославская г. Ярославль

подробнее

Все республики России и их столицы

Буква Республика Центр
1 А Адыгея г. Майкоп
2 А Алтай г. Горно-Алтайск
3 Б Башкортостан г. Уфа
4 Б Бурятия г. Улан-Удэ
5 Д Дагестан г. Махачкала
6 И Ингушетия г. Магас
7 К Кабардино-Балкария г. Нальчик
8 К Калмыкия г. Элиста
9 К Карачаево-Черкесская г. Черкесск
10 К Карелия г. Петрозаводск
11 К Коми г. Сыктывкар
12 М Марий Эл г. Йошкар-Ола
13 М Мордовия г. Саранск
14 С Саха г. Якутск
15 С Северная Осетия-Алания г. Владикавказ
16 Т Татарстан г. Казань
17 Т Тыва г. Кызыл
18 У Удмуртия г. Ижевск
19 Х Хакасия г. Абакан
20 Ч Чечня г. Грозный
21 Ч Чувашская г. Чебоксары
22 К Крым г. Симферополь

подробнее

Все края России и их столицы

Буква Край Центр
1 А Алтайский г. Барнаул
2 З Забайкальский г. Чита
3 К Камчатский г. Петропавловск-Камчатский
4 К Краснодарский г. Краснодар
5 К Красноярский г. Красноярск
6 П Пермский г. Пермь
7 П Приморский г. Владивосток
8 С Ставропольский г. Ставрополь
9 Х Хабаровский г. Хабаровск

подробнее

Все автономные округа России и их столицы


подробнее

Автономная область

Города федерального значения


подробнее

Конституция РФ, статья 65 (2020г.) : Россия является федеративным государством, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (субъект Федерации). Состав из 85 субъектов - 22 республики, 46 областей, 9 краёв, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Каждый регион имеет федеральные органы исполнительной власти, так и свои внутренние органы местного самоуправления

Презентация на тему: столицы 85 субъектов РФ - для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый российский регион и его столицу, показать приграничные области на схеме со спутника, панорамы и фото улиц, где находится на карте центральный район

Все субъекты России и их центры — карта регионов

Здесь собраны все субъекты РФ — таблица в алфавитном порядке, которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы (республики, края, области, округа, города федерального значения, автономные округа, автономная область). Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные государственные образования равномерно распределены по всей территории Рос.Федерации

Центр Российской Федерации (Russia) - г. Москва (Moscow)

Теперь вы знаете, сколько и какие субъекты входят в состав РФ (2020г.)

По форме государственного устройства государства разделяются на два вида: унитарные и федеративные.

Федеративное государство представляет собой единое союзное государство, включающее несколько государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью .

Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в современных условиях к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. Поэтому государственное устройство Российской Федерации характеризуется наличием федеративных связей между ее субъектами, возникшими на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. В связи с этим Россия является конституционно-договорной федерацией.

В состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:

  • республики;
  • автономная область;
  • автономные округа: края и области;
  • города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Это создает особый правовой режим во взаимоотношениях как между центром и субъектами, так и между отдельными субъектами. Например, автономные округа одновременно входят как в состав края, области, так и непосредственно в Федерацию. В соответствии с Федеративным договором, а вернее его тремя частями о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. все субъекты РФ объединены в три группы на основе общности правового статуса и объема полномочий, передаваемых субъекту РФ, это:

Республики, названные в государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей, населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;

Автономные образования — автономная область и автономные округа , представляющие собой национально-территориальные образования; в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию, также они имеют наименование по названию одной-двух национальностей или этнических групп, проживающих на их территории исконно;

Края, области и города федерального значения - и Санкт-Петербург, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в cреде этого вида субъектов в настоящее время активно разворачиваются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.

Федеративное устройство России строится не только на принципах национально-территориального устройства, выработанного практикой государственного строительства за последние 100 лет, но и на принципах, в которых выражена концептуальная позиция создателей Конституции РФ и их представления о способе территориальной организации государственной власти в России.

Можно выделить следующие принципы Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации (совмещение национальных и территориальных основ ее структурной организации), доставшийся в наследство от прошлого развития России в качестве Республики СССР;
  • принцип свободного регионального развития субъектов РФ, основывающийся на Федеративном договоре 1992 г. и двусторонних договорах о разграничении полномочий между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • принцип равноправия и самоопределения народов (населения субъекта), заключающий опасность полного отделения и выделения субъекта из состава России, так как самоопределение народов. населяющих определенную территорию, связано с созданием самостоятельного государства;
  • принцип равноправия тождественных субъектов РФ, отражающий неравное положение трех видов субъектов РФ;
  • принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Таким образом, федеративное устройство России — это конституционно-правовой институт, нормы которого определяют форму государственного устройства, виды субъектов РФ, распределение компетенции между субъектами и Федерацией, основы отношений между субъектами РФ.

Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

Подробнее

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.