Практика осуществления международной правовая помощи между рф и государствами европейского союза и азиатско-тихоокеанского региона на примере деятельности управления министерства юстиции в сахалинской области. Порядок исполнения и оформления запросов об о


Общие положения
Отдел международной правовой помощи Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее – отдел) является структурным подразделением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее – Главное управление). В своей деятельности отдел руководствуется , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными Минюста России, а также настоящим Положением. Основными задачами отдела являются: обеспечение в пределах полномочий отдела реализации Минюстом России государственной политики в сфере деятельности, относящейся к компетенции отдела; координация в установленном порядке деятельности управлений Минюста России, территориальных органов подведомственных ему федеральных служб и учреждений Минюста России, действующих в пределах Южного федерального округа, в пределах полномочий отдела; обеспечение в пределах полномочий отдела реализации прав и исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам; обеспечение в пределах полномочий отдела защиты прав и свобод человека и гражданина. Структура и штатная численность отдела определены структурой и штатным расписанием Главного управления, утвержденным Минюстом России. Структура и штатное расписание отдела формируются по предложению начальника отдела в соответствии с функциями подразделения, объемом , штатным расписанием Главного управления и утверждаются в установленном порядке. Отдел комплектуется федеральными государственными гражданскими служащими (далее – гражданскими служащими). Отдел осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Главного управления, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, органами прокуратуры, судебными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и организациями.

II. Полномочия

8. Отдел осуществляет следующие полномочия:

Обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности отдела; обеспечивает в установленном порядке реализацию Минюстом России функции по координации выполнения управлениями Минюста России, территориальными органами подведомственных ему федеральных служб и учреждений, действующими в пределах Южного федерального округа, законодательства, актов Минюста России, поручений Минюста России в сфере деятельности отдела; в рамках координации запрашивает в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе управлений Минюста России и территориальных органов подведомственных ему федеральных служб и учреждений, действующих в пределах Южного федерального округа, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц информационные, справочные и иные сведения, необходимые для реализации полномочий; в установленном порядке готовит предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции отдела; в установленном порядке готовит предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а также о принятии нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции отдела; участвует в разработке форм статистической отчетности и показателей оценки результатов работы, а также документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности отдела; осуществляет составление статистической отчётности по направлениям деятельности отдела и представление её в установленном порядке в Минюст России; информирует в установленном порядке Минюст России обо всех направлениях деятельности в пределах компетенции отдела; обеспечивает в пределах компетенции отдела выполнение обязательств Главного управления, закрепленных в соглашениях о взаимодействии между Главным управлением и органами государственной власти Ростовской области; участвует в подготовке предложений о выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам; получает в установленном порядке непосредственно или через Минюст России от компетентных органов иностранных государств запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для организации исполнения в иные органы государственной власти в пределах Южного федерального округа, а также направляет в компетентные органы иностранных государств непосредственного или через Минюст России запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации; обеспечивает проверку качества подготовки и представление в Минюст России запросов об оказании правовой помощи, поступающих из субъектов Российской Федерации, для последующего их направления в компетентные органы других государств в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации; участвует в установлении Главным управлением по согласованию с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе порядка взаимодействия и периодичности представления информационно-аналитических и иных сведений в пределах компетенции отдела для последующего информирования полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе; обеспечивает информирование полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о деятельности Главного управления и управлений Минюста России, действующих в пределах Южного федерального округа, в сфере международного сотрудничества; в установленном порядке обеспечивает информирование полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о проведении совещаний, конференций и других мероприятий окружного уровня по вопросам, относящимся к компетенции отдела; участвует в совещаниях, проводимых руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти окружного уровня, органами прокуратуры, а также в работе консультативных, совещательных, координационных органов, комиссий и рабочих групп, образованных данными органами и аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе; осуществляет в установленном порядке взаимодействие со и готовит для размещения на официальном Интернет-сайте Главного управления информацию по вопросам, относящимся к компетенции отдела; в установленном порядке обеспечивает участие представителей отдела в рассмотрении дел с участием Главного управления в судах общей юрисдикции и ; осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок; участвует в установленном порядке в проверках деятельности территориальных органов Минюста России, вносит предложения о проведении таких проверок в пределах федерального округа; осуществляет контроль за деятельностью управлений Минюста России, в этих целях запрашивает у них необходимые материалы и информацию; участвует в установленном порядке в обобщении практики деятельности управлений Минюста России, вносит в Минюст России предложения по решению проблемных вопросов, возникающих в деятельности Главного управления и управлений, а также предложения по совершенствованию их деятельности; осуществляет сбор, обобщение, анализ и представление в Минюст России информации по основным направлениям деятельности управлений Минюста России; осуществляет подготовку и направление в управления Минюста России обзорных информационно-аналитических материалов в установленной сфере деятельности; оказывает управлениям Минюста России организационную и методическую помощь в реализации ими полномочий, предусмотренных Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации; в установленном порядке изучает положительный опыт работы управлений Минюста России и вносит в Минюст России предложения по его распространению (внедрению); в установленном порядке разрабатывает и представляет на рассмотрение руководства Главного управления проекты приказов и распоряжений Главного управления по вопросам, входящим в компетенцию отдела; участвует в разработке планов основных организационных мероприятий Главного управления; участвует в организации работы коллегиальных органов при Главном управлении; осуществляет иные полномочия, определяемые федеральным законодательством, правовыми актами Минюста России, а также распорядительными документами Главного управления.
Организация деятельности
Отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от замещаемой должности начальником Главного управления. Начальник отдела осуществляет оперативное управление деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение поставленных перед отделом задач. В случае отсутствия начальника отдела его обязанности исполняет гражданский служащий отдела, определенный в установленном порядке начальником отдела. Отдел подчиняется начальнику Главного управления и непосредственно заместителю начальника Главного управления, курирующему работу отдела. В структуру отдела входят должности федеральной государственной , относящиеся к категории «руководители», «специалисты», «обеспечивающие специалисты», определенные штатным расписанием Главного управления, утвержденным в установленном порядке. Отдел комплектуется специалистами в соответствии с предъявляемыми квалификационными требованиями. Квалификационные требования по каждой должности отражаются в должностном регламенте. Начальник отдела для решения предусмотренных настоящим Положением задач и возложенных на Главное управление полномочий: осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий; распределяет обязанности между гражданскими служащими отдела, обеспечивает соблюдение ими служебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; осуществляет в установленном порядке планирование работы отдела; в установленном порядке вносит предложения о назначении на должность, перемещении, отстранении и освобождении от должности, включения в кадровый резерв, об аттестации, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, а также о присвоении им классных чинов, их поощрении и привлечении к , а также о направлении в служебные командировки; в пределах компетенции отдела рассматривает документы, поступившие в отдел, принимает по ним решения; в соответствии с установленным Минюстом России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования; вносит в установленном порядке предложения по структуре и штатной численности отдела; разрабатывает положение об отделе и должные регламенты гражданских служащих отдела и представляет их на рассмотрение начальнику Главного управления, исполняющему обязанности начальника Главного управления; организует проведение совещаний, семинаров, иных методических мероприятий с гражданскими служащими отдела по вопросам, входящим в компетенцию отдела; совместно с гражданскими служащими отдела разрабатывает планы индивидуальной профессиональной подготовки гражданских служащих отдела и организует работу по их выполнению; участвует в работе совещательных органов при Главном управлении; готовит аналитические, информационные, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции отдела; в установленном порядке осуществляет контроль за своевременным и достоверным составлением установленных форм отчетности, обеспечивает представление в Минюст России статистической отчетности согласно установленным формам и срокам; вносит предложения по совершенствованию деятельности Главного управления; вносит обоснованные предложения по улучшению материально-технического обеспечения деятельности отдела; в установленном порядке запрашивает от других структурных подразделений Главного управления необходимые документы и материалы; организует делопроизводство в отделе в соответствии с нормативными правовыми актами Минюста России и организационно-управленческими документами Главного управления. Для решения наиболее важных вопросов деятельности отдела, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений Минюста России, а также обмена опытом работы в отделе могут проводиться служебные совещания.

Решения, принятые на служебном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для гражданских служащих отдела.

Отдел осуществляет свою деятельность на основе плана основных организационных мероприятий Главного управления, плана работы Координационного совета при Главном управлении и совещания руководящего состава, приказов, распоряжений и поручений Минюста России; организационно-распорядительных документов Главного управления, плана командирования Главного управления, поручений начальника Главного управления, плана организационных мероприятий отдела. Отделу передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным , системам связи и коммуникаций.

Представительство в суде и защита прав, досудебное урегулирование споров, медиация, абонентское сопровождение организаций, кадровое делопроизводство, трудовое право, восстановление на работе и выплата заработной платы, регистрация и ликвидация предприятий, земельные споры, споры связанные с недвижимостью, сопровождение сделок с недвижимостью, бесплатная юридическая консультация. Квалифицированный юрист Вологда. Квалифицированный адвокат Вологда. Квалифицированный юрист Москва. Квалифицированный адвокат Москва. Квалифицированный юрист Санкт-Петербург. Квалифицированный адвокат Санкт-Петербург. Суд по интеллектуальным правам. Европейский суд по правам человека. Апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба в Московский городской суд. Апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд. Санкт-Петербургский городской суд. Московский городской суд. Верховный суд. Кассационная жалоба. Кассационная жалоба в Верховный суд. Оценка перспектив обращения в Европейский суд по правам человека. Подготовка жалоб в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ. Оценка перспектив обращения в ЕСПЧ. Подготовка жалоб в ЕСПЧ. Жалоба ЕСПЧ. Жалоба в ЕСПЧ. Адвокат ЕСПЧ. Юрист ЕСПЧ. Адвокат Европейский суд по правам человека. Юрист Европейский суд по правам человека. Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Оценка перспектив обращения в Комитет ООН по правам человека. Жалоба Комитет ООН по правам человека. Адвокат Комитет ООН по правам человека. Юрист Комитет ООН по правам человека. Арбитражный суд города Москвы. Арбитражный суд Московской области. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Арбитражный суд Вологодской области. Девятый апелляционный арбитражный суд. Десятый апелляционный арбитражный суд. Тринадцатый апелляционный арбитражный суд. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Арбитражный суд Московского округа. Арбитражный суд Северо-Западного округа. Юрист Верховный Суд. Адвокат Верховный Суд. Юрист Верховный Суд Российской Федерации. Адвокат Верховный Суд Российской Федерации. Юрист Верховный Суд РФ. Адвокат Верховный Суд РФ. Юрист Вологодский областной суд. Адвокат Вологодский областной суд. Юрист Ленинградский областной суд. Адвокат Ленинградский областной суд. Юрист Сантк-Петербургский городской суд. Адвокат Санкт-Петербургский городской суд. Юрист Московский областной суд. Адвокат Московский областной суд. Юрист Московский городской суд. Адвокат Московский городской суд. Реновация Москва. Реновация в Москве. Юрист реновация Москва. Юрист реновация в Москве. Адвокат реновация Москва. Адвокат реновация в Москве.

В условиях объективной необходимости поддержания и развития экономических, правовых и иных связей между государствами и их субъектами и эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя только этим не ограничивается. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного право и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Международный договор – это соглашение двух или нескольких государств и (или0 международных организаций, предусматривающее установление, изменение или прекращение взаимных обязательств участников экономических и иных отношений.

К многосторонним договорам с участием Российской Федерации относятся Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01 03 1954 г.; Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 06 1958 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 11 1965 г; Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 03 1992 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 01 1993 г.

Кроме этого, российская Федерация является участницей примерно 40 двухсторонних договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие из таких договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории Российской Федерации в силу правопреемства. правовая помощь оказывается через Министерство юстиции и его территориальные органы, Министерство иностранных дел.

Так, территориальные органы Минюста России наделены полномочиями непосредственного сношения с соответствующими учреждениями юстиции иностранных государств (страны – участники СНГ), а также по сопровождению поступивших запросов и поручений должностного лица иностранных государств, в том числе должностным лицом Российской Федерации. В иных случаях направление и принятие запросов о международной правовой помощи может осуществляться как через Главное управление Минюста России, так и напрямую через Министерство юстиции Российской Федерации.

территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе управление Минюста России по Рязанской области, (далее – Управление), в соответствии с договорами и законодательством Российской федерации оказывают физическим и юридическим лицам помощь во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств и Российской Федерацией.

В частности это могут быть следующие поручения:

– ходатайства об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним как из стран СНГ и стран Балтии, так и Российской Федерации;

– о пересылке документов, в том числе заявлений о получении документов об образовании, трудовой деятельности, стаже работы и других документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемого государства;

– об установлении адресов лиц, проживающих на территории иностранного государства и Российской Федерации;

– о принятии мер, необходимых для принятия наследства, находящегося на территории запрашиваемого государства, или для управления этим наследством;

– судебные поручения о вручении искового заявления, извещение о дне слушания дела и т.д.;

– ходатайства об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случаях, предусмотренных международными правовыми договорами, ходатайство., поручение, запрос и прилагаемые документы необходимо переводить на официальный язык запрашиваемого государства или другой язык, указанный в международном соглашении. В то же время учреждения юстиции договаривающихся сторон, подписавшие конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 01 1993 г. при ее выполнении пользуются государственным языком договаривающихся сторон или русским языком.

поручение, адресованное компетентному лицу, должно иметь конкретные указания на совершение определенного действия, подписано должностным лицом и скреплено гербовой печатью. В поручении о вручении документа помимо обязательных реквизитов должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

Данное поручение направляется в Управление для пересылки в компетентный орган, либо иностранное государство, либо должностному лицу Российской Федерации.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. если установление адреса, запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению, а в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, препятствующих исполнению поручения.

В практике исполнения международной правовой помощи нередко возникают вопросы в получении повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и копий записи актов гражданского состояния из стран СНГ и Балтии, и Российской Федерации.

В данном случае, исполнение международных договоров об оказании международной правовой помощи осуществляется как через органы ЗАГС, главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, Минюст России и Министерство иностранных дел России и иностранных государств.

Нотой Министерства иностранных дел российской Федерации от 07 04 2009 г. № 1863/1денг был уведомлен Исполнительный комитет Содружества независимых государств о том, что органы записи актов гражданского состояния Российской Федерации в том числе рязанской области уполномочены осуществлять непосредственные сношения с Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Украиной, Республикой Таджикистан, Республикой Молдова, Республикой Грузия, Республикой Абхазия.

Через Главное управление Минюста России по Москве сношения осуществляются с Азербайджанской Республикой, Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Узбекистан, Туркменистан, Республикой Южной Осетии.

Истребование документов с территории Республики Армении осуществляется через Министерство юстиции Республики Армения и Российской Федерации.

В связи с отсутствием международного договора не оказывается международная правовая помощь гражданам Приднестровья.

Запросы о международной правовой помощи, поступившие с территории иностранного государства, исполняются (рассматриваются) в срок, не превышающий месяца с момента поступления.

также территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации оказывают международную правовую помощь судебным органам. В ходе судебного производства у судов Российской Федерации может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных источников иностранных государств, вручения извещения о времени судебного заседания и исковых заявлений и т. д. В таких случаях суд направляет запрос об оказании правовой помощи в территориальный орган Минюста России по месту своего нахождения. В этом случае прилагается: поручение, адресованное компетентному органу с указанием совершения конкретного действия, подписанного судьей и удостоверенного гербовой печатью с изображением герба Российской Федерации в 2 –х экземплярах, 2 экземпляра извещения о дне судебного заседания, подписанного судьей и удостоверенного печатью и другие документы.

Срок получения ответа на запрос может превышать 6 месяцев (например, судебного заседания о взыскании алиментов), поэтому документы должны быть направлены заблаговременно.

В рамках оказания правовой помощи в 2009 г. Управлением было рассмотрено 32 правовых документа, в том числе поступивших из стран СНГ (10) и Российской Федерации от нотариусов, судей, граждан Рязанской области (22).

Анализ поступивших поручений показывает, что при оформлении поручений часто встречающейся ошибкой является неправильное название государства – стороны договора.

международная правовая помощь в Рязанской области оказывается Управлением министерства юстиции Российской федерации по Рязанской области, отделом по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния по адресу: г. Рязань, ул. Либкнехта, д. 18, тел: (4912) 97 – 51 – 13, 97 – 51 – 04.

информацию об оказании международной правовой помощи можно получить из информационных материалов официального Интернет-сайта Управления юстиции в разделе «Отделы Управления» – «Отдел по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния».

О.А. Каркина начальник отдела по контролю и надзору

в сфере адвокатуры, нотариата, государственной

регистрации актов гражданского состояния Управления

Минюста России по Рязанской области

по материалам «Вестник рязанской юстиции»

Международная правовая помощь является официальной деятельностью государственных органов, которая осуществляется на основании международных договоров. Случаи предоставления международной правовой помощи без заключения договоров редки и связаны с принятием решения по конкретному делу на уровне центрального органа исполнительной власти. Договоры о правовой помощи обеспечивают наиболее полное осуществление национальной юрисдикции и предотвращения конфликта юрисдикций - именно с этой целью государства их заключают.

Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).

На сегодняшний день наиболее важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства. Это вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в области возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений. В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства с партнерами почти из 80 государств мира.

Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в статьях 453, 457, 460, 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации является единственным компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства с партнерами почти из 80 государств мира. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в статьях 453, 457, 460, 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации является единственным компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147:

Получает в установленном порядке запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для исполнения в другие органы государственной власти, а также направляет в установленном порядке запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Деятельность в сфере оказания международной правовой помощи Управление Минюста России по Сахалинской области осуществляет в пределах установленных полномочий, в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным

Исполнено и направлено запрашивающей стороне 135 просьб международно-правового характера (в АППГ - 144).

Взаимодействие с компетентными органами Российской Федерации, уполномоченными на исполнение международных обязательств Российской Федерации осуществляется в соответствие с заключенными соглашениями с НО «Сахалинская областная нотариальная палата», агентством записи актов гражданского состояния Сахалинской области, Сахалинским областным судом, УФМС России по Сахалинской области в рабочем порядке. В порядке осуществления взаимодействия по вопросам исполнения поручений (запросов) и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам представителями Управления принято участие:

В семинаре при Главном Управлении Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области по вопросам международной правовой помощи

В семинаре судейского сообщества Сахалинской области.

12.09.2013 проведен учебный семинар со специалистами УФМС России по Сахалинской области.

Проверка полноты и правильности оформления документов международного характера при их поступлении, проводится на постоянной основе.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области: осуществляет следующие полномочия в сфере международной правовой помощи

Осуществляет в установленном порядке реализацию прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния;

Получает в установленном порядке запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для исполнения в другие органы государственной власти, а также направляет в установленном порядке запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;

Проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

В первом квартале 2013 года в Управление Минюста России по Сахалинской области поступило 9 обращений граждан

6 обращений можно классифицировать по видам:

2 обращения на действие (бездействие) нотариуса. Данные обращения направлены на рассмотрение в Сахалинскую областную нотариальную палату;

2 обращения по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

1 обращение по вопросам государственной службы и кадров.

Кроме того, в Управление поступило 3 обращения по вопросам, решение которых не входит в компетенцию Управления. Поступившие обращения направлены в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией, о чём уведомлены граждане, направившие обращения.

Также, в первом квартале 2013 года, начальником Управления было принято 2 гражданина по вопросам:

Повторных обращений в отчетном периоде в Управление не поступало.

В первом полугодии 2013 года в Управление Минюста России по Сахалинской области (далее - Управление) поступило 14 обращений граждан, что на 10 обращений меньше чем в аналогичном периоде прошлого года и на 19 обращений меньше чем в предшествующем периоде.

7 обращений можно классифицировать по видам:

1 обращение на действие (бездействие) судебных приставов- исполнителей. Данное обращение направлено для рассмотрения в Управление ФССП по Сахалинской области.

2 обращения на действие (бездействие) нотариуса. Данные обращения направлены на рассмотрение в Сахалинскую областную нотариальную палату;

4 обращения по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, в Управление поступило 7 обращений по вопросам, решение которых не входит в компетенцию Управления. Поступившие обращения направлены в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией, о чём уведомлены граждане, направившие обращения.

Также, в первом полугодии 2013 года, начальником Управления было принято 3 гражданина по вопросам:

Порядка исключения муниципального образования из реестра, порядка регистрации уставов нового муниципального образования в результате преобразования двух ранее существующих;

О регистрации регионального отделения политической партии;

Порядка регистрации национально - культурных автономий.

По всем письменным обращениям даны письменные разъяснения. Повторных обращений в отчетном периоде в Управление не поступало.

Все поступившие в Управление обращения рассмотрены в сроки, установленные законодательством.

Работа с обращениями граждан в Управлении Минюста России по Сахалинской области организована в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В 3 квартале 2013 года в Управление поступило 5 обращений граждан. Данные обращения можно классифицировать по видам:

1 обращение на действие (бездействие) судебных приставов- исполнителей. Данное обращение направлено для рассмотрения в Управление ФССП по Сахалинской области.

1 обращение на действие (бездействие) нотариуса. Данное обращение направлены на рассмотрение в Сахалинскую областную нотариальную палату;

1 обращение на действие (бездействие) адвоката. Данное обращение направлены на рассмотрение в Сахалинскую областную адвокатскую палату;

1 обращение по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, в Управление поступило 1 обращение по вопросам, решение которых не входит в компетенцию Управления. Поступившее обращение направлено в государственный орган в соответствии с его компетенцией, о чём уведомлен гражданин, направивший обращение. По всем письменным обращениям даны письменные разъяснения.

Повторных обращений в отчетном периоде в Управление не поступало. Все поступающие обращения рассматриваются по существу поставленных вопросов в порядке, установленном действующим законодательством. В 2013 году в Управление Минюста России по Сахалинской области (далее - Управление) поступило 25 обращений граждан, что на 32 обращения меньше чем в аналогичном периоде прошлого года и на 3 обращения меньше чем в предшествующем периоде.

19 обращений можно классифицировать по видам:

4 обращения на действие (бездействие) судебных приставов- исполнителей. Данные обращения направлены для рассмотрения в Управление ФССП по Сахалинской области;

6 обращений на действие (бездействие) нотариуса. Данные обращения направлены на рассмотрение в Сахалинскую областную нотариальную палату;

1 обращение на действие (бездействие) адвоката. Данное обращение направлено на рассмотрение в Сахалинскую областную адвокатскую палату;

5 обращений по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

2 обращения по вопросу информирования по законодательству. По данным обращениям даны разъяснения;

1 обращение, касающееся вопросов государственной службы и работы с кадрами.

Кроме того, в Управление поступило 6 обращений по вопросам, решение которых не входит в компетенцию Управления: Поступившие обращения направлены в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией, о чём уведомлены граждане, направившие обращения.

Также, в 2013 году, начальником Управления было принято 4 гражданина по вопросам:

Порядка исключения муниципального образования из реестра, порядка регистрации уставов нового муниципального образования в результате преобразования двух ранее существующих;

О регистрации регионального отделения политической партии;

Порядка регистрации национально - культурных автономий;

Обращение на действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

По всем письменным обращениям даны письменные разъяснения.

Повторных обращений в отчетном периоде в Управление не поступало

Все поступившие в Управление обращения рассмотрены в сроки, установленные законодательством.

На основе анализа 2 главы сделаем следующие выводы.

Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. В 2013 году в адрес Управления Сахалинской области поступило 178 запросов международно-правового характера (в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) - 146), в том числе:

судебных поручений о производстве отдельных процессуальных действий, о вручении судебных документов - 40(в АППГ - 35);

ходатайств о признании судебных решений - 25 (в АППГ - 10);

Просьб об истребовании и пересылке документов о регистрации актов гражданского состояния - 90(в АППГ - 76);

Запросов об оказании правовой помощи по наследственным делам - 23 (в АППГ - 25). .

На сегодняшний день наиболее важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства.

Это вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в области возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений.