Санитарные правила для военных судов. Санитарные правила для морских судов промыслового флота ссср

3.1. СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

3.1.1. Микроклиматические условия в судовых помещениях

3.1.1.1. Для обеспечения нормируемых микроклиматических условий в судовых помещениях должны быть предусмотрены системы отопления и вентиляции или системы кондиционирования воздуха.

3.1.1.2. Микроклиматические условия в судовых помещениях характеризуются определенными сочетаниями четырех параметров: температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и средней радиационной температуры ограждений и оборудования.

В зависимости от назначения помещения нормируется один, два, три или четыре параметра.

В качестве показателя средней радиационной температуры принимается алгебраическая разность между температурой воздуха помещений и средней температурой ограждений - подволока, переборок и палубы*.

________________

* Разность между температурой воздуха помещений и температурой ограждений должна быть в холодный период не более 4 °С, а в теплый - не более 3 °С.

Нормируемый показатель средней радиационной температуры обеспечивается соответствующей тепловой изоляцией ограждений. Сочетание всех четырех параметров, характеризующих микроклиматические условия может быть выражено значением результирующей температуры (°РТ).

3.1.1.3. При оборудовании судовых помещений системами отопления и вентиляции микроклиматические условия должны соответствовать указанным в табл.12. Относительная влажность принимается в случае организации системы зимнего кондиционирования воздуха.

Таблица 12

Микроклиматические условия в судовых помещениях при работе систем вентиляции и отопления

Назначение помещений

Зимний период

Летний период

температура воздуха, °С

относительная влажность, %

скорость движения воздуха, м/с

температура воздуха, не выше наружной расчетной температуры воздуха, °С

скорость движения воздуха, м/с,
(не более)

Общественные помещения: столовые, салоны отдыха, кинозал

Спорткаюты

Помещения проходные: закрытые палубы, вестибюли, коридоры

Санитарно-бытовые помещения:

прачечные-гладильные

Не ниже 16

парикмахерские

Не ниже 16

сушильные

душевые и ванны общественного пользования

бани и раздевальные при них

Помещения медицинского назначения

Операционные

Помещения пищевого блока:

камбуз, пекарня

Не ниже 16

заготовительные помещения (разделочные мяса, рыбы и овощей), помещения картофелечистки

Не ниже 16

Помещения технической эксплуатации судна:

рулевые рубки

штурманские рубки (отдельно расположенные радио- и телерубки)

агрегатные радиооборудования и электронавигационных приборов и другие аналогичные помещения

канцелярии и другие аналогичные помещения

На рабочих площадках у постов управления механизмами при отсутствии ЦПУ

Не ниже 12 (при неработающих механизмах)

На рабочих площадках у постов управления механизмами при дистанционном управлении механизмами и теплосиловым оборудованием из ЦПУ

Мастерские и другие служебные помещения, где расположены механизмы, оборудование, аппаратура без значительного тепловыделения

Хозяйственные кладовые

Производственно технологические помещения без тепловыделений:

цехи сортировки, разделки

Не более 0,2

помещение расфасовки жира, посольный цех, цех пресервов

помещение концентрата рассола, моечно-расфасовочный цех и др.

Производственно-технологические помещения с тепловыделениями:

Не более 0,5

витаминный цех, помещение автоклавов, жиротопенный цех, рыбомучной, помещение для подготовки бочек и др.

Примечания: 1. В холодный период воздух, подаваемый в жилые, общественные и служебные помещения, должен подогреваться до температуры, нормируемой для данного помещения.

2. Данные нормы не распространяются на производственно-технологические помещения, в которых технологический процесс переработки морепродуктов требует специального температурного режима.

3.1.1.4. При оборудовании кают, общественных и медицинских помещений системами круглогодичного кондиционирования воздуха микроклиматические условия должны соответствовать значениям результатирующих температур, указанных в табл.13.

Таблица 13

Комплексные величины микроклимата в градусах результирующих температур (°РТ)

Районы плавления

Периоды года

зимний

1. До 30° сев. и южн. шир.

2. От 30 до 45° сев. и южн. шир.

3. От 45 до 60° сев. и южн. шир.

4. Более 60° сев. и южн. шир.

5. Для судов неограниченного плавания

Отдельные компоненты микроклимата, составляющие результирующую температуру, принимаются в следующих пределах:

Относительная влажность воздуха 50+10%;

Скорость движения воздуха 0,15 м/с. При эксплуатации допускается подвижность воздуха до 0,5 м/с;

Радиационная температура (средняя температура ограждений) определяется из расчетов теплоизоляции помещений;

Температура воздуха (конвекционная) помещений определяется из комплексного значения нормы в °РТ по номограмме и принимаемых величин относительной влажности и подвижности воздуха.

Для расчетов составляющих параметров микроклимата следует пользоваться рекомендованной методикой, изложенной в приложении N 2 - "Санитарные нормы параметров воздушной среды морских судов, оборудованных системами кондиционирования воздуха", N 1184-74.

3.1.1.5. При оборудовании систем кондиционирования воздуха в помещениях технической эксплуатации судна, в постах управления и рабочих помещениях энергетического отделения и камбузе микроклиматические условия в летний период должны соответствовать величинам, указанным в табл.14.

Таблица 14

Микроклиматические условия в помещениях технической эксплуатации судна и энергетических отделениях при работе систем кондиционирования воздуха

до 30° сев. или южн. шир.

более 60° сев. или южн. шир.

Наимено-
вание помещений

темпе- ратура воз- духа, °С

темпе- ратура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

темпе- ратура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

темпе- ратура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воздуха, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

тем- пера- тура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

Помещения технической эксплуатации судна (штурманские рубки и радиорубки, на рабочих местах в рулевых рубках)

Изолиро-
ванные посты управления МКО (ЦПУ)

Не выше 28°

Энергети-
ческие отделения на рабочих местах постов управления механиз-
мами при отсутствии ЦПУ, камбуз

Не выше 25

Не более 1,0

Не выше 25

Не более 1,0

3.1.1.6. При оборудовании производственно-технологических цехов системами кондиционирования воздуха расчетные температуры, относительная влажность и скорость движения воздуха на постоянных рабочих местах должны соответствовать величинам, указанным в табл.15.

Таблица 15

Микроклиматические условия на рабочих местах в производственно-технологических помещениях при работе систем кондиционирования воздуха

Наименование помещений

Район плавания (летний период)

до 30° сев. или южн. шир.

от 30 до 45° сев. или южн. шир.

от 45 до 60° сев. или южн. шир.

более 60° сев. или южн. шир.

для судов неограниченного района плавания

тем- пера- тура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

тем- пера- тура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

тем- пера- тура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

тем- пера- тура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

тем- пера- тура воз- духа, °С

ско- рость дви- жения воз- духа, м/с

отно- ситель- ная влаж- ность, %

с тепловыделениями на рабочих местах

Не выше 28

Не более 1,5

Не выше 28

Не более 1,5

Не выше 25

Не более 1,5

Не выше 25

Не более 1,5

Не выше 28

Не более 1,5

без тепловыделений на рабочих местах

Не выше 25

Не более 1,0

Не выше 25

Не более 1,0

Не выше 22

Не более 0,5

Не выше 20

Не более 0,5

Не выше 25

Не более 1,0

В зимний период - в соответствии с табл.12

3.1.2. Система отопления

3.1.2.1. Все судовые помещения должны быть оборудованы системой зимнего кондиционирования воздуха (воздушного отопления с увлажнением поступающего воздуха) или водяного отопления.

Примечания: 1. Паровое отопление допускается применять в помещениях машинного отделения, производственно-технологических цехах, помещениях бытового обслуживания, санитарно-гигиенических помещениях и в помещениях судового снабжения.

2. Электрическое отопление разрешается применять в судовых помещениях, где это технически обосновано, по согласованию с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

3.1.2.2. Система отопления должна обеспечить в зимний и переходный периоды года (при температуре наружного воздуха ниже +10 °С) температуру воздуха в судовых помещениях в соответствии с нормами, приведенными в табл.12.

3.1.2.3. При устройстве системы зимнего кондиционирования воздуха (воздушного отопления) должно быть предусмотрено увлажнение воздуха. Температура поступающего в помещение воздуха не должна превышать 40 °С.

3.1.2.4. Величина воздухообмена и минимальные нормы подачи воздуха при зимнем кондиционировании воздуха (воздушном отоплении) должны соответствовать нормам, указанным в табл.16.

Таблица 16

Величины воздухообмена и минимальные нормы подачи воздуха в судовых помещениях

Наименование помещений

Расчетное количество приточного воздуха

Количество вытяжного воздуха

Примечание

общее количество воздуха

минимальное количество на 1 чел., м/ч

Каюты в надстройках

По балансу
с притоком

Удаление воздуха через жилые коридоры и санитарно-гигиенические помещения

Каюты в прочном корпусе ниже главной палубы:

на 1-й палубе

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений

По балансу
с притоком

на 2-й палубе

на 3-й палубе

на 4-й палубе

Общественные помещения*

столовые, кают-компании, салоны отдыха

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений

На 1-2 обмена больше

Автономная система вентиляции

кинозалы

На 1-2 обмена больше притока

курительные

15 обменов/ч

20 обменов/ч

спорткаюты

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений

На 2 обмена/ч больше притока

Санитарно-бытовые помещения:

прачечные

По расчету на ассимиляцию избыточных тепло- и влаговыделений, но не менее 15 обменов/ч

На 5 обменов/ч больше притока

Автономная система вентиляции

гладильные

30 обменов/ч

40 обменов/ч

кладовые чистого и грязного белья

10 обменов/ч

12 обменов/ч

парикмахерские

Не менее
10 обменов/ч

На 5 обменов/ч больше притока

помещение спецодежды

6-8 обменов/ч

8-10 обменов/ч

Санитарно-гигиенические помещения:

туалет

50 м/ч на один унитаз + 25 м/ч
на один писсуар

Вытяжная автономная вентиляция

ванные, душевые, умывальные и раздевальные при них, индивидуальные санблоки

5 обменов/ч

10 обменов/ч

Помещения медицинского назначения:

лазареты, изоляторы

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений

На 1-2 обмена/ч больше притока

Автономная система вентиляции

амбулатория, операционная, процедурная, аптека

По балансу с притоком

Помещения пищевого блока:

камбузы и хлебопекарни

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений

На 5 обменов/ч больше притока

помещения для заготовки овощей, рыбы, мяса, хлеборезки

6 обменов/ч

8 обменов/ч

посудомоечные

По расчету на ассимиляцию избыточных тепло- и влаговыделений

На 5 обменов/ч больше притока

Продовольственные кладовые для хранения мороженой продукции:

мяса и мясопродуктов

2-4 обмена/сут

По балансу
с вытяжкой

Автономная система вентиляции

молочных продуктов и яиц

1-2 обмена/cут

6-7 обменов/сут

овощей и картофеля

4-6 обменов/сут

6-7 обменов/сут

сухих продуктов

5 обменов/сут

По балансу с притоком

суточного запаса хлеба

1-2 обмена/сут

Помещение технической эксплуатации судна:

рулевые рубки, штурманские, радио- и телерубки, посты управления судном

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений

канцелярии, почтовые отделения, фотокаюты и т.п.

8-10 обменов/ч

На 2 обмена/ч больше притока

Энергетические отделения:

главные и вспомогательные механизмы и котлы

По расчету на ассимиляцию избыточных тепловыделений и газовых загрязнений (принимается большая из величин)

По балансу с притоком за вычетом воздуха, потребляемого двигателями

Автономная система вентиляции

помещение хладоновых холодильных машин

По балансу с вытяжкой

20 обменов/ч

помещения аммиачных холодильных машин

20 обменов/ч

30 обменов/ч
и 40 обменов/ч
для аварийной вентиляции

топливное насосное отделение

35-40 обменов/ч

40-45 обменов/ч

аккумуляторные

В соответствии
с правилами Регистра СССР

румпельные отделения

10 обменов/ч

По балансу
с притоком

Общая с вентиляцией энергетических отделений

Помещения судового снабжения:

10 обменов/ч

12 обменов/ч

Общесудовая система вентиляции

Кладовые:

шкиперские, малярные и т.п.

10 обменов/ч

12 обменов/ч

Автономная система вентиляции

Производственно- технологические помещения:

цех приемки сырья улова

По расчету на ассимиляцию влаговыделений, но не менее 10-12 обменов/ч

По балансу с притоком

цех сортировки улова

10-12 обменов/ч

цех разделки улова

консервный цех

По расчету на ассимиляцию избыточных тепло- и влаговыделений, но не менее 15-20 обменов/ч

посольный цех

То же, но не менее 10-12 обменов/ч

По балансу с притоком

витаминный цех

То же, но не менее 20-25 обменов/ч

На 5 обменов/ч больше притока

жирзавод

То же, но не менее 25-30 обменов/ч

помещение расфасовки витамина в жире

8-10 обменов/ч

На 2 обмена/ч больше притока

жиромучной цех

По расчету на ассимиляцию выделений, но не менее избыточных тепло- и влаговыделений, но не менее 25 обменов/ч 25-30 обменов/ч

На 5 обменов/ч больше притока

Автономная система вентиляции с отсосами

помещение осколоуловителя

5-8 обменов/ч

8-10 обменов/ч

Система вентиляции производственно- технологических помещений

помещение для хранения расходных пил и ножей

5-8 обменов/ч

По балансу
с притоком

помещение для хранения расходных сетей

4-6 обменов/ч

помещение санитарной обработки бочек

По расчету на ассимиляцию избыточных тепло- и влаговыделений, но не менее 8-10 обменов/ч

На 2 обмена/ч больше притока

То же и местный отсос

помещение для резки пергамента

4-6 обменов/ч

6-8 обменов/ч

Система вентиляции производственно- технологических помещений

помещение для хранения соли и специй

6-8 обменов/ч

8-10 обменов/ч

моечно-расфасовочный цех

По расчету на ассимиляцию тепло- и влаговыделений, но не менее 12-15 обменов/ч

По балансу с притоком

Местный отсос

цех разведения щелочи для мытья бочек

То же, и газовыделений

На 2-3 обмена/ч больше притока

автоклавно-закаточный цех

По расчету на ассимиляцию избыточных тепло- и влаговыделений, но не менее 20-25 обменов/ч

На 2-3 обмена/ч больше притока

Система вентиляции производственно- технологических помещений

помещение аккумулятора рыбы

2-3 обмена/ч

помещение концентратора рассола

5 обменов/ч

По балансу
с притоком

рыбомучная установка

По расчету на ассимиляцию избыточных тепло- и влаговыделений, но не менее 30-35 обменов/ч

На 5 обменов/ч больше притока

Автономная система вентиляции с местными отсосами

Трюмы для перевозки рыбы, охлаждаемые
и неохлаждаемые

В соответствии с технологическими требованиями

* Для кают-компаний, столовых команды и т.п. при размещении их рядом с камбузом производительность приточной вентиляции должна приниматься на 2 обмена/ч больше вытяжки.

3.1.2.5. Каждый нагревательный прибор должен иметь устройство для регулирования температуры нагрева. Конструкция нагревательных приборов должна обеспечивать легкую очистку от пыли.

3.1.2.7. Прокладка магистральных трубопроводов свежего пара через каюты, общественные и медицинские помещения не допускается. Все трубы парового отопления должны быть изолированы. Грелки парового отопления должны иметь съемные кожухи или ограждения для предохранения от ожогов.

3.1.3. Система вентиляции

3.1.3.1. Вентиляция судовых помещений должна быть приточно-вытяжной с искусственным или естественным побуждением и обеспечивать микроклиматические условия в соответствии с табл.16.

Примечание. На судах III и IV категорий допускается устройство только естественной вентиляции.

3.1.3.2. Воздухообмен в судовых помещениях должен рассчитываться в соответствии с табл.16.

3.1.3.3. В расчете производительности системы вентиляции не должен учитываться воздухообмен через иллюминаторы и двери, а также световые люки.

3.1.3.4. Все воздухозаборные устройства должны располагаться в местах, исключающих попадание в них загрязненного воздуха и газов, а также попадания воды.

3.1.3.5. Воздуховоды приточной вентиляции следует располагать вдали от нагретых поверхностей.

3.1.3.6. Во избежание попадания загрязненного воздуха в каюты и общественные помещения за счет перетекания из других помещений рекомендуется следующая организация воздухообмена: воздух подается в каюты, из кают через дверные жалюзийные решетки поступает в коридор, из коридоров воздух удаляется наружу через вытяжную вентиляцию санитарных помещений и выходы.

3.1.3.7. Не допускается применять для целей рециркуляции воздух из помещений медицинского назначения, санитарных блоков, курительных, пищевого блока и других помещений, обладающих специфическими запахами.

3.1.3.8. Автономные вентиляционные системы, не связанные с другими, должны проектироваться для помещений, в которых возможно выделение вредных газов и специфических запахов (МКО, медицинского назначения, санитарно-гигиенических и санитарно-бытовых помещений, провизионных кладовых и др.). Для помещений пищеблока должна предусматриваться автономная вытяжная вентиляция.

3.1.3.9. Воздухораспределительные устройства искусственной вентиляции должны быть оборудованы удобно управляемыми регулировочными устройствами, изменяющими направление и скорость потока воздуха. Для очистки воздуховодов от пыли и других засорений в воздуховодах должны быть предусмотрены отверстия со съемными крышками.

3.1.3.10. Естественная вентиляция должна быть самостоятельной для обслуживаемого помещения. Вентиляционные головки труб естественной вентиляции должны обеспечивать в судовых помещениях непрерывный воздухообмен.

3.1.3.11. Все приточные вентиляционные устройства и вытяжные отверстия естественной вентиляции при необходимости должны быть оборудованы приспособлениями для установки съемных средств защиты от крылатых насекомых.

3.1.3.12. Подачу приточного воздуха на камбуз необходимо производить к основным рабочим местам (разделочным столам и т.п.) через воздухораспределительные устройства, позволяющие регулировать направление и скорость воздуха. В холодный период воздух, подаваемый на рабочие места, должен подогреваться до температуры не ниже +18 °С; в летний охлаждаться до +22 °С.

3.1.3.13. Отверстия вытяжной вентиляции на камбузе должны располагаться над источником тепловыделений (плита, котел, электросковорода и т.п.) и быть снабжены легкоснимающейся коробкой, предназначенной для сбора жира. Установка наклонных вентиляционных зонтов над камбузными плитами запрещается.

3.1.3.14. В столовых, кают-компаниях расположение приточных и вытяжных отверстий должно обеспечивать вентиляцию всего объема помещения.

3.1.3.15. Из сушильных помещений для рабочей одежды должна устраиваться вытяжная вентиляция. Производительность нагревательных приборов, с учетом вытяжной вентиляции должна определяться из условий высушивания рабочей одежды не более, чем за смену (вахту).

3.1.3.16. Приточная вентиляция энергетических отделений должна быть с искусственным побуждением. Вентиляция энергетических отделений за счет естественного притока допускается только для судов мощностью до 300 э.л.с.

3.1.3.17. Организация воздухообмена в энергетических отделениях и других помещениях с тепло- и газовыделениями должна полностью исключать попадание загрязненного воздуха в коридоры кают.

3.1.3.18. Приточный воздух должен подаваться в рабочую зону помещений, на места постоянного пребывания вахтенного и ремонтные площадки. Количество неиспользованного на горение воздуха из машинного и котельного отделений, должно определяться расчетом и удаляться из верхней зоны помещения, как правило, через кожух дымовой трубы.

3.1.3.19. Подача воздуха к основным рабочим местам (посты управления, механические мастерские, главный электрораспределительный щит и т.п.) должна производиться через поворотные воздухораспределители, позволяющие изменять направление и скорость воздушного потока.

3.1.3.20. В машинно-котельных помещениях с постоянной вахтой должно предусматриваться воздушное душирование постов управления. В летний период воздух, подаваемый для душирования, следует охлаждать до температуры не менее +22 °С.

В холодный период душирующий воздух должен иметь температуру не ниже 18 °С.

3.1.3.21. В местах (или выгородках) установки топливных и масляных сепараторов должна быть предусмотрена местная вытяжная вентиляция, патрубки которой должны располагаться в нижней зоне помещения. Производительность вентиляции не должна допускать превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе энергетических отделений в районе расположения сепаратора.

3.1.3.22. Испытание форсунок должно производиться на закрытых стендах, оборудованных вентиляцией.

3.1.3.23. В помещениях холодильных машин приемные патрубки вытяжной искусственной вентиляции должны располагаться в местах возможных утечек газа: при аммиачных машинах - в верхней зоне, а при хладоновых машинах - в нижней зоне помещения.

3.1.3.24. В насосных отделениях (топливных) приемные отверстия вытяжной вентиляции должны располагаться в нижней зоне помещения под настилом и вблизи насосов. Отверстия приточных вентиляционных труб следует располагать в верхней части помещения.

Управление пуском вентиляторов насосного отделения должно быть сблокировано с включением освещения и открытием дверей.

3.1.3.25. Управление крышками светового люка и поворотными вентиляционными насадками должно производиться из машинного отделения.

3.1.3.26. Для обеспечения нормируемых параметров воздушной среды в производственно-технологических помещениях вентиляцию следует предусматривать с учетом условного разделения помещения на производственные зоны, учитывающие характер тепло- и влаговыделений, вредные вещества, сопутствующие технологическому процессу, их количество, расположение рабочих мест.

3.1.3.27. Вентиляция производственно-технологических помещений должна быть предусмотрена таким образом, чтобы предотвратить перетекание воздуха из помещения со специфическими запахами в соседние помещения.

3.1.3.28. В случаях невозможности достижения заданных параметров воздуха во всем объеме производственно-технологического помещения рекомендуется применять воздушное душирование рабочих мест.

3.1.3.29. При наличии в производственно-технологических помещениях сосредоточенных источников тепло- и влаговыделений и вредных газов должны быть предусмотрены местные отсосы.

3.1.3.30. Вентиляционные системы местных отсосов, как правило, должны быть автономными.

3.1.3.31. В производственно-технологических помещениях с тепло- и влаговыделениями рекомендуется воздух подавать сосредоточенными струями через воздухораспределительные устройства, позволяющие менять направление струи.

3.1.3.32. Подачу воздуха следует предусматривать непосредственно в производственно-технологические помещения с постоянным пребыванием людей, а вытяжку - из мест с большими загрязнениями воздушной среды.

3.1.3.33. Подача воздуха в производственно-технологические помещения не должна производиться через зоны с большим загрязнением воздуха в зону с меньшим загрязнением.

3.1.3.34. В производственно-технологических помещениях с одновременным выделением тепла и влаги, кроме устройства местных отсосов от оборудования следует предусматривать вытяжку из помещения в объеме не менее однократного обмена в час.

3.1.3.35. В помещении рыбомучной установки в районе устройства для загрузки рыбной муки в мешки должна быть предусмотрена вытяжная вентиляция, препятствующая распространению мучной пыли по помещению.

3.1.3.37. Удаление воздуха системой вентиляции из помещения рыбомучной установки следует предусматривать:

Из верхней зоны помещения;

При сосредоточенном расположении источников вредных выделений - часть вытяжных отверстий располагать вблизи этих источников.

3.1.3.38. Взаимное расположение приточных и вытяжных шахт и отверстий не должно допускать попадания удаляемого воздуха в приточные устройства.

3.1.3.39. Из помещений для подготовки бочек, витаминного цеха, жирзавода, жиромучного цеха, рыбомучной установки, цеха переработки печени и помещения грязной спецодежды забор воздуха для рециркуляции недопустим.

3.1.3.40. В рыборазделочных помещениях, граничащих с морозильным отделением, а также в помещениях для упаковки мороженой рыбы, рекомендуется оборудовать воздушные завесы или другие конструктивные мероприятия для отсекания холодного воздуха, поступающего из камер.

Морозильные аппараты, устанавливаемые в производственных помещениях, должны быть преимущественно закрытого типа. При установке морозильных камер открытого типа необходимо принять все меры к предотвращению распространения холодного воздуха при открытии камер в производственные помещения (воздушные завесы и др.).

3.1.3.41. Между производственно-технологическими помещениями (цехами) и коридорами кают рекомендуется устраивать вентилируемые тамбуры.

3.1.3.42. Грузовые трюмы судов всех типов должны быть оборудованы вентиляцией, обеспечивающей соответственно роду перевозимого груза необходимую суточную кратность воздухообмена. Вентилирование рефрижераторных трюмов после выгрузки рыбопродукции можно производить переносными вентиляторами.

3.1.4. Система кондиционирования воздуха

3.1.4.1. Системой круглогодичного кондиционирования воздуха должны оборудоваться каюты, общественные и медицинские помещения, помещения технической эксплуатации судна и ЦПУ судов I и II категорий.

На судах III и IV категорий, предназначенных для постоянной эксплуатации в тропических районах, должно быть оборудовано летнее кондиционирование в каютах, помещениях технической эксплуатации судна и общественных помещениях.

Примечание. Суда I и II категорий, эксплуатация которых ограничивается северными и умеренными районами, могут иметь только систему зимнего кондиционирования воздуха.

3.1.4.2. Системы кондиционирования воздуха должны обеспечивать в каютах, общественных и медицинских помещениях микроклиматические условия по нормам, указанным в табл.13, а в служебных помещениях, на рабочих местах и в постах управления - в соответствии с нормами, указанными в табл.12 и 14.

3.1.4.3. На судах, работающих в климатических зонах с наружной температурой воздуха +25 °С и выше микроклиматические условия в рабочих зонах производственно-технологических помещений должны соответствовать требованиям, указанным в табл.15.

3.1.4.4. Организация воздухообмена в судовых помещениях должна отвечать требованиям пп.3.1.3.6-3.1.3.8.

Примечание. Разрешается подача воздуха в медицинские помещения от центральной системы кондиционирования. При этом, в воздушных трубопроводах должны быть предусмотрены устройства, предотвращающие поступление воздуха из медицинских помещений в другие помещения при неработающей системе.

3.1.4.5. Взаимное расположение приточных и вытяжных шахт не должно допускать попадание удаляемого воздуха в приточные устройства.

3.1.4.6 На судах, оборудованных системами кондиционирования воздуха, необходимо предусмотреть подачу охлажденного душирующего воздуха, на основные рабочие места: на площадки у постов управления механизмами (при отсутствии ЦПУ), в камбузе и производственно-технологических помещениях с тепловыделениями на рабочих местах, а также в рулевые, радиорубки и штурманские рубки. Температура охлажденного воздуха при направленных струях на человека должна быть не менее 22 °С.

Примечание. В изолированных постах управления судов, где центральная система кондиционирования воздуха не предусмотрена, следует устанавливать автономные кондиционеры. При этом параметры микроклимата должны поддерживаться согласно требованиям табл.14.

3.1.4.7. Организация воздухообмена технологических помещений должна отвечать требованиям пп.3.1.3.27-3.1.3.29, 3.1.3.34.

Подача воздуха системой кондиционирования воздуха должна производиться:

А) в верхнюю зону помещений с совместным выделением тепла и влаги, а также помещений при устройстве в них местных отсосов (рыборазделочный цех, укладочный, расфасовочный, банкомоечные участки консервного цеха, цех разведения щелочи для мытья бочек);

Б) в рабочую зону помещения (при высоте помещения 4 м и более), где наблюдаются значительные явные тепловыделения;

В) в рабочую зону при воздушном душировании отдельных рабочих мест или на обдув определенного рабочего пространства при сосредоточенных источниках явного тепла и наличии постов наблюдения (участки бланширователя, закаточных машин, стерилизации консервного цеха, витаминный цех и т.п.);

Г) в рабочую зону помещения с равномерным распределением тепло- и влаговыделений - сосредоточенными струями, настилающимися на подволок.

3.1.4.8. Для рециркуляции в системах летнего и зимнего кондиционирования может быть использовано не более 30% от потребного количества воздуха. При применении рециркуляции количество подаваемого наружного воздуха должно определяться из расчета норм, приведенных в табл.16.

Во всех случаях системы кондиционирования, работающие по схеме с рециркуляцией воздуха, должны обеспечивать в обслуживаемых помещениях концентрацию углекислоты (СО), не превышающую предельно допустимую концентрацию.

3.1.4.9. В системах кондиционирования воздуха необходимо предусматривать очистку приточного наружного, а также рециркуляционного воздуха от газовых примесей и пыли.

3.1.4.10. Системы кондиционирования воздуха должны быть оборудованы приборами автоматического регулирования температуры и влажности воздуха для поддержания заданных параметров микроклимата.

Заданные параметры микроклимата должны поддерживаться в судовых помещениях независимо от различных условий облучения корпуса судна солнечной радиацией, близости расположения помещений с избыточными тепловыделениями или источниками охлаждения.

Предел колебания температуры при автоматическом регулировании должны быть не более ±1 °С, относительной влажности воздуха не более ±10%.

3.1.4.11. В каютах и общественных помещениях судов конструкции воздухораспределительных устройств должны обеспечивать:

Индивидуальное регулирование температуры воздуха помещения (на ±5°) за счет изменения температуры подаваемого воздуха или путем изменения его количества, но не ниже величины, требуемой санитарными нормами (табл.16);

Регулирование скорости воздушного потока в местах преимущественного обитания людей в пределах до 0,5 м/с.

3.1.4.12. В столовых, кают-компаниях, красном уголке, кинозале подачу кондиционированного воздуха рекомендуется производить через перфорированные панели.

Скачать полную версию

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР

Директор Ю.М.Стенько

Руководитель темы Ю.М.Стенько

Исполнители:

Ю.М.Стенько, Ф.В.Романов, Л.М.Путко, А.И.Горшков, Д.И.Лазаренко, А.А.Воробьев, С.А.Виноградов, Г.Г.Гуревич, Я.Г.Двоскин, И.Н.Данциг, И.И.Вареников, Д.А.Михельсон, О.А.Шовкопляс, Ю.И.Резина, Л.М.Мацевич, В.Г.Евграфов, И.Я.Чайкин, Ю.П.Константинов, X.Г.Якубов, В.Н.Винникова, Г.И.Куренков, Г.В.Каляда, А.М.Войтенко

УТВЕРЖДЕНЫ с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР П.Н.Бургасовым 25.12.82, N 2641-82, 13.11.84, N 122-6/452-1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение и применение Правил

1.1.1. Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.

1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:

военных кораблей и судов;

промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;

спортивных судов и шлюпок;

судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.

На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.

При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 мес после их опубликования.

С введением в действие настоящих Правил отменяются Санитарные правила для морских судов СССР N 484-64.

1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с их требованиями относительно системы водоснабжения, сточной системы, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также уровней шума и вибрации в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении предусмотренных в этих проектах требований Санитарных правил для морских судов СССР N 484-64 в объеме, согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

________________

* Требования настоящих Правил распространяются на строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3 мес с момента вступления в силу настоящих Правил.

1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил

1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, занимающиеся проектированием, строительством и ремонтом судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.

1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в согласованном объеме проектную документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов, связанный с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты судов зарубежной постройки;

в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты судов I и II категорий отечественной постройки;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.

1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов - 6 лет*. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

________________

* Для судов, строящихся за границей, - на срок действия контракта.

1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы должны быть включены в установленном порядке в состав комиссий по приемке головных, серийных и единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.

1.2.6. Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В свою очередь, проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.

1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки или переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:

судовое санитарное свидетельство на право плавания;

судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для морских судов СССР;

свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

санитарный паспорт судна;

данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);

медицинский справочник капитана.

1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п.1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна; за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.3.1. Все морские суда применительно к настоящим Правилам подразделяются на категории:

1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категории должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.

1.4. Определения и пояснения

1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.

1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.

1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

1.4.6. "Вместимость" - валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.

1.4.7. "Должно" - означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.

1.4.9. "Допускается" - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.

1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических зонах.

1.4.11. Пассажирским считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.

ЧАСТЬ I

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ

2. Судовые помещения

2.1. Общие положения

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения делятся на следующие группы:

жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);

общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (кают-компании, столовые команды, рестораны, буфеты, пассажирские салоны и салоны отдыха, клубы, помещения для занятий спортом, любительские мастерские и т.п.);

санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для соблюдения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальни, душевые, уборные, прачечные, гладильни, сушильни, парикмахерские и т.п.);

бытового обслуживания - помещения, предназначенные для бытового обслуживания, и хозяйственные кладовые (киоски, мастерские для ремонта одежды и обуви, хозяйственные кладовые);

медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный, гинекологический, физиотерапевтический кабинеты и т.д.);

пищеблок - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т.п.);

продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;

служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмамами (ходовой мостик - радиорубка, багермейстерская рубка и т.п.);

административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для выполнения канцелярских работ (судовая канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т.п.);

энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу и обслуживание различных судовых систем и устройств, а также судовые мастерские;

центральный пост управления - звукоизолированное служебное помещение, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;

грузовые - помещения, предназначенные для перевозки грузов.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями для пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.

На судах, перевозящих 12 пассажиров и менее, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать. В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.

2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений, предназначенных для экипажа, должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.

2.1.4. Жилые помещения должны иметь тепло- и звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

2.1.5. Использование на судах всех видов синтетических полимерных материалов в жилых, общественных, служебных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения, пищеблока, продовольственных кладовых и грузовых трюмах для перевозки пищевых грузов допускается только при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

При этом должны быть указаны пределы насыщенности помещений этими материалами (в м /м или кг/м), а также допустимые при эксплуатации температура воздуха и минимальный воздухообмен.

Применение импортных синтетических полимерных материалов допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР либо заключения органов здравоохранения страны - изготовителя данного материала или других организаций, которым поручена выдача заключения правительством этой страны. Заключение о нетоксичности должно быть представлено в виде медицинского сертификата по форме, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР.

2.1.6. Оформление жилых, общественных и служебных помещений должно быть выполнено с учетом благоприятного воздействия на зрение и психику человека (рекомендуются теплые тона). Отделка всех судовых помещений и расположение оборудования должны обеспечивать проведение легкой очистки от пыли и грязи, мойку, дезинфекцию и обработку антистатическими препаратами, а также препятствовать появлению насекомых и грызунов.

Материалы, используемые для обивки мебели (диваны, кресла, стулья), должны быть воздухопроницаемые.

2.1.7. Для защиты обитаемых помещений от мух, комаров, москитов и других летающих насекомых на всех отверстиях приточной, вытяжной естественной и искусственной вентиляции, систем кондиционирования воздуха, на открывающихся окнах и иллюминаторах, на всех наружных дверях должны быть предусмотрены устройства для установки сеток. Сетки должны быть предусмотрены в составе инвентарного снабжения судна.

2.1.8. Каюта врача (фельдшера) должна располагаться рядом с помещениями медицинского назначения.

2.1.9. В жилых и общественных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения на иллюминаторах и окнах предусматриваются шторы.

2.2. Жилые помещения для экипажа

2.2.1. Для размещения экипажа на всех судах должны предусматриваться каюты с индивидуальными спальными местами (койками).

На судах III и IV категорий, работа на которых организована по бригадному методу, а экипаж проживает на берегу, для временного пребывания вахты, а при необходимости - и подвахты должны быть соответственно оборудованные и меблированные дежурные помещения для укрытия от непогоды, для отдыха, обогрева, хранения и приготовления пищи (количество диванов должно соответствовать числу членов подвахты). Должны быть также предусмотрены необходимые санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения.

2.2.2. На судах вместимостью 3000 и более для всего экипажа должны предусматриваться одноместные каюты, однако для части членов судовой команды допускаются двухместные каюты.

На судах вместимостью менее 3000, а также на всех пассажирских судах для комсостава предусматриваются одноместные каюты, для членов судовой команды допускаются двухместные каюты.

На судах всех категорий для практикантов, временного состава (ремонтные бригады, спасательные партии, экспедиционный состав), части обслуживающего персонала пассажирских судов допускается оборудовать трех- и четырехместные каюты.

2.2.3. На судах вместимостью 3000 и более каюты старшего комсостава должны состоять не менее чем из двух помещений: спальни и смежного с ней рабочего кабинета или салона (блок-каюта).

На судах вместимостью менее 3000 каюты из двух помещений должны предусматриваться для капитана и главного (старшего) механика.

Высота жилых помещений в свету должна быть не менее 2000 мм. Требование по высоте относится ко всем помещениям (за исключением энергетических отделений), в которых предусматриваются пребывание и свободное передвижение людей.

Нормы площади кают должны быть не менее, чем предусмотрено в табл.1.

Таблица 1

Наименование помещений

Норма площади, м

Одноместные каюты комсостава:

на судах 3000 и более

Одноместные каюты команды:

на судах 1000 и более, но менее 3000

на судах 10000 и более

Двухместные каюты команды:

на судах 1000 и более, но менее 3000

на судах 3000 и более, но менее 10000

на судах 10000 и более

Трехместные каюты

Четырехместные каюты

________________

* При наличии салона или кабинета спальное помещение должно быть не менее 4 м сверх указанной площади.

Примечания. 1. На судах менее 1000 допускается уменьшение площади одноместной каюты для комсостава до 6,5 м, для команды - до 4,5 м, двухместной каюты - до 6 м.

2. На пассажирских судах допускается уменьшение площади одноместной каюты команды до 4,5 м, двухместной - до 6 м.

3. Площадь, занимаемая койками, шкафами, столами и стульями, включается в расчет общей площади; не учитываются площади санузлов при каютах и небольшие или неправильной формы пространства, которые нельзя использовать для свободного передвижения или размещения дополнительной мебели.

2.2.4. Каюты команды должны иметь следующее минимальное оборудование и инвентарь:

по числу проживающих в них людей: койка, прикроватный коврик, шкаф, 2 крючка для одежды, стул, держатель для стаканов. Шкаф должен быть с двумя отделениями (двустворчатый), размеры каждого отделения составляют: ширина 400 мм, глубина - 600 мм. Общая высота шкафа - по высоте помещения. В шкафу должны быть полки для белья, головных уборов и ящик для обуви.

В трех- и четырехместных каютах, а также в каютах на судах III и IV категорий на каждого проживающего допускается установка одностворчатого шкафа с тремя отделениями (для головных уборов, одежды и обуви);

общие на каюту: письменный стол (или секретер), полка для книг, пепельница (при необходимости), корзина для бумаг, электровентилятор, держатель для графина; в каютах без индивидуальных санитарных узлов (модулей), кроме того, умывальник с подачей холодной и горячей питьевой воды, зеркало, полка (шкафчик настенный) для туалетных принадлежностей, крючки для полотенец, штепсельная розетка для электробритвы.

Каюты, имеющие большие размеры, чем указано в табл.1, и каюты командного состава дополнительно меблируются в соответствии с их размерами и назначением.

2.2.5. Койки изготавливаются из твердого гладкого материала, их конструкция должна позволять легкую очистку и дезинфекцию. У изголовья и у ног должны быть предусмотрены ограждения, предохраняющие от падения во время качки и позволяющие свободно садиться и ложиться на койку. Койки второго яруса должны иметь пыленепроницаемую зашивку. Внутренние размеры коек должны быть не менее 1980х800 мм. Койки не должны располагаться под иллюминаторами и выходными отверстиями вентиляционных труб. Ширина прохода между продольной стороной койки и переборкой (или предметами мебели) должна быть не менее 0,7 м, а между параллельно стоящими койками в двух-, трех- и четырехместных каютах - не менее 0,9 м.

При расположении койки вдоль борта судна или наружной переборки ее необходимо отделить от внешней (холодной) поверхности эффективной изоляцией с тем, чтобы разность между температурой поверхности зашивки изоляции и температурой воздуха в каюте была не более 2 °С.

2.2.6. В каютах для комсостава на судах вместимостью 3000 и более должны быть предусмотрены диваны для лежания. Для членов судовой команды это рекомендуется. На других судах рекомендуется установка диванов для лежания. Если по техническим условиям это невозможно, должны быть предусмотрены диваны для сидения. Диваны, как правило, располагают перпендикулярно койкам. Минимальные размеры диванов для лежания 1900х700 мм, для сидения размеры не регламентируются.

Скачать полную версию

1. Общие положения
1.1. Назначение и применение Правил
1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил
1.3. Категории судов
1.4. Определения и пояснения
Часть I. Требования к проектированию, строительству, переоборудованию и ремонту судов
2. Судовые помещения
2.1. Общие положения
2.2. Жилые помещения для экипажа
2.3. Общественные помещения для экипажа
2.4. Жилые помещения для пассажиров
2.5. Общественные помещения для пассажиров
2.6. Площадки отдыха на открытых палубах
2.7. Бассейны для плавания
2.8. Санитарно-бытовые помещения
2.8.1. Прачечные, сушильные, гладильные
2.8.2. Кладовые белья
2.8.3. Помещения для спецодежды
2.8.4. Сушильные помещения для спецодежды
2.8.5. Парикмахерские
2.9. Санитарно-гигиенические помещения
2.9.1. Общие требования
2.9.2. Санитарно-гигиенические помещения экипажа
2.9.3. Санитарно-гигиенические помещения пассажиров
2.10. Помещения медицинского назначения
а) на судах I категории
б) на судах II категории
2.11. Помещения пищевого блока и продовольственные кладовые
2.11.1. Общие требования
2.11.2. Камбуз
2.11.3. Хлебопекарни
2.11.4. Буфетные (раздаточные)
2.11.5. Сервировочные (раздаточные) на пассажирских судах
2.11.6. Посудомоечные
2.11.7. Кафе, бары, буфеты
2.11.8. Провизионные кладовые
2.12. Служебные помещения
2.13. Помещения энергетических отделений, центральные посты управления
2.14. Грузовые помещения
2.15. Защита судовых помещений от грызунов
3. Судовые системы
3.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
3.1.1. Микроклиматические условия в судовых помещениях
3.1.2. Система отопления
3.1.3. Система вентиляции
3.1.4. Система кондиционирования воздуха
3.2. Системы водоснабжения
3.3. Сточные системы
3.4. Устройства для сбора, обработки и удаления мусора
3.5. Система нефтесодержащих вод
3.6. Освещение
3.6.1. Естественное освещение
3.6.2. Искусственное освещение
4. Защита от вредного воздействия физических факторов судовой среды
4.1. Защита от действия шума и вибрации
4.2. Защита от инфракрасного излучения
4.3. Защита от электромагнитных полей
4.4. Защита от ионизирующих излучений и статического электричества
Часть II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов
5. Санитарные требования по содержанию судовых помещений, приготовлению пищи и личной гигиене
5.1. Содержание помещений
5.2. Порядок пользования санитарно-гигиеническими помещениями
5.3. Порядок пользования каютами матери и ребенка и детскими каютами
5.4. Постельные принадлежности для экипажа и пассажиров
5.5. Содержание судового бассейна для купания
5.6. Содержание помещений пищеблока; хранение и обработка пищевых продуктов
5.6.1. Общие требования
5.6.2. Хранение пищевых продуктов, кулинарная обработка и реализация приготовленной пищи
5.6.3. Режим мытья посуды
5.6.4. Ответственность за санитарное состояние судового пищеблока. Личная гигиена работников пищеблока
5.7. Перевозка грузов
6. Требования к эксплуатации судовых систем
6.1. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха
6.2. Эксплуатация систем водоснабжения
6.3. Условия удаления сточных, нефтесодержащих вод и мусора
6.3.1. Сточные воды
7. Требования по предупреждению вредного воздействия физических и химических факторов судовой среды
7.1. Мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума и вибрации на экипаж и пассажиров
7.2. Защита от инфракрасного излучения, электромагнитных полей радиочастот, ионизирующего излучения и статического электричества
7.3. Предупреждение загрязнения атмосферного воздуха
7.4. Защита от токсичных газов
7.5. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация
7.6. Зачистные работы на нефтеналивных судах
8. Медицинское обслуживание и санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов
8.1. Общие положения
8.2. Медицинские осмотры
8.3. Медицинское обеспечение водолазных работ
8.4. Порядок проведения санитарных осмотров
Приложение 1. Гигиенические требования к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правила их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота
Приложение 2. Санитарные нормы параметров воздушной среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой кондиционирования воздуха
Приложение 3. Нормы искусственного освещения на судах морского флота
Приложение 4. Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах
Приложение 5. Санитарные нормы шума на морских судах
Приложение 6. Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждении в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов
Приложение 7. Перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания
Приложение 8. Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах
Приложение 9. Методические указания о гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР
СП 2641-82

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР.

Директор Ю.М. Стенько

Руководитель темы Ю. М. Стенько
Исполнители: Ю.М. Стенько, Ф.В. Романов, Л.М. Путко, А.И. Горшков, Д.И. Лазаренко, А.А. Воробьев, С.А. Виноградов, Г.Г. Гуревич, Я.Г. Двоскин, И.Н. Данциг, И.И. Вареников, Д.А. Михельсон, О.А. Шовкопляс, Ю.И. Резина, Л.М. Мацевич, В.Г. Евграфов, И.Я. Чайкин, Ю.П. Константинов, X.Г. Якубов, В.Н. Винникова, Г.И. Куренков, Г.В. Каляда, А.М. Войтенко
УТВЕРЖДЕНЫ с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР П.Н. Бургасовым 25.12.82, № 2641-82, 13.11.84, № 122-6/452-1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение и применение Правил

1.1.1. Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.

1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:

военных кораблей и судов;

промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;

спортивных судов и шлюпок;

судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.

На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.

При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 мес. после их опубликования.

С введением в действие настоящих Правил отменяются Санитарные правила для морских судов СССР № 484-64.

1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с их требованиями относительно системы водоснабжения, сточной системы, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также уровней шума и вибрации в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении предусмотренных в этих проектах требований Санитарных правил для морских судов СССР № 484-64 в объеме, согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

_______________________

* Требования настоящих Правил распространяются на строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3 мес. с момента вступления в силу настоящих Правил.
1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил

1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, занимающиеся проектированием, строительством и ремонтом судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.

1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в согласованном объеме проектную документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов, связанный с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты судов зарубежной постройки:

в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты судов I и II категорий отечественной постройки;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.

1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов - 6 лет.* По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

_______________________

* Для судов, строящихся за границей, - на срок действия контракта.
1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы должны быть включены в установленном порядке в состав комиссии по приемке головных, серийных и единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.

1.2.6. Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В свою очередь, проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.

1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки или переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:

судовое санитарное свидетельство на право плавания;

судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для морских судов СССР;

свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

санитарный паспорт судна;

данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);

медицинский справочник капитана.

1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п. 1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна; за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.3.1. Все морские суда применительно к настоящим Правилам подразделяются на категории:

1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категории должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.
1.4. Определения и пояснения

1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.

1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.

1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

1.4.6. «Вместимость» - валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.

1.4.7. «Должно» - означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.

1.4.9. «Допускается» - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.

1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических зонах.

1.4.11. Пассажирским считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.
ЧАСТЬ I

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ
2. Судовые помещения
2.1. Общие положения

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения делятся на следующие группы:

жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);

общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (кают-компании, столовые команды, рестораны. буфеты, пассажирские салоны и салоны отдыха, клубы, помещения для занятий спортом, любительские мастерские и т. п.);

санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для соблюдения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальни, душевые, уборные, прачечные, гладильни, сушильни, парикмахерские и т. п.);

бытового обслуживания - помещения, предназначенные для бытового обслуживания, и хозяйственные кладовые (киоски, мастерские для ремонта одежды и обуви, хозяйственные кладовые);

медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный, гинекологический, физиотерапевтический кабинеты и т. д.);

пищеблок - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т. п.);

продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;

служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмами (ходовой мостик -радиорубка, багермейстерская рубка и т. п.);

административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для выполнения канцелярских работ (судовая канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т. п.);

энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу и обслуживание различных судовых систем и устройств, а также судовые мастерские;

центральный пост управления - звукоизолированное служебное помещение, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;

грузовые - помещения, предназначенные для перевозки грузов.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями для пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.

На судах, перевозящих 12 пассажиров и менее, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать. В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.

2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений, предназначенных для экипажа, должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.

2.1.4. Жилые помещения должны иметь тепло- и звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

2.1.5. Использование на судах всех видов синтетических полимерных материалов в жилых, общественных, служебных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения, пищеблока, продовольственных кладовых и грузовых трюмах для перевозки пищевых грузов допускается только при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

При этом должны быть указаны пределы насыщенности помещений этими материалами (в м 2 /м 3 или кг/м 3). а также допустимые при эксплуатации температура воздуха и минимальный воздухообмен.

Применение импортных синтетических полимерных материалов допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР либо заключения органов здравоохранения страны-изготовителя данного материала или других организаций, которым поручена выдача заключения правительством этой страны. Заключение о нетоксичности должно быть представлено в виде медицинского сертификата по форме, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР.

2.1.6. Оформление жилых, общественных и служебных помещений должно быть выполнено с учетом благоприятного воздействия на зрение и психику человека (рекомендуются теплые тона). Отделка всех судовых помещений и расположение оборудования должны обеспечивать проведение легкой очистки от пыли и грязи, мойку, дезинфекцию и обработку антистатическими препаратами, а также препятствовать появлению насекомых и грызунов.

Материалы, используемые для обивки мебели (диваны, кресла, стулья), должны быть воздухопроницаемые.

2.1.7. Для защиты обитаемых помещений от мух, комаров, москитов и других летающих насекомых на всех отверстиях приточной, вытяжной естественной и искусственной вентиляции, систем кондиционирования воздуха, на открывающихся окнах и иллюминаторах, на всех наружных дверях должны быть предусмотрены устройства для установки сеток. Сетки должны быть предусмотрены в составе инвентарного снабжения судна.

2.1.8. Каюта врача (фельдшера) должна располагаться рядом с помещениями медицинского назначения.

2.1.9. В жилых и общественных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения на иллюминаторах и окнах предусматриваются шторы.