Выполняет контроль за соблюдением. Положение о комиссии по контролю за соблюдением требований биологической безопасности в учреждении (организации)

73. Целью контроля за соблюдением требований по охране труда является

создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмот¬ров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требова¬ний охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупрежде¬нию.

74. Основными задачами контроля являются:

74.1. выявление и предупреждение нарушений государственных норматив¬ных требований охраны труда (далее - требования охраны труда);

74.2. оценка состояния условий труда работников, безопасности производ¬ственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

74.3. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение до каждого работника информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными видами контроля являются:

75.1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуще¬ствляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

75.2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации и настоящим Положением о СУОТ;

75.3. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организа¬ций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (упол¬номоченных лиц по охране труда работников);

75.4. производственный контроль за соблюдением требований промышлен¬ной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований про¬мышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержден¬ными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Рес¬публики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществле¬ния профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр пра¬вовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377).

76. Полномочия и ответственность руководителей и специалистов организа¬

ции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране

труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации.

77. Руководители и специалисты организации (каждый в пределах своей

компетенции) осуществляют контроль за:

77.1. соблюдением в организации актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда;

77.2. выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локаль¬ными нормативными правовыми актами;

77.3. соответствием законодательству о труде и охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов;

77.4. выполнением:

77.4.1. решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, госу¬дарственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представ¬лений правовой и технической инспекций труда профсоюза работников агро¬промышленного комплекса;

77.4.2. мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотрен¬ных программами, планами, коллективными договорами, соглашениями, пла¬нами мероприятий по охране труда;

77.5. соответствием правилам и нормам охраны труда средств производ¬ства и технологических процессов;

77.6. своевременным проведением осмотров, испытаний, технических ос¬видетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной за¬щиты;

77.7. эффективностью работы вентиляционных систем;

77.8. организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с тре¬бованиями охраны труда;

77.9. своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны тру¬да, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;

77.10. обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смы¬вающими и обезвреживающими средствами;

77.11. обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями;

77.12. наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда;

77.13. проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

77.14. прохождением работниками обязательных и периодических медицин¬ских осмотров;

77.15. своевременным и правильным предоставлением работникам компен¬саций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического пита¬ния, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращен¬ной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций);

77.16. соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних работников;

77.17. соблюдением установленного порядка расследования и учета несча¬стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

77.18. проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых кол¬лективах.

78. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее - периодический контроль) является одним из видов контроля, ко¬торый предусматривает участие всех работников организации в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и забо¬леваний на производстве.

Периодический контроль осуществляется руководителями структурных под¬разделений (отраслей, производственных участков, животноводческих ферм, цехов, ремонтных мастерских, гаражей, складов и т.д.) с участием обществен¬ных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза с согласия руководителя органи¬зации для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании работников организации открытым голосованием большинством голосов на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников могут быть досрочно отозва¬ны по решению избравшего их собрания. Уполномоченными по охране труда работников не избираются лица, которые в соответствии с должностными обя-

занностями несут ответственность за состояние охраны труда в организации (структурном подразделении).

Периодический контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от ви¬дов деятельности и структуры организации проводится:

ежедневно - на участке цеха, ферме, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -участок);

ежемесячно - в цехе, гараже, мастерской, на производственном участке и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее - цех);

ежеквартально - в организации в целом.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руково¬дителем структурного подразделения (мастером, бригадиром, начальником сме¬ны, участка, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка) с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (упол¬номоченного лица по охране труда работников) в начале рабочего дня (смены).

Ежедневно проверяются:

состояние территории, проходов, переходов, проездов;

состояние и правильность организации рабочих мест;

расположение и наличие рабочего инструмента, приспособлений, загото¬вок;

безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, гру¬зоподъемных и транспортных средств;

исправность приточной и вытяжной вентиляционных систем, местных отсо¬сов пыли и газоулавливающих установок;

наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

наличие и правильное использование работающими средств индивидуаль¬ной защиты, спецобуви и спецодежды;

выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыду¬щими проверками;

соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе:

в электроустановках;

с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

транспортных и при складировании готовой продукции;

организация предрейсового и после возвращения на место стоянки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспортных средств.

В процессе проверки руководителем участка принимаются меры по устра¬нению выявленных нарушений.

О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены работниками участка, его руководитель сообщает вышестоящему руководителю для приня¬тия соответствующих мер.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые создают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, долж¬ностными лицами, проводившими ежедневный контроль, приостанавливается

производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа письменно сообщается руководителю организации для принятия решения об устранении этой опасности или продолжения работы.

Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выяв¬ленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контро¬ля за состоянием охраны труда согласно приложению 7.

Перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков и наруше¬ний подписывают руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников), принимаю¬щие участие в проверке.

Руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране тру¬да (уполномоченное лицо по охране труда работников) по материалам проведе¬ния ежедневного контроля обязаны информировать работников о его результа¬тах.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха или главным специа¬листом отрасли с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха, структурных подразделений отрасли и представителей службы охраны труда (специалиста по охране труда).

В ходе ежемесячного контроля проверяются:

организация и результаты ежедневного контроля;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям государственных органов надзора и контроля, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда;

выполнение приказов (распоряжений) руководителя организации, результа¬тов рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по ох¬ране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессио¬нальных заболеваний;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспорт¬ных средств и технологических процессов требованиям охраны труда;

соблюдение работниками правил, норм и инструкций по охране труда, транс¬портной, промышленной и пожарной безопасности;

выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов зданий и со¬оружений, производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

состояние рабочих мест, проходов, проездов, переходов и прилегающей тер¬ритории и культуры производства;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

своевременность и качество проведения инструктажа работников по охране труда;

наличие средств индивидуальной защиты и правильность их использования работниками;

предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работ¬ников смывающими и обезвреживающими средствами;

наличие и состояние кабинетов и уголков по охране труда, учебных пособий и средств наглядной агитации;

подготовительная работа к проведению смотра-конкурса по условиям и ох¬ране труда.

Выявленные нарушения требований охраны труда в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоя¬нием охраны труда согласно приложению 8, в котором указываются мероприя¬тия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые явно со¬здают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, должностными лицами, проводившими ежемесячный контроль, приостанавли¬вается производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа пись¬менно сообщается руководителю организации для принятия решения об устра¬нении этой опасности или продолжении работы.

Контроль за выполнением указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, главный специалист отрасли, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, общественный инспектор по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников).

Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются в цехе (по от¬расли) на совещании, собрании с участием руководителей структурных подраз¬делений, представителей профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда ра¬ботников).

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, отрасли, обществен¬ного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работ¬ников).

В ходе ежеквартального контроля проверяются:

организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;

выполнение приказов, распоряжений, указаний и решений вышестоящих организаций, предписаний и указаний государственных органов надзора и кон¬троля;

выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективны¬ми договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами;

выполнение мероприятий по результатам расследований несчастных случа¬ев на производстве и профессиональных заболеваний;

наличие и правильность заполнения паспорта санитарно-технического со¬стояния условий и охраны труда организации;

своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;

соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспор¬тного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;

эффективность работы вентиляционных систем и установок;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производствен¬ного оборудования;

обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и органи¬зация ухода за ними;

наличие и состояние средств коллективной защиты;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

своевременность проведения медицинских осмотров работников;

результаты проведения предрейсового и после возвращения на место стоян¬ки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспор¬тных средств;

организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

состояние кабинетов и уголков по охране труда;

своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопро¬сам охраны труда;

готовность специалистов и рабочих цеха к ведению работ в чрезвычайных ситуациях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

готовность объектов к участию в смотре-конкурсе по условиям труда и ох¬ране труда.

По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху и каждой отрас¬ли оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки, меры по их устранению и ответственные исполнители.

Результаты ежеквартального контроля рассматриваются на проводимом в орга¬низации дне охраны труда, который устанавливается распоряжением руководителя организации и совмещается с проведением производственного совещания с учас¬тием руководителей структурных подразделений, отраслевых специалистов, служ¬бы охраны труда, профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).

79. На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в орга¬низации в целом и в структурных подразделениях организации, заслушиваются их руководители, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требова¬ний охраны труда, обстоятельства и причины несчастных случаев в отрасли, изучается передовой опыт работы по охране труда.

80. Перед началом сезонных работ (ремонт техники, весенне-полевые рабо¬ты, заготовка кормов, уборочные работы, постановка техники на хранение) в обязательном порядке проводится день охраны труда.

81. Итоги проведения дня охраны труда оформляются протоколом согласно приложению 9, в котором освещается состояние охраны труда в организации, в структурных подразделениях и отражаются рекомендательные предложения по улучшению условий труда работающих.

82. Применение к нарушителям требований охраны труда дисциплинарных мер наказания или поощрение лучших работников оформляется приказом руко¬водителя организации.

83. Контроль за выполнением законодательства о труде и охране труда осу¬ществляется службами охраны труда:

83.1. в облсельхозпродах - службой охраны труда, транспортной и пожар¬ной безопасности облсельхозпрода (отдел, сектор, другое структурное подраз¬деление);

83.2. в райсельхозпродах, организациях - службой охраны труда райсель-хозпрода, организаций.

осуществляемая при со­четании гласных и негласных методов, представляет собой сово­купность организационных и практических мероприятий, направ­ленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы.

В процессе реализации этих мероприятий предупрежда­ются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступле­ния; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступле­ний и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится ро­зыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопас­ности лиц, совершивших преступления, и т.д.

Организационные и практические мероприятия по осуществ­лению контроля за соблюдением установленных правил паспорт­но-регистрационной системы органы внутренних дел реализуют в тесном взаимодействии с местными подразделениями Федераль­ной миграционной службы, органами безопасности, прокуратуры,

учреждениями государственной статистики, военными комисса­риатами, жилищно-эксплуатационными организациями и общест­венностью, а в пограничных зонах - также с подразделениями и частями органов пограничной службы.

Так, например, систематический обмен соответствующей ин­формацией между подразделениями паспортно-визовой службы органов внутренних дел и подразделениями Федеральной мигра­ционной службы существенно повышает эффективность контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, позволяет разрабатывать текущие и долговременные про­гнозы внутренней и внешней миграции, обеспечивать своевре­менную защиту прав и социальных гарантий мигрантов, органи­зовывать надлежащий учет и регистрацию беженцев и вынужден­ных переселенцев, разрабатывать необходимые мероприятия по предупреждению случаев неконтролируемой миграции, прини­мать соответствующие меры по депортации (высылке) лиц, неза­конно прибывших в Российскую Федерацию, и т.д.

Такое взаимодействие, осуществляемое в самых разнообраз­ных формах (например, совместного планирования и участия в реализации практических мероприятий, обмена опытом), несо­мненно, позволяет не только успешно решать многие узкоспеци­фические задачи Федеральной миграционной службы, других правоохранительных и иных государственных органов, но и в целом способствует укреплению правопорядка и, следовательно, паспортно-регистрационного режима в стране.

Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением пас-портно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обес­печивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению при­чин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми ин­спекторами милиции функциональных обязанностей по рассмат­риваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответствен­ными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди насе­ления.

В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регист-рационных правил важная роль принадлежит участковым инспек-

торам милиции, которые несут полную ответственность за состоя­ние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых уча­стках. В своей работе они опираются на помощь внештатных со­трудников милиции, добровольных народных дружин, общест­венных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.

Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил осуществля­ются всеми подразделениями органов внутренних дел в процессе повседневной работы и при проведении целевых мероприятий. Мероприятия по обеспечению паспортно-регистрационного ре­жима включаются в общий план работы органа. В зависимости от конкретно сложившейся обстановки они должны предусматривать". проверку жилых помещений, где могут проживать граждане без паспортов, по недействительным паспортам, без регистрации, а также лиц, которым отказано в регистрации или срок их регист­рации истек; проверку соблюдения должностными лицами пред­приятий, учреждений и организаций, ответственными за регист­рацию, а также юридическими лицами правил паспортно-регистрационной системы; изучение характера причин и условий, способствующих нарушениям этих правил, и разработку практи­ческих мер по их устранению; проведение контрольных проверок работы участковых инспекторов милиции по обеспечению выпол­нения паспортно-регистрационных правил на обслуживаемых участках; проведение разъяснительной работы среди населения;

подготовку информации в вышестоящие органы внутренних дел и иные компетентные органы о недостатках, выявленных в ходе проведения мероприятий по обеспечению паспортно-регист­рационного режима, и предложений по их устранению.

Контроль за соблюдением паспортно-регистрационных пра­вил, осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако сле­дует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и т.п. Своевременное выявле­ние таких лиц позволяет принять в отношении их необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения ими более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением паспортно-регистрационного режима

одновременно имеет большое значение и в профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числе преступлений.

Основным методом осуществления данного контроля являются проверки, которые проводятся в соответствии с планами работы соответствующих органов внутренних дел. В ходе проведения та­ких проверок обращается внимание на места возможного нахож­дения нарушителей паспортно-регистрационного режима в жилом секторе; выявляются и берутся на учет владельцы домов и квар­тир, систематически сдающие жилую площадь лицам сомнитель­ного поведения; проводятся обходы нежилых помещений (подвалов, котельных, чердаков, сараев и т.п.), которые могут использоваться для проживания нарушителями паспортно-регистрационных правил.

Подобные проверки в жилом секторе с согласия граждан разрешается производить в период с б до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных о на­рушении паспортно-регистрационных правил.

Осуществляя контроль за работой должностных лиц, ответст­венных за регистрацию^ сотрудники органов внутренних дел про­веряют своевременность и правильность регистрации и снятия с регистрационного учета в домоуправлениях, общежитиях, гости­ницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах. Эти проверки не­обходимо проводить особенно тщательно, поскольку скрываю­щиеся преступники и злостные неплательщики алиментов неред­ко стремятся к проживанию именно в тех местах, где паспортно-регистрационный режим не соблюдается надлежащим образом.

В процессе административного надзора за соблюдением тре­бований паспортно-регистрационной системы применяются от­раслевой, территориальный виды контроля. Отраслевой контроль осуществляется путем последовательной проверки паспортно-

1 В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде­рации от 17 июля 1995 г. № 713 к таковым относятся должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муници­пального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных коо­перативов, гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветера­нов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного веде­ния либо на праве оперативного управления.

регистрационного режима на предприятиях, в учреждениях и ор­ганизациях, которые относятся к какой-либо отрасли народного хозяйства и входят в систему конкретного министерства, ведомст­ва. При территориальном контроле надзор за соблюдением пас­портно-регистрационных правил осуществляется в жилом секторе населенного пункта, района, микрорайона. Выборочный контроль предполагает проверку заявлений и сообщений граждан, а также адресов, по которым могут проживать лица, получившие отказ в регистрации либо срок регистрации у которых истек.

Дифференцированный контроль позволяет получить полные и достоверные данные о состоянии паспортно-регистрационного режима, путем тщательного анализа этих сведений вскрыть при­чины и условия, способствующие нарушениям паспортно-регистрационных правил, и тем самым повысить эффективность и целенаправленность мероприятий по их устранению. Результаты контроля ложатся в основу информации о выявленных в ходе проверок наиболее характерных нарушениях, а также предложе­ний по их искоренению, которые органы внутренних дел направ­ляют в органы местного самоуправления, подразделения Феде­ральной миграционной службы, в министерства и ведомства.

Существенную роль в борьбе с преступностью играют защит­ные средства паспорта и иных документов, удостоверяющих лич­ность гражданина. Известно, что преступники зачастую выдают себя за другое лицо, подделывают свои паспорта и иные докумен­ты путем вытравливания отдельных записей и штампов и вписа-ния иных данных о себе. Нередко преступники пытаются прожи­вать по похищенным у других граждан документам, переклеивая в них фотокарточки, внося иные данные и т.п. Поэтому знание методов подделки паспортов, иных удостоверяющих личность документов и умение их обнаружить является важной обязанно­стью работников органов внутренних дел и других лиц, ответст­венных за обеспечение паспортно-регистрационной системы.

Так, например, к защитным средствам паспорта относятся те, которые присущи собственно бланку этого документа (цент­рализованный порядок изготовления по единому для всей страны образцу; использование для этого бумаги и иных материалов, вы­работанных по специальной технологии; нумерация страниц и защитная сетка на них; наличие на каждой странице серии и но­мера паспорта и тд.), а также те, которые применяются при его оформлении (например, фиксирование фотокарточки владельца рельефной и гербовой печатями). Наличие у паспорта защитных

средств ограничивает возможность его подделки и позволяет своевременно обнаружить последние.

В органах внутренних дел ведется учет похищенных и утра­ченных паспортов с целью недопущения проживания по ним пре­ступников и иных лиц, скрывающихся от органов следствия и суда.

Лица, виновные в нарушении паспортно-регистрационных правил, в зависимости от тяжести содеянного могут быть привле­чены к административной ответственности.

Материалы о нарушениях требований паспортно-регист-рационной системы, по общему правилу, рассматривают и нала­гают по ним взыскания административные комиссии, состоящие при органах местного самоуправления; в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге такое право предоставлено органам внутренних дел (милиции). Органы внутренних дел рассматрива­ют и разрешают дела о нарушениях правил въезда в пограничную зону или проживания в ней.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое паспортно-регистрационная система и каковы ее основные цели?

2. Какие основные функции по обеспечению паспортно-регистрационной системы выполняют органы внутренних дел?

3. Перечислите и дайте характеристику видов паспортно-регистрационного режима.

4. Что предусматривают мероприятия по осуществлению кон­троля за соблюдением правил паспортно-регистрационной систе­мы?

5. Как осуществляется контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил?

6. Перечислите основные формы взаимодействия органов внутренних дел с органами и подразделениями Федеральной ми­грационной службы России.

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований

стандартов в Российской Федерации осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-

государственными учреждениями, уполномоченными на прове-

дение государственного контроля.

Нормативной базой для проведения проверок является федераль-

ный закон от 08.08.2001 № 134–ФЗ ≪О защите юридических лиц и инди-

видуальных предпринимателей при проведении государственного

контроля и надзора≫, а также постановление Правительства РФ от

16.05.2003 № 28 ≪Об утверждении Положения об организации и осуще-

ствлении государственного контроля и надзора в области стандартиза-

ции, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации≫.

Объектами государственного надзора являются продукция, услуги

населению, работы. Надзор может осуществляться на стадиях разра-

ботки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспорти-

ровки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Основная цель проведения надзора – выявление и пресечение на-

рушений обязательных требований в области стандартизации, подтвер-

ждение качества и безопасности продукции, работ и услуг. Другими

словами, основная цель надзора – это обеспечение безопасности про-

дукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продук-

Контроль и надзор осуществляют государственные инспектора по

надзору за государственными стандартами. Государственные инспекто-

ра имеют право:

– доступа в служебные и производственные помещения;

– получения необходимой для проведения проверки документации;

– использования технических средств и привлечения специали-

стов проверяемого предприятия.

В ходе проведения надзора применяются различные методы – из-

мерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечи-

вающие достоверность и объективность результатов надзора.

Руководители предприятий обязаны обеспечить для проверки:



– свободный доступ в служебные и производственные помещения;

– отбор проб и образцов продукции для контроля;

– документы и сведения, необходимые для проведения надзора.

Результаты проверок оформляются в соответствующем документе –

акте проверки. Содержание данного документа доводится до сведения

руководителя проверенного предприятия. При необходимости материа-

лы проверки могут быть направлены соответствующим органам испол-

нительной власти или общественным организациям. По результатам

проверок органы государственного контроля и надзора вправе:

– выдавать предписания об устранении нарушений в установлен-

ный срок;

– принимать решения о полном или частичном приостановлении

производства продукции, если невозможно устранить нарушения;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответ-

ствии или сертификата о соответствии;

– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной

законодательством РФ.

Плановые мероприятия по контролю и надзору проводятся один

раз в два года. Внеплановые мероприятия могут проводиться чаще –

при получении информации об имеющихся нарушениях.

При выявлении нарушений в ходе проведения надзора в Россий-

ской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполни-

теля или продавца. Ответственность устанавливается Гражданским ко-

дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уго-

ловным кодексом РФ, ФЗ ≪О техническом регулировании≫ и другими

законодательными актами.

Гражданско-правовая ответственность выражается в примене-

нии судом к правонарушителю в интересах потерпевшего таких мер,

как возмещение вреда, убытков; уплата неустойки, пени, штрафов.

Одно из оснований ответственности – это недостаток товара

производственного, конструктивного, рецептурного или иного харак-

тера или недостоверной или недостаточной информации о товаре, рабо-

те или услуге. Ещё одно основание – это вред жизни, здоровью или иму-

ществу потребителя, если вред находится в причинной связи с недостат-

ками товара, работы, услуги.

Право требовать возмещения вреда признается за любым потреби-

телем (не только покупателем). Например, при возгорании телевизора

возмещение вреда может требовать не только покупатель, но и соседи,

Также стоит отметить, что возмещение вреда предусмотрено,

только если он причинен в течение установленного срока службы, срока

годности товара.

Административная ответственность регулирует отношения в

области охраны здоровья и безопасности граждан, окружающей среды,

санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты госу-

дарственной, общественной безопасности. Мера ответственности –

административное наказание, установленное конкретной статьей Кодек-

са РФ об административных правонарушениях. В частности, наложение

штрафов (от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда), конфиска-

ция предметов административного правонарушения.

Уголовная ответственность установлена ст. 238 Уголовного ко-

декса РФ за следующие нарушения:

Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт

товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечаю-

щих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (штраф

до трехсот тысяч рублей либо ограничение свободы до двух лет).

Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или

организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предна-

значенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здо-

ровью либо смерть человека (штраф от ста тысяч до пятисот тысяч ру-

блей либо ограничение свободы до трех лет).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй, повлек-

шие по неосторожности смерть двух или более лиц (лишение свободы

от четырех до десяти лет).

По статистическим сведениям, в соответствии с планом, а также

с учетом обращений юридических лиц, индивидуальных предпринима-

телей, граждан, органов исполнительной власти, в 2006 г. межрегио-

нальными территориальными управлениями проведено 12 335 проверок

в 11 065 субъектах хозяйственной деятельности. В результате контроль-

но-надзорных мероприятий на 69 % предприятий выявлены нарушения

обязательных требований. Анализ выявленных нарушений при проведе-

нии надзора показывает, что в основном несоблюдения обязательных

требований установлены по следующим показателям:

– несоответствие требованиям к безопасности;

– несоответствие маркировки продукции;

– нарушение правил сертификации;

– нарушение требований к документации;

– несоответствие физико-химических показателей;

– несоответствие органолептических показателей2.

Из приведенных данных очевидна большая роль государственного

контроля за соблюдением обязательных требований стандартов с целью

обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг.__

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 03-02-99 4 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ (вместе с... Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)

1. Комиссия по контролю за соблюдением требований биологической безопасности в организации (далее - "Комиссия") является исполнительно - консультативным органом при руководителе учреждения, контролирующим порядок проведения работы с ПБА.

2. Комиссия создается в учреждениях, на базе которых проводятся любые виды работ с ПБА III - IV групп патогенности.

3. Комиссия в составе не менее 3 человек, компетентных в вопросах безопасности работы с ПБА, назначается приказом по учреждению сроком на 5 лет.

Председателем Комиссии назначается заместитель руководителя учреждения по эпидвопросам (науке) или специалист, имеющий соответствующие знания и опыт работы.

4. В своей деятельности Комиссия руководствуется настоящими Санитарными правилами, другими нормативными документами по обеспечению биологической безопасности.

5. Комиссия по административной линии подчиняется руководителю учреждения.

6. В целях обеспечения безопасности работы с ПБА Комиссия решает следующие задачи:

Организация и проведение постоянного контроля за соблюдением регламентированного порядка обеспечения биологической безопасности в учреждении;

Организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию их последствий;

Контроль за подготовленностью сотрудников к работе с инфекционным материалом и организация наблюдения за состоянием их здоровья;

Осуществление контроля за выполнением требований соответствующих нормативных документов, а также распоряжений руководителя учреждения и предложений Комиссии;

Проведение анализа состояния биологической безопасности и разработка комплекса мер по ее совершенствованию;

Подготовка отчетной и другой документации по вопросам биологической безопасности.

7. В соответствии с возложенными на нее задачами Комиссия проводит следующий комплекс мероприятий:

Осуществляет плановый, не реже 2-х раз в год, и периодический внеплановый контроль за выполнением регламентированного порядка обеспечения биологической безопасности;

В случае "аварии" при работе с ПБА разрабатывает и представляет руководителю учреждения план мероприятий по ликвидации ее последствий;

Проводит анализ установленных нарушений правил безопасности, предпосылок к этому, причин аварий и представляет руководителю учреждения план мероприятий по повышению эффективности системы биологической безопасности;

Оформляет необходимую документацию для получения (продления) разрешения на проведение работы с ПБА;

Проводит проверку знаний по вопросам обеспечения биологической безопасности персонала, работающего с ПБА;

Готовит отчет о работе Комиссии за год и представляет его в организации, осуществляющие надзорные функции;

Имеет план работы, утвержденный руководителем учреждения, нормативные и другие документы, необходимость которых определяется ее задачами и функциями.

8. В целях эффективной реализации своих задач Комиссия имеет следующие права:

Требовать от руководителей подразделений и отдельных лиц безусловного выполнения правил биологической безопасности, а также ходатайствовать перед руководителем учреждения об устранении имеющихся нарушений;

Проводить самостоятельно или с привлечением других квалифицированных специалистов плановые и внеплановые проверки соблюдения правил биологической безопасности в учреждении;

Ходатайствовать перед руководителем учреждения о приостановлении работы с биологическим материалом в случае невозможности выполнения правил биологической безопасности или их систематического нарушения, а также о приостановлении или лишении допуска к работе с биологическим материалом отдельных лиц;

Рассматривать документы и давать заключения по вопросам биологической безопасности;

Заслушивать на заседании Комиссии руководителей подразделений и других сотрудников о выполнении требований биологической безопасности;

Ходатайствовать перед руководителем учреждения о привлечении к административной ответственности лиц за нарушение установленных правил безопасной работы с ПБА.