Установлен порядок представления фгуп, казенными предприятиями и госучреждениями документов для согласования списания федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Об утверждении порядка предста

Имущество учреждений периодически подлежит списанию. Причины могут быть разными: ветхость и износ, чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, утрата (хищение), безвозмездная передача. Чтобы списать имущество государственного (муниципального) учреждения, необходимо руководствоваться целым рядом нормативных документов и соблюдать определенные правила, а также своевременно и правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете. Порядок списания основных средств и отражения этого в учете мы и рассмотрим в консультации.

Порядок списания основных средств на федеральном уровне

Основная часть имущества государственных (муниципальных) учреждений не является их собственностью, а находится в оперативном управлении. На федеральном уровне разработано Положение о списании федерального имущества , утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834 ). Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно:

– непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
– выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834 ).

Федеральные бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно принимать решения о списании в отношении движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ)) и имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности. Списание же всей недвижимости и ОЦДИ, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, бюджетные учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя. Без согласования может списываться ­ОЦДИ, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности, а также недвижимое имущество автономных учреждений, приобретенное за счет собственных доходов (п. 4 Положения № 834 ).

Согласно п. 5 Положения № 834 для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в организации создается специальная постоянно действующая комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Она наделяется следующими полномочиями:

– производить осмотр федерального имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
– принимать решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
– устанавливать причины списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания данного имущества;
– подготавливать акт о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формировать пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

На комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия по контролю использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Приказ № 96/30н ). В соответствии с этим документом для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:

– перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
– копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
– копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
– акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Эти документы направляются с сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

В перечне объектов федерального имущества указываются:

– номер по порядку;
– наименование;
– инвентарный номер объекта в случае его присвоения;
– год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
– балансовая стоимость имущества;
– остаточная стоимость имущества;
– срок полезного использования, установленный для данного объекта имущества, и срок фактического его использования.

Порядок списания основных средств на региональном уровне

Во многих регионах России на областном и муниципальном уровне приняты свои нормативные документы, регламентирующие порядок списания основных средств государственных (муниципальных) учреждений. Все они основываются на документах, названных выше (Положение № 834 ,Приказ № 96/30н ), а также Инструкции № 157н . Приведем для примера несколько таких документов:

– Приказ Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.04.2012 № 311-05-11-32/12;
– Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2011 № 514;
– Распоряжение директора Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 22.03.2011 № 1196;
– Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1589-ПП.

Действие этих документов распространяется на государственное имущество краев, областей и муниципалитетов, находящееся на праве оперативного управления и составляющее имущественную казну регионов. Во всех этих документах есть много общего, они достаточно конкретно описывают процедуру списания государственного (муниципального) имущества. Рассмотрим основные моменты списания основных средств госучреждений.

До получения разрешения министерств, правительств, департаментов на списание основных средств ликвидация, разборка или демонтаж государственного имущества не допускается.

Списанию подлежат основные средства:

– изношенные по истечении установленных сроков эксплуатации и не пригодные для дальнейшего использования, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
– морально устаревшие, если они не могут быть реализованы за плату или переданы для дальнейшего использования;
– утраченные или уничтоженные в результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, аварий, хищений и т. п.;
– здания, сооружения, подлежащие сносу в связи со строительством новых объектов или объектов, пришедших в ветхое и аварийное состояние (за исключением объектов недвижимости, относящихся к жилому фонду).

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания (списания по причине «полной амортизации»).

Чтобы списать недвижимое имущество, ОЦДИ или движимое имущество, имеющее определенную в регионе балансовую стоимость (в регионах она колеблется от 20 000 до 250 000 руб.), необходимо согласие региональных министерств и департаментов по управлению имуществом, а также органов государственной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

Рассмотрим, какие требования к процедуре списания основных средств установлены в Нижегородской области (Приказ Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.04.2012 № 311-05-11-32/12).

Чтобы получить согласие на списание пришедшего в негодность движимого имущества, учреждение направляет в имущественное ведомство:

– письменное обращение о необходимости списания с баланса государственного имущества с указанием причины списания;
– документ, подтверждающий согласование с учредителем учреждения;
– копию приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, заверенную в установленном порядке;
– акты о списании основных средств;
– копии паспортов и свидетельств о регистрации технических и транспортных средств;
– акт технического осмотра транспортного средства, самоходной машины, заверенный УГИБДД ГУ МВД, Гостехнадзора, подтверждающий неисправность движимого имущества, или заключение оценочной организации о его непригодности (пригодности) к дальнейшей эксплуатации;
– фотоматериалы;
– копию инвентарной карточки учета объекта основных средств, заверенную в установленном порядке;
– заключение комиссии предприятия (учреждения) о техническом состоянии подлежащего списанию основного средства с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления;
– заключение специализированной организации, занимающейся обслуживанием и ремонтом оборудования, оргтехники, иного движимого имущества, подтверждающее его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии в штате предприятия (учреждения) специалистов необходимой квалификации);
– копию лицензии или сертификата соответствия, иных документов, заверенную организацией, выдавшей заключение, подтверждающее непригодность объекта движимого имущества к дальнейшему использованию.

Дополнительно учреждение предоставляет сведения:

– о возможности использования частей объекта и (или) его материалов, в том числе о наличии в нем цветных, драгоценных металлов;
– о наличии в объекте (его частях) веществ, частей, потенциально опасных для человека (ртуть, радиоактивные вещества, иные сильнодействующие, отравляющие вещества и т. п.).

Для получения согласия на списание пришедших в негодность объектов недвижимости, кроме перечисленных выше документов, учреждение направляет в имущественное ведомство:

– свидетельство о регистрации прав на соответствующий объект;
кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку об объекте недвижимости;
– сведения о земельном участке, на котором располагается объект (кадастровый номер участка, оформление прав на него, размер, категория земель, к которой относится участок, возможность уничтожения объекта недвижимости без вреда для смежных землепользователей, предложения о дальнейшем использовании участка);
– заключение комиссии предприятия (учреждения) о техническом состоянии подлежащего списанию объекта недвижимости с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления;
– заключение специализированных организаций, подтверждающее непригодность объекта недвижимости к дальнейшей эксплуатации (противопожарные службы, органы технической инвентаризации, оценочные организации, органы энергонадзора и т. д.).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т. п.), дополнительно учреждение представляет документы, подтверждающие указанные обстоятельства:

– копию акта об аварии, хищении, порче и других чрезвычайных ситуаций, выданного соответствующим государственным органом;
– копию постановления о прекращении уголовного дела, либо копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо копию постановления (протокола) об административном правонарушении, либо сведения о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, сведения о возмещении ущерба;
– в случае стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций необходимо представить акт причиненных повреждений, справки, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, соответствующих органов либо служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, противопожарных и других специальных служб.

После получения согласия на списание государственного имущества производится его демонтаж (при необходимости утилизация) и соответствующие операции отражаются в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет списания основных средств

Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:

– принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения (хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов);
– частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);
– ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
– по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.) по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
– передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу);
– в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;
– возврата объекта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю;
– включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда.

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию и сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам. Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

В соответствии с п. 52 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете производится на основании акта при наличии решения о списании объекта ОС в случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласованного с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в бухгалтерском учете выбытия основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

У учреждения в результате разборки (демонтажа) основных средств могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Они должны быть соответствующим образом оприходованы и эти операции необходимо отразить в бухгалтерском учете.

Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете учреждений различных типов выбытие основных средств в зависимости от основания списания этих объектов.

В казенных учреждениях эти операции будут отражаться в соответствии с Инструкцией № 162н , в бюджетных учреждениях – в соответствии сИнструкцией № 174н , в автономных – в соответствии с Инструкцией № 183н .

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ

1 104 хх 410
1 401 10 172

0 104 хх 410
0 401 10 172

0 104 хх 000
0 401 10 172

Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий

1 104 хх 410
1 401 20 273

0 104 хх 410
0 401 20 273

0 104 хх 000
0 401 20 273

Безвозмездная передача

Между головным учреждением и обособленными подразделениями

1 304 04 310
1 104 хх 410

0 304 04 310
0 104 хх 410

0 304 04 310
0 104 хх 000

Между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям

Передача объектов учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе прекращение права оперативного управления

1 401 20 241
1 104 хх 410

0 104 хх 410
0 401 20 241

0 104 хх 000
0 401 20 241

Передача организациям за исключением государственных (муниципальных)

1 401 20 242
1 104 хх 410

2 401 20 242
2 104 хх 410

2 401 20 242
2 104 хх 000

Как отражаются в учете конкретные ситуации по списанию основных средств, рассмотрим на примерах.

Пример 1.

В казенном учреждении произведено списание сооружения, пришедшего в негодность в результате стихийного природного явления. Балансовая стоимость – 3 500 000 руб., к моменту разрушения начисленная амортизация составила 2 700 000 руб.

п. 10 Инструкции № 162н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списание остаточной стоимости сооружения

Списание начисленной амортизации сооружения

Пример 2.

У бюджетного учреждения по распоряжению министерства имущественных отношений области изъято из оперативного управления нежилое здание балансовой стоимостью 5 000 000 руб. Начисленная к моменту изъятия амортизация составила 2 500 000 руб.

В бухгалтерском учете данные факты будут отражены в соответствии с п. 12 и 28 Инструкции № 174н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Передано безвозмездно здание

Передана амортизация по выбывающему объекту

При изъятии недвижимого имущества из оперативного управления бюджетному учреждению необходимо произвести корректировку расчетов с учредителем на суммы изменений показателей счета 4 210 06 000 . В соответствии с Письмом Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 расчеты с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом отражаются в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ. Это изменение показателей осуществляется в случае поступления или выбытия ОЦИ при составлении годовой бухгалтерской отчетности, реорганизационной отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год).

Учреждение должно направить учредителю извещение (ф. 0504805) и в бухгалтерском учете сделать следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Уменьшение расчетов с учредителем по выбывшему имуществу (методом «красное сторно»)

Пример 3.

В автономном учреждении списали транспортное средство, приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 350 000 руб. Списание произведено по причине физического износа и нецелесообразности дальнейшего использования ТС. Амортизация на него начислена в размере 100%. Комиссия решила, что некоторые узлы и агрегаты данного транспортного средства могут быть использованы в качестве запасных частей и подлежат оприходованию в качестве материальных запасов на сумму 15 000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены в соответствии с п. 12 и 34 Инструкции № 183н .

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списано транспортное средство

Оприходованы материальные запасы (запчасти) после списания ТС

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ РЕШЕНИЯ О СПИСАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА НИМИ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Верно:
Врио директора Департамента
управления делами
Е.В.АБРАМОВА

УТВЕРЖДЕН
Приказом Минэкономразвития России
и Минфина России
от 10 марта 2011 г. N 96/30н

ПОРЯДОК
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КАЗЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ РЕШЕНИЯ О СПИСАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА НИМИ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Настоящий Порядок определяет правила представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

1. В целях согласования решения о списании федерального имущества в случаях, установленных пунктом 3 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 <*>, руководитель федерального государственного унитарного предприятия, федерального казенного предприятия, федерального государственного учреждения (далее - руководитель организации) направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится (далее - федеральные органы исполнительной власти):

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402.

перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее - объекты федерального имущества);

копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834.

Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

2. В перечне объектов федерального имущества указывается:

номер по порядку;

наименование объекта федерального имущества;

инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.

«Помощник Бухгалтера по бюджетному учету» — экспертно-консультационная система, разработанная специально для бухгалтеров бюджетных, автономных и казенных учреждений.

С помощью этой системы вы сможете упростить свою работу. Теперь для принятия решения у вас есть не только необходимая информация в полном объеме, но и рассмотренные случаи на практике.

Основное преимущество системы в том, что она закрывает потребности бухгалтеров бюджетной сферы на всех этапах реформирования в соответствии с 83-ФЗ: как в случае, если организация еще не определилась с выбором типа учреждения, так и в случае, если организация уже определилась с типом учреждения.

Состав продукта

  • Законодательство России

    Раздел содержит все правовые акты, необходимые для работы бухгалтера бюджетной сферы: кодексы, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, приказы и письма министерств и ведомств - Минфина, ФСС, ПФР, ФНС, Минздрава, Роструда, Банка России, Казначейства и т.д. Данные материалы позволят вам оперативно отслеживать все изменения в законодательстве и своевременно и правильно принимать решения, не допуская ошибок. Перед загрузкой в систему все документы проходят трехкратную сверку с оригиналом, что полностью исключает неточности и искажение информации, а возможность ежедневного обновления гарантирует актуальность документа, с которым вы работаете.

  • Налоговый календарь. Справочник по налогам

    Календарь с удобным интерфейсом и навигацией по видам налогов, срокам уплаты и сдачи отчетности в едином окне и возможностью настройки. Раздел помогает легко и быстро получить ответы на вопросы: когда, сколько и кому платить налоги. Календарь состоит из двух частей:

    В «Справочнике по налогам» вы найдете полный комплекс необходимых данных по всем видам налогов и сборов;

    В календаре операций наглядно представлена информация о предстоящих налоговых платежах. Функция «Настройки календаря» позволяет получить индивидуальный налоговый календарь только по тем налогам, которые платит ваша организация..

  • Законодательство в вопросах и ответах для казенных, автономных и бюджетных учреждений

    Cодержит разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, в том числе Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, по вопросам ведения бюджетного учета и составления финансовой отчетности бюджетных организаций.

  • Все формы отчетности

    Содержит формы, разбитые на тематические блоки (бухгалтерская и налоговая отчетность, формы первичного учета, статистическая отчетность).

  • Образцы правовых и деловых документов

    Раздел является незаменимым помощником, если необходимо найти и заполнить образец. Здесь содержится более 11 000 документов. Это образцы, разработанные юристами, аудиторами и иными специалистами, а также унифицированные формы документов, утвержденные различными органами государственной власти..

  • Проекты нормативных актов

    В разделе представлены законопроекты, которые пока находятся на стадии рассмотрения и принятия. Помимо самих проектов нормативных актов в разделе размещаются сопроводительные документы к законопроектам - паспорт, пояснительная записка, заключение. Благодаря документам, включенным в данный раздел, вы заблаговременно сможете подготовиться к изменениям законодательства.

  • Комментарии, статьи, консультации на тему «Право и экономика»

    В этом разделе вы найдете материалы из популярных изданий, комментарии экспертов и представителей органов власти. Такая информация позволит вам всегда быть в курсе происходящих событий, и вы сможете понять, как на практике применяются те или иные требования нормативных актов, а также как действуют в различных ситуациях ваши коллеги.

  • Справочник по бюджетному учету

    «Справочник по бюджетному учету» содержит всю необходимую информацию для ведения учета. В каждом разделе представлены справки по счетам бюджетного учета. Для счетов учета подобраны образцы и формы, типовые проводки, справочные материалы, консультации экспертов по корреспонденции счетов. Большинство консультаций являются эксклюзивными материалами, доступными только пользователям продукта «Помощник Бухгалтера по бюджетному учету». Данный раздел станет незаменимым помощником в решении практических задач.

  • Горячие справки

    Подборка справочной информации, наиболее востребованной в ежедневной работе бухгалтера. Справочник содержит нормативы, цифровые показатели, регулируемые законодательно и применяемые на территории Российской Федерации:

    Минимальный размер оплаты труда;

    Нормы возмещения различных расходов из себестоимости производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

    Учетная ставка (ставка рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации;

    Размеры штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и т.д.

    Справочная информация приведена в динамике за несколько лет в хронологическом порядке. Используя информацию, представленную в данном разделе, вы всегда будете уверены, что она актуальна на текущий момент.

  • Сборник корреспонденции счетов для казенных, автономных и бюджетных учреждений

    Содержит информацию по ведению учета в различных ситуациях, возникающих в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений. Сборник постоянно пополняется, и вы можете быть уверены, что возникший вопрос не останется без ответа.

  • Курсы валют
  • Словарь терминов российского законодательства

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения. Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения. Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание? Как избежать нарушений законодательства?

На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи):

Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

- Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее - Постановление N 834);

- Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

Согласно п. 2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Списание федерального имущество - комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования.

К сведению.

Положения Постановления N 834 не распространяются на списание:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации .

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  • если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если федеральное имущество выбыло из владения , пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При этом решение о списании имущества принимается:

а) в отношении федерального движимого имущества , за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией самостоятельно ;

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - комиссия).

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: - главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

- руководители структурных подразделений учреждения;

- материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

- специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты . Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.

Приведем несколько определений.

Эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков - член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, - в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением - за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями - за счет собственных средств.

Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии .

Комиссия осуществляет следующие действия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых : - физический и (или) моральный износ;

- нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;

- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение;

- длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Согласно п. 12 Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, и п. 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н , решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами: - Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003 );

- Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004 );

- Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033 );

- Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 ) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);

- Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144 ).

Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Однако составление акта комиссии - не последнее действие в долгой процедуре списания имущества!

1. Оформленный акт о списании имущества должен быть утвержден руководителем организации самостоятельно , а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества - руководителем организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы :

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее - объекты федерального имущества).

В данном перечне в обязательном порядке указываются: — номер по порядку;

— наименование объекта федерального имущества;

— инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

— год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

— балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании. Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений ;

— остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации );

— срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. «г» п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834 .

3. Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

4. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учредителем принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании списания .

Решение должно быть направлено учреждению в срок не позднее 45 календарных дней с момента поступления учредителю указанных документов. В случае принятия решения об отказе в согласовании, причины отказа должны быть также доведены до учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

5. Реализация мероприятий по непосредственному списанию осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

6. И наконец, окончательное выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н1, п. 12 Инструкции N 174н2, п. 12 Инструкции N 183н3 и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом.

7. Но! Даже после этого учреждению необходимо вовремя направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для этого учреждение должно уложиться в срок, не превышающий одного месяца , если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

К сведению.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 февраля 2011 года N 2238-АЛ/Д08 «О разъяснении норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834» согласовывать списание федерального имущества с Росимуществом не требуется, что не освобождает правообладателей от необходимости согласования с Росимуществом, после отражения соответствующих сведений в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в установленном порядке дальнейших действий по распоряжению федеральным имуществом.

Bтак, в данной статье мы осветили основные нюансы списания федерального имущества бюджетными и казенными учреждениями. Придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, вы сможете обезопасить себя от совершения ошибок и возможных негативных последствий, сэкономить время и нервы.

И помните, решение о списании федерального имущества принимается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, только в отношении:

  • федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства);
  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.
В отношении движимого имущества, не относящегося в соответствии с законодательством к особо ценному движимому имуществу и не изъятого из оборота, учреждения правомочны принимать решения о списании самостоятельно .

Внимательно отнеситесь к порядку списания имущества и своевременному оформлению документов, и вся процедура пройдет без проблем!

____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 года N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  2. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 года N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  3. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 года N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»

Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 г. N 96/30н
"Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления"

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402) приказываем:

Утвердить прилагаемый Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Регистрационный N 20604

Порядок
представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
(утв. приказом Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ
от 10 марта 2011 г. N 96/30н)

Настоящий Порядок определяет правила представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

1. В целях согласования решения о списании федерального имущества в случаях, установленных пунктом 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 , руководитель федерального государственного унитарного предприятия, федерального казенного предприятия, федерального государственного учреждения (далее - руководитель организации) направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится (далее - федеральные органы исполнительной власти):

перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее - объекты федерального имущества);

копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава , утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834.

Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

2. В перечне объектов федерального имущества указывается:

номер по порядку;

наименование объекта федерального имущества;

инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.

______________________

* Собрание законодательства РФ, 2010, N 42, ст. 5402