Функции каждого субъекта государственной власти рф. Законодательство рф о порядке формирования органов власти

Форма правления Форма правления – один из элементов формы государства. Форма правления описывает порядок формирования высших органов государственной власти и их взаимосвязи с населением . По форме правления государства разделяются в целом на монархии и республики . Монархическая форма правления предполагает, что высшая государственная власть сосредоточена (формально или фактически) в руках единоличного главы государства (императора, короля, царя, шаха, султана и пр.), который чаще всего получает эту власть по наследству или в похожем порядке. Само слово «монархия» означает в переводе с греческого «единовластие» (от слов monos – один, единственный и arche – главенство, власть). Как правило, монархии условно разделяют на абсолютные и конституционные . Абсолютные монархии – такие, в которых вся полнота верховной власти в государстве сосредоточена в руках монарха. Чаще всего примеры абсолютных монархий можно найти в истории (России, Франции и др.государств), а в настоящее время чертами абсолютизма обладают монархии некоторых государств Персидского залива – Саудовской Аравии, Омана. Конституционные монархии – такие монархии, где власть монарха чем-то ограничена (при этом не надо думать, что в конституционной монархии обязательно есть Конституция, поэтому во избежание путаницы вместо термина «конституционная монархия» иногда употребляется термин «ограниченная монархия »). Конституционные монархии бывают трех основных видов: парламентарные , дуалистические , выборные . И в парламентарных, и в дуалистических монархиях есть парламенты, однако объем власти монарха в дуалистических монархиях гораздо больше власти парламента. В парламентарных монархиях – наоборот: власть монарха зачастую фиктивна, а основной объем власти принадлежит парламенту. К дуалистическим монархиям относят Иорданию и некоторые другие государства арабского Востока, к парламентарным – почти все существующие европейские монархии (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Швеция, Королевство Нидерланды и пр.). Выборная монархия представляет собой систему, при которой в государстве с определенной периодичностью проходят выборы монарха, однако при этом монарх избирается не народом и не из числа выдвинутых народом кандидатов, а голосуют лишь члены королевской династии, причем кандидатами на трон могут быть также только члены этой династии. Такая форма правления в настоящее время существует в Малайзии. Республиканская форма правления (республика) – форма правления, которая характеризуется выборностью высших органов власти всем населением и ограниченностью срока полномочий избранных органов и должностных лиц. Слово «республика» означает в переводе с латыни «общее дело» (лат. res - дело и publica - общий). Различают президентские и парламентские республики. В президентских республиках высшее должностное лицо государства – президент – избирается (в ходе прямых или косвенных, т.е. многоступенчатых выборов) населением, вне парламента, и сосредотачивает в своих руках функции главы государства и зачастую главы правительства. Например, к президентским республикам относят Россию, США, Мексику. В парламентской республике действует принцип верховенства парламента, который формирует правительство, а правительство ответственно перед парламентом. Примеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Финляндия.

  1. Лекция Власть. Государство. Демократия. Политическая система Власть

    Лекция

    Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти.

  2. Учебно-методический комплекс конституционное (государственное) право зарубежных стран высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс

    Конституционное право зарубежных стран является предметом исследования науки конституционного права каждой страны. Его изучение особенно актуально в условиях становления конституционного строя в России.

  3. Вления, как известно, не входят в систему органов государственной власти, а само местное самоуправление является самостоятельным в пределах своих полномочий ст

    Документ

    Органы местного самоуправления, как известно, не входят в систему органов государственной власти, а само местное самоуправление является самостоятельным в пределах своих полномочий (ст.

  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования теория государства и права

    Образовательный стандарт

    Закономерности возникновения, развития и функциониро­вания государ­ства и права; государственная власть; государст­венный аппарат; типы и формы государства; государство в по­литической системе общества; правовое государ­ство; понятие

  5. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры 22. 08. 2011 года, протокол №11 И. О. Заведующего кафедрой Н. Н. Анисимов (2)

    Учебно-методический комплекс

    Приказ МНЮИ от 11 апреля 2011 г. N 55/ осн. «Об утверждении рекомендаций по подготовке учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»

Победа октябрьского вооруженного восстания, свержение правительства Керенского и создание большевистского Совнаркома вызвали негативную реакцию у большинства политических сил России. Ведущие лидеры и партии осуждали узурпацию власти большевиками и требовали немедленно изменить сложившееся положение. В рабочих коллективах Петрограда, Москвы, других промышленных городов от социалистических партий требовали создания единого правительства на советской основе. Профсоюзы выдвинули лозунг формирования “однородного социалистического правительства”. Движение возглавил Викжель — Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников. Этот профсоюз был самым мощным (700 тыс. членов) и организованным в стране, в его руководстве доминировали эсеры и меньшевики. Угрожая всеобщей забастовкой на железных дорогах, он 29 октября 1917 г. ультимативно потребовал от большевиков создания коалиционного правительства. Для этого было предложено организовать совместное заседание ЦИК железнодорожников, ВЦИК Советов и делегатов социалистических партий с целью выработки общей платформы. Переговоры проходили с оглядкой на действия Краснова — Керенского и события в Москве 26 октября — 2 ноября. 29 октября ЦК РСДРП(б) в отсутствие Ленина и Троцкого признал возможным расширить политическую базу правительства, изменив его состав. Главным условием вступления в коалицию с другими партиями большевики считали признание “платформы Второго съезда”, т.е. его декретов и решений. Для ведения переговоров были делегированы Л. Б. Каменев и Г. Я. Сокольников — сторонники компромиссов, представители умеренного крыла в большевистском руководстве.

Викжель предлагал сформировать правительство из 18 человек, в котором большевикам принадлежало бы 5 портфелей. Каменев согласился на предложение эсеров заменить Ленина на посту предсовнаркома В. М. Черновым и на невхождение в правительство Троцкого (эти большевистские лидеры считались главными “виновниками Октября”). Каменев поддержал также предложение пополнить ВЦИК представителями от ЦИК Советов крестьянских депутатов, профсоюзов, петроградской и московской городских дум, превратив его во Временный народный совет. Идея формирования однородного социалистического правительства, опирающегося на достаточно широкую социально-политическую базу, едва не стала реальностью. Однако ситуация изменилась после подавления выступления Краснова — Керенского и решающих побед в Москве.

1 ноября на заседании ЦК партии Ленин подверг критике “капитулянтскую” линию Каменева, заявив, что “разговаривать с Викжелем теперь не приходится... Переговоры должны были быть как дипломатическое прикрытие военных действий”. Однако ЦК партии не поддержал Ленина и десятью голосами против трех высказался за продолжение переговоров, но на более жестких условиях: предоставления не менее половины наркомовских портфелей большевикам и безусловного участия в правительстве Ленина и Троцкого. Эти условия были неприемлемы для других участников викжелевских переговоров, и 4 ноября, в результате давления Ленина и Троцкого на своих соратников, заседания были прекращены.

Срыв переговоров привел к расколу в руководстве партии и первому кризису новой власти. Пять членов руководства: Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, В. П. Ногин, А. И. Рыков, В. П. Милютин — 4 ноября опубликовали в “Известиях” Заявление о выходе из ЦК, вновь высказав убежденность в необходимости единого социалистического советского правительства “для предотвращения кровопролития” и осудив “гибельную политику ЦК, проводимую вопреки громадной части пролетариата и солдат”. В ответ на это ЦК решил снять Каменева с поста председателя ВЦИК и рекомендовал вместо него более “покладистого” Я. М. Свердлова. Четверо из одиннадцати народных комиссаров (Ногин, Рыков, Милютин, Теодорович) подали в отставку. Ленин осудил “дезертиров”, а стремление к созданию однородного социалистического правительства заклеймил как “викжеляние”.

Кадеты изначально занимали антисоветские и антибольшевистские позиции. В Москве они стали создателями одной из первых подпольных организаций. Традиционно кадеты пользовались значительным влиянием на Юге, среди казачества. Не случайно они предпринимали попытки создать на Дону белую гвардию из офицеров, юнкеров, помещичьей и буржуазной молодежи. Закономерно и то, что к Милюкову обратился генерал Алексеев с просьбой составить “Декларацию Добровольческой армии”. Кадетские активисты приняли деятельное участие в сборе средств среди деловых кругов России для организации антибольшевистского сопротивления. 28 ноября Совнарком утвердил написанный Лениным декрет, согласно которому кадеты объявлялись “партией врагов народа”, а их лидеры подлежали аресту и суду революционного трибунала. Под стражу были взяты некоторые деятели кадетского ЦК, на местные Советы возлагалась обязанность особого надзора за этой партией. А 2 декабря ВЦИК объявил партию народной свободы вне закона.

Партии меньшевиков и эсеров не имели единой, четко выраженной линии политического поведения ни в отношении свергнутого правительства Керенского, ни в отношении Совнаркома и болыневистско-лево-эсеровского ВЦИК. Среди меньшевиков были и сторонники соглашения с большевиками “на общей политической платформе”, и лица, выступавшие за “полный разрыв с большевизмом не только на словах, но и на деле”, а также те, кто считал необходимым сотрудничество с большевиками посредством их склонения к уступкам.

Еще более драматично складывалась ситуация в эсеровской среде. К моменту вооруженного восстания уже фактически существовала, хотя и не была формально конституирована партия левых эсеров, поддержавшая на II съезде декреты о земле и мире, согласившаяся на вхождение во вновь избранный ВЦИК. За это лидеры левых эсеров были исключены из партии. Окончательное разделение этой самой массовой российской партии произошло на ее IV съезде (конец ноября — начало декабря 1917). Раскол партии вызвал дезорганизацию в ее рядах, сократил возможности политического влияния. Один из делегатов эсеровского съезда писал, что он “производит на меня впечатление группы лиц, потерпевших политическое поражение”. Как меньшевики, так и правые эсеры не допускали никакого иного решения, кроме как низложения руководимого Лениным правительства и передачи всей полноты власти Учредительному собранию и созданным по его решениям органам.

Большевики энергично и эффективно использовали раскол в эсеровской среде для расширения и укрепления социально-политической основы захваченной власти. Уже 9 ноября они начали переговоры с левыми эсерами о вхождении их в правительство, но окончательный союз сложился в результате работы Всероссийского (Чрезвычайного) и II Всероссийского съездов Советов крестьянских депутатов (Петроград, ноябрь — декабрь 1917). Из 790 делегатов II съезда было: большевиков — 91, левых эсеров — 350, правых эсеров — 305. Вначале все работали вместе, но по мере нарастания противоречий (на девятый день) съезд раскололся примерно пополам, и “раскольники” заседали раздельно.Правые эсеры увели за собой депутатов, стоявших на позиции защиты Учредительного собрания и считавших “так называемый "Совет народных комиссаров" незаконным захватчиком власти”. Другая часть съезда стояла на платформе II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, что позволило большевикам и левым эсерам заключить важные соглашения, в том числе о вхождении 108 членов нового избранного исполкома съезда в объединенный ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 17 ноября и 13 декабря представители левых эсеров вошли в состав Совнаркома. А. Л. Колегаев возглавил Наркомат земледелия, В. А. Карелин — Наркомат имуществ Российской Республики, П. П. Прошьян — Наркомат почт и телеграфов, В. Е. Трутовский — Наркомат местного самоуправления, И. 3. Штейнберг — Наркомат юстиции; В. А. Алгасов и А. И. Бриллиантов получили статус “наркомов без портфеля”. В почти ежедневных заседаниях СНК наркомы — левые эсеры принимали деятельное и конструктивное участие.

Оформившийся союз большевиков и левых эсеров имел важные политические последствия. Во-первых, социалистические партии разделились на два лагеря: сторонников советской и парламентарной демократии. Во-вторых, усилились позиции Совнаркома и объединенного ВЦИК, получивших возможность выступать от имени большей части трудового населения России. В-третьих, раскол единой партии эсеров и блок левых эсеров с большевиками давали сторонникам Ленина сильнейшие доводы для собственной, достаточно широкой, интерпретации итогов выборов в Учредительное собрание.

Назначены они были на 12 ноября еще правительством Керенского. Подготовкой занималась Всероссийская комиссия по делам о выборах (“Всевыборы”). 27 октября Совнарком на первом же заседании подтвердил, что выборы состоятся в назначенный срок. Идя на это, большевики питали надежду, что смогут вместе с поддерживавшими их левыми эсерами и меньшевиками-интернационалистами получить в Учредительном собрании большинство, подтвердив законность новой власти общенародно избранным форумом. Однако вскоре настроение ленинцев стало меняться.

12 ноября в 68 округах состоялись выборы депутатов в Учредительное собрание, в которых приняли участие 44,4 млн избирателей. За большевиков проголосовало 24%, за эсеров, меньшевиков и схожих с ними различных национальных партий — 59, за кадетов и стоящих правее их организаций — 17. Из 703 избранных депутатов 229 были эсерами, 168 — большевиками, 39 — левыми эсерами, 17 — кадетами, 16 — меньшевиками.

Итоги выборов свидетельствовали, что большинство граждан высказалось за демократическое будущее России на базе многопартийности при соблюдении принципа социальной справедливости, который в разной форме исповедовали получившие подавляющее большинство голосов социалистические партии. В то же время преобладание меньшевиков и правых эсеров, готовых к союзу с кадетскими депутатами, делало реальной угрозу нового двоевластия. Теперь субъектами противостояния могли стать, с одной стороны, структуры, признающие верховенство власти Советов в ее большевистско-левоэсеровском варианте, с другой — те государственные институты, которые предстояло создать антибольшевистскому по своему политическому составу Учредительному собранию.

Впервые идея роспуска еще неизбранного собрания обсуждалась на заседании Петроградского комитета РСДРП(б) 8 ноября. И хотя тогда она не была поддержана, участники заседания все же допускали роспуск в том случае, если “массы ошибутся с избирательными бюллетенями” и новый учредительный орган займет враждебную в отношении Советской власти позицию. Знакомство с итогами голосования подтолкнуло большевиков к практическим действиям в этом направлении. Первоначально разрабатывались промежуточные варианты: ссылаясь на организационные трудности, предлагали отложить дату созыва, открыть Учредительное собрание, когда в столицу прибудет свыше 400 депутатов, добиться, чтобы большинство среди них составляли большевики и левые эсеры. Последние предлагали и другой вариант: присоединить фракции большевиков и левых эсеров к ВЦИК, избранному 11 съездом Советов, провозгласив это новое собрание революционным Конвентом. (По образцу законодательного органа эпохи Великой Французской революции.)

Учитывая эти настроения, меньшевики и эсеры в конце ноября 1917 г. организовали Комитет защиты Учредительного собрания, который развернул активную устную и печатную агитацию в пользу его своевременного созыва. К середине декабря позиции сторон ужесточились.

12 декабря ЦК РСДРП(б) одобрил написанные Лениным “Тезисы об Учредительном собрании”, где прямо говорилось, что интересы революции “стоят выше формальных прав” вновь избранного органа. “Единственным шансом на безболезненное разрешение кризиса”, по мнению вождя, могло стать “безоговорочное заявление” Учредительного собрания о признании им Советской власти и принятых ею декретов. Тезисы звучали как ультиматум, неприятие которого грозило вполне предсказуемыми последствиями, которые, однако, прямо не назывались. О твердости этих намерений свидетельствовала публикация тезисов в “Правде” 13 декабря. Не сидели сложа руки и противники большевиков. Активизировалась Военная комиссия партии эсеров. На предприятиях Петрограда и в частях его гарнизона агитировали за вооруженное восстание против большевиков, которое собирались приурочить ко дню открытия Учредительного собрания. Эсеровские боевики готовились уничтожить Ленина и Троцкого. 1 января 1918 г. по дороге в Смольный автомобиль Ленина был обстрелян, и председатель Совнаркома едва не погиб.

Большевики, назначив открытие собрания на 5 января 1918 г., тщательно готовились к этой дате. ВЦИК, Петросовет и Чрезвычайная комиссия по охране Петрограда предприняли энергичные меры по предотвращению попыток выступления против Советской власти. В боевую готовность были приведены части петроградского гарнизона, подступы к Таврическому дворцу и Смольному блокировали заградительные отряды, патрулировались улицы города. Для “охраны” Таврического дворца, где должно было работать Учредительное собрание, был приглашен “надежный отряд матросов” с крейсера “Аврора” и броненосца “Республика”. Утром 5 января мирная манифестация в поддержку Учредительного собрания была обстреляна и затем рассеяна; около ста человек были убиты и ранены. Эти акции стали фоном, на котором в 16.00 открылось первое и последнее заседание Учредительного собрания.

Вскоре после начала его работы Я. М. Свердлов зачитал “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, которую утвердил накануне ВЦИК. По сути это был ультиматум эсеровскому большинству: Учредительное собрание должно было либо принять Советскую власть и одобрить ее декреты, либо быть готовым к другому сценарию, контуры которого были обозначены утром. Избранный председателем Учредительного собрания лидер эсеров В. М. Чернов отказался обсуждать этот документ в первоочередном порядке, после чего большевики и левые эсеры покинули сначала зал заседаний, а затем и само Совещание в знак протеста против “контрреволюционной” линии его руководства. Работа, тем не менее, продолжалось, и к утру 6 марта был принят ряд важных законопроектов. “Основная часть закона о земле” провозглашала отмену частного землевладения; Обращение к правительствам и народам воюющих стран призывало начать мирные переговоры; закон “О государственном устройстве России” объявлял ее “демократической федеративной республикой, союзом свободных народов, в пределах федеральной конституции суверенных”.

В 4 часа утра в президиуме собрания появился начальник караула Таврического дворца матрос А. Г. Железняков и заявил: “Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствовавшие покинули зал заседания, потому что караул устал”. Явившихся к 17 часам для продолжения заседания депутатов в здание не пустили. В ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Этот акт почти не вызвал протестов. Ощущение от содеянного достаточно точно выразил один из современников: “Впечатление “неправа”, совершенного большевиками над Учредительным Собранием было в значительной степени смягчено недовольством самим Учредительным Собранием; его, как говорили, “недостойным поведением”, трусливостью и податливостью председателя В. М. Чернова. Учредительное Собрание бранили больше, чем большевиков, разогнавших его”.

Важную роль в становлении государственности нового типа сыграл III Всероссийский съезд Советов, работавший 10-18 января 1918 г. в Петрограде. Большевики стремились придать ему характер подлинно народного парламента, противопоставляя только что разогнанной “Учредилке”. Съезд принял решение о слиянии Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов, создав тем самым единую систему советской государственности. Избран новый ВЦИК, в который вошли 306 человек, из них 160 большевиков, 125 — левых эсеров, 7 — правых эсеров, 7 — максималистов, 3 — анархиста-коммуниста, 2 — меньшевика-оборонца, 2 — меньшевика-интернационалиста. Съезд принял “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа” — конституционный акт, объявлявший Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждена была также резолюция “О федеральных учреждениях Российской Республики”, где говорилось, что новое государство строится на основе добровольного союза народов “как федерация советских республик этих народов”. Из всех документов исчезло указание на временный характер власти Совнаркома. ВЦИК получил поручение подготовить к следующему съезду проект “основных положений конституции Российской федеративной республики”.

Таким образом, к концу января 1918 г. в столицах и центральных районах страны вопрос о власти был решен в пользу Советов. Однако в это время высшие органы Советской власти уже формировались при решающем участии и доминировании представителей большевиков. После разгона Учредительного собрания Ленин прямо заявил, что “власть принадлежит нашей партии, опирающейся на доверие широких народных масс”. При этом вождь большевиков считал, что “роспуск Учредилки правительством Советов означает ликвидацию идеи демократии в пользу диктатуры”. Такая постановка вопроса делала неизбежными острые столкновения между большевиками и их политическим противниками, которые были ослаблены и рассеяны, но не прекратили борьбу за свой путь революции в России.

К концу января 1918 г. можно было подводить первые итоги строительства Советского государства. Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Между съездами его функции выполнял избранный съездом ВЦИК. Им был подотчетен Совнарком — высший орган исполнительной власти, направлявший деятельность наркоматов и других органов управления, создание которых началось 26 октября 1917 г. Руководство хозяйственно-экономической жизнью республики возлагалось на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Его главной задачей была организация рабочего управления на национализированных предприятиях. Однако, кроме того, ВСНХ должен был координировать деятельность всех хозяйственных наркоматов — финансов, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, путей сообщения.

Сделаны были важные шаги в сфере создания новых органов охраны общественного порядка. Первоначально эту функцию выполнял Петроградский ВРК, который после своего упразднения (в начале декабря 1917) передал ее Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) и созданной при СНК Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Вместо упраздненных прежних органов юстиции учреждались выборные народные суды, а для рассмотрения особо опасных преступлений — революционные трибуналы. Их контролировал Наркомат юстиции.

Одной из неотложных задач новой власти стала организация обороны республики. Строительством новой армии призван был заниматься Комиссариат по военным делам. Непопулярность войны, развал старой армии, с одной стороны, и необходимость противостоять “контрреволюционным” силам — с другой, предопределили поиск нестандартных подходов. В армии была проведена глубокая демократизация: отменены все воинские звания, введен принцип выборности командиров, солдатские комитеты контролировали штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась планомерная демобилизация старой армии. 15 января 1918 г. Ленин подписал Декрет “О рабоче-крестьянской Красной Армии”, согласно которому первоначально вооруженные силы строились на добровольческих началах.

Руководство социальной сферой осуществляли наркоматы труда, государственного призрения. В числе первых были созданы наркоматы просвещения и по делам национальностей.

В первые месяцы работа преобразованных и вновь созданных государственных структур сопровождалась большими трудностями. Приход к власти большевиков вызвал неприятие большей части чиновничества. Только в Петрограде около 50 тыс. служащих государственных и коммерческих структур прекратили выполнять свои обязанности. Сломить “саботаж” удалось в основном к весне 1918 г. Нехватку служащих компенсировали направлением в советские учреждения рабочих крупных питерских предприятий. В некоторых случаях за их счет комплектовалось до 75% штатов. Большевики поощряли этот процесс, полагая, что самоуправление трудящихся способно заменить погрязший в бюрократизме чиновничий аппарат. Верность революционным идеалам новых советских служащих часто неоправданно противопоставлялась профессионализму старых “буржуазных” специалистов, что имело негативные последствия для управления.

08.05.2015 15:31

Прочность конституционного строя во многом зависит от демократизма и рациональности государственной власти. Конституция 1993 года ознаменовала принципиально новый подход к формированию

Тема: Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о структуре и порядке формирования органов государственной власти. Особенности избирательного процесса и участия личного состава в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Прочность конституционного строя во многом зависит от демократизма и рациональности государственной власти. Конституция 1993 года ознаменовала принципиально новый подход к формированию властных органов. Построенные на основе демократического принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, они в своей совокупности образуют систему, необходимую для осуществления государством его функций.

Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Эти наиболее принципиальные его черты и составляют основы конституционного строя, на которых основывается деятельность органов государственной власти России.

При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.

Под основами конституционного строя государства понимаются главные его принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.

Конституционный строй это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

Права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

Народовластие и республиканская форма правления;

Федеративное устройство;

Разделение властей;

Государственный суверенитет;

Верховенство права;

Политическое и идеологическое многообразие;

Единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;

Социальный характер государства;

Светский характер государства;

Признание и гарантирование местного самоуправления.

Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения Главы 1 Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции.

Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова. право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.) и должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление ее народом в соответствии с его суверенной нолей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.Характерным атрибутом демократического государства является принцип идеологического многообразия. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности или принципом политического плюрализма. Последний способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких сдоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Политический плюрализм выражается в свободе политических мнений и политических действий, дает возможность гражданину не только состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и быть беспартийным. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

Законодательную,

Исполнительную и судебную.

Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.

Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется на всей территории России.

Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Государство реализует свои властные правомочия главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм.

Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются на ряде принципов, среди которых необходимо назвать следующие два:

Принцип народного суверенитета, означающий, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Власть народа осуществляется в двух основных формах: непосредственной и представительной.

Высшим непосредственным выражением народовластия в РФ являются свободные выборы и референдум;

Разделение властей - один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств в противовес другой модели, основанной на идее монополизации власти.

Государственный орган - это лицо (президент, губернатор) или организованная группа лиц (парламент, суд и т.д.), наделенные правом государственных полномочий, необходимых для осуществления функций государственной власти.Государственным органам в Российском государстве присущи специфические черты, отличающие их от других органов или организаций. К ним относятся:

А) Порядок образования государственных органов четко регламентирован нормами Конституции РФ, федеральными законами. Существуют следующие способы создания государственных органов: избрание, назначения, формирование;

Б) Каждый государственный орган имеет свое направление деятельности, т.е. социальное назначение, выраженное в его задачах. Например, парламент осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль, правительство - исполнительную власть и т.д.;

В) Государственный орган наделен определенной компетенцией, которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения.

Следует иметь в виду, что в отличие от частных лиц, которые могут делать все, что не запрещено законом, государственный орган может делать только то, на что он прямо правомочен законом или основанным на законе другим государственным актом;

Г) Каждый государственный орган имеет четко определенную структуру.

Например, парламент, т.е. Федеральное Собрание в РФ, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата имеет внутреннюю организацию: председатель, заместители, комитеты или комиссии и т.д.

Д) Каждый орган государственной власти строит свою работу в присущих и определенных ему организационно-правовых формах, т.е. в соответствии с определенной процедурой. Так, основной формой работы палат Федерального Собрания являются заседания. Конституция РФ и принятые палатами парламента регламенты определяют периодичность работы указанных органов, порядок проведения внеочередных заседаний и др. Процедура работы парламента, например, включает целый ряд производств или процессов: законодательный процесс, процедура назначения должностных лиц и т.д.;

Е) Наконец, каждый государственный орган обладает таким элементом правового статуса, как ответственность. Например, конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в потере Президентом РФ своей должности.

Каждая из составных частей системы и органы, входящие в нее, обладают значительной спецификой, обусловленной природой и характером соответствующих законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти:

А) Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента РФ, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (государственных дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и других органов на уровне сельских и городских районов). Они занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те, которые обладают правом принимать законы (парламент РФ и парламенты республик), принято называть органами законодательной власти. Органы государственной власти других субъектов Федерации (автономных образований, городов федерального значения,краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (решения, постановления и т.п.), именуют обычно представительными органами государственной власти. Так же именуют, как мы видели вначале, и органы законодательной власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов - представителей групп избирателей и общественных объединений, избранных в органы власти народом;

Б) Федеральные органы исполнительной власти имеют существенные особенности по сравнению с органами как законодательной, так и судебной власти. Они обусловлены своеобразием характера и спецификой функций исполнительной власти и органов, данную власть осуществляющих.

Одной из основных особенностей исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов, других правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории (всей Федерации в целом, республики в составе России, края, области, города, района). В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти республик в составе РФ, органы глав администраций городов, сельских и городских районов;

В) Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента РФ во многом зависит состояние Вооруженных Сил РФ, Верховным Главнокомандующим которых он согласно Конституции Российской Федерации является.

Избирательное право представляет собой по существу совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, цветного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также порядок осуществления этого права. Таким образом, избирательное право позволяет реализовать международные нормы на право граждан принимать участие в управлении своей страной через свободные справедливые выборы.

В развитие Конституции Российской Федерации законодателем был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который вступил в силу 10 декабря 1994 года. Этот Федеральный закон устанавливает основы избирательного процесса в России, реализует избирательные стандарты, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.). Практика применения закона доказала его необходимость в качестве главного связующего звена в системе федерального избирательного законодательства. Он дал прогрессивное демократическое направление развитию всех избирательных законов. С учетом практики его применения и в связи с необходимостью более полного правового регулирования основ избирательной системы Российской Федерации, конкретизации соответствующих норм, а также федерального регулирования прав граждан на участие в референдуме был разработан и принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вступивший в силу 30 сентября 1997 года.Подготовительная стадия любых выборов начинается с принятия решения о назначении выборов. Назначение выборов - важнейший институт избирательного права, так как своевременным и периодическим назначением выборов обеспечивается общепризнанное мировым сообществом право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Для обеспечения сбалансированной и подконтрольной работы всех ветвей государственной власти в основных законах государства, как правило, устанавливается порядок, в соответствии с которым выборы соответствующего органа назначаются не им самим, а государственным органом, принадлежащим к другой ветви власти. В этом находит свое выражение принцип разделения властей.

В статьях 102, 84 Конституции Российской Федерации определено, что выборы Президента России назначаются Советом Федерации, а выборы депутатов Государственной Думы - Президентом России. Федеральные законы о выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы конкретизируют порядок назначения выборов в данные государственные органы, причем в строго фиксированные сроки. В Конституции и в современном избирательном законодательстве заложены и другие нормы обеспечения волеизъявления народа, избирательных прав и свобод граждан, что существенно обезопасило реализацию конституционного права граждан России избирать и быть избранными, гарантировало периодическое проведение свободных выборов.

В Международном пакте о гражданских и политических правах, в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов отмечено, что «государства должны устанавливать действенную беспристрастную и недискриминационную процедуру регистрации избирателей «. В Российской Федерации вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей по своему значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа (ст. 3 ч. 3 Конституции Российской Федерации), а также с вытекающим из этого положения принципом всеобщности избирательного права. Избирательное законодательство определило, что составление списков избирателей является компетенцией территориальных избирательных комиссий, но при этом сведения об избирателях должны передаваться в комиссии главой местной администрации и уточняться дважды в течение года (в январе и июле месяце).

Российское законодательство о выборах предусматривает, как и признано в мире, право граждан знакомиться с подготовленными списками избирателей и требовать устранения возможных неточностей и ошибок.

Проведение предвыборной агитации довольно подробно регулируется законами о выборах различных стран, при этом законодатели опираются на требования международных документов.

В нашей стране предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Так же, как и в Германии, Венгрии, Франции, Чехии, Словакии и многих других государствах, в России Федеральным законом установлено, что в течение трех дней до дня выборов опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов не допускается. Этот срок способствует ограничению возможности манипулирования мнением избирателей.

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации запрещает участвовать в предвыборной агитации государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, членам избирательных комиссий. Федеральным законодательством гарантируется предоставление кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний на территории соответствующего избирательного округа на равных основаниях.

В международном праве не установлены конкретные нормы по вопросам финансирования избирательных кампаний. Но из требований международных документов о необходимости проведения справедливых выборов следует, что национальным законодательством страны юридически должны гарантироваться равные возможности кандидатов, политических партий в финансировании избирательных кампаний. В настоящее время в федеральных избирательных законах России закреплена определенная система финансирования, учитывающая некоторые общие тенденции развития современного избирательного законодательства. Главные из них - государственное субсидирование кандидатов и избирательных объединений, ограничение их собственных избирательных фондов, а также финансовых источников, их образующих. Так, например, в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлен предельный размер расходов кандидата из создаваемого им избирательного фонда. Закон также предусматривает опубликование источников формирования избирательных фондов, их размеров, не допускает использование средств на агитацию помимо избирательных фондов, а также перечисление в избирательные фонды иностранных пожертвований. Принятые в России федеральные законы обеспечивают ответственность кандидатов, избирательных объединений за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний вплоть до отмены регистрации кандидата, списка кандидатов.

Во-первых, создание для подготовки и проведения выборов избирательных комиссий, независимых в пределах своей компетенции от государственных органов и органов местного самоуправления;

Во-вторых, гласность и открытость работы избирательных комиссий;

В-третьих, обязательность публикации полных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий о результатах выборов на всех уровнях, а также предоставление заверенных копий протоколов избирательных комиссий сразу после их оформления наблюдателям, членам с совещательным голосом;

В-четвертых, административная и уголовная ответственность членов комиссий за неправильный подсчет голосов, подделку документов, не предоставление наблюдателям сведений об итогах голосования и другие противоправные действия или бездействия.

После принятия всенародным голосованием Конституции в декабре 1993 года комплекс мер, введенных российскими законодателями с учетом международных требований, опыта стран с развитой демократией, позволил на демократической основе провести федеральные выборы в 1995 - 1996 годах. Но это не значит, что процесс разработки избирательного законодательства в нашей стране завершен. Тенденции развития международных избирательных стандартов, практика последних лет применения законодательства о выборах в России ставят ряд задач по укреплению избирательной системы государства. Так, нуждаются в дополнительном уточнении нормы, связанные с регистрацией избирателей; составлением списков избирателей; выдвижением кандидатов и сбором подписей в их поддержку; регистрацией кандидатов; обеспечением равных условий для кандидатов при проведении предвыборной агитации; конкретизацией правил финансирования агитационной деятельности; гарантией невмешательства органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц в избирательный процесс; организацией голосования проживающих в отдаленных и труднодоступных районах, а также за пределами территории Российской Федерации; подведением итогов голе сования; повышением ответственности за нарушение избирательного законодательства и многие другие. Процесс совершенствования законодательства в полной мере должен идти и на уровне субъектов Российской Федерации. Начинать здесь надо с приведения действующих законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Требует совершенствования и правоприменительная практика.

Реализация этих мер способствовала бы более полному осуществлению принципов выборной демократии, гарантий избирательных прав граждан, закреплению демократических преобразований, проходящих в России.