Правовой статус земельного участка включает в себя. Что такое статус земельного участка? Пример заявления на регистрацию временного статуса земельного участка

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать категорию земель быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через - так вы получите документ в течение часа. Стоимость та же - 250 рублей, данные официальные - из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории - это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель - это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства - это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов - гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

К примеру, земельный участок для строительства дома должен иметь категорию (целевое назначение) - земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования (ВРИ) - для индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Таблица основных видов разрешенного использования земельного участка

Номер в классификаторе Комментарии
1.0-1.18 Сюда относят земли, находящиеся вне населенных пунктов, которые предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур, скота, пушных зверей, разведения птиц, рыб, насекомых. Разрешено возводить здания, необходимые для нужд сельского хозяйства.
2.0-2.7.1 На этих землях можно возводить здания, как одноэтажные, так и многоэтажные, которые используются для проживания, а также объекты инфраструктуры, необходимые для их содержания.
3.0-3.10.2 На землях можно размещать объекты капитального строительства, которые необходимы для удовлетворения социальных и духовных потребностей - коммунальные предприятия, объекты здравоохранения, школы, ДОУ и т.д.
4.0-4.10 Земли предназначены для объектов капитального строительства, которые используются с целью получения выгоды.
5.0-5.5 Участки выделяют под размещение спортивных, туристических объектов, баз отдыха, конных прогулок и т.д.
6.0-6.11 На землях разрешено размещать добывающие и производственные объекты.
7.0-7.5 На участках размещают различные пути сообщения и строения, необходимые для их обслуживания.
8.0-8.4 Размещают объекты, предназначенные для Вооруженных сил, а также таможни.
9.0-9.3 Земли, на которых располагаются особо охраняемые природные территории.
10.0-10.4 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием, рубкой, заготовкой леса, охраной лесов.
11.0-11.3 На землях размещаются водные объекты и гидротехнические сооружения.
12.0-12.3 На участках размещены дороги, кладбища, парки, скверы и т.д. Сюда же относят земли запаса.
13.1 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием с/х культур для собственных нужд. Стоить жилые дома нельзя. Можно строить хозпостройки для хранения урожая и инвентаря.
13.2 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием плодовых деревьев и кустарников для собственных нужд. Можно строить жилые дома, садовые домики (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки.
13.3 ВРИ аннулирован в 2018 году

Полный перечень ВРИ является исчерпывающим, содержится в специальном классификаторе и не подлежит изменению в произвольном порядке. Если устанавливается новый для данной территории ВРИ, то он должен соответствовать перечню данного классификатора.

Земли населенных пунктов

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы - вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) ;
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Основное целевое назначение земель данной категории – удовлетворение жилищных, производственных, социальных, культурно - бытовых нужд граждан, проживающих на территории поселений.

Порядок использования земель населенных пунктов определяют в соответствии с зонированием их территории, при котором всю территорию делят на территориальные зоны, фиксируемые на карте (или схеме) зонирования. Градостроительные регламенты каждой из территориальных зон определяют основу правового режима, как земельных участков, так и их подземного и воздушного пространства, используемого в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений.

Изъятие земельного участка – это прекращение в установленном порядке прав собственности, пользования, владения или аренды.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах(из статьи Гражданского кодекса).

Изъятие земельного участка может быть с согласия обладателя прав на него или принудительное изъятие.

Изъятие может быть с выкупом, в том числе принудительным. При этом стоимость выкупа определяется по согласию сторон или судом.

Безвозмездное изъятие земельного участка может быть у арендаторов, у юридических лиц (постоянное или временное пользование), у граждан (пожизненное наследуемое владение). Однако и в случае безвозмездного изъятия производится в обязательном порядке возмещение убытков пользования, владельцам и арендатором, связанных с изъятием земельного участка. Изъятие за плату производится у собственника земли.

При решении вопросов о принудительном изъятии земельных участков следует руководствоваться не сиюминутным указанием руководителей и органов власти, а статьей 35 Конституции Российской Федерации, где установлено:

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного размещения.



Право наследования гарантируется. Следует иметь ввиду что правами на земельный участок обладает не только его собственник, но и пожизненно наследуемый владелец, постоянный (бессрочный) или временный пользователь, арендатор, субарендатор и даже обладатель права на смежный земельный участок, в пользу которого установлен сервитут. Право на земельный участок должно быть установлено и удостоверено.

Исходя из положения градостроительного и земельного законодательства, устанавливающих правовой режим земель (населенных пунктов), можно выделить следующие характерные особенности правового режима названной категории земель:

Преимущественное использование этих земель как пространственного базиса для целей застройки, удовлетворения социально – экономических, экологических, санитарно – гигиенических нужд жителей данного поселения.

Компактность, наличие общей (единой по своему земельному массиву) территории, которая отграничивается от земельных категорий границей населенного пункта (то есть внешней границей соответствующего поселения).

Преобладание в составе земель населенных пунктов государственной собственности. Значительное место занимают и земли, находящиеся в частной собственности. Особенно это характерно для малых городов, в крупных городах отношение различных видов собственности может быть иным.

Управление земель находится в совместной деятельности (в зависимости от категории земель) органов власти Субъектов Федерации, Федеральных органов управления.

Градостроительное планирование развития территории и поселений и их застройки осуществляют посредством разработки документации. Большое значение среди градостроительной документации имеют:

Генеральные схемы расселения на территории Российской Федерации, которыми определяются общие цели федеральной политики в области градостроительства и меры государственной поддержки ее реализации, основные положения развития системы расселения, природопользования и производства, меры по улучшению экологической обстановки в регионах и рациональному использованию земель и наиболее благоприятные территории для развития систем расселения;



Консолидированные схемы градостроительного планирования, разрабатываемые для территории двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов), в целях взаимного согласования интересов субъектов Российской Федерации и Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности;

Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории (ее части) субъектов Российской Федерации;

Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий, сельских округов;

Генеральные планы городских и сельских поселений.

Генеральный план – основной градостроительный документ, определяющий условия формирования среды жизнедеятельности, направления и развития городских и сельских поселений. В нем отражено зонирование (зоны различного функционального назначения территории), развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, соотношение застроенной и незастроенной территории городского и сельского поселения, территории резерва для их развития. А также требования к сохранению объектов историко–культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологического и санитарного равновесия.

При разработке градостроительной документации готовят и схемы зонирования территории населенного пункта, включающие девять зон:

1) жилая зона;

2) общественно – деловая зона;

3) производственная зона;

4) зона инженерной и транспортной инфраструктуры;

5) рекреационная зона;

6) зона особо охраняемых природных территорий;

7) зона специального назначения;

8) зона военных объектов и зона режимных территорий;

9) зона общего пользования.

Помимо вышеуказанных зон, в состав категории земель населенных пунктов входят пригородные зоны, в которые включают земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, но составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных населенных пунктов.

Земельный участок расположен в жилой зоне на территории села Большой-Атмас, причем в центральной его части. Что отражается на его использовании и значительно влияет на стоимость этого землепользования.

Данный земельный участок, на основании зонирования территории села Большой-Атмас, относится к жилой зоне. Согласно правовому режиму этой территориальной зоны земельные участки, принадлежащие ей, предназначены для застройки жилыми зданиями. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройство территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры. Согласно разрешенному использованию этого земельного участка, он предназначен для эксплуатации жилыми зданиями и эксплуатация его в других целях будет неправомочна, на нем нельзя строить административные помещения и производственные постройки.

Зонирование территорий населенных пунктов определяет общие предпосылки использования земель в определенных зонах. Но, как известно, после и политических преобразований в России в начале 90-ых годов. В нашей стране появились различные формы собственности помимо государственной. Представленный земельный участок находится в муниципальной собственности. Согласно этому понятию - «собственность», собственники имеют право пользоваться, распоряжаться и владеть своим земельным участком. Значит правообладатель земельного участка как юридическое лицо может в соответствии с законами использовать свой участок, то есть непосредственно пользоваться для своих нужд, сдавать в аренду и получать арендную плату, продавать. Любая деятельность возможна, если она не противоречит правовому использованию данной территориальной зоны и если собственники не нарушают земельного и иного законодательства при эксплуатации своего земельного участка.

Рассматриваемый земельный участок имеет кадастровый номер 55:31:01 11 01:0741. Принадлежит Липской Галине Леонидовне на праве собственности, ограничений и обременений не зарегистрировано.

4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В системе обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности основная роль принадлежит нормативно- правовым документам по охране труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Государственный контроль за соблюдением требований охраны труда;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К правовым нормативным документам относят:

Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон РФ « о промышленной безопасности ОПО» от 21.07.1997 г. № 116- ФЗ; Федеральный закон РФ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ;

Гост 12.0.004.-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие требования.

Гост 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.

Гост 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда оборудования производственное. Общие требования к безопасности.

Методические пособия по организации проведения инструктажей по охране труда в организации;

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения».

Наиболее актуальной для сел является ситуация техногенного характера, к которым относятся большая вероятность возникновения пожаров.

Для предотвращения причин пожара в помещениях согласно правилам пожарной безопасности – 01-93(ГШБ-01-93) должны быть предусмотрены средства пожаротушения.

При выполнении камеральных работ предъявляются ряд требований к помещениям. Площадь производственного помещения, приходящаяся на одного человека, должна быть 4, 5 кв.м., а объем – не менее 15 куб.м.

Минимальная высота помещения должна соответствовать 3, 2 м. Входы и выходы устраивают с учетом безопасного передвижения, технологических перемещений и обеспечения пропускной способности в аварийных ситуациях.

Нормативы, планировочные и конструктивные решения производственных помещений предусмотрены СНиПом 2.09.03-9(8)5. Эти требования сводятся к обеспечению здорового и безопасного пребывания в производственных помещениях работающих в течение всего рабочего дня. Главными из них являются защита от метереологических условий, шума и соблюдение норм освещенности.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к системам производственного освещения, следующие:

1) соответствие уровня освещенности рабочих мест характеру выполняемой зрительной работы, согласно санитарным нормам освещенности для определенного вида работ;

2) на рабочих местах, требующих рассмотрение мелких деталей на близком расстоянии, должно быть усиленное освещение;

3) достаточно равномерное распределение яркости на рабочих поверхностях и в окружающем пространстве;

4) разница яркости не должна вызывать ослепления и частой переадаптации;

5) освещенность рабочих поверхностей должна быть равномерной, без резких теней, бликов и блеклостей;

6) направленность излучаемого осветительными приборами светового потока должна быть оптимальной;

7) устройства светильников должно быть удобным, долговечным, экономичным, электробезопасным, пожаробезопасным и простым в эксплуатации.

Кроме освещенности на человека неблагоприятно воздействуют шум. Предельно допустимым уровень шума в помещении должен быть не более 50 дБ.

В соответствии с ГОСТом 12.1.003-83 защита от шума, создаваемого на рабочих местах внутренними источниками, а также шума, проникающего из вне, осуществляется следующими методами: уменьшение шума в источнике, применение средств коллективной и индивидуальной защиты, осуществление рациональной планировки и акустической обработки рабочих помещений.

Микроклиматические условия внутри помещения характеризуются: температурой воздуха, которая должна быть +22 С, +23 С как в холодный, так и в теплый периоды года; влажностью, которая колеблется в пределах от 40% до 60%; скоростью движения воздуха не менее 0.1 м/сек.. В целом микроклиматические условия зависят от погодных условий и от производственного процесса.

Составной частью вычислительных работ является обработка информации на ПЭВМ.

Для более быстрого рассредоточения сотрудников, при чрезвычайной ситуации на предприятии предусмотрены планы их эвакуации.

Для предоставления чрезвычайных ситуаций в виде пожаров на предприятии установлена система пожарной безопасности, установлены пожарные сигнализации во всех помещениях, а также имеются огнетушители, которые проходят ежегодную проверку.

При разработке требований безопасности работы на ПЭВМ учтены требования нормативных актов. Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы СанПин 2.2.2/2.4.1340).

Основные требования безопасности труда заключается в следующем:

1. К работе с ПЭВМ допускаются лица, обученные работе на них, прошедшие вводный инструктаж (при принятии на работу) и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

2. К непосредственной работе с ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

3. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВИ), должны проходить обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу.

4. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований.

5. Пользователи ПЭВМ обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

6. Пользователи ПЭВМ обязаны соблюдать режимы труда и отдыха:

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно- эмоционального напряжения, утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений для снятия напряжения органов зрения.

1) Рабочие места с ПЭВМ по отношению к световым проемам располагаются так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева;

2) Схемы размещения рабочих мест ПЭВМ должны учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м. для снижения воздействия на работающих возможных электромагнитных полей рекомендуется устанавливать между рабочими столами защитные экраны;

3) Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. С учетом размеров алфавитно- цифровых знаков и символов;

4) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования.

5) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ. Помещение с ПЭВМ должно быть оснащены аптечкой первой помощи.

6) Работник обязан немедленно сообщать непосредственному руководителю о случаях травмирования при неисправности оборудования.

7) Работник обязан знать правила оказания первой помощи и оказать ее пострадавшим при несчастных случаях.

Главным образом, для повышения работоспособности и сохранения здоровья человека при производстве камеральных работ необходимо руководствоваться правилами по технике безопасности. Выполнение всех требований по охране труда позволит избежать несчастных случаев, общих и профессиональных заболеваний, пожаров и взрывов при работе на ПЭВМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе дипломной работы был сформирован земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в Черлакском районе, село Большой-Атмас. В дипломе были использованы материалы, которые предназначены для постановки на государственный кадастровый учет. Проведено межевание земельного участка на основе которого был составлен план земельного участка. В процессе дипломной работы был установлен правовой режим земельного участка из которого следует, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В дипломной работе также рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

БИБЛИОГРАФОЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артеменко, В.В. Планировка сельских населенных мест /В.В. Артеменко, В.П. Басков, А.В. Севостьянов. – М.: Колос, 1997. – 272с.

2. Благоустройство населенных мест /В.А. Литовченко// Проблемы экологии на территориях переуплотненной застройки. – 2003. -- №3. – С.33-36.

3. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6Т. Т2 Управление земельными ресурсами. – М.: КолосС, 2004. – 528с.

4. Земельный кодекс Российской Федерации – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 96с.

5. Зонирование территорий в концепции сбалансированного и устойчивого развития поселений региона/А.А. Мурашова, П.А. Лепекин// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2006. -- №6. – С.24 – 28.

7. Королева Н.А. Правовые основы безопасности жизнедеятельности. : Методические рекомендации /Н.А. Королева, Т.М. Николаенко, А.М. Тетерева – Омск: Из-во ОмГАУ, 2004. – 78с.

8. Кончуков, Н.П. Планировка сельских населенных мест / Н.П. Кончуков. – М.: Высшая школа, 1979. – 247с.

9. Михайлов, Н.Н. Планировка поселений / Н.Н. Михайлов, И.В. Цыпленкова. – Омск: Из-во ФГОУВПО ОмГАУ, 2005. – 132с.

10. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним: Федер. закон от 21 июля 1997г. №76 – ФЗ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - №26. – С.5037-5039.

11. Оформление права собственности на земельные участки: Федер. закон от 5 марта 2001 г. №20 – ФЗ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2001. -- №26. – С.4037-4039.

13. Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496с.

14. Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка: Приказ от 11 августа 2006 г. №93// Консультант плюс.

15. Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет: Приказ от 2 октября 2002 г. №327// Консультант плюс.

16. Об охране окружающей природной среды: Федер. закон от 19 мая 1991г. №2060-1 – ФЗ// Консультант плюс.

18. Об отходах производства и потребления: Федер. закон от 24 августа 1998 г №89 – ФЗ// Консультант плюс.

19. Оленев К.Я. Установление и восстановление границ при землеустройстве: Лекция – 2-е изд., стериотип./ Ом ГАУ – Омск, 1996. – 28 с.

20. О федеральной целевой программе «Развития земельной реформы в Российской Федерации (1999 – 2002 годы): Постановление Правительства РФ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2000. -- №16. – С.3678-3683.

21. О государственном кадастре недвижимости: Федер. закон от 24 июля 2007 г. №221 –ФЗ// Консультант плюс.

22. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Федер. закон от 22 июля 1993 г. №5487-1 – ФЗ// Консультант плюс.

23. О разграничении государственной собственности на землю: Федер. закон от 17 июля 2001 г. №101 – ФЗ// Сборник законодательства РФ с.34.

24. О порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений: Федер. закон от 2 февраля 1996 г. №1051 – ФЗ// Сборник законодательства РФ с.85.

25. Подковырова М.А. Лондшафтно-экологические положения организации использования земель поселений: диссертация/Подковырова Марина Анатольевна. – Омск, 2006. – 56с.

26. Рынок нкдвижимости: газета (под ред. Ю.Б. Полякова) – Омск: Из-во ОО «Омск-ЭКСПО», 2007. – с.274.

27. СНиП 11-40-80. – Допустимые уровни вибрации в жилых зданиях.

28. СНиП 2.07.01-89. – Планировка и застройка городских и сельских поселений.

29.. СНиП 2.01.02-85. – Противопожарные нормы.

30 СанПиН 6229-91. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве.

31. Учет земельных участков, находящихся в обороте/Е.М. Чибис// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2006. -- №6. – С.45-47.

32. Чешев, А.С. Основы землепользования и землеустройства / А.С. Чешев, В.Ф. Вальков. – М.: Агропромиздат, 2002 г. – 327с.

33. Шкатулла В.И. Правоведение [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.

34. Экономический механизм управления земельными ресурсами сверхкрупных городов /Е.А. Варламова// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2006. -- №6. – С.42-44.

Характеристика земельного участка

Индивидуализация земельного участка, как объекта недвижимости, невозможна без описания его характеристик. Законодательство не содержит исчерпывающего перечня характеристик земли, однако анализ нормативных актов позволяет классифицировать характеристики следующим образом:

  • 1) Физические (технические);
  • 2) Характеристика правового статуса земельного участка;
  • 3) Экономические;
  • 4) Дополнительные.

Характеристики земельного участка используются для его описания в процессе кадастрового учета и внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости. Данные о характеристиках, наличие которых является обязательным условием для постановки участка на кадастровый учет и присвоения ему уникального кадастрового номера, содержатся в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в иных подзаконных актах.

Уникальные характеристики земельного участка

Основной объем информации о количественных и качественных свойствах участка содержится в физических (технических) характеристиках. В качестве обязательных элементов физических характеристик выступают:

  • 1) Местоположение участка земли. Под местоположением участка законодательство понимает координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В отношении отдельных частей границ нормативными актами может предусматриваться иная процедура определения их местонахождения: путем указания на природные или искусственно возведенные объекты, сведения о которых имеются в Государственном кадастре недвижимости и чьи границы совпадают с внешними границами участка.
  • 2) Площадь и размеры участка земли. Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» определено, что важнейшими характеристиками земельных участков являются местоположение границ и его площадь. При установлении границ участка определяется площадь участка, что позволяет индивидуализировать конкретный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Выделяют нормативную и фактическую площадь земельного участка. Для целей кадастрового учета используется только нормативная площадь земельного участка.
  • 3) Адрес/Метроные ориентиры участка. Присвоение адреса происходит после постановки участка на кадастровый учет.
  • 4) Топографические и качественные свойства участка. Включают в себя описание поверхностного и подпочвенного слоя земли, ландшафта, контуров и иных топографических данных.

Характеристика правового статуса земли состоит из следующих элементов:

  • 1) Сведения о правообладателях земельного участка. Данная информация содержится в правоустанавливающих документах, удостоверяющих определенный вид землепользования. К таким документам относятся свидетельство о регистрации права, договоры, решения о предоставлении участка и т.д.).
  • 2) Сведения о категории земель, целевом назначении и разрешенных видах пользования участком земли. Категория и целевое назначение земель определяется на стадии проведения кадастрового учета. Виды разрешенного использования земельного участка определяются правообладателем самостоятельно исходя из категории земель, к которой принадлежит участок.
  • 3) Вид и форма права на земельный участок. Так как земельные участки являются объектами недвижимости, они могут принадлежат лицу на любом вещном праве, предусмотренном законодательством (право собственности, срочного пользования и т.д.).
  • 4) Наличие ограничений, обременений и сервитутов в отношении участка. Данные виды ограничения прав устанавливаются решением уполномоченных органов или соглашением сторон сделки.

Экономическая характеристика земельного участка включает в себя следующие элементы:

  • 1) Кадастровая стоимость земли. Этот обязательный показатель рассчитывается в ходе проведения кадастровых работ, используется для целей налогообложения. Изменение кадастровой стоимости допускается в судебном порядке.
  • 2) Рыночная стоимость земли. Не является обязательным показателем, определяется по мере возникновения необходимости заинтересованными сторонами. Используется для определения цены предполагаемой сделки с земельным участком.

Дополнительные характеристики земельного участка не являются обязательными, а их перечень может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от содержания правоотношения. Наиболее важными такими характеристиками являются:

  • 1) Экологическая обстановка по месту нахождения земельного участка. Имеет существенное значение в случаях приобретения земли гражданами для личного пользования, проживания и т.д.
  • 2) Логистические (транспортные) показатели. Позволяют определить доступность земельного участка для транспортной инфраструктуры. Является важной информацией для земельных участков, используемых как в экономическом обороте, так и для целей личного пользования.
  • 3) Геологические показатели. В ряде регионов данные этого показателя позволяют определить сейсмичность места расположения участка, что напрямую влияет на будущую цель использования под строительство.
  • 4) Иные показатели. Заинтересованные стороны и правообладатели участков вправе выявлять и устанавливать иные характеристики, имеющие значение для определения его свойств.

Определение основных характеристик земельного участка

Обязательные характеристики земельного участка определяются в ходе проведения кадастровых работ. Кадастровые работы заключаются в осуществлении конкретных действий, направленных на описание и индивидуализацию земельных участков, сопровождающихся присвоением каждому участку особых, уникальных признаков, отличающих его от других территорий и земель.

Итогом выполнения кадастровых работ является:

  • 1) Изготовление межевого плана на участок, который включает в себя как топографическое изображение на карте-схеме, так и детальное описание физических (технических) характеристик.
  • 2) Осуществление кадастрового учета, в ходе которого обязательные характеристики участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости.
  • 3) Присвоение уникального кадастрового номера.

Как узнать характеристики земельного участка?

Присвоенный земельному участку уникальный кадастровый номер позволяет получить информацию об основных характеристиках земельного участка. Это можно сделать двумя способами:

  • 1) Путем получения кадастровой выписки в органах Росреестра. Для получения выписки в электронной или письменной форме заинтересованное лицо обращается в территориальный орган Росреестра с указанием кадастрового номера интересующего участка;
  • 2) Путем получения открытых данных из публичной кадастровой карты Росреестра, доступной по адресу http://pkk5.rosreestr.ru/

Изменение характеристик земельного участка

Изменение характеристик участка происходит в результате выполнения кадастровых работ и последующего кадастрового учета. Самыми распространенными случаями изменения характеристик являются уточнение границ и площади земельного участка, категории и вида разрешенного пользования землей.

Оспаривание установленных характеристик происходит в судебном порядке и чаще всего используется в случаях уточнения границ смежных участков и изменения кадастровой стоимости земли. Решение судебного органа, которым изменены характеристики участка, является обязательным для исполнения и реализуется путем внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Продажа земельного участка

Здравствуйте. Нашла покупателя на земельный участок, участок выдан по программе многодетных. Есть разрешение на продажу от опеки. Старший ребенок учится в другом городе и оформил на меня доверенность (21 год) . Другим детям 17 и 12 лет. Можно сразу оформить сделку в регистрационной палате, без нотариуса?

Елена 17.09.2018 08:11

Здравствуйте! В соответствии со ст.42 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки. касающиеся долевой собственности, необходимо оформить через нотариуса. Вы можете обратиться в нашу компанию, где наши специалисты займутся вашим делом. Скидка по промокоду Сервиса бесплатных юридических консультаций 50%.

Коханов Николай Игоревич 29.09.2018 18:27

Задать дополнительный вопрос

Приходите на консультацию, мы вам поможем.

Миронов Александр Константинович 01.10.2018 10:15

Задать дополнительный вопрос

Местоположение земельного участка

Добрый день! Земельный участок сельхоз назначения поставлен на кадастровый учет. На публичной кадастровой карте граница земельного участка совмещена с границей населенного пункта. Однако в выписке есть данные о том, что местоположение установлено относительно ориентира - населенный пункт, и участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток. Как можно понять как расположен земельный участок? Спасибо.

Елена 09.08.2018 19:42

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Малов Дмитрий Владимирович 07.10.2018 16:22

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

Целевое назначение – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земельного участка для конкретных целей (например, для ведения сельскохозяйственного производства, садоводства и огородничества, строительства жилого дома и ведения приусадебного хозяйства и др.)

Цепь использования земельного участка определяется документами, устанавливающими и удостоверяющими виды права на землю. При этом распространенной ошибкой является то. что отнесение земель к категории отождествляется с обладателем права на землю, однако не обладателем права на землю определяется категория земель а целью (характером) его использования

Разрешенное использование – использование земельного участка с учетом целевого назначения, установленных ограничений и обременений. Оно устанавливается на основе зонирования земель, градостроительной и землеустроительной документации и содержит требования к:

способам использования земельного участка и запрещению тех, которые ведут к деградации земли и снижению плодородия почв или ухудшению окружающей природной среды;

предельно допустимым нормам нагрузки на окружающую природную среду, сохранению зеленых насаждений;

плотности, высоте, глубине застройки, размещению культурных, коммунально-бытовых, промышленных и других зданий и сооружений в соответствии с градостроительной документацией и строительными нормами и правилами в пределах земельного участка или зоны.

Земельный участок, предоставленный из государственных и муниципальных земель или приобретенный по другим основания, может быть обременен следующими обязательствами:

запретом на продажу или иное отчуждение определенным лицам, либо разрешение на отчуждение определенным лицам бессрочно или в течение установленного срока;

запретом на сдачу в аренду или субаренду;

правом на преимущественную покупку по объявленной цене в случае его продажи;

передачей по наследству только определенным наследникам (для сельскохозяйственных земель);

условием начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в определенном порядке проекту;

запретом на изменение внешнего вида недвижимости, реконструкцию или снос здания, строения, сооружения без согласования в установленном порядке;

условием осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;

запретом на отдельные виды деятельности, на изменение целевого использования земельного участка;

условием соблюдать природоохранные требования или выполнить определенные работы, в том числе охранять животный мир, почвенный покров, редкие растения, памятники природы, сохранить естественную среду обитания и пути миграции диких животных и др.


Обремененияземельного участка устанавливаются законодательством, договорами или решением суда. Они включаются в его правовой статус, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка другому лицу.

Земельные участки, а также прочно связанные с ними объекты (почва, замкнутые водоемы, многолетние насаждения, здания, строения и др.) являются недвижимым имуществом и находятся в обороте нераздельно.

Правовой режим земель - это совокупность правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга земель, установленных земельным, градостроительным, лесным водным, природоохранным законодательством и законодательством о недрах. Он определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и других нормативно-правовых документов.

Видами прав на земельные участки являются: право собственности, постоянного (бессрочного) пользования (у государственных и муниципальных учреждений федеральных казенных предприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления), а также право пожизненно наследуемого впадения постоянного (бессрочного) пользования граждан, приобретенное ими до 29.10. 2001 года (вступления в сипу ЗК РФ), аренда, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), безвозмездное срочное пользование (у государственных и муниципальных учреждений федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Гражданским кодексом вещными правами, подлежащими государственной регистрации помимо права собственности, являются право хозяйственного ведения, оперативного управления. сервитут, а также ограничения вещных прав (ипотека, аренда), их возникновение, переход, прекращение.

Права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически значимыми и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав может проводиться по желанию их обладателей. До создания в субъектах РФ учреждений юстиции по государственной регистрации прав, приравненную к ним регистрацию осуществляли земельные комитеты, БТИ, комитеты по управлению имуществом.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом могут равноправно существовать государственная, муниципальная и частная формы собственности на землю.

Собственность – максимально возможная степень прав физического или юридического лица на землю. Собственник имеет право владения, распоряжения и пользования землей (право продажи, залога, дарения, передачи по наследству, обмена) с соблюдением обременений и иных условий, установленных законом и договорами.

Государственная форма собственности подразделяется, в свою очередь на собственность федеральную и субъектов федерации.

В федеральным землям относятся: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, водного, лесного фонда, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта, автомобильных дорог, земель запаса, природных заповедников, парков, учебных и опытных хозяйств и др.

В собственности субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов) находятся земли в пределах административно-территориальных границ за исключением федеральных земель.

В муниципальной собственности (городов и др. поселений, а также районов, кроме районов в городах), находятся земельные участки в пределах черты городов, поселков, сельских поселений, а также переданные в ведение органов местного самоуправления. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью . Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства, застройки и иных целей.

Частная собственность подразделяется на коллективную (общая, совместная) и индивидуальную. Граждане России имеют право на получение в частную собственность, земельных участков для:

ведения крестьянского (фермерского) хозяйства бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на 1 работающего в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших и постоянно проживающих в хозяйстве), а также лиц, занятых в социальной сфере на селе; за плату – передаются земельные участки в собственность сверх средней земельной доли до норм, устанавливаемых областными администрациями;

индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства (животноводства, садоводства) в городах, поселках за плату, а в сельских населенных пунктах, в пределах установленных норм бесплатно;

садоводства, огородничества, животноводства – бесплатно передаются в собственность все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли;

иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Передача земель в собственность граждан производится местными администрациями. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных или муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена и др. сделок. Возврат земель бывшим собственникам и их наследникам в России не допускается. Иностранным гражданам земельные участки в собственность и наследуемое владение не передаются.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество бывает:

Долевой (земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме);

Совместной:

Имущество супругов («Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ);

Имущество общего пользования в некоммерческих объединениях (ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

Имущество фермерского хозяйства (ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Владение (пожизненное наследуемое владение землей ) – это владение и пользование земельным участком, передаваемым по наследству. Владельцу гарантируются широкие права, но исключается право продажи земли. Во владение земельные участки предоставлялись гражданам РФ для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, для дачного строительства, традиционных народных промыслов, предпринимательской деятельности и иных, не запрещенных законом, целей. Размеры участков определяются законодательством. На этом праве в настоящее время земельные участки не предоставляются.

Постоянное (бессрочное) пользование – право эксплуатации земельного участка в интересах пользователя (пользоваться произведенной продукцией) без установленного срока (бессрочно). Предоставление земельного участка во владение и пользование осуществляется администрациями соответствующего уровня в порядке отвода безвозмездно только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения , владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закрепленона праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение

Землепользование – это территория, предоставленная хозяйству, предприятию или иному юридическому лицу для конкретных целей, имеющая определенную площадь, фиксированное местоположение и точные границы. Землепользование может быть cельскохозяйственным и несельскохозяйственным, бессрочным (постоянным), временным (от 3 до 10 лет) и срочным - (до 1 года), общественным и индивидуальным, первичным и вторичным. Однако во всех случаях оно должно быть рациональным и максимально соответствовать социально-экономическим интересам народного хозяйства и обеспечивать наибольшую эффективность.

При первичном землепользовании земельный участок предоставляется в установленном порядке организации, сельскохозяйственному предприятию, товариществу, гражданам.

Вторичное землепользование – земельный участок первичного землепользования, предоставляется в установленном порядке другим землепользователям во временное или бессрочное пользование (например, служебные наделы ). Основанием вторичного землепользования служит решение (приказ) вышестоящего первичного землепользователя, решение общего собрания сельскохозяйственного предприятия или постановление соответствующей администрации.

Срочное пользование – предоставление земельного участка во временное пользование на срок до одного года за плату или безвозмездно. Право предоставления в срочное пользование земельных участков принадлежит органам исполнительной власти и местного самоуправления, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и устанавливается договорами.

Аренда – срочное (временное) платное использование земли. Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам РФ, сельскохозяйственным и другим государственным и кооперативным предприятиям, учреждениям, организациям, совместным предприятиям, иностранным государствам и гражданам, юридическим лицам землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком. Предельный срок временного пользования землей на условиях аренды до 50 лет. Арендатор имеет преимущественное право на повторное заключение договора аренды. Размер арендной платы устанавливается договором.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

Субаренда – арендатор имеет право сдать арендованный земельный участок или его часть в субаренду в случае передачи в аренду расположенных на нем объектов недвижимости с согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное. Срок субаренды не может превышать срока действия договора аренды. Договор аренды и субаренды подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться по соглашению между собственниками или решением суда. Если он установлен в отношении одного или нескольких лиц – частный, неограниченного числа лиц – публичный сервитут.

Могут устанавливаться следующие сервитуты:

прохода или проезда через земельный участок;

использования земельного участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей;

проведения дренажных работ;

забора воды, водопоя, сенокоса, прогона или пастьбы скота;

временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и др. работ.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц в интересах, которых он установлен. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей, плата не взимается.

Сервитут может устанавливаться на земельный участок на любом праве и быть временным или постоянным. Он сохраняется при переходе земельного участка к другому лицу. Сервитут может быть прекращен: в виду отпадения оснований, по которым был установлен; в случае, если земельный участок в результате обременения не может использоваться по назначению. Собственник в праве требовать его прекращения и в судебном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации.