"об утверждении порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств". Методические рекомендации по вопросам накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-т

(Выписка для объекта)

В КОНСУЛЬТАНТЕ НЕТ

Общие положения

1. Настоящее Положение определяет нормы, порядок накопления и использования
имущества гражданской обороны для обеспечения населения, невоенизированных
формирований гражданской обороны и защитных сооружений гражданской обороны.

2. К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты,
приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и
комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха
защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской
защиты, средства связи и оповещения.

3. Имущество гражданской обороны используется в военное время, а также в мирное
время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и
стихийными бедствиями.

4. Обеспечении средствами индивидуальной защиты органов дыхания подлежит
население:

приграничных регионов (на западе - на/глубину до 500 км, на юге и Дальнем Востоке - до 200 км);

городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;

населенных пунктов с объектами особой важности и железнодорожными станциями первой и второй категорий;

проживающее в границах зон возможного опасного радиоактивного и химического заражения;

населенных пунктов, расположенных вблизи магистралей с интенсивным транспортированием опасных грузов.

Невоенизированные формирования гражданской обороны и защитные сооружения гражданской обороны обеспечиваются имуществом гражданской обороны согласно табелям (нормам) оснащения.

5. Накопление имущества гражданской обороны осуществляемся в мирное время путем
закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, передаваемый на хранение
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и создания запасов на
предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности).

Порядок накопления имущества гражданской обороны в запасе предприятий, организаций и учреждений

12. Номенклатура и размеры накопления в запасе предприятий, организаций и учреждении противогазов определяются исходя из необходимости обеспечения ими всех лиц, работающих в мирное время, а остального имущества гражданской обороны - табелями (нормами) оснащения невоенизированных формирований гражданской обороны и защитных сооружений гражданской обороны и утверждаются органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. При

этом количество противогазов увеличивается на 5 процентов от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

13. Расходы на закладку, хранение, техническое обслуживание имущества гражданской
обороны, находящегося в запасе предприятий, организаций и учреждений, и на оплату труда
обслуживающего персонала финансируются из их собственных средств.

14. Закупка и поставка имущества гражданской обороны в запас предприятий,
организаций и учреждений осуществляются в установленном порядке на основе заключаемых
предприятиями, организациями и учреждениями прямых договоров с заводами-
изготовителями или с базами материального снабжения субъектов Российской Федерации.

15. Списание из запаса предприятий, организаций и учреждений имущества
гражданской обороны, утратившего защитные и эксплуатационные свойства по истечении
сроков годности, производится на основании актов технического (качественного) состояния,
согласованных с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
субъектов Российской Федерации. Списание осуществляется на основании решений
руководителей предприятий, организаций и учреждений.

16. Предприятия, организации и учреждения представляют не позднее 15 июня
каждого года в органы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям -
субъектов Российской Федерации заявки на приобретение имущества гражданской обороны
в следующем году. Указанные органы представляют не позднее 15 августа каждого года
сводную заявку на приобретение имущества гражданской обороны в следующем году в
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое информирует заводы-
изготовители о потребности в имуществе гражданской обороны в следующем году.

Хранение имущества гражданской обороны

18. Имущество гражданской обороны запаса предприятий, организаций и
учреждений хранится на их складах. При наличии соответствующих условий разрешается
по согласованию с органами - по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
.городов (районов) хранить противогазы на рабочих местах.

19. Порядок и условия хранения имущества гражданской обороны определяются
инструкцией по длительному хранению на складах специального имущества гражданской
обороны.

Использование имущества гражданской обороны

20. При введении в стране "особого периода" органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации выдают имущество гражданской обороны населению и
невоенизированным формированиям гражданской обороны в соответствии с требованиями
директивы Начальника гражданской обороны Российской Федерации "О порядке приведения
в готовность гражданской обороны Российской Федерации".

В мирное время органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешается использовать имущество гражданской обороны из мобилизационного резерва Российской Федерации для защиты населения в чрезвычайных ситуациях с последующим срочным докладом Правительству Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

21. Имущество гражданской обороны из запаса предприятий, организаций и
учреждений выдается по решению их руководителей.

Контроль и ответственность за накопление, хранение, замену, освежение и использование имущества гражданской обороны

22. Контроль за накоплением, хранением, заменой, освежением и использованием по прямому назначению имущества гражданской обороны осуществляется:

в запасе предприятий, организаций, учреждений - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его подведомственными органами.

23. Ответственность за накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в состоянии готовности к использованию имущества гражданской обороны несут:

в запасе предприятий, организаций и учреждений - их руководители.

Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)

1. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО

Порядок накопления имущества гражданской обороны определяется «Положением о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 330-15.

К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения.

Накопление по установленным нормам имущества гражданской оборо­ ны осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, передаваемый на хранение субъек там Российской Федерации, и создания запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобрезерве опреде­ляются Правительством Российской Федерации, исходя из потребности в нем населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов эко­ номики - исходя из необходимости обеспечения имуществом наибольшей работающей смены этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах утвержденной табельной положенности).

Закупки и поставка имущества в мобрезерв осуществляются по госу­ дарственному оборонному заказу, а в запас объектов экономики - по прямым связям с поставщиками за счет собственных средств предприятий, учрежде­ ний и организаций.

Имущество мобрезерва хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах объектов эко­ номики по сохранным обязательствам, что делается в целях сокращения вре­мени выдачи СИЗ населению, проживающему вблизи потенциально опасных объектов.

Запасы имущества на объектах экономики хранятся на складах пред приятий и организаций.

Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяется соответствующими инструкциями.

Освежение имущества гражданской обороны производится в соответ­ствии с планами органов, осуществляющих управление гражданской оборо­ной субъектов Российской Федерации и объектов экономики, путем разбро нирования в установленном порядке из мобрезерва и списания из запаса объ­ ектов экономики непригодного для использования по предназначению или морально устаревшего имущества и закладки на хранение новых изделий.

Ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию имущества гражданской обороны возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководителей организаций.

В целях своевременной закладки и поставки имущества в мобилизационный резерв органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно по установленной форме представляют в МЧС России сведения по накоплению, замене, освежению, разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации.

На основании государственного оборонного заказа МЧС России разрабатывает план распределения имущества гражданской обороны для хранения в мобилизационном резерве Российской Федерации и составляет ведомость разбронирования и утилизации имущества, утратившего свои защитные и эксплуатационные свойства. Выписка из этих документов направляется в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

МЧС России по согласованию с Росрезервом, Минэкономразвития России и Минфином России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации предложения по разбронированию и утилизации имущества гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении разнарядки от МЧС России заключают в установленные сроки договора с заводами-изготовителями на закупку и поставку имущества гражданской обороны.

Оплата указанного имущества, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке финансирования, кредитования и бухгалтерского учета мобилизационных резервов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оформляют закладку имущества гражданской обороны в мобилизационный резерв Российской Федерации актом, который направляют МЧС России и территориальным органам Росрезерва. Эти акты являются основанием для окончательных расчетов территориальных органов Росрезерва с заводами-изготовителями за поставляемую продукцию.

Расходы на содержание, ремонт и охрану складов, оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок имущества гражданской обороны, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала учитываются при финансировании взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с федеральным бюджетом. Запасы имущества гражданской обороны, хранящиеся в мобилизационном резерве, являются собственностью Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, закупка и поставка имущества гражданской обороны в запас объектов экономики осуществляется в установленном порядке на основе прямых договоров с изготовителями этого имущества и за счет средств объектов экономики. Списание из запасов этих объектов имущества гражданской обороны, утратившего защитные и эксплуатационные свойства по истечении сроков годности, производится на основании актов технического состояния, согласованных с территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации, на основании решений руководителей объектов экономики (организаций).

Имущество гражданской обороны мобилизационного резерва Российской Федерации хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах органов здравоохранения. Имущество запасов организаций хранится на их складах. При наличии соответствующих условий разрешается, по согласованию с органами по делам ГОЧС городов (районов), хранение такого вида имущества, как противогазы, на рабочих местах.

Ответственность за накопление, хранение, защиту, освежение, поддержание в соответствующей готовности и использование имущества гражданской обороны, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в запасы предприятий, организаций – их руководители.

Средствами индивидуальной защиты обеспечивается, в первую очередь, личный состав формирований гражданской обороны, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно, химически и биологически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства защиты кожи, по принципу защитного действия – на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся выпускаемые промышленные противогазы, камеры защитные детские, респираторы и изготавливаемые населением простейшие средства защиты типа противопылевых тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи относится специальная защитная одежда, изготовленная из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа обеспечивают защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха.

Защита кожи обеспечивается в данном случае полной её изоляцией от окружающей среды.

Важной составной частью мероприятий по защите населения является обеспечение его медицинскими средствами индивидуальной защиты. Это – химические, химико-терапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для защиты одного человека от поражающих факторов современных средств поражения и использование либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи. К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10); пакет перевязочный медицинский (ППМ); профилактический антидот П-6 против фосфорсодержащих отравляющих веществ. Потребность в медицинских средствах индивидуальной защиты определяется, исходя из численности личного состава формирований гражданской обороны, рабочих и служащих (без учета их семей) на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва производится по решению Правительства Российской Федерации, а из запасов объектов экономики – с введением в действие планов гражданской обороны и защиты населения по решению руководителей объекта в установленном порядке.

Организация и порядок выдачи указанных средств в военное время определяется планами гражданской обороны и защиты населения, в которых определены порядок, графики и пункты выдачи этих средств, а также лица, ответственные за получение их со складов и доставку, погрузо-разгрузочные команды и т.п.

2. Финансовое и материальное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

Федерального и межрегионального характера – является расходным обязательством Российской Федерации;

Регионального (в границах одного субъекта Российской Федерации) и межмуниципального характера – является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

В границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности при ликвидации чрезвычайных ситуаций используют собственные финансовые средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подготовки специалистов территориальных подсистем РСЧС, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, специалистов и командно-начальствующего состава звеньев территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Финансирование подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения, подготовки и аттестации аварийно-спасательных формирований, проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.

Опыт ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований показывает, что для финансирования деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть использована система страховой защиты населения от техногенных чрезвычайных ситуаций, предусмотренная федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О пожарной безопасности».

При недостаточности собственных ресурсов органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, за помощью, состоящую в выделении необходимых финансовых ресурсов из территориального резерва.

Выделение средств на ликвидацию чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства Российской Федерации проводится при возникновении федеральных и региональных чрезвычайных ситуаций, охватывающих значительную территорию, а в отдельных случаях - и местных чрезвычайных ситуаций, когда средств бюджетов административно-территориальных образований Российской Федерации, страховых и резервных фондов органов исполнительной власти, а также собственных средств учреждений и организаций недостаточно для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В этих случаях потребность в дополнительных денежных средствах из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием представителей МЧС России. В Правительство Российской Федерации представляется заявка на выделение финансовых средств, к которой прилагаются следующие документы:

Смета потребности в денежных средствах на оказание помощи пострадавшим и ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, согласованная с региональным центром;

Документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации (акты на каждый пострадавший объект, в которых указываются степень и характер разрушений, сумма нанесенного ущерба, смета на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ, необходимые справки);

Основные сведения о материальном ущербе;

Протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

Справки страховых организаций.

На всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создаются резервы финансовых и материальных ресурсов, которые могут быть использованы при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются:

территориальные – решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные – решениями органов местного самоуправления;

объектовые (резервы предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности) - решениями администраций предприятий, учреждений и организаций.

Порядок создания резервов финансовых ресурсов, предназначенных для использования в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Объемы накопления финансовых ресурсов, предусматриваемые для этих целей, определяются характером и масштабами возможных чрезвычайных ситуаций в данном регионе или на территории.

При создании резервов материальных ресурсов исходят из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, возможных размеров причиненного ими ущерба, предполагаемого объема работ по их ликвидации, природных, экономических и иных особенностей территорий, а также необходимости максимально возможного использования имеющихся сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов осуществляется создавшими их органами.

Резервы материальных ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах; для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан; для оказания единовременной материальной помощи населению и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Заказы на поставку продукции в резерв материальных ресурсов размещаются посредством заключения контрактов заказчиками материальных ресурсов. Конкретные заказчики материальных ресурсов, закладываемых в создаваемые резервы, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Резервы материальных ресурсов размещаются и хранятся на складских площадях предприятий и организаций, в соответствии с заключенными контрактами, на специальных объектах или в приспособленных базах и на складах, где гарантирована их сохранность и оперативная доставка в районы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Использование резервов материальных ресурсов осуществляется на основании решений создавших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на безвозмездной основе или на условиях, установленных этими органами.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию, освежению и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет средств бюджетов органов, создающих резервы.

Восполнение материальных ресурсов в составе резерва, израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется органами, создавшими этот резерв, за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, или за счет иных источников по решению органа, издавшего распоряжение об использовании материальных ресурсов из резерва. Объем и структура восполняемых ресурсов материального резерва, как правило, должны соответствовать израсходованным при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Объемы финансирования мероприятий по восполнению материальных ресурсов резервов включаются в стоимость работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из источников получения ресурсов для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, является гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах из гуманных побуждений. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Источниками гуманитарной помощи могут быть Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, частные лица, международные гуманитарные организации, иностранные государства и отдельные неправительственные организации зарубежных государств

Гуманитарная помощь оказывается без каких либо различий национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, социального положения или политических взглядов пострадавших людей.

При возникновении чрезвычайной ситуации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и администрациями объектов экономики до потенциальных доноров доводится информация о конкретных потребностях пострадавшего населения.

Опыт свидетельствует, что часто при получении, распределении и раздаче пострадавшему населению предметов гуманитарной помощи или оказании ему услуг часто допускаются злоупотребления, нарушается принцип адресного предоставления помощи, возникают конфликтные ситуации и создается социальная напряженность. Поэтому все вопросы получения гуманитарной помощи должны решаться под контролем соответствующих органов управления и представителей правоохранительных органов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Каким нормативным правовым актом определен порядок накопления имущества гражданской обороны?

Варианты ответов:

1. «Положением о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 330-15.

2. Федеральным законом «О гражданской обороне».

3. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Вопрос 2.

Как осуществляется закупка и поставка имущества в запас объектов экономики?

Варианты ответов:

1. По прямым связям с поставщиками за счет собственных средств предприятий, учрежде ний и организаций.

2. По госу дарственному оборонному заказу.

3. На конкурсной основе.

Вопрос 3.

Кто несет ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию имущества гражданской обороны закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации?

Варианты ответов:

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Руководителей организаций.

3. Органы местного самоуправления.

Вопрос 4.

С какой периодичностью подаются сведения по накоплению, замене, освежению, разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации?

Варианты ответов:

1. Ежегодно по установленной форме.

2. Два раза в год.

3. Один раз в три года.

Вопрос 5.

Как производится выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва?

Варианты ответов:

1. По решению Правительства Российской Федерации.

2. С введением в действие планов гражданской обороны и защиты населения по решению руководителей объекта в установленном порядке.

3. По решению федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 6.

Где определен порядок и организация выдачи средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты в военное время?

Варианты ответов:

1. В плане гражданской обороны и защиты населения.

2. В инструкции.

3. В соответствующих указаниях.

Документ по состоянию на январь 2016 года

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 "Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" и в целях организации планирования, создания, накопления и выдачи имущества гражданской обороны населению района постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны Петушинского района.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Петушинского района и руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы определить номенклатуру и объемы средств индивидуальной защиты при возникновении ЧС природного и техногенного характера, осуществлять контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) имущества гражданской обороны Петушинского района.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы района А.Р. Круглова.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию в районной газете "Вперед".


Глава Петушинского района А.Д.СЕРЕДА


Приложение к Постановлению Главы Петушинского района от 21.08.2006 N 1424

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ, ПОРЯДКЕ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет нормы и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (далее - приборы РХР и дозиметрического контроля) Петушинского района.

1.2. Имущество, заложенное в резерве (средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля), предназначено для обеспечения защиты населения и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время.

1.3. Накопление имущества осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Петушинского района.

1.4. Разбронирование имущества из резерва производится органами местного самоуправления Петушинского района.

1.5. Выдача имущества из резерва области и запасов организаций в мирное и военное время при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера производится по решению их руководителей.

1.6. Планирование выдачи имущества из резерва области для использования по предназначению осуществляется в мирное время отделом по делам ГО и ЧС Петушинского района.


2. Организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты


2.1. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

Органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

Организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

2.2. Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:

На территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО);

В населенных пунктах с объектами особой важности и железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО, а также с объектами, критически важными для национальной безопасности Российской Федерации;

На территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

2.3. Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

На территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

На территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;

На территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

На территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.


3. Нормы и порядок накопления


3.1. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Положения:

Для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

Для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

Для работников радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

Для работников организаций (кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

3.2. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):

Дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей потребности;

Медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности.

3.3. Имущество гражданской обороны разбронируется и выдается из резерва следующим категориям населения:

3.3.1. Противогазы:

Для обеспечения неработающих пенсионеров и другого неработающего населения - из расчета 100% от их общей численности;

Для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований - из расчета 50% от их общей численности.

3.3.2. Камеры защитные детские - детям до 1,5 лет из расчета 100% от их общей численности.

3.3.3. Противогазы детские - из расчета 100% от их общей численности.

3.3.4. Дополнительные патроны - личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований, работникам организаций, продолжающим производственную деятельность в военное время на химически опасных объектах, и населению, проживающему вблизи химически опасных объектов, из расчета 40% от их общей численности.

3.3.5. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований из расчета 40% от их общей потребности в соответствии с табелями оснащения.

3.3.6. Индивидуальные противохимические пакеты - личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований, а также работникам организаций, продолжающим производственную деятельность в военное время в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, из расчета 40% от их общей численности.

3.4. Размеры и номенклатура накопления средств индивидуальной защиты определяются из необходимости обеспечения ими всех лиц, работающих в мирное и военное время, а приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля, индивидуальными средствами медицинской защиты в соответствии с табелями оснащения нештатных АСФ.

3.5. Расходы на закладку, хранение, освежение, перевозку и техническое обслуживание имущества резерва Петушинского района - из бюджета Петушинского района, резерва организаций - из их собственных средств.

3.6. Закупка СИЗ осуществляется на заводах-изготовителях.

Органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ГО при органах местного самоуправления, - за СИЗ в запасах (резервах) Петушинского района и организаций, расположенных на территории муниципального образования;

Структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения, - за СИЗ в запасах (резервах) этих организаций.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМАХ, ПОРЯДКЕ НАКОПЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, СПИСАНИЯ, ОСВЕЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 330-15 "О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны", от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" , Приказа МЧС России от 1 октября 2014 года N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" , в целях повышения эффективности защиты населения, развития и совершенствования деятельности, связанной с накоплением необходимых запасов имущества гражданской обороны, и поддержания его в состоянии готовности к использованию при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормах, порядке накопления, хранения, списания, освежения и использования имущества гражданской обороны.

2. Главам администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм предусмотреть создание необходимых запасов (резервов) имущества гражданской обороны.

3. Управлению гражданской защиты Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

3.1. Ежегодно распределять имущество гражданской обороны резерва Правительства Республики Башкортостан по районам городского округа город Уфа Республики Башкортостан и корректировать План выдачи средств индивидуальной защиты населению городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

3.2. Организовать контроль за накоплением, хранением, списанием, освежением и использованием имущества гражданской обороны в запасах организаций городского округа.

4.1. Ежегодно проводить инвентаризацию средств радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Результаты инвентаризации представлять в органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления в установленном порядке.

4.2. Информацию о закупках имущества гражданской обороны представлять по установленной форме отчетности в органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

5. Признать утратившим силу Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 6 апреля 2006 года N 1662 "О мерах по обеспечению населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан имуществом гражданской обороны" .

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан С.С.Хусаинова.

Глава
Администрации городского
округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.И.ЯЛАЛОВ

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ, ПОРЯДКЕ НАКОПЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, СПИСАНИЯ, ОСВЕЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Утверждено
Постановлением Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 17 февраля 2017 года N 175

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет организацию обеспечения, порядок накопления, хранения, списания, освежения и использования имущества гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) для обеспечения им населения, нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и защитных сооружений гражданской обороны (далее - НАСФ, НФ ГО, СС, ЗС ГО).

1.2. К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, индивидуальные средства медицинской защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы, комплекты и средства специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны.

1.3. Имущество гражданской обороны используется в мероприятиях по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

2.1. Обеспечению имуществом гражданской обороны подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

Защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

Возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

2.2. Обеспечение имуществом гражданской обороны населения в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется:

Федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения;

Организациями - работников этих организаций.

2.3. Количество и категории населения, подлежащего обеспечению имуществом гражданской обороны на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК НАКОПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

3.1. Накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

3.2. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения:

Для работников организаций и отдельных категорий населения, работающего (проживающего) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;

Для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;

Для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

3.3. НАСФ, НФ ГО, СС, ЗС ГО обеспечиваются имуществом гражданской обороны, руководствуясь примерными нормами оснащения (табелизации).

3.4. Расходы на закладку, хранение, освежение, перевозку и техническое обслуживание имущества гражданской обороны, находящегося в запасах (резервах) организаций, и на оплату труда обслуживающего персонала финансируются из их собственных средств.

3.5. Закупка и поставка имущества гражданской обороны в запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. ХРАНЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

4.1. Имущество гражданской обороны резерва Правительства Республики Башкортостан хранится на специализированных складах.

4.2. Имущество гражданской обороны, находящееся в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, должно храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.

4.3. При наличии соответствующих условий хранения разрешается по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления (далее - органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления), хранить СИЗ на рабочих местах.

4.4. Населению территорий в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения) по решению соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций СИЗ могут выдаваться на ответственное хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.

4.5. Порядок, условия хранения, использования и содержания имущества гражданской обороны определяются инструкцией по длительному хранению на складах специального имущества гражданской обороны, .

4.6. Обучение населения правилам хранения и использования имущества гражданской обороны проводится в соответствии с примерными программами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемыми МЧС России.

5. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ И ОСВЕЖЕНИЯ

5.1. Имущество гражданской обороны, находящееся в запасах (резервах), подлежит освежению по истечении назначенного ему срока годности, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, другими нормативно-техническими условиями, документами, утрате им защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности его ремонта.

5.2. Основанием для продления срока хранения по истечении сроков годности для имущества гражданской обороны является:

Для приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля - свидетельство о поверке.

Результаты испытаний (поверок) записываются в паспорта (формуляры).

5.3. Списание имущества гражданской обороны осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном Приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" .

5.4. Основанием для списания имущества гражданской обороны является:

Для средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, индивидуальных средств медицинской защиты, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны - заключение по лабораторным испытаниям имущества гражданской обороны;

Для приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборов, комплектов и средств специальной обработки - извещение о непригодности к применению.

5.5. Информация о списании имущества гражданской обороны направляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления в установленном порядке.

6. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

6.1. Выдача имущества гражданской обороны из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для обеспечения защиты населения осуществляется по решению соответствующих руководителей органов и организаций с последующим сообщением в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления об изменении объемов накопления в запасах (резервах) имущества гражданской обороны.

6.2. СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

6.3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (резервов) имущества гражданской обороны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" .

Управляющий
делами Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
А.М.БАКИЕВА

3.1. Запасы создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

В соответствии с "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" создание запасов и определение их номенклатуры и объемов, исходя из потребности осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для защиты и обеспечения персонала, находящегося в зонах возможного поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне - для защиты и обеспечения персонала, находящегося в зонах возможного поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию запасов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Расходы на содержание, ремонт и охрану складов (мест хранения), оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок запасов, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закупка запасов в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2. Накопление по установленным нормам запасов осуществляется в мирное время путем закладки их в складские помещения (места хранения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, исходя из необходимости обеспечения имуществом наибольшей работающей смены объектов организации и формирований гражданской обороны (в пределах, утвержденных табелями положенности).

Нормы содержания средств радиационной, химической и биологической защиты в запасах федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяются создающим их органом на основе оценки возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения.

противогазы фильтрующие - в размере 105% от штатной численности персонала организации, количества детей дошкольного возраста, обучаемых и неработающего населения, не занятого в сфере производства и обслуживания;

приборы радиационной и химической разведки, средства защиты кожи, комплекты специальной обработки, индивидуальные противохимические пакеты, дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие вещества (растворы) закладываются для обеспечения формирований гражданской обороны в соответствии с табелем их оснащения и потребности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

в убежищах и противорадиационных укрытиях - на 48 часов на всех укрываемых;

в укрытиях - на 12 часов на всех укрываемых.

3.3. Запасы по решению руководителя организаций, в т.ч. федерального, регионального и муниципального уровня, хранятся как в специализированных складских помещениях (складах, хранилищах), так и в специализированных местах хранения организации при соблюдении необходимых требований к их хранению.

Хранение запасов может быть организовано на договорной основе в других организациях при условии обеспечения их своевременной доставки по назначению.

Основной задачей хранения запасов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.

Выполнение основной задачи обеспечивается:

правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов (специализированных складских помещений, мест хранения);

тщательным приемом поступающих запасов и устранением выявленных недостатков;

подготовкой запасов к хранению;

созданием необходимых условий хранения для каждого из вида запасов и соблюдением санитарно-гигиенических требований;

постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых запасов и своевременным проведением мероприятий, обеспечивающих их сохранность;

проведением периодических проверок запасов, условий и мест их хранения;

соблюдением режима хранения запасов в соответствии с инструкциями производителей соответствующих видов запасов;

правильным подбором и обучением работников специализированных складских помещений (мест хранения);

организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;

своевременной заменой и освежением запасов в соответствии с установленными производителями сроками хранения;

поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам (специализированным складским помещениям (местам хранения) и местам погрузки.

Руководители объектов, на которых размещаются запасы, несут ответственность за их сохранность.

На все виды запасов устанавливаются и доводятся в установленном порядке сроки хранения.

В случае утраты или порчи запасов, в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, восполнение их производится за счет средств объектов, осуществляющих создание и накопление этих материальных ресурсов.

Специализированные складские помещения, места хранения, склады и требования к ним.

Хранение запасов следует осуществлять на складах (в специализированных складских помещениях, местах хранения) (далее - склады) для обеспечения их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечения постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению в соответствии.

Склады для хранения запасов по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать сохранность запасов, их прием и отпуск в установленные сроки.

По номенклатуре хранимого имущества склады классифицируются на универсальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для размещения различных видов материальных ценностей.

Специализированные склады предназначены для одного или нескольких видов, подлежащих хранению в строго определенных условиях.

Склады должны размещаться в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения и оборудовать с таким расчетом, чтобы обеспечивать:

поддержание условий и режимов хранения, приема и отпуска, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами, в том числе документами по стандартизации в области гражданской обороны, и эксплуатационной документацией на конкретные виды запасов;

пожарную безопасность в соответствии с действующими требованиями;

применение средств механизации для приема и отпуска запасов;

подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта;

возможность использования технических средств охраны.

Кроме этого, склады должны соответствовать общим требованиям строительных норм и правил, а также действующим нормам и правилам проектирования складов для материалов, требующих специальных условий и режимов хранения.

На складах целесообразно иметь специальные места для проведения технического приема, консервации, переконсервации и выдачи материалов.

Для обеспечения необходимых условий хранения и создания наибольших удобств при выполнении внутрискладских операций все места хранения должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инвентарем, приспособлением и инструментом.

Склады должны быть укомплектованы противопожарным оборудованием, инвентарем, запасами песка (воды) по нормам, установленным органами пожарного надзора.

На складе должна находиться следующая документация:

схема размещения запасов;

инструкция по противопожарной охране;

инструкция по технике безопасности;

книга учета осмотров и проверок запасов;

книга наблюдений температуры и влажности воздуха, учета проветривания (если это необходимо в соответствии с требованиями хранения к определенным видам запасов);

опись оборудования и инвентаря, закрепленного за складом.

К хранению запасов предъявляются различные требования в зависимости от их видов в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-техническими документами.

3.3.1. Хранение продовольственных средств

В соответствии СанПиН 2.3.2.1324-03 для скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должны устанавливаться условия хранения, обеспечивающие пищевую ценность и безопасность их для здоровья человека.

Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

Количество продукции, хранящейся на складе, должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для продуктов, требующих охлаждения) или размерами складского помещения, достаточными для обеспечения соответствующих условий хранения в течение всего срока годности данного продукта.

Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами.

3.3.2. Хранение запасов медицинских средств.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" устройство, состав, размеры площадей, эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность.

В помещениях для хранения запасов медицинских средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.

Помещения для хранения запасов медицинских средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.

Помещения для хранения запасов медицинских средств должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками.

Отделка помещений для хранения запасов медицинских средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.

В помещениях для хранения запасов медицинских средств их размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:

физико-химических свойств лекарственных средств;

фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);

способа применения (внутреннее, наружное);

агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).

При размещении запасов медицинских средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).

Стеллажи (шкафы) для хранения запасов медицинских средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки.

Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения запасов медицинских средств, должны быть идентифицированы.

Хранящиеся запасы медицинских средств должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.

3.3.3. Хранение материально-технических средств

Технологическая оснастка и инструмент хранятся в таре завода-поставщика в законсервированном виде на полках универсальных, поточно-клеточных и специальных стеллажей.

Зенкеры, развертки, фрезы и другой сборный инструмент упаковывают вместе с комплектом запасных ножей и клиньев.

Пилы сегментные упаковывают вместе с запасными сегментами, при этом сегменты должны быть завернуты по одному или несколько штук и отделены друг от друга картонной прокладкой.

Напильники и надфили в коробки упаковываются по типоразмерам и номерам насечки.

Крупная технологическая оснастка укладывается в деревянные ящики. Оснастка в ящике должна быть расклинена досками, деревянными брусками и т.п.

Помещение для хранения технологической оснастки должно быть защищено от проникновения агрессивных газов, вызывающих коррозию. Не допускается совместное хранение технологической оснастки с химикатами, абразивными изделиями, сырьем цветных металлов и их сплавов.

Специальное съемное оборудование и комплектующие изделия

Съемное оборудование, погрузочно-выгрузочный инвентарь и приспособления хранятся в неотапливаемых складских помещениях на полках стеллажей (легкие и мелкие в штабелях, либо на кронштейнах). Крупногабаритное съемное оборудование, тамбуры, гальгоны и погрузочные приспособления (перегрузочные и переходные мостки, трапы, сходни) допускается хранить под навесом.

Некоторые особенности хранения погрузочно-разгрузочного инвентаря:

стропы стальные необходимо хранить в рассортированном виде, связанными проволокой каждый в отдельности на полках стеллажей, специальных площадках подтоварных либо на кронштейнах;

сетки стальные грузовые сложенными и связанными мягкой проволокой каждая в отдельности и уложенными в рассортированном виде на стеллажах или на специальных площадках;

тросовые зажимы, талрепы, скобы такелажные, рамы, канифасблоки уложенными в деревянные ящики, в штабелях;

универсальные грузозахваты в штабелях.

Комплектующее крупногабаритное электротехническое оборудование хранится в штабелях, при этом должна быть обеспечена возможность их всестороннего технического осмотра в процессе хранения. Малогабаритные изделия, в том числе светильники, плафоны и другие бьющиеся изделия, должны размещаться на верхних полках стеллажей (в ящиках), исключающих возможность ударов и повреждений, в особенности электрооборудование, снабженное измерительными приборами.

Средства оповещения хранятся в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России от 24 ноября 2015 г. N 2-4-87-43-33/11.

Электротехническое оборудование должно храниться в таре завода-поставщика (но должна быть удалена стружка, положенная при упаковке на заводе-поставщике).

Запрещается совместно со съемным оборудованием, комплектующими изделиями и электротехническим оборудованием хранить материалы, которые могут вызвать окисление контактов и порчу изоляции этих изделий (щелочи, смазочные материалы и т.п.).

3.3.4. Хранение средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (далее - средств радиационной и химической защиты).

Места хранения и выдачи запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) должны быть максимально приближены к местам работы и проживания населения с целью гарантированного обеспечения его защиты.

По решению руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций СИЗ могут выдаваться населению на хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.

В соответствии с "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" содержание (хранение) средств радиационной и химической защиты осуществляется в специализированных складских помещениях (местах хранения).

Средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.

Хранение средств радиационной и химической защиты включает:

правильное устройство, оборудование, содержание и использование специализированных складских помещений (мест хранения);

прием поступающих средств радиационной и химической защиты на хранение и устранение выявленных недостатков;

подготовку средств радиационной и химической защиты для хранения с применением консервации;

подготовку мест хранения, обеспечение и поддержание в них необходимых условий (температуры, влажности и др.);

проведение лабораторных испытаний, проверки, поверки, ремонта и технического обслуживания средств радиационной и химической защиты;

соблюдение режима хранения средств радиационной и химической защиты в зависимости от их химических и физических свойств;

своевременную замену и освежение средств радиационной и химической защиты;

охрану специализированных складских помещений (мест хранения) и выполнение правил пожарной безопасности;

оснащение специализированных складских помещений (мест хранения) средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ;

проведение должностными лицами гражданской обороны периодических проверок организации хранения средств радиационной и химической защиты.

Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения):

Специализированные складские помещения (места хранения) по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать полную сохранность размещенного в них имущества и выдачу его в установленном порядке.

Деревянные помещения и конструкции должны быть обязательно обработаны огнестойким составом, а места соприкосновения их с грунтом - антисептиком.

Полы в специализированных складских помещениях (местах хранения) должны иметь твердое покрытие (бетон, асфальт и т.п.), стойкое к образованию крошки, песка и пыли, выдерживать нагрузку хранящегося имущества и средств механизации складских работ.

Вокруг специализированных складских помещениях (местах хранения) оборудуются бетонные или асфальтовые отмостки. Пороги наружных ворот хранилищ для предохранения от затекания поверхностных вод должны быть выше уровня отмостки и иметь защитные легкосъемные козырьки от проникновения грызунов.

Окна должны быть застеклены, иметь форточки и защитные металлические решетки (сетки), стекла окон окрашены с внутренней стороны в белый цвет для защиты имущества от солнечной радиации. В специализированных складских помещениях (местах хранения) должно быть электрическое рабочее и аварийное освещение. При отсутствии электросети используются аккумуляторные электрические фонари. Использование в помещениях осветительных приборов с открытым пламенем, а также применение горючих веществ запрещается.

В специализированных складских помещениях (местах хранения) должна быть естественная или приточная вентиляция. Требования к виду и схеме вентиляции определяются с учетом хранимых средств радиационной и химической защиты, вместимости и планировки хранилищ. Полуподземные и подземные хранилища, не имеющие устройств для сквозного проветривания, должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, снабженной запорными устройствами.

Склады могут иметь неотапливаемые и отапливаемые помещения. Последние должны быть оборудованы паровым или водяным центральным отоплением. По согласованию с органами государственного пожарного надзора допускается в отдельных хранилищах иметь печное отопление. По окончании отопительного периода топки печей пломбируются.

При хранении средств радиационной и химической защиты в специализированных складских помещениях они должны быть оснащены оборудованием, инвентарем и инструментом. Опись оборудования утверждается ответственным за хранение.

Специализированные складские помещения (места хранения) должны оборудоваться стеллажами, шкафами, поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты.

Стеллажи и поддоны устанавливаются от стен на расстоянии не менее 0,6 м. Проход между стеллажами должен быть 0,8 - 1,5 м в зависимости от хранящихся средств радиационной и химической защиты. По средней части хранилища, как правило, вдоль осевой линии, оставляется главный проход шириной 1,5 - 2 м. В тех случаях, когда двери (ворота) расположены в продольных стенах, оставляется проход во всю ширину дверей (ворот) поперек хранилища.

Хранение иных видов запасов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с требованиями нормативных технических документов.