Италия судебная система органы контроля. Судебная власть италии Областная автономия Италии и местное самоуправление

президент парламент италия

Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев.- М.: "НОРМА", 2003. - С. 348..

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Рассмотрим систему судов общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе два профессиональных судьи (один из них -- председательствующий) и шесть заседателей, называемых «народными судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апелляционных судов, В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных судьи, из которых один -- судья Кассационного суда (председательствующий), а другой -- член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей -- претором. В большинстве преторий -- один претор, в других -- несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет. В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием двух таких же экспертов Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. - М.: Наука, 1991.- С.239..

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Высший кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д. Согласно Закону о судоустройстве 1941 г., он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права», рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются три палаты по гражданским делам и три -- по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. Первый председатель Высшего кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.

Статус административной юстиции определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. Указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место среди высших государственных учреждений в Италии занимает Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе. Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 г., а первое решение вынес 14 июля 1956 г Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. - М.: Наука, 1991.- С.234..

Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый осуществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар правительства в области посчитает, что область превысила свою компетенцию, или если ее решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если областной совет подтверждает свой закон абсолютным большинством голосов, то председатель Совета министров может запросить Конституционный суд в 15-дневный срок, считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. Решение главы правительства приостанавливает вступление в силу акта областного совета. Суд, не имеющий срока для вынесения решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.

Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области.

Предметом контроля могут быть все законы или акты, имеющие силу закона. Суд по их поводу может быть запрошен общим или специальным судом при рассмотрении конкретного дела. Вопрос о конституционности может быть поставлен и самим Судом, рассматривающим дело. Если признается обоснованным требование о признании неконституционным закона или акта, имеющего силу закона, то Суд объявляет недействительными законодательные положения в пределах обращенного к нему запроса. Суд объявляет также законодательные положения, незаконность которых следует из принятого им решения.

При рассмотрении дел по обвинению Президента республики Конституционный суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Избрание производится по заранее составленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не включаются. Что же касается преступлений, совершенных председателем Совета министров и министрами, то после поправки в конституцию, внесенной в январе 1989 г., их дела рассматриваются в порядке обычного судопроизводства по разрешению даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом.

С 1956 г., когда он был создан. Конституционный суд более 1000 раз принимал решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента республики и министров.

Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются Президентом, пять -- парламентом на совместном заседании палат и пять -- высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и Профессоров-юристов. Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящихся в отставке, штатных профессоров права университетов и адвокатов -- все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профессиональная деятельность, даже с преподаванием права).

Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Таким образом, фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

Особое место среди высших государственных учреждений в Италии зани­мает Конституционный суд. Согласно онституции 1947 г., он вправе прини­мать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым от­менять их. С 1956 г., когда он был создан Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее де­мократических положений итальянской онституции. Он рассматривает так­же споры о компетенции между различными органами власти, между госу­дарством и областями государства либо между областями и, наконец, обвине­ния в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента рес­публики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются президентом, пять - парламентом на совместном заседании палат и пять - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и Профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конститу­ционного суда.

Общую судебную систему возглавляет Высший Кассационный суд (обыч­ное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г., он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное толкование за­ она, единство национального права», рассматривая в качестве последней инс танции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются три па­латы по гражданским делам и три - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. П рвый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседа­ния суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том чис е и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судеб­ных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вы­несенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей.

Дела о наиболее с рьезных уголовных преступлениях входят в компетен­цию судов присяжных (их 94). В их составе два проф ссиональных судьи (один из них - председательствующий) и ш сть заседателей, называемых «народны­ми судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апе ляционных судов, В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных су ьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть на­значено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве пр торий - один пр тор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым вы­носится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются пр тором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях расс­матриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает ком­петенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями реше­ния.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают в сьма ограни­ч нной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с не­большой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолет­них. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам н совершеннолетних, который состоит из двух профессио­нальных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал расс­матривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 л т. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляцион­ного суда с участием двух таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоя­тельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и кон­сультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов прави­тельства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных адми­нистративных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, расс­матривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова­ние, окончивших курсы министерства юстиции и после конкурсного отбора за­численных на должность судейского аудитора (стаж ра). Основную роль в на­значении и перемещении судей, н сменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3- парламентом из университетских профессоров адвокатов.

Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расс­ледованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следст­венными судьями, состоящими при трибуналах и назнача мыми из числа чле­нов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным де­лам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, р с­публиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом раз­бирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспо­собности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обви­няемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, полу­чение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно за­кону, обвиняемый может иметь не более двух защитников. При судебном раз­бирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представ­лены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кас­сационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе.

Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия Судьи назначаются по третям - парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магист­ратурой, общей и административной. В парламенте для назначе­ния требуется две трети голосов списочного состава в первых трех турах, и три пятых - в последующих турах. Такое квалифи­цированное большинство установлено для того, чтобы партии имеющие большинство мест в парламенте и образующие прави­тельство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кас­сационным судом, один - Государственным советом, один - Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета минист­ров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящих­ся в отставке, штатных профессоров права университетов и ад­вокатов - все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда изби­рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. - он составляет девять. Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профес­сиональная деятельность, даже с преподаванием права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с парламентским. Разре­шение на их преследование в судебном порядке или отстранение от должности может быть дано только самим Судом. В отноше­нии судей не существует каких-либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд - автономный орган в админист­ративном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой трех назначаемых категорий. Решения принимаются большинством голосов, при их равенстве голос председателя дает пере­вес.

Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд (обычное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским делам и 3 - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий один претор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются Президентом по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного отбора зачисленных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый Президентом. В него входят по должности первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3 - Парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 - Парламентом на совместном заседании палат и 5 - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.

Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще в 1862 г. Конституционно он определен как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 "Полномочия Совета министров" от 14 ноября 1901 г.

Литература

Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.

Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.

Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.

Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.

Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.

Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.

Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.

Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. В конституции 1947 г. провозглашалось, что магистратура (судьи, прокуроры, следователи и т. д.) образуют автономное и независимое от всякой другой власти сословие. Все назначения членов магистратуры на должности, их перемещения, повышения и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент.

В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть - парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Они остаются в должности 4 года и не могут быть избраны на ту же должность сразу же по истечении этого срока.

Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - это своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией - главным образом за счет сужения компетенции соответствующей исполнительной власти в лице министерства юстиции.

В сложной системе юридических органов Италии особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пяти судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье.

Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министровИталия: Конституция и законодательные акты. - М.: Прогресс, 1998 г. - С. 108..

Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией. Мафия и коррумпированные структуры власти были тесно связаны между собой, и некоторые видные политические деятели на протяжении долгих лет покрывали боссов преступного мира, позволяя им выходить сухими из воды. Именно поэтому решительная борьба с коррупцией в общественных и экономических структурах, развернувшаяся в 80-90-х гг., позволила одновременно нанести существенный урон подпольным гангстерским синдикатам. Политикам было уже не до мафиози, нужно было спасаться самим.

Этим в определенном плане можно объяснить успехи полиции в поимке главарей мафии, потерявших своих покровителей в коридорах власти. Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии// Государство и право, 1993 г, № 3- 365с

По разветвленной коррумпированной системе был нанесен сокрушительный удар в результате операции «Чистые руки». В целом в следственных списках оказалось не менее 20 тысяч имен. С февраля 1992 по май 1994 гг. по обвинению во взяточничестве было арестовано более 4 тысяч человек, свыше тысячи получили судебные уведомления. Среди них - 536 депутатов и сенаторов (из общего числа 945).

По этой причине, кстати, в ноябре 1993 года был несколько ослаблен парламентский иммунитет, позволявший многим политикам уклоняться от ответственности в тех случаях, когда обычным гражданам грозило бы судебное расследование. Следственные органы получили право допрашивать любого члена парламента без специального разрешения палаты депутатов или сената. Правда, без согласия парламента по-прежнему нельзя арестовывать подозреваемого в нарушении закона парламентария, обыскивать его квартиру, подслушивать его телефонные разговоры.

«Судебная революция» вышибла из насиженных кресел вчерашних премьеров, министров, руководителей политических партий, без которых последние десятилетия казалась немыслимой политическая жизнь страны. Попали за решетку многие банкиры и предприниматели. Ушли в отставку мэры Рима, Неаполя, Милана и многих других городов. В итоге «судебной революции» без кровопролитных столкновений, в рамках демократии из коридоров власти была изгнана погрязшая в коррупции партноменклатура, произошел развал всей правящей верхушки. Изменилось соотношение политических сил. Ряд партий вообще прекратил свое существование.

Судебная система . Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции . В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды . Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних , учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов . Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд , включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная юстиция . Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.


Военная юстиция . Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд . Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд . Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.