Организационная структура суда. Организация деятельности районных судов рф

Районный суд - в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).

Образуются в районах, районах в городах (для крупных городов) и городах (за исключением городов федерального значения, суды которых являются судами субъектов РФ, а не районными (городскими) судами) на всей территории России.

Районный суд является судом первой инстанции для большинства гражданских, уголовных и административных дел. Решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, могут быть обжалованы в кассационном порядке в суд общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Также районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Принципы деятельности

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия осуществляется на принципах, общих для всех органов судебной власти РФ, а именно:

Единство судебной системы;

Самостоятельность судов и независимость судей;

Обязательность судебных постановлений;

Равенство всех перед законом и судом;

Гласность в деятельности судов;

Несменяемость и неприкосновенность судей.

Полномочия судей районных судов при отправлении ими правосудия конкретизированы в ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, иных нормативных актах.

Районные суды создаются и упраздняются только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда:

председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по отправлению правосудия и состоит из:

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Полномочия районного суда:

осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;

рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;

обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу.

Районный суд основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Хотя Закон о судебной системе (ч. 1 ст. 36) установил , что все суды этого уровня впредь должны именоваться единообразно - районными судами , в наши дни можно встретить и иные наименования судов этого уров­ня : например, во многих крупных населенных пунктах их официально называют городскими судами , в Москве - межмуниципальными судами .

На долю гражданских судов основного звена приходится:

    подавляющее большинство уголовных и гражданских дел ,

    все материалы об административных правонарушениях , подведомственных судам,

    дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, ряда других действий органов предварительного расследования и др.

Они не рассматри­вают лишь те уголовные и гражданские дела , которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.).

В связи с этим и принято считать его основным звеном гражданских судов общей юрисдикции : население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд , там оно и находит чаще всего необходимый ответ .

Его организация определяется:

    Конституцией РФ,

    Законом о судебной системе,

    Законом о судоустройстве,

    Законом о статусе судей,

    и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе , не имеющем районного деления, а кое-где (например, в Москве) -в недавно созданных административных округах .

В районе (городе) создается один суд , но возможно создание одного суда на район и город или на район и города , расположенные на территории данного района.

Возможна организация межрайонных судов с учетом объ­ема работы и других факторов.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Законом о судебной системе .

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществ­ляют:

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой ин­станции , т.е., принятие решений по существу тех основных вопросов , которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

Сравнительно недавно на него возложены и некоторые дру­гие полномочия .

В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам ) своих собственных решений по гражданским делам , а по Закону о судебной системе осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей .

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел:

    об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности,

    о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников,

    об участии в незаконных вооруженных формированиях,

    о посягательствах на государственную власть,

    и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов,

    кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей.

В соответствии с предписаниями Конституции РФ все суды, в том числе районные, стали играть активную роль и при принятии решений правоохранительными органами о производстве следственных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными ), которые могут повлечь за собой нарушение некоторых важных конституционных прав граждан (к примеру , таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.).

Значительную часть всех дел и материалов , рассматриваемых районными судами , составляют гражданские дела .

Условно можно организовать 3 группы таких дел:

    дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

    дела, возникающие из административно-правовых отношений;

    дела особого производства.

К первой группе относятся дела:

    о возмещении имущественного ущерба , причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями ,

    о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред ,

    о восстановлении на работе ,

    о взыскании причитающегося вознаграждения за труд ,

    о спорах , связанных с распространением сведений, порочащих кого-то ,

    о спорах , связанных с использованием жилья или пра­вом собственности на него,

    о спорах , связанных с получением наследства ,

    о спорах , связанных с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей,

Ко второй группе относятся дела:

    по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

    по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния ;

    по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении ;

    по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц , а также организаций, не являющихся юридическими лицами , и должностных лиц , ущемляющих права граждан ;

    по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе ;

К третьей группе относятся дела:

    об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

    о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим;

    о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;

    о признании имущества бесхозяйным;

    об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния;

    по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия;

    о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Характерным признаком дел особого производства , существенно отлича­ющим их от других гражданских дел , является то, что при их рас­смотрении суд разрешает не спор о праве , не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий) , с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий .

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой врайонный суд , если считает , что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреж­дений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы .

Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа , объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства .

Является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные суды суды основного звена.

Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) судебного департамента и при участии судей субъекта РФ .

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Внутреннее устройство – структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья . Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера , завхоза, машинистку.

Полномочия районного суда:

  • осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях . Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;
  • рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ ;
  • рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к

В каждом российском городе есть районный суд, а зачастую даже не один. Каковы полномочия этих инстанций, чем они занимаются? Какова структура районного суда? Обо всем этом будет рассказано в статье.

Общая характеристика районного суда

Из-за правовой реформы, шагающей по России в довольно быстром темпе, тема представленной статьи является крайне актуальной и востребованной. Решения судов всегда имеют приоритетное, а зачастую даже решающее значение.

Российский районный суд — это федеральный орган, входящий в судебную ветвь власти. Помимо этого, он входит в состав судебных инстанций общей юрисдикции. Действие районного суда распространяется на определенную районную единицу, которая, как правило, совпадает с административно-территориальным элементом. В ведении рассматриваемого суда находится, как досудебное, так и послесудебное производство. Все функции, которые выполняет районный суд, свидетельствуют о данной инстанции как об органе основного звена. Стоит также отметить, что создание и упразднение рассматриваемых инстанций возможно только вследствие принятия каких-то федеральных законов, соответствующих теме.

Первая группа полномочий

Чем занимается районный суд? Структура и полномочия этой инстанции будут описаны далее.

Среди основных функций и обязанностей районного суда стоит, в частности, выделить следующие основные моменты:

  • Осуществление эффективного правосудия (разбирательство по первой апелляционной инстанции) уголовных, административных или гражданских дел в сфере судопроизводства. При этом стоит отметить, что весь процесс рассмотрения дел в качестве первой ступени должен производиться единолично либо коллегиально. Причем рассмотрение дел в порядке апелляции проходит всегда одним судьей, то есть единолично.
  • Рассмотрение дел гражданского типа (исключение составляют дела, относящиеся к компетенции военных судов, либо каких-то других специализированных инстанций, например, судов среднего звена или Верховного Суда РФ).

О том, какие еще функции должны осуществлять рассматриваемые суды, будет рассказано далее.

Вторая группа полномочий

Помимо всего вышеперечисленного, к ведению районных судов относятся следующие моменты:

  • Рассмотрение дел уголовного типа. Однако некоторые подобные дела представленный суд все же рассматривать не может. Так, исключение составляют, опять же, случаи, когда дело может рассмотреть либо мировой судья, либо суды среднего звена.
  • Контроль над исполнением своих обязанностей органами, которые занимаются поиском и раскрытием правонарушений и преступлений.
  • Своевременное обращение к уже вынесенным решениям по тем или иным делам, вступившим в законную силу.

Это все основные обязанности, которые должен качественно осуществлять любой районный суд.

О составе инстанции

Какую структуру имеет районный суд? Структура районного суда закрепляется статьей 33 закона «О судах общей юрисдикции».

Согласно этому положению, рассматриваемая инстанция должна формироваться в составе следующих лиц:

  • председатель органа;
  • заместитель председателя;
  • судьи районного суда.

О судьях стоит отметить тот факт, что они назначаются на должность по указу президента, а также только в том количестве, которого будет достаточно для осуществления эффективного судопроизводства в определенной территориальной единице. Помимо этого, структура районного суда была бы неполной без специального вспомогательного аппарата, также включающего в себя определенных лиц и специалистов. О каждом из представленных выше работниках суда будет подробно рассказано далее.

Статус судей

Судья — это основное после председателей лицо, которое содержит структура районного суда. Профессия эта является, наверное, самой сложной и требовательной должностью в стране. К судьям предъявляются множество самых различных претензий, критериев и требований.

Все их закрепляет закон «О статусе судей». Какие именно требования здесь можно выделить?

  • судья должен быть старше 25 лет;
  • обязан иметь высшее образование, обязательно юридическое;
  • необходим минимальный рабочий стаж в пять лет;
  • должны быть хорошо сданы все необходимые квалификационные экзамены;
  • должна быть получена специальная рекомендация от коллегии судей;
  • судья должен иметь отличную репутацию, без порочащих его поступков, правонарушений, преступлений и т. д.

От судьи всегда зависит судебное решение. Стало быть, основной функцией этого работника является осуществление справедливого правосудия. Это действительно важная фигура, решение которого зависит только от действующего законодательства. Судья должен быть честен и справедлив: как с другими, так и с самим собой.

Об аппарате суда

Структура районного суда РФ включает в себя специальный вспомогательный аппарат. Его состав и функции закреплены в статье 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ».

Так, во вспомогательный аппарат входят:

  • помощник руководителя (председателя) суда;
  • судебные помощники (оказывают необходимую помощь судьям в исполнении их обязанностей);
  • администратор;
  • секретарь (исполняет свои обязанности, как правило, во время судебного заседания);
  • уголовная канцелярия;
  • канцелярия по гражданским делам;
  • приемная суда;
  • отдел кадровиков;
  • архивариус.

Как ни странно, но районные суды функционируют, практически, только за счет вспомогательного аппарата. Именно он осуществляет такие функции, как работа с судебной практикой (ее обобщение, анализ и сбор статистики суда), работа по систематизации законодательства, набор специалистов и т. д. Руководит вспомогательным аппаратом непосредственно председатель суда, а в случае, если он отсутствует — его заместитель.

Принципы деятельности

Прежде чем продолжить рассказ о том, что представляет собой структура районного суда общей юрисдикции и отдельные его единицы, необходимо обратить внимание на основные принципы и элементы компетенции этого органа.

Так, федеральный закон о судах общей юрисдикции закрепляет следующие основные принципы деятельности рассматриваемых инстанций:

  • единство всей структуры;
  • полная независимость работников суда;
  • обязательный характер всех решений, выносимых судом;
  • равенство российских граждан, как перед судом, так и перед законом;
  • принципы гласности и открытости;
  • принцип несменяемости судей;
  • принцип неприкосновенности судей;
  • полное наличие всех прав и гарантий для этих работников.

Таким образом, все принципы деятельности закрепляются юридически и прописываются как в Конституции, так и в разного рода федеральных законах. А что можно сказать о компетенции районных судов?

О компетенции

Согласно вышеназванным федеральным законам, районный суд РФ является инстанцией, занимающей положение среднего звена в судебной системе власти. Какие принципы компетенции этого органа можно выделить? Что характеризуется состав, структура районных судов? Согласно законодательству, к ведению районных инстанций относятся:

  • дела уголовного характера;
  • дела гражданского характера;
  • дела административного характера;
  • апелляции для мировых судей;
  • рассматривание и пересмотр дел по вновь открывшимся деталям и обстоятельствам (в том числе и по решениям, уже вступившим в законную силу);
  • изучение, обобщение и оформление практики и статистики суда.

Таким образом, все дела, находящиеся в компетенции районных судов, четко и ясно закреплены в соответствующих федеральных законах и статьях.

Первая группа председателя

Председатель районной судебной инстанции обладает довольно широкими и объемными полномочиями. Как руководитель всего судебного органа, председатель обладает и личными помощниками, которые представляют ему все необходимые документы и справки.

И, тем не менее, руководитель рассматриваемой инстанции, без которого невозможна структура федерального районного суда, обязан исполнять довольно большое количество функций и соответствовать многим законным требованиям. В частности, председатель должен:

  • самостоятельно руководить всеми заседаниями;
  • назначать отдельных судей как лиц, которые должны председательствовать на заседаниях;
  • распределять и закреплять обязанности и функции между работниками суда;
  • вести самостоятельный прием граждан;
  • организовывать качественное функционирование суда, а именно своевременное рассмотрение поступающих жалоб и заявлений.

Вторая группа обязанностей председателя

Помимо названных выше функций, председатель рассматриваемой инстанции, коим представлена вся организационная структура районного суда, должен заниматься следующими основными делами:

  • качественным изучением, оформлением и обобщением всей необходимой судебной практики и судебной статистики;
  • вносить документацию в надлежащие гос. органы, общественные и политические организации, отдельным должностным лицам по делу о причинах правонарушений, борьбе с преступностью и т. д.;
  • руководить работой вспомогательного судебного аппарата;
  • организовывать курсы по повышению квалификации для судебных работников;
  • организовывать пропаганду правовых и юридических знаний;
  • выполнять прочие функции, если таковые предоставлены законодательством.

Таким образом, председатель районного суда обязан исполнять довольно большое количество функций и обязанностей (пускай даже и с помощью вспомогательного аппарата).

Заместитель председателя

Как уже было сказано выше, в структуру районного суда входят судьи, председатель и его заместитель. Что можно сказать о заместителе рассматриваемой инстанции? Какими полномочиями он наделен?

Если председатель районного суда отсутствует, то все его функции на определенное время принимает заместитель; в случае отсутствия у председателя заместителей, полномочия перенимает один из судей. То же самое касается и случаев, когда председатель рассматриваемой инстанции прекращает или приостанавливает свои полномочия. Также, если обязанности председателя никто не может принять — ни заместитель, ни судьи, приглашается судья из ближайшего районного органа для исполнения соответствующих обязанностей.

Стоит также отметить, что все то время, пока председатель суда самостоятельно исполняет свои обязанности, заместитель занимается, в основном, вспомогательной деятельностью в аппарате инстанции.

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

Первое упоминание о Черкесском городском суде архивными данными датируется концом 1945 года и именовался он тогда «Черкесский городской народный суд». Суд в это время был односоставным. В 1946 году суд был поделен на два судебных участка.

Народный суд первого судебного участка г. Черкесска возглавляли в период с 1946 по 1960 годы народные судьи Латков, Соловьева Л.Н., Аносова Е.Н., Крикун Г.Д., Махно П.Е., Злобин В.С., Сидельников В.А., Тунин В.Ф.

Народный суд второго судебного участка г. Черкесска возглавляли в период с 1946 по 1960 годы народные судьи Бакун И.И., Романов Г.Г., Пантюшенко Н.В., Курганский К.Е., Петрушков Е.Н., Михайлов В.М., Костикова Н.Н.

В 1960 году 2 судебных участка г. Черкесска были объединены в Черкесский городской народный суд, работу которого возглавил председатель суда Злобин В.С., под руководством которого работали народные судьи Тунин В.Ф. и Павлик А.Д. Впоследствии работой суда в разное время руководили Павлик А.Д., Костин В.Е., Барболин Г.П., Жолудев И.С., Супрунов В.М.

В 1994 году Черкесский городской народный суд был переименован в Черкесский городской суд.

С декабря 1995 года до января 1997 года обязанности председателя городского суда исполняла Задерякина Н.Г. С января 1997 года Черкесский городской суд работает под руководством председателя суда Бадалова И.Н., который одновременно является председателем Совета судей КЧР.

В 2000 году суд стал десятисоставным, в 2002 году пятнадцатисоставным, в 2009 году двадцатишестисоставным, а в 2013 году двадцатипятисоставным.

Черкесский городской суд имеет следующую организационную структуру: судьи, помощники судей, отдел судебного делопроизводства и кадрового обеспечения, отдел судебной статистики, кодификации и правовой информатизации, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным и административным делам, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, обслуживающий персонал.

В городском суде имеется 8 залов судебных заседаний для отправления правосудия, суд также оснащен современной охранно-пожарной сигнализацией и системой видеонаблюдения, имеется 4 конференц-зала с системой аудиопротоколирования судебных заседаний. Здание суда в рабочее время охраняется судебными приставами, которые обеспечивают охрану общественного порядка в здании суда и в ходе судебных заседаний. В нерабочее время здание суда сдается под охрану на пульт централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики, также имеется круглосуточная сторожевая охрана.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», районные суды относятся к судам системы федеральных судов общей юрисдикции, являясь судами низшего уровня.

В качестве суда первой инстанции районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям, а также административные дела, подсудные районным судам, дела о восстановлении на работе. Районным судам, в частности, подсудны административные дела о правонарушениях, влекущих за собой административное наказание, которое вправе назначить только судья, производство по которым осуществляется в форме административного расследования; дела, влекущие административное выдворение за пределы РФ; дела, переданные в суд органами и должностными лицами, к которым дело поступило.

В соответствии со статьей 21 1-ФКЗ, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, он рассматривает апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда)

Дата публикации : 24.10.2014

Статья просмотрена: 1098 раз

Библиографическое описание:

Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6457/ (дата обращения: 18.08.2018).

Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно правовыми актами РФ. Роль аппарата связана с повышением эффективности работы по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, автономных округов, районных судов, городских и межрайонных судов, а также определяет общие принципы организации и направления деятельности аппарата федерального суда общей юрисдикции.

В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ, а также необходимо отметить, что руководство деятельностью аппарата суда осуществляется председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

Необходимо указать, что аппарат федерального суда общей юрисдикции выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции по отправлению правосудия.

Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений отделов, если же численность аппарата суда не позволяет создать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей. Что касается структуры аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, организационная структура, подчинённость подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ либо с начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ.

В своей работе я бы хотел обратить внимание на деятельность районного суда. Согласно штатного расписания, в структуру суда могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений –отделов осуществляет председатель суда или его заместители. Непосредственно руководство структурными подразделениями осуществляется непосредственно начальниками отдела, а в их отсутствие - их заместителями.

Также в своей работе хотел бы указать на предназначение и основные задачи аппарата суда- аппарат осуществляет организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, которые включают в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Среди основных задач аппарата суда можно выделить следующие: организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства в районном суде; организационное и техническое обеспечение судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным материалам, а также по осуществлению организационно –подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственному проведению судебных заседаний, понятие и выдача документов, удостоверений копий документов, вручение документов, уведомление и вызов сторон, контроль уплаты государственной пошлины, обеспечение ведения протокола судебного заседания, ведение учёта движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и т. д.; организация и ведение архивного делопроизводства, и осуществление хранения дел и иных материалов; организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, а именно внесение надлежащей информации сведений в базы данных ГАС «Правосудие»; организация и сопровождение кадровой деятельности; осуществление приёма граждан и документов; организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации.

В штатном расписании районного суда утверждён ряд должностей, одной из которых является - должность секретаря судебного заседания. Указано, что он является субъектом процессуальной деятельности, в связи с чем часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. Вместе с тем, более подробно функция секретаря судебного заседания изложены в Инструкции по делопроизводству. При подготовке дела к судебному рассмотрению секретарь судебного заседания путём выписки повесток и извещений осуществляет вызов участников судебного разбирательства, свидетелей с указанием времени и места рассмотрения судом. Непосредственно перед началом судебного разбирательства секретарь проверяет явку участников процесса иных лиц, вызванных в судебное заседание, выясняет причину неявки какого-либо и докладывает судье. Основная обязанность секретаря судебного заседания состоит в ведении протокола судебного заседания - процессуального документа, который должен отразить точно и полно ход судебного заседания. До ведения в судопроизводстве аудиозаписей нередко поступали замечания на неполноту протоколов судебного заседания. Ведение в районном суде аудиозаписи судебного процесса исключило поступление замечаний на неполноту протоколов судебных заседаний, поскольку более полно фиксируется в протоколе ход судебного заседания. Если до введения аудиозаписи протокол судебного заседания составлял 150 -200 страниц (при рассмотрении уголовного дела в общем порядке), то теперь почти каждый протокол содержит 400–600 страниц. Также среди обязанностей секретаря судебного заседания выделяются - контроль за вручением копий обвинительных заключений (по уголовным делам); направление копий исковых заявлений (по гражданским делам); подготовка и направление запросов по рассматриваемым делам; составление списка дел, назначенных к рассмотрению и вывешивание его на специально оборудованное место; ознакомление лиц участвующих в деле, осужденного, потерпевшего с материалами дела; оформление исполнительных листов и передача их по принадлежности; оформление дел об административных правонарушениях; оформление материалов, связанных с исполнением приговоров, решений, а также не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

После рассмотрения дела с вынесением судебного решения или определения секретарь судебного заседания составляет опись материалов дела, делает отметку в журнале учёта дел, результаты рассмотрения, после чего передаёт их в отдел делопроизводства по уголовным делам секретарю суда или главному специалисту.

Что касается организации аппарата мировых судей (имеют статус судов общей юрисдикции) решены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно законодательства на участках мировых судей обеспечивают два вида государственных служащих - секретарь судебного заседания и секретарь участка, а также помощники судей. Но также не решена проблема по поводу сотрудников, обеспечивающих надлежащий уровень информатизации судебных участков, внедрение компьютерной техники.

Подводя итог своей работе, я хотел бы показать структуру, предназначение и задачи аппарата суда, а также роль одного из субъектов процессуальной деятельности - секретаря судебного заседания. Именно часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. В дальнейшем необходимо распространение законодательства о государственной гражданской службе на всех государственных служащих аппаратов всей страны. Служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функций правосудия. К сотрудникам аппаратов судов должны предоставляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов исходя из общих требований для гражданской службы, а также специальные дополнительные требования, включая отличное знание процессуального законодательства, знание информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия.

Суды занимают особое положение в системе обеспечения законности в стране, в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому как сами судьи, так и лица, обеспечивающие исполнение судьями полномочий, государственные служащие аппаратов судов должны строго соблюдать Конституцию РФ, законы, быть компетентными и высокими профессионалами.

Говоря о формировании государственной службы в аппаратах судов, т. е. в сфере осуществления правосудия, необходимо также учитывать специфику задач данной ветви государственной власти.

1. Конституция Российской Федерации;

2. ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

3. ФКЗ от 7.022011г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

4. ФЗ от 27.07.2004г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

5. Уголовно –процессуальный кодекс Российской Федерации;

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

7. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённая приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36;

8. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утверждённое приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012г. № 238.

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд .

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции . судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

Аппарат суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд .

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции . судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд .

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции . судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

Вспомогательные органы Конституционного Суда Российской.

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2)

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов .

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, судебная система, районный суд , общая юрисдикция , суд , акт, судья, работник аппаратов судов , судебная реформа, качество суда . Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2).

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

Место мирового суда в судебной системе Российской. Российская Федерация, мировой суд , мировой судья, суд , районный суд , единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция , мировой суд субъектов, судебная система России.

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

районный суд , качество суда , суд , РФ , Верховный Суд РФ , инстанция, решение мировых судей, Конституционный суд РФ , общая юрисдикция , соответствующий судебный район.

Состав и структура районного суда

Для каждого районного суда разрабатывается структура и штатное расписание в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 апреля 2011 г. № 61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ в соответствии с установленной штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Под структурой суда понимается организационное построение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей. Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС), ежемесячного должностного поощрения, надбавок.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда осуществляется аппаратом суда.

Структура районного суда зависит от количества работников суда. Например, структура аппарата районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда; помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от семи единиц); помощники судей; судьи; отделы: общий отдел (делопроизводство, материально- техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства; администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения (в штат суда не включен).

Структура аппарата районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц представлена на рис. 7.1.

Численный состав судей районного суда определяется в количестве, достаточном для обеспечения прав граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. Штатная численность судей районного суда определяется Судебным департаментом по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в районном суде может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное

судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Судьи районных судов (в том числе председатель районного суда и его заместитель) назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Предельный срок пребывания в должности судьи районного суда – 70 лет (ст. 11 Закона о статусе судей).

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но нс более двух раз подряд.

Председатель суда осуществляет процессуальные и административные функции, направленные на реализацию полномочий районного суда. Являясь судьей районного суда, он осуществляет полномочия судьи по рассмотрению и разрешению конкретных дел в судебных заседаниях, то есть отправляет правосудие. В то же время председатель суда:

– организует работу суда;

– устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утвержденных Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

– распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

– организует работу по повышению квалификации судей;

– осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними;

– принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

– организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

– регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

– осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Кроме указанных полномочий, председатель районного суда:

– занимается организацией работы по изучению и обобщению судебной практики районного суда и по их результатам вносит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

– ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб на деятельность суда;

– вносит представления о назначении на должность и об освобождении от должности администратора суда (ст. 35 Закона о судах общей юрисдикции).

В случае временного отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда, то есть осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и аппаратом этого суда.

Аппарат районного суда призван осуществлять организационное обеспечение деятельности суда. Законодатель конкретно не определил круг лиц, являющихся работниками аппарата суда. Работников аппарата районного суда можно подразделить на две группы (ч. 6 и 8 ст. 38 Закона о судах общей юрисдикции):

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) работники, замещающие должности, не являющиеся федеральной государственной гражданской службой.

К первой группе работников аппарата суда относятся: начальники отделов (общего отдела, отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдела информационно-правового обеспечения и кадров), заместители начальников отделов, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист первой, второй категории, специалист первой категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Эти работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, а также иные работники, принятые по трудовому договору в районный суд.

Председатель районного суда осуществляет руководство деятельностью аппарата суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата районного суда определяются председателем районного суда по согласованию с Судебным департаментом в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Численность работников аппарата районного суда, отделов и их название не везде одинаковы и зависят от организационно- штатного расписания суда. Перечень должностей сотрудников аппарата судов определен в Указе Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат районного суда осуществляет следующие функции:

– принимает и выдает документы;

– удостоверяет копии судебных документов;

– производит вручение документов, уведомлений и вызовов; контролирует уплату пошлин и сборов;

– осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

– обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний, ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

– обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов;

– участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ;

– осуществляет прием граждан (ст. 39 Закона о судах общей юрисдикции).

Рассмотрим полномочия отдельных работников аппарата районного суда.

Помощник председателя суда (судьи) назначается на должность и освобождается от должности председателем районного суда. Круг его полномочий определяется с учетом вида судопроизводства. Так, помощник судьи районного суда в гражданском судопроизводстве осуществляет:

– изучение по поручению судьи поступивших на рассмотрение по первой инстанции заявлений и приложенных к нему документов с целью проверки соответствия представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты (судьей может быть составлен перечень вопросов, которые должен выяснить помощник судьи при изучении поступивших материалов);

– доклад судье устного (письменного) заключения по изученному делу с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 133–136 ГПК РФ;

– подготовку проектов сопроводительных писем о направлении принятых судьей судебных актов лицам, участвующим в деле;

– контроль за сроками устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению (рассмотрению) гражданского дела и послуживших основанием для оставления заявления без движения, приостановления производства по делу, со своевременным докладом об этом судье;

– выполнение по поручению судьи всех необходимых действий для подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе направление заявления с пакетом документов заинтересованным лицам (ответчикам), а также участие по поручению судьи в разрешении вопросов, связанных с назначением дела к рассмотрению;

– контроль получения адресатами почтовых отправлений с судебными актами (судебными повестками), доклад судье о возврате указанных почтовых отправлений без вручения адресату, подготовка по поручению судьи проектов запросов в соответствующие органы для установления местонахождения лица, участвующего в деле;

– проверку поступивших частной жалобы, представления прокурора на определение мирового судьи на соответствие требованиям ст. 332–333 ГПК РФ;

– доклад судье устного (письменного) заключения по проверенной частной жалобе, представлению с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 334 ГПК РФ;

– выполнение иных поручений судьи, связанных с рассмотрением гражданского дела в первой инстанции.

Следует заметить, что процессуальный статус помощника судьи до настоящего времени не определен ни в УПК РФ, ни в ГПК РФ. Свои полномочия он осуществляет на основании должностной инструкции и Типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 6 декабря 2010 г. № 272.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Он назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его распоряжения.

Администратор районного суда призван освободить председателя суда от выполнения функций, не связанных непосредственно с осуществлением правосудия. Основная обязанность администратора суда – обеспечить организацию деятельности районного суда. С этой целью он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений районного суда, осуществляет другие полномочия.

В районных судах, имеющих большой объем судебной работы, предусматривается должность консультанта. Консультант районного суда ведет прием граждан, осуществляет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, доводит эти изменения до сведения судей, участвует в повышении квалификации других сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда (в районном суде может быть одна канцелярия, а в многосоставном суде – две: канцелярия по гражданским делам и канцелярия по уголовным делам, или отдел делопроизводства) организует делопроизводство в районном суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее выполнение, оформляет служебную переписку суда с вышестоящими судебными и другими правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений по районному суду (см. Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36).

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению в суде, ведет соответствующие журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела и принятые но нему решения, обеспечивает хранение вещественных доказательств, выполняет иные полномочия.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают техническую подготовку судебного заседания, осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц (прокурора, адвоката, подсудимого, потерпевшего, эксперта, переводчика, свидетелей), проверяют их явку в суд, выполняют иные поручения судьи.

Обеспечение установленного порядка деятельности районного суда возлагается на ФССП России, находящуюся в ведении Минюста России, в лице ее судебных приставов. В обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда, в частности, входит обеспечение безопасности судей, участников судебного процесса и свидетелей, обеспечение охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, поддержание общественного порядка в судебных помещениях. Во время судебного заседания судебный пристав выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания. Он также исполняет решение суда о применении к подсудимому и иным лицам предусмотренных законом мер процессуального принуждения (привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, задержание правонарушителей с последующей передачей их органам полиции и др.) (ст. 11 Закона о судебных приставах).

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«Тюменская государственная академия

мировой экономики, управления и права»

(ГОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП»)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

ОТЧЕТ

по производственной практике у мирового судьи судебного участка №3 Тюменского района Тюменской области Криворучко А. Н.

Выполнил студент ЮФ

Тетюева А. И., гр. Ю-07-2

Руководитель от организации

Мировой судья судебного

участка № 3 Тюменского района ТО

Криворучко А. Н.

Руководитель от ТГАМЭУП

Даровских Ю. В.

Тюмень 2011

Введение………………………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей

§1. История создания мировых судей в РФ……………………………………………………4

§2.Организационная структура управления………………………………………………….5

§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей………………...7

Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей

§1.Правовые основы деятельности……………………………………………………………..9

§2. Компетенция мировых судей………………………………………………………………9

§3. Изучение состояния борьбы с правонарушениями в Тюменском районе ТО…………11

§4. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения…………………12

§5. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан ……………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………………………16

Приложения …………………………………………………………………………………...17

Введение

Я проходил практику у мирового судьи судебного участка №3 Тюменского района Тюменской области А. Н. Криворучко.

Целью моей практики было:

а) ознакомление с материалами дел, находящихся в архиве суда или в производстве у судьи-руководителя практики;

б) присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел для получения информации, которая может быть использована в упомянутых выше целях;

в) знакомство с обобщениями или обзорами судебной практики по отдельным категориям дел, подготовленными отделами по обобщению и анализу судебной практики в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

г) самостоятельный анализ судебной практики по отдельным категориям гражданских дел;

д) получение от судей информации, содержащей в себе их мнение об эффективности конкретных норм права, их предложения о необходимости внесения изменений или дополнений в действующие нормативные правовые акты.

В связи с поставленной целью на практике я решал следующий круг задач:

Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей

§1. История создания мировых судей в РФ

В Российской Империи первые мировые судьи появились в 1864 году, в ходелиберальных реформ Александра II, а именно реформысудебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Современные исследования, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Как видно из Декрета о суде № 1 от 22.11(05.12).1917 Совнаркома РСФСР мировые судьи всего лишь были заменены на местные суды - а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды - как и мировые судьи - нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районахСССР до периода Перестройкирайонный народный суд состоял из одногосудьи и несколькихнародных заседателей - так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином «судья», термин «народный судья» - судья нижнего уровня, избираемый населением.

В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов. Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.)

Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории - участковых и специализированных. Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.

9 декабря1992 года принимается Закон РФ № 4061-1, которым вносились изменения и дополнению в действующую тогда Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России. Этим законом существование института мировой юстиции в России было закреплено на конституционном уровне. В частности, статья 164 Конституции в редакции Закона предусматривала, что «мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет». На практике эти положения реализованы не были.

В пришедшей на смену прежнему Основному закону Конституции России 1993 г. институт мировых судей не закреплялся. В дальнейшем в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. было закреплено, что «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции» (ст. 28).

Впоследствии (11 ноября 1998 года) был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» - после чего начались в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России - через несколько лет, в целом, завершённые.

Первые мировые судьи в Тюменской области были назначены после принятия Тюменской областной Думой Закона «О мировых судьях Тюменской области» №179 от 06.05.2000.

§2.Организационная структура управления

судьи являются судьями общейюрисдикциисубъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъектов Российской Федерации определено Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» №218-ФЗ от 29 декабря 1999 года. На основании Федерального закона №-218-ФЗ и закона Тюменской области «О мировых судьях» от 06.05.2000 №179 в Тюменской области были созданы 64 судебных участка.

В границах Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Вагайского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Уватского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского, Ярковского районов по одному судебному участку, в границах Заводоуковского, Ишимского районов и города Ялуторовска - по два судебных участка, в границах города Ишима три судебных участка, в границах Тюменского района – четыре судебных участка, в границах города Тобольска - пять судебных участков, в границах Калининского и Центрального административных округов города Тюмени – по восемь судебных участков. В границах Ленинского административного округа города Тюмени – одиннадцать судебных участков.

Территориальное деление судебных участков в границах одного района (города) осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Тюменской области по представлению председателя районного (городского) суда.

В структуру каждого судебного участка входят:

Мировой судья

Главный специалист судебного участка (помощник судьи)

Ведущий специалист судебного участка (секретарь судебного заседания)

Секретарь судебного участка

В объединенную канцелярию судебных участков входят:

Главный специалист судебных участков(заведующая объединенной канцелярии)

Секретарь по гражданским делам судебных участков

Секретарь по уголовным делам судебных участков

Секретарь по административным делам судебных участков

Специалисты первой и второй категории (архивариус)

Специалисты первой и второй категории (курьер)

Для организации деятельности мировых судей в пределах Тюменской области на основании Соглашения №-252 от 23.10.2000 между Администрацией Тюменской области и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Тюменской области был создан отдел по обеспечению деятельности мировых судей. 8 января 2003 года Отдел был реорганизован в Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области.

Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области в соответствии с установленной компетенцией:

Осуществляет подбор кадров на должность работников аппарата мировых судей области в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 –ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года №327 «О государственной гражданской службе Тюменской области»;

Изучает организацию деятельности мировых судей и принимает меры по её совершенствованию;

Организует судебное делопроизводство и архивную работу;

Обеспечивает мировых судей программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, делопроизводства и информационно-правового обеспечения деятельности мировых судей;

Обеспечивает мировых судей материально-техническими средствами;

Организует реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями области;

Рассматривает обращения, жалобы и заявления граждан и юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области;

Осуществляет иные меры по обеспечению деятельности мировых судей области.

Существующую схему управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области можно представить в виде следующей схемы:

Соглашение


Управление судебного департамента в Тюменской области

Правительство

Тюменской области


Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области