Назначение на должность гражданского служащего без конкурса. Замещение должности государственной гражданской службы по конкурсу

Вопрос: должность заместителя директора вакантна (для должности нужен допуск к гос.тайне) можно ли возложить исполнение обязанностей по вакантной должности на начальника отдела Иванова (который в дальнейшем планируется занять должность заместителя директора, постоянно) пока он не получит допуск? т.е его основная должность начальник отдела + возложение обязанностей заместителя директора (с доплатой), как только он получает допуск к государственной тайне его переводят на зама и освобождают от должности начальника отдела.

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, подобное допустимо и не противоречит законодательству.

По общим правилам, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме ( , утверждённой Правительства РФ от 06 февраля 2010 г. № 63).

Таким образом, действительно, работник может быть назначен на соответствующую должность, только после того, как получит соответствующий допуск (см. приложение к ответу ниже).

Однако, возложение дополнительной работы на сотрудника по другой должности, может быть возложено не только в объёме всего функционала, но и в части, по которой не требуется доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ). Таким образом, вполне допустимо возложить на работника дополнительную работу по должности начальника отдела, в части должностных обязанностей, которые не предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Обращаю Ваше внимание, что дополнительная работа в виде исполнения обязанностей, может быть оформлена только в отношении должности временно отсутствующего работника (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В Вашем случае, должность вакантна, поэтому оформить исполнение обязанностей нельзя (). Целесообразно оформить процедуру совмещения должностей, которая позволяет возложить на работника дополнительную работу, наряду с работой, определенной трудовым договором, в том числе, по вакантной должности ().

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как оформить допуск сотрудника к государственной тайне.

Порядок допуска сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентирован , утвержденной .

В зависимости от степени секретности сведений сотрудникам устанавливают следующие формы допуска к гостайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Подготовку материалов для оформления допуска граждан к гостайне осуществляет кадровое подразделение или сотрудник, ведущий кадровую работу в организации.

Сотрудники, которым оформляют допуск к гостайне, должны представить в отдел кадров:

  • собственноручно заполненную ;
  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении или расторжении брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну. и получения справки утверждены .

Сотрудник отдела кадров должен:

  • ознакомить сотрудника, оформляемого на допуск к гостайне, с нормами об за нарушение законодательства о гостайне;
  • сверить сведения, указанные в сотрудника, со сведениями, содержащимися в представленных им ;
  • уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • подписать анкету сотрудника, а также заверить ее печатью организации или кадрового подразделения;
  • довести до сотрудника о нераспространении доверенных ему сведений, составляющих гостайну.

Режимно-секретное подразделение разрабатывает сотрудников, которым необходим допуск к гостайне, а руководитель организации подписывает номенклатуру.

Органы госбезопасности проводят проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к гостайне, кроме допуска по .

После согласования номенклатуры с органом безопасности руководитель организации окончательно ее утверждает.

На сотрудника, допущенного к гостайне, в организации заводят , которую хранят в режимно-секретном подразделении вместе с копией трудового договора.

Решение о допуске к гостайне оформляют записью в карточки сотрудника, которую заверяют подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица, а также печатью организации.

Обязательства по соблюдению требований законодательства о гостайне должны быть отражены в трудовом договоре. Примерный перечень таких обязательств приведен в к Инструкции, утвержденной . Если допуск оформляют уже работающему сотруднику, то обязательства по соблюдению гостайны следует указать в дополнительном соглашении к его трудовому договору.

Такие правила предусмотрены пунктами ,


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • 1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

    2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

    3) при заключении срочного служебного контракта;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений , составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

    8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со

    б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

    в) при заключении срочного служебного контракта;

    г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 , частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

    д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

    4. Конкурс может не проводиться:

    а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну , по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

    б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

    5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

    Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

    6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

    7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

    а) личное заявление;

    б) заполненную и подписанную анкету по форме , утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией;

    в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

    г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

    копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

    копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

    д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

    е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

    Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией.

    Информация об изменениях:

    Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 октября 2017 г. - Указ Президента РФ от 10 сентября 2017 г. N 419

    8.1. Документы, указанные в пунктах 7 и настоящего Положения, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" представляются в государственный орган гражданином (гражданским служащим) лично, посредством направления по почте или в электронном виде с использованием указанной информационной системы.

    Порядок представления документов в электронном виде устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

    При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

    С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

    Достоверность сведений, представленных гражданином в государственный орган, подлежит проверке. Сведения, представленные в электронном виде, подвергаются автоматизированной проверке в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

    Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

    10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

    12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

    При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. В случае если гражданин представил документы для участия в конкурсе в электронном виде, извещение о причинах отказа в участии в конкурсе направляется ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

    14. Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы.

    При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    16. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

    17. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

    В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

    Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

    Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

    19. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.

    При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

    При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством

    Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

    23. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

    Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

    24. Сообщения о результатах конкурса в 7-дневный срок со дня его завершения направляются кандидатам в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью , с использованием государственной информационной системы в области государственной службы. Информация о результатах конкурса в этот же срок размещается на официальных сайтах государственного органа и указанной информационной системы в сети "Интернет".

    25. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению. Документы для участия в конкурсе, представленные в электронном виде, хранятся в течение трех лет, после чего подлежат удалению.

    • Государственная служба в системе власти и государственного управления
      • Концепция дихотомии государственной власти
      • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
      • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
    • Теоретико-методологические основы государственной службы
      • Общенаучные подходы к теории государственной службы
        • Структура теории и методологии государственной службы
      • Понятие «государственная служба»
      • Характер государственной службы
        • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
    • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
      • Государственная служба как социальный институт
      • Государственная служба как правовой институт
      • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
    • Система государственной службы Российской Федерации
      • Сущность и структура системы государственной службы современной России
      • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
    • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
      • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
      • Структура и особенности федеральной государственной службы
      • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
        • Государственная служба федеральной исполнительной власти
        • Государственная служба судебной ветви власти
    • Государственная служба субъектов Российской Федерации
      • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
      • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
      • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
        • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
        • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
    • Государственный служащий: понятие, классификация
      • Государственный служащий: понятие, признаки
      • Классификация государственных служащих Российской Федерации
    • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Должности государственной службы: понятие
        • Признаки государственной должности
      • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
        • Квалификационные требования к должностям
      • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
    • Прохождение государственной гражданской службы
      • Теоретические основы прохождения государственной службы
      • Основные типы процесса прохождения государственной службы
      • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
        • Организация прохождения государственной службы
    • Социальный и правовой статус государственного служащего России
      • Статус государственного служащего: понятие и классификация
      • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
      • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
        • Основные обязанности гражданского служащего
        • Ограничения, связанные с гражданской службой
        • Запреты, связанные с гражданской службой
    • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Управление государственной службой
      • Концептуальные основы управления государственной службой
        • Субъекты и объекты управления
      • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
    • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
      • Теоретические основы реформирования государственной службы
      • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
      • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
      • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
      • Теоретические основы государственной кадровой политики
      • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
      • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
    • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
      • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
      • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
        • Объекты государственной кадровой политики
    • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
      • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
      • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
        • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
        • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
        • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
    • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
      • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
      • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
      • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
    • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
      • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
      • Кадровая служба государственного органа
    • Формирование кадрового состава гражданской службы
      • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
      • Теоретические и организационные основы отбора персонала
      • Способы замещения государственных должностей
    • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
      • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
        • Методика оценки персонала государственной службы
      • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
      • Аттестация на гражданской службе
        • Квалификационный экзамен гражданских служащих
    • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
      • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
      • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
      • Особенности формирования резерва управленческих кадров
        • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
    • Управление служебно-деловой карьерой
      • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
        • Продвижение по службе
      • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
        • Кадровые технологии
      • Факторы служебного роста
    • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
      • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
      • Организация дополнительного профессионального образования
      • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
    • Коррупция в органах государственной власти
      • Сущность коррупции как социального явления
        • Аспекты коррупции
      • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
        • Формы проявления коррупции
      • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
      • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
    • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
      • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
      • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
      • Принцип служения государству и обществу
      • Нравственные проблемы государственных служащих
    • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
      • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
        • Государственная гражданская служба в Великобритании
        • Государственная гражданская служба во Франции
        • Государственная гражданская служба в ФРГ
      • Управление государственной службой в зарубежных странах
      • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
        • Кадровая политика на государственной службе во Франции
        • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
        • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
      • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
    • Опыт государственной службы и кадровой политики России
      • Государственная служба в царской России
      • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
      • Государственная служба в партийно-советский период

    Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу

    Конкурс. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы РФ проводится на основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 22) и Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112.

    Это Положение определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ. Основная цель конкурса состоит в том, чтобы создать условия для реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. Конкурс обеспечивает это право граждан Российской Федерации, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост.

    Конкурс проводится в два этапа подготовительный этап и основной (заседание конкурсной комиссии).

    1. На подготовительном этапе прежде всего государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе в периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа. Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа при наличии вакансии, замещение которой может быть по закону осуществлено на конкурсной основе.

    В объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема документов; срок, до истечения которого принимаются документы.

    Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

    • личное заявление;
    • собственноручно заполненную и подписанную анкету;
    • копии паспорта, трудовой книжки и документов, подтверждающих профессиональное образование;
    • документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу.

    Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе. Документы представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме. После проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности, представитель нанимателя принимает решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса. В ходе установления и проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, его информируют в письменном виде о причинах отказа в участии в конкурсе. Лицам, допущенным к конкурсу, не позднее чем за 15 дней направляется сообщение о дате, месте и времени проведения конкурса.

    Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе.

    В состав конкурсной комиссии входят:

    • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
    • представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой;
    • представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее четверти общего числа членов конкурсной комиссии.

    Конкурс не проводится:

    • при назначении на должности на определенный срок полномочий (для «руководителей» и «помощников (советников)»;
    • при назначении на должности «руководители», которое осуществляется Президентом и Правительством РФ;
    • при заключении срочного служебного контракта;
    • при назначении на должность служащего, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;
    • при назначении на должности, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
    • при назначении на должность из младшей группы должностей гражданской службы.

    2. На основном этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основании конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.

    Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов в отсутствие кандидата. Оно является основанием для назначения кандидата на вакантную должность или отказа в таком назначении. По результатам конкурса издается акт (приказ) представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.

    Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размешается на сайте государственного органа. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством РФ.

    Испытание. При поступлении на гражданскую службу испытание проводится на основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 27) и постановления Правительства РФ «Об испытании при назначении на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации» от 5 июля 2000 г.

    Основная цель испытания состоит в том, чтобы на практике проверить соответствие претендента замещаемой должности гражданской службы. Юридически под испытанием при поступлении или замещении должности гражданской службы понимается исполнение служащим полномочий, не образующее правовых оснований для предоставления служащему гарантий от увольнения.

    В приказе руководителя государственного органа и служебном контракте может быть предусмотрено испытание гражданского служащего. Срок испытания устанавливается от трех месяцев до одного года. Гражданским служащим, назначенным на новую должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания от трех до шести месяцев. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

    Испытание не устанавливается для:

    • беременных женщин - гражданских служащих;
    • граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение;
    • граждан и гражданских служащих при замещении должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замешаются на определенный срок полномочий;
    • государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы.

    По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего классного чина, соответствующего заметаемой должности, проводится квалификационный экзамен, по результатам которого служащему присваивается классный чин. Если срок истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Если же служащий, проходящий испытание, нарушит служебную дисциплину и служебный распорядок или не надлежаще исполняет нормы должностного регламента представитель нанимателя вправе расторгнуть служебный контракт.

    В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностных обязанностей. До истечения срока испытания служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее, чем за три дня.

    1. Конституционное право на равный доступ к государственной службе означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы.

    Регламентируя в развитие этих положений поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение, комментируемая статья Федерального закона устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.

    Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, в состав которой помимо представителей работодателя входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на принимаемые ею решения.

    Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе РФ институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.

    2. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, а также установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной гражданской службой функции этих органов, предусмотренные названным Положением, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится конкурс.

    2.1. Конкурс в государственном органе объявляется по решению его руководителя либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой может быть произведено на конкурсной основе.

    Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, соответствующие требованиям, установленным ст. 21 комментируемого Федерального закона, - достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

    2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

    3) при заключении срочного служебного контракта;

    4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1-3 ст. 31 комментируемого закона: перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, предоставление иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо другом государственном органе при сокращении должностей гражданской службы;

    6) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом президента РФ;

    7) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

    Решение представителя нанимателя о замещении должности гражданской службы, относящейся к группе младших должностей гражданской службы, без проведения конкурса может быть как разовым - при открытии соответствующей вакансии, так и оформленным нормативным правовым актом. Так, к примеру, Минюстом России издан Приказ от 24 ноября 2006 г. N 345 "О внеконкурсном поступлении на федеральную государственную гражданскую службу и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы".

    На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

    В публикуемом объявлении о приеме документов (в том числе на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования) для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

    На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещаются информационные материалы о конкурсе, включающие: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения.

    1) личное заявление;

    2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р (с изменениями от 16 октября 2007 г.);

    4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

    копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

    копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

    5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

    6) иные документы, предусмотренные комментируемым Федеральным, другими федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

    Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

    С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений. Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. При этом проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

    Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к конкретной должности гражданской службы, обусловленные спецификой именно этой должности, должны содержаться в должностном регламенте гражданского служащего. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, установлены ст. 16 Закона. Так, в участии в конкурсе должно быть отказано лицам, не достигшим возраста 18 лет или достигшим возраста 65 лет, а также лицам, не владеющим государственным языком РФ, и т.п.

    2.4. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

    В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством РФ.

    Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

    2.5. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

    В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной гражданской службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

    При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

    При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

    Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

    Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

    Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 70 комментируемого Федерального закона споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом. В эту комиссию либо непосредственно в суд могут обращаться как гражданский служащий, так и гражданин, если посчитают свои права нарушенными.

    Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

    3. Вместе с введением конкурсного порядка подбора кадров в качестве общего правила, предусмотрены исключения из этого общего правила, определены случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится. Установление таких изъятий, как непосредственно относящееся к регулированию конституционного права на доступ к государственной службе, осуществлено на основании ст. 71 (п. "в") Конституции РФ и гарантирует равенство, в том числе независимо от места жительства, в реализации данного конституционного права, как того требует ст. 19 (ч. 2) Конституции РФ. Такое утверждение следует из постановления Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 2 и 4 ч. 2 ст. 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов".

    Следует также иметь в виду, что на рассмотрении Государственной думы и Федерального собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 211281-5, в котором руководитель государственного органа наделяется полномочиями по определению перечня должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, конкурс при замещении которых может не проводиться. Такие перечни должны включать в себя наименования отдельных должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как на федеральной государственной гражданской службе, так и на государственной гражданской службе субъектов РФ. Указанное изменение полностью соответствует положениям ст. 20 Закона РФ "О государственной тайне", согласно которой ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, в учреждениях и организациях возлагается на руководителей.

    4. Состав конкурсной комиссии (о которой сказано выше) для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

    Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203. Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп. Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.

    Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ закреплен в нормативных правовых актах субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В большинстве субъектов РФ приняты только акты государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В таких субъектах РФ конкретизация соответствующих положений федерального законодательства осуществляется государственными органами, в которых проводятся конкурсы. Это связано с тем, что комментируемый Федеральный закон и Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 устанавливают единый порядок конкурсного замещения должностей как федеральной государственной гражданской службы, так и государственной гражданской службы субъектов РФ. Там, где вопросы проведения конкурса регулируются и региональными актами, положения о порядке проведения конкурсов включены в законы субъектов РФ о государственной гражданской службе и (или) порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ утвержден самостоятельным нормативным правовым актом, изданным по аналогии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

    Пункт 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации предусматривает определение государственным органом методики проведения конкурса. Разработанные в субъектах РФ методики в основном раскрывают порядок проведения конкурса и работы конкурсной комиссии. К примеру, в методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти саратовской области, утвержденной распоряжением правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. N 169-Пр, определены цели конкурсных процедур, требования к данным процедурам, стадии их реализации, механизм подготовки и виды конкурсных заданий (испытаний). Также в этом документе регламентированы вопросы взаимодействия государственных органов при размещении информации о проведении конкурса.

    Методикой, утвержденной распоряжением совета администрации Красноярского края от 21 апреля 2005 г. N 457-р, регулируется порядок проведения тестирования кандидатов, отдельных конкурсных заданий (подготовки экспертных заключений на проекты правовых актов, письменных работ на заданные темы), индивидуального собеседования и т.д., определены критерии оценки кандидатур конкурсной комиссией.

    Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в администрации губернатора Иркутской области, утвержденная приказом администрации губернатора Иркутской области от 29 июля 2005 г. N 375-пр, раскрывает требования, предъявляемые к анкетированию, тестированию кандидатов, написанию рефератов, индивидуальному собеседованию, проведению групповых дискуссий.

    Так, в ряде субъектов РФ число кандидатур, заявленных на замещение отдельных вакантных должностей, явилось недостаточным для проведения конкурса. В итоге конкурсы признаются несостоявшимися, чем в определенной мере сдерживается формирование кадрового состава органов государственной власти субъектов РФ.

    Одним из возможных путей решения данной проблемы является заблаговременная работа по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе субъектов РФ.

    1) в период проведения конкурсов на замещение вакантных должностей отсутствует методика проведения конкурса, наличие которой предусмотрено п. 16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. В ряде государственных органов отдельные методические положения включены в правовые акты, утверждающие порядок работы комиссий по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы. В качестве конкурсной процедуры применяется только собеседование. Методика оценки личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей утверждается решением конкурсной комиссии, а не актом государственного органа;

    2) распространена практика замещения должностей гражданской службы высшей группы категории "руководители", подлежащих замещению по конкурсу, без проведения конкурса с заключением срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса, что противоречит требованиям ст. 22 и 25 Федерального закона и Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. На различные сроки заключаются служебные контракты с лицами, замещающими должности категории "руководители" высшей группы (директор департамента, заместители директора департамента), главной группы (руководители территориальных органов подведомственных государственных органов) без мотивированного правового основания. С иными категориями гражданских служащих практикуется заключение срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса. Кроме того, с некоторыми руководителями территориальных органов федеральных государственных органов заключаются служебные контракты на неопределенный срок без проведения конкурса;

    3) в ряде государственных органов при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, конкурс не проводится, однако решение представителя нанимателя о непроведении конкурса в таких случаях в нарушение требований ч. 4 ст. 22 Федерального закона не принималось;

    4) в случае отказа победителя конкурса от заключения служебного контракта комиссии предоставляется право предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов. Это противоречит требованиям п. 23 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112, согласно которому по результатам конкурса на вакантную должность может назначаться только победитель конкурса, с которым и заключается служебный контракт;

    6) состав конкурсных комиссий не соответствует требованиям ст. 22 Федерального закона в части количества независимых экспертов (менее 25% от общего числа членов комиссии), а также неправомерного привлечения в качестве независимых экспертов гражданских служащих. Так, в качестве независимых экспертов привлекаются гражданские служащие других государственных органов. В составы конкурсных комиссий в качестве независимых экспертов неправомерно включаются представители подведомственных государственному органу предприятий и учреждений;

    7) лица, привлекаемые в качестве независимых экспертов, персонально не включаются в состав конкурсных комиссий. Такая практика не соответствует ч. 8 ст. 22 Федерального закона, предписывающей не указывать персональные данные независимых экспертов только в запросах о направлении независимых экспертов, а не в правовых актах об образовании соответствующих комиссий. Отсутствие указания персональных данных независимых экспертов в правовых актах о создании комиссий снижает их легитимность. Отсутствие фамилий, инициалов и должностей независимых экспертов в правовых актах о создании соответствующих комиссий может стать основанием для обжалования результатов решений комиссий в суде;

    8) в нарушение требований п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами" договоры с независимыми экспертами не заключаются и, соответственно, не производится оплата их труда;

    10) решения об объявлении конкурса, а также о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса не оформляются правовыми актами государственного органа. В ряде государственных органов допускаются отступления от требований Положения о конкурсе к содержанию объявлений в периодических печатных изданиях и информации о проведении предстоящих конкурсов, размещаемой на сайте. Так, в объявлениях не указываются требования, предъявляемые к претендентам, а в информации о конкурсе отсутствуют сведения о предполагаемой дате проведения конкурса, месте и порядке его проведения, не содержится сведений об условиях прохождения гражданской службы;

    13) отдельные органы государственной власти субъектов РФ регулируют вопросы, не входящие в их компетенцию, в частности по установлению перечня должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым конкурс может не проводиться. Неправомерность включения таких норм в региональное законодательство подтверждается судебной практикой. В частности, решением Волгоградского областного суда от 17 августа 2007 г. признаны недействующими и не подлежащими применению как противоречащие федеральному законодательству положения областного закона о гражданской службе, предусматривавшие, что:

    конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы Волгоградской области, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому постановлением главы администрации области.

    Также с превышением полномочий Указом Губернатора Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 26 определен порядок проведения открытого конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы области, поскольку порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. Кроме того, понятие "открытый конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы" Федеральным законом не предусмотрено. Пунктом 2 указанного порядка в качестве одной из целей проведения такого конкурса определено формирование кадрового резерва соответствующего органа государственной власти области, что не соответствует смыслу ст. 22 Федерального закона;

    14) региональными законами о гражданской службе предусмотрено обязательное проведение конкурсов на замещение младших должностей гражданской службы. Тем самым ограничено установленное ч. 4 ст. 22 Федерального закона право представителя нанимателя принимать решение о непроведении конкурса при назначении на младшие должности гражданской службы;

    15) представитель нанимателя не выполняет требование п. 14 Положения о конкурсе, устанавливающего обязанность не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направлять сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе, - такие уведомления министерством не направляются. При этом на практике 15-дневный срок между первым и вторым этапом конкурса не соблюдается;

    17) складывается неоднозначная практика в части требований представления кандидатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга и несовершеннолетних детей. Подобные требования могут устанавливаться только после определения государственным органом субъекта РФ должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557).

    7. Требуется совершенствование правового регулирования следующих вопросов, связанных с конкурсным порядком замещения должностей гражданской службы. В число оснований для непроведения конкурса, установленных в комментируемом законе, представляется целесообразным включить: образование нового государственного органа, его территориального органа (представительства); при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); при переводе гражданского служащего с его согласия на равную или нижестоящую должность гражданской службы.

    В отношении группы младших должностей гражданской службы с учетом практики проведения конкурсов по решению представителя нанимателя в законе необходимо конкретизировать случаи, когда для участия в конкурсе на замещение вакантной должности было допущено менее двух претендентов, а также если в ходе конкурса не выявлено кандидатов, соответствующих требованиям к вакантной должности. В указанных случаях назначение на вакантную должность могло бы производиться без конкурса из числа лиц, которые соответствуют требованиям к вакантной должности.

    Нуждаются в совершенствовании механизмы правового и организационного сопровождения конкурсов кадровыми службами. Так, до проведения конкурса необходимо обеспечение разработки и утверждения в установленном порядке квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В ходе реализации результатов конкурсов требует более четкой согласованности работа руководителей и кадровых служб государственных органов по подготовке документов, связанных с исполнением служебных обязанностей гражданского служащего. При этом следует признать наиболее соответствующей требованиям законодательства практику, когда издание правового акта о назначении на должность, заключение служебного контракта и ознакомление с должностным регламентом осуществляются в один день.

    Кроме того, представляется целесообразным в государственных органах, в которых помимо гражданской службы предусмотрено прохождение иных видов государственной службы, в состав конкурсной комиссии включать лиц, проходящих иные виды государственной службы. Однако для этого необходимо внести соответствующее дополнение в комментируемую статью Федерального закона.