Как уволиться по ошм военнослужащему. Организационно штатные мероприятия

Выполнить досрочное увольнение военнослужащих из рядов ВС РФ просто так нельзя. Обычно действие осуществляется в результате проведения организационно-штатных мероприятий, которые сокращенно называются ОШМ, или в результате состояния здоровья человека. Порядок проведения процедуры зафиксирован ФЗ № 117 «О воинской обязанности и военной службе». О том, как происходит увольнение военнослужащего по состоянию здоровьяиз рядов ВС РФ, об особенностях прекращения контракта в результате организационно-штатных мероприятий поговорим далее.

Увольнение военнослужащего по болезни предполагает в первую очередь прохождение военно-врачебной комиссии. Обращение к ней осуществляется, если присутствуют хронические заболевания или во время службы были получены травмы и ранения. Обследование проводится в рамках стационара. Во внимание принимается история болезни военнослужащего. На основании изученных данных выносится решение, которое оформляется в виде заключения ВВК. Если комиссия решила, что военнослужащий не может продолжать службу, информация отражается в протоколе.

Заключение выдается на руки гражданину. На основании документа можно написать рапорт об увольнении. Когда решение будет вынесено, лицо освободят от занимаемой должности. Процедура выполняется в течение месяца.

Происходит прекращение контракта. Действие осуществляется с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Гражданин имеет право на единовременные выплаты и социальные льготы. Если лицу была присвоена группа инвалидности в результате утраты здоровья, возможно назначение пенсии по инвалидности.

Размер выплатыпри увольнении зависит от выслуги лет. Если выслуга 20 и более лет, пособие исчисляется семью окладами. Дополнительно предоставляется обязательное денежное содержание при замещении должности. Размер выплаты- 1 месячный оклад. Если выслуга при увольнении составляет 20 и более лет, предоставляется дополнительная компенсация. Размер выплаты равен вещевому материальному обеспечению за последний год. Если группа инвалидности была присвоена лицу, получившему травму во время выполнения служебных обязанностей, предоставляется медицинская страховая компенсация. Величина ее варьируется от 500 тыс. до 2 млн руб. (зависит от степени нанесения вреда здоровью). Если травма была получена во время прохождения военных сборов, страховые выплаты составят от 250 тыс. до 1 млн руб.

Компенсация предоставляется только военнослужащим, которые получили военную травму и были занесены в категорию Д. Это означает полную непригодность к последующему несению службы. Если была присвоена категория В, компенсации не предоставляются.

Если присвоена группа инвалидности, компенсация будет назначена вне зависимости от других выплат. Если ограничение по здоровью отсутствует, при увольнении размер премии составит 50000 руб.

При увольнении в результате болезни и присвоении группы инвалидности назначается ежемесячное пособие в размере:

  • 2800 руб.-3-я группа;
  • 7000 руб.-2-я группа;
  • 14000 руб.-1-я группа.

Комиссовать по болезни могут сразу после постановления комиссии том, что продолжение военной службы невозможно по состоянию здоровья. Чтобы получить страховую выплату, нужно подать заявление в военкомат. Действие осуществляется в течение месяца с момента увольнения. Дата проставляется в военном билете военнослужащего.

Если военнослужащего увольняют в результате ОШМ

Закон позволяет осуществить увольнение военнослужащего по ОШМ.

Процедура должна выполняться с соблюдением следующих условий:

  • закон позволяет осуществлять службу и оставаться в распоряжении командира, не имея занимаемой должности, в течение 6 месяцев;
  • увольнение военнослужащего по ОШМ может осуществляться в результате сокращения или отсутствия должности в штатном расписании;
  • уволить могут в случае, если военнослужащий отказался переводиться на высшие или низшие должности или его статус изменился.

Также должен соблюдаться порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям. Когда установленный законом срок завершится, гражданину направляется приказ о досрочном увольнении.

Если лицо прекращает службу в результате проведения организационно-штатных мероприятий, можно претендовать на получение ряда единовременных выплат и компенсаций, зависящих от величины оклада. Если лицо до увольнения прослужило больше 10 лет, оно может получить жилплощадь или денежную выплату на покупку помещения.

Право присутствует только у лиц, которые в течение службы не получали от МО РФ недвижимость в собственность.

Если офицеру или солдату выплачивается компенсация стоимости жилья, во внимание принимается районный коэффициент в цене 1 кв. м.Разбираясь, как уволиться из армии по ОШМ или по состоянию здоровья в 2019 году, нужно помнить о возможности получения ежемесячных соцпособий, единовременных выплат или оклада. В первую очередь предоставляется единовременная компенсация. Размер исчисляется в зависимости от занимаемого звания на момент увольнения, величины оклада и количества времени, которое лицо прослужило в вооруженных силах РФ. Если воинский стаж больше 15 лет, размер соцпособия составляет 40% отразмера оклада на момент увольнения.

Дополнительно предоставляется прибавка. Она начисляется каждый последующий год. Размер прибавки к пособию военного составляет 3%. Получать выплаты можно в течение 5 лет, если лицо попало под сокращение. Если выслуга лет до увольнения меньше 15 лет, выплаты предоставляются в размере последнего оклада, но в течение года с момента увольнения. Пособие индексируется единовременно. Процедура выполняется в зависимости от действующих нормативов, установленных Пенсионным фондом РФ. Если лицо вновь устраивается на военную службу до истечения указанных сроков, предоставление социальных пособий прекращается с момента трудоустройства.

Аналогичное правило действует, если лицо начинает работать с сохранением воинского звания в следующих организациях:

  • таможенной службе;
  • МВД РФ;
  • налоговой службе.

Когда подписан приказ об увольнении военнослужащего, кадровый отдел в подразделении предоставляет данные в пенсионное отделение. Информация об окладе и иные данныепоступают по месту регистрации гражданина. Чтобы получать ежемесячное перечисление по увольнению, военнослужащему потребуется обратиться в ПФ РФ и представить документы установленного образца. Денежные средства перечисляются на расчетный счет.

Увольнение по ошм возможно в ситуациях, установленных Законом «О воинской обязанности и военной службе». Если нет иных оснований для увольнения, то лицо, проходящее военную службу на основании контракта, может уволиться в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий. С этой целью военнослужащий обращается с раппортом к командиру части. К организационно-штатным мероприятиям зачастую относят передислокацию воинских частей, их расформирование, переформирование, перевод на другие штаты и иные мероприятия, которые проводятся на основании издаваемых нормативно-правовых актов.


Аноним

Меня уволили по ОШМ (более 10 лет), не обеспечили жильем,так как я являюсь участником Военной накопительно-ипотечной системы. По 166 приказу МО РФ я получу все выплаты после исключения из списков воинской части. Правомерно ли меня уволили? Если обращусь в Суд есть ли у меня гарантия выиграть дело? Заранее спасибо, ВИКТОР.

Ответ юриста:

Чухутов Владимир Петрович (28.01.2014 в 11:32:15)

Из Вашего вопроса видно, что на момент исключения Вас из списков части Вы не получили расчёт это незаконно. Вы можете обратиться в суд с исковым заявлением на командира В/Ч, с требованием востановить в списках части до выплаты всех причитающихся Вам денежных средств. Также если Вы на момент исключения не обеспечены жильём Вас не имели права увольнять. Действия командования не законны Вы имеете полное право подать в суд.

Готов помоч.

Ваш отзыв- лучшая благодарность.

Доброго времени суток!!! У меня такая ситуация. Я ст.сержант, занимал должность командира взвода по штату ст. сержант, 9-го тарифного разряда. С 1.07.13г должность стала по штату старшего прапорщика 9го т.р. меня на собеседования до сих пор не вызывали. Я так понимаю что это ОШМ., могу ли я уволится по ОШМ.,какой рапорт мне нужно написать, о выводе меня в распоряжения командира В/Ч с решением вопроса о моем прохождении военной службы. Или сразу рапорт на увольнение по ОШМ . Я хочу уволиться, выслуга лет 10 лет календарей, 20 льготной.

Ответ юриста:

Михайловский Юрий Иосифович (25.01.2014 в 21:30:39)

Добрый вечер!

Вы можете быть уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями, а с Рапортом спешить не нужно. Если ситуация Вам уже ясна, то возможен вывод в распоряжение или подавайте Рапорт в связи с организационно-штатными мероприятиями после предоставления жилого помещения.

Статья 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ

"О воинской обязанности и военной службе". Основания увольнения с военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 25.03.2013) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")

VIII. Порядок увольнения с военной службы

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин.

Еще ответы юристов по этому вопросу

Аноним

Как правильно заполнить лист беседы при увольнении по ОШМ ?

Ответ юриста:

Морозов Игорь Владимирович (26.12.2013 в 14:25:27)

Лист беседы заполняет сам командир в/ч. В пункте "обеспеченность жилой площадью..." указывается признан нуждающимся в жилом помещении от МО РФ, в пункте "отношение к увольнению" указывается не согласен с увольнением из ВС РФ без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС), в пункте "просьбы военнослужащего" можно указать не увольнять меня с военной службы без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС), указывается примечания и пишется прошу предоставить мне надлежаще заверенную копию листа беседы.

Еще ответы юристов по этому вопросу

Аноним

Здравствуйте!

Такой вопрос, с 2009 года служим с товарищем на сержантских должностях на базе, оба офицеры, сейчас с округа начали давить на командование части - убрать всех офицеров с сержантских должностей, а предлагают только ком.взводов в пехоте, у нас выслуги по 18 лет. В части нашей ждут новый штат и нас должны вывести в распоряжение, думали может по ОШМ уволиться, а командование кричит: кто не согласится на предлагаемые офицерские должности либо на ковер к командующему вызовут, либо назначат куда захотят в округе и по ОШМ увольнять не будут. Мы стоим на 6 т р с сохранением 13. Что посоветуете? Возможно ли уволиться по ОШМ, жильем оба не обеспечены и на учете не стоим?

Ответ юриста:

ООО ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "ВАШ ГАРАНТЪ" (14.12.2013 в 16:14:05)

Здравствуйте!

В силу п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы можно выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, а именно:

Отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);

отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Остановимся на Вашем вопросе об увольнении по ОШМ .

Увольнение по ОШМ - это более точным понятием «Увольнение по организационно-штатным мероприятиям»

В соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, имеются несколько оснований увольнения с военной службы, одно из которых и как раз в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Так, подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

При наличии у военнослужащего выслуги лет не менее 10 лет он имеет право при увольнении по ОШМ на получение жилого помещения предоставляемое по договору социального найма, а также материального обеспечения в виде денежного довольствия и материального обеспечения.

Имейте в виду, что в случае возникновения основания увольнения, при котором у Вас возникает право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, Вы не можете быть исключены из списков части без обеспечения Вами всеми необходимыми видами довольствия (в частности, на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, на денежное обеспечение, на вещевое обеспечение и т.п.).

Вместе с тем, у Вас, как у военнослужащего, могут иметься основания вывода в распоряжение командира войсковой части или начальника учебного заведения, где военнослужащих зачастую не обеспечивают в полной мере всеми положенными видами довольствия.

Необходимо так же отметить, что ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность". Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию.

Что делать?

Согласно п. 10 ст. 9 Положения военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом.

Увольнение в связи с ОШМ не отнесено к основаниям, когда военнослужащий подлежит увольнению, следовательно он может быть уволен в связи с ОШМ.

Если же рапорт подан позже 3-х месячного срока, установленного командиру для принятия решения о заключении контракта, то в продлении может быть отказано

Если Вы направили свой рапорт о желании быть уволенным в связи с ОШМ раньше, чем рапорт о заключении контракта, то тем самым Вы изъявили свое желание досрочно закончить военную службу.

Поданный после этого рапорт о Вашем желании заключить контракт командир вправе не удовлетворять.

2. Получаете на руки заключенный контракт.

3. Выводитесь в распоряжение, в связи с сокращением должности.

4. Обращаетесь с рапортом о желании быть уволенным в связи с ОШМ исключительно после предоставления жилого помещения.

С Уважением, ЮФ «ВАШ ГАРАНТЪ».

Ждем отзывы.

Еще ответы юристов по этому вопросу

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Служу год. Закончив пожарный факультет, попал в войска связи, так как противопожарную службу сократили. С сентября 2011 года был командиром взвода материального обеспечения. В середине декабря пришло сокращение штатов в РМТО, был выведен в распоряжение. На мою должность поставили другого офицера. С 1 января 2012 - в распоряжении. 1 июля прошло полгода. Хотели поставить на должность командира взвода связи (привязки), но пришел отказ с округа, так как не соответствует ВУС. Хочу уволиться по оргштату. Переучиваться нет желания, служить тоже. Предстоит аттестационная комиссия. Подскажите пожалуйста, на каком основании лучше уволиться по оргштату?

Андрей Поляков,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: Уссурийск


При наличии в воинской части организационно-штатных мероприятий командир вправе вывести военнослужащего в распоряжение на срок не более шести месяцев; предложить занять высшую или низшую воинскую должность с согласия военнослужащего; назначить на равную воинскую должность без согласия военнослужащего. Военнослужащий при организационно-штатных мероприятиях может дать согласие на перевод к новому месту военной службы (при назначении на высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на высшую или низшую воинские должности и желании уволиться с военной службы по рассматриваемому основанию.

Следовательно, увольнение в связи с ОШМ производится только на усмотрение командования с учетом Вашего мнения. Это мнение решающего значения не имеет.

Судебная практика идет по пути признания законными действий командования по назначению на равную должность, в том числе и в другую местность.

В любом случае Вы должны написать рапорт о несогласии с назначением на низшую и высшую должность, а также о желании уволиться с военной службы.

По истечении шести месяцев нахождения в распоряжении Вы уже можете требовать увольнения с военной службы по ОШМ.

Для информации согласно подп. б п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев.

В этом случае есть достаточные законные основания для увольнения по желанию военнослужащего.

В соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, МОЖЕТ БЫТЬ досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с абз. 1 пп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

При увольнении Вам положено: полный расчет по денежному довольствию на дату исключения из списков л/с в/части (с учетом положенных премий), а также пособие по увольнению с военной службы в размере 2 окладов денежного содержания. Кроме того, положено обеспечение вещевым имуществом, которое положено за прослуженное время по дату исключения из списков части.

Дополнительный отпуск в размере до 15 суток (если он, конечно, положен, например, если ветеран боевых действий или занимаешь должности, исполнение обязанностей по которой связано с риском или повышенной опасностью для жизни и здоровья), а также основной отпуск за 2012 г. пропорционально прослуженному в 2012 г. времени.

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков. В связи с тем, что Ваша выслуга составляет менее 10 лет, то право на жилье Вы не имеете.

С 1 января 2012 года изменился порядок и количество денежных выплат при увольнении и исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего. Теперь при увольнении и исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего ему положены следующие денежные выплаты:

1) Единовременное пособие. Согласно ФЗ РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием":

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие (далее в настоящем разделе – пособие) в следующих размерах:

При общей продолжительности военной службы менее 20 лет – два оклада денежного содержания;

При общей продолжительности военной службы 20 лет и более – семь окладов денежного содержания.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, размер пособий увеличивается на один оклад денежного содержания.

Пособие не выплачивается военнослужащему, проходившему военную службу по контракту, при увольнении его с военной службы:

А) в связи с лишением военнослужащего воинского звания;

Б) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

В) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

Г) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

Д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

Е) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

Ж) в связи с невыполнением условий контракта;

З) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

И) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

К) как не выдержавшему испытание;

Л) в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27? Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в пункте 1 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"*. При этом пособие выплачивается за полные годы выслуги без округления их в сторону увеличения.

В случае поступления на военную службу уволенных военнослужащих пособие при последующем увольнении их с военной службы выплачивается исходя из общей выслуги на день последнего увольнения.

При выплате пособия увольняемым военнослужащим, в том числе военнослужащим, направленным не на воинские должности, в расчет принимаются оклады по последней штатной воинской должности (должностные оклады), получаемые военнослужащими на день увольнения с военной службы, и оклады по воинскому званию.

Военнослужащим, уволенным с военной службы непосредственно с воинской должности, за время исполнения которой выплачивался сохраненный в порядке, предусмотренном пунктом 19 Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. оклад по ранее занимаемой воинской должности, выплата пособия при увольнении с военной службы производится из этого оклада.

2) Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

Если на момент увольнения или исключения военнослужащего из списков части он находился на должности, то согласно Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием" премия выплачивается с денежным довольствием по день увольнения или исключения из списков части.

Премия исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности – месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на 1 число месяца, за который выплачивается премия.

Премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) в следующих размерах:

А) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, – до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц;

Б) курсантам и слушателям военных образовательных учреждений профессионального образования, в зависимости от результатов прошедшей экзаменационной сессии или вступительных экзаменов:

Имеющим только отличные оценки, – до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц; - только хорошие и отличные оценки, – до 15 процентов оклада денежного содержания в месяц;

Имеющим удовлетворительные оценки, – до 5 процентов оклада денежного содержания в месяц.

Конкретный размер премии определяется по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии.

Военнослужащим, прослужившим неполный месяц, премия выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности исходя из окладов денежного содержания на день принятия решения о выплате премии.

Премия не выплачивается военнослужащим:

Проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;

За пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей, которым денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях;

В период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;

Увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1–5, 7–11 части 4 статьи 3 ФЗ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Не представляются к премированию военнослужащие:

Имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные дисциплинарные проступки;

Имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и (или) по физической подготовке;

Допустившие в месяце, за который производится выплата премии, нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

3) Материальная помощь. Согласно ФЗ РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания.

Согласно Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием":

Материальная помощь исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности – месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на дату принятия решения о выплате материальной помощи, а при выплате материальной помощи в декабре – на 1 декабря текущего года. При убытии военнослужащих из воинской части в приказе об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия.

При убытии военнослужащих из воинской части в приказе об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: "Материальная помощь в текущем году не оказывалась". Выписка из приказа приобщается к личному делу военнослужащего.

Материальная помощь не оказывается:

В связи с лишением военнослужащего воинского звания;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

В связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

В связи с невыполнением условий контракта;

В связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

Как не выдержавшего испытание;

В связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

4) Денежное Довольствие по день исключения из списков части.

Таким образом, применительно к Вашей ситуации рекомендую Вам подать правильно составленный рапорт с учетом вышеприведенных норм.

Здравствуйте.

Вас могут назначить только на равную должность без Вашего согласия, на ниже или вышестоящую только с Вашего согласия.

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237(ред. от 20.02.2014)«Вопросы прохождения военной службы»(вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

Так же позиция и у судов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями: право военнослужащего или командира?

, подполковник юстиции, заместитель председателя Кировского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук

Как утверждали древние, труднее всего жить в эпоху перемен. Именно такой период более десяти лет переживают военнослужащие Российской армии и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. История реформирования Вооруженных Сил России – яркий пример непродуманных, часто скоропалительных решений, преследующих интересы, далекие от интересов военнослужащих. Это путь серьезных просчетов в организации и деятельности военной организации общества. Иногда оптимальное решение удается принять не сразу. Необоснованные кадровые, организационно-штатные мероприятия (далее – ОШМ) чреваты серьезными нарушениями прав и интересов военнослужащих и членов их семей. Пример реорганизации органов безопасности России, военно-промышленного комплекса, дорожно-строительных частей и ряда других военизированных ведомств требует более вдумчивого, научно обоснованного подхода к изменениям структуры и функций важнейших государственных институтов.

Пятилетняя практика применения федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», а также Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение) оставляет дискуссионными вопросы увольнения военнослужащих в связи с ОШМ.

Спорные вопросы увольнения в связи с ОШМ многократно обсуждались специалистами . Единая судебная практика по этой проблеме до настоящего времени не выработана.

Так, Кировский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление военнослужащего К. при следующих обстоятельствах. Воинская часть, где проходил службу заявитель, подлежала расформированию, в связи с чем он обратился с рапортом к командованию о досрочном увольнении с военной службы в связи с ОШМ. Однако рапорт удовлетворен не был, а заявителя вопреки его желанию назначили на равнозначную должность в другую часть, мотивировав это служебной необходимостью.

Считая свои права нарушенными, заявитель потребовал признать незаконными приказы о переводе его в другую часть и обязать ответчика представить его к увольнению с военной службы в связи с ОШМ. По мнению заявителя, в части проводились ОШМ, в связи с которыми он и был переведен в другую часть. Перевод в приказе должен был мотивироваться наличием именно ОШМ, которые являются частным случаем служебной необходимости. Мотивировка в приказе о переводе в связи со служебной необходимостью выбрана командованием для того, чтобы лишить К. возможности уволиться на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился и пояснил, что командование действовало правомерно, поскольку инициатива на увольнение по ОШМ должна исходить от командования части. Мнение военнослужащего не имеет значения, если перевод осуществлен на равнозначную должность. Кроме того, фактически заявитель переведен в связи со служебной необходимостью, что не равнозначно переводу в связи с ОШМ.

Удовлетворяя заявление военнослужащего, суд первой инстанции указал следующее.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право на труд согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализуется ими посредством прохождения военной службы.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются его условия, которые включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять обязанности военнослужащих, а также право гражданина на соблюдение его прав, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством России, определяющим статус военнослужащих.

Гарантией права на свободное распоряжение способностями к труду является право военнослужащего на увольнение по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», и на соблюдение процедуры увольнения.

Согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. В соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения увольнение военнослужащего в связи с ОШМ может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность. Иных условий увольнения при указанных обстоятельствах в законе не содержится.

Судом исследована директива Министра обороны Российской Федерации, согласно которой войсковая часть, где служил заявитель, подлежала ликвидации.

Таким образом, в войсковой части заявителя действительно проходили ОШМ, а должность, занимаемая К., подлежала сокращению. Согласия на назначение на другую воинскую должность заявитель не давал. Следовательно, налицо все условия, в соответствии с которыми заявитель подлежал увольнению с военной службы. Обязанность представить его к увольнению лежала на ответчике.

По указанным основаниям суд посчитал незаконными отказ ответчика в удовлетворении требований К. о представлении документов на его увольнение с военной службы в связи с ОШМ, а также приказы о переводе заявителя на равнозначную должность в другую часть.

Заявление ответчика о том, что перевод К. на равную должность произведен не в связи с ОШМ, а в связи со служебной необходимостью, суд признал несостоятельным, указав, что войсковая часть подлежала ликвидации и соответственно должность К. сокращалась. Дата служебного перемещения заявителя совпадает с периодом ОШМ.

При таких условиях суд посчитал, что служебная необходимость перемещения заявителя на равную должность вызвана именно проведением ОШМ.

Суд признал необоснованным заявление представителя ответчика и о том, что увольнение военнослужащих в связи с ОШМ производится вне зависимости от их желания продолжать службу или уволиться. Данная позиция основана на пп. 1 и 2 ст. 15 Положения, согласно которым военнослужащий без его согласия может быть переведен по служебной необходимости на равную должность. Вместе с тем, как видно из разд. VII Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и разд. VIII Положения, вопросы увольнения всецело урегулированы нормами соответствующих разделов и прямо предусматривают отсутствие согласия военнослужащего с назначением на любую другую должность, т. е. высшую, равную или низшую. Законодатель установил отсылки к нормам иных разделов (например, п. 1 ст. 50, пп. 4 и 5 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако в данном случае никаких отсылок не сделано, в том числе и к нормам ст. 15 Положения. Суд сделал вывод о том, что норма, на которую ссылался ответчик, не применима в данном случае, в связи с чем обязал ответчика представить в установленном порядке документы на увольнение К. с военной службы в связи с ОШМ . Аналогичное решение принято тем же судом по гражданскому делу по заявлению Г.

Оба судебных решения оставлены в силе судом второй инстанции. При этом кассационная инстанция подтвердила в определении, что при проведении ОШМ назначение военнослужащего на другую должность, в том числе и равную, возможно только при его согласии .

Подобные решения принимались судами и ранее .

Между тем в последнее время получила распространение иная позиция. В частности, решением Кировского гарнизонного военного суда от 12 марта 2004 г. военнослужащему Л. отказано в удовлетворении заявления об увольнении в связи с ОШМ.

При этом суд первой инстанции указал, что согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. Увольнение по этому основанию может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Анализируя положения пп. 1 – 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», суд пришел к выводу, что основания увольнения, указанные в п. 2 ст. 51 Закона, сгруппированы законодателем таким образом, что объединяют причины увольнения с военной службы, которые не зависят от желания и воли военнослужащего. По данным основаниям военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению командования при невозможности дальнейшего использования военнослужащих, высвободившихся в результате ОШМ, в целом в Вооруженных Силах. Вместе с тем соответствующий командир при проведении ОШМ, действуя согласно подп. «б» п. 15 ст. 11 и подп. «а» п. 17 ст. 11 Положения, вправе назначить военнослужащего на равную или низшую должность. Как следует из пп. 11 – 17 ст. 11, пп. 1 и 2 ст. 15, подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения волеизъявление военнослужащего должно учитываться лишь в случае, если при проведении ОШМ ему предлагается занять низшую должность, а также если есть семейные обстоятельства или заболевания, препятствующие прохождению службы на новом месте. Согласия для назначения на равную должность не требуется.

По собственному желанию в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть досрочно уволен при наличии у него уважительных причин по заключению аттестационной комиссии.

По мнению суда, заключение заявителем контракта с Министерством обороны Российской Федерации обусловливает его обязательства до окончания срока контракта служить в Вооруженных Силах России, что, в свою очередь, позволяет командованию определять место службы для военнослужащего по своему усмотрению.

Суд указал, что перевод на равную должность никак не повлиял на права и законные интересы Л. и признал правомерным приказ о переводе заявителя на равную должность без его согласия.

Суд посчитал, что ОШМ в данном случае вполне могут расцениваться как частный случай служебной необходимости. К тому же объем прав военнослужащего при переводе к новому месту службы по служебной необходимости, в связи с ОШМ или по личной просьбе одинаков.

Такая же точка зрения положена в основу ряда других решений судов .

Ничего нового в подобной трактовке закона нет. Наоборот, это лишь повторение давно устаревшей и недействующей нормы, содержавшейся в законодательстве, регулировавшем военно-служебные отношения советского периода .

Таким образом, за довольно непродолжительный промежуток времени судами принимались противоположные решения, причем как в том, так и в другом случае достаточно мотивированные. В последнее время доминирует точка зрения, более удобная командованию, обосновывающая приоритет интересов последнего перед интересами военнослужащего.

Представляется, что при таком подходе декларированное в Конституции Российской Федерации и прямо предусмотренное подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения право военнослужащего на увольнение в связи с ОШМ превращается в фикцию. На практике суды, отказывая военнослужащим в этом праве, исходят не из закона, а из целесообразности, учитывая, например, такие обстоятельства:

– предоставление возможности военнослужащему уволиться в связи с ОШМ ставит его в более выгодное положение по сравнению с другими военнослужащими, которых ОШМ не коснулись;

– учет интересов военнослужащего при проведении ОШМ «развалит» Вооруженные Силы.

Однако такой подход в XXI в. уже неприемлем. Интересы человека в погонах должны ставиться превыше всего. Забота об укреплении боеспособности армии – задача многогранная, требующая усилий всего общества. И решена она должна быть с учетом прав военнослужащих. Представляется недопустимым поддерживать боеспособность армии и создавать искусственные препятствия для реализации законных прав граждан при увольнении с военной службы.

В наше время нередко говорят о пробелах в праве, не обеспеченных экономически законах, недостаточно просчитанных решениях законодателя. Однако в данном случае никаких изменений вносить в действующее законодательство не требуется. Достаточно лишь правильно истолковать имеющиеся правовые нормы и применить их.

По нашему мнению, увольнение в связи с ОШМ – специальная норма по отношению к общему положению, содержащемуся в п. 2 ст. 15 Положения, позволяющему переводить военнослужащего на равную должность без его согласия. Поэтому применение в подобных случаях специальной нормы исключит споры и обеспечит правильное толкование и применение закона.

Все больше жизнь и деятельность российского военнослужащего подвергается правовой регламентации, препятствующей принятию незаконных, ущемляющих его интересы решений. Назначение военных судов – на практике правильно применять законодательство о военной службе, рассматривая эту область правоотношений как неотъемлемую часть всей правовой системы общества. Правильное разрешение судами коллизионных вопросов будет способствовать дальнейшему движению к правовому государству, подъему престижа военной службы, укреплению обороноспособности страны.

См., напр.: Пызиков Д. Об увольнении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями // Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 2 (168). С. 41 – 44; Увольнение с военной службы по инициативе военнослужащего: основания, порядок, оформление, последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. № 10. С. 39; О духе и букве закона // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10. С. 5 – 8 и др.

14 января 2004 г. по заявлению К.

Решение Кировского гарнизонного военного суда от 16 января 2004 г. по заявлению Г.

Кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 13 февраля 2004 г. по делу К.; кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 01.01.01 г. по делу Г.

См., напр.: Архив Кировского гарнизонного военного суда, решение по гражданскому делу по заявлению П., 2001 г. Такое же решение по конкретному делу выносилось и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Отменяя ранее состоявшиеся судебные решения по аналогичному делу по надзорной жалобе Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, надзорная инстанция указала в определении, что при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой военнослужащим воинской должности либо при изменении военно-учетной специальности и нежелании военнослужащего продолжать службу по занимаемой должности либо на другой воинской должности, он вправе уволиться с военной службы в связи с ОШМ (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 6н-86/03).

Решения Кировского гарнизонного военного суда по заявлениям Б. от 20 февраля 2004 г., С. от 4 марта 2004 г. и др.

Согласно п. «в» ст. 58 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (приказ Министра обороны СССР 1985 г. № 000) увольнение данной категории военнослужащих по сокращению штатов допускалось только при невозможности использования их на военной службе.