Сестринское дело где потом можно работать. Специальность "Сестринское дело": особенности обучения и работы по профессии

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Биология - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Чем больше развивается медицина, тем строже становятся требования к персоналу. Пока в обществе осталось отношение к медицинской сестре, как к сотруднику без особой квалификации. Но еще с 1991 года в России существует специальность 34.03.01 «Сестринское дело». Она подготавливает трудовые кадры с высшим образованием. Появление этого направления стало реакцией на общемировые тенденции.

Как демонстрирует опыт, высшее образование отражается на качестве работы медицинской сестры. Чаще всего после окончания бакалавриата такой специалист не покидает своей профессии, так как видит широкие перспективы для самореализации. В круг компетенций входит не только медицинская деятельность, но и реабилитационная, организационная, управленческая и исследовательская.

Условия поступления

Этот курс предназначен для воспитания кадров, которые впоследствии смогут выполнять профессиональные задачи, опираясь на багаж естественнонаучных и медицинских знаний.

Есть возможность поступить в один из вузов Москвы, получив сначала среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело» или «Акушерское дело». Тогда обучение начнется уже с третьего курса. Но принимают на учебу и выпускников 11 классов.

Какие им предстоит сдать предметы для поступления:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • обществознание/химия/физика.

Многие вузы вводят дополнительный экзамен, проверяя у поступающих уровень иностранного языка . Это объясняется тем, что отечественная медицина активно перенимает мировой опыт.

Будущая профессия

Такая специальность предполагает умелое использование знаний и практических навыков для выполнения широкого круга профессиональных задач. Медсестра с высшим образованием может, как оказывать экстренную помощь, так и организовывать уход за больным в условиях стационара или на дому. Она же проводит просветительскую работу, обеспечивает безопасную для здоровья среду. Ее обучают ведению отчетной и другой медицинской документации, организационным и управленческим навыкам.

Куда поступать

Курс можно освоить в следующих учебных заведениях:

  • Первый Московский гос. мед. университет им. Сеченова;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Саратовский гос. мед. университет имени Разумовского;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова.

Срок обучения

Полный комплекс необходимых предметов можно освоить за четыре года на очном отделении.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы стать бакалавром по этому профилю, предстоит изучение следующих предметов:

  • гигиена: общая и госпитальная;
  • психология и педагогика;
  • сестринское дело и менеджмент;
  • эпидемиология;
  • здравоохранение и маркетинг;
  • товароведение в медицине и фармацевтической отрасли;
  • профилактическая работа с населением;
  • стандартизация и статистический учет: аспекты в здравоохранении;
  • сестринское дело: теория и основы;
  • сестринское дело в разных сферах медицины;
  • реабилитация: основы.

Приобретаемые навыки

После окончания курса специалист может выполнять следующие задачи:

Перспективы трудоустройства по профессии

После окончания бакалавриата возможности для самореализации становятся намного шире и привлекательнее. Высшее образование создано для того, чтобы медицинская сестра быстро адаптировалась к нововведениям, умело использовала инновации.

Она может работать не только в медицинских и лечебных учреждениях. Такой специалист нужен в школьной медицине, общественном здравоохранении. Есть вакансии в санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных центрах, домах отдыха.

Кем работает специалист после бакалавриата:

  • медсестра;
  • администратор;
  • регистратор.

Стартовый уровень оплаты труда достаточно высок - не ниже 15 тысяч в отечественной валюте. По мере роста компетенции можно претендовать на более солидные ставки.

Преимущества профессионального совершенствования

Для медицинской сестры перспективы образования не ограничиваются бакалавриатом. Можно поступать в магистратуру, где есть возможность выбрать разные направления для дальнейшей самореализации. Если выбирать лучшие вузы, то предстоит не только знакомство с исследовательской деятельностью, но и зарубежная стажировка. Впоследствии этот опыт сыграет значимую роль в трудоустройстве.

После окончания магистратуры можно пойти по стезе преподавателя. Также специалист имеет возможность посвятить жизнь науке. У него шире возможности для трудоустройства на вакансии административно-управленческого рода. Еще он может найти интересную и высокооплачиваемую работу в организациях здравоохранения, выступая в роли эксперта или консультанта.

Медсестра (в мужском варианте: медбрат) - это специалист со средним специальным медицинским образованием, который помогает врачу, оказывает доврачебную медицинскую помощь, выполняет множество задач для нужд лечебного учреждения.

В зависимости от того, за врачом какой специальности закреплена медсестра, она выполняет разные вспомогательные функции: сбор анализов, выполнение инъекционных назначений, капельниц, смена белья, организация лечебного питания, подготовка хирургических инструментов, заполнение медицинских документов.

Медсестра занимается лечебными процедурами, следит за самочувствием больных, осуществляет раздачу лекарственных препаратов, соблюдая их дозировку, назначенную врачом, ведет учет медицинского инвентаря, контролирует сроки технического осмотра медицинской аппаратуры, подает документы на вписку.

Профессия медсестры призвана облегчать работу врачу, освобождать его время для приема пациентов, выполнения профессиональных обязанностей.

Медсестра облегчает работу врачу, освобождает его время для приема пациентов и выполнения профессиональных обязанностей.

Специализации медицинских сестер

Есть много специализаций профессий:

  • Главная медсестра контролирует работу всех медицинских сестер, выполняет заявки на приобретение лекарственных препаратов, перевязочного материала, других средств медицинского назначения, а также составляет график дежурств и отпусков медсестер, следит за материально-техническим оснащением больницы. Она должна иметь диплом о высшем медицинском образовании.
  • Старшая медицинская сестра помогает заведующему отделением, отвечает за порядок в отделении, контролирует подчиненных ей медицинских сестер и санитарок.
  • Младшая медсестра ухаживает за пациентами, выполняет указания старших коллег.
  • Постовая медсестра отвечает за выполнение назначений врача, контролирует прием лекарств, посещение родственников.
  • Палатная медсестра контролирует состояние больных в палатах обычной и интенсивной терапии, отвечает за соблюдение постельного режима, диеты, измеряет артериальное давление, пульс, частоту дыхания.
  • Процедурная медсестра работает в процедурной, делает уколы, капельницы, медицинские манипуляции, назначенные врачом (небулайзер, аспиратор), собирает анализы и передает их в лабораторию.
  • Операционная медсестра помогает хирургу до, во время и после операции: готовит инструменты, ассистирует во время оперативного вмешательства, пересчитывает использованные в ходе операции инструменты и перевязочный материал.
  • Хирургическая медсестра работает в хирургическом отделении, в перевязочной, делает перевязки, снимает швы, ассистирует хирургу при малых операционных вмешательствах (вскрытие фурункула, постановка катетера, дренажа).
  • Лабораторная медсестра принимает биологический материал и выполняет манипуляции по указанию врача.
  • Патронажная медицинская сестра контролирует состояние новорожденного после его выписки из родильного дома, следит за соблюдением графика прививок и осмотров малыша узкими специалистами.
  • Геронтологическая медсестра работает в доме престарелых, в геронтологическом отделении медицинской организации, помогает пожилым людям поддерживать здоровье, выполняет рекомендации врача.
  • Школьная медсестра (или дошкольного детского учреждения) контролирует состояние детей, осуществляет их допуск на занятия после перенесенного заболевания, проводит закаливающие мероприятия, профилактические осмотры, выполняет прививки и медицинские тестирования, назначает карантин при выявлении инфекций, дает отвод от занятия физкультурой или спортивных соревнований по состоянию здоровья.

Также медсёстры есть при профильных отделениях - физиотерапевтических, ЛФК, стоматологических и прочих кабинетах.


Школьная медсестра контролирует состояние детей, проводит профилактические осмотры, выполняет прививки и медицинские тестирования.

Места работы

Трудятся медицинские сёстры в поликлиниках и стационарах, в школах, детских садах, санаториях, домах отдыха, хосписах, роддомах, военных госпиталях, местах заключения и многих других учреждениях.

История профессии

Сестры милосердия ведут свою родословную с ХI века, когда в Европе, на базе монастырей стали появляться первые женские общины, в которых ухаживали за физически страждущими пациентами. В ХIII столетии открылся первый приют, где выхаживали сирот и брошенных детей. Затем сестры милосердия стали помогать раненым, чуть позднее взяли на себя ответственность за больных проказой. Официально рождение первой общины сестер милосердия датируется 1641 годом - тогда создали первую школу, обучающую женщин этой профессии.

На Руси сестры милосердия известны официально с 1863 года, когда военное министерство издало указ о создании сестринского ухода за ранеными на постоянной основе. С 1997 года медицинские сестры в России получили официальный кодекс этических норм общения с пациентами.


Сестры милосердия Омского военного госпиталя во время Первой мировой войны. 1915 год.

Обязанности медицинской сестры

Основные должностные обязанности медицинской сестры таковы:

  • Доврачебная медицинская помощь.
  • Уход за пациентами.
  • Ассистирование врачам, стерилизация инструментов.
  • Забор биологического материала для исследования.
  • Исполнение врачебных назначений.
  • Руководство младшим медперсоналом.
  • Утилизация медицинских отходов.
  • Ведение документации.

Требования к медицинской сестре

Основные требования к медицинской сестре выглядят так:

  • Высшее медицинское или среднее медицинское образование, действующий сертификат по сестринскому делу.
  • Навыки работы с ПК.
  • Исполнительность и вежливость.


В обязанности медсестры входит забор биологического материала для исследования, а также исполнение врачебных назначений.

Как стать медицинской сестрой

Чтобы стать медицинской сестрой, нужно:

  1. Закончить ВУЗ (факультет высшего сестринского образования) или медицинское училище/колледж по специальности «Медицинская сестра».
  2. Получить вместе с дипломом сертификат на право самостоятельной деятельности.
  3. Чтобы иметь право работать медсестрой узкой специализации, необходимо пройти курсы повышения квалификации.

Зарплата медицинской сестры

Разброс доходов велик: медсестра получает от 15 000 до 80 000 рублей в месяц. Наиболее востребована и оплачиваема профессия в крупных городах и на Крайнем СевереЯмало-Ненецком округе была найдена вакансия медсестры с заработной платой 80 000 рублей в месяц). Работа медсестры в домашних условиях оплачивается по договоренности.

Средняя зарплата медсестры - около 27 000 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации « » и выдаёт диплом и сертификат.

Кем работать
Выпускники могут работать медицинской сестрой в больнице, поликлинике, школе, детском саду, центре социальной защиты; диетсестрой
Что делать
Оказывать сестринскую и неотложную помощь; наблюдать за состоянием пациента; реабилитировать пациента после заболеваний; проводить профилактические мероприятия.
Профессиональная забота и уход!

Медико-профилактическое дело

Кем работать
Специалистом по санитарному надзору, помощником санитарного врача, эпидемиолога; санитарным фельдшером.
Что делать
Участвовать в проведении санитарных обследований кафе, детских садов, школ и др.; выявлять опасные факторы, влияющие на здоровье; организовывать и проводить мероприятия по охране труда; защищать права потребителей, проводить профилактику профессиональных заболеваний.
Профилактика - медицина будущего !

Лабораторная диагностика

Кем работать
Медицинским лабораторным техником в лабораториях, диагностических центрах
Что делать
Проводить исследования в различных лабораториях с помощью современного оборудования и компьютеров. Именно лабораторный техник помогает врачу поставить точный диагноз!
Исследовать то, что скрыто от глаз !

Социальная работа

Кем работать
Социальным работником, специалистом по социальной работе
Что делать
Выявлять лиц, нуждающихся в социальном обслуживании; организовывать оказание нуждающимся социальной помощи; участвовать в исследовании социальной ситуации;
Содействовать деятельности государственных и общественных организаций по оказанию необходимой помощи населению; контролировать качество предоставляемых услуг
Помогать тем, кому трудно !

Стоматология ортопедическая

Кем работать
Зубным техником в стоматологических клиниках, кабинетах
Что делать
Изготавливать различные виды искусственных коронок и зубных протезов.
Работа зубного техника очень схожа с работой ювелира.
Здоровые зубы и красивая улыбка — Это наша профессия и гордость!

Лечебное дело

Кем работать
Заведующим фельдшерско-акушерским пунктом, здравпунктом; фельдшером терапевтического и педиатрического участков, инструктором лечебной физкультуры, помощником врача общей врачебной практики, фельдшером скорой медицинской помощи
Что делать
Выявлять заболевания и лечить людей, оказывать неотложную помощь в экстремальных ситуациях, проводить профилактику заболеваний, укреплять здоровье своих пациентов, руководить Здравпунктом.
Спасать жизнь, сохранять здоровье!

Акушерское дело

Кем работать
Акушеркой в родильном доме, женском смотровом кабинете. Вести школы будущих родителей
Что делать
Обследовать беременную, оказывать помощь в родах; заботиться о новорожденном, оценивать состояние его здоровья; проводить работу по сохранению здоровья женщин, участвовать в планировании семьи
Весь мир у акушерки на руках!

Медицинская оптика

Кем работать
Техником - оптиком оптического предприятия, оптического салона, мастерской
Что делать
Подбирать средства коррекции зрения, исследовать функции зрения пациентов с помощью современной диагностической аппаратуры, изготавливать все виды средств, коррегирующих зрение, ремонтировать средства коррекции зрения.
Видеть все краски жизни!


Специальность 34.02.02 Медицинский массаж для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Квалификация - медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу

Кем работать

Медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу в сфере здравоохранения:

в медицинских организациях (поликлиниках, стационарах больниц, диспансерах, домах ребенка, госпиталях, санаториях-профилакториях);

в здравпунктах промышленных предприятий;

в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Что делать

подготовить рабочее место массажиста к работе;

подготовить пациента к процедуре классического массажа;

проводить обследование пациента с целью выявления противопоказаний к классическому массажу на момент проведения процедуры;

идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности и др.;

выбирать дозировку массажного воздействия в соответствии с назначением врача и особенностями физиологического состояния пациента на момент проведения процедуры;

планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры;

проводить процедуру классического массажа согласно выбранной методике;

учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;

сравнивать состояние пациента до и после процедуры массажа; при необходимости корректировать методы массажного воздействия;

заносить данные о пациенте в журнал учета.

  • Абитуриентам
    • Перечень специальностей, по которым ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности и перечень вступительных испытаний
    • Информация о необходимости прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования)
  • Преподавателям
    • Руководство учебно-исследовательской и проектной деятельностью студентов
  • Студентам
  • Дополнительное профессиональное образование
    • План-график повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием
    • Информация для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах

Не пропустите

14 сентября Для жителей и гостей Екатеринбурга состоится акция «Будь здоров – питайся правильно»

Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Кравченко Дмитрий Семенович

До войны работал учителем и директором Арсинской начальной школы.

Свой боевой путь в годы Великой Отечественной войны начал командиром связи 5 армии Западного фронта под Москвой. «В Московской битве главная задача была - выстоять, не пропустить врага к Москве. Эту задачу мы выполнили, и выполнили с честью, благодаря чему враг был отброшен. Битва под Москвой воодушевила и подняла на борьбу нас, солдат, еще с большей силой и энергией» (вспоминает Кравченко Д.С.).

Участвовал в Курской битве, был комсоргом батальона. В районе Поныри возглавлял группу связистов, обеспечивал проводной связью наши войска. «Как в небе, так и на земле все кипело, и в этих жестоких условиях дать бесперебойную, устойчивую связь войскам было делом очень сложным, требовало огромной силы и мужества».

В составе 17-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового корпуса прошел до самой Праги. Участвовал в боях за Киев, Винницу, Чехословакию, Румынию, Венгрию. В боях на одной из высот правобережной Украины возглавлял взвод связи. Был ранен на подступах к Виннице, но остался в строю и продолжил борьбу с врагом. «Наши солдаты проявили беспримерную отвагу и мужество…».

Войну Дмитрий Семенович закончил 14 мая 1945 года под Прагой. «Очень рад и горжусь тем, что на мою долю выпало пройти с боями этот путь и выстоять…». Этот путь Д. С. Кравченко прошел от рядового солдата до подполковника.

Всего имеет 18 правительственных наград.

Награжден медалью «За оборону Москвы», медалью «За боевые заслуги», двумя орденами «Красной звезды», орденом «Отечественной войны 2-й степени», медалью «За безупречную службу в Советской Армии», медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», и другими памятными медалями.

Кроме военного образования, в 1950 году получил педагогическое образование - окончил заочно Магнитогорский пединститут, исторический факультет. В послевоенные годы служил в рядах Советской армии. Подполковник запаса. Пенсионер Министерства обороны.

С 1961 года по 1987 год преподавал историю и философию в Свердловском областном медицинском училище.


Постичь тайны биологических процессов организма, узнать механизмы воздействия, препятствующие возникновению тех или иных болезней, овладеть навыками и приемами оказания помощи больному - задача врачей. Для усвоения и закрепления знаний по специализации лечебное дело потребуется 6 лет, чтобы пройти объемный курс лекционных, практических занятий. Студентов обучают не только умению лечить людей, правильно диагностировать различные заболевания, но также осуществлять профилактическую и просветительскую работу среди населения.

Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист по лечебному делу может выполнять функции для многих учреждений:

  • поликлиник;
  • стационаров;
  • частных медицинских учреждений;
  • специализированных центров;
  • подразделений скорой или экстренной помощи;
  • предприятий;
  • общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Острый дефицит медицинских работников любого уровня дает возможность молодому поколению выбирать определенную профессию общей практики: педиатра, терапевта, кардиолога, акушера фельдшера, медицинской сестры. Вначале они выполняют свои обязанности под руководством опытного персонала. После освоения специализации лечебное дело у них открываются широкие горизонты не только для выполнения работы общего профиля: профилактических, диагностических, образовательных, но также они смогут посвятить себя научной деятельности.

Среди большого количества направлений особая ответственность возлагается на врача, выбравшего своей специализацией лечебное дело. Он должен обладать высокими профессиональными навыками, обширными знаниями, заслужить доверие, любовь, признание людей.

Врач должен уметь:

  • проводить профилактику заболеваний среди здоровых и больных граждан в коллективах, семьях;
  • диагностировать ранние проявления патологических процессов на основе лабораторно-инструментальных методов исследования;
  • оказывать первичную неотложную помощь;
  • лечить, используя терапевтические и хирургические методы;
  • осуществлять наблюдение за физиологическими процессами при беременности;
  • проводить экспертизу о трудоспособности больных;
  • работать с членами семьи больного по воспитанию гигиенических правил;
  • вести документацию для медицинских учреждений;
  • выполнять долг по оказанию помощи при экстремальных эпидемиологических условиях;
  • постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучать самостоятельно научную, справочную литературу;
  • организовывать работу в учреждениях медперсонала среднего звена с учетом соответствия требований нормативным документам и техники безопасности.

Профиль лечебное дело требует от врача необходимости умения работать с современной техникой, иметь запас знаний в области фармакологии, владеть реабилитационными навыками, всегда быть готовыми проводить судебно-медицинские экспертизы.

Что может дать учеба

Какие профессии можно приобрести после окончания курса лечебного дела? Образовательный процесс в высших учебных заведениях подразделяется на 2 этапа, первый из которых подразумевает освоение комплексных теоретических знаний с регулярным посещением лечебных учреждений. Студенты одновременно с доклинической подготовкой изучают теоретический курс по хирургии и внутренним болезням.

Следующая ступень образовательного процесса заключается в углубленном изучении выбранной специфики. Важность момента заключается в применении ранее изученного материала, так как наступает пора клинической практики. Особый упор делается на то, как проявятся способности будущего медицинского работника в умении диагностировать заболевания и контактировать с пациентами. На важном этапе учащиеся определяют конкретный вид занятия лечебного дела в определении дальнейшей профессии. В условиях стационара они выбирают конкретную направленность для работы узким специалистом.

Будущие врачи, проходя курс лечебного дела, могут претендовать на такие профессии, как:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • хирург;
  • анестезиолог;
  • ортопед/травматолог;
  • психиатр/нарколог;
  • невропатолог;
  • семейный доктор;
  • иммунолог и другие профессии.

У них есть отличная возможность продолжить совершенствование своих знаний и навыков, обучаясь по специальной программе практикумов интернатуры, ординатуры, где обучение лечебному делу закрепляется определенными навыками по многим профессиям.

Наиболее острая необходимость для частных и государственных клиник ощущается за последние годы в специалистах по кардиологии, акушерству, педиатрии, общей практики. Докторам нередко приходится совмещать свою работу: осуществлять врачебную деятельность в государственных поликлиниках и одновременно оказывать консультационные услуги в частных профильных центрах.

Специалисты среднего звена

Профессии среднего звена по лечебному делу имеют свои отличия. В колледжах медицинского направления в отличие от высших учебных заведений студенты на основании учебного стандарта изучают лечебное дело без какой-либо узкой направленности, они получают базовые знания по основным медицинским направлениям, изучают основные предметы расширенной специализации. Выпускникам открываются возможности для выбора направления дальнейшей трудовой деятельности. Какие категории младшего персонала предпочесть, они решают согласно своему призванию.

Специалисты со средним медицинским образованием должны быть готовы к выполнению большого перечня функциональных обязанностей:

  • давать оценку состояния пациента, отмечать главные симптомы заболевания;
  • диагностировать неотложные состояния и оказывать экстренную помощь;
  • оказывать медицинскую помощь гражданам как на дому, так и в отделениях здравоохранения;
  • осуществлять осмотр и наблюдение пациентов на дому;
  • уметь грамотно проконсультировать граждан в амбулаторных условиях;
  • делать забор биологического материала для лабораторного проведения анализов;
  • строго выполнять назначения врачей при взаимодействии с пациентами;
  • оказывать реабилитационную помощь больным с хроническими заболеваниями, инвалидам, пожилым людям.

Имея специализацию лечебное дело, средний персонал может работать в должности фельдшера, помощника врача в поликлиниках, лаборанта, медицинского статистика, регистратора и других. Наиболее востребованная профессия на рынке труда - это работа фельдшера‒акушера. Престиж заключается в том, что квалифицированный специалист пользуется большим уважением, является помощником врача в амбулаторно-поликлинических условиях, и его труд достойно оплачивается.

В общении с пациентами медработники всегда должны проявлять гуманность, внимательность и доброту. Больные люди часто проявляют несдержанность, даже взрослые пациенты боятся болезненных процедур, они становятся раздражительными и капризными. Какие бы ситуации ни возникали, профессия врача или медсестры накладывает обязательство на должностное лицо проявлять моральную выдержку, самоотверженность и терпение. Все это вознаграждается уважением и признанием людей, ведь здоровье человека - большая ценность!

Сестринское дело – важнейшая часть современной системы здравоохранения.

Медсестра должна пройти специальную подготовку, быть не только опытным медицинским специалистом, но и чутким психологом для своих пациентов.

Больше статей в журнале

Из статьи вы узнаете

Понятие

Сестринское дело и его место в здравоохранении менялось на протяжении многих лет, как менялась и сама медицина. Сегодня на вопрос, что это за профессия и что входит в сестринское дело, представители медицинского сообщества могут ответить по-разному.

Поскольку понимание профессии медсестры зависит от конкретных потребностей общества, от содержания их обязанностей, а также от экономической и социальной ситуации в стране и здравоохранении в целом.

В настоящее время медучреждения повсеместно внедряют индикаторы качества работы медицинских сестер. При этом у большинства возникает проблема - как грамотно определить, что и как должна делать медицинская сестра смотрите в Системе Главная медсестра.

История

В 1987 году Международных совет медсестер предложил формулировку этой профессии - сестринское дело, оно является важнейшей частью системы здравоохранения.

Включает в себя профессиональную лечебно-профилактическую и просветительскую работу, а также психологическую помощь больным. Неотъемлемая часть этого понятия – уход, который медсестры осуществляют для всех социальных и возрастных групп больных.

Задачи и миссия сестринского дела

Философия сестринского дела подразумевает, что медсестра должна выполнять свое призвание везде, где больным нужна ее помощь - в медучреждении, на дому и в других местах.

На конференции, посвящённой теории сестринского дела, понятие сестринского процесса было рассмотрено как наука, а также искусство, которое позволяет решать проблемы со здоровьем человека, подверженного воздействию внешних факторов.

Чем отличаются лечебное и сестринское дело

Сестринское и лечебное дело имеют множество схожих черт, но вместе с тем имеют и кардинальные отличия:

  1. Сестринское дело является составной частью деятельности медорганизации по уходу за больными.
  2. Специалисты этой профессии отвечают за сопровождение лечебной деятельности.
  3. Медсестра выполняет врачебные назначения, организует показанный больному уход.
  4. Медицинские работники, получившие специальность «Лечебное дело», могут диагностировать болезни и лечить пациентов, в то время как медсестра такие решения принимать не может.
  5. Медсестра занимается профилактической и просветительской работой, постоянно отслеживает состояние пациента.
  6. Флоренс Найтингейл отмечала, что сестринское дело требует подготовки, отличной от подготовки врачей, нуждается в специальной организации и получении специальных умений и навыков.

Основные квалификационные требования

Сестринское дело в медучреждении организуется следующим образом:

  • всем средним и младшим медперсоналом организации руководит главная медсестра;
  • в конкретном отделении должностным лицом, отвечающим за организацию сестринского дела, является старшая медсестра.

Главная медсестра

Главная медицинская сестра должна отвечать определенным профессиональным и квалификационным требованиям для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

Сертификат

Для главной медсестры необходима базовая специальность – «Лечебное дело». В ходе дополнительного обучения медсестра получает сертификат по организации сестринского дела. Свой профессионализм она подтверждает получением высшей квалификационной категории.

Главная медсестра осуществляет общее руководство среднего медицинского персонала.

Какими качествами должен обладать этот специалист:

  • высокий профессионализм;
  • лидерские и организаторские качества;
  • организованность.

Главный врач и его заместитель по лечебной работе – непосредственные руководители главной медсестры.

В круг обязанностей входят следующие:

  • качественное оказание сестринской помощи;
  • организация работы медсестер;
  • проверка качества работы сестринского персонала;
  • проведение ежедневных обходов всех отделений;
  • составлять необходимые отчетные и распорядительные документы;
  • поскольку сестринское дело непосредственно включает в себя процесс оказания медпомощи, главная медсестра должна следить за соблюдением медсестрами норм СанПиН и требований действующего законодательства;
  • контроль расходования медизделий и лекарств.

☆ Как создать условия для обучения в медорганизации, организовать процесс обучения , составить график обучения и план занятий медперсонала, смотрите в Системе Главная медсестра.

Старшая медсестра

Специальность, по которой обучается старшая медсестра – сестринское или лечебное дело. Дополнительно специалист должен получить медицинский сертификат по организации сестринского дела.

Для старшей медсестры необязательно высшее медицинское образование.

Старшая медсестра подчиняется:

  1. Главной медсестре.
  2. Заместителю главврача по лечебной работе.
  3. Главному врачу непосредственно.

В отделении весь средний и младший медперсонал обязан выполнять распоряжения старшей сестры. Кроме того, в подразделении она является должностным лицом, несущим материальную ответственность.

Приказ о бакалавриате

Составляющие сестринского дела

Мы упоминали о том, что профессия медсестры разнопланова, поскольку существует и большое чисто видов услуг медицинского характера, оказываемых пациентам.



Для того, чтобы понять сестринское дело что это за профессия, необходимо рассмотреть его цели:

  • помощь конкретному пациенту или группе больных в нормализации здоровья во всех его смыслах;
  • сохранение здоровья и его укрепление;
  • обучение пациентов заботе о своем здоровье;
  • специфическая помощь пациентам, которые эмоционально или физически страдают от своего заболевания.

Его принципами являются:

Важной составляющей сестринского дела является здоровье. Специальность и профессия медсестры обязывает ее помогать пациенту, здоровье которого нарушено. Здоровье в разные периоды времени понимали, как отсутствие болезни и немощности.

В настоящее время ВОЗ определяет здоровье как благополучие социальное, психологическое и физическое.

Безусловно, процесс сестринского ухода должен включать оценку самочувствия пациента и его состояния, а сама медсестра в рамках своих компетенций помогают больным укреплять здоровье.

Другими ключевыми понятиями сестринского дела являются «уход» и «самоуход». Флоренс Найтингейл считала, что уход – это помощь человеку, страдающему от болезни в том, чтобы он мог жить полноценно и получал от жизни удовлетворение.

Все большую актуальность принимает самоуход, и в настоящее время он часто ассоциируется с деятельностью медучреждений. Медсестра учит пациента навыкам самообслуживания, так, чтобы он самостоятельно мог удовлетворять свои жизненно важные потребности, несмотря на болезнь.

Таким образом, сестринское дело является важнейшей частью системы здравоохранения, и включает оно в себя не только работу по оказанию медуслуг. Медсестра помогает пациенту, консультирует его и его родных, оказывает пациенту моральную и психологическую поддержку.

Деонтология профессии

Сестринское и лечебное дело во все времена рассматривались в неразрывной взаимосвязи с этической составляющей медицинской профессии.

Медсестра регулярно выполняет свои обязанности, но в работе она должна руководствоваться не только нормативными актами, например, стандартами оказания медпомощи, но и морально-этическими нормами.

Иными словами, обязанности сестринского персонала можно рассматривать в двух аспектах:

  1. Профессиональный аспект – медсестра ни при каких обстоятельствах не должна нарушать психическое и физическое состояние пациентов.
  2. Моральный аспект – при оказании медпомощи на медсестру не должно оказывать влияния социально положение пациента, его убеждения, вероисповедание и т.д.

Однако, процесс медпомощи часто сопровождается поступлением жалоб от пациентов на нарушение медработниками этических и демонологических норм. Далеко не каждый пациент может определить низкую профессиональную подготовку медработника. Его нравственный облик более очевиден, поэтому вызывает отрицательную реакцию.

Медицинский этикет включает в себя правила внешней и внутренней культуры поведения.

Внутренняя культура поведения (по отношению к коллективу):

  • соблюдение субординации, дружелюбие к коллегам;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • добросовестное отношение к своему и чужому труду.

Внешняя культура медсестры (по отношению к пациентам):

  • специалисты сестринского дела должны иметь опрятный и располагающий внешний вид;
  • медсестра должна уметь составлять впечатление о себе тем, как она говорит, что она говорит, каким тоном общается с пациентами.

Гиппократ говорил о том, что медицинские работники должны обладать такими качествами, как хладнокровие, бескорыстность, здравый смысл, скромность и целомудрие.

Сестринское дело должно основываться на базовых демонологических принципах – в конечном итоге это оказывает влияние на качество медпомощи, ее отношение к пациентам и коллегам.