Апелляционная жалоба фас. Порядок обжалования решений уфас

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данная статья направлена на информирование граждан о том, как обжаловать решение ФАС.

Как обжаловать

Законодательство Российской Федерации предоставляет два способа обжалования решения ФАС:

  • Досудебный;
  • Судебный.

Рассмотрим каждый из способов подробнее.

Досудебный

Досудебное разбирательство предполагает подачу письменной жалобу от определенной организации. Анонимные жалобы не рассматриваются, поэтому необходимо указать личные данные представителя и печать компании. К составленному документу обязательно должно быть приложено документальное подтверждение полномочий представителя компании.

В документе обязательно должно быть указано наименование антимонопольной организации, в которое подается претензия.

Указывается полное наименование организации и данные о её представителе.

Жалоба должна содержать полное описание сути обращения и информацию о совершенном нарушении со стороны Федеральной антимонопольной службы. Важно понимать, что заявление может быть признано безосновательным. ФАС может принять такое решение, если ответы на подобное обращение уже были озвучены более двух раз, а в новой жалобе нет новых доводов, подтверждающих нарушение. В этом случае составитель обращения должен быть уведомлен об отказе в рассмотрении нового заявления.

Обращение должно сопровождаться документальной базой. Список необходимых документов мы рассмотрим в отдельном пункте статьи.

Инфо

Само обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Один должен быть подан в ФАС, а второй остается у заявителя, причем на последнем экземпляре должна стоять отметка о принятии документа к рассмотрению.

Сроки рассмотрению подобных обращений обычно составляют не более тридцати дней с момента обращения, но они могут быть увеличены. Для этого руководитель ФАС должен уведомить заявителя об увеличении сроков рассмотрения и пояснить, объяснить причину увеличения.

После рассмотрения жалобы руководитель органа ФАС должен уведомить заявителя о принятом решении. Он обязан это сделать в течение 3-х дней.

В рассмотрении документа может быть отказано. Существует два основания отказа. В первом говорится, что рассмотрение такого обращение не будет проводиться, суд уже принял решение после подачи заявителем искового заявления. Второй причиной отказа является повторная подача претензии по аналогичному нарушению и основанию.

Судебный

В суде можно обжаловать не только решение УФАС, но и другие действия этой организации. Также с помощью обращения в арбитражный суд можно обжаловать ответ на жалобу, которая была направлена в вышестоящий орган ФАС. Срок обжалования решения и составления искового заявления в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения.

После подачи жалобы в судебные органы все решения, принятые Федеральной антимонопольной службой приостанавливаются до вынесения судебного решения.

Инфо

Заявление должно быть подано в то отделение суда, которое территориально располагается в том же районе, что и отделение УФАС.

Документы

Для подачи искового заявления необходимо собрать необходимые документы:

  • Документ, подтверждающий осведомленность других лиц указанных в заявлении о подаче искового заявления;
  • Подтверждение уплаты Государственной пошлины;
  • Документальной подтверждение обоснованности требований заявителя;
  • Копии свидетельства о регистрации ИП;
  • Доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
  • Документальное подтверждение соблюдения досудебного порядка;
  • Выписка из реестра о подтверждении у истца статуса ИП.

Заявление

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Полная информация об органе, принявшем оспариваемое решение;
  • Всю информацию о принятом акте. Дата принятия, название и номер;
  • Законы, на основании которых заявитель может оспорить решение.
  • Законы, которые были нарушены в отношении истца;
  • Требования заявителя об аннулировании правового акта и связанных с ним действий.

Срок

Обратиться в арбитражный суд можно в течение 3 месяцев с того момента, как было обнаружено нарушение. Если срок обращения был превышен по уважительной причине, то при представлении документального подтверждения срок может быть увеличен .

Стоимость обжалования

Перед тем, как составлять обращение необходимо заблаговременно произвести оплату государственной пошлины. Если истцом выступает организация, то в этом случае она составляет 3000 рублей.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

За 2015 год антимонопольный орган, по сообщению ФАС России, возбудил 9092 дела, выдал 2362 предупреждения о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и провел 133 внеплановые проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля. В (далее – Обзор), ВС РФ пояснил, можно ли оспорить в суде решения антимонопольного органа. Рассмотрим подробности.

Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства

Cудебный пристав-исполнитель на основании определения арбитражного суда возбудил исполнительное производство о принятии обеспечительных мер – наложении ареста на денежные средства и иное имущество хозяйствующего субъекта. Должник с этим не согласился и подал в антимонопольный орган жалобу на действия пристава-исполнителя. Территориальный орган ФАС России рассмотрел указанную жалобу и издал приказ о проведении внеплановой выездной проверки отдела судебных приставов. Последние, по мнению антимонопольщиков, могли нарушить требования закона о запрете на ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции). Указанная проверка предусматривала проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации, в том числе документов исполнительного производства.

В свою очередь территориальное управление ФССП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки, как вынесенного за пределами его полномочий.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы управления ( , ). К числу функций антимонопольного органа отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме ().

Не согласившись с принятыми решениям, территориальное управление ФССП России обратилось с жалобой в ВС РФ. Высший судебный орган отметил, что реализация предоставленных ФАС России полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения требований, установленных .

В указанном деле исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Таким образом, необходимость наложения ареста на денежные средства и иное имущество должника, а также сумма, в пределах которой арест должен быть осуществлен, определены судом. По мнению ВС РФ, исполнительное производство в рассматриваемом случае не могло быть проверено на предмет соответствия закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов. При этом ФАС России не наделен правом на их пересмотр.

ВС РФ пришел к выводу, что антимонопольный орган при издании приказа о проведении внеплановой выездной проверки вышел за пределы своих полномочий, и признал оспариваемый приказ недействительным.

Данным решением Суд продемонстрировал: приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде ().

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().

Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().

Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.

Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.

В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.

Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().

В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.

А вот приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки, напротив, может стать предметом обжалования. Поводом к такому решению послужило решение о проверке правильности наложения обеспечительных мер судебным приставом. ВС РФ счел, что антимонопольная служба превысила свои полномочия, назначив такую проверку, – ведь действия сотрудников ФССП России регламентированы законом и не могут влиять на состояние конкуренции.

Обжаловать можно и предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) предпринимателя, которые содержат признаки нарушения законодательства. Такое предупреждение Суд признал ненормативным правовым актом.

ВС РФ дал пояснения и по подведомственности некоторых дел. К примеру, граждане, которые решили обжаловать решение или предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, должны обращаться не в суд общей юрисдикции, а в арбитражный суд. Ключевым здесь будет не субъектный состав дела, а круг споров, которые могут разрешать арбитражные суды. К ним относятся в том числе возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (). Дела о защите конкуренции как раз включены в последнюю категорию (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции).

Важной для тех, кто допустил нарушение антимонопольного законодательства, будет позиция ВС РФ об определении дохода, который подлежит изъятию в бюджет (). В одном из дел было зафиксировано установление предпринимателем, реализовывавшим молочную продукцию, монопольно высоких цен. ФАС России посчитала, что нарушителя следует лишить всего дохода, полученного от продажи такой продукции. Однако ВС РФ с этим не согласился. Он указал, что перечислению в бюджет подлежит доход общества, полученный им только от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.

Обращение составляется в письменной или электронной форме. Обязательные элементы:

  • данные о подразделении ФАС (должность и ФИО руководителя);
  • информацию об обжалуемом документе;
  • информацию о предприятии (наименование, адрес, номер телефона, электронную почту) и представителе, подающем жалобу (должность, ФИО);
  • описание сути (нарушения, ссылки на законы, примеры ранее принятых решений);
  • просьбу признать действия (бездействие) или решение недействительным, откорректировать или отменить их;
  • список прилагаемой документации.

В зависимости от причины меняется раздел «существо». Кроме законодательных актов и регламента желательно указать материалы из практики ФАС и судов. Реквизитов принятых решений недостаточно, нужно разместить в тексте цитаты или распечатать тексты и приложить к жалобе. Если документ составляет и подает представитель предприятия, обязателен документ, удостоверяющий его полномочия.

Документ на бумаге передается в канцелярию при личном визите или отправляется по почте заказным письмом. При личной подаче должны быть 2 экземпляра, на одном из них ставится метка о принятии. Объявление о поступлении обращения размещается на сайте ведомства.

На принятие решения закон предоставляет сотрудникам ФАС месяц. Срок может быть продлен, если требуется проверка или запрашивается дополнительная информация. Большинство обращений рассматривают Апелляционные коллегии, Президиум занимается только самыми важными вопросами. Коллегии работают постоянно, Президиум – периодически.

После передачи обращения коллегия принимается решение о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в рассмотрении. Дата рассмотрения так же публикуется на сайте. Требования истца удовлетворяются частично (полностью) или ему отказывают. О решении истец оповещается письменно в течение 3-х дней, документ публикуется на сайте.

Если действия (бездействие), принятое постановление, предписание признается не соответствующим законодательству, к виновным применяются дисциплинарные взыскания. В отделение посылается служебная записка, в которой излагается суть нарушения и указывается сотрудник, допустивший его. Назначается служебная проверка.

Чаще всего коллегия оценивает доказательства и соответствие единообразию трактовки положений антимонопольного законодательства. Ситуация сравнивается с решениями, которые ранее были приняты в ФАС и судах. Решение (предписание) отменяется, если трактовка не соответствует примененной ранее. При отсутствии дел, пригодных для сравнения, коллегия оценивает ситуацию и мотивирует вердикт. Чаще всего это несоответствие разъяснениям законодательных актов.

В суде

Исковое заявление в суд должно содержать:

  • данные о предприятии, которое подает жалобу (информацию о регистрации и представителе);
  • полное название суда;
  • информацию о постановлении (предписании) ФАС (номер, число выдачи, название)/сотруднике, допустившем нарушение;
  • описание обстоятельств (суть нарушения, перечень нарушенных прав, ссылки на законы);
  • определение требований (отменить решение частично или полностью, отменить );
  • список документов в приложении согласно ст. 126 АПК (копию решения, регистрационную документацию, документы, удостоверяющие правоту истца).

Перед подачей искового заявления нужно оплатить госпошлину 3000 руб.

Иск должен быть рассмотрен в течение 90 дней. Суд учитывает аргументы и мнения сторон, содержание всех предоставленных документов. Неправомерные действия отменяются частично или полностью или в удовлетворении иска отказывают. Если вердикт суда отрицательный для истца, его можно обжаловать.

Судебная практика

  • ФАС особое внимание обращает на дела по тарифам. «Крымтеплоэлектроцентраль» подала иск по отношению установленных антимонополистами цен на электроэнергию. Предприятие считало, что установленные тарифы снизят ее прибыль. Верховный суд отказал истцу, так как цены были установлены в соответствии с требованиями законодательства.
  • «Газпром межрегионгаз Белгород» попытался вытеснить из рынка ООО «Газсервис», объявив, что последний продает приборы учета, не соответствующие требованиям по точности измерений. ФАС выдало предписание по путем распространения недостоверной информации о конкуренте. «Газпром межрегионгаз Белгород» оспорил решение в суде, исполнение предписания приостановлено.

Большинство предприятий получает отрицательный вердикт суда по причине подачи иска лицом, не уполномоченным на это действие. Поэтому для составления заявления и подготовки документации желательно привлечь юриста (если нет штатного). Только квалифицированный специалист, знающий антимонопольное законодательство, способен учесть все детали.

В Видео ниже ФАС расскажет, куда обращаться, если вы стали свидетелем необоснованного завышения цен:

Но ведь я ничего не нарушал… Но ФАС все равно считает меня виновным, да еще и штраф наложила. Как быть и что делать? Если вы попали в подобную ситуацию, не стоит переживать, нужно собраться с мыслями и обжаловать незаконное решение.

Процедуру обжалования решения ФАС можно разделить на два этапа – внесудебный и судебный. При этом первый этап вовсе не обязателен, поэтому вы сразу можете обратиться с иском в арбитражный суд.

В чем разница?

Во – первых , по времени в течение которого вы можете обжаловать решение антимонопольных органов решение. В до судебном порядке на совершение такого действия дается 1 месяц, а в судебном – 3 месяца.

Во – вторых , в случае обжалования решения ФАС во внесудебном порядке решение антимонопольного органа не приостанавливается, то есть если на вас наложен штраф, то он взыскивается. При обращении в суд по вашему ходатайству (заявлению) исполнение решения приостанавливается до вынесения судьей решения.

В – третьих , при досудебном порядке вы обращаетесь в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном - в арбитражный суд.

До судебный порядок обжалования решения ФАС

1. Составление жалобы. Подается в письменной форме, где обязательно указывается:

  • Наименование антимонопольного органа, в который она подается, либо сведения о вышестоящем должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность);
  • Сведения о компании (наименование, юридический адрес, контакты) и его представителе (фамилия, имя, отчество, должность) с подписью и печатью;
  • В содержании подробно описывается суть дела с указанием нарушений, допущенных комиссией ФАС (если нарушения имели место), ссылками на действующее законодательство и примерами решений по аналогичным делам;
  • Обязательно приводится список документов, которые к ней прилагаются и которые служат для подтверждения обоснованности требований подателя жалобы;
  • В просительной части указывается требование – отменить решение, признать недействительными отдельные его пункты или скорректировать их, отменить санкции.

2. Направление жалобы в вышестоящий антимонопольный орган. Заказным письмом с уведомлением о вручении или лично жалоба направляется в УФАС или центральный орган ФАС РФ, где она попадает на рассмотрение в Апелляционную коллегию. При подаче жалобы лично на втором ее экземпляре должна быть отметка о принятии на рассмотрение.

3. Предварительное рассмотрение жалобы. В течение 10 дней Апелляционная коллегия должна вынести решение: принять или отказать в рассмотрении жалобы. При положительном решении назначается дата слушания. Причинами отказа может служить одновременное обжалование в суде и в ФАС, повторная жалоба на те же обстоятельства, нарушение формы подачи информации и иное.

4. Рассмотрение жалобы по существу и вынесение решения. В течение 30 дней с момента поступления жалобы апелляционная комиссия при ФАС должна принять решение – удовлетворить требования, отказать в удовлетворении или удовлетворить частично. О решении автор жалобы должен быть уведомлен в трехдневный срок. Однако руководитель вышестоящего антимонопольного органа может продлить этот срок еще на 30 дней, если для рассмотрения жалобы необходимо проводить дополнительные проверки или запрашивать информацию.

Судебный порядок обжалования решения ФАС

1. Подготовка необходимых документов и подача искового заявления в суд. Содержание иска:

  • Данные об истце (регистрационные данные организации, сведения о представителе фирмы в суде и иные);
  • Наименование суда, где будет рассматриваться дело;
  • Сведения о решении ФАС, которое будет оспариваться – название, дата, номер;
  • Обстоятельства дела – в чем заключаются нарушения, какие права истца нарушены, ссылки на законодательные акты, имеющие отношение к делу;
  • Требования – отменить решение ФАС или его часть, признать его недействительным, отменить штрафные санкции;
  • Перечень документов, которые прилагаются к иску – свидетельство о государственной регистрации компании; документы, подтверждающие обстоятельства дела и позицию истца, копия оспариваемого решения и иные.

2. Рассмотрение дела по существу. В течение трёх месяцев со дня поступления искового заявления арбитражный суд обязан его рассмотреть. При этом будут учитываться позиции сторон и приведенные аргументы, а также подтверждающие их документы.

3. Вынесение судебного решения. Если ваша позиция будет убедительна для суда, а доказательства обосновывают неправомерность действий ФАС, суд отменит решение органа целиком или в части, в противном случае в удовлетворении исковых требований будет отказано. В случае если получено негативное решение арбитражного суда, его также можно обжаловать в вышестоящей инстанции, вплоть до Верховного суда.

Для вынесения решения в вашу пользу требуется тщательная подготовка документов, изучение сложившейся практики, внимание даже к самым мелким деталям и подробностям, знание антимонопольного законодательства и нюансов порядка обжалования решений ФАС.