О кодексе этики наблюдателей на выборах. О кодексе этики наблюдателей на выборах Рекомендации наблюдателям, находящимся в день голосования на избирательных участках

Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, субъекты общественного контроля (Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации), могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию (далее - УИК) несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями , назначенными одним зарегистрированным кандидатом, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля.

Если Вы получили направление от зарегистрированного кандидата, его доверенного лица или политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, субъекта общественного контроля, то Вы можете находиться в помещении для голосования с начала работы УИК до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола УИК об итогах голосования.

! Помните, что целью Вашего наблюдения является соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов избирателей , а Ваше присутствие в УИК должно способствовать предупреждению нарушений, четкому соблюдению комиссией и иными участниками выборов установленных законодательством процедур голосования и подсчета голосов избирателей.

Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК - секретарь УИК.

Наблюдение целесообразно осуществлять непрерывно. Однако наблюдатель вправе выбрать промежуток времени, когда будет осуществляться наблюдение.

В день голосования рекомендуется за 20-30 минут до начала голосования прибыть в помещение для голосования УИК, а в УИК, в которой используется техническое средство подсчета голосов избирателей, - за 1 час до начала голосования.

Следует познакомиться с председателем УИК (лицом, его замещающим), и предъявить ему следующие документы:

. паспорт ;
. направление , выданное Вам зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом, политической партией или субъектом общественного контроля.

Убедитесь, что Ваши данные внесли в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. Оставьте в этом списке свои контактные данные. Они понадобятся для оповещения Вас в случае проведения повторного подсчета голосов, а также в случае составления повторного протокола.

Председатель УИК (лицо, его замещающее) определит Вам место для наблюдения, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов (при его использовании).

В процессе наблюдения Вам могут понадобиться:

- авторучка;
- блокнот, бумага для записей;
- аппаратура для фото- и (или) видеосъемки;
- калькулятор;
- мобильные средства связи.

Вы можете носить нагрудный знак с обозначением статуса наблюдателя, не содержащий признаков предвыборной агитации.

Как наблюдатель, Вы вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей; избирательных бюллетеней, выданных избирателям; погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов;
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколом УИК, в которую Вы направлены, об итогах голосования, с документами, прилагаемыми к протоколу об итогах голосования, получать от УИК заверенные копии указанного протокола;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) УИК, в которую Вы направлены, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей УИК;
10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.

Для визуального ознакомления с перечисленными выше документами Вы вправе подойти к тому месту, где находятся столы председателя, заместителя председателя, секретаря, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей и другими избирательными документами. Член УИК, обеспечивающий право наблюдателя на ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль за сохранностью этих документов в ходе ознакомления.

Как наблюдатель, Вы не вправе:

1. Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.
5. Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами УИК с правом решающего голоса.
6. Совершать действия, препятствующие работе УИК.
7. Вести предвыборную агитацию среди избирателей.
8. Участвовать в принятии решений УИК.

Помните, что главным в помещении для голосования является избиратель, а члены УИК и другие участники избирательного процесса, в том числе и наблюдатель, должны обеспечить все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования.

Если Вы планируете проводить фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомите об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они покажут Вам место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования и одновременно будет обеспечен обзор действий членов УИК и избирателей.

При проведении фото- и (или) видеосъемки необходимо соблюдать следующие правила в помещении для голосования:

1. Проведение фото- и видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому недопустимо вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных избирательных бюллетеней до начала подсчета голосов.
2. Фото- и (или) видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с учетом возможности обнародования и дальнейшего использования изображений физического лица только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда).
3. Фото- и (или) видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
4. При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и (или) видеосъемки в его доме (квартире).

Это важно знать!

Каждый избиратель лично заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо (за исключением регламентированного законом случая оказания помощи избирателю, не имеющему возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень).

Перед выдачей избирательного бюллетеня член УИК обязан удостовериться в том, что письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в специальном реестре и к избирателю не направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования.

При получении избирательного бюллетеня избиратель (при предъявлении паспорта или заменяющего его документа) проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть проставлены в списке избирателей членом УИК с правом решающего голоса.

Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня.

Член УИК, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

Если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК за выдачей нового бюллетеня взамен испорченного. Член комиссии выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член УИК делает необходимую запись, которая заверяется его подписью и подписью секретаря УИК, незамедлительно погашается.

Кабины (иные специально оборудованные места) для тайного голосования оборудованы письменными принадлежностями (кроме карандашей);
. пустые ящики для голосования (отсек технического средства подсчета голосов избирателей) опечатаны;
. информационный стенд содержит информацию о кандидатах, образец заполнения избирательного бюллетеня, информацию об ответственности за нарушение норм законодательства о выборах, информацию о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, в том числе подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения на данном избирательном участке, о числе избирателей, исключенных из списка избирателей в связи с подачей заявления, в том числе в связи с оформлением специального заявления;
. в помещении для голосования размещена увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования.

Голосование осуществляется тайно (в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования);
. избирательные бюллетени выдаются избирателям лично при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
. у избирателей, голосующих по месту нахождения на основании специального заявления с маркой, при выдаче бюллетеня специальное заявление изымается, а отрывная часть марки наклеивается в список избирателей в графу «Особые отметки».

Документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

Военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
. временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
. документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
. справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Все вопросы и предложения, возникшие у Вас, целесообразно обсудить с ним, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения.

Недопустимо вмешиваться в деятельность членов УИК, когда они выдают избирателям бюллетени для голосования, разъясняют избирателям порядок голосования, рассматривают жалобы и обращения избирателей, сообщают в вышестоящую избирательную комиссию информацию об открытии избирательного участка, о ходе голосования и решают оперативные вопросы организации голосования.

УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.

УИК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

УИК регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.

При регистрации устного обращения избирателя в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена УИК, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное).

Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица. По прибытии членов УИК к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.

В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства.

УИК на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать ему в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.

Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (до 14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года).

Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

Вы можете принять участие в наблюдении за процедурой голосования вне помещения для голосования, о котором председатель УИК объявляет не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода).

Состав выездной группы:

Возможно, в автомобиле выездной группы не хватит мест для всех наблюдателей, желающих присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. В этом случае можно прибыть по адресам самостоятельно, согласовав маршрут с председателем УИК.

Выездная группа берет с собой:

Реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
. заявления избирателей, а также бланки заявлений;
. бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней);
. опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования;
. письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.

1. До выезда членов УИК для проведения голосования вне помещения для голосования - имеется ли запись в реестре заявлений (устных обращений) о том, что данный избиратель (иное лицо от его имени) обращался в УИК с просьбой о голосовании вне помещения для голосования;
2. При проведении голосования вне помещения для голосования:
. вносятся ли отметки о получении избирателем избирательного бюллетеня в его письменное заявление (серия и номер паспорта, подпись избирателя, подписи членов УИК с правом решающего голоса);
. выдаются ли бюллетени только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре;
. соблюдается ли тайна волеизъявления избирателя.
3. По возвращении в помещение для голосования:
. составляется ли акт с указанием: количества избирательных бюллетеней, выданных членам УИК; количества письменных заявлений избирателей; количества выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней;
. вносятся ли в список избирателей серия, номер паспорта (документа, его заменяющего) гражданина, голосовавшего вне помещения для голосования, делается ли отметка «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся ли в нем подписи членов УИК, выезжавших по заявлениям (устным обращениям) избирателей.

Если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение УИК для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению (обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

Основные этапы процедуры подсчета голосов избирателей:

. погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;
. работа со списком избирателей;
. вскрытие переносных, затем стационарных ящиков для голосования;
. сортировка избирательных бюллетеней (с оглашением и демонстрацией отметок);
. непосредственный подсчет голосов избирателей.

1) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).

После внесения вышеуказанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю УИК и лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

Итоговые данные, определяемые как сумма ранее установленных данных, председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью УИК.

Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы.

После осуществления вышеперечисленных действий со списком избирателей с ним вправе ознакомиться присутствующие лица, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.

Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем УИК.

Получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования

После подписания протокола УИК об итогах голосования, в том числе повторного протокола, а также протокола с пометкой «Повторный подсчет голосов» Вы можете получить заверенную копию протокола УИК об итогах голосования.

Копии протокола УИК об итогах голосования заверяются председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. Заверенные копии протокола УИК об итогах голосования нумеруются вручную. При этом в копии заверяющее лицо делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставит печать УИК.

! Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.

Взаимная ответственность

Статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает ответственность в виде штрафа:

В размере от пятисот до одной тысячи рублей для гражданина и от одной тысячи до двух тысяч рублей для должностного лица за нарушение прав наблюдателя на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом;

В размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей за выдачу председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом УИК с правом решающего голоса заверенной копии протокола УИК об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом УИК с правом решающего голоса копии протокола УИК об итогах голосования с нарушением требований, предусмотренных законом.

Статья 5.69 КоАП РФ устанавливает административную ответственность для граждан в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей за вмешательство в осуществление установленных законодательством полномочий УИК, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы избирательной комиссии, либо за создание помех участию в голосовании, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

С уважением и пониманием относитесь к сложной и ответственной работе УИК.

При этом знайте, что работа УИК в первую очередь нацелена на обеспечение открытости и гласности выборов.

Желаем успешной работы!

Поиск материалов

Все Тесты Курсы Работы

Все Web-дизайн Автоматизированное рабочее место бухгалтера Административное право Активные процессы в современном русском языке Актуальные проблемы современной русской литературы Анализ банкротств Анализ и аудит Анализ финансовой отчетности Английский язык Английский язык. Часть 2 Английский язык. Часть 3 Английский язык. Часть 4 Антикризисное управление Антикризисное управление Антропология Аудит Базы данных Бухгалтерская (финансовая) отчетность Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет в банках Бухгалтерское дело Бухучет Бюджетная система РФ Валеология Введение в аркитектуру персонального компьютера Введение в литературоведение Введение в специальность СКСиТ Введение в специальность Финансы и Кредит Введение в языкознание Внешнеэкономическая деятельность Внутрифирменное планирование Возрастная психология Высокоуровневые методы программирования География туризма Геоинформационные системы Геоинформационные системы Геополитика Государственная служба и кадровая политика Государственное и муниципальное управление Государственное регулирование экономики Гражданское право Гражданское право. Часть общая Деловое общение стран АТР Деньги, кредит и банки Документационное обеспечение управления Долгосрочная финансовая политика Занятость населения и ее регулирование Инновационный менеджмент Инновационный менеджмент Иностранные инвестиции Информатика. Часть 1 Информатика. Часть 2 Информационные системы Информационные системы в административном управлении Информационные технологии Информационные технологии в рекламе Информационные технологии в социальной сфере Информационные технологии управления Информационный менеджмент Ипотечное дело для специальности Финансы и кредит Исследование систем управления История История античной литературы История городов История государственного управления России История Дальнего Востока История денежных отношений История и методология профессиональной деятельности. Филология История культуры Дальнего Востока История менеджмента История национальных литератур История развития этикета История русской литературы ХХ - XXI вв История социально-политических учений История социальной работы История экономики История экономических учений История экономических учений Китайский язык для СКСиТ Комплексный экономический анализ Компьютерная графика Компьютерное моделирование рисковых ситуаций в экономике Компьютерные сети Компьютерный дизайн Конституционное право России Конфликтология Концепции современного естествознания Концепции современного естествознания Концепции современного естествознания (КСЕ) Концепции современного естествознания. Биология Концепции современного естествознания. Физика Корпоративные Информационные Системы Краеведение Культурология Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету Лингвистический практикум Логика Логистика Логистика Маркетинг Маркетинг Математика. Часть 1 Математика. Часть 2 Математические основы управления Международные валютно-кредитные отношения Международные стандарты учета и финансовой отчетности Менеджмент Методика исследования в социальной работе Методика преподавания литературы Методика работы над дипломным сочинением Методы анализа хозяйственной деятельности Микроэкономика Мировая культура и искусство для СКСиТ Мировая художественная культура Мировая экономика Мировая экономика Мировые информационные ресурсы Моделирование систем Мотивационный менеджмент Налоги и налогообложение Новая логика делового и бизнес-планирования Общая психология. Введение Операционные системы UNIX Опыт зарубежного управления Организация коммерческой деятельности Организация, управление и администрирование в социальной работе Основы аудита Основы бухгалтерского учета и отчетности Основы информационной культуры Основы коммерческой деятельности Основы маркетинга Основы менеджмента Основы менеджмента Основы научных исследований Основы теории моделирования Основы теории управления Особенности бухгалтерского учета в строительстве Отечественная история Отечественная история Оценка бизнеса Политология Политология Правоведение Правоведение Природопользование Проблемы охраны материнства и детства Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе Программирование Производственный менеджмент Профессиональная этика и этикет для СКСиТ Профессионально-этические основы социальной работы Профессиональный английский язык для СКСиТ Психодиагностика Психологическое консультирование Психология аномального поведения Психология деловых взаимоотношений Психология и педагогика Психология менеджмента Психология педагогическая Психология социальной работы Психология управления Разработка управленческого решения Региональная экономика Рекламная деятельность Риторика Русский язык и культура речи Рынок ценных бумаг Сервисная деятельность Система государственного управления Система муниципального управления Словообразование Советующие информационные системы в экономике Содержание и методика социально-медицинской работы Социальная геронтология Социальная статистика Социальная экология Социология Социология управления Статистика Статистика Стратегический менеджмент Стратегический менеджмент Стратегическое планирование Теоретические основы финансового менеджмента Теория бухучета Теория вероятностей Теория и история налогообложения Теория организации Теория организации Теория систем и системный анализ Теория экономического анализа Техника и технология СКСиТ Технология и организация операторских и агентских услуг Технология социальной работы. Часть 2 Транспортное обеспечение туризма Управление инвестициями Управление общественными отношениями Управление персоналом Управление персоналом Управление персоналом (часть 2) Управление рекламной деятельностью Управление рисками Управленческий учет Учет и операционная деятельность в банках Учет на предприятиях малого бизнеса Учет финансовых результатов Филисофия Философия Финансовое право Финансовый менеджмент Финансовый менеджмент Финансы Финансы и кредит Финансы и кредит Финансы и кредит (часть 2) Финансы организации Финансы предприятий Финансы предприятий. Часть 2 Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование на мировом рынке Цифровая обработка информации Численные методы Экологические проблемы Экология Эконометрика Экономика Экономика для неэкономистов Экономика и организация производства Экономика и предпринимательство в СКСиТ Экономика организаций (предприятий) Экономика предприятия Экономика России Экономика труда Экономика фирмы Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория (микро- и макроэкономика) Экономическая теория. Переходная экономика Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика Экономические основы природопользования Экономические основы социальной работы Экономический анализ

Кто такие наблюдатели на выборах, что они делают?

  • Наблюдатели - представители кандидатов или партий, которые следят за процессом голосования, подсчетом голосов, определением результатов выборов.

Кто может стать наблюдателем?

  • Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кто не может быть наблюдателем?

  • Наблюдателями не могут быть представители некоммерческих организаций, включенных в реестр "иностранных агентов".
  • Также наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, быть судьей или прокурором.

Как стать наблюдателем?

  • Для того чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.
  • Можно также не ходить самостоятельно по избирательным штабам. Свои услуги по оформлению документов для наблюдателей предлагают некоторые общественные организации.

Что должен делать наблюдатель?

  • Наблюдатель должен cледить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.
  • На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.

Что конкретно может делать наблюдатель?

  • Знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
  • Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования.
  • Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
  • Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
  • Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений.
  • Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей.
  • Визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
  • Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему.
  • Знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
  • Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящей избирательной комиссии или в суде.
  • Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Что не может делать наблюдатель?

  • Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
  • Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
  • Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
  • Совершать действия, нарушающие тайну голосования.
  • Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
  • Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
  • Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
  • Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Кто еще может присутствовать на избирательных участках?

  • На участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. В 2011 г. было аккредитовано 688 иностранных наблюдателей из 54 стран и организаций (парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, СНГ, ШОС, Северного совета, Бюро по демократическим институтам и правам человека). Они работали в 48 субъектах РФ.
  • Присутствовать на избирательных участках также могут заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Тем самым ограничивается присутствие на выборах гражданских активистов, "прикрывающихся" журналистским удостоверением, поясняют эксперты.

А какие международные организации осуществляют наблюдение за выборами?

  • Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.

Кто приглашает международных наблюдателей?

  • Приглашения могут быть направлены президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, правительством, Центральной избирательной комиссией после официальной публикации решения о назначении выборов депутатов Государственной думы.

Кодекс этики наблюдателя в Псковской области презентовали в Общественном пресс-центре ПЛН 22 августа уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов и Председатель Избирательной комиссии Псковской области Николай Цветков .

Данный Кодекс разработан, чтобы содействовать дополнительному обеспечению избирательных прав граждан и повышению доверия граждан к выборам, в том числе неукоснительному соблюдению законодательства при осуществлении избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах.

Последние поправки в федеральное законодательство о выборах по новому определили статус, права и обязанности, а также ответственность наблюдателей, которых назначают участники избирательного процесса (избирательные объединения - политические партии, зарегистрированные кандидаты).

Кодекс направлен на повышение эффективности работы этих лиц, в том числе по взаимодействию между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства РФ о выборах.

Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдение на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

Как отметил Дмитрий Шахов: " Мы ждём от политических партий предложения и замечания по совершенствованию данного Кодекса. Поправки не только уместны, но и приветствуются!"

ТЕКСТ Кодекса (проект)

КОДЕКС ЭТИКИ (проект)

наблюдателей региональных отделений политических партий,

на территории Псковской области

Настоящий Кодекс определяет основополагающие принципы этических норм и правил, которые добровольно принимают на себя региональные отделения политических партий при назначении граждан (наблюдателей), которые должны будут следовать этим правилам при осуществлении наблюдения на выборах 18 сентября 2016 года на территории Псковской области.

§ 1. Общие положения

1. Целью настоящего Кодекса является:

Содействие в обеспечении избирательных прав граждан и повышению их доверия к выборам, в том числе осуществление избирателями процедуры свободного, добровольного и тайного голосования, основанного на общепризнанных демократических принципах;

Установление этических принципов поведения наблюдателей при взаимодействии с членами избирательных комиссий и гражданами (избирателями);

Установление эффективного взаимодействия между наблюдателями и членами избирательных комиссий по созданию и обеспечению наилучших условий проведения выборов в местах голосования граждан (избирателей), предотвращение нарушения законодательства Российской Федерации о выборах.

Под наблюдателем в настоящем Кодексе понимается гражданин Российской Федерации, уполномоченный региональным отделением политической партии осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

2. Задачами Кодекса являются:

Определение основных этических принципов поведения в день голосования, которыми должны руководствоваться наблюдатели от политических партий на выборах 18 сентября 2016 года, с тем, чтобы их деятельность соответствовала действующему законодательству, содействовала обеспечению достоверности учета волеизъявления граждан при проведении выборов;

Внедрение этических принципов поведения в повседневную практику работы наблюдателей, назначаемых региональными отделениями политических партий, их кандидатами;

Обеспечение квалифицированного и беспристрастного, честного и добросовестного наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая оценку деятельности комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

3. Основными принципами поведения наблюдателей политических партий при осуществлении его деятельности являются:

Законность;

Признание, соблюдение и защита избирательных прав и свобод гражданина;

Уважение и соблюдение законных интересов всех избирателей, других участников избирательного процесса;

Компетентность и ответственность наблюдателей перед политическими партиями, интересы которых они представляют.

4. Соблюдение данного Кодекса должно быть внутренним убеждением наблюдателя, должно способствовать укреплению доверия общества к избирательной системе, его уверенности в том, что обеспечивается компетентное, независимое и беспристрастное наблюдение за процедурой голосования и подсчетом голосов избирателей.

§ 2. Права и обязанности наблюдателей политических партий.

1. При осуществлении своей деятельности в день голосования наблюдатели политических партий, соблюдая тактичность и вежливость, вправе:

Знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования (не менее чем за один час до начала голосования) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка,

Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

Знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

Наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования политической партии, направивших наблюдателя в комиссию.

Обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

Производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. При этом осуществление фото- и (или) видеосъемки и используемых фотокамер не должно беспокоить или не отвлекать каким-либо образом избирателей, пришедших на избирательный участок для голосования. При обращении избирателя по данному поводу наблюдатель обязан предпринять меры, чтобы устранить созданные для избирателя препятствия проведением фото- и (или) видеосъемки.

При осуществлении наблюдения за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке либо фото- и (или) видеосъемки расстояние (по периметру) между наблюдателями и столами, где находятся бюллетени, должно быть не меньше одного метра, но не более 1.5 метра. При этом решение председателя участковой комиссии это расстояние может быть уменьшено.

2. При осуществлении своей деятельности наблюдатели политических партий в день голосования обязуются:

Не приходить на избирательный участок в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

Находиться на избирательном участке в опрятной одежде;

Соблюдать действующее законодательство, правила поведения, устанавливаемые настоящим Кодексом;

Быть вежливым, корректным и тактичным в обращении со всеми участниками избирательного процесса;

Не допускать конфликтных ситуаций;

Сотрудничать с членами избирательной комиссии, наблюдателями других партий и СМИ, не нарушая порядок проведения голосования и не создавая неудобств для избирателей, находящихся на избирательном участке;

Не препятствовать свободному волеизъявлению граждан и тайному голосованию;

Принимать меры по предотвращению любых форм коррупции и подкупа избирателей, с целью нарушения законодательства о выборах, сообщая об этом в правоохранительные органы и председателю участковой комиссии, а также уполномоченному представителю политической партии, назначившей наблюдателя;

Не распространять (не публиковать) недостоверную информацию о ходе голосования и работе участковой комиссии;

Не выдавать избирателям бюллетени;

Не расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

Не заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

Не предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

Не принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

Не совершать действия, препятствующие работе комиссии;

Не проводить агитацию среди избирателей, включая раздачу избирательные материалы и символику партий;

Не участвовать в принятии решений соответствующей комиссией;

Бережно относиться к имуществу участковой избирательной комиссии;

На избирательном участке не потреблять (распивать) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, либо наркотические средства или психотропные вещества, а также новые потенциально опасные психоактивные или одурманивающие веществ;

§ 3. Заключительные положения

1. Настоящий Кодекс вступает в силу с момента его подписания руководителем регионального отделения политической партии и обязателен для исполнения членами и наблюдателями этих политических партий.

2. Решение о подписании Кодекса (или отзыве своей подписи) региональными отделениями политических партий принимается добровольно.

3. Текст Кодекса и информация о том, какие региональные отделения политических партий его подписали, публикуется Избирательной комиссией Псковской области в средствах массовой информации и на официальных сайтах комиссии и Уполномоченного по правам человека в Псковской области.

4. В целях реализации настоящего Кодекса Уполномоченным по правам человека в Псковской области совместно с Избирательной комиссией Псковской области проводит для кандидатов, планируемых к назначению наблюдателями от политических партий, несколько семинаров, посвященных основам законодательства о выборах, правах и обязанностях наблюдателей, установленных действующим федеральным и региональным законодательством с выдачей соответствующего сертификата.

5. Избирательная комиссия Псковской области до 1 сентября 2016 года определяет примерную форму (типовую форму) для удостоверения полномочий наблюдателя, выдаваемой избирательным объединением (региональным отделением политической партии), интересы которых представляет данный наблюдатель.

6. Региональные отделения политических партий при подборе кандидатов для назначения наблюдателями принимают решения, как правило, с учетом прохождения кандидатом подготовки и возможности соблюдения им принципов, установленных настоящим Кодексом.

7. Региональные отделения политических партий при принятии решения о назначении наблюдателя должны ознакомить его с настоящим Кодексом под роспись, и одновременно с решением о назначении вручить наблюдателю копию Кодекса.

8. Зарегистрированные кандидаты, вправе присоединиться к подписанию настоящего Кодекса.