Признание бюллетеней голосования на осс нелегитимными. Как правильно заполнить избирательный бюллетень это

Решения, принятые на общем собрании собственников, могут быть признаны нелегитимными. Собственники имеют право оспорить решения ОСС в суде. При каких условиях это возможно и как УО этого избежать? Узнаем сегодня.

Проверка решений в суде

Проверка законности решений, принятых на ОСС, и признание их недействительными может проводиться в судебном порядке (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ) и только по инициативе собственников. Другие лица, в том числе УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК, законом не наделены правом оспаривания решений ОСС. Заявление об обжаловании может быть подано в суд в течение 6 месяцев с того дня, когда собственник узнал о принятом решении.

Собственник может обжаловать решения ОСС в суде только при соблюдении нескольких условий:

  • собственник не принимал участие в ООС или голосовал против принятия такого решения,
  • решением нарушены права и законные интересы собственника,
  • решение принято с нарушением требований ЖК РФ.

Условия признания решений ОСС нелегитимными

Список причин, по которым решения ОСС могут быть признаны неправомерными, достаточно обширен. Остановимся на тех моментах, в отношении которых УО может допустить ошибки и которые могут повлечь за собой обращение собственника в суд.

Во-первых, основание для признаний решений ОСС недействительными - инициирование ОСС тем лицом, которое не имело для этого законного права. Напомним, что инициатором ОСС может быть:

  • любой из собственников дома (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
  • УО, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК по письменному обращению собственников, которые обладают не менее 10% от общего количества голосов (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ);
  • орган местного самоуправления (ч. 2 ст. 161.1 ; ч. 1.1. ст. 165 ЖК РФ).

На практике нередки случаи, когда ОСС инициирует лицо, не являющееся собственником, или сторонняя УО. И поскольку они законными инициаторами быть не могут, то и решения, принятые на таком ОСС, тоже неправомерны.

Во-вторых, на собрании собственников могут рассматриваться только те вопросы, которые входят в компетенцию ОСС (см. ст. 44 ЖК РФ).

В-третьих, для признания решения ОСС необходим кворум - более 50% от общего количества голосов собственников (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). А для принятия решений (в зависимости от их вида) нужно простое (более 50%), квалифицированное (⅔) или абсолютное (100%) большинство голосов. Если, к примеру, решение, требующее поддержки ⅔ голосов собственников, было принято простым большинством, это основание для оспаривания такого решения в суде.

Кроме того, УО необходимо вести точный подсчёт голосов: обязательно учитывать, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в МКД на ОСС, пропорционально его доле в праве общей собственности на ОИ в данном МКД (п. 3 ст. 48 ЖК РФ) и считается по простой формуле: 1 кв. метр = 1 голос.

В-четвёртых, ОСС не вправе принимать решения по вопросам, не включённым в повестку дня ОСС, а также изменять повестку собрания. Соответственно, решение, принятое по вопросам, не обозначенным в повестке, неправомерно (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).

В-пятых, есть ряд нарушений, предусмотренных не только ЖК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами. Они также могут стать основанием для признания решений ОСС нелегитимными. К ним относятся следующие:

  • допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ) - например, уведомление о проведении ОСС за срок меньший, чем 10 дней (или иной срок, принятый собственниками);
  • у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия (ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ) - не было доверенности или доверенность была оформлена неправильно;
  • допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении (ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ);
  • допущено существенное нарушение правил составления протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
  • подделка бюллетеней (ст. 327 УК РФ) и др.

При составлении протокола собрания УО нужно подойти к делу ответственно: документ, который претендует на то, чтобы называться протоколом ОСС, обязательно должен быть оформлен в соответствии с приказом Минстроя РФ № 937/пр , в том числе иметь надлежащие реквизиты и приложения. В противном случае этот документ официальным считаться не будет и на полном основании может быть признан недействительным.

Если же ОСС было собрано по инициативе собственника, задача УО - перед передачей в ГЖИ проверить правильность составления протокола по формальным признакам, опираясь на требования приказа , - то есть по наличию требуемых реквизитов и приложений, не оценивая само содержание документа. По мнению эксперта в сфере правового регулирования ЖКХ Игоря Кокина, неправильно оформленный собственниками протокол нельзя передавать в ГЖИ. Если есть нарушения, УО сообщает инициатору ОСС о том, что нужно переоформить протокол, и только после этого передаёт его в ГЖИ.

Судебная практика

По вопросу собралась внушительная судебная практика, которая подтверждает то, о чём мы писали выше.

В частности, показательно в этом отношении Апелляционное определение Челябинского областного суда от 29.05.2014 по делу № 11-5394/2014 .

В суд обратилось юридической лицо - собственник кафе-кондитерской в МКД - с иском о признании недействительным и отмене решения ОСС. В удовлетворении иска суд отказал. Однако в определении сказано, что для признания решения ОСС недействительным «необходимо наличие совокупно нескольких условий: решение принято с существенным нарушением требований ЖК РФ ; собственник не принимал участия в соответствующем общем собрании или проголосовал против такого решения; решением нарушены его права и законные интересы, причинены убытки».

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2015 № Ф07-2106/2015 по делу № А42-9894/2014 , напротив, было удовлетворено исковое заявление истца, которому на праве оперативного управления принадлежат офисные помещения в жилом доме. Суд постановил, что решение ОСС было принято в отсутствие кворума и на голосование были вынесены вопросы, не включённые в повестку дня собрания.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.05.2015 № 33-8064/2015 по делу №2-3813/2014 частично удовлетворило требование физических лиц к ТСЖ о признании внеочередного общего собрания членов ТСЖ неправомочным, а принятых на нем решений - недействительными. В определении разъяснено, что не всякое нарушение процедуры созыва и проведения ОСС помещений дома (п. 6 ст. 46 ЖК РФ) может являться основанием для признания его решений недействительными. Достаточное основание - то, которое могло повлиять на результаты голосования или повлекло причинение убытков собственнику, не участвовавшему в голосовании и не извещённому о времени и месте проведения ОСС.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу N 33-1086/2016 истцу было отказано в признании решений ОСС недействительными - несмотря на то, что судебная коллегия установила отсутствие на собрании кворума, что произошло из-за неправильного подсчёта голосов. Так, в отношении квартир, которые находятся в общей долевой собственности, площадь при определении кворума считалась исходя из общей площади квартиры, в то время как голосовал один из собственников, не предоставивший доверенности от других собственников квартиры. Тем не менее суд, признавая отсутствие кворума, объясняет причину для отказа в удовлетворении иска тем, что истец пропустил установленный ч. 6 ст. 46 ЖК РФ срок для обжалования таких решений и обратился в суд по истечении 6 месяцев с того дня, когда он должен был узнать о решении ОСС.

Таким образом, правоприменительная практика свидетельствует о том, что суды считают нарушения правил проведения ОСС, повлиявшие на результаты голосования, достаточным основанием для признания решений ОСС нелегитимными .

И наконец, обратим ваше внимание на то, что в суде оспаривается не протокол, а решения. Об этом свидетельствует Апелляционное определение Тверского областного суда от 2 октября 2012 г. по делу № 33-3374 . Согласно ему, признание недействительным протокола ОСС не предусмотрено действующим законодательством, поскольку юридически значимыми являются принятые на собрании решения, а также процедура их принятия.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

Как правильно заполнить избирательный бюллетень

Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Госдумы пятого созыва был утвержден Центризбиркомом 6 ноября.

Наименования политических партий помещаются в бюллетень в соответствии с порядком, определенным жеребьевкой. Жеребьевку проводит Центральная избирательная комиссия с участием уполномоченных представителей политических партий не позднее чем за 30 дней до дня голосования. По результатам жеребьевки, прошедшей 31 октября, в бюллетень включено 11 партий: 1. "Аграрная партия России", 2. "Гражданская сила", 3. "Демократическая партия России", 4. КПРФ, 5. СПС, 6. "Партия социальной справедливости", 7. ЛДПР, 8. "Справедливая Россия", 9. "Патриоты России", 10. "Единая Россия", 11. "Яблоко".

Слева на бланке напечатаны эмблемы участвующих в выборах партий, их наименования размещены ближе к центру, а под ними в столбик значатся фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть списка - "первую тройку". Чуть ниже помещены сведения о региональной группе - номер группы, перечень входящих в нее субъектов РФ, фамилии, имена и отчества первых трех включенных в нее кандидатов. На каждую из 11 политических партий в бюллетене отводится полоса шириной 45 мм, а эмблема каждой партии в ширину составляет 22 мм. Справа традиционно размещен пустой квадрат для отметки избирателей.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, однако, по решению избирательной комиссии субъекта РФ, они могут содержать текст на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав РФ, а также на языках народов России на территориях их компактного проживания.

Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. Всего для проведения выборов в Госдуму изготовлено более 108 миллионов бюллетеней (зарегистрированных избирателей 107 млн. 62 тыс. человек). Бюллетени изготовлены на полиграфических предприятиях непосредственно в субъектах РФ. В этом году они отпечатаны черной краской на простой белой бумаге формата А3 без водяных знаков. Дополнительным средством защиты бюллетеней станут специальные знаки (марки), которые наклеены в верхнем правом углу бюллетеней. Марки утверждаются подписями двух работников участковой избирательной комиссии и гасятся печатью. При этом переклеить марку невозможно - при попытке оторвать ее марка саморазрушается, оставляя на бюллетене нестираемые следы.

Согласно закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Голосование проводится путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

После окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей территориальной избирательной комиссией составляется акт.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Госдумы пятого созыва был утвержден Центризбиркомом 6 ноября.

Наименования политических партий помещаются в бюллетень в соответствии с порядком, определенным жеребьевкой. Жеребьевку проводит Центральная избирательная комиссия с участием уполномоченных представителей политических партий не позднее чем за 30 дней до дня голосования. По результатам жеребьевки, прошедшей 31 октября, в бюллетень включено 11 партий: 1. "Аграрная партия России", 2. "Гражданская сила", 3. "Демократическая партия России", 4. КПРФ, 5. СПС, 6. "Партия социальной справедливости", 7. ЛДПР, 8. "Справедливая Россия", 9. "Патриоты России", 10. "Единая Россия", 11. "Яблоко".

Слева на бланке напечатаны эмблемы участвующих в выборах партий, их наименования размещены ближе к центру, а под ними в столбик значатся фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть списка - "первую тройку". Чуть ниже помещены сведения о региональной группе - номер группы, перечень входящих в нее субъектов РФ, фамилии, имена и отчества первых трех включенных в нее кандидатов. На каждую из 11 политических партий в бюллетене отводится полоса шириной 45 мм, а эмблема каждой партии в ширину составляет 22 мм. Справа традиционно размещен пустой квадрат для отметки избирателей.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, однако, по решению избирательной комиссии субъекта РФ, они могут содержать текст на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав РФ, а также на языках народов России на территориях их компактного проживания.

Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. Всего для проведения выборов в Госдуму изготовлено более 108 миллионов бюллетеней (зарегистрированных избирателей 107 млн. 62 тыс. человек). Бюллетени изготовлены на полиграфических предприятиях непосредственно в субъектах РФ. В этом году они отпечатаны черной краской на простой белой бумаге формата А3 без водяных знаков. Дополнительным средством защиты бюллетеней станут специальные знаки (марки), которые наклеены в верхнем правом углу бюллетеней. Марки утверждаются подписями двух работников участковой избирательной комиссии и гасятся печатью. При этом переклеить марку невозможно - при попытке оторвать ее марка саморазрушается, оставляя на бюллетене нестираемые следы.

Согласно закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Голосование проводится путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

После окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей территориальной избирательной комиссией составляется акт.

Было организовано анкетирование вместо голосования (собрание не набрало необходимый кворум). Но, как показал этот эксперимент — ошибок в заполнении достаточно много. Для того, чтобы избежать этого в предстоящем заочном туре голосования — представляем вам подробную инструкцию для заполнения этого бюллетеня.

Сам бюллетень вы можете найти и скачать по .

Дальше надо взять в руки свидетельство о государственной регистрации права. В тексте этого важного документа озвучены или доли (долевая собственность) или совместная собственность. Вот тут надо быть очень внимательным.

В случае с долями:

  • бюллетень заполняется каждым собственником помещения;
  • вам необходимо общую площадь поделить на количество долей и вписать в графу «площадь находящегося в собственности помещения» именно размер доли (не надо указывать 1/2 или иным способом). Например, площадь вашей квартиры в свидетельстве указана 56,38 м 2 . У вас 3 собственника с долями 1/3 у каждого. Заполняя бюллетень, каждый собственник должен указать в своем бюллетене 18,793 м 2 ;
  • если у вас собственником помещения (или его доли) является несовершеннолетний ребенок, проголосовать за него может его законный представитель (родители);
  • так же проголосовать можно и по , в этом случае доверенность (копию) необходимо приложить к заполненному бланку бюллетеня.

В случае с совместной собственностью:

  • принять решение по голосованию могут только все собственники вместе. В этом случае лучшим вариантом будет оформление . Обратите внимание, что доверенность должна быть или одна на всех собственников, либо доверенностей должно быть несколько и доверенности должны слово в слово повторять друг друга (расхождения в датах, формулировках и т.п. не допустимы). В самом конце бюллетеня следует сделать запись «Голосование по доверенности за Иванова Ивана Ивановича (совместная собственность)». В случае, если таких собственников много — такую запись надо сделать и перечислить Ф.И.О. каждого. Доверенности (копии или оригинал) прикладываются к бюллетеню;
  • указать общую площадь помещения (не производить деление общей площади на количество собственников).

Общие указания:

  • обязательно укажите дату подачи заявления. Дата должна быть указана в период между 30 января и 15 марта 2015 года. Бюллетени с отличными от этого периода датами будут считаться не действительными;
  • если вы в данный момент не проживаете в городе Ярославле, либо будете отсутствовать в период проведения голосования, но у вас есть непреодолимое желание проголосовать в этом важном для всех нас вопросе — вы можете или воспользоваться доверенностью (оформить ее на родственников, друзей и т.д.) или распечатать бюллетень, заполнить его и выслать заказным письмом по адресу инициатору собрания — 150033, г. Ярославль, 2-й Брагинский проезд, дом 6, квартира 165, Панчехину Д.В.;
  • если один из собственников сменил фамилию (имя, отчество), то необходимо предоставить документ (копию) удостоверяющую данный факт.

Пример заполнения бюллетеня:


Дата подачи бюллетеня должна быть между 30 января и 15 марта 2015 года

Если вы уверены в своих действиях — можете распечатать бланк бюллетеня, заполнить его и передать в квартиру №165 (достаточно бросить в почтовый ящик). Сделать это нужно не раньше 30 января и не позже 15 марта 2015 года. Так же вы можете заранее получить бланк бюллетеня, если у вас есть трудности с печатью данного материала. Для этого будет вывешен на нашем сайте график обхода дома для сбора подписей. Обозначим время и место где можно будет получить бюллетень.

Если у вас есть какие то вопросы, связанные с заполнением бюллетеня — вы их можете задать здесь, ниже, в комментариях; отправив сообщение на электронную почту или воспользоваться формой слева от данного текста.