Подготовка земельного баланса. Практического занятие «Составление баланса земель в муниципальном районе Необходимая документация для составления земельного баланса

Государственный земельный кадастр занимает особое положение в ряду других государственных и ведомственных кадастров (водного, лесного, градостроительного и т. д.).

Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрацию земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценку земель.

К началу последней земельной реформы 90-х годов XX века в России появилась необходимость создания многоцелевого ГЗК как единой интегрированной системы сведений о правовом, природном и экономическом положении земель. До 1998 г. земельный кадастр в Российской Федерации состоял из следующих составных частей: регистрация землевладений и землепользовании; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель.

Вступивший в силу закон от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ предусматривает единую систему и технологию для создания и ведения государственного кадастра недвижимости; обязательность государственного учета недвижимого имущества; презумпцию официального описания недвижимого имущества, внесенного в кадастр недвижимости; внесение актуальных и достоверных сведений в кадастр недвижимости; обеспечение постоянного хранения внесенных сведений; соотносимость сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, с другими государственными информационными ресурсами; своевременное и полное информационное обеспечение в соответствии с целями закона.

В частности, устанавливается порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, а также процедура определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества.

Существующие ранее две главные системы учета недвижимости - система учета органов технической инвентаризации (ОТИ) и система учета земельных участков в виде государственного земельного кадастра - слабо стыковались друг с другом, в том числе информационно. Исходя из этого, обмен информацией между органами был затруднен. Таким образом, наличие различных систем учета, обеспечивающих регистрацию права собственности, приводило не только к финансовым потерям со стороны государства, направляющим средства на их поддержание и развитие, но и к недовольству правообладателей, вынужденных обращаться в несколько органов.

Главная идея закона о ГКН заключается в том, чтобы объединить в одном органе учет объектов капитального строительства и учет земельных участков с возможностью дальнейшего объединения системы учета и системы регистрации прав.

В настоящий момент федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по оценке земель Российской Федерации, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестр возник путем переименования Федеральной регистрационной службы - Росрегистрация.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) была образована в ходе административной реформы Указом Президента РФ В.Путина от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1 марта 2009г. вступил в силу Указ Президента РФ от 25 декабря 2008г. № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с которым были упразднены, Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

А на вновь созданную службу - Росреестр - возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Служба подведомственна Министерству экономического развития РФ. Таким образом, перед Службой поставлена весьма значимая и достаточно сложная задача - создание и развитие единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета.

Росреестр подведомственен Министерству экономического развития РФ, ранее Министерству юстиции РФ (по указу Президента РФ №724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти)

Росреестр ведёт:

  • - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
  • - Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (СРОО);
  • - Государственный кадастр недвижимости;
  • - Государственный каталог географических названий;
  • - сводный государственный реестр арбитражных управляющих;
  • -государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Основанием для проведения государственного кадастрового учета является обращение заинтересованного лица с заявлением о проведении данного учета. Результатом проведения кадастрового учета является присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории РФ кадастрового номера, внесение соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости и изготовление кадастрового паспорта, используемого при регистрации прав и совершении сделок с недвижимым имуществом, а также для определения налоговой базы.

В связи с вступлением в силу ФЗ № 221 возникла необходимость в совершенствовании системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами. Это стало одной из основных причин создания системы земельного баланса, в связи с тем, что действующая ранее система государственного земельного кадастра не содержит системы документов, а также порядка получения и обработки сведений обо всей совокупности земельных участков, характеризующих наличие, состояние и использование земель в границах территориального образования. Таким образом система получения обновленных данных о земельном фонде Российской Федерации, анализ которых ежегодно представляются в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, испытывает определенные сложности и не может обеспечить необходимую полноту и актуальность собираемых сведений о земельных ресурсах страны.

В настоящее время информационной базой доклада являются данные федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами, осуществляемого Росреестром на основе сведений ГКН. Формы отчетности, содержащие данные статистических наблюдений, построены по принципу баланса и в них имеет место неизменная итоговая составляющая - общая площадь земель в административных границах территориальных образований. Это позволяет ежегодно при анализе структурных изменений земельного фонда использовать балансовый метод, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выявления и измерения их взаимного влияния.

Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» N 221- ФЗ Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Понятие государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним определено Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно закону, Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Говоря о кадастровой оценке, это - единообразное по способам определение кадастровой стоимости земельных участков, которое осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Кадастровая оценка земли проводится в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель.

Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации положений Налогового кодекса РФ, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Основные положения государственной кадастровой оценки закреплены в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Земельный баланс - это систематизированный свод сведений об изменениях показателей, характеризующих наличие, состояние и использование земель, за определенный период времени в границах территориального образования.

Объектом учета в земельном балансе является земельный фонд или все земли в границах территориального образования.

Разработка концепции земельного баланса обусловлена необходимостью совершенствования системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами в условиях действующего в стране института частной собственности на землю и происходящих земельных преобразований, направленных на дальнейшее увеличение производственного, инвестиционного, социального потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Земельный баланс составляется на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне земельный баланс составляется для обеспечения функций федеральных органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений в РФ. На региональном уровне земельные балансы составляются для обеспечения функций органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений в субъектах.

Земельный баланс составляется в целях планирования, анализа, учета и контроля за использованием земельных ресурсов. Данные земельного баланса обеспечивают реализацию основных функций органов управления, направленных на:

  • - выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования;
  • - прогнозирование доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных ресурсов;
  • - учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения, перераспределения) средств бюджетов разных уровней;
  • - расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленных на сохранение и повышение плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидацию ущербов от негативных природных и техногенных воздействий;
  • - организацию государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • - организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства:
  • - осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.

Земельный баланс содержит систему показателей, характеризующих объект учета и имеющих экономическое, экологическое, социальное значение для регулирования земельных отношений.

К ним относятся сведения:

  • - о наличии и распределении земель по категориям;
  • - о распределении земель по формам собственности;
  • - о правах, на которых используют землю граждане и юридические лица;
  • - о распределении земель в городских и сельских поселениях;
  • - о качественном состоянии и использовании земель;
  • - об изменениях в составе земель и их правовом положении, произошедших за отчетный период времени;
  • - о кадастровой стоимости земель и сделках с землей.

Подготовка земельного баланса осуществляется территориальными органами Росреестра.

Подготовка начинается на уровне отдельных земельных участков - отдел по муниципальному образованию Росреестр - территориальное управление Росреестра по субъекту - Росреестр.

Земельный баланс составляется органами Росреестра на основе документированной информации, содержащейся:

  • - в государственном кадастре недвижимости;
  • - государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • - базе данных, формируемой в результате ведения работ по государственному мониторингу земель;

а также информации, поступающей из органов, осуществляющих учет лесных и водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, учет плодородия земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти, местного самоуправления и др.

Государственный земельный баланс является трехуровневой иерархической информационно - справочной системой и включает федеральный земельный баланс (национальный доклад), региональный баланс и местный. Предназначена для управления земельными ресурсами.

Информационный потенциал этих материалов должен позволять решать следующие задачи:

  • 1. Выработка и корректировка социально - экономической политики в области земельных отношений;
  • 2. Оценка стоимости земель;
  • 3. Расчет объемом капиталовложений в природоохранные мероприятия;
  • 4. Расчет объемов капиталовложений по целевому назначению земель.

Принципы формирования земельного баланса:

  • 1. Преобразование;
  • 2. Комплексность;
  • 3. Полнота охвата всего земельного фонда в границах РФ.

Земельный баланс готовится на 1 января последующего года и отражает итог изменений, которые произошли с качеством, контурами земельных участков.

Отчет о наличие распределения земель готовится на уровне муниципального образования, на уровне субъекта РФ готовится региональный доклад, на уровне РФ - национальный доклад. В целом, все документы представляют из себя земельный баланс.

Введение


Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

Поскольку оценочная деятельность предполагает определение рыночной стоимости, то анализ наиболее эффективного использования выявляет наиболее прибыльный и конкурентоспособный вид использования конкретного объекта собственности.

Анализ наиболее эффективного использования проводится по нескольким альтернативным вариантам и включает следующие направления:

Рыночный анализ;

Анализ реализуемости варианта;

Анализ наиболее эффективного использования.

Перечисленные направления анализа предполагают комплексное изучение следующих вопросов.

Рыночный анализпредполагает определение спроса на варианты использования, альтернативные существующему, в целях изучения спроса и предложения, емкости рынка, динамики ставок арендной платы и т.д. по каждому варианту.

Анализ осуществимости предполагает расчет базовых составляющих стоимости: потока доходов и ставок капитализации для определения стоимости с учетом переменных параметров каждого юридически обоснованного и физически осуществимого варианта.



Анализ наиболее эффективного использованияпредполагает разработку детального плана реализации каждого варианта с рассмотрением конкретных участников рынка, сроков осуществления проекта, источников финансирования для выбора варианта, обеспечивающего максимальную продуктивность оцениваемого объекта.

Критерии анализа наиболее эффективного использования.Вариант наиболее эффективного использования оцениваемой недвижимости должен отвечать четырем критериям:

Юридической допустимости;

Физической осуществимости;

Финансовой обеспеченности;

Максимальной продуктивности.

Прием наиболее эффективного использования земельного участка как застроенного предполагает сохранение на анализируемом участке существующих строений. Вариант использования участка земли как застроенного имеет две основные разновидности:

1) сохранение существующего назначения оцениваемой недвижимости;

2) изменение существующего назначения оцениваемой недвижи­мости.

В обоих случаях рассматривается необходимость и возможность:

Сохранения существующего объема и качества предоставляемых недвижимостью услуг;

Проведения строительных работ по реконструкции зданий для повышения их класса и изменения ставок арендной платы;

Проведения строительных работ по расширению площадей за счет дополнительной пристройки или возведению дополнительных этажей;

Уменьшения существующих площадей за счет частичного сноса.

Сравнивая существующий вариант использования рас­положенных на земельном участке построек с оптимальным вариантом здания, отвечаем на следующие вопросы:

Целесообразно ли продолжать эксплуатировать здание В его нынешнем состоянии?

Какой вариант перестройки здания выбрать: реконструкцию, расширение, частичный снос?



Каким образом и в какие сроки окупятся расходы?

Наиболее оптимальный вариант использования строений обеспечит максимальную стоимость инвестиционно привлекательной недвижимости с учетом ставки доходности, определяемой в соответствии с риском выбранного варианта. Совершенно очевидно, что риски сохранения существующего способа использования недвижимости и различных вариантов перестройки будут неодинаковы.


Заключение

Я проходил производственную практику по ПМ.01. МБУ «Управления территориального планирования» г. Чебоксары с 16.03.2017 по 29.03.2017.

При прохождении производственной практики я изучил структуру предприятия, основные направления его деятельности, а также документацию, регламентирующую деятельность предприятия.

Также в ходе прохождении практики мною были выполнены следующие задачи:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

В рамках выполнения индивидуального задания мною был изучен вопрос контроля над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары. Было установлено, что в целях осуществления такого контроля на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 по городу Чебоксары Чувашской Республики был предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в Калининском районе города Чебоксары, на первый квартал 2017 года.

Приложение А


Приложение Б

Введение

Производственная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей, в том числе и в области земельно-имущественных отношений. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности.

Основной целью производственной практики является практическое закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики, в котором собраны все результаты деятельности за период прохождения практики.

При прохождении практики нам предстоит выполнить ряд задач:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

Отчет содержит 1 рисунок, 3 диаграммы, 2 приложения, 33 листа.


Составление земельного баланса района

Земельный баланс ‑ система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Его основная задача - анализ состояния и использования земельного фонда в поселениях, административных районах, субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом.

Земельный баланс содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

Формируют государственный земельный баланс в соответствии со следующими принципами:

Ведения земельного учета;

Инфицированности, непрерывности;

Совместимости, автоматизации;

Преобразования;

Комплексности;

Полноты охвата всего земельного фонда в границах российской Федерации.

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Общая площадь земельного фонда Чувашской Республики за 2016 год составила 1834,5 тыс. га. Наибольшую площадь занимают земли сельскохозяйственного назначения, которые составляют 55%.

Распределение земельного фонда Чувашской Республики по категориям (в процентах) приведено в виде диаграммы на рисунке 1.

Диаграмма1 ‑ Распределение земельного фонда города Чебоксары

Из данных диаграммы следует, что наибольший удельный вес в структуре земельного баланса составляют земли с/х назначения ‑ 55%, значительный удельный вес составляют земли лесного фонда ‑ 32,49%. Наименьший удельный вес в структуре земельного баланса города Чебоксары Чувашской Республики занимают земли запаса ‑ 0,06%. Земли населенных пунктов занимают 7,6%.

Структура распределения земельного фонда по угодьям представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2 - Распределение земель на территории республики по видам угодий

Из данных диаграммы 2 следует, что наибольший удельный вес в структуре занимают земли застроек ‑ 75%. Лесные площади занимают 7% в структуре земельных угодий. Значительное место занимают земли под дорогами - 10%.

На диаграмме 3 представлены данные о распределении земель города Чебоксары по собственности.

По состоянию на 1 января 2016 года в структуре земельного фонда города Чебоксары на долю земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приходится 65 % земельного фонда.

В собственности граждан находятся 34,1 % земельного фонда. Это, прежде всего, земельные доли граждан в сельскохозяйственных предприятиях и организациях, а также земли, используемые гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

В собственности юридических лиц находятся 0,9 % земельного фонда.

Диаграмма 3 - Распределение земель на территории республики по собственникам

После завершения инвентаризации земель составляется земельный баланс поселения.

Для составления земельного баланса Логовского сельского поселения, осуществляется выборка площадей контуров земельных угодий из таблицы 3, с одновременным распределением площадей по категориям земель, видам угодий и формам собственности. Сумма площадей категорий земель в границах поселения, всегда должна равняться сумме площадей по видам угодий в границах поселения, таким образом, осуществляется контроль правильности составления земельного баланса.

Лабораторная работа 4. Установление черты населенного пункта.

Дать понятие земель населенных пунктов, описать порядок установления черты, состав земель населенных пунктов. Согласно варианту задания вычислить геодезические данные прохождения границы и общую площадь поселка Лог. Составить схему привязки к пунктам государственной геодезической сети, для перенесения черты населенного пункта на местность.

4.1. Понятие земель населенных пунктов и порядок установления их черты.

В Земельном кодексе Российской Федерации дано следующее понятие земель населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их пределы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты).

В зависимости от численности населения, города и сельские населенные пункты подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);

крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

крупные сельские населенные пункты (численность населения свыше 5 тысяч человек);

большие сельские населенные пункты (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские населенные пункты (численность населения от 200 до 1 тысячи человек);

малые сельские населенные пункты (численность населения менее 200 человек).

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Установление черты населенного пункта может осуществляться в составе генерального плана поселения.

При установлении черты населенного пункта студент обязан знать, что в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам:

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, индивидуальной, малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройки, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения.

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры и т.д..

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Перенесение черты населенного пункта в натуру осуществляется по геоданным таблицы 5.

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

Курсовая работа

МДК.01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Составление земельного баланса муниципального образования (определенного района)

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

специальность Земельно-имущественные отношения

дата регистрации деканатом___________

проверил: Манжалей Валентина Николаевна (Ф.И.О. преподавателя)

оценка_____________________________

Введение 3

1. Организация территории муниципального образования (района) 5

1.1. Относительная устойчивость территории 5

1.2. Методы управление земельными ресурсами 8

1.3. Административная ответственность за земельные правонарушения 11

2. Земельный баланс муниципального образования (района) 16

2.1. Нормативно-правовые акты, действующие на территории 19

2.2. Функциональное зонирование территории муниципального

образования (района)

2.3. Баланс территории муниципального образования 23

Заключение 26

Используемая литература 27

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500. В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов – городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

    как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

    как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

    как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права. Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В земле­устроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля – это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория – это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс – система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство – это соци­ально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производитель­ных сил и производственных отношений; в узком смысле - это действия (мероприятия), осуществляемые государством, земле­владельцами и землепользователями по наведению порядка в ис­пользовании и охране земель.

Муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

Составление земельного баланса муниципального образования

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

проверил: Манжалей Валентина Николаевна

муниципальный территория земельный зонирование

Введение

1. Организация территории муниципального образования (района)

1.1 Относительная устойчивость территории

1.2 Методы управление земельными ресурсами

1.3 Административная ответственность за земельные правонарушения

2. Земельный баланс муниципального образования (района)

2.2 Функциональное зонирование территории муниципального образования (района)

Заключение

Используемая литература

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500.

В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов - городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

· как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

· как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

· как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права.

Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В землеустроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля - это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория - это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс - система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство - это социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производительных сил и производственных отношений; в узком смысле -- это действия (мероприятия), осуществляемые государством, землевладельцами и землепользователями по наведению порядка в использовании и охране земель.

Муниципальное образование -- территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

1. Организация территории муниципального образования

1.1 Участок муниципального образования

На фрагменте карты, представленной в приложении преобладает селитебная зона и магистрально-уличная сеть. Дома же разделяются между собой ландшафтно-рекреационными зонами небольшого размера. Так как на южной части фрагмента отображена река, присутствуют и водные пространства. Постройки на карте разделены на две группы: малоэтажные (от 2-х до 5-ти этажей) и многоэтажные (от 5-ти этажей и выше). Следует отметить, что на карте видно, как соблюдены нормы расстояния между домами, и нет никаких препятствий для проникания солнечного света в квартиры. Также организованы школы, по соседству с спортивными площадками, детские сады в доступности к жилым домам. Поскольку это поселок городского типа, то земли принадлежат администрации района. В основном эти земли используются для облагораживания поселковой территории, поэтому их нельзя использовать в своих интересах. За землями следят, удобряют, облагораживают новыми насаждениями и убирают старые.

1.2 Зонирование территории

Распределение земель муниципального образования представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение земель муниципального образования

Всего на карте 4 зоны, что не удивительно для городской местности. Все зоны переплетаются друг с другом, не оставляя свободного места на фрагменте.

1.3 Обеспечение рационального и безопасного землепользования

Поскольку это городские земли, находящиеся под управлением администрации района, они не могут быть использованы для, например, посадки картошки и т.п. Используют их в основном для облагораживания территории. Эти посадки можно использовать, как небольшую шумоизоляцию от дороги, или же для создания экологии города. В городе есть большое количество лесопарковых зон, или парки отдыха. Это озелененные территории, которые создаются для горожан как место для прогулок. Тем самым деревья делают биосферу преимущественно из чистого и свежего воздуха.

Парки также используются для мероприятий.

Также эти посадки способствуют не разжижению грунта, во время осенних дождей, или весенних паводков. А так как некоторые зеленые зоны лежат вдоль дорог или на них, это очень важное мероприятие. Необходимо также начинать застройку окраины города, так как сам город уже очень плотно застроен. Безопасность будет заключаться в том, что все строительное оборудование вплоть до кранов, будет находиться вдали от жилых построек, так как не редки случаи их падения.

Окраины города можно застроить также заводами, разными складскими помещениями, которые можно сдавать в аренду крупным организациям, или давать возможность развития мелкому бизнесу. Плата за аренду помещений пойдет в казну города, а заводы будут поставлять свою продукцию, как в город, так и за его пределы. За счет всех этих экономически важных объектов в городе поднимется денежный оборот, и эти деньги можно направить на снос ветхих сооружений и строительство на этом месте более новых зданий.

За счет расширения границ города, будет развиваться инфраструктура, и филиалы разных организация в городе начнут распространяться, что увеличит поток клиентов. Как только город начнет свое расширение, в него будут переезжать жители из других городов, увеличивая население города. А строящиеся административные здания будут давать новые рабочие места, как местным, так и приезжим. Строительство разных автобаз позволит перенаправить некоторые маршруты грузоперевозок, которые могли бы сократить путь проезжая через город. Так же можно развить судо-производство, баржевую доставку грузов вниз или вверх по течению. Строительство доков, погрузочно-разгрузочных станций на реке. За окраинами города на реке можно построить базу отдыха, которая привлечет отдыхающих. А это тоже места для работы, развитие малого бизнеса. В свою очередь город может наладить водный транспорт для перевозки пассажиров на эти базы отдыха.

В вопросе безопасности настораживает то, что жилые дома находятся слишком близко от дороги, и окружены сетью этих же дорог, что для маленьких жителей города это не безопасно. Именно поэтому детские сады расположены в основном в центре микрорайонов города, впрочем как школы и спорт площадки. Очень близко с городом протекает река, которая может быть использована для орошения лесопарковых зон и облагороженных территорий на магистралях. Также вода будет пускаться через очистительные системы в городской водопровод. В целом участок расположен в сети улиц с движением, которое, возможно, бывает быстрым.

2. Баланс территории земель муниципального образования

2.1 Нормативно-правовые акты, действующие на территории

В муниципальном образовании действуют строительные и санитарные нормы по размещению зданий на территориях района. Санитарная норма подразумевает собой попадание солнечного света в дома и офисы. Так как наблюдается плотная застройка, свет попадает не во все здания/помещения. Строительная норма выдержана очень хорошо, т.к. расстояние меж домами и постройками безопасное, расстояние от дороги выдержанно. Действует норма озеленения района. На участке земли территория озелененная, средне. В основном озеленены дворы, парки и разделительные полосы на магистралях.

2.2 Мониторинг земель

Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" он включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира. Основными целями мониторинга земель являются:

· диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

К задачам мониторинга земель относятся:

1) Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий. Помимо прочего с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности. В данном случае, в процессе мониторинга, следует обратить внимание на изменения площади ландшафтно-рекреационных зон, так как они очень важны в городской среде. Следует, проводит мониторинг этой земли каждый год, так как весенние паводки реки Ольшанки, или же таяние снега, могут изменить лесопарковые зоны, а где-то даже и затопить облагороженную землю. В последствии может произойти вымывание плодородного слоя из земли, и растения начнут погибать. На их восстановления, как почвы, так и растений-уйдут годы. Также необходимо контролировать процесс застроения этого района, так как расстояние между домами нормированное и изменению не подлежит. Следует отметить, что расширение дорог невозможно в этом городе, так что следует контролировать норму расстояния домов от дороги.

Все постройки должны быть согласованы с администрацией и закреплены на топоплане этого города.

2.3 Баланс территории муниципального образования

В данной таблице будет приведено процентное соотношение земель на данном фрагменте карты, по которому будет выявлено, какие зоны преобладают, а какие имеют меньшее количество метров квадратных. Цифры приблизительные, и могут отличаться от реальный размеров площадей зон в метрах квадратных.

Сам баланс территории подразумевает равное соотношение всех площадей зон, расположенных на участке земли. Если какие-то территории начнут преобладать, то есть пойдет их расширение, то другие территории начнут уменьшаться в своем количестве. Это - повлечет за собой нарушение земельного баланса, а это допускается крайне редко, в основном из-за веских оснований или же форс-мажорных ситуаций. Баланс территории МО представлен в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Баланс территории МО

Судя по данным, приведенным в таблице, можно сказать, что территория обустроена не очень сильно домами или другими зданиями. Магистрально-уличная часть города занимает одну треть от указанного участка на карте. Из данных можно сказать, что территория сильно озлённая (45%).

Рис. 1 Баланс территории МО

В балансе территории показывается распределение территории по всем функциональным зонам и планировочным элементам на первую очередь строительства и на расчетный срок. Все показатели выражаются в абсолютных (га) и относительных (%) значениях.

В баланс территории включаются территории всех функциональных зон по всем видам использования.

Характеристика внешних границ представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика внешних границ

Протяженность границ составила:

На западе 1.680 км

На севере 3.437 км

На северо-западе 278 км

На юго-востоке 6.825 км

На юге 1.72 км.

Общая протяженность границ составила 291.6 км.

Баланс территории муниципального образования (района) представлен в таблице 4.

Таблица 4

Баланс территории муниципального образования (района)

Наименование территории функциональной зоны

Площадь, га

Процент к итогу

Территория жилой застройки, в том числе: многоэтажная
Малоэтажная

Территории зеленых насаждений всех категорий, в том числе общего пользования

Территории занятые объектами, промышленности, энергетики, связи транспорта, в том числе: железнодорожного транспорта

Прочие территории

На данной территории наибольшую площадь занимают назначения Территории зеленых насаждений (9.2га -57%).

Территории жилой застройки. Они должны обеспечивать людям здоровую, удобную и безопасную окружающую среду, в которой они проживают.

Территория зеленых насаждений. Территории, занятые зелеными насаждения- ми или предназначенные для озеленения.

Заключение

В городе земля богата «улучшениями», т.е. разнообразными дополнительными объектами градостроительства, располагаемыми на земле и тесно с ней связанными. В силу этого, в терминологии современного российского законодательства об окружающей среде, городские земли, учитывая степень их измененности в результате хозяйственной и иной деятельности человека и высокое рекреационное и защитное значение, следует относить к классическим природно-антропогенным объектам.

Существенно, что в условиях города земля как природный ресурс является не столько средством производства, сколько пространственно-операционным базисом для проживания населения и размещения разнообразных городских объектов (жилого, промышленного, культурно-бытового и иного назначения) с вытекающими из этого последствиями. Городская земля как ресурс терминологически близка к понятию «территории», однако обладает признаками трехмерного природного тела. Объективные условия городской среды приводят к тому, что земли городов приобретают специфические особенности по сравнению с землями в широком смысле. К главным особенностям относятся следующие:

многообразие целей использования (полифункциональность);

малый размер городских землепользований (от гектаров до отдельных квадратных метров);

высокая пространственная концентрация объектов недвижимости (материальных «улучшений») на единицу площади земель;

повышенное значение подземного пространства, его высокая наполненность строительными сооружениями и инженерно-техническими коммуникациями;

высокая степень техногенного, антропогенного воздействия на земли всех видов функционального назначения;

высокая степень запечатанности естественной поверхности земель большинства видов функционального назначения;

весьма жесткая функциональная взаимозависимость состояния земельных участков друг от друга.

Как следствие, в условиях города более высоки требования к точности определения границ и площадей земельных участков и их идентификации на местности.

Список используемых источников

1. Земельный кодекс РФ.

2. Градостроительный кодекс РФ.

3. Конституция РФ.

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Водный кодекс РФ.

6. Лесной кодекс РФ.

7. Тексты лекций к ПМ01 «Управление земельно-имущественным комплексом».

8. ФЗ «о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г.

10. Постатейный комментарий к Земельному кодексу и Федеральному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Б.Д. Клюкин. М., 2002.

11. Святецкая Т.К. Земля как объект имущественных отношений. Владивосток, 1999.

12. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (по состоянию на 1 июня 2008 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

13. В.Т. Батычко «Земельное право в вопросах и ответах»

14. Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник. «Проспект» М. 2006г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований. Общая характеристика муниципального образования "Никольский район". Определение эффективности управления земельными ресурсами и разработка предложений по его повышению.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    Понятие "муниципальный интерес". Система управления интересами жителей муниципального образования, нормативно-правовые основы. Положение о порядке проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Рассмотрение основных тенденций в развитии института местного самоуправления в Российской Федерации. Общая характеристика муниципального образования "Щучанский район". Предложения по оптимизации социально-экономического развития данной территории.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2015

    История развития и критерии оценивания современного состояния взаимодействия местных сообществ и государства. Понятие муниципального хозяйства, их разновидности и особенности. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Организационно-правовые и нормативные основы оказания медицинской помощи на территории муниципального образования. Основные направления деятельности Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбург по оказанию медицинской помощи населению.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Анализ современного состояния территории муниципального образования. Показатели развития населения территории и трудовых ресурсов. Жилищный фонд и жилищное строительство. Анализ систем инженерной инфраструктуры города, состояния окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правовое регулирование и обоснование формы размещения муниципального контракта. Принятие заказчиком решения о способе размещения муниципального заказа. Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ. Проект муниципального контракта.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности. Анализ экономических и социальных процессов на территории сельсовета. Внедрение муниципального консалтинга в деятельности администрации Ворошневского сельсовета.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2015

    Сущность и основные элементы системы регулирования рынка труда. Краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования. Анализ конъюнктуры рынка труда. Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Внутригородские территории городов федерального значения. Основные принципы формирования территории муниципального образования. Муниципальная должность и ее структура. Права и обязанности муниципального служащего, его административно-правовой статус.