Право граждан на участие в местном референдуме

Всякое право лишь тогда проявляет себя как ценность, когда оно реализуется, то есть располагает определенной системой гарантий. В равной мере это относится и к праву граждан избирать и быть избранными. Гарантии избирательных прав наряду с избирательным правом, правовыми принципами, избирательным процессом являются элементом избирательной системы России. Гарантии, как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера выступают средством реального осуществления избирательных прав, а в необходимых случаях - эффективной защиты от возможных нарушений.

Законодатель определил гарантии избирательных прав граждан как «установленные Конституцией России, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры», обеспечивающие их реализацию… (ст. 2 закона «Об основных гарантиях…»).

С точки зрения науки конституционного права, под гарантиями избирательных прав граждан следует понимать систему правовых норм, закрепляющих упорядоченную совокупность политических, организационно-материальных, информационных, агитационных, специальных юридических условий и средств, обеспечивающих избирателям беспрепятственную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Традиционно гарантии принято подразделять на общие и специальные .

Общие гарантии обеспечиваются демократическим политическим режимом, соблюдением прав свобод человека и гражданина, состоянием законности и правопорядка в обществе, высоким уровнем правовой культуры. В системе общих гарантий выделяют общеправовые гарантии-предпосылки: законодательство, законность, уровень правосознания граждан. Они тесно связаны с принципами правового государства - верховенством права, приоритетом прав личности, разделением властей.

Особое внимание необходимо уделить специальным гарантиям избирательных прав граждан , которые представляют собой систему особых правовых, корпоративных и других социальных норм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей. Все они находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов.

Система специальных гарантий состоит из: 1) политических гарантий; 2) организационно-материальных гарантий, 3) информационных гарантий, 4) агитационных гарантий, 5) специальных юридических гарантий (правовых санкций).

Политические гарантии избирательных прав граждан – это совокупность условий и средств, определяющих воздействие всей политической системы на избирательный процесс и обеспечивающих его субъектам реальное, осознанное, ответственное и свободное участие в организации и проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления.

Политические гарантии избирательных прав можно разделить на две группы:

1) гарантии кандидатов на выборные должности;

2) гарантии избирателей.

К политическим гарантиям кандидатов на выборные должности относятся: 1) демократизм выдвижения кандидатов на выборные должности; 2) добровольное участие кандидатов в выборах; 3) равенство прав кандидатов на выборные должности в однопорядковые органы; 4) неприкосновенность зарегистрированных кандидатов; 5) свобода предвыборной агитации.

О рганизационно-материальные гарантии избирательных прав - это система закрепленных нормами права условий, средств и способов, обеспечивающих материально-техническую и финансовую деятельность субъектов избирательного процесса. Вкратце остановимся на некоторых из них.

Важная гарантия закреплена в п. 8 ст. 53 закона, согласно которой обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборной агитации посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы.

Также к ним стоит отнести:

1) меры, обеспечивающие осуществление избирательных прав в процессе образования избирательных комиссий, избирательных округов, избирательных участков;

2) правила, согласно которым государственные и общественные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа, обязаны оказывать кандидату на выборную должность: содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, в получении необходимых справочных и информационных материалов;

3) меры, обеспечивающие личное и тайное голосование, публичное опечатывание и вскрытие избирательных урн, гласный подсчет голосов избирателей и т.д.

Информационные гарантии избирательных прав - совокупность условий и средств, обеспечивающих субъектам избирательного процесса свободный и равный доступ к источникам полной, объективной, достоверной информации о ходе подготовки и проведения выборов и нормативном их обеспечении.

Составляющими информационных гарантий являются: право избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности; право избирателей на информацию о ходе подготовки и проведения выборов; о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве о выборах; право кандидатов на объективное и достоверное содержание и распространение информационных материалов; право кандидатов на равный доступ к источникам распространения информации; право участников избирательного процесса на свободный доступ к информации об итогах голосования и результатов выборов и др.

Основное внимание уделяется праву избирателей на полную и достоверную информацию о кандидатах на выборные должности, которая включает перечень сведений общего биографического характера, сведения о неснятых или непогашенных судимостях, сведения о гражданстве, сведения о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. Все стороны жизнедеятельности кандидата на выборную должность должны быть достаточно «прозрачными» для избирателей. Кандидат несет ответственность за полноту и достоверность доводимой до сведения избирательной комиссии информации о себе.

Достаточно распространенным стало явление опубликования опросов общественного мнения по тем или иным вопросам, связанным с выборами, рейтингами кандидатов. Однако к такому рода информированию необходимо относиться с особой осторожностью. Нередко по заказу кандидата публикуется выгодный ему «рейтинг» кандидатов, составленный якобы по результатам опроса общественного мнения, при этом указывается организация, «проводившая опрос», не существующая в действительности. Рейтинг является сильным инструментом давления на сознание избирателей и зачастую способствует созданию лживого мифа нейтральности и объективности, скрывая продуманное манипулирование сознанием.

Агитационные гарантии избирательных прав граждан - совокупность условий и средств, обеспечивающих участникам избирательного процесса свободное, осознанное, ответственное осуществление агитационной деятельности, а также равный доступ к источникам ее освещения.

Агитационные гарантии касаются деятельности как граждан (избирателей), так и кандидатов на выборные должности.

Общие условия проведения предвыборной агитации базируются на принципе равенства.

Закон «Об основных гарантиях…» вводит запрет на предоставление для агитации телевизионного эфира или печатной площади в СМИ, учрежденных менее чем за год до выборов. Известно, что на каждых выборах в массовом порядке появляются газеты-«однодневки», созданные специально для данной кампании.

Важная гарантия закреплена в ст. 48 закона «Об основных гарантиях…», согласно которой использование изображения физического лица, положительных высказываний о кандидатах, избирательных объединениях, блоках в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица.

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами.

Кандидаты вправе беспрепятственно распространять агитационные материалы в законном порядке . Законный порядок умело обходится опытными кандидатами посредством заангажированных способов ведения агитации.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать исходные данные организации, изготовившей материалы, заказавшей их, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, обязаны хранить учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее 3 лет со дня голосования.

Под специальными юридическими гарантиями (правовыми санкциями) следует понимать закрепление свободы выборов нормами права и обеспеченность их всей правоохранительной деятельностью государства в лице его государственных органов и общественно-политических организаций, которые в случае нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах, применяют соответствующие санкции.

Рассматривая специальные юридические гарантии избирательных прав и правовые санкции как их составляющую, в первую очередь необходимо обратить внимание на институт обжалования и судебной защиты, а также институт ответственности за нарушения избирательных прав и законодательства о выборах.

Обобщение судебной практики позволяет выделить основные виды заявлений и жалоб: 1) на обжалование неправильностей в списке избирателей; 2) на решения об отказе в регистрации инициативных групп; 3) на решения об отказе в регистрации кандидатом; 4) на решения об итогах выборов; 5) обращение в суд окружных избирательных комиссий об аннулировании выдвижения кандидата, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая законы о выборах и этические нормы; 6) обжалования избирателями и кандидатами в суд результатов выборов, прочие заявления и жалобы.

Что же касается непосредственно юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, то она является публично-правовым средством обеспечения общественной заинтересованности в правопорядке при реализации избирательных прав граждан.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы, различают три вида ответственности: по избирательному, административному, и уголовному праву.

Ответственность по избирательному праву представляет собой разновидность государственно-правовой ответственности, фактическим основанием которой служит избирательное правонарушение, понимаемое как прямо закрепленное в избирательном законодательстве виновное, противоправное деяние, нарушающее избирательные права граждан и влекущее применение санкций, предусмотренных в нормах избирательного законодательства.

Отличительная особенность ответственности по избирательному праву: предусмотрена законодательством ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений, блоков).

По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах всегда строго персональная – к административной или уголовной ответственности коллективные субъекты не привлекаются.

Объемный перечень составов правонарушений избирательных прав граждан и законов о выборах приведен в федеральном законе «Об основных гарантиях…», а также нашел отражение в уголовном и административном законодательстве. Статья 141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; 141.1 – за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока…; 142 - за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов; 142.1 – за фальсификацию итогов голосования, а нарушения этих положений расцениваются как посягательство на политические права граждан. Менее опасные нарушения избирательного законодательства влекут административную ответственность, которая регламентирована статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушения законодательства о выборах, за которые предусмотрена административная ответственность, довольно распространены. Большое количество споров, связанных с нарушением избирательных прав, рассматривается также посредством гражданского судопроизводства. Нельзя забывать и о санкциях собственно избирательного законодательства, например, предусмотренных статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях…» - аннулирование (отмена) регистрации кандидата.

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
Гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие пассивным избирательным правом. Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Гражданин РФ голосует на референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
Все граждане РФ, обладающие правом на участие, подлежат регистрации (учету). Осно-

Еще по теме 65. ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ:

  1. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  2. Тема 9. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права и охраняемые законом интересы других лиц
  3. ТЕМА 14 СВОБОДА МИРНЫХ СОБРАНИЙ И АССОЦИАЦИЙ, ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ И РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН.

Референдум (от латинского - «должное быть сообщенным») - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще­государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Референдум - один из важней­ших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители - депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Одна­ко значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выноси­мые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения.

Референдум – голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской федерации, местный референдум.

В соответствии со статьёй 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Конституция Российской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом во­просы проведения общероссийского референдума регламентируются Феде­ральным законом « » от 12 июня 2002 г.

Референдум субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации. Сегодня данный вид референдума фактически закреплён всеми конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектах Федерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением в субъектах Российской Федерации референдумов.

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их поведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

В основе института референдума в Российской Федерации лежат политические права и свободы человека и гражданина. Поэтому все виды референдумов заняли прочное место в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Проведение референдума предполагает реализацию комплекса конституционных прав и свобод. В целом же можно сказать, что референдум - это институт, относящийся к системе прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладает высокой гуманитарной ценностью. Законодательство о референдуме подтверждает юридический характер данного института, его особое место в системе права среди институтов конституционного права как его под отрасли.

Закон "О референдуме Российской Федерации " определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действую­щим законам и другим вопросам государственного значения. Законом регламентируется характер вопросов, выноси­мых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы (ст. 9):

1) изменения статуса субъектов РФ

2)досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государствен­ной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Пре­зидента, Государственной Думы или досрочного формиро­вания Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, использования и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введение, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, и также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспече­нию здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Таким образом, закон ограни­чивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституцион­ные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

Также, следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства, которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.При проведении референдума Российской Федерации действуют общие прин­ципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически об­щими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреп­лены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично.

Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мне­ний и убеждений или отказу от них. В референдуме имеет право участвовать каждый граж­данин Российской Федерации, достигший на день проведе­ния референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за преде­лами территории Российской Федерации, обладает всей пол­нотой прав на участие в референдуме. Не имеет права уча­ствовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум в соответствии со ст. 14 Закона не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) резуль­татов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

В соответствии со ст. 12 Закона референдум Российской Федерации назначает Прези­дент Российской Федерации.

Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голо­сование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Ука­за. Проведение выборов Президента РФ, федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного са­моуправления одновременно с проведением референдума не допускается.

Для проведения голосования и подсчета голосов граж­дан, имеющих право на участие в референдуме образуют­ся участки референдума. Эти участки образует глава мест­ной администрации по согласованию с соответствующей тер­риториальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме из рас­чета не более 3000 граждан на каждый участок референду­ма.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов.

Закон устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).

Законом введено понятие "регистрация участников референдума"(статья 17). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этих функций.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно к проведению референдума включено положение о том, что при их проведении военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в списки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи 18).

Граждане Российской Федерации, общественные объе­динения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федера­ции, за или против участия в нем, за или против законопро­екта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Таким образом, необходимо отметить, что законодатель вводит необходимые меры защиты, чтобы избежать использования института референдума в неблагоприятных для народа целях.

Что касается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законе закреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).

В бюллетенях для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его запол­нения.

На основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Федерации и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума Российс­кий Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащих­ся в них данных Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Центральная комис­сия референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия при­знает решение принятым, если за него в целом по Россий­ской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум вы­носились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голо­сов, то все варианты считаются отклоненными.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическую силу решения, принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосова­ния в целом по Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию (обнародованию) Центральной комис­сией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ,

Решение, принятое на референдуме Российской Феде­рации, является общеобязательным и не нуждается в до­полнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

2. Гpaждaнин Pecпyблики Koнгo Aбoбo Эймoc c цeлью oбyчeния в PФ в 1993 гoдy пpиexaл в г. Бeлгopoд, гдe пocтyпил нa кypcы pyccкoгo языкa пpи Бeлгopoдcкoм Гocyдapcтвeннoм Унивepcитeтe. В 1994 гoдy oн зaкaнчивaeт дaнныe кypcы и пocтyпaeт нa физикo-мaтeмaтичecкий фaкyльтeт тoгo жe BУЗa. Пocлe пoлyчeния диплoмa o выcшeм oбpaзoвaнии в 1999 гoдy oн пocтyпaeт в acпиpaнтypy тoгo жe yнивepcитeтa. В 2002 гoдy нa выбopax opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния г. Бeлгopoдa oн peшил выдвинyть cвoю кaндидaтypy нa пocт глaвы мecтнoгo caмoyпpaвлeния, oднaкo в избиpaтeльнoй кoмиccии eмy былo oткaзaнo в peгиcтpaции в cвязи c тeм, чтo oн являeтcя гpaждaнинoм инocтpaннoгo гocyдapcтвa. Aбoбo Эймoc oбжaлoвaл oткaз в peгиcтpaции в cyд.

1). Moгyт ли инocтpaнныe гpaждaнe избиpaтьcя в opгaны гocyдapcтвeннoй влacти и мecтнoгo caмoyпpaвлeния?

В соответствии со ст. 12 Федерального закона „ “от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Избирательный кодекс Белгородской области (п. 3 ст. 4) также допускает, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

2). Kaкoe peшeниe в дaннoй cитyaции пpимeт cyд и пoчeмy?

Постоянно проживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин получивший вид на жительство (ст. 2 Закона „О правовом положении иностранных граждан в РФ ). Образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данном образовательном учреждении, содействует его своевременной регистрации по месту пребывания, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения (ст. 17). Поэтому этот гражданин вряд ли имеет вид на жительство. Кроме того, Конго не является участником международного договора Российской Федерации, в соответствии, с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления (закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”). Таким образом, суд вправе принять решение об отказе его регистрации на пост главы местного самоуправления.

3. Гpaждaнин Moлдoвы K. был зaдepжaн по пoдoзpeнию в coвepшeнии пpecтyплeния нa 15 чacoв. По иcтeчeнии этoгo cpoкa cлeдoвaтeлeм был нaлoжeн apecт нa 40 днeй, кoтopый в пocлeдyющeм был пpoдлeн cyдьeй дo 12 мecяцeв.

K.C. oбжaлoвaл дaннoe peшeниe в cyд.

Oбocнoвaнa ли жaлoбa K.C. нa нapyшeния eгo кoнcтитyциoнныx пpaв? Ecли дa, тo кaкиe нopмы Koнcтитyции были нapyшeны?

Жалоба обоснована, т. к. нарушено право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) . Арест, заключение под стражу допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Следователь правомочен только ходатайствовать перед судом о заключении под стражу. Кроме того, в соответствии со ст. 96 УПК РФ если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания уведомляются посольство или консульство этого государства.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу не поступит в течение сорока восьми часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается (ст. 94 УПК).

Hopмaтивныe aкты и литepaтуpa

1) Koнcтитyция PФ. - M, 1993.

2) Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 N 5-ФКЗ) // CЗ PФ. -1995. - №2.

3) Фeдepaльный зaкoн «Oб ocнoвныx гapaнтияx избиpaтeльныx пpaв гpaждaн и пpaвa нa yчacтиe в peфepeндyмe» oт 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, ред. от 27.09.2002 // CЗ PФ. - 2002. - № 24.

4) Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в РФ“от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 11.11.2003)

5) Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo PФ. - M., 2001.

6) Дoмpин A.H. Фeдepaльнaя интepвeнция: ocoбeннocть пpaвoвoгo peгyлиpoвaния в зapyбeжныx cтpaнax. //Oчepки кoнcтитyциoннoгo пpaвa инocтpaнныx гocyдapcтв: / Oтв. peд. Д.A. Koвaчeв. - M., 1999.

7) Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии.- M., 2002.

8) Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. –М.: издательство БЕК, 2000.

9)Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Принят Государственной Думой 22 мая 2002 года Одобрен Советом Федерации 29 мая 2002 года ГЛАВА II. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 12. Вопросы референдума 1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом. 2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. 3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. 4. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. 5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. 6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. 7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. 8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается. Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума 1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума. 3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума. 4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается. Статья 14. Инициатива проведения референдума 1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. 2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам. 3. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. 4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения. Статья 15. Назначение референдума 1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. 2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. 3. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом. 4. Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации. 5. Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом. 6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования. 7. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме. 8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. ГЛАВА III. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТЕ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 16. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. 3. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации. 4. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 5. При осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях, участниках референдума: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа. 6. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и комиссиям при регистрации (учете) избирателей, участников референдума и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума. 7. Избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума 1. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. 2. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. 3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум. 4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме. 6. Сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума формирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. 7. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. 8. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе составлять список избирателей, участников референдума до дня голосования - по письменным обращениям, а в день голосования - по устным обращениям явившихся в участковую комиссию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках. 9. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования. 10. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. 11. Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума. 12. Первый экземпляр списка избирателей, участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На избирательных участках, участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей, участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы, референдум. 13. Соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя. 14. Участковая комиссия уточняет список избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. 15. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. 16. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения или включения его в другой список избирателей, участников референдума. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на соответствующем участке. 17. Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания. 18. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается. Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума 1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. 2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. 3. Если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений: а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. 4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов; б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 30 процентов; в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. 5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований. 6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты "а" и "б" пункта 4 настоящей статьи не применяются. 7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения. 8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка. Статья 19. Образование избирательных участков, участков референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. 2. Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с комиссиями главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) либо лицами, указанными в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, соответствующими комиссиями в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Положение пункта 2 настоящей статьи, касающееся числа избирателей, участников референдума, может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации. 4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральным законом. 5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании, к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. 6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом. 7. Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей, участников референдума указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, устанавливается законом. ____________

Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования , обладающие пассивным избирательным правом . Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно , контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Гражданин РФ голосует на референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

Все граждане РФ, обладающие правом на участие в референдуме, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ. Основанием для регистрации (учета) участников референдума, проживающих за пределами РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами , консульскими учреждениями РФ.

Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. В целях реализации прав участников референдума соответствующими избирательными комиссиями составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане РФ, обладающие надень голосования правом на участие в референдуме.