Статья ук за нарушение правил пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности

Является пожарная безопасность. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, собственность. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Преступление может быть совершено путем действия (бездействия).

Под пожарной безопасностью подразумевается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Правила пожарной безопасности комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов; направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай возникновения пожаров, обеспечение людей на случай возникновения пожаров, а объектов народного хозяйства и населенных пунктов - средствами противопожарной защиты и пожарной техники, других правил пожарной безопасности.

Преступление является оконченным с момента причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Обязательным условием ответственности за нарушение правил пожарной безопасности является наличие причинной связи между допущенным нарушением (пожаром) и наступившими вредными последствиями. По ч. 2 ст. 219 предусмотрена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими последствиями понимается уничтожение и повреждение пожаром материальных ценностей, лесных массивов, гибель животных, приостановление производства и др.

Субъективная сторона характеризуется совершением преступления по неосторожности, как по легкомыслию, так и по небрежности. Нарушение правил пожарной безопасности возможно осознанно или неосторожно. Отношение к наступившим последствиям может быть только неосторожным.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности. Субъектом преступления также могут быть домовладельцы и квартиросъемщики, специально уполномоченные лица на предприятиях и в организациях.

Преступления, связанные с нарушением правил обращения с оружием и иными обще опасными веществами и предметами

  • Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218)

Ст. 219 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Подобные действия посягают на противопожарные правила и нормы, указанные в положениях федерального и регионального законодательства. Контроль над исполнением реализуется также на местном уровне, при взаимодействии органов власти и правоохранителей. Подобные меры вызваны спецификой отношений и характером деяния по 219 статье Уголовного кодекса РФ.

Состав такого преступления, как нарушение требований пожарной безопасности, включает в себя две группы обязательных признаков. Первая из них – объективные характеристики деяния, которые предусматривают объективную сторону и объект.

Установление признаков данной категории обязательно для возбуждения дела и применения мер ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Стоит отметить объект, который представляет собой общественные отношения, пострадавшие от посягательства.

Можно определить два варианта:
  • главный объект – пожарная безопасность;
  • дополнительный – здоровье людей, которым причиняет вред несоблюдение рассматриваемых правил.

Нарушитель обязательно посягает на оба объекта, поскольку при невыполнении норм безопасности автоматически возникает угроза для человека.

Объективная сторона отражает характер преступления, его проявление во внешней среде, что возможно в одной из двух форм:

  1. Активное действие. Выражается такой вариант в непосредственном нарушении установленных требований безопасности при пожаре. Примером может служить размещение решёток на окнах или ликвидация запасных выходов.
  2. Бездействие. Здесь предусматривается неисполнение противопожарных обязанностей, возложенных на человека. Проявляется это, например, в игнорировании предписаний инспекторов о замене огнетушителей, проводки и так далее.

При этом важно, чтобы причинами пожара и вреда, который он может нести, должны быть именно нарушения рассматриваемых норм.

В результате должен быть обязательно причинён тяжкий вред здоровью лица, но по неосторожности. Данное условие определяет такой состав, как материальный, поскольку для возбуждения дела требуется наступление негативных последствий. В случае применения среднего или небольшого вреда здоровью, квалификация будет определять действия, как административное правонарушение по ст. 20.4 КоАП Российской Федерации, что всё равно не изменит подследственности.

С учётом характера преступлений законодательство включает большое количество документов, которые предусматривают необходимые правила для конкретных объектов работы (деятельность в лесах, на железнодорожных путях, в зданиях, сооружениях, на судах и так далее). Сюда можно отнести Постановления Минстроя, Минтранса, Правительства России.

Каждое предприятие и организация должны иметь материалы для реализации установленных правил, а также регулярно отслеживать новые редакции и изменения закона за счет правовых систем (Консультант Плюс, Гарант). При этом самостоятельно править информацию не допускается. Регулироваться данный вопрос должен органами местной власти.

Ещё одна группа обязательных признаков, без которых невозможно возбуждение дела по статье 219-й,это субъективные, предполагающие характеристику самого преступника, а также его отношения к тому, что он совершает. При этом для рассматриваемой статьи определяются свои особенности ввиду специфики объекта и самого деяния.

К ответственности привлекается только специальный субъект, а именно работник, на которого возложена обязанность по обеспечению соблюдения противопожарных норм.

Кроме того, по правилам уголовного закона стать подозреваемым по делу может только человек, соответствующий следующим требованиям:
  • виновным может быть только физическое лицо;
  • должна быть установлена полная вменяемость;
  • возраст не меньше шестнадцати лет.

Если лицо не соответствует хотя бы одному из указанных критериев, то нести ответственность даже при наличии факта нарушений он не будет.


Важным элементом любого состава выступает субъективная сторона, отражающая психическое и психологическое отношение человека к совершаемому посягательству и выражающаяся в одной из форм вины.

Для рассматриваемой статьи допустима только неосторожность, предусматривающая два варианта проявления:
  1. Легкомыслие. Виновный предвидел наступление негативных последствий, но без достаточных на то оснований решил, что они всё-таки не наступят.
  2. Небрежность. Здесь человек не предвидел отрицательного итога своих действий, хотя согласно обстоятельствам должен был это сделать.

Любой вариант предполагает, что подозреваемый не желал наступления негативных последствий, хоть и полностью руководил своими действами, осознавая их характер.


Определение характера преступления осуществляется за счёт оценки признаков, которые предполагает диспозиция статьи уголовного закона. Ст. 219 предусматривает несколько квалифицирующих признаков, отягчающих положение виновного человека и увеличивающих меру наказания. Прежде всего, для квалификации и определения мер принуждения потребуется установить тяжесть содеянного.

Для рассматриваемой статьи устанавливается деяние средней тяжести, поскольку в качестве формы вины допускается только неосторожность.

К квалифицирующим признакам статья 219 относит варианты последствий, которые могут наступить в итоге реализации рассматриваемых преступных действий:
  • нанесение тяжкого вреда здоровью;
  • смерть человека;
  • причинение смерти двум и более лиц.

При этом обязательно установление факта неосторожности, иначе поступок будет являться преднамеренным убийством.

Говоря о конкретных видах наказания, следует отметить, что их перечень широк и представляет собой несколько альтернативных вариантов, применение которых подробно отражает комментарий к статье:

  1. Штраф. Устанавливается только по части первой статьи и не может превышать восьмидесяти тысяч рублей.
  2. Принудительные работы. Срок варьируется с учётом характера последствий деяния. Минимальный период ─ три года, максимальный – пять лет.
  3. Тюремное заключение. Период лишения свободы также увеличивается по мере повышения тяжести последствий. Минимальный срок тюрьмы ─ три года, максимальный ─ семь лет.
  4. Лишение лица возможности заниматься определённой деятельностью или занимать определённую должность. Это дополнительный вид наказания, предусмотренный при лишении свободы или принудительных работах. Его максимальный период – три года.

Помимо указанных выше санкций, к виновному в нарушениях будет применяться наказание дисциплинарного характера непосредственно по месту его работы.

Таким образом, указанная статья уголовного закона предполагает ответственность за такое деяние, как нарушение правил пожарной безопасности, которая применяется к специальному субъекту, предполагает исключительно неосторожную форму вины и влечёт негативные последствия, в первую очередь для здоровья и жизни других людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

2.1 Регламент уголовной ответственности

Статья 219 УК РФ носит название "Нарушение требований пожарной безопасности".

Должностные лица ДОУ могут быть привлечены к уголовной ответственности в случаях:

1. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК РФ).

Ответственность: наложение штрафа в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 219 УК РФ, выражается в неосторожной вине. Если это преступление совершено умышленно, то содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 167 УК РФ "Умышленное уничтожение или повреждение имущества".

Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" регламентирует, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

2. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, и повлекшего по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Ответственность: лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 219 УК РФ, выражается только в неосторожной вине.

3. Нарушения требований пожарной безопасности, совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, и повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ).

Ответственность: лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 219 УК РФ, выражается только в неосторожной вине.

Зачастую правила пожарной безопасности нарушаются по причине халатности. Меры уголовной ответственности должностных лиц за халатность определены в ст. 293 УК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 г. N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" (далее - Постановление N 14) приведены разъяснения, изложенные в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства по уголовным делам, связанным с нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем.

Согласно этому документу при решении вопроса о виновности лица в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем наступление последствий, предусмотренных статьей 219 УК РФ, судам необходимо выяснять, в чем конкретно состояло ненадлежащее исполнение либо невыполнение данных правил, имеется ли причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, и указывать на это в приговоре со ссылкой на конкретные пункты правил пожарной безопасности, которые были нарушены.

Можно отметить, что если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и тому подобное, содеянное охватывается специальными составами преступлений (смотрите статьи 215, 216, 217, 218 УК РФ) и дополнительной квалификации по статье 219 УК РФ не требует.

2.2 Усиление ответственности за нарушение правил пожарной безопасности

В конце 2009 года Дмитрий Медведев утвердил изменения в законодательство, обеспечивающие привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, сообщает пресс-служба президента.

Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года.

Изменения, предлагаемые для внесения в статьи 1, 6, 16, 20, 21, 25, 26 и 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", направлены на уточнение отдельных аспектов деятельности органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц при осуществлении надзора за исполнением требований пожарной безопасности.

Внесение изменений в статью 219 Уголовного кодекса РФ в части установления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, а также в статьи 2.5, 11.16 и 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вызвано необходимостью создания соответствующей нормативно-правовой базы для правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора, обеспечивающей привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности. (Смотри приложение Б).

пожарная безопасность уголовная ответственность

Несоблюдение пожарной безопасность МКД может привести не только к финансовым потерям в виде утраты материальных ценностей, административных штрафов и временному прекращению хозяйственной деятельности, но и к гибели людей, а значит - к уголовной ответственности. Чтобы избежать подобного рода негативных последствий, следует неукоснительно соблюдать установленные законодательством нормы для мероприятий в области профилактики и борьбы с возгораниями.

Каким требованиям должна отвечать пожарная безопасность в МКД

Законы и различные акты, отраслевые, ведомственные и региональные нормативы регламентируют деятельность управляющих компаний и ЖКХ, а также представляют собой агрегацию опыта по предотвращению пожаров. К сожалению, данные документы достаточно часто содержат противоречащие друг другу утверждения или устаревшие требования. При этом важно понимать, что подобный факт все равно не исключает необходимости соблюдения правил, описанных в этих актах.

Пункт 1 части 1.1. статьи 161 ЖК РФ гласит, что собственники жилых или нежилых помещений в МКД должны , соблюдая требования следующих документов и норм:

  • санитарно-эпидемиологического законодательства;
  • норм технического регулирования;
  • строительных норм;
  • кодексов Российской Федерации;
  • законодательства о защите прав потребителей.

Только абсолютное соблюдение всех вышеперечисленных документов поможет обеспечить пожарную безопасность в МКД.

Первым делом собственники, представители управляющей компании и иные заинтересованные лица на соответствие всем требованиям и нормам. Не стоит подходить к данному вопросу исключительно с формальной точки зрения, так как сохранность жизней всех людей, которые пребывают на территории дома, напрямую зависит от уровня его защищенности от огня.

Первоначально система борьбы с возгораниями должна быть заложена еще на стадии разработки проекта МКД. Затем согласно этому документу реализуются все запланированные меры на этапе строительства. В дальнейшем, при вводе МКД в эксплуатацию, ответственность за пожарную безопасность ложится на управляющую компанию или ТСЖ.

На этапе предпроектной подготовки должен быть собран пакет документов, в состав которого входят пояснительная записка и графические материалы. Эти бумаги представляют собой описание и обоснование будущего проекта, а также включают в себя изложение мер по предотвращению возгораний в МКД (согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, пакет документов также должен содержать часть, где отражается раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» (согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» существуют определенные требования к соблюдению мер для борьбы с возгораниями, которые распространяются также на жилые многоэтажные дома.

Согласно этим предписаниям для обеспечения пожарной безопасности МКД необходимо:

  • сохранять устойчивость здания или сооружения, а также обеспечивать прочность несущих строительных конструкций в течение времени, которое может потребоваться на экстренную эвакуацию людей в случае пожара и осуществление иных действия для сокращения ущерба от него;
  • ограничивать образование и распространение опасных пожарных факторов в пределах очага возгорания;
  • обеспечивать сохранность соседних зданий и сооружений (исключить распространение пожара);
  • эвакуировать людей в безопасное место, устранив нанесение вреда их здоровью и жизни огнем;
  • обеспечить свободный доступ пожарников к очагам возгорания и местам локализации пламени и беспрепятственную доставку во все помещения дома необходимых для тушения пожара средств;
  • предоставить возможность подачи ОГТВ в очаг возгорания;
  • согласно статье 8 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» необходимо обеспечить условия беспрепятственного проведения всех мероприятий, направленных на спасение людей и сокращение ущерба окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений от возникшего пожара.

На стадии проектирования МКД требования к механической безопасности и ее обеспечению в доме включают в себя учет аварийной расчетной ситуации, имеющей небольшую вероятность возникновения и малую продолжительность, однако являющейся важной из-за возможных последствий в виде достигнутого предельного состояния, которое может случиться из-за пожара или из-за отказа одной из несущих строительных конструкций (согласно пункту 6 статьи 16 данного ФЗ).

Проектная документация МКД должна также содержать обоснования:

  • противопожарного разрыва или расстояния от проектируемого дома до ближайшего здания, сооружения или наружной установки;
  • принимаемых значений характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
  • принятых разделений здания или сооружения на пожарные отсеки;
  • расположения, габаритов и протяженности, обеспечения противодымной защиты путей эвакуации людей при возникновении возгорания, характеристик пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, а также количества, расположения и габаритов эвакуационных выходов;
  • характеристик или параметров систем обнаружения пожара (извещателей), оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении огня (СОУЭ), учитывающих особенности групп населения с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения передвижения (инвалидов), а также автоматического пожаротушения (АУПТ) и систем противодымной защиты;
  • мер, которые приняты для обеспечения возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи ОГТВ к очагу возгорания, параметров систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации (согласно статье 17 Федерального закона № 384-ФЗ).

Согласно СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (распространяется на проектирование и строительство вновь сооружаемых и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав зданий другого функционального назначения) в каждом МКД обязательно должны быть предусмотрены все необходимые инженерные системы для защиты от пожара, регламентированные соответствующими нормативными документами:

  • СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
  • СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  • ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в главе 19 этого закона подробно изложены правила для состава и функциональных характеристик систем обеспечения пожарной безопасности МКД, электроустановок, АУПТ и АУПС, СОУЭ, эвакуационных и аварийных путей и выходов, противодымной защиты, противопожарного водоснабжения);
  • другими нормативными актами.

Важно знать и понимать, что на жильцов также возлагается ответственность за пожарную безопасность МКД. Аналогичные обязательства несут и арендаторы помещений, управляющая компания или ТСЖ и уполномоченные должностные лица.

Как разрабатывается инструкция по пожарной безопасности в МКД

Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, УК и иные лица, которые оказывают различные услуги и управляют МКД, являются ответственными за несоблюдение правил и невыполнение своих обязанностей и должны обеспечивать содержание общего имущества во исполнение законодательства Российской Федерации и договора, а также подотчетны в этом вопросе собственникам помещений МКД.

Это значит, что если было составлено соглашение с управляющей компанией на обслуживание дома, то и ответственность за сохранность здания, в том числе и за пожарную безопасность МКД, всецело ложится на эту организацию.

Ежегодно весной сотрудники хозяйствующей организации должны проводить инструктаж по мерам профилактики и противодействия возгораниям для нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений. Кроме того, в ходе такой беседы также рассказывается о правилах содержания и эксплуатации инженерного оборудования МКД.

В «Правилах противопожарного режима в РФ» прописаны действия, которые запрещены .

Согласно этим нормам не допускается:

  • хранить и использовать на чердачных и в подвальных помещениях, а также на цокольных этажах легковоспламеняющиеся, горючие и взрывчатые вещества (пиротехнику, аэрозоли и баллоны с газами, целлулоид и пр.), кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
  • организовывать мастерские, кладовые и складские помещения для хранения продукции, оборудования, мебели и иных предметов на чердаке, техническом этаже, в вентиляционных камерах и других технических помещениях производственных участков;
  • организовывать мастерские или какие-либо другие хозяйственные участки в подвалах и на цокольных этажах в тех случаях, когда там отсутствует самостоятельный выход или же если он не является изолированным от общих лестничных клеток специальными противопожарными преградами;
  • организовывать подсобные помещения или хранить вещи, мебель, какие-либо иные горючие легковоспламеняющиеся материалы на лестничных клетках и площадках, под лестничными маршами, а также в поэтажных коридорах подсобных площадей;
  • размещать в холлах лифтов киоски, ларьки и иные вспомогательные строения;
  • проводить самостоятельную модернизацию эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, в особенности дверей, предусмотренных проектной документацией и препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
  • изменять объемно-планировочные решения и размещать инженерные коммуникации или оборудование таким образом, что будет ограничен доступ к огнетушителям, пожарным кранам и иным средствам борьбы с огнем или уменьшена зона действия автоматических систем противопожарной защиты (АУПС, АУПТ, СОУЭ, системы дымоудаления и вентиляции);
  • загромождать какими-либо предметами двери, люки на лоджиях и балконах (в том числе и заваривать эти люки), переходы в соседние секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, проходы к местам крепления спасательных устройств, а также запрещено демонтировать межбалконные лестницы;
  • проводить уборку помещения и стирать одежду, используя легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (растворитель, ацетон и прочее), а также отогревать замерзшие трубы с помощью паяльных ламп или других способов, в основе которых лежит применение открытого огня;
  • остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам;
  • устанавливать внешние блоки кондиционеров на лестничных клетках;
  • использовать электронагревательные приборы без устройств тепловой защиты, неснабженные исправной системой терморегуляции, которая была предусмотрена заводской комплектацией, в том числе оборудование с самодельной или нестандартной конструкцией терморегуляторов;
  • использовать розетки, рубильники и иные электроустановочные изделия, которые имеют какие-либо повреждения;
  • оставлять без присмотра включенные в электросеть электрические приборы (даже в режиме ожидания), за исключением такого оборудования, которое может (или должно) находиться во включенном состоянии круглосуточно согласно инструкции изготовителя.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» запрещает устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения взрывоопасных, пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов в квартирах, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Кроме того, запрещено изменение функциональных назначений этих помещений, даже при сдаче в аренду. Исключениями могут стать только те случаи, которые предусмотрены нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Также запрещено хранить баллоны с горючими газами в частных жилых домах, квартирах и комнатах, в том числе и на кухне, эвакуационных путях, лестничных клетках, на цокольных и технических этажах, в подвале или на чердаке, а также на лоджии или балконе.

Баллоны с газом, которые используются для различных бытовых приборов (кухонные плиты, водонагревательные котлы, газовые колонки), должны быть расположены вне здания в специальных пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть емкости и редуктор), изготовленных из особых негорючих материалов и расположенных у глухой стены на расстоянии не менее пяти метров от входа в здание, а также от прохода на цокольный и подвальный этажи. Исключением может стать лишь один баллон, объем которого не превышает пяти литров, подключающийся к газовой плите заводского изготовления.

Вышеописанные устройства для хранения емкостей с газом (пристройки и специальные шкафы) обязательно должны закрываться на замок и быть оснащенными жалюзи, обеспечивающими возможность проветривания. Кроме того, и шкафы, и пристройки с газовыми баллонами в обязательном порядке должны иметь надпись с предупреждением об угрозе ("Огнеопасно. Газ").

Если в частном жилом доме или в каком-либо помещении здания применяется емкость с газом, то у входа должен быть установлен предупреждающий знак пожарной безопасности с соответствующей надписью ("Огнеопасно. Баллоны с газом").

При использовании бытовых газовых приборов строго запрещено:

  • присоединять детали газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;
  • эксплуатировать бытовые газовые приборы при наличии утечки газа;
  • проверять герметичность соединений, используя источники открытого огня, в том числе спичи, зажигалки, свечи.

Инструкция, согласно которой должна обеспечиваться пожарная безопасность МКД, разрабатывается управляющей компанией, и ее требуется размещать на специальном информационном стенде, расположенном в общем помещении дома. Данный документ содержит несколько основных разделов.

  • Общие требования.
  • Обязанности жителей в случае обнаружения возгорания.
  • Правила содержания территории жилого дома и помещений.
  • Рекомендации жильцам по содержанию их собственности и защите от пожара.

Обучение противопожарной безопасности в МКД для управляющей организации

В настоящее время можно выделить :

  • противопожарный инструктаж;
  • изучение минимума пожарно-технических знаний.

Сотрудники управляющий компании, которые являются ответственными за соблюдение пожарной безопасности МКД, должны освоить пожарно-технический минимум в течении первого месяца с даты приема на работу в УК. В дальнейшем персоналу полагается повторять обучение не реже чем один раз в три года (пп. 31, 32 НПБ № 645).

Как показывает практика, чаще всего организации, которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг такого рода за определенную плату, пытаются убедить руководителей управляющей компании и ТСЖ в том, что удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума должно быть получено всеми работниками УК. На самом деле это не так. Это, конечно, быть может полезно для сотрудников, но для предприятия это всего лишь лишние траты.

В действительности управляющей компании нужно обучить пожарно-техническому минимуму всего лишь двух работников - руководителя и еще одного человека, который будет являться ответственным за данный вопрос. При этом если согласно уставу организации или же с помощью отдельного приказа ответственность за пожарную безопасность МКД возложена только на начальника (например, председателя ТСЖ), то достаточно пройти курс ему одному. В таком случае после окончания обучения этот руководитель должен провести инструктаж остальным сотрудникам управляющей компании.

Согласно «Методическим рекомендациям по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденным МЧС России (п. 3.1), все граждане, которые собираются поселиться в доме, также должны прослушать лекцию по пожарной безопасности МКД. Этот инструктаж тоже проводится руководителем управляющей компании или же председателем ТСЖ.

Повторно проходить такой курс жители не обязаны, но в случае необходимости органы местного самоуправления могут его инициировать. С предложением выполнить инструктаж также может выступить сам руководитель ЖЭУ. Кроме того, потребовать в очередной раз провести занятия с жителями о пожарной безопасности МКД могут представители органов Государственного пожарного надзора.

  • соответствие проводимого противопожарного инструктажа требованиям пожарной безопасности;
  • наличие списков ответственных жителей МКД, которые прослушали лекцию о мерах по профилактике и действиях на случай возгорания;
  • системность обучения мерам пожарной безопасности;
  • наличие списков людей, которые являются неработающими и еще не прошли такой инструктаж (с указанием адресов);
  • уровень квалификации тех лиц, которые читают лекции на противопожарную тему;
  • наличие методических материалов и наглядных пособий для проведения инструктажа;
  • количество тематических буклетов, брошюр, листовок, распространенных среди жильцов;
  • отчеты о работе, включая пропаганду соблюдения противопожарных мер.

Кем контролируется пожарная безопасность МКД

Региональный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), а также управление МЧС РФ по субъекту Российской Федерации публикует ежегодный план проверок органа государственного пожарного надзора на своих сайтах не позднее 10 дней до начала нового календарного года. Таким образом, УК всегда может отследить, какие дома включены в этот самый график обследований.

Важно знать, что основанием для проведения инспекции в конкретном доме является истечение трехлетнего срока с момента его ввода в эксплуатацию или с даты последней плановой проверки.

Внеочередные обследования проводят в тех случаях, когда истек срок исполнения предписания об устранении выявленных ранее нарушений, которое было выдано руководителю УК или лицу, ответственному за пожарную безопасность МКД. Также проверка вне графика может быть вызвана поступлением в орган государственного пожарного надзора обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или даже органов власти о факте нарушения требований пожарной безопасности.

УК имеет право произвести независимую оценку риска возгораний на объекте защиты, обратившись для этого в специальную аккредитованную организацию. Если экспертное заключение будет положительным, то очередная проверка объекта появится в плане государственного пожарного надзора лишь спустя три года после него.

Согласно Правилам содержания общего имущества МКД, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), управление коллективной собственностью здания включает в том числе и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о ПБ (подпункт «е» п. 11 Правил № 491).

Также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, на организации, которые осуществляют обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению принципов пожарной безопасности на подведомственных объектах, а также по проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения возгораний в домах.

Когда осуществляется проверка объекта по вопросу его защищенности от возгораний, сотрудниками государственного пожарного надзора проверяется также и документация .

  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, в том числе и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, а также свидетельство о постановке на учет в налоговый орган. Кроме того, инспектор запрашивает протокол о выборе собственниками способа управления домом, договор руководства зданием (о содержании жилья), приказ о назначении генерального директора, доверенность (или протокол об избрании председателя правления), техпаспорт БТИ на дом, перечень арендаторов с указанием занимаемых помещений и др.
  2. Документы, которые отражают состояние пожарной безопасности МКД. К таковым относится:
  • приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте (согласно п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, далее - ППР);
  • приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (согласно п. 3 ППР);
  • приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
  • приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
  • график противопожарных инструктажей, которые будут выполняться повторно;
  • журнал учета проведенных инструктажей по пожарной безопасности (согласно п. 3 ППР);
  • удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму (согласно п. 3 ППР);
  • приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте (согласно п. 2 ППР);
  • инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при наличии таких помещений (согласно п. 2 ППР);
  • декларация пожарной безопасности (согласно ст. 6, 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, далее - Техрегламент);
  • исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (согласно п. 61 ППР);
  • акты проверки средств противопожарной защиты - автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, противопожарных дверей и т. п., а также договор на техническое обслуживание данных систем с лицензированной организацией (согласно п. 61 ППР) (составляются ежеквартально);
  • годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания (согласно п. 63 ППР) (составляется ежегодно);
  • акты огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли (при наличии чердачных помещений, срок действия определяется огнезащитным составом) и акты проверки качества огнезащитной обработки (согласно п. 21 ППР) (при наличии огнезащитных покрытий, составляются не реже двух раз в год);
  • протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания (согласно п. 24 ППР) (срок действия протоколов - 5 лет);
  • протокол испытаний противопожарного водопровода - при наличии противопожарных водопроводных сетей (согласно п. 55 ППР) (мероприятия проводятся дважды в год);
  • журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители (согласно п. 478 ППР);
  • акт испытания пожарных гидрантов наружной водопроводной сети на водоотдачу (если на балансе организации находятся гидранты, испытания проводятся весной и осенью, но, как правило, пожарные гидранты МКД являются оборудованием водоканала);
  • акты проверок молниезащиты и защиты от статического электричества (касается высотных зданий);
  • схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов в помещении насосной станции. При этом на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должна содержаться табличка с информацией о помещениях, которые защищаются от пожара, об их типе и количестве пожарных оросителей (согласно п. 58 ППР) (при наличии такого оборудования);
  • журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов-повысителей (согласно п. 59 ППР) (записи производятся дважды в год);
  • сертификаты пожарной безопасности на продукцию (материалы), которая подлежит обязательной сертификации (пожарные шкафы, рукава, огнетушители, противопожарные двери, огнезащитные составы и т. д.) (согласно п. 70 ППР);
  • расчеты по определению категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, относящихся к категории «В» (согласно п. 20 ППР);
  • акты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, элементов блокировки вентиляционных систем, которые обладают автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических приспособлений отключения вентиляции при возгорании (при наличии такого оборудования периодичность проверок определяется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя) (согласно п. 49 ППР);
  • график работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и акты их проведения (такие мероприятия должны выполняться не менее одного раза в год) (согласно п. 50 ППР).

Кроме вышеперечисленных документов, инспектора проверяют, есть ли на объекте и его территории:

  • таблички с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны и ответственного за пожарную безопасность (п. 6 ППР);
  • специальные знаки, которые обозначают отведенное для курения место (п. 14 ППР) (в подъездах МКД курение допускается только в том случае, если на общем собрании собственников жилья принималось соответствующее решение и были оборудованы специально отведенные площади с необходимой системой вентиляции);
  • знаки, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны (для электрощитовых и машинных отделений лифтов) (п. 20 ППР).

Типичные нарушения противопожарной безопасности в МКД

К наиболее частым нарушениям ПБ в МКД относятся:

  • персонал организации допущен к работе без проведения обучения мерам пожарной безопасности (без инструктажа);
  • руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте;
  • отсутствует инструкция о мерах ПБ;
  • помещения МКД не укомплектованы первичными средствами пожаротушения согласно нормам или не произведена их перезарядка;
  • отсутствует журнал учета наличия первичных средств пожаротушения, периодичности их осмотра и сроков перезарядки;
  • имеющиеся в МКД огнетушители не пронумерованы;
  • не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещений разных классов функциональной пожарной опасности;
  • эксплуатируются светильники (на лестничных клетках, в подвалах, электрощитовых) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
  • в лестничных клетках и поэтажных коридорах устроены кладовые и прочие подсобные помещения, вещи, мебель и другие горючие материалы хранятся под лестничными маршами и на лестничных площадках;
  • в подвальном этаже МКД отсутствуют знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;
  • технические помещения эксплуатируются как складские;
  • эвакуационные пути загромождены предметами;
  • на путях эвакуации (например, в объеме лестничной клетки на первом этаже) устроена железная дверь, препятствующая свободному передвижению людей;
  • в электрощитовой дома, у электродвигателей и пусковой аппаратуры хранятся мебель и другие горючие (в т. ч. легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
  • на чердаках, в подвалах и цокольных этажах хранятся и применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по ПБ;
  • отделка стен на лестничных клетках (пути эвакуации) выполнена горючими материалами (масляной краской);
  • на путях эвакуации на полу постелен горючий линолеум;
  • установлены непроектные перегородки и двери в парадных, поэтажных коридорах (например, тамбурные двери), из-за которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам борьбы с возгораниями и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты;
  • эксплуатируются электрические провода с видимыми нарушениями изоляции, допускается монтаж жил электропроводов не в соединительных (разветвительных) коробках, электрическая проводка в помещениях жилого здания выполнена с нарушениями ПУЭ;
  • мусоропроводы в подъездах дома не оборудованы устройством автоматического пожаротушения ствола;
  • размеры люков, ведущих на кровлю или чердак, не соответствуют требуемым габаритам, не соответствуют противопожарному исполнению;
  • ограждающие конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов не отвечают противопожарным требованиям по качеству изготовления (сертификаты не представлены);
  • двери электрощитовой, вентиляционной камеры, в машинное отделение лифтовой шахты не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее Е1-30;
  • имеются отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в т. ч. электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (в подъездах, подвалах, электрощитовых), не заделанные раствором с требуемым пределом огнестойкости и дымогазонепроницаемости;
  • в лестничных клетках размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (радиаторы отопления и коммуникации);
  • не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака;
  • не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц (в т. ч. лестниц на перепаде высот кровли) и ограждений на крыше дома с составлением соответствующего акта испытаний (не реже одного раза в пять лет), ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состоянии (деформированы, имеют разрывы, следы коррозии);
  • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более шести человек, не обеспечены двумя эвакуационными выходами;
  • помещения правления, вахтера, поста охраны, подземная автостоянка эксплуатируются без автоматической пожарной сигнализации;
  • пути эвакуации не оборудованы аварийным освещением;
  • в отсеках подвального или цокольного этажа, выделенных противопожарными преградами, окна дымоудаления выполнены менее требуемого размера 0,9 × 1,2 м, без приямков;
  • отсутствует армированное остекление (заменено на обычное) на дверях эвакуационных выходов из лифтовых холлов и лестничных клеток;
  • в зданиях высотой 28 м и более внутренние стены и перегородки (в т. ч. из светопрозрачных материалов), отделяющие пути эвакуации, не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее (R)EI 45);
  • противопожарные расстояния между жилыми домами используются для стоянки автотранспорта;
  • вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, не предусмотрена полоса шириной 6 м, пригодная для проезда пожарных машин;
  • мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями;
  • отсутствует (или неисправна) автоматическая пожарная сигнализация в жилых зданиях высотой более 28 м;
  • отсутствует (или неработоспособна) система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров и холлов МКД высотой более 28 м;
  • не организовано проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (не реже 1 раза в квартал);
  • отсутствует (не представлена) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
  • не обеспечено исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к МКД, наружных пожарных лестниц и пожарных гидрантов (например, загроможден проезд для пожарной техники металлической трубой или забором);
  • система внутреннего противопожарного водопровода разукомплектована либо неработоспособна; не организовано проведение проверок ее исправности не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
  • у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские со светоотражающим покрытием, стойкие к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;
  • пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год);
  • перепланировка помещений и изменение их функционального назначения производится без учета требований действующих норм и правил ПБ (например, установлены непроектные перегородки, препятствующие нормальному функционированию системы дымоудаления);
  • двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой (лестничных клеток, лифтовых холлов, коридоров и др.) не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, не оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре;
  • двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток имеют запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа;
  • не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (акты не представлены), при этом указанные мероприятия должны выполняться не реже одного раза в год;
  • горизонтальное расстояние от извещателей пожарной сигнализации до электросветильников менее 0,5 м.

При инспекции дома старой постройки орган ГПН может проверить соответствие здания только тем требованиям ПБ, которые действовали на момент его проектирования и строительства. И этот момент учитывают суды при оспаривании предписаний и протоколов о наложении штрафов (постановления ФАС ВВО от 30.09.2013 № А29-11120/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу № А55-552/2014). Если же в доме проводился капремонт или реконструкция, то в части, соответствующей объему произведенных работ по восстановлению, должны применяться требования нормативных документов по ПБ, действующие на момент их выполнения.

Что грозит за нарушение требований пожарной безопасности МКД

Как говорилось выше, ответственным за пожарную безопасность МКД назначается руководитель управляющей компании или какой-либо человек. Следовательно, и санкции за нарушение соответствующих нормативов и мер применяются к тому же человеку.

Как гласит п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, несоблюдение требований пожарной безопасности может обернуться для ответственного лица не только предупреждением, но и наложением административного штрафа. Размер взыскания будет неодинаков для разных категорий: для граждан - в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб.; для юрлиц - от 150 до 200 тыс. руб. Сумма штрафа за нарушение отдельных требований пожарной безопасности определяется согласно пп. 3-8 вышеуказанной статьи.

Важно знать, что в судебной практике очень редко встречается формулировка о наличии признаков малозначительности отклонения от требований пожарной безопасности, так как нарушения такого рода представляют прямую угрозу не просто здоровью, но и жизням людей. Однако ответственное лицо может снизить штраф ниже минимального порога, который равен 150 000 рублей.

Так, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу № А43-19497/2013 суд уменьшил размер взыскания со 150 тыс. руб. до 20 тыс. руб. для ТСЖ по определенным основаниям. Обвинительный приговор был пересмотрен связи с тем, что ТСЖ не является коммерческой организацией и была создана для управления общим имуществом МКД, взносы со стороны собственников помещений дома - это единственный источник дохода и финансирования деятельности ТСЖ.

При этом, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.05.2014 № 4-П, до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юрлицам за совершение административных правонарушений, минимальная величина взыскания за которые установлена в сумме 100 тыс. руб. и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Такое послабление возможно, если наложение штрафа в установленных соответствующей санкцией КоАП пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В случае когда организация не хочет вести судебные разбирательства, то во время составления протокола можно предпринять попытку договориться о наложении штрафных санкций на ТСЖ или управляющую компанию в размере, равном наказанию, применяемому к юридическому лицу, а на руководителя - как к должностному лицу. При такой схеме общее взыскание не так сильно ударит по бюджету компании.

В случае когда нарушение мер пожарной безопасности влечет за собой смерть человека или причинение тяжкого вреда его здоровью, то виновное лицо привлекается не к административной, а к уголовной ответственности. При этом согласно ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации минимальное наказание за такое правонарушение - 7 лет лишения свободы.

Как управляющая компания может оспорить предписания ГПН по поводу нарушения пожарной безопасности МКД

Чаще всего управляющая компания или ТСЖ пытаются оспорить предписания Государственного пожарного надзора, аргументируя свое поведение тем, что мероприятия по профилактике и борьбе с возгораниями не предусматриваются договором о содержании дома, а значит и плата с собственников жилья за эти работы не взимается. Таким образом, УК и ТСЖ пытаются снять с себя ответственность за пожарную безопасность МКД. Существует два вида отношения с точки зрения суда к вышеописанному вопросу.

  1. Данный подход превалирует над вторым. Суть его заключается в том, что действия по обеспечению исполнения нормативных требований к эксплуатации и содержанию МКД, проходящие в штатном режиме, возложены на управляющего как бы заочно, по умолчанию. При этом все срочные, неотложные и сезонные работы также считаются предусмотренными договором на содержание МКД и должны выполняться вне зависимости от того, прописаны ли они в соглашении в виде конкретных действий со стороны управляющей компании или нет (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу № А43-8800/2014, ФАС СЗО от 21.05.2013 по делу № А26-9656/2012).

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу № А76-6230/2013 разъясняет, что обязательства управляющего по соблюдению мер и выполнению работ заключаются не в отдельных мероприятиях по факту относительно имущества, а в комплексном руководстве активами МКД. Иначе говоря, обязанности директора хозяйствующей компании не нужно воспринимать как обособленные действия, так как он обязан обеспечить эффективное обслуживание всего имущества, которое ему вверено, а это в том числе подразумевает и соблюдение пожарной безопасности.

  1. Этот подход подразумевает, что большинство полномочий, которые возложены на управляющую компанию или ТСЖ, просто неосуществимо без общего собрания собственников жилья, а значит и решение владельцев относительно выполнения работ по соблюдению мер пожарной безопасности МКД должно быть сформулировано. Задача хозяйствующей организации при этом заключается в том, чтобы обеспечить возможность принятия такого решения. А это значит - совершить нужные шаги, чтобы инициировать собрание собственников помещений и объяснить им необходимость утвердить те или иные меры, выполнение тех или иных действий. Кроме того, необходимого оговорить с жильцами сроки и стоимость этих работ.

Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу № А60-8210/2014 судьи освободили ТСЖ от административной ответственности, подчеркнув факт невиновности. Такое решение было принято в связи с тем, что в процессе судебных разбирательств был установлен факт наличия предпринятых мер для сбора финансовых средств от жильцов со стороны ТСЖ. Привлеченные деньги должны были пойти на противопожарные мероприятия. На состоявшемся собрании сотрудники ТСЖ объяснили необходимость проведения работ по предписанию Государственного пожарного надзора. Были озвучены сроки и предоставлены сметы. Однако собственники приняли решения об отказе в финансировании и не стали платить из личных средств за эти мероприятия.

Другое дело, которое было рассмотрено в постановлении ФАС ВВО от 25.04.2014 № А28-9515/2013, завершилось вменением административного наказания управляющей компании за непроявление инициативы со стороны последней, направленной на организацию собрания. Судьи постановили, что УК виновна также в связи с отсутствием разъяснений необходимости устранения всех обнаруженных нарушений пожарной безопасности.

Достаточно часто УК стараются обжаловать предписания Государственного пожарного надзора и указывают, что все обнаруженные этим органом нарушения связаны исключительно с недоработками застройщика. Однако чаще всего этот довод вовсе не состоятелен. Судьи почти всегда полагают, что поддержание в исправном порядке всех систем и средств противопожарной защиты и обеспечение пожарной безопасности МКД должно быть заботой хозяйствующей компании вне зависимости от действий или бездействия застройщика. В случае обнаружения недоработок последнего управляющий обязан составить письменное обращение в компетентные органы по данному вопросу и указать несоответствие требованиям пожарной безопасности МКД. При бездействии застройщика УК должна своими силами провести ремонт и уже потом взыскать с него понесенные расходы (решение АС Нижегородской области от 03.09.2014 по делу № А43-3252/2014, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу № А43-28310/2013).

Большинство нарушений, касающихся пожарной безопасности МКД, связаны с самовольством собственников жилья и квартирантов (установка непредусмотренных проектом МКД перегородок, дверей в подъезде, создание тамбуров и кладовых помещений и так далее). Однако этот факт не является основанием для снятия обязательств с управляющего МКД за несоблюдение требований по предотвращению возгораний в здании.

Судьи подчеркивают, что УК и ТСЖ обязаны принимать все меры, которые необходимы для ликвидации отклонений от норм пожарной безопасности МКД: начиная от письменного уведомления проживающих в доме о необходимости устранения проблем и заканчивая обращением в суд с соответствующим заявлением (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу № А56-25055/2013). Лишь только тогда, когда управляющий действительно сделал все возможное для приведения обстановки в соответствие с правилами, но по каким-либо причинам, которые от него не зависят, работы выполнены не были, он может не быть осужденным за административное правонарушение по несоблюдению требований пожарной безопасности.

Вложенные файлы