Правовое регулирование вопросов безопасности и жизнедеятельности. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности

На транспорте

Основные положения действующего законодательства РФ по обеспечению безопасности на транспорте. Государственные нормативные требования по обеспечению безопасности на транспорте. Правила и процедуры, направленные на обеспечение безопасности транспортных систем. Руководящие документы. Методические указания.

Лекция 5 . Правовое регулирование безопасности на транспорте

В виду специфики своей работы транспорт сам по себе является потенциальным источником опасности, а если в его деятельность вмешаться незаконными агрессивными действиями, то потенциальная опасность становится реальной опасностью с тяжелейшими последствиями.

Россия имеет протяженные транспортные коммуникации. На ее территории располагаются сотни тысяч транспортных объектов. Только на железных дорогах у нас их свыше 70 тысяч. Поэтому какими-то только отдельными мерами невозможно обеспечить высокую эффективность транспортной безопасности.

Для обеспечения транспортной безопасности необходимо решить три основные задачи:

1. Создать нормативную правовую базу в области обеспечения транспортной безопасности.

2. Создать единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности (она должна обеспечить реализацию принятых законов и подзаконных актов).

3. Создать эффективное управление этой системой (система должна оперативно реагировать на все вызовы и проявления актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, а главное - предупреждать их).

Принятый в феврале 2007 г. Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» конкретизировал задачи в области обеспечения транспортной безопасности, устранил пробелы в правовом регулировании, определил единый алгоритм действий по обеспечению транспортной безопасности на всех видах транспорта.

В целях реализации положений Закона «О транспортной безопасности», создания единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности приказом министра транспорта 9 октября 2007 г. в структуре Министерства транспорта был создан Департамент транспортной безопасности и специальных программ. На него возложены функции по выработке государственной политики и регулированию вопросов обеспечения транспортной безопасности.

Одной из главных задач, стоящей перед Департаментом, является создание нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности - и в первую очередь по разработке документов по реализации основных положений Закона «О транспортной безопасности».

В настоящее время полностью разработаны и проходят процедуру согласования проекты четырех постановлений Правительства РФ и двух приказов Минтранса.

Принятие и реализация указанных нормативных правовых актов позволят создать правовую базу и заложить основы системы обеспечения транспортной безопасности.

Федеральным законом «О транспортной безопасности» определен следующий порядок действий: необходимо определить угрозы совершения актов незаконного вмешательства, провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирование, осуществить разработку плана обеспечения транспортной безопасности, который будет предусматривать систему мер (организационных, инженерно-технических и др.) по ее обеспечению. Далее субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять реализацию планов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с разработанными проектами нормативных правовых актов все федеральные агентства по видам транспорта, подведомственные Министерству транспорта, наделяются полномочиями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности. На них будут возложены функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на видах транспорта:

Аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности;

Утверждение результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

Утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.

В целях эффективного и действенного контроля за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры функциями контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с новым законодательством наделяется Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта.

Основная нагрузка по исполнению закона ляжет на субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, поскольку работы по технической и физической защите объекта, согласно мероприятиям плана, выполняются силами и за счет средств субъекта транспортной инфраструктуры. При этом необходимо учесть, что государство по-прежнему остается основным владельцем транспортной инфраструктуры, поэтому значительную финансовую нагрузку будет нести и оно.

В рамках утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» Минтрансом России предусмотрено выделение 35 млрд. руб. на проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Вопрос цены во многом будет определяться теми нормативными документами, которые в настоящее время разрабатываются Министерством транспорта Российской Федерации.

При этом необходимо учесть, что государственно-частное партнерство возможно не только в вопросах развития и использования транспортной инфраструктуры, но и в сфере борьбы с терроризмом, что позволит избежать избыточные и непредвиденные затраты и обеспечить достаточную защиту жизни и здоровья наших граждан, а также сохранить конкурентоспособность российской транспортной системы.

Безопасность и её обеспечение относятся к административно-правовым категориям. Следовательно, работа комиссий, о которых говорилось выше, регулируется, в основном, нормами административного права, а также административного процесса.

Расследование, производимое органами исполнительной власти, относится к группе позитивных юридических процессов, направленных на обеспечение безопасности. Процесс расследования, как правовое понятие, связанное с событиями на транспорте, в российском праве нашёл отражение ещё в XVIII веке. Устав купеческого водоходства, первая часть которого была издана при особом манифесте императрицы Екатерины II от 25 июня 1781 года, ввел в одно общее правовое русло нормы, регулирующие морское и речное плавание судов. В Уставе находим термин «расследование аварий». О каждом столкновении судов предписывалось производить подробное расследование с выяснением всех обстоятельств, вызвавших катастрофу (ст. 273 Устава), рассматривался ряд конкретных случаев, когда необходимо установить причину аварии (ст. ст.265-267, 271, 272 Устава).

Первые нормативные акты, регулирующие безопасность движения железнодорожного транспорта, начали издаваться в России с открытием первой железной дороги Санкт-Петербург - Царское Село в 1837 году. Законом от 6 июня 1857г. утвержден Устав путей сообщения. Устав утверждал государственный надзор за эксплуатацией железных дорог, который осуществляли инспектора (ст.582 Устава).

Циркуляром Техническо-инспекторского Комитета железных дорог от 13 марта 1872 г. №739 «О порядке действий чинов Инспекции Министерства Путей Сообщения по надзору за железными дорогами» регулировался порядок выполнения своих обязанностей инспекторами в случае транспортного происшествия.

24 декабря 1892г. Управляющий Министерством путей сообщения утвердил Инструкцию о составлении донесений о происшествиях на железной дороге. В соответствии с этим документом начальник каждой дороги должен был утвердить Положение о подготовке докладов по возглавляемой им дороге с учетом её особенностей. Согласно Инструкции о серьезных происшествиях и несчастных случаях с людьми на дороге производилось «служебное расследование» особыми комиссиями, состоящими из представителей служб: Движения (служба, обеспечивающая продвижение составов), Пути и Тяги (локомотивная служба). Комиссия по служебному расследованию (в отличие от расследования (следствия), которое по этим же событиям производила жандармская служба в случае наличия состава преступления) устанавливала причину транспортного происшествия (техническую или нарушение правил эксплуатации подвижного состава) и представляла в Министерство путей сообщения акт о служебном расследовании.

Таким образом, правовой термин «служебное расследование», введенный в нормативные акты того времени, четко определял административную природу этого процесса в отличие от уголовного расследования (следствия).

31 декабря 1918 года Народным Комиссаром путей сообщения было утверждено Положение о порядке донесений о происшествиях, в котором закреплен термин «служебное расследование» транспортных происшествий на железной дороге. На железнодорожном транспорте этот термин сохранялся во всех последующих нормативных актах и в настоящее время обозначен в Федеральном законе от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (абзац второй п.1 ст.20 Закона).

Термин «служебное расследование авиационных происшествий и инцидентов» закреплен в Положении о Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 28 апреля 1987г. №502, и Положении о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами СССР (ПРАПИ-88), утвержденном председателем Госавианадзора СССР при СМ СССР 22 августа 1988г.).

На Госавианадзор возлагалось «проведение служебного расследования тяжелых авиационных происшествий (аварий и катастроф)».

Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ, 2004, №11, ст.945) была образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г. №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (СЗ РФ, 2004, №32, ст. 3345) государственные ревизоры специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственные инспектора гражданской авиации, должностные лица Ространснадзора на внутреннем водном транспорте и капитаны портов имеют право организовывать и производить необходимые расследования (за исключением авиационных происшествий).

В соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №609 (СЗ РФ, 1998, 325, ст. 2918), государственные инспекторы гражданской авиации расследуют производственные события с воздушными судами и авиационных инцидентов, а также принимают участие в расследовании авиационных происшествий (катастроф и аварий), которое производит Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. №367 «О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, №1, ст.22) МАКу предоставлены полномочия и ответственность федерального органа исполнительной власти в области расследования авиационных происшествий на территории РФ (абзац первый пункта 1 постановления).

Воздушным кодексом РФ предоставлено право комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента поручать юридическим лицам проведение исследований и работ, связанных с расследованием, привлекать к участию в расследовании работников науки и техники из любых организаций, опрашивать свидетелей происшествия, запрашивать и получать от соответствующих организаций, а также от юридических лиц и граждан документы и материалы, проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие судна (п.2 ст.96 ВК). Некоторые из перечисленных правомочий закреплены в нормативных правовых актах (регулирующих расследование транспортных происшествий на водном и железнодорожном транспорте), которые утверждены руководителями органов исполнительной власти.

Институт служебного расследования регулируется нормами материального и процессуального административного права, а также нормами гражданского, финансового, трудового и других отраслей права

Правовыми источниками являются:

1) Конституция РФ 1993г. (нормы, определяющие основы формирования деятельности органов исполнительной власти, полномочия прокуратуры, а также закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления - ст. ст.2,17, 18, 20, 33, 35, 37, 41, 42, 45, 77, 110, 113-115, 129);

2) законодательные акты;

3) указы Президента РФ;

4) постановления и распоряжения Правительства РФ;

5) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

6) международные и межгосударственные договоры и соглашения;

7) технико-юридические нормативные акты, регулирующие деятельность органов, организаций и обслуживающего транспорт персонала в системе обеспечения безопасности эксплуатации транспорта;

Это огромный массив норм, действующих в настоящее время в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, транспортно-распорядительных актов (ТРА), местных правил и др.

Производство служебного расследования по установлению причин транспортного происшествия. В юридическом процессе российского законодательства термины «расследование» и «служебное расследование» употребляются в уголовном и административном процессах. В уголовном процессе этот термин выражает понятие форм предварительного расследования (ст. 150 УПК). Названные термины закреплены также в позитивном (правоприменительном) и юрисдикционном видах административного процесса. КоАП РФ содержит статью 28.7 «Административное расследование», определяющую порядок этой процедуры. Дисциплинарное (или кадровое) производство, представляющее собой вид административно-юрисдикционного процесса, включает такую стадию, как возбуждение дела о дисциплинарном проступке (служебное расследование, как его именуют некоторые ученые).

Термин «расследование» определяет большую группу производств позитивного процесса по установлению причин происшествий природного и техногенного характера. При этом нет единого понятия этого термина в различных нормативных актах, регулирующих производства расследования.

Трудовым кодексом узаконено расследование несчастных случаев на производстве (СЗ РФ, 2002, №1 (ч.1), ст.3). Появилась новая форма расследования - парламентское (СЗ РФ, 2006, №1, ст.7).

Производство по служебному расследованию осуществляется на всех видах транспорта с учетом их специфики, в основном, по одной схеме. Наиболее полно этот процесс выражен в Правилах о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ (СЗ РФ, 1998, №25, ст.2918), которые приняты за основу характеристики стадий производства служебного расследования.

Знания специалистов по служебному расследованию транспортных происшествий и материалы такого расследования используются органами прокуратуры, внутренних дел и ФСБ при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: 1. законы 2. подзаконные акты. Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на всей территории РФ

Все действующие законы группируются следующим образом: основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации); федеральные законы; законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются: Указы Президента Российской Федерации; постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации; приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т. п.); локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Права и обязанности человека в области обеспечения безопасности жизнедеятельности закреплены в ст. 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции РФ, устанавливающих как право граждан на безопасные условия труда, социальные гарантии, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, так и обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Правовую основу государственной безопасности обеспечивают следующие законы: Федеральный закон от 28. 12. 2010 № 390 -Φ 3 "О безопасности", Федеральный закон от 21. 12. 1994 № 68 -ФЗ (ред. от 01. 04. 2012) "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 31. 05. 1996 № 61 -ФЗ (ред. от 08. 12. 2011) "Об обороне", Федеральный закон от 12. 02. 1998 № 28 -ФЗ (ред. от 23. 12. 2010) "О гражданской обороне", Федеральный закон от 06. 03. 2006 № 35 -Φ 3 (ред. от 08. 11. 2011) "О противодействии терроризму".

Особое значение имеет Указ Президента РФ от 12. 05. 2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", представляющий собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Граждане России имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте; при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане России обязаны: соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям; изучать основные способы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях; знать сигналы оповещения и порядок действия по ним; активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

Ответственность за нарушение законодательства Российским законодательством предусмотрено четыре вида ответственности за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности: - дисциплинарная; - материальная; - административная; - уголовная.

Ответственность за нарушение законодательства определяют следующие федеральные законы: Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ); Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Ко. АП РФ); Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ); Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Дисциплинарная ответственность Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный поступок. Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником но его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом приёма на работу, т. е. работодатель.

Увольнение работника как мера дисциплинарного взыскания Расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя, как мера дисциплинарного взыскания, может быть на основании п. п. 5, 6, 7, 8, 10, 11 ст. 81 ТК РФ. 5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (с учетом мнения выборного профсоюзного органа согласно ст. 82); 6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; 7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; 8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; 9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; 10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; 11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Дисциплинарные взыскания на работников могут быть наложены по представлению органов госнадзора или прокуратуры. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарною взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарною взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (ст. 194 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание применяется собственником непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца со дня его выявления, и не может быть наложено позже шести месяцев со дня совершения проступка. Для наложения дисциплинарного взыскания необходимо потребовать объяснение виновного. За каждое нарушение может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание. Взыскание оглашается в приказе и сообщается работнику под расписку.

Административная ответственность. Статья 5. 27 Ко. АП РФ: 1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от 500 до 5000 рублей; - на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - от 500 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; - на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 20. 4. Нарушение требований пожарной безопасности: штраф для гражданина составляет от 1000 до 1500 руб. , для должностного лица - от 6000 до 15 000 руб. , для организации - от 150 000 до 200 000 руб. Статья 20. 5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения; Статья 20. 6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Материальная ответственность наступает, когда действие (или бездействие) виновного привело к материальному ущербу. Привлечение работника к уголовной, дисциплинарной или административной ответственности за действия, которыми причинён ущерб, не освобождает его от материальной ответственности. Размер материальной ответственности может быть полным, если в действиях работника имеются признаки преступления, или частичным, если признаки преступления отсутствуют.

В соответствие со ст. 242 и 243 ТК полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: 1) когда на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную).

В ущерб могут входить: уничтожение оборудования, имущества, строений в следствие пожара, взрыва, разрушения; порча материалов, готовых изделий; (Прямой ущерб) суммы, выплаченные предприятием потерпевшим (утраченный заработок, единовременное пособие, на погребение, возмещение морального ущерба); выплаты страховым кампаниям; оплата труда экспертных комиссий. (Косвенный ущерб)

Уголовная ответственность Видами наказания являются (ст. 44 УК РФ): - штраф; - обязательные работы; - исправительные работы; - конфискация имущества; - ограничение свободы; - лишение свободы на определенный срок; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В соответствие со ст. 143 Уголовного кодекса РФ: 1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса РФ) Ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 УК РФ) Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (статья 219 УК РФ) Ответственность за преступления, связанные с использованием взрывчатых материалов (статьи 218, 222, 226 Уголовного кодекса РФ.


1. Правовые нормы, определяющие деятельность гражданских организаций гражданской обороны

Общее положение федеральных целевых программ

Нормативно-правовая база обеспечивающая безопасность образовательного учреждения

Объекты и субъекты безопасности

Список используемых источников и литературы


. Правовые нормы, определяющие деятельность гражданских организаций гражданской обороны


На сегодняшний день в Российской Федерации принято большое количество законов и подзаконных актов в отношении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере обеспечения безопасности осуществляются согласно Международно-правовым актам, федеральным законам и другим правовым актам. Нормативно-правовая база в сфере защиты населения и территорий от ЧС создается в зависимости от задач, стоящих перед государством в плане обеспечения гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства. Таким образом, работа осуществляется по следующим направлениям:

развивается нормативно-правовая и методическая база в области правового регулирования вопросов безопасности и чрезвычайных ситуаций;

поддерживается постоянная готовность государства к быстрому реагированию на возникающие угрозы ЧС и их ликвидации;

регулируются проблемы охраны здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасности в чрезвычайных ситуациях;

решаются вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности;

обеспечивается нормативно-правовая база деятельности, связанная с предупреждением и ликвидацией ЧС для всех органов государственной власти, организаций и учреждений;

совершенствуется система государственных и общественных структур, которые организуют и реализуют мероприятия по безопасности в ЧС;

организуется участие в международном сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации ЧС;

разрабатываются меры правовой ответственности должностных лиц, граждан за нарушение законодательства в области ЧС, надзор и контроль.

Основой правовой базы безопасности ЧС являются:

Конституция РФ;

Федеральные законы "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О радиационной безопасности населения", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О борьбе с терроризмом";

Кодекс об административных нарушениях и другие законы и нормативно-правовые акты.

Гражданские организации ГО (формирования) - это составная, наибольшая по численности часть сил Гражданской обороны РФ. Регулируют порядок создания и функционирование гражданских организаций ГО Федеральный закон "О гражданской обороне" и Постановление Правительства РФ от 10.06.1999г. № 629 "О гражданских организациях ГО". Гражданские организации ГО формируются организациями гражданской обороны, которые имеют и эксплуатируют потенциально опасные производственные объекты, представляющие важное экономическое и оборонное значение или имеющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. К примеру, в такой организации должен состоять объект, который в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности производственных объектов" отнесен к категории опасных производственных объектов, или организация, которая согласно Порядку отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.09.1998г. № 1115, относится к категории особой важности, первой и второй категории по гражданской обороне.

Гражданские организации ГО создаются в соответствии с территориально-производственным принципом. Целями создания являются:

проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, первоочередное жизнеобеспечение населения, которое пострадало при проведении военных действий, а так же вследствие этих действий;

участие в борьбе с пожарами, химическим, биологическим, радиоактивным заражением, для того, чтобы восстановить объекты жизнеобеспечения населения, восстановить и охранять правопорядок.

В организационные формирования входят отряды, команды, группы, бригады, дружины и звенья.

К общим задачам всех служб ГО относятся:

планировать и осуществлять мероприятия гражданской обороны при переводе ГО на военное положение, проводить рассредоточение и эвакуацию населения, действовать силами ГО в очагах поражения;

создавать и подготавливать формирования служб ГО;

организовывать управление подчиненными органами и силами ГО;

обеспечивать подчиненные органы и силы ГО необходимыми материальными средствами;

организовывать и поддерживать взаимодействие с соответствующими органами управления и силами военного командования;

руководить силами и средствами служб ГО.


2. Общее положение федеральных целевых программ


Федеральные целевые программы (ФЦП) являются увязанными между собой по задачам, ресурсам и срокам осуществления научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, производственными, социально-экономическими, организационно-хозяйственными и другими мероприятиями, предназначенными для обеспечения эффективного решения государственных, экономических, экологических, социальных и культурных системных проблем развития Российской Федерации.

В Федеральные целевые программы может входить несколько подпрограмм, которые направлены на решение конкретных задач в границах программы. Основанием деления ФЦП на подпрограммы является сложность решаемых проблем, а также необходимость рациональной организации их решения.

В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо: повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов от этих угроз, создать необходимые предпосылки для устойчивого развития государства посредствам координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Основные задачи ФЦП:

усовершенствовать научно-методические основы и развить механизмы координации управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повысить безопасность населения и защитить критически важные объекты от угроз природного и техногенного характера;

усовершенствовать научные основы, для того чтобы эффективно анализировать опасные природные явлений, возникающие техногенные аварии и катастрофы, оценивать и прогнозировать риски чрезвычайных ситуаций, а также оптимизировать меры по управлению этими рисками;

создать общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создать научно-методические основы, методы и средства формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;

прогнозировать риски чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разрабатывать основные элементы государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;

усовершенствовать систему государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;

усовершенствовать организационные основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;

развить и усовершенствовать систему сейсмологических наблюдений и оповещений о цунами;

создать Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);

развить и усовершенствовать Автоматизированную информационно-

управляющую систему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

усовершенствовать систему подготовки руководящего состава и населения в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

внедрить систему обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов;

сконцентрировать организационно-технические, финансовые, материальные и информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области решения проблем снижения рисков чрезвычайных ситуаций.

В процессе реализации федеральных целевых программ был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в стране программно-целевыми методами.

В границах проводимой МЧС России в 40 субъектах Российской Федерации координационной работы реализуются региональные целевые программы в целях снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также разработаны и находятся в стадии согласования целевые программы еще в 27 субъектах Российской Федерации.

Данные региональные целевые программы - это важнейшее звено в системе управления рисками чрезвычайных ситуаций. Их осуществление позволило систематизировать, организовать и управлять деятельностью по снижению рисков чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Предварительные результаты осуществления программ показали, что не весь их потенциал был осуществлен полностью. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

изменилась структура угроз и масштаб действия опасных факторов, которые являются потенциальными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;

существует недостаток ресурсов, которые необходимы для того чтобы была достигнута устойчивая положительная динамика в решении основных задач программы;

существует недостаточная эффективность механизмов, которые применяются в решении основных задач программы в условиях модернизации системы государственного управления;

изменилась система распределения уровней ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Но даже, несмотря на существующие недостатки, осуществление программных мероприятий позволяет обеспечивать разработку основных элементов правового регулирования в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координировать действия федеральных органов государственной власти в плане их ответственности. ФЦП обеспечивают базовые условия, которые необходимы для осуществления неотложных мер, касающихся критически важных объектов, согласно решениям совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4).

Анализируя информацию о чрезвычайных ситуациях, учитывая структуру угроз и динамику их изменений, становиться очевидным, что стихийные бедствия, имеющие отношение к опасным природным явлениям, пожарам, а также техногенным авариям - это основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций, представляющие существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, в результате, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


3. Нормативно-правовая база, обеспечивающая безопасность образовательного учреждения


В целях повышения качества работы по организации и обеспечению безопасности образовательного учреждения необходим следующий список нормативно - правовой документации по безопасности ОУ.

Перечень основных нормативных правовых документов, которые регламентируют вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России:

Федеральные законы.

В настоящем Федеральном законе определены задачи в сфере гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Гражданская оборона в рамках данного Закона является системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Закон устанавливает, что гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях. Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

)"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

В данном Федеральном законе определены общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие закона распространяется на отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Закон устанавливает задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Устанавливает круг обязанностей организаций и граждан в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В Законе закреплены права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности установлено: право на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны; право на обращение в органы власти по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В Законе закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроль и надзор за законностью их деятельности.

В настоящем Федеральном законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются в этой сфере отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности - это одна из важнейших функций государства.

Наличие радиационных объектов несет немалую опасность для населения и для окружающей среды.

В Законе определены основы и организация обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Оборона - это политические, экономические, военные, социальные, правовые и иные меры по подготовке к вооруженной защите, а так же вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Чрезвычайное положение - это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

)"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Закон принят во исполнение частей 2 и 3 статьи 87 Конституции РФ, согласно которым военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Закон регламентирует порядок и основание введения и отмены военного положения, определяет содержание этого режима, устанавливает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению режима, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.

В настоящем Федеральном законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Указы Президента Российской Федерации:

)"О создании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)" от 10 января 1994 г. № 66;

)"О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 28 августа 2003 г. №991;

)"Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 11 июля 2004 г. № 868.

А также Постановления Правительства Российской Федерации:


4. Объекты и субъекты безопасности


Безопасность является сложным социальным явлением, многоплановым и многогранным в своей структуре, отражающим противоречивые интересы разных социальных субъектов. Часто одни данных субъектов обеспечивают свою безопасность за счет других, или же не считают нужным соблюдать интересы безопасности других людей, групп, народов, мыслят старыми категориями и эгоистическими ценностями, игнорируют основную закономерность, что безопасность в эпоху всеобщей глобализации неделима. Исходя из этого, проблему безопасности обуславливают субъективные позиции, неоднозначные оценки, фрагментарные суждения.

Современные исследования в сфере безопасности выделяют несколько основных подходов к толкованию понятия "безопасность".

Во-первых, понятие "безопасность" - это многоаспектное состояние, которое характеризует положение человека, общества или государства во внешней среде. С точки зрения данного подхода понятие "безопасность" - это отсутствие опасности. Данную трактовку так же называют безопасностью в узком смысле слова. На практике это определение носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни очень редко встречаются ситуации с полным отсутствием угроз.

Во-вторых, понятие "безопасность" - это комплекс представлений, в которых существует сравнение характеристик, которые отражают реальное и желаемое состояние человека, общества или государства.

Данный подход рассматривает понятие "безопасность" как процесс и результат данного процесса. Состояние безопасности ассоциируется с реализацией функций защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства или с ее результатами. При этом безопасность - это результат сложного процесса обеспечения безопасности, непрерывно реализуемая задача, которая связана с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. Процессуальный подход к безопасности выделяет меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) осуществления мер по обеспечению безопасности в любых обстоятельствах.

Помимо этого, данный подход рассматривает понятие "безопасность" в качестве комплекса представлений, которые возникающих на основе определенных социальных отношений, которые характеризуются взаимным доверием, отсутствием у сторон агрессивных и злонамеренных устремлений.

В третьих, понятие "безопасность" можно рассматривать в качестве ценности и цели, для осуществления которой человек, общество или государство предпринимают определенные действия.

Давая характеристику различным подходам к определению понятия "безопасность", необходимо заметить, что наиболее важными элементами для формирования системы представлений о безопасности являются понятия "субъект" и "объект безопасности", те есть все те, кто создает безопасность и пользуется ею.

Субъектом и одновременно объектом безопасности могут являться: отдельный человек, общество, государство или сообщество государств. При этом, некоторые из них могут выступать сразу в нескольких ипостасях: человек - в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы и общества в целом; государство - в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств.

Взаимосвязь между человеком, обществом и государством жестко обусловлена их природой. Поэтому каждый из них является одновременно субъектом и объектом безопасности.

Исходя из того, кто является субъектом или объектом безопасности - отдельный человек, социальная группа, общество в целом, государство или сообщество государств, выделяют следующие основные уровни безопасности:

) личную или индивидуальную безопасность;

) социетальную (общественную) безопасность, или безопасность общества;

) национальную безопасность, или безопасность государства;

) международную, или коллективную, безопасность;

) всемирную, или глобальную, безопасность.

Промежуточным уровнем между индивидом и обществом является уровень групповой безопасности или безопасности общности.

Между национальным и международным уровнями либо между международным и глобальным уровнями может выделяться региональный уровень. Помимо этого, региональная безопасность - это безопасность в одной из частей страны или в границах этнокультурной области, которая объединяет территории сразу нескольких государств.

Еще одним немаловажным элементом формирования представлений о безопасности является понятие "угроза". "Угроза" - это причина нарушения состояния безопасности. Угрозы бывают реальные, то есть уже проявившиеся в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальные, то есть их негативное воздействие может проявиться ближайшем или отдаленном будущем. Помимо этого, на каждом уровне безопасности угрозы возможны не только извне, но и со стороны самого субъекта или объекта безопасности. Именно угрозы, как причины, обстоятельства, оказывающие разрушительное воздействие на объект безопасности, определяют цели безопасности негативным образом. Цель безопасности - это искоренение, нейтрализация, устранение источников угроз безопасности, а так же возможных последствий их действия на различных уровнях. Так же, цели безопасности определяются и позитивным образом в качестве стремления субъекта к расширению доступных ему пределов безопасности, наполнения его большим содержанием. Цели по обеспечению безопасности реализуются в определенных отраслях, сферах жизнедеятельности субъекта безопасности. Многообразие сфер деятельности человека, общества и государства позволяет выделить множество видов безопасности. На это оказывает влияние выбор критериев классификации. Например, отечественное издание "Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений" выделяет 46 отраслей жизнедеятельности, в отношении которых на данный момент уже сформулированы задачи по обеспечению безопасности. Тщательность, чрезвычайная подробность подобного подхода позволяет выделить достаточно узкие направления в обеспечении безопасности - продовольственную и энергетическую безопасность, безопасность здоровья населения, безопасность на транспорте и т. д. Подобный подход приводит не только к позитивным, но и к определенным негативным результатам, к утрате целостного представления о безопасности. В связи с этим рассмотрение узкоспециализированных сфер обеспечения безопасности в рамках более крупных аспектов, несмотря на достаточно большое внимание ко многим деталям, частностям, позволяет сформировать достаточно целостное представление о безопасности и обогатить его содержание.

В ряду крупных аспектов безопасности выделяется:

) экологическая безопасность;

) демографическая безопасность;

) физическая безопасность;

) экономическая безопасность;

) социальную безопасность;

) этнокультурная безопасность;

) информационная безопасность;

) военная безопасность;

) технологическая безопасность.

Очевидно, что данный список не является полным, к примеру, "Концепция безопасности человека", принятая ООН, выделяет:

) экономическую безопасность;

) продовольственную безопасность;

) безопасность для здоровья;

) экологическую безопасность;

) личную безопасность;

) социальную безопасность;

) общественную безопасность;

) политическую безопасность.

Хотя и существует множество различных классификаций безопасности, большая часть перечисленных в них аспектов дублируется или же является достаточно близкой по смысловому содержанию.

Исходя из этого, несмотря на долгую историю споров и размышлений человечества по вопросам собственной безопасности, окончательное смысловое оформление понятия "безопасности" все еще далеко от своего завершения. Безопасность человека является это многоаспектным состоянием, для оценки и характеристики которого нужно учитывать как индивидуально-личностные показатели, физические условия жизнедеятельности, так и условия, которые обусловлены детерминированностью существования и развития человека со стороны общества и государства, мирового сообщества. Безопасность человека взаимосвязана с безопасностью общества и государства. Процесс осмысления безопасности человека и общества оформился в ряде концепций, в которых нашли свое отражение исторические условия развития человечества. Среди них особо выделяется ряд основных концепций, которые определяют содержание теоретических работ в области безопасности человека, общества и государства, и направление, характер практических действий, предпринимаемых различными субъектами по обеспечению собственной безопасности. Это, прежде всего, "концепция национальной безопасности", "концепция национального интереса", "концепция общей безопасности", "концепция социетальной безопасности".


Список используемых источников и литературы

гражданский оборона безопасность образовательный

.Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

."О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, З.А Сибиряков, В.П. Соломин. - М.: Издательский центр "Академия". 2008. - 256с.

.Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности" (#"justify">.Нормативно - правовое обеспечение безопасности образовательных учреждений. Электронный ресурс. #"justify">.Социальная безопасность. Чмыхало А.Ю. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.

.#"justify">."Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / под ред. Л. Манилова" (М., 1998)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция соответствовали правовым предписаниям.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Федеральные законы.

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12. 1994 г № 68 – ФЗ.
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28 – ФЗ
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 № 794

Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования Единой системы, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
№ 323-ФЗ
от 21.11.2011определяет первую помощь пострадавшим как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

Федеральными органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты применительно к условиям данного региона в рамках федерального законодательства.

Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ основано на действии закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также обеспечения экологической безопасности.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, а также гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов ) и Госсанэпиднадзора (Департамент Минздравсоцразвития ) имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода (в качестве платы) у организаций выпускающих продукцию с применением экологически опасных технологий.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов в области охраны природы ГОСТ 17.Х.У.ZZ: устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы), при этом: X - номер группы стандартов, Y - номер вида стандартов, ZZ - порядковый номер стандарта.

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанна с обеспечением безопасности жизнедеятельности. Конференция ООН (международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, в настоящее время включает в себя 193 государства) в 1992 году в Рио-де-Жанейро единогласно приняла Декларацию по окружающей среде, с целью установить глобальное взаимодействие для сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы планеты Земля.

Охрана труда .

Основы законодательства РФ об охране труда, как составная часть обеспечения безопасных условий жизнедеятельности граждан, обеспечивают единый порядок регулирования отношений между работодателями и работниками на предприятиях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ (ст. 7, ст. 37), требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов. В нее входят:
- государственные стандарты (ГОСТы);
- система стандартов безопасности труда (ССБТ);
- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
- санитарные правила СП (нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания. СП обязательны для соблюдения всеми государственными органами, юридическими лицами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами);
- гигиенические нормативы ГН;
- правила безопасности ПБ;
- инструкции по безопасности ИБ;
- правила по охране труда отраслевые ПОТО;
- типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.
ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:
- к производственному оборудованию;
- к производственным процессам;
- к средствам защиты работающих.
Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов, на основе которых, создаются новые безопасные технологии и техника, а также осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Чрезвычайные ситуации
Постановлениями Правительства РФ от 4.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» и от 2.11.2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС. Все население страны делится на категории:
1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.
Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС, как в мирное, так и в военное время.
За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни более 2,5 млн. человек, нанесен ущерб здоровью более 600 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.


Похожая информация.


ФВМ -1, 2 группа Николаев Д.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные законодательные документы

В 1993 г. в нашей стране введены «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которые устанавлива­ют гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в об­ласти охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собст­венности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работ­ников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В ст. 1 рассматриваемого документа приводится определение термина «охрана труда». Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

В ст. 3 «Основ законодательства...» также указывается, что главной задачей государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производст­венной деятельности предприятия.

Указывается также, что каж­дый работник имеет право на охрану труда, которую гарантирует государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственное управление охраной труда за­ключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, га­рантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда (ст. 7).

В «Основах законодательства РФ об охране труда» также перечислены права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда на предприятиях, рассмотрены вопро­сы обучения и инструктирования работников в области охраны труда, приведены сведения о финансировании указанных меро­приятий и фондах охраны труда. Кроме того, в ряде статей этого документа представлены сведения об ответственности предпри­ятий и работодателей за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, указано, как должны осу­ществляться надзор и контроль за соблюдением законодательст­ва об охране труда, а также рассмотрен ряд других моментов.

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом феде­ральных законов, среди которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Прави­тельства РФ, субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления.

Несколько примеров.

1)Закон «Об ох­ране атмосферного воздуха». В нем изложены основные поло­жения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональ­ному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.

В этом законодательном акте подробно изложены вопросы нормирования ПДК загрязняющих веществ в атмосфере, преду­смотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих ве­ществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмо­сферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательст­ва, осуществляется органами местного самоуправления и специ­ально уполномоченными на то государственными межведомст­венными органами. Его основная задача - обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, предприятия­ми и другими органами, а также должностными лицами и граж­данами требований воздухоохранного законодательства.

2)Основополагающим правовым актом водного законодатель­ства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отноше­ния путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресур­сах, лечебно- оздоровительных местах и курортах. Общие эколо­гические требования к водопользованию отражены в Федераль­ном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.

Водное законодательство предусматривает систему мер по ох­ране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения вод­ных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл. 11 Водного кодекса РФ, в кото­рой изложены общие требования к охране водных объектов, све­дения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.

3)Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществля­ется в первую очередь в соответствии с требованиями Конститу­ции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Рос­сийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система пра­вовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предот­вращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйствен­ного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восста­новление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.

Правовые основы землепользования в нашей стране раскры­ваются также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ряде Указов Президента РФ.

4)Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природ­ной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С эко­логической точки зрения наиболее важные из них: предотвра­щение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.

В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в уста­новлении особых требований, способствующих их рациональ­ному использованию и надлежащей охране.

2. Иные нормативные акты.

Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности являются государст­венные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, прави­ла и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Государственные стандар­ты разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74, 12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17 (например, 17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.).

Едиными правилами, которые содержат требования к обес­печению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строитель­ные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).

На основе государственных стандартов разрабатываются от­раслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие от­раслевые и местные условия, а также конкретные условия и тех­нологии производства.

Еще одну группу нормативно-технической документации со­ставляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разра­батывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных - 3 года. После чего эти документы пересматри­вают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.

За нарушение всех видов законодательства по безо­пасности жизнедеятельности предусматривается следующая от­ветственность:

дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вы-­
шестоящее административное лицо (замечание, выговор,
перевод на нижеоплачиваемую должность на определен-­
ный срок или понижение в должности, увольнение);

административная (подвергаются работники администра­-
тивно-управленческого аппарата; выражается в виде пре­
дупреждения, общественного порицания или штрафа);

уголовная (за нарушения, повлекшие за собой несчастные
случаи или другие тяжелые последствия);

материальная, которую в соответствии с действующим за­-
конодательством несет предприятие в целом (штрафы, вы­
платы потерпевшим в результате несчастных случаев и др.)
или виновные должностные лица этого предприятия.

3. Правовые и организационные

аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Кон­ституции РФ.

Разработан ряд федеральных целевых программ, на­правленных на предупреждение и подготовку к ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особен­ность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, сни­жении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной си­туации (ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при не­обходимости ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.

Федеральное Собрание РФ утверждает бюджетные ассигно­вания на финансирование деятельности и мероприятий в ука­занной области.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий, определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федераль­ных органов исполнительной власти в области защиты населе­ния и территорий, осуществляет руководство Единой государст­венной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и об оказа­нии помощи в случае их возникновения, определяет порядок привлечения войск Гражданской обороны РФ к ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, а также выполняет ряд дру­гих функций.

Органы государственной власти субъектов Федерации осуще­ствляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в указанных ситуациях, принимают реше­ния о проведении эвакуационных мероприятий, обеспечивают их проведение, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают обществен­ный порядок в ходе их проведения и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществ­ляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создают резер­вы финансовых и материальных ресурсов и т.д.

Для осуществления государственного управления и коорди­нации деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти в области защиты населения и территорий создается специ­ально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориаль­ные органы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:

Службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава РФ;

Службы экстренной ветеринарной помощи и службы за­щиты растений Минсельхозпрода;

Всероссийские службы медицинских катастроф; оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета;

Службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;

Формирования гражданской обороны; подразделения поисково-спасательных служб Министерст­ва по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ);

Соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил;

Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России; восстановительные и пожарные поезда; аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.