По какому косгу оплаитить техническое обслуживание пожарной сигнализации. По какому коду косгу следует отражать расходы бюджетного учреждения на оплату договоров на приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной, печатной и бланочной продукции Окский

Когда учреждение приобретает имущество, перед бухгалтером встаёт вопрос – куда его отнести: к материальным запасам на статью КОСГУ 340 или основным средствам на статью КОСГУ 310. Ведь сделать это не всегда просто. Мы привели рекомендации, как определить статью, и показали их на примерах: флаги, огнетушители, баннеры, жалюзи и другое имущество.

Как применять в учете статьи и подстатьи КОСГУ, разъяснено в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КОСГУ едины для всех уровней бюджетов.

Расшифровка КОСГУ:

Определение статьи КОСГУ:

    Расшифровка 310 КОСГУ

    В соответствии с приказом № 65 на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы учреждений на приобретение или изготовление объектов, которые относятся к основным средствам. В том числе драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов кроме тех, что не являются валютой Российской Федерации.

    Расшифровка 340 КОСГУ

    На статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относят расходы по оплате договоров на объекты, которые относятся к материальным запасам, в том числе:

    • медикаментов и перевязочных средств;
    • медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
    • продуктов питания;
    • горюче-смазочных материалов;
    • строительных материалов;
    • мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
    • запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
    • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
    • кухонного инвентаря;
    • молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
    • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
    • саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
    • материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
    • бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
    • другие аналогичные расходы.
    • К какой именно категории отнести имущество – основным средствам или материальным запасам, решает комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Свое решение члены комиссии принимают, опираясь:

      • на положения Инструкции к Единому плану счетов № 157н;
      • на предназначение, сроки и порядок использования материальных ценностей;
      • на положения учетной политики – в ней прописывают точный список имущества, которое в учете учреждения относят к основным средствам или материальным запасам.

      Решение комиссии может не совпадать с мнением проверяющих. Но если оно основано на положениях учетной политики, то опасаться ответственности не нужно. Ведь порядок, который прописан в учетной политике, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета

      Изготовление баннера

      Код КОСГУ зависит от предмета договора. Если это рекламные услуги, когда исполнитель сам готовит и размещает баннер без передачи заказчику, применяйте подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

      А если договор на размещение электронного баннера в Интернете – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Применять подстатью КОСГУ 221 нельзя, так как это рекламные услуги, а не услуги связи.

      Такой вывод следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

      Огнетушители

      Перезаряжаемые огнетушители относите к основным средствам, а одноразовые – к материальным запасам.

      Огнетушители бывают двух видов неперезаряжаемые – одноразового пользования и перезаряжаемые. Перезаряжаемые огнетушители после использования заряжают снова, и их можно хранить дальше. Отнесите их на статью расходов КОСГУ 310.

      С одноразовыми огнетушителями не все так однозначно. Если этот срок полезного использования больше 12 месяцев, огнетушитель можно отнести к ОС. Если же нет, то к материальным запасам.

      Такой порядок закрепите в учетной политике, согласовав его с учредителем. Ведь ответственность за правильность принятого решения несет учреждение.

      Шторы и жалюзи

      Шторы и жалюзи включите в состав основных средств и отнесите на статью расходов КОСГУ 310. В бухучете главный критерий ОС – срок полезного использования. Он должен превышать 12 месяцев. Шторы и жалюзи служат более 12 месяцев. Если и остальные критерии соблюдены, относите их к основным средствами.

      Еще один аргумент. В состав материальных запасов включают ценности, которые используют в деятельности учреждения. Шторы и жалюзи в деятельности не участвуют, а носят декоративный характер. Их используют для управленческих нужд. А значит, отражать расходы по КОСГУ 340 не нужно.

      Изготовление печатей

      Печати можно отнести и к основным средствам и к материальным запасам. Определите срок, в течение которого вы будете использовать печать или штамп, и для каких целей.

      Печати со сроком полезного использования больше одного года относите на КОСГУ 310. Но только если они соответствуют остальным критериям. По целям: гербовая печать учреждения всегда будет ОС. С ее помощью заверяют важные документы: договоры, контракты, банковские документы и т.д. Хранят у руководителя или другого ответственного лица. Кроме того, срок ее службы больше 12 месяцев.

      Печати и штампы учитывайте как матзапасы, если срок полезного использования меньше 12 месяцев. Его установит производитель в технической документации и комиссия по поступлению и выбытию НФА. В этом случае отражайте их по статье расходов КОСГУ 340.

      Изготовление плана эвакуации

      Код КОСГУ зависит от того, что заказчик получает от исполнителя: план или схему эвакуации на материальном носителе или план действий при эвакуации без материального объекта.

      Если подрядчик изготовит план или схему эвакуации на материальном носителе, расходы проведите по группе КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов».

      Расходы в учете отразите по статьям КОСГУ:

      • 310 «Увеличение стоимости основных средств» – готовые схемы соответствуют критериям основного средства;
      • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» – схемы соответствуют критериям матзапасов.

      Если заказываете разработку плана действий при эвакуации без материального носителя, расходы проведите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

      Светильник

      К материальным запасам, независимо от срока полезного использования, относится оборудование, которое нужно монтировать или устанавливать требующее. В состав такого оборудования включаются и материальные ценности для строительно-монтажных работ.

      Согласно пункту 118 Инструкции № 157н к категории строительных материалов относят:

      • электротехнические материалы (кабели, лампы, патроны, ролики, шнуры, провода, предохранители, изоляторы и т.п.);
      • готовые к установке строительные конструкции и детали (для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и других систем).

      То есть светильники отражайте в составе материальных запасов по статье 340 КОСГУ.

      Изготовление табличек

      Если таблички на дверь или вывески учитываете как материальные запасы, расходы отразите по статье КОСГУ 340. Решили учесть такое имущество как ОС – применяйте статью КОСГУ 310. Если подрядчик изготавливает таблички и вывески из материалов заказчика, расходы распределите.

      Аргументы, чтобы отнести таблички и вывески к материальным запасам, такие. Информационная табличка крепится на дверь или стену. Самостоятельно отдельно от поверхности табличку использовать не получится. Поэтому нет оснований учитывать ее как основное средство. Таблички отнесите к материальным запасам и отразите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

      Комиссия учреждения может принять другое решение и включить таблички или вывески в ОС. Например, подвесные таблички, которые не крепят к поверхности, или фасадные вывески. Расходы на такие таблички проведите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

      Изготовление печатной продукции

      Расходы на издание тиража журнала или брошюры из материалов подрядчика проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». По этой статье отражают расходы на материальные запасы. Печатную продукцию, если она не для библиотечного фонда и не периодическая, отнесите к матзапасам, расходы проведите по статье КОСГУ 340.

      Дорожные знаки

      Дорожные знаки относите к материальным запасам на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Инструкция № 157н рекомендует использовать классификацию объектов ОС, установленную ОКОФ. Согласно новому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008) и переходным ключам между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014, дорожные знаки не являются основными фондами. Поэтому расходы на приобретение дорожных знаков следует отразить по статье КОСГУ 340.

      Изготовление ключа

      Код КОСГУ зависит от того, из каких материалов подрядчик готовит ключи – своих или заказчика.

      Если подрядчик делает ключи из своих материалов, расходы проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

      Если подрядчик готовит дубликаты из материалов заказчика, расходы распределите:

      • материалы для дубликатов ключей – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
      • услуги по изготовлению дубликатов – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

      Флаги

      Флаги и знамена относятся к основным средствам, так как срок полезного использования у них более 12 месяцев. Расходы на приобретение относят на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

      Противогазы

      Расходы на спецодежду (в том числе противогазы) в бухучете и отчетности относите на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

      Электрический счетчик

      Расходы на покупку и установку электросчетчиков в бухучете и отчетности распределите так:

      • если заключили один договор с подрядчиком на покупку и установку счетчика – статья КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
      • если сами покупаете счетчик – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», подрядчик его устанавливает – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

      Если меняете старый счетчик на новый, расходы отразите так же. Ведь счетчик учета – это отдельный объект нефинансовых активов. И когда он сломается, вы его спишете, а другой счетчик установите как новый объект.

      Коммутатор

      Расходы на приобретение коммутатора отнесите на статью расходов КОСГУ 310. Срок полезного использования коммутатора более 12 месяцев. В соответствии с ОКОФ коммутатор включен в группу «Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации (код по ОКОФ – 320.26.30.11.110).

      Дырокол

      Дырокол относится к канцтоварам. По общему правилу канцтовары нужно включать в состав МЗ. Об этом прямо сказано в пункте 118 Инструкции № 157н. Но срок полезного использования дырокола превышает 12 месяцев. Поэтому расходы на его приобретение дырокола относите в учете на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

      Аккумулятор

      Расходы на аккумуляторы проведите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Аккумуляторы — это расходные материалы, поэтому учтите их в составе МЗ (п. 118 Инструкции №157н), а при замене спишите в расходы.

      Зарядное устройство

      Зарядное устройство относится к запасным комплектующим, которые учитываются в составе МЗ. Расходы на приобретение зарядного устройства отражайте по подстатье КОСГУ 340.

      Пошив костюма

      Сценические костюмы, срок полезного использования для которых установлен более 12 месяцев, включайте в состав основных средств. Если же срок полезного использования для костюма установлен менее 12 месяцев, относите их к материальным запасам.

      Расходы на изготовление сценических костюмов отражайте по подстатьям КОСГУ 310 или 340, исходя из срока полезного использования.

      Спецодежда

      В бухучете и отчетности расходы на спецодежду (комбинезоны, халаты, респираторы, противогазы и т. д.) относите на статью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Об этом сказано в письме Минфина России от 08.11.2016 № 02-05-11/65288.

      Аптечка

      Автомобильные аптечки надо отражать по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

      В аптечку входят перевязочные средства и медицинские материалы. По ОКПД2 аптечка – самостоятельная категория медицинской продукции и не относится к перевязочным средствам или медикаментам (код 21.20.24.170). Поэтому в бухучете автомобильные по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

      Системный блок

      Составные части компьютера, без которых он не может работать, нужно учесть как единый объект основных средств – компьютер. Составными частями компьютера являются монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки и т. п. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Так, клавиатура и мышь являются устройствами ввода информации (ввод команд, текста), а монитор – это устройство ее вывода. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта ОС по КОСГУ 310.

      В соответствии с ОКОФ компьютер включен в группу «Машины офисные прочие» (код по ОКОФ – 330.28.23.23). По Классификации код 330.28.23.23 – это вторая амортизационная группа. Срок полезного использования – три года (п. 44 Инструкции № 157н).

      Если приобретаете отдельно системный блок, отнесите его на статью расходов КОСГУ 340. Так как он не может функционировать отдельно, вы проводите замену составной части компьютера.

      Модем

      Оборудование, предназначенное для выполнения определенных самостоятельных функций, признается объектом ОС. Внешний модем самостоятельно выполняет свои функции, то есть используется с тем компьютером, к которому его подключили. Поэтому в учете затраты на приобретение модема относите на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

      Картриджи

      Картридж – это запасная часть к принтеру, ксероксу, сканеру, то есть расходный материал. Поэтому в бухучете его нужно отразить в составе материальных запасов по статье КОСГУ 340. А вот услуги по замене картриджа – по статье расходов КОСГУ 225.

      Жесткий диск

      Если вы приобретаете жесткий диск, как запасную часть к компьютерной технике для дальнейшей его замены, отражайте расходы по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А если вы приобретаете съемный жесткий диск, то применяйте статью расходов КОСГУ 310, так как срок его полезного использования более 12 месяцев и он может функционировать отдельно от компьютера.

      Источник бесперебойного питания

      Расходы на приобретение источника бесперебойного питания отражают по подстатье КОСГУ 310, так как срок полезного использования ИБП превышает 12 месяцев и его используют в деятельности учреждения.

Для регулирования бюджетного процесса РФ и учета бюджетных потоков используют КБК. КБК имеет двадцатизначную структуру с 1 по 20-й разряд. Место с 18 по 20-й разряд в структуре КБК занимает КОСГУ. В статье пойдет речь о КОСГУ, а именно о его подстатье 226.

В бюджетном учете учреждений все операции по доходам и расходам распределяются на основании классификации по КОСГУ. Указанный классификатор необходим в бухгалтерии при формировании учетной политики организации, для того, чтобы в полном объеме учитывать информацию о проведенных операциях.

Данная классификация установлена приказом Минфина РФ от 01.07.2013 г. № 65н. Такой учет используется непосредственно в сфере госуправления.

Конструктивно классификатор состоит из восьми групп кодов. Группа, в свою очередь, включает в себя статью, а статья имеет подстатью. Ниже рассмотрим названные группы подробней.

  • К первой группе относятся операции по доходам – код 100. В неё входят подстатьи от 110 до 180, сюда отнесены все виды доходов, которые имеются у организации. К подстатье 110, например, относятся все доходы от налогов. К 120 подстатье относится прибыль от собственности (аренда и т.д.). К 130 относится прибыль от оказанных услуг. И другие подстатьи.
  • Ко второй группе относятся расходные операции организации – код 200. Код имеет подгруппы с 211 по 290. Здесь группируются операции по зарплате, выплате пособий, пенсий, выплачиваемых организаций, плата за аренду и многое другое.
  • К третьей группе относятся поступления активов, не относящихся к финансовым – код 300. Указанные активы могут быть как производственными, так и непроизводственными. Группа детально состоит из подстатей 310–340. Сюда входят поступления от увеличившейся стоимости имущества организации, от увеличения стоимости по содержанию ПО и БД и т.д.
  • К четвертой группе относится выбытие активов, которые не относятся к финансовым – это код 400. Эта группа включает в себя 410–440 подстатьи. Если уменьшилась стоимость имущества предприятия, возмещение ущерба и т.д.
  • К пятой группе относится поступление финансовых активов – код 500. Группа имеет подгруппы 510–550. Сюда относятся поступления от акций, векселей, увеличение остатков по кредитам и другое.
  • К шестой группе относится выбытие финансовых активов – код 600, который состоит из 610–650 статей, регламентирующих выбытие активов.
  • К седьмой группе относится увеличение обязательств – код 700, состоящий из 710–720 подгрупп. Здесь речь идет об увеличении долгов организации.
  • К восьмой группе относится уменьшение обязательств – код 800. Он состоит, в свою очередь, из подстатей 810 и 820, и входят сюда операции по уменьшению различных долговых обязательтв.

К примеру, код 200 – расходы, содержит статью 220, к которой относится оплата работ и услуг. Статья 220 состоит из подстатей 221-226. В совокупности подстатьи 221–226 включают оплату различных услуг и работ по договорам и контрактам.

Остановимся подробнее на подстатье 226, в которой отражены прочие работы и услуги.

Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»

В этой подстатье содержатся расходы организации, по заключенным договорам, которые не учитываются при оплате по статьям 221-225 КОСГУ.

По какому коду КОСГУ следует отражать расходы бюджетного учреждения на оплату договоров на приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной, печатной и бланочной продукции? Как на счетах бухгалтерского учета отражается приобретение сувенирной продукции и выдача ее при проведении мероприятия?

Ответ: В соответствии с Указаниями N 65н <1> расходы бюджетного учреждения на оплату договоров на приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной, печатной и планочной продукции отражаются с 1 января 2016 г. по виду расходов 244 “Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд”. В бухгалтерском учете следует применять статью 290 “Прочие расходы” или 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” КОСГУ в зависимости от экономического содержания заключенного договора (см. Письмо Минфина России от 12.02.2016 N 02-05-10/7682).

——————————–

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Обоснование: Согласно требованиям Указаний N 65н, Инструкции N 157н <2> в бухгалтерском учете расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление):

– подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, следует отражать по статье 290 “Прочие расходы” КОСГУ. При этом к категории подарочной продукции отнесены поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения и т.п., цветы. Однако этот перечень не является закрытым;

– объектов нефинансовых активов (необходимых для обеспечения выполнения функций учреждения, осуществляющего закупку), относящихся к категории материальных запасов (в том числе печатной продукции (за исключением продукции, предназначенной для комплектования библиотечного фонда) и бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности)), – по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов”.

——————————–

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Пример. Бюджетное учреждение использует бланочную продукцию (бланки, карты, журналы). Организация заключила с типографией договор на изготовление бланочной продукции на сумму 70 000 руб. Расчеты осуществляются посредством перечисления аванса в размере 30% от суммы договора. Кроме того, организация приобрела поздравительные открытки в отделении Роспечати по безналичному расчету на сумму 3000 руб. Все расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Таким образом, с учетом норм п. п. 128, 129 Инструкции N 174н <3> приобретение бланочной продукции будет отражено в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Уплачен аванс по договору типографии

(70 000 руб. x 30%)

4 206 34 560 4 201 11 610 21 000
Принята к учету бланочная продукция, поступившая в учреждение 4 105 36 340 4 302 34 730 70 000
Произведен зачет аванса 4 302 34 820 4 206 34 660 21 000
Произведена окончательная оплата по договору

(70 000 руб. – 21 000 руб.)

4 302 34 830 4 201 11 610 49 000
Приобретены поздравительные открытки от Роспечати 4 109 00 290 4 302 91 730 3000
Произведена оплата поздравительных открыток 4 302 91 830 4 201 11 610 3000

——————————–

На какую статью (подстатью) КОСГУ должны относиться расходы по установке окон? Как сформулировать предмет договора? Почему на этот вопрос эксперты отвечают по-разному и относят расходы на коды КОСГУ в зависимости от наименования работ, указанных в договоре? Так, монтажные работы по установке окон предлагается относить на код 226, а ремонтные работы по замене окон – на код 225? Чем эти работы отличаются?

Как не допустить ошибку расскажет эксперт Международного центра финансово-экономического развития Ю.А.Кошелева.

Из содержания Указаний № 180н следует, что расходы должны относиться на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от экономического содержания конкретных хозяйственных операций. Очевидно, что экономическое содержание конкретных расходов должно определяться на основании объективных критериев, которые позволяли бы оценивать хозяйственные операции с одинаковых позиций как сотрудникам государственных (муниципальных) учреждений, так и специалистам органов финансового контроля, иных заинтересованных органов власти (местного самоуправления).

В настоящее время при оценке экономического содержания большинства расходов принято прежде всего исходить из предмета конкретного договора (контракта). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний № 180н.

Конечно, не представляется возможным описать в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации все многообразие хозяйственных операций, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями, полностью исключив при этом возможность:

Влияния должностных лиц учреждений на итоговое решение об отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации (в т. ч. и путем применения соответствующих формулировок при составлении договоров, контрактов);

Двоякого толкования отдельных норм.

Впрочем, такой задачи перед специалистами Минфина России никогда и не стояло. При этом в ходе применения государственными (муниципальными) учреждениями бюджетной классификации при расходовании денежных средств были выработаны защитные механизмы, позволяющие минимизировать риски квалификации действий должностных лиц учреждений в качестве нецелевого использования бюджетных средств (нарушения порядка применения бюджетной классификации), связанные прежде всего с субъективной трактовкой одних и тех же норм различными специалистами на этапах планирования, осуществления расходов и при проверках финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23). Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, не может идти речи о нецелевом использовании бюджетных средств, если получателями бюджетных средств ошибочные действия по применению бюджетной классификации совершались неумышленно, или же расходы осуществлялись в соответствии с официальными документами, которые обусловили применение конкретных статей (подстатей) КОСГУ (см. письмо Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534).

К сожалению, в отдельных случаях несколькими формулировками предмета договора может описываться, по сути, одна и та же хозяйственная операция. В свою очередь, эти формулировки предмета договора могут предполагать применение различных статей (подстатей) КОСГУ.

В подобных ситуациях при составлении договоров (контрактов) желательно проявлять разумную осмотрительность, ведь сам по себе выбор в качестве предмета договора формулировки, содержащейся в Указаниях № 180н, даже во взаимосвязи с перечисленными выше защитными механизмами вовсе не гарантирует иммунитет от претензий со стороны контролирующих органов, если суть хозяйственной операции не в полной мере соответствует предмету договора.

Согласно Указаниям № 180н наличие в тексте договора (контракта) только формулировок “установка” (“монтаж”) указывает на необходимость применения подстатьи 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

Если же заключенные договоры (контракты) будут указывать на то, что учреждением оплачивается стоимость ремонтных работ согласно смете ремонта, то соответствующие расходы должны быть отнесены на подстатью 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ. Очевидно, что сметой ремонта может быть предусмотрено и выполнение работ по установке окон.

И наконец, согласно договору (контракту) могут оплачиваться работы, квалифицируемые в качестве работ, приводящих к изменению первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации). Такие расходы осуществляются за счет статьи 310 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон.

Под ремонтными работами понимаются прежде всего работы, осуществляемые в целях восстановления или поддержания эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (в т. ч. зданий, сооружений). Работы по замене окон в уже эксплуатировавшемся какое-то время здании соответствуют таким критериям и могут быть оплачены за счет подстатьи 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку “ремонтные работы на объекте...

согласно смете...” или иные подобные формулировки. В самой же смете, подробно описывающей перечень ремонтных работ, желательно указывать перечень из нескольких мелких видов работ, которые выполняются при установке окон. При этом дополнительным аргументом в пользу применения подстатьи 225 КОСГУ, конечно же, будет упоминание в смете отдельных видов работ, связанных демонтажем старых окон.

А вот упоминание в договоре (контракте) и оправдательных документах только слов “установка (монтаж) окон” может вызвать разногласия с уполномоченными органами по поводу возможности применения подстатьи 225 КОСГУ. Дело в том, что при подобном порядке оформления расходов их, казалось бы, очевидная направленность на поддержание

эксплуатационных характеристик здания (сооружения) не подтверждается содержанием каких-либо конкретных документов, а в таких ситуациях многие специалисты предпочитают применять формальный подход и руководствоваться конкретной цитатой из Указаний № 180н, соответствующей содержанию представляемых учреждением документов.

При применении в договоре (контракте) формулировки “монтаж окон” и оплате соответствующих расходов в полном объеме за счет подстатьи 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ также не получится полностью исключить риск разногласий с уполномоченными органами. Так, включение в стоимость монтажных работ стоимости монтируемых конструкций может расцениваться в качестве манипулирования положениями Указаний № 180н в целях применения удобных статей (подстатей) КОСГУ.

Заключение контракта на монтаж оборудования, которое у заказчика фактически отсутствует, может рассматриваться в качестве нарушения требований гражданского законодательства. Если же в контракте будет указано, что монтажу подлежит оборудование, предварительно поставленное контрагентом, то может возникнуть вопрос: почему поставка оборудования не была оформлена должным образом. Минимизировать риски можно, произведя оплату контрагенту, который будет осуществлять монтаж окон, по нескольким кодам КОСГУ. Поставка строительных конструкций (окон) может быть оплачена отдельно по статье 340 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ, приходуются материальные ценности на основании накладных. В свою очередь, монтажные работы на основании актов могут быть оплачены за счет подстатьи 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

Учитываются ли коды КОСГУ при планировании и исполнении бюджетов в 2016 году? Производится ли детализация поступлений и выбытий по кодам КОСГУ при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности?

Различными нормативными актами, изданными в последнее время, исключаются ссылки на применение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) из Бюджетного кодекса, Федерального закона № 83-ФЗ , Закона об автономных учреждениях и ряда других документов, регулирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений. Коды КОСГУ также исключаются из структуры кода бюджетной классификации РФ. При этом КОСГУ по-прежнему остается составной частью бюджетной классификации РФ. Бухгалтеры и экономисты учреждений, привыкшие к тому, что КОСГУ до 2016 года была чуть ли не основной классификацией, в соответствии с которой планировались и осуществлялись расходы и поступали доходы, сейчас гадают, стоит ли ее применять и если да то, в каких случаях. В статье постараемся разъяснить ситуацию с применением КОСГУ с 2016 года.

Составление и исполнение бюджетов без КОСГУ

Составление и исполнение бюджетов, начиная с бюджета на 2016 год, осуществляется без применения КОСГУ.

Планирование и использование доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, составляющих бюджет, осуществляется в соответствии с установленными классификациями (группировками) доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета путем присвоения соответствующих кодов.

До 2016 года составной частью структуры кода классификаций (группировками) доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета являлся код КОСГУ (последние три цифры структуры кода). Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в ст. 20, 21, 23 БК РФ, с 2016 года такой код из названных классификаций исключен.

Таким образом, теперь в составлении и исполнении бюджетов КОСГУ не участвует.

Соответствующие изменения внесены приказами Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). О порядке применения Указаний № 65 при исполнении бюджетов в 2016 году разъяснено в Письме Минфина РФ от 04.02.2016 № 02-05-10/5485.

Согласно обновленным Указаниям № 65н сейчас вместо кода КОСГУ в последних трех цифрах структуры кода классификации доходов бюджета указывается аналитическая группа подвида доходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета – аналитическая группа вида источников финансирования дефицита бюджета, классификации расходов бюджета – код вида расходов бюджета (далее – код ВР).

Стоит отметить, что коды аналитических групп подвида доходов бюджета и аналитических групп вида источника финансирования дефицита бюджета соответствуют ранее применяемым кодам КОСГУ. Поэтому переход на новые правила формирования кода классификации доходов бюджета и классификации источников финансирования дефицита бюджета особых затруднений не вызывает.

Что касается формирования кода классификации расходов бюджета, здесь все намного сложнее. Код ВР является более укрупненным группировочным кодом, чем код КОСГУ. Поэтому порядок его присвоения соответствующим расходам отличается от порядка присвоения кодов КОСГУ. Далее рассмотрим особенности применения кодов ВР.

Код ВР вместо кода КОСГУ.

В качестве методической помощи по переходу с кодов КОСГУ на коды ВР Минфин разработал различные сопоставительные таблицы, размещенные на официальном сайте в разделе «Бюджетная классификация РФ».

Также увязка кодов ВР и кодов КОСГУ представлена в приложении 5.1 к Указаниям № 65н, которым необходимо руководствоваться в 2016 году (Письмо Минфина РФ от 04.02.2016 № 02-05-10/5485).

Наиболее распространенными кодами ВР, в частности, являются:

1) при закупке товаров, работ и услуг – код ВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Сюда включаются многие расходы, возникающие в рамках заключенных договоров (расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, прочих услуг, расходы на приобретение основных средств, материальных запасов и прочие расходы);

2) при выплате заработной платы – код ВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;

3) при возмещении командировочных расходов – код ВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Стоит отметить, что данный код включает несколько видов командировочных расходов (возмещение суточных, расходов на приобретение проездных билетов, расходов на оплату найма жилья).

Исключение КОСГУ из нормативной базы для государственных (муниципальных) учреждений

Исполнение бюджетов осуществляется, в том числе, через казенные учреждения, являющиеся участниками бюджетного процесса. Кроме того, в расходовании бюджетных средств участвуют бюджетные (автономные) учреждения, к которым эти средства поступают в виде субсидий. Таким образом, изменения, связанные с отменой КОСГУ для исполнения бюджетов, затронули также нормативную базу, регламентирующую деятельность государственных (муниципальных) учреждений, а именно:

1) в части осуществления операций (расходов) за счет средств учреждений:

а) операции со средствами бюджетных учреждений больше не учитываются по кодам КОСГУ (п. 5 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ исключен Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ (далее – Федеральный закон № 406-ФЗ));

б) расходы, производимые бюджетными (автономными) учреждениями, за счет средств целевых субсидий (в том числе субсидий на цели осуществления капитальных вложений), не будут проверять на соответствие кодам КОСГУ (п. 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ и п. 3.10 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, в редакции Федерального закона № 406-ФЗ);

2) в части финансового планирования:

а) из формы бюджетной сметы, а также порядка ее заполнения исключили указания на коды КОСГУ. Теперь показатели сметы формируются в разрезе кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4, 8, 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, в редакции Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н (далее – Приказ № 201н));

б) из формы плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений, а также порядка его формирования исключили детализацию по кодам КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н» (далее – Приказ № 140н)). Детализация плановых показателей по выплатам учреждения теперь осуществляется по кодам ВР. Причем согласно обновленной редакции Приказа № 140н (в редакции Приказа № 201н) такую детализацию необходимо производить уже с 1 января 2016 года (то есть при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год);

3) в части раскрытия и опубликования информации об учреждении. При предоставлении и размещении на официальном сайте www.bus.gov.ru информации о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества коды КОСГУ не указываются. Например, при публикации сведений о кассовых выплатах учреждения (Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденный Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н, в редакции Приказа № 201н).

Применение КОСГУ для ведения учета и составления отчетности

С 2016 года КОСГУ используется исключительно для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Об этом свидетельствуют обновленные редакции ст. 18 БК РФ и разд. V Указаний № 65н.

Исходя из приведенных норм законодательства государственные (муниципальные) учреждения продолжают использовать КОСГУ в 2016 году в целях ведения учета и составления отчетности.

Порядок применения кодов КОСГУ приведен в разд. V Указаний № 65н. В нем отмечено, что особенности использования кодов КОСГУ в целях бухгалтерского (бюджетного) учета также могут быть определены в нормативных актах Минфина, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

При использовании учреждениями кодов КОСГУ в 2016 году необходимо учитывать следующие новшества:

1) доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания теперь отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, что ранее они учитывались по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ;

2) на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ теперь следует относить возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками, в том числе:

  • расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
  • расходов на наем жилых помещений;
  • дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Следует отметить, что ранее на подстатью 212 КОСГУ относились лишь расходы на выплату суточных. Остальные оплачивались по различным статьям КОСГУ исходя из их экономического содержания;

3) если расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно возникают на основании заключенных договоров по оказанию транспортных услуг, их следует отражать по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

4) если расходы на наем жилого помещения на период направления работников (сотрудников) в служебные командировки возникают на основании заключенных договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях, то данные расходы должны быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Перечисленные новшества введены в Указания № 65н Приказом Минфина РФ от 01.12.2015 № 190н.

Особенности применения КОСГУ для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений КОСГУ учитывается при формировании рабочего плана счетов.

Рабочий план счетов утверждается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 21 Инструкции № 157н).

Напомним, что номер счета бюджетного (бухгалтерского) учета, включаемый в рабочий план счетов, состоит из 26 разрядов.

Согласно п. 21 Инструкции № 157н, п. 3 Инструкции № 174н , п. 3 Инструкции № 183н коды КОСГУ указываются учреждениями в 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана.

С 2016 года в структуре номера счета (в разрядах с 15 – 17-й) бюджетным (автономным) учреждениям также следует указывать аналитический код поступлений (выбытий), соответствующий (п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н):

  • по доходам – коду аналитической группы подвида доходов бюджета;
  • по расходам – коду вида расходов;
  • по источникам финансирования дефицита бюджета – коду аналитической группы вида источников финансирования дефицита бюджета.

Например, для начисления расходов на возмещение суточных командированным сотрудникам за счет средств субсидии на выполнение государственного задания бюджетное учреждение культуры включит в рабочий план счетов следующий счет:

Особенности применения КОСГУ для составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с инструкциями № 191н , 33н государственные (муниципальные) учреждения обязаны применять КОСГУ для составления следующих форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности:

  • отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) и отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). Данные формы заполняются бюджетными и автономными учреждениями;
  • отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Данные формы составляются казенными учреждениями.

Информацию о финансовых поступлениях и выбытиях в перечисленных формах следует заполнять с детализацией по КОСГУ.

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) заполняется бюджетными (автономными) учреждениями, начиная с отчетности за I квартал 2016 года, в разрезе аналитических кодов, соответствующих виду поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения), виду выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований). То есть в разрезе той аналитики, по которой отражаются плановые показатели в плане финансово-хозяйственной деятельности. В частности, детализацию по выплатам в указанном отчете необходимо проставлять по кодам ВР. Ранее показатели по выплатам в таком отчете отражались тоже в разрезе кодов КОСГУ.

Начиная с 2016 года при планировании и исполнении бюджетов КОСГУ не применяется. Поскольку государственные (муниципальные) учреждения напрямую или косвенным образом участвуют в исполнении соответствующих бюджетов, ссылки на применение КОСГУ исключены из нормативных актов, связанных, в частности:

  • с финансовым планированием таких учреждений;
  • с осуществлением кассовых выплат (проведением операций) за счет средств учреждений;
  • с раскрытием и размещением информации об учреждениях на сайте www.bus.gov.ru.

Несмотря на это, КОСГУ остается обязательной для применения в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Государственные (муниципальные) учреждения в 2016 году продолжают использовать коды КОСГУ для формирования рабочего плана счетов и применения таких счетов, кроме того, в разрезе таких кодов заполняют отчетные формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н).

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н).

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 № 199н).