Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. Деятельность социального работника в учреждениях пенитенциарной системы Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XX в. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1) Психолого-ориентированная;

2) Социолого-ориентированная;

3) Комплексно-ориентированная.

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами». Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом». Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. Наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников

Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован». Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XX в. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1) Психолого-ориентированная;

2) Социолого-ориентированная;

3) Комплексно-ориентированная.

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами». Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты.

Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом». Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует.

Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. Наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников

Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован». Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране очень велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как известно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющий использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология, рассматривающая только психологические аспекты, ни право, рассматривающее только правовую сторону проблемы.

Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для помощи клиенту.

Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую, человек находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент, как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ

Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы это: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип профилактики, принцип социального реагирования, принцип клиентоцентризма, принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности. Все эти принципы также являются и принципами пенитенциарной социальной работы, как части социальной работы.

Однако на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ: ”Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы”. Лица, отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. Осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что:

во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов;

во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.

Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что: ”наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного” (ст.6 УК РФ).

Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: ”человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного Закона, “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: ”Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”. Гуманизм по сложившимся в советской юридической науке понятиям имеет две стороны. Одна сторона выражается в “ минимуме и мягкости репрессии”. Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. По нашему мнению такое понимание гуманизма несколько устарело, ибо оно по существу оправдывает период 30-х – начало 50-х гг. ХХ столетия в России, когда уголовная репрессия была наиболее сурова, а миллионы людей отбывали наказание в сталинских лагерях и тюрьмах.

Гуманизм в отношении к преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей. Гуманизм – это, прежде всего, признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными. Таким образом принцип гуманизма опровергает то мнение, что тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим.

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что, обращаясь с осужденными как с «низшим существом» мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.

Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством.

Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени, чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.

В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.

Таким образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи, мы наблюдаем то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников, которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе.

То есть можно сделать вывод о том, что функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Однако основополагающими являются следующие:

Правовая помощь и поддержка осужденных

Психолого-педагогическая диагностика личности осужденного

Разработка совместно с администрацией ИТУ программ социально-психологической и профессиональной реабилитации осужденных

Адаптация осужденных к среде ИТУ.

В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, значительное число осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт.

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992 г. она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения. Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов психологического воздействия, так как при разработке психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени пребывания человека в ИТУ происходит усиление психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. Наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. И. Шнайдер. Он говорит о том, что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу.

Свободное время в тюрьме не должно оставаться “ объектом убийства” или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе”. Также социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у нее максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок, стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотренингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях.

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:

1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”;

2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным;

3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы. Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например существует множество методов изучения личности преступника.

По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) “Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом”.

В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:

Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.

Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.

Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.

Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.

Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.

Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе.

Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Данный перечень на настоящий момент можно дополнить несколькими характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо религии, данные из личных документов (анализ дневников, писем и др.)

Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.

Однако только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными.

2.2 Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.

Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость – один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма отражен в ст. 7 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с «низшим существом» мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному, мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде исправительных учреждений; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники исправительных учреждений относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола.

Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего – несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7% имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3% пенсионного возраста. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых.

Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством. Известно также, что большое число инвалидов (71,7%) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6% из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2% не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации.

Подавляющее большинство осужденных инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. В отношении 37,8% осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.

Большой процент в пенитенциарной системе также и ВИЧ-инфекцированных, что говорит о необходимости развития медико-социальной службы.

График 2 Больные туберкулезом на 1000 заключенных и ВИЧ-инфицированные на 1000 заключенных в 1995–2000 гг.


Рассмотрев эти категории объектов помощи мы наблюдаем то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе. То есть можно сделать небольшой вывод о том, что функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:

1) правовая помощь и поддержка осужденных;

2) психолого-педагогическая диагностика личности осужденного;

3) разработка совместно с администрацией исправительного учреждения программ социально-психологической и профессиональной реабилитации осужденных;

4) адаптация осужденных к среде исправительных учреждений.

Несмотря на наличие общих черт и свойств, объект пенитенциарной социальной работы неоднороден и с целью определения оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям. Заключенных, имеющие социальные проблемы, можно классифицировать по следующим категориям.

Например, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска. В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера.

Это категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в исправительных учреждениях, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и другие) по объективным причинам, разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

Вторую группу составляют осужденные, имеющие несколько социальных проблем объективно разрешимого свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и т.д.). Для этого после проведения социальной диагностики необходимо включение осужденного в общественно полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию.

В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения одну или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.

Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения и содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Будучи самодостаточными людьми, они часто входят в секции социальной помощи самодеятельных организаций осужденных, либо проводят волонтерскую социальную работу по принципу «равный помогает равному» с другими лицами, нуждающимися в непрофессиональной помощи. Пенитенциарная социальная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.

Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за преступностью. В описании методов наблюдения можно опираться на представления немецкого ученого Г. Шнайдера, в соответствии с которыми поскольку непосредственное наблюдение за преступностью невозможно, следует использовать методы непрямого исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения является интервью, которое берут у преступников. Интервью как средство исследования представляет собой планомерную деятельность с научными целями в ходе, которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается к сообщению вербальной информации. Для проведения данного метода важна именно деятельность социального работника, который может установить доверительные, равные отношения с осужденными.

С помощью интервью, как правило, изучают «преступную карьеру» личности, которая строится преимущественно на личностных особенностях и свойствах характера, которые не поддаются объективной оценке. Делать выводы о личности осужденного, составлять типологии и классификации последней возможно лишь на основе сравнительного метода, метода эмпирических наук, когда результаты исследования будут лишь тогда подлинными, когда они будут повторяться в результатах различных исследований. На основе данных родовых методов изучения преступности можно выделить конкретные методы и модели деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере, опирающиеся на нравственно-гуманистические основы и принципы. Западные ученые выделяют несколько основных методов деятельности социальных работников с осужденными. Это модель или метод справедливости, метод воспитательного воздействия включающий различные модели: общинная и групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификация поведения.

Модель справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобы преступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманное отношение к преступнику – основная обязанность общества, если оно хочет чтобы такое отношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива. По модели справедливости следует существенно уменьшить количество преступлений, за которые полагается лишение свободы. Так, например, за тяжкие преступления должно следовать непродолжительное лишение свободы примерно в несколько месяцев, ведь считается, что долгий срок не более действенен, чем короткий. Необходимо отметить, что в Росси данный метод в современных условиях неприемлем ибо короткие сроки лишь увеличат количество совершаемых преступлений, так как люди будут знать, что за свои преступления значительного наказания они не понесут.

Следующий метод – метод воспитательного воздействия предполагает превращение тюрьмы в клинику. Она объясняет возникновение преступлений только индивидуальными патологиями и, исходя из этого, предлагает методы исправления и воздействия на осужденных. Это могут быть и индивидуальные консультации и групповые собрания, физическая, психическая и социальная терапия.

Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся, прежде всего, по плану последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.

Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта», разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев). Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через: приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности; ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей; предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью; привлечение осужденного к общественной деятельности.

Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:

а) последующего формирования и утверждения социально-полезной направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных взглядов;

б) воспитание уважения к нормам и законам, существующим в обществе.

Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного.

В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна в направлениях: оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое консультирование и профилактические мероприятия; улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий; проведение исправительной психологической коррекции осужденного. Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем непосредственного воздействия на свойства личности.

Осуществление этого метода предполагает подчинение ряду нравственно-гуманистических принципов: добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и консультирования); предоставление осужденному возможности выражать свою точку зрения в процессе оказания помощи и принимать ее во внимание. Для осуществления коррекции необходимое условие проведения – психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые предопределяют криминогенные стороны личности.

Таким образом, основными принципами метода являются: добровольность, индивидуальность, системность, заключающаяся в ликвидации выявленных криминогенных склонностей и формирование альтернативных способов решения жизненных задач. Данные методы могут использоваться пенитенциарными социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных.

Как относительно конформного и неконформного (т. е. как относительно самостоятельного и относительно несамостоятельного). 2.2 Проектирование системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении На непрерывное и стабильное развитие образования в пенитенциарной системе немаловажное влияние оказывает внешняя среда, т.е. сфера, в которой образовательное...

И дополнительное образование в ИУ) в пенитенциарной педагогике практически не разработаны. 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 3. 1. Проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств...

Основные задачи социального работника, стремящегося установить, сохранить и развить социально полезные связи:

1) оценка полезности связи и в соответствии с полученной оценкой принятие мер к ее блокированию, изменению или развитию;

2) определение, в рамках, какой из упомянутых моделей осуществляется социально полезная связь, определение внутренних социальных и нравственных резервов заключенного в целях повышения уровня связи, наличия возможностей для развития связи у ее объекта;

3) помощь заключенному в оценке объекта связи, раскрытие перед ним возможных перспектив поддержания связи с данным объектом, предостережение его от необоснованных иллюзий и заблуждений относительно социальных перспектив данной связи;

4) оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей путем замещения ценностей, нахождения иного объекта связи или вступления в контакт с прежним объектом с целью изменить его поведение;

5) содействие в розыске или подыскании объекта (например, помощь в поиске родственника или друга, координаты которого неизвестны);

6) оказание содействия в развитии навыков социального самоконтроля;

7) помощь в устранении препятствий к установлению и поддержанию социально-полезных связей .

Социальный работник в пенитенциарных учреждениях РФ выполняет следующие функции.

1. Совместно с осуждёнными и администрацией ИГУ составить план обучения и работы в период лишения свободы.

2. Помощь осуждённым в преодолении психологического кризиса в связи с нахождением их под арестом.

3. Содействие в адаптации заключенных к среде ИТУ.

4. Организация свободного времени и культурного досуга осуждённых.

5. Защита и наблюдение за соблюдением прав и свобод осуждённых.

6. Правовая и психологическая помощь родственникам заключенного в решении проблем, связанных с лишением его свободы.

7. Регулирование вопросов оплаты труда заключенных.

8. Подготовка заключенного к выходу на свободу, его ресоциализация, содействие в поиске ему жилья и работы.

9. Регулирование отношений осуждённых и персонала во избежание властного произвола со стороны последних.

10. Помощь наиболее нуждающимся группам и категориям осуждённых: несовершеннолетние, молодёжь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды и т. д.

11. Развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенным и внешним миром.

12. Повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания с помощью установления социально-позитивных, социальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса.

13. Помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые с одной стороны соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания. С другой стороны влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические, социальные издержки для наказуемого.

14. Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания.

15. Помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его культурного развития и социальных интересов.

16. Содействие заключенному в получении помощи от специалистов.

17. Организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды).

18. Помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, сферы социального интереса (работа, семья, религия, учеба, спорт).

19. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

20. Социальное развитие и прогноз развития управления .

В рамках современной пенитенциарной системы существует определённая специфика в деятельности социальных работников: социальный работник должен зачастую брать на себя смежные функции работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе, упразднённых из-за финансовых трудностей.

Итак, функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала ИТУ.

В практике деятельности специалиста по социальной работе принято выделять два основных аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовая и психологическая поддержка.

Психологическая поддержка. Оказавшись в ИТУ, любой человек переживает психологический стресс. Осужденного переполняет чувство якобы учиненной несправедливости и собственной неполноценности. Его мучит страх неизвестности. Осужденный понимает, что длительное время никто не будет интересоваться его судьбой и состоянием. Выраженный психологический дискомфорт требует разрядки. По данным статистики, треть насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, как следствие психического стресса. Именно поэтому в пенитенциарной системе необходимо создать психологическую службу с квалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников .

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. Она приобрела законодательную основу. В местах лишения свободы стали создаваться психологические лаборатории. Психологическая функция социального работника состоит в диагностике личности осужденного и разработке совместно с администрацией ИТУ программы перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным.

Важнейшим компонентом психологической поддержки осужденных служит организация социальным работником осмысленного досуга в ИТУ. «Задачи воспитательного воздействия во время досуга, - отмечает немецкий криминолог Г.Й.Шнайдер, - сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не только не разрушала социально полезных связей осужденных, но и способствовала укреплению их семейных и родственных отношений .

Итак, основными направлениями психологической поддержки пенитенциарной социальной работы выступают:

1) изучение личности осужденного и становление его «преступной карьеры»;

2) разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным;

3) социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений;

На личность человека в условиях социальной изоляции воздействуют разного рода психогенные факторы, которые приводят к невротическим реакциям, суицидальным попыткам, психическим расстройствам. Тюремное заключение часто приводит к необратимым изменениям в психике. В исследовании В.И. Лебедева, которое посвящено анализу психогенных факторов экстремальных условий, приведено 7 групп факторов, отрицательно воздействующих на психику человека в экстремальных условиях:

1) групповая изоляция;

2) монотонность;

3) изменение восприятия пространственной структуры;

4) одиночество;

5) информационная истощаемость;

6) угроза для жизни и здоровья;

7) десинхронизация ритмов сна и бодрствования .

Одним из примеров экстремальных условий можно считать пребывание в местах лишения свободы. Первым фактором, воздействующим на психику заключенного, является групповая изоляция. Заключенный находится в относительно небольшом коллективе таких же «страдальцев», как и он сам. Они постоянно вынуждены общаться друг с другом. Групповая изоляция сопровождается постоянной публичностью и невозможностью уединиться, поэтому через некоторое время после попадания в заключение у человека развивается состояние, которое Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством», а Т. Хейердал - «острым экспедиционизмом». Последний дал такое описание: «Это психологическое состояние, когда самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются». В результате в коллективе осужденных появляется напряженность во взаимоотношениях, растет количество конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность и, как следствие всего этого, появляются изолированные и отвергаемые члены группы. Их появление закреплено так называемым «воровским законом», и они, как правило, уже не в силах повысить свой статус в уголовной иерархии .

Для разрешения всех психологических проблем, имеющихся у заключенного, социальный работник в рамках своей компетенции должен разрабатывать программы перевоспитания, исправления осужденных.

Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденные нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализации осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду,но надо помнить,что труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. По исследованиям практики применения наказания в федеральной системе США, американский ученый Даниэл Глейзер установил, что продолжительное образование снижает рецидив. Следовательно, нужно использовать средства обучения в перевоспитании осужденных .

Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдается санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Так по результатам данными общественными организациями на 1 января 1998г. В следственных изоляторах содержалось на 58.8 % людей больше чем положено по государственному стандарту. А также 18-20 кв.м. на 38 человек, то есть 0.4 кв.м. на человека .

Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формирование у населения своеобразного правосознания связанного с применением к осужденному жесточайших мер.

Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются, особенно на уровне законодательства. Было принято около 40 указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов (Федеральный закон «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс» и др.).

Одобрена концепция реорганизации уголовно - исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, которое представляет собой комплекс организационных мероприятий проводимых на основе норм уголовно-исполнительного законодательства направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Значение материально-бытового обеспечения осужденных проявляется в том,что хорошо налаженный быт способствует нравственному изменению личности осужденного, закреплению положительных привычек, приучает его к порядку и дисциплине. Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание надлежащих жилищно-коммунальных условий, организации питания, вещевого обеспечения и торгового обслуживания. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника. Который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. Причем, необходимо отметить, что отправление религиозного культа очень важно для многих осужденных, так как из общего числа осужденных верующим считает себя каждый третий. Работа конфессиональных организаций, приобщение к вере, способствует улучшению взаимоотношений, укреплению дисциплины и порядка, расширяют контакты с внешним миром, определяют возможность покаяния за содеянное, оказывают помощь в нравственном воспитании, организации быта и досуга, трудового устройства.

Деятельность социального работника должна быть направлена на максимально эффективное сотрудничество с религиозными организациями. В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы, обеспечение жильем и работой, или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности, получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

Труд осужденных в основном регулируется законодательством РФ о труде. В первую очередь это кодекс законов о труде, в соответствии с которым на осужденных без каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда, заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охрану труда.

В соответствии с указанными нормами, осужденные к ограничению свободы, имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности, льготы предоставляемые женщинам и молодежи, в том числе связанные с обучением, на осужденных к ограничению свободы распространяется государственное социальное страхование. В соответствии с этими нормами социальный работник обязан контролировать выполнение всех этих условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потери кормильца и других оговоренных законом случаев. Без каких-либо дискриминаций в отношении к осужденным .

В функции социального работника также входит, контроль за медицинским обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания т обеспечивать больным необходимые условия для лечения.

В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: «Осужденным, отбывающим ограничение свободы, гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи. Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан».

Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия .

Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов, контролеров и социальных посредников.

Актуальной задачей общей теории социальной работы стала необходимость разработки единого теоретического обоснования пенитенциарной социальной работы. Этого настоятельно требует опыт практической деятельности пенитенциарной системы. Преобразование последней, равно как и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одних только МВД Минюста РФ невозможно. Необходимы независимые общественные институты гражданского общества, которые могли бы эффективно контролировать и регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа.

Однако на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ: ”Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы”. Лица, отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. В соответствии с новой редакцией ст.10 Исправительно-трудового кодекса осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами представляющими их интересы, прав предоставляемых законом. Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности. Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что: ”наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного” (ст.6 УК РФ).

Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: ”человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: ”Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”. Гуманизм по сложившимся в советской юридической науке понятиям имеет две стороны. Одна сторона выражается в “ минимуме и мягкости репрессии”. Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. По нашему мнению такое понимание гуманизма несколько устарело ибо оно по существу оправдывает период 30-х – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовная репрессия была наиболее сурова, а миллионы людей отбывали наказание в сталинских лагерях и тюрьмах. По нашему мнению гуманизм в отношении к преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей. Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными. Таким образом принцип гуманизма опровергает то мнение, что тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим.

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с “ низшим существом” мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду спецефических особенностей его профессиональной деятельности.

3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.