Список современного нормативно правового обеспечения вашей программы. Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности

Педагогическая документация

Нормативно-правовое обеспечение

Методическое обеспечение

Обобщенные опыты работы педагогов

Методические разработки инновационных проектов, конспектов

Консультации для воспитателей по разделам программы

Конспекты занятий по разделам программы

Картотеки

Оборудование

Демонстрационный материал

Демонстрационный материал, счетный материал

Оборудование методического кабинета

№ п/п Наименование
1. Методический кабинет МДОБУ Центр развития ребенка – д/с «Айгуль»
2. Старший воспитатель: Сулейманова Гульназ Мухтаровна. Образование: высшее – СФ БГПИ 1994 г. факультет «Педагогика и психология дошкольная», Высшая категория
3. Общие сведения о кабинете: Общая площадь – 28м.
4. Документация: Годовой план ДОУ Программа развития ДОУ Образовательная программа Программа «Здоровье» План работы старшего воспитателя на месяц Тетрадь протоколов педагогических советов Документация по работе со школой, сводные данные о готовности детей к школе Тетради учета поступающих и используемых материалов методического кабинета Банк данных о педагогах ДОУ Результаты обследования детей по разделам программы Паспорт методического кабинета
5. Перечень пособий, дидактического и наглядного материала
6. Список методической литературы
7. Картотека периодических изданий

ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Программа развития МДОБУ детский сад «Айгуль» на 2015-2019гг.

2. Образовательная программа

3. Программа «Здоровье» МДОБУ ЦРР д/с «Айгуль» на 2015-2019 гг.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

5. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в д/с» Ушакова О.С.

6. «Программа обучения русскому языку в башкирских группах» Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г..

7. «Оскон» (программа обучения башкирскому языку) Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г..

8. «Я – Башкортостанец» Агишева Р.Л.

9. «Программа по музыкальному развитию детей 2-7 лет» М.Д. Зацепина

10. «Программа комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах» З.Г. Нафикова, Г.Г. Галеева

11. «Программа обучения и воспитания детей с ОНР в условиях специализированного детского сада» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

12. «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

13. «Тренинговая программа по коррекции тревожности у детей 4-7 лет» В.Ф. Сафина

14. «Сенсорное развитие» Л.Ф. Фомина

15. Планы кружковой работы педагогов

16. Годовой план работы с приложениями.

17. План работы узких специалистов (учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей)

18. Протоколы заседаний педагогического совета

19. Итоговые материалы по результатам контроля

20. Сведения о педагогических кадрах, повышении их квалификации, аттестации

21. Материал по аттестации педагогов

22. Диагностический материал

23. Материалы методических дней: «Использование здоровьесберегающих технологий специалистами ДОУ», «Общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками»

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Положение о методическом кабинете

2. Положение о Педагогическом Совете

3. Положение о творческой группе

4. Положение о методическом объединении педагогических работников

5. Положение о ПМПк

6. Положение о логопедическом пункте

7. Положение о кружковой работе

8. Положение о внутреннем контроле

9. Положение о родительском комитете

10. Положение о родительском собрании

11. Закон «Об образовании в РФ»

12. Конвенция о правах ребенка

13. Конституция РФ

14. .ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г №124-ФЗ (С изменениями и дополнениями на 2002г)

15. Инструктивно- методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000г №65/23-16

16. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений « от 04 апреля 2003 года №1418.

17. Концепция модернизации Российского образования в развитии Российского общества.

18. Семейный Кодекс Российской Федерации.

19. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ.

20. Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

21. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

23. Порядок проведения аттестации педагогических организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Правовая норма - важный и необходимый инструмент управ­ленческой деятельности.

В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, построение чего-нибудь, а «право» - как совокуп­ность общеобязательных правил (норм), установленных или санк­ционированных государством.

Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону - значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» . Опора на право и нравственность - одно из важнейших усло­вий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образова­тельном учреждении.

Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функ­ционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обес­печение образования с позиций системного подхода на федераль­ном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена сис­тема нормативно-правового обеспечения образования в РФ.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-право­вых актов прежде всего определяются правами и свободами чело­века и гражданина, установленными главным законом страны - Конституцией. Поэтому системообразующим компонентом в сис­теме выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны.

При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включен­ные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также за­коны, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.

К нормативным документам Министерства образования РФ от­носятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, по­ложения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.

Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации

Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-мето­дические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обес­печивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.

На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитыва­ющие ее местную специфику.

Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразо­вательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.

Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:

Устав муниципального образовательного учреждения;

Локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);

Приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового рас­порядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).

Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных про­грамм, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.

Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип авто­номности образовательных учреждений (ст. 2).

Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспе­ченная реализацией принципа автономности, означает повыше­ние ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением. В данном случае образовательное учреждение в установленном за­конодательством РФ порядке несет ответственность:

За невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

За неполную реализацию образовательных программ; -за качество образования своих выпускников;

За нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и ра­ботников образовательного учреждения;

За жизнь и здоровье учащихся и работников во время образо­вательного процесса.

Помимо нормативных документов федерального, региональ­ного и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, приня­тая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предус­мотрены современные направления светского воспитания, кото­рые могут быть учтены при разработке инновационных образо­вательных проектов.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике реализовать охрану и защиту личности, здоровья и прав ребенка, пере¬смотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовой охраны семьи и детства, а также создать более совершенную судебно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальных работников, социальных педаго¬гов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педа¬гогическую помощь прежде всего семьям, детям и подросткам группы риска.Наряду с открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную профессиональную психолого-педагогическую и право¬вую подготовку и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других лиц, занятых пре¬вентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегося поведения.В свою очередь, решение проблемы комплексного организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нор¬мативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспе¬чения профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних невозможно без глубокого изучения природы отклоняющегося пове¬дения и путей его предупреждения, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны правительства и муниципальных органов власти.Как научная проработка, так и практическое решение проблем перестройки превентивной практики существенно затруднены тем, что в настоящее время в отечественной превентивной науке и практике сложилось парадоксальное положение. С одной стороны, к участию в воспитательно-профилактической работе привлечено значительное количество социальных институтов и общественных организаций. Так, по данным криминологов, в одном административном районе действуют до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних и остронуждающихся в научном обеспечении своей деятельности. С другой стороны, исследование проб¬лемы отклоняющегося поведения детей и подростков ведется много¬численными представителями смежных отраслей знания: психологии, педагогики, медицины, криминологии и т.д.Вместе с тем, в настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что прежде всего отрицательно сказывается на действенности, результативности воспита¬тельно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Та¬кое положение дел сложилось не случайно, поскольку применение в воспитательно-профилактической практике результатов исследований, ведущихся в различных узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно не связанных с деятельностью реально дей¬ствующих учреждений и социальных институтов, оказывается делом весьма затруднительным для практического использования. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизиро¬вать результаты разнообразных многочисленных исследований по проблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единого прикладного психологического знания, оценить информацию, накопленную по этой проблеме в социальной, юридической, возрастной и педагогической психологии, в других смежных отраслях науки, преж¬де всего применительно к воспитательно-профилактической деятель¬ности реально действующей системы ранней профилактики.

Нормативно-правовое обеспечение программы

· Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

· Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Программа опирается на современные концепции воспитания детей и молодежи. Ее содержательный компонент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской

Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной

программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

на 2010-2015 гг.», где отражаются актуальные и перспективные задачи

обучения и воспитания молодежи в России.

Психолого-педагогической основой программы является отечественный опыт организации воспитательной деятельности, а также результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно - исторический и личностно - деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно - смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности «Играй-класс: школа юного затейника» требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 323 будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.



Режим занятий

Программа предназначена для детей от 7 до 10 лет (1-4 классы).

Срок реализации - 3 года.

Количество учебных часов и режим занятий:

1-й год - 33 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 5 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

2-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 3 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

3-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).

Из них – 4 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)

Наполняемость групп: до 12 человек по каждому году обучения.

В соответствии с требованиями к организации внеурочной деятельности, занятия по программе проводятся не ранее, чем через час после уроков основного расписания. Продолжительность академического часа занятий соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут – в 1-м классе, 45 минут – во 2-м и 3-м классах.

Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися и способы их измерения

Реализация программы отражает приобретение личностных и метапредметных результатов, которые могут быть представлены как:

· результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений (1-й год обучения);

· результаты второго уровня - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (2-й год обучения);

· результаты третьего уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия (3-й год обучения).

Личностные результаты

Освоив программу, учащиеся будут

Знать

· правила безопасного поведения во время игр;

· названия, содержание и правила народных и театральных игр;

· малые формы фольклора: считалки, дразнилки, пословицы, прибаутки, загадки и т.д.;

· термины, используемые в игровой и театрализованной деятельности: правила игры, ведущий, водящий, шеренга, колонна, круг, врассыпную, шахматный порядок, страховка, пантомима, мимика, интонация, дикция, игровая программа, сценарий, режиссер, реквизит, декорации и др.

иметь представление

· о базовых культурных и духовно-нравственных ценностях народных и современных игровых традиций;

· об основах актерского мастерства;

· об игровой программе как театральном жанре;

· о способах самоорганизации игрового досуга.

уметь

· соблюдать правила безопасного поведения в игровой деятельности;

· ориентироваться в пространстве игрового зала;

· объяснить содержание и правила знакомой игры;

· использовать малые фольклорные формы во время проведения игр;

· пользоваться выразительными средствами речи, выполнять простейшие упражнения речевого тренинга;

· мимикой, интонацией, жестами передавать различные эмоциональные состояния;

· пользоваться сценическим костюмом, атрибутами и реквизитом;

· выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств с помощью педагога и самостоятельно.

Получатразвитие такие физические параметры, как ловкость, быстрота, выносливость, улучшатся показатели памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения и др.

Воспитательный результат

Дети научатся

· вступать в процесс общения, согласовывая свои действия, мнения с потребностями товарищей;

· доверять, помогать и поддерживать участников игрового общения, применять свои умения при решении совместных задач;

· оценивать результаты собственной деятельности и коллективной работы;

· делиться своими чувствами, интересами, настроением;

· проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание по отношению к участникам общения.

Будут совершенствоваться навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Школьники получат начальный опыт самостоятельного общественно-значимого действия (участие в подготовке и проведении игровой программы для младших товарищей).

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога;

· проговаривать последовательность действий во время игр;

· работать по предложенному педагогом плану;

· давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД:

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

3. Коммуникативные УУД :

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им;

· выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Способы и формы проверки результата освоения обучающимися программы:

· Собеседование (начало учебного года);

· Педагогическое наблюдение (в процессе занятий, выступлений);

· Самооценка (в процессе занятий, по просьбе педагога);

· Отзывы детей и родителей (устные и письменные);

· Коллективное обсуждение работы (после репетиции, выступления);.

· Анкетирование (в конце 3-го года обучения);

· Тестирование (в конце 1-го и 2-го годов обучения);

· Творческая практика (проведение игр на занятиях и в игровой программе).

Способы фиксации результата:

· Карта педагогического наблюдения

· Анкета-опросник

· Результаты тестирования

· Фото и видео отчет, мультимедийная презентация о занятиях и творческой практике

Учебный план

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п Наименование тем 1 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Играй - класс: что это такое? 0,5 3,5
1.1 0,5 0,5
1.2 -
1.3 -
1.4 -
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть!
2.1 Подвижные игры 0,5 2,5
2.2 0,5 1,5
2.3 В слова и со словами 0,5 2,5
2.4 Игры-соревнования 0,5 2,5
2.5 Здравствуй, новый год! -
3. Так играли еще в старину
3.1 Русские народные игры
3.2
3.3 «В гостях у тетушки Арины» -
3.4 «Сударыня-масленица» -
4. Сам себе затейник
4.1 0,5 1,5
4.2 0,5 3,5
5. -
6. Итоговое занятие 0,5 0,5
ИТОГО

Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п Наименование тем 2 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Новости играй-класса 0,5 0,5
2.
2.1 Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности 0,5 2,5
2.2 Игры и упражнения на развитие речи 0,5 2,5
2.3 Игры на развитие творческой фантазии 0,5 2,5
2.4 Сценки-малютки 0,5 2,5
2.5 Игры вокруг елки -
2.6 Здравствуй, новый год! -
3. Так играли еще в старину 2.5 7,5
3.1 Игры народов мира
3.2 Вокруг земного шара (малые формы фольклора народов мира)
3.3 Что такое игровая программа. Готовим программу вместе. 0,5 0,5
3.4 «Несмеяна, не плачь» -
3.5 «Сударыня-масленица» -
4. Сам себе затейник:день рождения – своими руками! -
4.1 Театр-экспромт -
4.2 Игры-аттракционы -
4.3 Игры с карточками и картинками -
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» -
6. Итоговое занятие -
ИТОГО

Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п Наименование тем 3 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Нынче мы – выпускники 0,5 0,5
2. Сам себе поставь «пятерку»! (развивающие игры)
2.1 Смотрю и слушаю внимательно (игры на развитие слухового и зрительного внимания) -
2.2 Запомню все! (игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти) -
2.3 Говорю четко и выразительно (игры на развитие речи) -
2.4 Я на сцену выхожу (правила поведения на сцене, работа с микрофоном) 0,5 - 0,5
2.5 Праздник «Посвящение в первоклассники» (репетиции участия в качестве ведущих) 0,5 0,5
2.6 Проведение праздника «Посвящение в первоклассники» -
3. Превращаемся, перевоплощаемся (театральные игры)
3.1 Жест, мимика, пантомима…а что это? -
3.2 Играем в театр (сказка - пантомимой) -
3.3 Новогодние игры и забавы для классной вечеринки
3.4 Здравствуй, новый год! -
4. Отличники играй-класса
4.1 Знаешь ли ты русские народные игры? -
4.2 Конкурс знатоков малых форм русского фольклора -
4.3 Репетиция и коллективное проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников
4.5 «Сударыня-масленица» -
5. Сам себе затейник: игры на улице 1,5 8,5
5.1 Ловишки, салки, догонялки 0,5 2,5
5.2 Школа прыжков 0,5 1,5
5.3 Скачи, скачи, мячик! 0,5 2,5
5.4 Веселые состязания - 1,5
6. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» -
7. Итоговое занятие (анкетирование) -
ИТОГО
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР
1.
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии (введение в программу, собеседование) Теория: Цель и задачи программы. Как появилась игра. Ее роль в развитии человека. Виды игр. Техника безопасного поведения в игровой деятельности. Затейник – кто это? Практика: просмотр презентации. Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по тематике программы М/м презентация «Школа затейников в стране Нескучалии!» (авт.) 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) Практика: -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика: -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в празднике -/1/1
2.
2.1 Подвижные игры Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: Практика: 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, новый год! Практика: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3.
3.1 Русские народные игры Теория: Практика: 1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория: Практика: 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Практика: 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Практика: 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: -/1/1
6. Итоговое занятие Практика: 0,5/0.5/1
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР Кол-во часов теория/ практика/ всего
1. Играй - класс: что это такое? 0.5/3,5/4
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии (введение в программу, собеседование) Теория: Практика: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) Практика: Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика: Слушать и понимать речь других. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть! 2/10/12
2.1 Подвижные игры Теория: Практика: Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Работать по предложенному педагогом плану. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: Практика: 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: Практика: 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, новый год! Практика: участие в школьном новогоднем празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3. Так играли еще в старину 2/7/9
3.1 Русские народные игры Теория: Практика: Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория: Практика: Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Работать по предложенному педагогом плану 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: участие в школьном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Практика: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Практика: самостоятельное проведение любимых игр Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: участие в итоговом школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
6. Итоговое занятие Практика: выполнение тестов на усвоение теоретической части программы Работать по предложенному педагогом плану. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы. 0,5/0.5/1

Образовательная пресса

1. Учительская газета

2. Газета «Первое сентября»

3. Газета «Начальная школа»

Информационные ресурсы

Нормативные документы

Литература

Электронные ресурсы

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео - и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

3). Структура курса должна содержать:

· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

· разделы программы;

· темы занятий,

· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

· дополнительная литература;

· цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемаярезультативность курса:

· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

· портфель достижений школьника.

При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Алгоритм работы с играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников п

В младшем школьном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, т.е. появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Эти возрастные особенности требуют соответствующего методического обеспечения программы.

Для этого используются:

– развивающие психолого-педагогические методики П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

– методы профессиональной и народной педагогики, в том числе празднично-игровой культуры;

– развивающие игровые методики и компьютерные технологии.

Их использование позволяет создать в процессе обучения условия:

– для развития познавательной мотивации детей;

– для развития интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания и памяти при совместной деятельности всех участников группы;

– для развития творческих способностей детей в различных играх;

– для создания развивающей среды;.

Главным принципом методики реализации программы является создание для детей такой развивающей среды, в которой взаимосвязь двух видов деятельности – игровой и учебной – оказывается органичной и плодотворной.

Определённое участие в образовательном процессе взрослых (родители детей) позволяет расширить диапазон воспитательных средств. Организация тематических праздников, подготовка учащимися домашних заданий, оснащение самих занятий обогащается за счёт взаимодействия с родителями, их активной помощи.

С первого года занятий начинается активное освоение детьми областей культуры, связанных с игровым искусством: заучивание стихов о природе и различных явлениях, пересказ сказок и мифов, поиск в книгах загадок и рассказов о природе, о Вселенной. Приветствуется самостоятельное сочинение стихов, рассказов, создание поделок и рисунков по изучаемой теме, как самими детьми, так и совместно с родителями.

Благотворное воздействие оказывает соединение на занятиях с 7-8-летних ребят с более старшими. Малыши стараются подражать старшим, в то время как последние, в процессе совместного решения задач, что-то объясняя и проговаривая для младших, активнее начинают развиваться сами.

На занятиях наиболее приемлемыми оказываются игровые методы , которые используются как при знакомстве с учебным материалом, при его закреплении, так и в качестве формы отдыха (подвижные, ролевые игры). Зрелищная и увлекательная форма занятий позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей в течение длительного времени.

В первый год обучения больше внимания и времени приходится уделять неподготовленным детям, а для того, чтобы не пострадал весь педагогический процесс, выбирается такая форма передачи знаний, когда будут удовлетворены интересы обеих групп детей, но при этом каждый ребёнок приобретет необходимые ему навыки

Использование максимально богатого визуального ряда является важнейшим элементом методического обеспечения данной программы. Многочисленные настольные игры, альбомы-раскраски, проведение викторин, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления, сюжетно-ролевые игры позволяют детям полноценно осваивать материал.

Учёт психологических особенностей возраста детей производится и при разработке режима занятий, основанного на смене различных видов деятельности.

Так, типичное занятие имеет следующую структуру:

– в начале занятия группа вспоминает, что проходили на предыдущем занятии (особенно важно для тех, кто его пропустил), – около 5 мин;

– затем обсуждается план текущего занятия – около 5 мин;

– 30 мин занимает знакомство с новым материалом;

– перерыв 10--15 мин с подвижными играми по пройденной теме;

– 15-20 мин – знакомство с новым материалом;

– 10-20 мин – на закрепление нового материала;

– обсуждение задания на дом – около 5 мин.

Занятия проводятся в зрительном зале или игровой комнате.

Для реализации данной программы имеются:

1) Игровой реквизит

2) Магнитофон, диски

3) тематическая библиотечка, дидактические разработки.

Продукт проекта:

1. Мультимедиа-презентация «Так играли еще в старину».

2. Сценарий театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с использованием русских народных игр.

3. Игровой реквизит и декорации из природного материала, текстиля.

4. Русские народные костюмы для ведущих театрализованной игровой программы.

5. Организация «школы ведущих» для наиболее активных детей - участников проекта.

6. Проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников, где в роли ведущих - дети-участники проекта.

Контроль и оценивание:

1. Результаты психолого-педагогического наблюдения за детьми - участниками проекта.

2. Проведение театрализованной игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для воспитанников подготовительной группы ДОУ № 15, отзывы воспитателей.

3. Анкетирование участников проекта «Чему я научился»

4. Фото-отчет о проведенной игровой программе

5. Видео-отчет

6. Представление опыта на районном конкурсе «Сердце отдаю детям» (показ игровой программы «В гостях у тетушки Арины» с участием детей - ведущих)

Техника

Интернет-сервисы

Использованная литература для обучающихся и педагога

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и

средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой

внеурочной деятельности:

1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по

данному вопросу,

2) упражнение,

3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4) методы игры в различных вариантах,

5) составление плана и

Каковы важнейшие принципы построения игр?

1. В каждом мероприятии, в каждой игре должен сквозить ясный принцип: общество – стоящая вещь (даже с эгоистической точки зрения). Если к игре присоединяется еще один приятель – тем лучше для меня. В одиночку мне не добиться того, чего я добьюсь вместе с другим. Если в игру включается третий, то наши силы возрастают еще больше, а значит, и я достигну большего. И так далее.

2. Ребенок должен понимать, что с помощью товарищей он добьется то