Картотека дидактических игр " культура поведения за столом". Дидактические игры-тренинги для дошкольников Речевой этикет для дошкольников дидактические игры

Дидактические игры по этикету и культуре поведения Младший дошкольный возраст "Расставь все по местам" Цель. Закрепить знания детей о чайной и столовой посуде, о столовых приборах. Активизировать употребление слов "чайный", "столовый". Материал. Карточки с изображением различных видов посуды и приборов. Ход игры Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: "Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы". За правильное выполнение задания дети получают фишку. Старший дошкольный возраст "Как вести себя за столом" Цель. Закрепить правила поведения за столом. Ход игры Воспитатель предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения за столом отметить хлопками в ладоши правильные. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Глотать большие куски. Не чавкать. Ковырять в зубах пальцами. Класть в рот небольшие куски. Чавкать. Вытирать рот рукавом. Спешить. Пить залпом. Выплевывать косточки на стол. Хорошо пережевывать пищу. Не говорить с полным ртом. Чистить зубы зубочисткой. Пользоваться салфеткой. Дуть на суп. Бросать салфетку на пол. Примерные конспекты занятий по этикету и культуре поведения Младшая группа "Знакомство с ножом" Цель. Познакомить детей с приемами использования столового ножа, научить делать бутерброд с маслом. Воспитывать самостоятельность. Материал. Вырезанный из картона нож - человечек (с руками, нарисованным лицом, галстуком); красиво оформленный бумажный пакет, ширма для настольного кукольного театра. Ложка, вилка, масленка с маслом, сладкий чай. На каждого ребенка - кусочек хлеба, пирожковая тарелка, чашка с блюдцем, два столовых ножа (один - для рассматривания, другой - для работы). Ход занятия Воспитатель предлагает найти в игровом уголке бумажный пакет (с картонным ножом внутри). Дети находят пакет и приносят его воспитателю. Воспитатель. Давайте посмотрим, что в этом пакете. (Открывает пакет вместе с детьми. Достает нож-человечка.) Как вы думаете, кто это? (Нож.) Правильно. Давайте присядем и послушаем этого господина. Узнаем, зачем он к нам пришел. Дети проходят к стульчикам и садятся. Используя ширму для настольного театра, воспитатель от имени ножа беседует с детьми. Нож. Здравствуйте, дети! Вы узнали меня: я - столовый нож. Вы знакомы с моими сестрами - вилкой и ложкой? (Да.) Для чего они нужны? (С ними удобно есть.) Правильно. Вилка и ложка помогают во время еды. Я тоже хочу вам помогать. Посмотрите (показывает ложку и вилку), мы с сестренками похожи? (Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на наличие ручек у ложки, вилки, ножа - они необходимы, чтобы было удобно держать приборы.) Но у меня еще есть лезвие. С одной стороны оно острое, чтобы можно было резать мясо, отрезать хлеб. Я помогаю людям с давних пор и надеюсь, что и с вами мы подружимся. Теперь мне пора идти к другим детям. Но я хочу оставить вам в подарок своих младших братьев. (Воспитатель показывает красивую коробку с набором ножей.) Постарайтесь подружиться с ними. До свидания! Воспитатель. Спасибо тебе, господин Нож! (Нож скрывается за ширмой. Воспитатель достает из коробки ножи и раздает по одному каждому ребенку.) Потрогайте нож. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего он сделан? (Ответы детей.) Посмотрите, у ножа есть ручка и лезвие. Покажите ручку, потом лезвие. (Дети выполняют задание.) С одной стороны лезвие острое. С ножом надо обращаться очень осторожно. Положите ножи на мой стол. (Дети выполняют. Входит помощник воспитателя с нарезанным хлебом и маслом в масленке.) Хотите сделать бутерброд? (Да.) Садитесь на свои места. (Воспитатель раздает другие, чистые ножи. Показывает каждому ребенку правила приготовления бутерброда: кусочек хлеба кладут на тарелку, придерживают одной рукой, а ножом, держа его в другой руке, намазывают масло. Дети повторяют ее действия.) Какие молодцы! Вы научились намазывать масло на хлеб, как взрослые. Теперь вы всегда можете пользоваться ножом! Проводится чаепитие с бутербродами. Средняя группа "Накроем стол к чаю с конфетами" Цель. Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю. Активизировать словарь: чайная пара, чайная ложка, заварочный чайник, конфетница. Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения. Материал. Скатерть, салфетница с салфетками, набор чайной посуды, сундучок. Ход занятия Появляется Карлсон (его роль исполняет взрослый). Карлсон. Здравствуйте! Воспитатель. Здравствуй, Карлсон! Ты как здесь оказался? Карлсон. Да я мимо пролетал, замерз. На улице холодно, решил к вам заглянуть, погреться. Можно? Воспитатель. Как мы можем побыстрее согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (Ответы детей.) Карлсон. Давайте выпьем чаю. Я так его люблю, особенно со сладостями. Воспитатель. Дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая. Все вместе расстилают скатерть, расставляют чайную посуду, называют ее: чайная пара, чайная ложка. Карлсон иногда ошибается, переспрашивает. В процессе работы воспитатель напоминает, как правильно держать чашку (за ручку), где должна лежать ложка. Когда стол накрыт, воспитатель предлагает отойти от него и полюбоваться сервировкой. Спрашивает у детей, что им нравится. Обращает внимание на скатерть: она белоснежная, отглаженная. Карлсон. По-моему, здесь чего-то не хватает... Мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыл. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать? Чтоб открылся сундучок, Расскажи-ка мне, дружок: Что ты скажешь, если вдруг Угостит тебя твой друг? Дети. Спасибо. Карлсон. Что ты скажешь, мой дружок, Если в гости вдруг придешь? Дети. Здравствуйте. Карлсон. Что ты скажешь, дорогой, Если ты пойдешь домой? Дети. До свидания. Карлсон. Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно. Воспитатель. Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу.) Можно туда положить конфеты? (Да.) Эта ваза называется конфетницей. Заполним ее конфетами. (Дети кладут в нее конфеты. Благодарят Карлсона.) Воспитатель. Знаешь, Карлсон, для чаепития с конфетами нам понадобятся еще и тарелочки, их всегда ставят с левой стороны от чашки (каждый ребенок пробует сам поставить тарелочку с левой стороны). Вот теперь можно садиться за стол. В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол. Воспитатель. Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты да еще и фантик бросил на пол. (Ответы детей.) Карлсон. А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то? Воспитатель. Давай, Карлсон, мы тебя научим правилам этикета и расскажем, почему так не делают. Карлсон. Согласен. Воспитатель. Если ты возьмешь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если в конфетнице остались конфеты, можешь взять еще одну. Конфету надо класть в тарелку, которая стоит с левой от чашки стороны, туда же кладем и фантик от съеденной конфеты. Проводится чаепитие, во время которого воспитатель закрепляет знания детей о том, для чего нужна чайная ложка, как правильно держать чашку (за ручку; можно придерживать за донышко). Старшая группа "Украшение праздничного стола" Цель. Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, складывании салфеток. Материал и оборудование. Скатерти разной расцветки, формы и размера. Тарелки и тканевые салфетки - на каждого ребенка. Композиция из еловых веток, шишек, новогодних шаров, которые были сделаны детьми на занятиях по ручному труду. Видеомагнитофон. Мультфильм "Винни-Пух идет в гости". Столы (круглый, прямоугольный). Схемы складывания салфеток (на листах бумаги A3). Ход занятия Воспитатель. Дети, какой зимний праздник ваш любимый? (Новый год.) Почему вы любите этот праздник? (Высказывания детей.) Хотелось бы вам научиться накрывать красивый праздничный стол? Чем отличается праздничный стол от обычного? (Ответы детей. Пояснения воспитателя по мере необходимости.) Посмотрите, какие разные бывают скатерти (демонстрирует ажурные, белые, цветные, набивные, расшитые, круглые, квадратные). Все они чистые, отглаженные. Для разных столов - разные скатерти. Какая скатерть подойдет для круглого стола? (Выбирают.) Вспомните, как надо стелить скатерть. (Аккуратно разворачивать на столе.) Постелите скатерть на круглый стол. (Дети выполняют задание.) А эта белоснежная скатерть (демонстрирует) на прямоугольный стол - для большого торжества. Можно постелить сразу две скатерти разного рисунка и цвета (одну на другую). (Дети предлагают варианты. Выбирают лучший. Стелят скатерти на стол.) Итак, стол застелен скатертями. В какой последовательности нужно накрывать на стол? (Сначала тарелки, столовые приборы, стеклянная посуда, затем салфетки, украшения.) Салфетки тканевые, бумажные - обязательный элемент сервировки. Можно сказать, что "родилась" салфетка в Древней Греции около 3500 лет назад: во время еды губы утирали листом фигового дерева. Тканевую салфетку стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет назад. В богатых домах на них вышивали инициалы хозяина дома. Гости даже уносили с собой эти изысканные салфетки на память о прекрасно проведенном времени. Какие салфетки необходимы для праздничного стола? (Тканевые.) Как вы думаете, что делают с этой салфеткой, когда садятся за стол? (Кладут на колени, чтобы не испачкать праздничной одежды.) Такой салфеткой можно лишь слегка промокнуть губы, например перед тем, как выпить напиток (чтобы не оставить жирных следов на стакане). Наши друзья Винни-Пух и Пятачок тоже пользовались салфетками в гостях. Вспомним, как они это делали. (Просмотр отрывка из мультфильма.) Правильно ли пользовались салфетками Винни-Пух и Пятачок? (Ответы детей.) Посмотрите, как можно сложить салфетку. (Демонстрирует образцы: "крендель", "пирамидку", "снопик", "карман", "веер".) Хотите научиться складывать салфетки? (Ответы детей.) В этом вам помогут схемы. (Вывешивает схемы. Дети упражняются в складывании салфеток.) Помните, что для праздничного стола все салфетки должны быть сложены одинаково. У каждого гостя на тарелке - сложенная салфетка. (Предлагает сложить салфетки каким-либо одним способом. Дети выполняют задание и ставят или кладут салфетки на тарелки.) Как красиво! Чем еще можно украсить наш стол? (Свечами, композициями из еловых веток, шишек, новогодних шаров.) Правильно, давайте сделаем новогодний стол еще красивее. (Все вместе украшают стол.) Подготовительная к школе группа "Давайте познакомимся!" Цель. Учить речевым формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность. Материал и оборудование. Игрушки для сценки Видеомагнитофон. Мультфильм "Крокодил Гена ищет друзей". "Знакомство". Ход занятия Воспитатель. Сегодня во дворе моего дома я встретила соседа - мальчика Сашу семи лет. Он был очень расстроен. Поговорив с ним, я узнала, что в наш дом переехала новенькая девочка. Саше она очень нравится, он хотел бы с ней подружиться, но не знает, как нужно познакомиться, чтобы ее не обидеть. Может быть, вы ему поможете? (Ответы детей.) Хорошо, давайте попробуем разыграть сценку. Оля будет как будто играть в песочнице, а Ваня подойдет к ней и попробует познакомиться. Вы понаблюдаете и скажете, все ли правильно сделал Ваня. (Дети разыгрывают сценку, затем обсуждают и предлагают свои варианты знакомства.) Можно ли знакомить так, как описывается в стихотворении: Познакомьтесь, это - Ленка, У нее на шее шрам. А вот этот карлик - Генка... Конечно, нет. "Так знакомить - стыд и срам". При знакомстве со своим сверстником вы должны первыми назвать свое имя, затем спросить имя того, с кем хотите познакомиться. После этого нужно сказать: "Очень приятно познакомиться!" Поупражняйтесь, пожалуйста! (Дети "знакомятся" друг с другом, используя нужные речевые формы.) Если с тем, с кем вы хотите познакомиться, знаком ваш друг, то он представляет вас так: "Андрей, хочу познакомить тебя с Сашей" или "Разреши тебе представить Сашу". (Дети разыгрывают эту ситуацию, проговаривая словесные формы.) Если при знакомстве присутствуют взрослые, как поступить в этой ситуации? Надо представить младшего старшему, близкого знакомого - малознакомому. Я знаю одного крокодила, который нашел интересный способ знакомства. Давайте посмотрим. (Показ отрывка из мультфильма "Крокодил Гена ищет друзей" и его обсуждение.) Теперь вы знаете, как правильно знакомиться, и уверена, успешно справитесь с этой ситуацией. "Книга в подарок" Цель. Учить делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к другому человеку. Материал. Азбука, старые потрепанные книги, книги-"раскладушки" для малышей, толстые энциклопедические словари. Парик с бантами. Набор фломастеров, настольная игра в коробке, конфета. Открытка "С днём рождения!", красивая оберточная бумага. Ход занятия Воспитатель. Сегодня я вспомнила, что у мальчика из Простоквашино, известного как Дядя Федор, через неделю день рождения. Давайте поздравим его с праздником. Как можно это сделать? (Ответы детей.) Хорошо, чуть позднее мы решим, как его поздравить. А сейчас вслушайтесь в пары слов: строить - строитель; учить учитель. Дарить... доскажите! (Даритель.) Правильно, только слово это немного непривычно. Когда-то в русском языке это слово употреблялось часто. Оно обозначало человека, который даром, обратите внимание, даром делает другому что-нибудь хорошее. Помните, у Сергея Михалкова: дядя Степа спас тонущего ребенка, или, говоря по-другому, подарил ему жизнь, и в ответ на предложение попросить за это что угодно сказал: Мне не надо ничего, Я задаром спас его. Видите, задаром! Но бывает ведь и так (произносит диалог): - Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарю, а ты мне - удочку! - Сказал тоже - свисток! Свисток три рубля стоит, а удочка - двадцать! - Ну ладно. Я еще две марки добавлю. - Да на что мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя - города. Разве здесь о подарках разговор? (Ответы детей.) Конечно, нет. Такой способ "дарить" и таких "дарителей" народ давным-давно осудил в поговорке: "Подарки дарят - отдарки глядят". Думаю, что смысл ее понятен. Кто и когда сделал первый подарок, мы не знаем. Но когда это произошло и даритель увидел на лице другого человека радость, то сделал величайшее открытие: давать и дарить, может быть, даже приятнее, чем получать. Вы любите больше дарить или принимать подарки? (Ответы детей.) Я больше люблю дарить. Так приятно делать людям добро, видеть, как человек радуется. Познакомьтесь с девочкой Леночкой. (Воспитатель отворачивается, надевает парик, показывает сценку "На день рождения".) - Здравствуйте! Меня зовут Леночка. Меня пригласила к себе на день рождения моя лучшая подруга Оля. Мы с мамой купили ей в подарок фломастеры. (Показывает.) Сколько цветов! И что я этой Ольге буду их дарить? Она и рисовать-то не умеет. Я другое дело. Я очень хорошо рисую. Оставлю их лучше себе, а Оле подарю эту игру. (Рассматривает ее.) Какая интересная! Вот кубик... и фишки... и даже картинки. Вот здорово! Ну уж нет! Игру я себе оставлю, а Оле отнесу конфету "Мишка на севере". (Достает из кармана.) Моя самая-самая любимая конфета! И нужно ее Оле отдать? А я? Я без конфеты останусь? Ну уж нет! Лучше я ее (запихивает в рот) сама съем, а к Оле просто так пойду с тортом чай пить! (Снимает парик.) Ну что, понравилась вам эта девочка? (Ответы детей.) Почему? Какая она? (Жадная, злая, вредная, недобрая.) Вы хотели бы с ней дружить? (Нет.) Мне тоже не хотелось бы дружить с этой Леночкой. Помните, когда идешь на день рождения, нужно дарить подарок, который доставит радость имениннику, будет ему интересен. Если вы пойдете на день рождения к Вике, что вы ей подарите? (Ответы детей.) А если вас Илюша пригласит? (Ответы детей.) Молодцы, эти подарки им понравятся. Скоро у нашей Галины Алексеевны (помощник воспитателя) день рождения. Давайте подарим ей мяч, новый футбольный мяч. (Нет, нельзя.) Почему нельзя? Он же новый, красивый! (Взрослой женщине мяч не нужен. Нужно подарить что-то, что понравилось бы Галине Алексеевне, - рисунок, поделку, аппликацию.) Правильно, самое главное при выборе подарка он должен быть интересен, должен приносить радость. Давайте обсудим, что мы подарим Дяде Федору. Имейте в виду, ему исполняется семь лет, он скоро пойдет в школу. (Из предложенных вариантов выбирается книга.) Я приготовила несколько книг. (Дети подходят к стенду.) Внимательно рассмотрите их и выберите ту, которую хотите подарить. Взяв книги, дети рассаживаются за столом. Воспитатель берет книгу у каждого, рассматривает ее, обсуждает с детьми, можно ли ее дарить. Провоцирует детей: "Ну и что, что немного рваная, мы подклеим" и т.д. Дети протестуют: ведь старую книгу дарить нельзя. Отвергаются также книги слишком "детские" и "взрослые" без картинок. Выбирают Азбуку. Воспитатель. Все правильно. Подарим Дяде Федору "Азбуку" - ведь ему скоро в школу, и эта интересная книга ему нужна. Я расскажу, как правильно дарить книги. . Книга должна соответствовать возрасту человека и его интересам. . Книгу нельзя подписывать. . Чтобы узнать, от кого книга, в нее можно вложить подписанную поздравительную открытку. . Книгу можно упаковать в подарочную бумагу. . Когда даришь книгу, да и любой подарок, нужно говорить слова поздравления и пожелания. Не забудьте, получив подарок, поблагодарить, развернуть подарок, если это книга, перелистать, еще раз поблагодарить. И даже если у вас есть такая же книга, сказать: "Спасибо. Мне очень нравится твой подарок!"(Передает одну из книг ребенку и произносит: "Поздравляю тебя, Настя! Будь счастлива!" Ребенок отвечает: "Большое спасибо. Я очень рада, мне очень приятно..." Эти речевые формулы закрепляются с каждым ребенком.) Теперь подпишем открытку, вложим ее в книгу, запакуем красиво наш подарок и отправим в Простоквашино. Дети пишут на открытке свое имя или что-нибудь рисуют: цветок, солнышко, звезду и т.п., вкладывают ее в книгу и с помощью воспитателя заворачивают подарок в красивую бумагу. Художественные произведения, рекомендуемые для использования на занятиях по этикету А. Степанов А. Кондратьев Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, -у людей на языке... Очень просто Жить культурно: Всё прекрасно, Что не дурно. Приветствие - Доброе утро! - птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идёт по домам. Прощание Нам желают: - Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. С. Маршак В гостях Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу. И старых уважать. И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и жевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Н. Красильников Доброе утро Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! Солнцу и птицам. -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. 0. Дриз Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу Кузнецу, врачу, ткачу -"С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!" - кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. В. Юсупов Простите Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза, И робко и тихо "Простите", - сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже... "Простите!" Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! М. Белокурова "Как подружились вилка и нож" Жила-была вилка. Она еще мало прожила на свете, но уже очень гордилась своей красотой и острыми зубками. А жила она в доме у девочки Наташи, которая умела пользоваться столовыми приборами. Вилка с радостью помогала девочке справляться с макаронами, вермишелью, салатом и была очень счастлива тем, что у нее так ловко все получается. Но вот однажды во время обеда Наташе подали на второе салат и жареное мясо. Вилочка растерялась. Она не могла даже своими острыми зубками откусить кусочек мяса. Грустным тонким голоском она сказала: "У меня не получается, я не могу тебе помочь". Но Наташа успокоила вилочку и позвала на помощь нож. Нож явился во всей своей красоте: стройный, блестящий, гордый. Решительно и красиво он помог справиться с куском мяса. С тех пор вилка и нож стали большими друзьями.

С какого возраста можно учить ребёнка этикету за столом
Начинать учить этикету ребёнка можно с любого возраста. В идеале стоит начинать учить ребёнка этикету с рождения, а этикету за столом с момента введения прикорма. Некоторые считают этикет чем-то не принадлежащим к повседневной жизни, однако это не так. Аналогично, как вы обучаете ребёнка элементарным правилам дорожного движения (переходим улицу только на зелёный свет, через дорогу идём только с мамой за руку), так и правила поведения в обществе никогда не рано проговаривать ребёнку.
Однако, стоит заметить, что иные родители слишком увлекаются и требуют от ребёнка слишком многого, не адекватно возрасту. Обучение этикету (и этикету за столом в частности) не должно быть борьбой с ребёнком, постановкой ребёнка в жёсткие рамки. В каждом деле желательно избирать золотую середину и избегать крайностей. А крайность в нашей теме, если родители до 5 лет ребёнка закрывают глаза на баловство за столом, а затем имеют сложную проблему - исправлять свои же ошибки воспитания. Также крайность, как мы говорили, когда обучение этикету превращается в муштру ребёнка. Нужно помнить, что Ваша задача лишь донести до ребёнка все необходимые правила, которые пригодятся ему в жизни. А то, насколько ребёнок захочет этим правилам следовать, зависит от Вашей виртуозности как родителя и как воспитателя.

А я предлагаю вам, мои уважаемые читатели и гости, игру, которая поможет ребенку закрепить знания и представления о том, что, как и чем едят.



Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!


Правила поведения за столом


Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Будешь печь ты пироги -
Нос, смотри, не обожги.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Хлебных крошек не кроши,
Таракашек не ищи.

Пей чаек, не проливая.
Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот
И, не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис (не надо ложкой).

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.
(Ирина Горюнова)

Две полезных сказки на случай, если ребенок что-то взял у кого-то без спроса, понимая, что так делать неправильно. Если ребенок еще маленький, вряд ли он поймет ваше суровое отношение к нему из-за такого поступка, скорее только испугается и научится впредь скрывать свои дела. Попробуйте рассказать одну из этих сказок, в которых как раз и обыгрывается мотив воровства - умышленного или "нечаянного». ПРО ГНОМИКА ВАСЮ (Авторы: Донскова Наталия, Беленькая Марина) Жил-был гномик Вася. У него были папа и мама, которые его очень любили, покупали ему красивую одежду и новые игрушки. Когда Васе исполнилось 7 лет, мама сказала ему: «Сынок, ты стал совсем большой, пора тебе идти в школу». Мама и папа купили для Васи портфель, тетради, ластики, цветные карандаши. В школе было очень интересно, там Вася нашёл много новых друзей, с которыми весело играл на переменках. Как-то раз Вася увидел необычный ластик у своей соседки по парте. Ему захотелось такой же. Он тихонько положил ластик к себе в карман. Никто ничего не заметил. На следующее утро, собираясь в школу, Вася понял, что он не может взять этот ластик с собой, потому, что эта вещь чужая, все догадаются. - Зачем он мне? – подумал Вася, - Ведь я всё равно не смогу его взять в школу и показать ребятам! Вася с досадой бросил ластик в дальний ящик письменного стола и пошёл в школу. На первом уроке все рисовали красивые картинки. Лучше всех нарисовала Аллочка, и учитель похвалил её. - Наверно, это потому, что у неё волшебные карандаши, - подумал Вася. Когда все гномики отправились на завтрак, он задержался около парты Аллочки и никак не мог оторвать глаз от карандашей. - Возьму один, - подумал Вася, - никто ничего не заметит. Но ему было так сложно решить, какой из карандашей выбрать: красный или синий, жёлтый или зелёный. Тогда Вася, не долго думая, положил всю коробку с карандашами к себе в портфель. Когда все гномики вернулись из столовой, Аллочка заметила, что карандашей на её парте нет. Она очень расстроилась и даже заплакала. Все гномики начали её успокаивать. Некоторые стали искать карандаши, заглядывая под парты и между стульями. И Вася искал вместе со всеми. - Не плачь, - успокаивал он Аллочку, - может, твои карандаши куда-то закатились и обязательно найдутся. Но на душе у Васи было очень неприятно, он понимал, что взял чужое. Придя из школы домой, Вася сел за стол, достал чужие карандаши и хотел нарисовать картинку ещё лучше, чем у Аллочки. Но ничего у него не получилось. - Зачем они мне? – подумал Вася, - Я не умею рисовать так красиво, как Аллочка, да и в школу эти карандаши брать нельзя. И он их то же бросил в дальний ящик стола. На следующий день Вася был дежурным по классу. Когда он поливал цветы, то увидел красивый блокнот на столе у учителя. - Я тоже хочу такой же, - подумал Вася и взял блокнот в руки. В этот момент в класс вошла учительница. Она посмотрела на Васю и сказала: «В этом блокноте я пишу имена тех ребят, которые хорошо себя вели целую неделю. А тебе он зачем? Ты же не сможешь им пользоваться». Вася положил блокнот на стол и вышел из класса. Ему было очень стыдно. На следующее утро, когда ребята пришли в класс, на парте у Аллочки лежали её цветные карандаши, а у Васиной соседки по парте – пропавший ластик. Учительница взглянула на Васю и улыбнулась. Она всё поняла. А в конце недели она записала в свой блокнот имя «Вася». СКАЗКА ПРО ТО, КАК МАЛЬЧИК ДЕНИС БРАЛ ВЕЩИ БЕЗ СПРОСА Однажды мальчик Дениска гулял со своими друзьями на детской площадке. Они как всегда весело играли все вместе. Сначала дети играли " в пятнашки", потом в "казаков-разбойников", а потом устали и присели поболтать. Болтали они, болтали, вдруг самая маленькая девочка Маша и говорит: - А что это там в песочнице блестит? - Наверное стекло, - сказал Денис. - Или фантик, - сказал Максим. - Или железная формочка, - сказала Катя. Они так набегались, что вставать и идти к песочнице никому не хотелось. А Маша не поленилась и подошла. Она стала раскапывать песок и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите, что я нашла! Оказалось, что блестел там вовсе не фантик, не железо и не стекло, а красивый маленький ключик. - Ух ты! – ребята наперебой стали выхватывать его друг у друга. – Может быть он волшебный? - А что им можно открыть? - А где замок? На кустах акации сидела огромная красивая бабочка. У нее были большие ажурные крылышки с красными и желтыми пятнышками, синими и розовыми полосочками, а по краю каждого крыла вспыхивали золотые искорки. Она посмотрела, как Маша аккуратно положила ключик в кармашек, довольно пошевелила усиками и, взмахнув крылышками, улетела. Денису очень захотелось иметь точно такой же ключик, он перерыл всю песочницу, обошел всю площадку, даже в кусты залез, но второго такого ключика не было. - Маш, отдай мне ключик, - начал канючить он. - Не отдам, - ответила Маша. - Ну, зачем он тебе? – не успокаивался Денис. - А тебе зачем? – не сдавалась Маша. - Мне он очень понравился – ответил Денис. - Мне тоже, - не уступала Маша. – Я его нашла, значит, ключик мой! Так они долго-долго препирались, чуть не поссорились, но Катя предложила поиграть в мячик, и они забыли про ключик. Солнце поднялось высоко-высоко, стало жарко, и ребята сняли курточки. Когда Денис положил на скамейку свою куртку, то увидел, что рядом лежит Машина кофточка, в кармане которой поблескивает ключик. Денис оглянулся, не видит ли кто, схватил ключик и спрятал в своем кармане. Ребята ничего не заметили, а вот огромная черная бабочка, прятавшаяся в тени большого клена, довольно потерла лапки и улетела прочь. Наступило время обеда. Денис очень боялся, что Маша вспомнит про свою находку и начнет выяснять, куда же пропал ее красивый ключик. Но маленькая Маша заигралась и совсем забыла про него. Вечером, когда Маша ложилась спать, в окно ее комнаты кто-то тихонько постучал. Сначала она испугалась и с головой спряталась под одеяло, но потом ей стало любопытно, кто же это там стучит, и она осторожно выглянула. За окном сидела восхитительная бабочка. Ее пестрые крылышки сверкали и переливались в свете луны, красные и желтые пятнышки светились в темноте, словно фонарики, а на кончиках ее усиков вспыхивали две золотые звездочки. - Ой, - обрадовалась Маша и подбежала к окну. Бабочка влетела в форточку и опустилась на Машин пальчик, аккуратно сложив красивые крылышки. В комнате сразу стало светло. - Здравствуй, Машенька! – мелодичным голоском сказала бабочка. - Здравствуйте, - вежливо ответила Маша. Она была воспитанной девочкой. Но ей было так интересно, почему бабочка умеет разговаривать, что она не выдержала и сказала: - А говорящих бабочек не бывает! Ты волшебная бабочка? - Меня зовут Лионелла, я фея лесных цветов! – ответила бабочка. - Ой, я еще никогда не видела настоящих фей, - обрадовалась Маша. – А что ты делаешь в городе? - В моей волшебной стране случилась страшная беда! На нашей цветочной поляне жил Серебряный ручей. Он был очень-очень красивый и добрый. Серебряный ручей поил нас водой, умывал лепестки цветов, поливал нашу землю. Мы все были веселы и счастливы. Но однажды, когда солнце как всегда осветило нашу страну своим золотым светом, мы увидели, что Серебряный ручей исчез. Цветы начали вянуть, корни деревьев засыхали, листья с кустов облетали, трава желтела. Наша изумрудно-зеленая страна стала черной и пустой. Если я не найду Серебряный ручей, то никогда уже не зацветут у нас цветы, не запоют птицы, не зашумит трава. - А как же ты его найдешь? – расстроилась Маша. - Уже много лет я летаю по миру. Однажды, в темном-темном лесу, на древней раскидистой ели я встретила старую мудрую сову. Когда я поведала ей свою печальную историю, она сказала мне, что Серебряный ручей похитила злая колдунья Гразелла, старая и страшная повелительница бурь. Она живет в старом черном лесу, на топком острове, посреди черного болота. Гразелла терпеть не может цветы, поэтому и украла у нас Серебряный ручей, чтобы наша Цветочная страна завяла. Гразелла спрятала его в своем черном подземном дворце, в глубокой темнице. На дверях темницы висит огромный страшный замок, открыть который можно только волшебным ключом. Ключ этот Гразелла спрятала в Ледяной скале за Холодным морем на далеком Севере. Много долгих дней и ночей добиралась фея Лионелла до ледяной скалы. Когда ее крылышки совсем устали, она встретила диких гусей и рассказала им свою печальную историю. - Забирайся в мой пух, - сказал вожак стаи. – Там тебе будет тепло и удобно. Мы отнесем тебя на берег Холодного моря. Так Лионелла и сделала. Гуси долетели с ней до самого Холодного моря. - Ну вот, - сказал вожак. – Дальше нам нельзя. Но тебе могут помочь король Холодного моря, Белый медведь. - Спасибо вам, гуси! – помахала крылышками Лионелла и полетела к Белому медведю. Цветочная фея рассказала ему про беду, которая случилась в ее стране. - Забирайся ко мне на спину, да закутайся в мех, я отвезу тебя к пингвинам, они часто бывают у Ледяной скалы, - ответил ей Белый медведь. Лионелла послушалась его и закуталась в мех на теплой медвежьей спине. Много дней и ночей шел Белый медведь по берегу Холодного моря. Наконец, однажды утром он сказал: - Вот, добрая фея, смотри, там на льдине пингвины, они помогут тебе. - Спасибо тебе, Белый медведь, - крикнула Лионелла и поспешила к пингвинам. Пингвины очень удивились, они никогда в жизни не видели бабочек. Когда Лионелла рассказала им свою печальную историю, самый главный пингвин сказал: - Конечно, мы знаем эту скалу. Забирайся ко мне в мех, пока твои крылышки совсем не замерзли, я отнесу тебя туда. Целый день шел пингвин по огромной льдине. Наконец, далеко впереди показалась высокая ледяная скала. Издали она была похожа на горбатую старуху с клюкой. Белая глыба льда была припорошена снегом, а в глубине ее сверкал волшебный ключик: - Вот он, вот он! – обрадовалась Лионелла. – Скоро я освобожу Серебряный ручей, и моя страна снова расцветет и станет еще прекрасней! Она достала волшебную палочку, взмахнула ею и запела свое заклинание: Солобелла. Молобелла, Каричики, Мурипики! Лилия, ромашка, Василек и кашка, Клевер и мимоза, Лютики и роза, Трава-лебеда, Луна и звезда, Солнца лучик. Дайте мне ключик! Ледяная скала треснула, постояла мгновение, а потом рассыпалась на миллион крохотных льдинок. Фея подняла упавший к ее ногам волшебный ключик и поспешила домой: на пингвине, на Белом медведе, на диком гусе она торопилась в свою страну. Но злая колдунья узнала о том, что Лионелла забрала ключик и изменила заклинание. Теперь, чтобы ключик смог открыть темницу, в которой томился Серебряный ручей, маленькая девочка должна была взять этот ключик в правую руку и при свете луны произнести волшебное заклинание. Лионеле рассказал об этом теплый Южный ветер, который случайно услышал разговор слуг Гразеллы. Цветочная фея как раз летела в это время над Машиным городом. Она увидела красивую девочку с красными бантиками и решила попросить ее о помощи. Лионелла спрятала ключик в песочнице, дождалась, пока Машенька его найдет, и улетела. Когда Маша услышала эту волшебную историю, она очень обрадовалась, что может спасти целую волшебную страну. - Я сейчас, крикнула она фее и начала искать в кармашке ключик. Но ключика там не было. - Какой ужас, - расплакалась девочка. – Из-за меня погибнет Цветочная страна. - Ты не виновата, - грустно ответила Лионелла. – Это я должна была не спускать глаз с ключика, но я так устала от долгого путешествия, что решила немного отдохнуть. Наверняка, это Гразелла украла ключик. Я видела несколько раз черную бабочку, которая летела вслед за мной. Наверное, это она. Не переживай, я что-нибудь придумаю, - сказала Лионелла. Утром Маша вышла во двор грустная-прегрустная. - Ты чего такая печальная? – спросила Катя. Денис понял, что это из-за ключика, покраснел, но ничего не сказал. Красивый ключик лежал у него дома в коробочке с другими сокровищами. Там было настоящее увеличительное стекло, компас, старые сломанные часы и наклейка с машинкой. Когда Маша рассказала ребятам про Цветочную страну, Денис схватился за голову и закричал: - Это я виноват! Что я наделал! Простите меня! Зови скорее Цветочную фею. Я же не знал, я думал, что это просто красивый ключик! – и он побежал домой. Когда красный от стыда Денис вернулся, фея уже сидела на краю песочницы: - Вот, - прошептал Денис, протягивая Лионелле ключик. - Хорошо, что ты все понял и вернул его, - сказала фея. – Никогда нельзя брать чужое без спроса. То, что тебе кажется мелочью, может оказаться очень важным для другого человека и причинить кому-то большое горе! - Я понял, - потупился Денис. – Я больше никогда так не поступлю. Простите меня, пожалуйста! - Надеюсь, что еще не поздно, - сказала фея. – Теперь надо дождаться ночи и произнести волшебное заклинание. Пойдем, Машенька, нам надо подготовиться. Как только взошла луна, Лионелла дала Маше ключик и велела повторять волшебные слова: - Расступись, черный лес, Возродись страна чудес! Гули, мули, парабеллы, Снять заклятие Гразеллы! Ключик сверкнул и окрасился в золотой цвет. - Подействовало, - обрадовалась Лионелла. – Прощай, Машенька! Спасибо тебе большое. Обязательно передай Денису, чтобы они никогда больше так не делал, иначе злая Гразелла может уничтожить мою страну! - Хорошо, прощай! – помахала ей рукой Машенька. Фея летела через черный лес, над черным болотом и, наконец, добралась до топкого острова. Ночь еще не закончилась, и злая Гразелла спала в своем дворце. Осторожно подкралась Лионелла к темнице, где высыхал Серебряный ручей, вставила в замок волшебный ключик и прошептала: Тараган-бараган, Ветры, бури, ураган, Надо мной замрите, Темницу отворите! В тот же миг темница открылась, и Серебряный ручей вырвался на свободу. - Лионелла, это ты! Как я рад! - Скорее, бежим, пока не наступило утро, а не то Гразелла проснется и нам не сдобровать! Они торопились через леса, поля и горы, и, наконец, добежали до Цветочной страны. Серебряный ручей погладил высохшие цветы, и они подняли свои головки. Он брызнул на увядшие листья деревьев, и они стали свежими и изумрудными. Ручей пробежал по черной траве, и она снова поднялась и зазеленела. Над Цветочной страной зазвенели птичьи голоса, заиграло теплое солнышко и запорхали бабочки. Под голубым небом снова зацвел всеми красками пестрый цветочный ковер. Лионелла окружила свою страну волшебным заклятием, чтобы злая колдунья никогда больше не смогла украсть Серебряный ручей. А мальчик Дениска с тех пор никогда больше не брал без спроса чужие вещи. Он навсегда запомнил, что даже самая обычная безделушка, взятая без разрешения, может стать причиной большого горя.

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №165"

г. Оренбург, Оренбургская область

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопросы:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: « Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические

игры-тренинги

для

дошкольников

по

этике

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игратренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.