Методическая разработка урока по литературе на тему «А.Толстой. Жизнь и творчество

Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений.

А.К.Толстой.docx

Картинками

Урок № Предмет _________________________________________ Класс _________ Дата _____________________ Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно­ этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений. Этап урока Мотивационный этап Деятельность обуч­ся Слушают учителя. Формулируют цели обучения. Деятельность учителя Приветствует. Мотивирует к обучению. ­ Организует работу с эпиграфом (слайд 1): Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев. ­ Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они? ­ Согласны ли вы с таким пониманием природы? Организует беседу по постановке целей урока ­ Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы. Помогает в формулирование целей обучения. 1)Организует беседу: ­ Что такое пейзаж? ­ Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства? Целеполагание Актуализация знаний Участвуют в полилоге, выполняют задания. Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

Освоение нового ­ Что важно передать в пейзажных зарисовках? Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2­6) Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис. Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество. Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50­е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники­ пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по­своему. На уроке мы обратимся к стихам Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных Слушают, делают записи основных тезисов по форме: Поэты Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П. Полонский, Н.А. Некрасов, А.К.Толстой Особенности лирики Пластика, живописность, общественное содержание, новые поиски формы, влияние прозы, углубление реализма; сатирические ноты. Выполняют физкультминутку. Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения.

Этап самостоятельно й работы художников­ пейзажистов. ­ Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно поклонилась, Три – нагнулась и присела, На четыре –улетела. 2. Исследовательская работа в группах 1 группа –Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение). 2 группа – Выразительно прочитайте стихотворение(я). 3 группа – 3. Проанализируйте стихотворение: ­ охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов; ­ определите настроение, передаваемое в стихотворении; ­ определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении. Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. ­ Представление работы в группах. 1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого. А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери. Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что­то единое и самое важное ­ это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека Защищают проделанную работу.

на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека. Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…» «Толстой ­ неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», ­ признавался Чайковский. Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…» 1. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» 3. Беседа: ­Какой пейзаж изображен А.Толстым? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) Словарная работа: Омут­ водоворот на реке, образуемый встречным течением. ­Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей?(Это стихотворение­сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.) ­Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается анафорой обращениями, (одинаковым началом строк), мерным, плавным, ласковым ритмом.) повторами, А. К. Толстой (1817–1875 гг.). Пейзажная лирика поэта окрашена или мотивом удали и широты («Колокольчики мои»), или радостью, восторгом («Громче жаворонка пенье…»). Лирического героя А. К. Толстого можно назвать «очарованным странником». Позже в лирике поэта начинают преобладать элегические тона. Основной прием А. К. Толстого – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы отражаются друг в друге, потому что все сливается в общий закон жизни

и любви. Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…». С л о в а р н а я р а б о т а: Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нем можно утонуть). Лоза – длинный гибкий стебель ивы. Отлогий берег – не крутой, спускающийся под небольшим уклоном. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я. Это стихотворение­сценка. Лирический герой наблюдает за полетом стрекоз на берегу реки. Он слышит песню­ призыв этих стрекоз. Песня убаюкивает героя, он уже не видит опасности; эта плавная мелодия – обман. Художественные приемы, создающие ощущение колыбельной песни: повторы, обращения, ассонанс, анафора, ритм. природы. В стихотворении поэт рисует образ русской Тональность стихотворения определяется национальным характером и национальной судьбой. Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание): ­ Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5­10 предложений). ­ Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике. Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Предлагает задание «Неоконченное предложение» ­ Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя …. Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.) Этап рефлексии (3 мин.) Домашнее задание Выполняют задания по выбору. Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

Урок литературы в 10 классе

Тема. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.К.Толстого (обзор). Рассмотреть фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. Стихотворения: «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Ход урока

    Организация класса.

    Постановка темы и цели урока.

    Работа по теме урока.

Основные сведения из биографии поэта. Слово учителя.

1. Знатное происхождение.
2. Блестящее домашнее воспитание и образование.
3. Ранние литературные способности, любовь к искусству.
4. Впечатления от украинской природы, преданий, поездок в Европу.
5. Изучение древних документов в архиве Министерства иностранных дел, служба в русской миссии при германском сейме и императорской канцелярии Александра II.
6. Равнодушие к царской службе, прошение об отставке.
7. Бурная светская жизнь, веселые розыгрыши, знакомство с писателями.
8. В начале 1840-х гг. Толстой - автор фантастических рассказов на французском языке и повести «Упырь». Далее им написаны исторические повести, охотничьи очерки, баллады, лирические стихотворения.
9. Любовь к Софье Андреевне Миллер и брак с ней.
10. 1850-е гг. - расцвет поэтического таланта Толстого. Лирика, баллады, былины, притчи, исторические поэмы.
11. 1854 г. - «рождение» Козьмы Пруткова. (Эта информация может стать темой индивидуального сообщения.)
12. В начале 1860-х гг. Толстой уходит в отставку, поселяется в деревне, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, драматическая поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

13. Расстройство хозяйственных дел, болезни, мрачное настроение последних лет жизни, но продолжение поэтического творчества, создание стихов и сатирических произведений, переводы с английского, немецкого и французского языков.

-Анализ лирического стихотворения «Против течения» (1867) и песни «Государь ты наш батюшка…» (1861).

Вопросы и задания к стихотворению «Против течения»
1. Индивидуальное задание. Составьте к стихотворению историко-культурный комментарий.
2. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?
3. В чем его метафорический смысл?
4. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?
5. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?
6. Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?

Вывод. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота - это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

Вопросы и задания к стихотворению «Государь ты наш батюшка…»
1. Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?
2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?
3. Докажите, что песня Толстого - символическое выражение всяких преобразований в России.
4. В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?
5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.
6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ - стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?
7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

Вывод: Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

Любовь в лирике А. К. Толстого . «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Средь шумного бала, случайно…».

Рассказ учителя о любви Алексея Толстого и Софьи Миллер, ставшей его женой, единственной любовью и музой.

Чтение стихотворений «Средь шумного бала, случайно…» «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость…», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…» и др.
В центре урока текстуальный анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…».

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»
1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Шедевры любовной лирики Толстого десятиклассники могут изучить, работая в группах. Все стихотворения небольшие по объему, что даст возможность для более тщательного анализа их содержания и художественной формы.
Группа 1. «Острою секирой ранена береза…».
Группа 2. «Не ветер, вея с высоты…».
Группа 3. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…».
Группа 4. «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо…».
Эмоциональным финалом урока станет прослушивание стихотворения «То было раннею весной…», написанного поэтом незадолго до смерти, или романса на эти стихи. Итоговый вопрос урока - в чем философский смысл понятия «любовь» в лирике Толстого?
Итог урока. Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь - это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту. Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека. Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

Дополнительная информация к уроку.

Сатирические и юмористические произведения.

Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведения поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.

«Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»:
« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира!
И еще:
- Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого...
И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей».

Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются:

Земля у нас богата,

Порядка в ней лишь нет...

Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико.

Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.

Ростом -то Спесь аршин с четвертью,

Шапка-то на нем во целу сажень,

Пузо-то ero все в жемчуrе,

Сзади-то у Heгo раззолочено.

А и зашел бы Спесь к отцу к матери,

Да ворота некрашены!

А и помолился б Спесь во церкви Божией,

Да пол не метен!

Идет Спесь, видит: на небе радуrа;

Повернул Спесь во друrу сторону:

Непригоже-де мне наrибатися!

Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов.

Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:

У приказных ворот собирался народ
густо,

говорит в простоте, что в eгo животе

Пусто!

«Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк

В теле;

Еще в Думе вчера мы с трудом осетра

Съели! »

Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова, созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются, демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой культуры и великоrо самомнения.

К моему портрету,
который будет издан вскоре

при полном собрании моих сочинений

Когда в толпе ты встретишь человека,

Который
нaг 1 ;
Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека,

Неровен шаг;

Koгo власы подъяты в беспорядке,

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай - это я!..

Творческая позиция.

В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства».

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

MHoгo ли вас остается, мечтатели?

Сдайтеся натиску новoгo времени!

Мир отрезвился, прошли увлечения -

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?

Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» .

1 Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.

В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет:

Нет, пол н иного чувства,

Я верю реалистам:

Искусство для искусства

Равняю с птичьим свистом:

Я, новому ученью

Отдавшись без раздела,

Хочу, чтоб в песнопенье

Всегда сквозило дело.

Не случайно при знакомстве с ним так часто приходится возвращаться к строкам стихотворения «Двух станов не боец, но только гостьслучайный....» (1858), подтверждающим двойственность eгo позиций.

Двух станов не боец, но только гость случайный,
38 правду я был рад поднять мой добрый меч.

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не Moг меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

При страстной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени Bpaгa отстаивал бы честь!

Это стихотворение в первом eгo варианте называлось «Галифакс» и было посвящено английскому общественному деятелю, который «.. .всегда был cтpoг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками». Это и послужило поводом для выражения собственных взглядов А. К. Толстого.

И так было вплоть до конца eгo дней. При мер тому фрагмент из письма Б. М. Маркевичу: «Шесть часов утра. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. 3ажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь, но мне по мере сил придется везти жену в Венецию или в Пустыньку. Ей хочется точно узнать, существует ли Наполеон lll или нет? Mнe-то оно безразлично. Какое мне до этого дело?. Если Париж стоит обедни, то Kpacный Poг (имение Толстого на Черниговщине. - Авт) со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали... Я бы легко согласился не знать о том, что творится в нашем seculum (столетии. - Авт»... Остается истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какoгo столетия, ни от какой моды, ни от кaкoгo веяния... - и вот этому-то я всецело отдаюсь. Да здравствует абсолютное, т. е. да здравствует человечность и поэзия!!»

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Други, вы слышите ль крик оглушительный:

«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

Много ли вас остается, мечтатели?

Сдайтеся натиску нового времени!

Мир отрезвился, прошли увлечения -

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?»

Други, не верьте! Всё та же единая

Сила нас манит к себе неизвестная,

Та же пленяет нас песнь соловьиная,

Те же нас радуют звезды небесные!

Правда всё та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного

Против течения!

Вспомните: в дни Византии расслабленной,

В приступах ярых на божьи обители,

Дерзко ругаясь святыне награбленной,

Так же кричали икон истребители:

«Кто воспротивится нашему множеству!

Мир обновили мы силой мышления -

Где ж побежденному спорить художеству

Против течения?»

В оные ж дни, после казни Спасителя,

В дни, как апостолы шли вдохновенные,

Шли проповедовать слово учителя,

Книжники так говорили надменные:

«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,

Всем ненавистном, безумном учении!

Им ли убогим идти галилеянам

Против течения!»

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею -

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею!

Верх над конечным возьмет бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе -
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще - неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

Историческая баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов»

Цель урока: познакомить с творчеством А.К.Толстого на примере баллады «Василий Шибанов»; развивать умение анализировать поступки героев.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;
- углубить представление об особенностях жанра баллады;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.

Ход урока

I. Организационный этап
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь. За окном декабрь. Погода неустойчивая: то дождь льет как из ведра, то снег пытается идти. Представьте себе, вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку баллады.

II. Актуализация знаний
- Вспомните определение баллады. (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).
- Назовите писателя, поэта-земляка, которому 05.09.2017 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения? (А.К.Толстой).

III. Постановка учебной задачи
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
1. Слово учителя. (презентация). Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем вXIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование. А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.
В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.
Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.

Учитель: -Это я вам рассказала немного о биографии нашего земляка, а теперь вы мне перескажите статью, помещенную в ваших учебниках по литературе.

2. Проверка д/з. Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.
- Итак, А.К.Толстой практически во всех своих произведениях обращается к историческому прошлому нашей страны. Не исключения и его исторические баллады, в которых говорится о правлении Ивана Грозного. Чем же он так прославился, что во многих произведениях Толстой А.К. описывает именно эту историческую эпоху? Об этом вам расскажет учитель общественных дисциплин.

3. Сообщение учителя общественных дисциплин о правлении Грозного . (презентация)
- Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Грозный в переводе с древнерусского языка означает наводящий страх, гроза – страх, трепет. оставила в народной памяти в первую очередь те десятилетия, когда царь разделил страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю. Неудачи привели к росту подозрительности со стороны царя. Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, на север от Москвы. Борясь за полное подчинение царской воле против бояр и князей, он объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично. Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии. Пользуясь поддержкой Ивана, они могли поступать, как им вздумается в отношении земщины, то есть той части земли, которую Грозный оставил боярам и князьям. Произвол стал царить на русской земле. Признаком службы опричника были, по некоторым источникам, собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. С ними мы встретимся в балладе. Не все имена любимцев Грозного запечатлелись в народной памяти, но имя Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюты Скуратова) стало нарицательным именем жестокого палача, готового служить своему господину, как пес хозяину. Не случайно Лермонтов делает одним из героев своей «Песни…» опричника из семьи Малютиной. Такому человеку, казалось бы, все позволено.

4. Словарная работа.
- Ребята, в балладах вам, помимо тех слов, лексическое значение которых дано в сносках, встретятся и другие слова. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски и др.

5. Исторический комментарий.
Прежде чем начать прослушивание баллады «Василий Шибанов», я хочу дать исторический комментарий о князе Курбском – одном из героев баллады. В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

6. Выразительное чтение (прослушивание или просматривание видеоролика) баллады «Василий Шибанов», анализ.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление знаний
Беседа по вопросам (фронтальный опрос)
- Повторим еще раз, что называют балладой? (Баллада - стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие).

Какие черты баллады вы находите в этом произведении? (Во-первых, это рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического про эпоху Ивана Грозного. Во-вторых, наличие сюжета. В-третьих, душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.)

Какая история рассказана в балладе? (Бегство князя Курбского от Ивана Грозно¬го. Решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного - Васьки Шибанова - отвезти это посла¬ние. Этот поступок - смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. Вскоре наступает трагическая развяз¬ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.)
-Назовите героев произведения. (Князь Курбский, Василий Шибанов, царь Иван Грозный).
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он убегает в Литву.)
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?
-Как автор относится к Курбскому? (Отношение к Курбскому понятно с первых строк. Он предатель, изменник Родины. Курбский гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес¬тию дышит»).
-Что задумал Курбский в Литве? (Решает высказать в своем послании всю правду царю Грозному).
-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?
-Каким показан царь Ивана Грозный? (Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас¬тии человек).
-Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И звону внимает московский народ, И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни»).
-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
- Есть ли что-то одинаковое в поведении Грозного и Курбского? (В столкновении двух власти¬телей, Грозного и Курбского, оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво¬их задач, удовлетворением своих амбиций).
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
-Как царь относится к Шибанову?
-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

VII. Первичная проверка понимания
- А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
- Какие художественные приемы активно ис¬пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий? (Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче¬ству и использует многие приемы произ-ведений фольклора. В ней много просто¬народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря¬мик, напролет, пешой. В письмо Курб¬ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ¬ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес¬танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб¬ская, стан вражий, опальный воево¬да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.
Большую роль играют повторы. Запо¬минается фраза, которая говорит о вер¬ности стремянного: «Он славит свого гос¬подина!» и слова повторяют палачи, кото¬рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино…)
- Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев? (Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы¬ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).
- Сравните первую и последнюю строфы бал¬лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета? (В первой строфе перед нами своеобраз¬ный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе - последние слова погибающего героя - развязка трагического сюжета баллады).
- Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой? (Толстой в балладе рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая, тем не менее, не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании. Отстаивание гражданской позиции, высоко поднятая голова и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому представителю великого русского народа. Именно на таких людях держатся настоящие и крепкие державы).

VIII. Рефлексия
Восстановление текста
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________
Мне было интересно _______________________
Актуальность сюжета баллады заключается в __

Слово учителя: В наши дни таких произведений или хотя бы похожих на балладу песен можно сплошь и рядом отыскать в творчестве А.Градского, «Песняры», «Король и шут», «Кукушка» - В.Цой, «Баллада о древнерусском воине» – песня группы «Ария» из альбома «Герой асфальта». Так же в фолк-группах, например, группы Fleur и "Мельница" иногда используют непосредственно слово «баллада» в своих песнях. Иногда баллады звучат в кино на историческую или героическую тематику, а порой услышать их можно и в компьютерных играх. Лучший тому пример – относительно новая игра The Elder Scrolls V: Skyrim, где барды распевают красивые баллады о местных героях и завоевателях. Литературный жанр, обладающий такой красотой, вряд ли когда-нибудь полностью потеряет актуальность. Послушаем с вами современную балладу Вячеслава Бутусова «Прогулки по воде» («Прогулки по воде» - песня российской рок-группы «Nautilus Pompilius»).

IX. Выставление оценок

Домашнее задание:
1. Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
2. Перечитать баллады А.К.Толстого.
3. Дать развернутый ответ на вопрос: в чем сходство и в чем отличие главных героев исторических баллад А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Список использованной литературы
1. Дидактические материалы по литературе.7 класс. К учебнику Коровиной В.Я. – Маркитанова М.А. М: 2014.
2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год.
3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год.
4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год.
5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год.
6. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

учителя русского языка и литературы 1 категории МБОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области

Гореловой Веры Васильевны.

В литературной гостиной

« И всё земное я люблю…»

(к 200-летию А.К.Толстого)

Оформление.

Портреты А.К.Толстого.

2.Магнитофонные записи стихотворений поэта.

3. Романсы на стихи А.К.Толстого.

4. Высказывания великих людей об А.К.Толстом.

5. Репродукции картин, помогающие увидеть красоту природы.

6.Презентация по биографии А.К.Толстого.

Эпиграфы:

Это хорошее и спокойное место, где славно пишется.

А.К.Толстой

И всё земное я люблю…

А.К.Толстой

Какая это была душа, честная и правдивая, доступная

всяким добрым чувствам готовая на жертвы,

преданная до нежности, неизменно верная и живая.

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Добрый день всем тем, кто посетил нашу литературную гостиную, кто любит свой родной Брянский край, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.(Слайд 2)

Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему. Следующий 2017 год-юбилейный. Исполнится 200 лет со дня рождения А.К.Толстого.

Ведущий 1 . (Слайд 3) Родился Алексей Константинович 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге, но его родители (Слайд 4) (отец-граф Константин Петрович Толстой (Слайд 5) , мать- Анна Алексеевна Перовская) (Слайд 6) после рождения сына разошлись, и мать увезла 6-недельного Алёшу в Черниговскую губернию. Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и в расположенном поблизости имении Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому. После смерти А.К.Разумовского в апреле 1822 года Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался её брату.(Слайд 7)

Ведущий 2. Красный Рог именует Толстой «родным краем» в письме к Б.Маркевичу (в декабре 1871 года) и в письме А.Губернатису: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

Ведущий 3. Мать и дядя безмерно заботились о воспитании и обучении Алёши. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи». Занятия поэзией поощрял Перовский.

Ведущий 4. (Слайд 8) В 1826 году Алёша Толстой был выбран товарищем для игр с наследником престола, будущим Александром Вторым. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году мать определяет сына «студентом» на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, а уже через год он сдаёт экзамены в Московском университете на право служить чиновником первого разряда.

Ведущий 5. После смерти в 1836 году А.А.Перовского, заменявшего ему отца, Толстой становится наследником его имений (Слайд 9). Весну и осень следующего года он с матерью прожил в Красном Рогу. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». (Слайд 10) В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей. После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступает на военную службу и отправляется в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр Второй, вступивший на русский престол, назначает его флигель-адъютантом, но Толстой добивается «бессрочного отпуска» и на время поселяется в Погорельцах.

Ведущий 1. В 1861 году Толстой несколько месяцев живёт в Красном Роге. Сам читает крестьянам Манифест об отмене крепостного права. С лета 1868 года Толстой постоянно живёт в Красном Роге, выезжает оттуда лишь для лечения или по делам Давайте представим себе Толстого, слушая стихотворение А.Якушенко «Вечер ».

…А как в ту пору пенились деревья!

Весна вступила в добрые права.

Далёкая дебрянская деревня.

Поляны. Перелески. Синева.

Подъехал он.

С коляски спрыгнул тяжко-

Высокий, бородатый, как мужик.

Ты знаешь край…-вдруг он сказал протяжно-

А как сады сегодня хороши…

Что Петербург?

Там тягостно и душно.

А в Красном Роге -кипенный разлив.

И соловьи утрами шпарят дружно,

И на Рожке купавы зацвели.

Да разве можно статься тут опальным?

«Ты знаешь край…»

Да вот он,этот край!

И тонут хаты в рощицах недальних,

И эти воды-чище серебра».

…Он в дом вошёл.

Скорей к столу, скорее,

Пока душа дорогою полна.

Он взял перо.

Над Красным Рогом реял

Весенний вечер.

Поднялась луна.

Писал поэт свои слова святые,

Чтобы они остались на века…

А за окном ешё спала Россия, И утренняя зорька-далека…

Ведущий2. С помощью краеведа Валерии Даниловны Захаровой совершим «заочное путешествие» по дому А.К.Толстого.

«С трепетным волнением входим в переднюю, из неё попадаем в диванную, затем в восьмиугольный зал. А вот и гостиная, направо от неё спальня и кабинет Софьи Андреевны, налево- спальня и кабинет Алексея Константиновича. Большие стеклянные двери гостиной ведут на балкон-террасу. Живо представляем отдыхающих здесь хозяев и их гостей. И по-особому воспринимаем слова графа: « Долго ещё мы сидели на террасе, глядя на эту благословенную ночь и слушая лягушек, выпь, соловья… Всё поёт, всё трепещет, всё звучит, а то, что не может петь,-нарциссы, сирень, простые берёзки-всё это наполняет ночь самым красноречивым благоуханием».

Ведущий 3. Неподалёку от главного здания помещался небольшой дом, в котором было по четыре комнаты слева и справа от входа. Здесь гостили целые семьи, иногда месяцами. Мимо четвёртого флигеля шла дорога к гумну и далее- в лес. Не от него ли шагал поэт, писавший, что любит «прогулки к мельнице иль к полному гумну, блеяние стадов, лесную тишину»?

Ведущий 4. Метрах в четырёх от стен между кабинетом и спальней графа росла ель; немного дальше, в сторону погреба, стояла берёза. Пространство между ними занимали кусты сирени и жасмина. Наискосок от торца дома возвышался серебристый тополь, а ближе к кухне- две-три липы. Можно было увидеть куст барбариса. За ним возвышались три огромных туи. На этой же линии красовалась старая раскидистая липа с обручем на стволе. За липой, ближе к концу дорожки, завершали линию две берёзы. Между туями и липой пейзаж украшала стройная лиственница. Второй план между липой и берёзой занимал куст барбариса, а за берёзами- ещё один.

На третьем плане между двумя кустами барбариса, отступив от них вглубь, раскинулся дуб в три обхвата. Напротив туй…одиноко возвышался редкий в этих краях сибирский гость- старый кедр…»

А.К.Толстой о Красном Роге говорил: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется».

Ведущий 5. Приглашая Я.Полонского в Красный Рог, Толстой писал: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, лога и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью… не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».

Письмо Маркевичу в сентябре- октябре 1871 года начинается словами: «Шесть часов утра. Я только что опять выходил на балкон, вернее- на террасу. Петухи поют так, как будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Всё это- хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь».

Ведущий 1. А.К.Толстой- автор многих лирических стихотворений, романа «Князь Серебряный», драматической поэмы «Дон Жуан», трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», и других замечательных произведений. (Слайд 11, 12 , 13)Вместе с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Ведущий 2 . А.К.Толстой- выдающийся поэт-пейзажист. Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира.

Звуки, краски, запахи природы словно оживают под пером А.К.Толстого, создавшего такие шедевры, как «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Дождя отшумевшего капли», «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», и многие другие. Послушаем и мы замечательные стихи.

(Чтение учащимися стихотворений «Осень», «Острою секирой ранена берёза2, «Край ты мой, родимый край», «Вот уж снег последний в поле тает».)

Ведущий 3 . Сопоставление человека и природы станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В последнем стихотворении проглянули гастые, сочные, беспримесные тона красок: «кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам- синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости. (Прослушивание магнитофонной записи стихотворения «Колокольчики мои…».)

Ведущий4 . Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины. Затем даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, державшего речь к подводному царю: (Слайд 14)

Богатством своим ты меня не держи;

Все роскоши эти и неги

Я б отдал за крик перепёлки во ржи,

За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,

Мне запаху здесь только тина;

Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,

Хоть дымом курного овина!

Ведущий 5 . Толстой не обрамляет свои ясные, неброские пейзажи «рамкою» картины. Он смотрит на природу, сознавая её стихийную целосообразность. Он перечисляет непритязательные детали привычного сельского пейзажа:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу.

Ведущий 1. Стихи А.К.Толстого- золотой фонд русской литературы. Они отличаются глубоким патриотизмом, гуманизмом. Его поэтические произведения утверждают любовь к Родине, показывают роль поэта и поэзии в общественной жизни.

В балладах А.К.Толстого талантливо воссоздаётся картина жизни Киевской Руси.

(Чтение учащимися стихотворений «Где гнутся над омутом лозы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо».)

Ведущий 2. (Слайд 15)А.К.Толстым создан своеобразный и волнующий лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет и облагораживает душу человека. Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер, ставшей его женой в 1863 году. В одном из писем к Софье Андреевне А.К.Толстой признался, что всю свою жизнь его преследовало чувство творческого одиночества, что ему всегда не хватало «артистического эха». «Теперь я его нашёл, - писал Алексей Константинович, - это ТЫ».

Шедевром русской любовной лирики стало его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором поэт удивительно тонко смог показать пробуждающееся чувство. П.И.Чайковский создал на текст этого стихотворения замечательный романс.

(Прослушивание романса «Средь шумного бала, случайно…».)

Ведущий 3 . Лирический дневник поэта отличается многообразием оттенков и красок человеческих чувств, помогает понять не только душу человека, но и окружающий его мир. Стихотворения Толстого «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» поражают ясностью и точностью чувств, гармонией мыслей и чувств. (Чтение стихотворений «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку».)

Ведущий 4. Известно, что граф А.К.Толстой обладал в молодости и в зрелые годы цветущим здоровьем и богатырской силой.

Он мог одной рукой поднять над головой человека, перебросить двухпудовую гирю одной рукой через флигель, вогнать большим пальцем руки в дерево пятак, согнуть двумя пальцами ложку и завязать в узел стальную кочергу. Он убил 50 медведей, побывал в пасти одного из них, чудом спасся, помогла шапка и подоспевшие охотники. Шкура этого медведя до сих пор хранится в Ленинградском музее. Купался он до поздней осени, пока корка льда не покрывала реку. Он был один из тех богатырей русских, о которых писал в своих произведениях. (Чтение былины «Илья Муромец».)

Ведущий 5. Поистине многогранен талант А.К.Толстого- поэта, драматурга, прозаика.

Непосредственность и глубина чувства, задушевный тон, поразительная безыскусственность и напевность составляют силу и обаяние поэзии А.К.Толстого. Более 130 стихотворений поэта положено на музыку.

Ведущий 1 . К текстам Толстого обращались такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов и многие другие.

По количеству произведений, которые зажглись второй жизнью в музыке с Толстым могут равняться лишь Пушкин, Лермонтов и ещё два-три поэта.

Ведущий 2. Высоко оценивали композиторы стихи А.К.Толстого. П.И.Чайковский сказал: «Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Кюи в одном из писем сообщил: «Читал я много эти дни А.Толстого, крупный оригинальный поэт… Никак я не предполагал, чтобы у него было такое множество стихотворений, пригодных для музыки».

Заключительное слово учителя .

А.К.Толстой- гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

И.С.Тургенев вспоминал о нём: «Какая это была душа, честная и правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и живая. «Рыцарская натура» …Натура гуманная, глубоко гуманная!»

О себе А.К,Толстой мог бы сказать словами Садко:»Уж очень я к земле привязан». Гимном земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает, является отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса…»:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю

И эту бедную суму.

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Сам поэт утверждал: « И всё земное я люблю…»В правоте этих слов мы убедились.

(Просмотр слайдов и чтение за кадром стихотворения Михаила Хитрово.) (Слайд 16)

Как он любил свой мирный уголок,

Взрастивший в нём возвышенные чувства,

Где в тишине, от суеты далёк,

Он уходил в свой чудный мир искусства.

Как чутко он любил свои леса,

С их красотой, безмолвием и шумом,

Как осени последняя краса была мила его

Последним думам…