Социологические взгляды монтескье. Шарль луи монтескье основные идеи Министерство образования российской федерации

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления :

республиканский,

монархический

деспотический.

При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия).

Монархия -- это "правление одного человека, но посредством твердо установленных законов" .

В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают "основные краеугольные законы" данной формы правления .

От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль. Поясняя это отличие, он писал: "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип -- это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй-- человеческие страсти, которые двигают им" [цит. по 3, с. 285].

Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, подчеркивает Монтескье, необходимы и постановления сената, которые относятся им к актам временного действия. Он отмечает, что подобные акты полезны и в том отношении, что появляется возможность в течение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. В обоснование этого законотворческого принципа, получившего в дальнейшем свою конкретизацию в идее законодательного эксперимента, Монтескье ссылается на поучительный опыт Рима и Афин, где постановления сената имели силу закона в продолжении года и только по воле народа превращались в постоянный закон .

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескье отмечает, что аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, что, естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом .

В монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, к основным Монтескье относит законы, которые определяют "существование посредствующих каналов, по которым движется власть", т. е. наличие "посредствующих, подчиненных и зависимых" властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом. "Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое" .

Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является наличие должности полновластного визиря.

Природа каждой формы правления, таким образом, определяет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле -- конституционные) законы.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, -- особый для данного политического строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии -- честь, в деспотии -- страх. Монтескье специально подчеркивает, что, говоря об этих принципах, он имеет в виду не реально существующее положение, а должный (соответствующий каждому строю) порядок: "Из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными" .

Характеризуя законотворческое значение и законообразующую силу соответствующего принципа, Монтескье пишет: "...законы вытекают из него, как из своего источника" .

В плане конкретизации общей идеи о необходимости соответствия позитивных законов принципам правления Монтескье обстоятельно, иногда доходя до частностей, исследует вытекающие из данной идеи следствия применительно к законам для общества в целом, к законам о воспитании, об обороне и т.д. Подробно прослеживается им влияние, оказываемое принципами различных видов правления на характер гражданских и уголовных законов, на формы судопроизводства и определение наказаний.

Основная цель разделения властей -- избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Подобное взаимное сдерживание властей -- необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. "Казалось бы,-- пишет он,-- эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно". Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. "Если,-- замечает он,-- власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".

Монтескье при этом подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. "В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть" [цит. по 3, с. 287]. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане".

Личностный аспект свободы-- политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину -- заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. "Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими".

Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Свобода, по Монтескье, торжествует там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть насилием человека над человеком. Причем "законы обязаны карать одни только внешние действия".

Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и формы)-- правда, в такой степени, чтобы они содействовали целям реализации закона, но не превратились бы в препятствие для этого.

Составной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных разрядах (типах) законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами :

естественным правом;

божественным правом (правом религии);

церковным (каноническим) правом;

международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной);

общим государственным правом, относящимся ко всем обществам;

частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество;

правом завоевания;

гражданским правом отдельных обществ;

семейным правом.

Ввиду наличия этих различных разрядов законов, замечает Монтескье, "высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми" .

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике.

Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".

Он формулирует, в частности, следующие правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель. Слог законов должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку "они предназначены для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства". Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона. "Подобно тому, как бесполезные законы ослабляют действие необходимых законов, законы, от исполнения которых можно уклониться, ослабляют действие законодательства". Не следует запрещать действия, в которых нет ничего дурного, только ради чего-то более совершенного. "Законам должна быть присуща известная чистота. Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью" .

Разработка теории законов в произведениях Монтескье прочно опирается на анализ истории законодательства. Он обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, историю права многих других стран. Исторический подход к праву тесно сочетается у Монтескье с сравнительно-правовым анализом законодательных положений различных эпох и народов.

Учение Монтескье о "духе законов" и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений
Монтескье Шарль Луи де (1689-1755) - французский право­вед и политический философ, представитель идейного течения Просвещения XVIII в. Происходит из дворянской семьи. В иезу­итском колледже получил основательную подготовку по класси­ческой литературе, а затем в течение нескольких лет изучал юриспруденцию в Бордо и Париже. С 1708 г. стал заниматься адвокат­ской деятельностью. В 1716 г. унаследовал от дяди фамилию, со­стояние, а также должность председателя парламента Бордо (су­дебного учреждения того времени). В течение почти десяти лет пытается совмещать обязанности судьи с занятиями разносторон­него исследователя и литератора. С 1728 г., после своего избрания в члены Французской академии, путешествует по странам Европы (Италия, Швейцария, Германия, Голландия, Англия), изучая госу­дарственное устройство, законы и обычаи этих стран.

Политические и правовые идеалы просветительства первона­чально разрабатываются Монтескье в его произведениях: "Пер­сидские письма" и "Размышления о причинах величия и падения римлян". С 1731 г. посвящает себя написанию фундаментального труда "О духе законов", который будет анонимно опубликован в Швейцарии в 1748 г. Произведение "О духе законов" - беспреце­дентная для того времени работа по юриспруденции.

Мировоззрение Монтескье сформировалось под воздействием работ французского ученого Ж. Бодена по истории права, работ итальянского мыслителя Дж. Вико по философии истории, а также работ английского философа Дж. Локка.

Особое влияние на Монтескье оказало естествознание XVIII в. Монтескье стремился обнаружить объективно существующие за­висимости в формировании законов, опираясь лишь на факты, по­лученные эмпирическим путем. Методы наблюдения и сравнения становятся для него основополагающими.

Принципиальная же новизна правового мышления Монтескье заключается в использовании им системного метода исследования. Он рассматривает законы во взаимодействии с другими элеме

Нта­ми окружающей среды: "Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа". Все эти факторы представляют собой цепь, звенья которой нераз­рывно связаны между собой. Поэтому, считает Монтескье, усиле­ние значения одного может происходить лишь за счет ослабления значения другого: "Чем более усиливается в народе действие од­ной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих". Сле­дуя такому представлению, логично предположить, что законы мо­гут стать важным элементом в жизни общества. Монтескье, как и все другие просветители, возлагал огромные надежды именно на разумные законы как гарантии человеческой свободы.
Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь зако­нами: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами". Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регу­лярно: "Свободы не было бы и в том случае, если бы законодательное собрание не собиралось в течение значительного промежутка времени...".

Человеческая свобода, по мнению Монтескье, прежде всего за­висит от уголовного и налогового законодательства. "Свобода поли­тическая, - писал Монтескье, - заключается в нашей безопасно­сти или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопас­ности". Этого добиться можно лишь при условии справедливости уголовных и уголовно-процессуальных законов: "Законы, допуска­ющие гибель человека на основании показаний одного только сви­детеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, по­тому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела". Безусловная зависимость для Монтескье существует также между человеческой свободой и налоговым законодатель­ством: "Подушный налог более свойствен рабству, налог на това­ры - свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность налогоплательщика".

Законы, от которых зависит человеческая свобода, принимают­ся государственной властью. Однако, считает Монтескье, эту власть осуществляют люди и по опыту веков хорошо известно, что "вся­кий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо ее распре­делить между разными органами: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при ко­тором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг дру­га". Монтескье разработал Теорию разделения властей, Опираясь на существующий государственный строй Англии, увиденный соб­ственными глазами.

Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание: "Таким образом, законодательная власть была бы пору­чена и собранию знатных, и собранию представителей народа, каж­дое из которых имело бы свои отдельные от другого совещания, свои отдельные интересы и цели". Одна палата, считал Монтескье, должна быть наследственной, другая - выборной; одна - должна представлять интересы знати, другая - интересы народа. Если выборная палата призвана принимать законы, то наследственная палата должна иметь правомочие сдерживать нижнюю палату. Проблему избирательного права Монтескье рассматривал следую­щим образом: "Право подавать голос в своем округе для выбора представителей должны иметь все граждане, исключая тех, поло­жение которых так низко, что на них смотрят как на людей, неспо­собных иметь свою собственную волю".

"Исполнительная власть, - полагал Монтескье, - должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда тре­бующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многи­ми". Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов (право абсолютного veto), но не должна иметь права законодательной инициативы: "Нет даже необходимо­сти, чтобы она вносила свои предложения".

Судебная власть должна точно следовать предписаниям зако­нов: "Если бы в них выражалось лишь частное мнение судьи, то людям пришлось бы жить в обществе, не имея определенного по­нятия об обязанностях, налагаемых на них этим обществом". Мон­тескье является приверженцем суда присяжных: "Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости".

Для Монтескье разделение властей в государстве - это при­знак умеренного правления, для функционирования которого "надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую; это такой шедевр законодатель­ства, который редко удается выполнить случаю и который редко позволяют выполнить благоразумию". Теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фун­дамент одного из направлений современной западной политичес­кой мысли - политического либерализма.

Монтескье внес огромный вклад в развитие учения о праве как науки, надеясь, что разрабатываемая им теория может быть вос­принята просвещенным законодателем как руководство к действию. Монтескье писал: "Если бы я мог сделать так, чтобы у тех, которые повелевают, увеличился запас сведений относительно того, что они должны предписывать, а те, которые повинуются, нашли новое удо­вольствие в повиновении, - я счел бы себя счастливейшим из смертных". Английский философ И. Бентам позднее заметит, что Монтескье "стремился найти в хаосе законов разумные основания, которыми могли бы руководствоваться законодатели".

Продолжая традицию естественно-правовой школы, Монтес­кье писал, что естественные законы - это законы, которые согла­суются с природой человека. Эти законы действовали и в есте­ственном состоянии (стремление к мирному сосуществованию; не­обходимость добывать себе пищу; желание общения, вызванное удивлением перед себе подобным или существом противоположно­го пола; желание жить в обществе разумных существ), но они не утрачивают своего значения с появлением позитивных законов го­сударства. Позитивные законы могут противоречить законам естественным, что представляется Монтескье несправедливым. Он кри­тикует, например, римский закон, согласно которому отец мог зас­тавить дочь развестись со своим мужем. Напротив, "право развода может быть предоставлено только самим лицам, которые испыты­вают на себе неудобство брака и которые знают время, когда им всего лучше освободиться от этого неудобства".

Монтескье стремился объяснить факт большого разнообразия позитивных законов, по которым живут народы земли. Он считает, что это разнообразие не связано с действиями слепой судьбы или случая, напротив, законы всегда причинно обусловлены действием факторов как физического, так и морального характера. К физи­ческим факторам Монтескье относит географические характерис­тики (климат, размер территории, численность населения и др.), а к моральным - принципы правления, нравы и др. Взаимосвязь этих факторов обусловливает "дух законов" каждого народа. Мон­тескье предлагает правоведам исследовать не сами законы, а дух законов, который "заключается в различных отношениях законов к различным предметам".

Монтескье устанавливает связь законов с климатом: "От раз­личия в потребностях, порождаемого различием климатов, проис­ходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов". Разумный законодатель должен считаться с этим фактом зависимости, но в то же время он долж:ен бороться с нега­тивными последствиями влияния климата на людей: "Чем более климат побуждает их избегать этого труда (земледелия. - И. М.), Тем более должны поощрять их к этому религия и законы". Мон­тескье рассматривает также отношение законов к нравам и обыча­ям народа, призывая законодателя принимать обдуманные реше­ния: "Законы являются частными и точно определенными установ­лениями законодателя, а нравы и обычаи - установлениями наро­да в целом. Отсюда следует, что тот, кто желает изменить нравы и обычаи, не должен изменять их посредством законов: это показа­лось бы слишком тираническим; лучше изменять их посредством внедрения иных нравов и иных обычаев". Монтескье анализирует связь законов с религией, признавая за религией возможность обес­печения общественного порядка: "В государствах, где вопросы о войне не решаются на общем совещании, где закон лишен всяких средств к прекращению и предупреждению войн, религия уста­навливает периоды мира и перемирий, чтобы дать народу возмож­ность заниматься теми работами, без которых государство не мо­жет существовать, каковы посев и тому подобные работы".

Законы, по мнению Монтескье, находятся в зависимости от фор­мы правления государства. Монтескье различает четыре формы правления: демократическую республику, аристократическую рес­публику, монархию, деспотию. Для демократической республики Монтескье выводит правило, согласно которому "законы, опреде­ляющие право голосования, являются основными для этого вида правления". В аристократических республиках не должно быть за­конов, предусматривающих выбор должностных лиц по жребию: "Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны". В монархиях власть главы государ­ства связана основными законами: "Власти посредствующие, под­чиненные и зависимые образуют природу монархического правле­ния, т. е. такого, где правит одно лицо посредством основных зако­нов". В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за исключением одного из них: "Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства".

Законодатель не свободен в выборе форм правления государ­ства, так как каждая из них обусловлена размером территории. Монтескье считал, что республики могут существовать на неболь­ших территориях (античные республики), монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монар­хии), деспотии могут существовать на огромных территориях (Пер­сия, Китай, Индия, Япония). Однако Монтескье делал одно исклю­чение: на большой территории возможно создание федеративной республики. Эта республика будет сочетать в себе все достоинства республиканского правления и внешнюю силу крупных монархий. Основой этой республики будет договор: "Эта форма правления есть договор, посредством которого несколько политических орга­низмов обязываются стать гражданами одного более значительного государства, которое они пожелали образовать". Мысли Монтескье о федеративной республике были восприняты создателями амери­канской Конституции 1787 г.

Монтескье устанавливает, кроме того, соответствия между за­конами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает Добродетель, Для аристократической - Уме­ренность, Для монархии - Честь, А для деспотии - Страх. Эти принципы определяют разнообразие способов вынесения пригово­ров, простоту или сложность уголовных и гражданских законов, строгость наказаний и др. Монтескье, в частности, считал, что "стро­гость в наказаниях более уместна в деспотических государствах, принцип которых - страх, чем в монархиях и республиках, кото­рые имеют своим двигателем честь и добродетель". Принцип той или иной формы правления - это ее идеальная сущность, поэтому разложение принципа правления неизбежно должно привести к разложению формы правления. Продолжая традицию Платона и Аристотеля, Монтескье рассуждает о порче форм правления госу­дарства.

Политические и правовые идеи Монтескье оказали громадное влияние на целые поколения теоретиков права, законодателей и политиков, - они прочно вошли в общественное правосознание.

Концепция разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную, разработанная Монтескье как теоретическая альтернатива принципу абсолютной власти, стала в XVIII в., - и остается до сих пор, - главным принципом конституционного раз­вития многих стран мира.

Влияние правовых взглядов Монтескье можно обнаружить в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера (статьи: "Закон", "Законода­тель"), в создании которой принимал участие и сам Монтескье. Работа "О духе законов" позволяет отнести ее автора к основа­телям юридической социологии. Французский мыслитель предпри­нял попытку объяснить обусловленность законодательства различ­ного рода природными, социальными и культурными факторами: формой правления, религией, обычаями, климатом, почвой и др. В работе "О духе законов" рассматривались и вопросы законода­тельного искусства, которые и по сей день остаются актуальными.

Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосред­ственное влияние на составителей Конституции США, конститу­ционное законодательство периода Великой французской револю­ции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Мон­тескье обрел европейскую известность благодаря работе "О духе законов".

Свобода человека заключается главным образом в том, чтобы его не принуждали совершать действия, которые закон ему не предписывает.Начала государственного права требуют, чтобы всякий человек подчинялся уголовному и гражданскому праву той страны, в которой он находится. Эти начала были жестоко нарушены испанцами в Перу: инку Атауальпа можно было судить лишь на основании международного права, а они судили его на основании государственного и гражданского права. Но верхом их безрассудства было то, что они осудили его на основании государственных и гражданских законов своей страны.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная,власть исполнительная, ведающая вопросами международного права,и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства. Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении,то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или этот сенат станут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремив шиеся к деспотизму,всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти.У турок, где эти три власти соединены в лице султана, царствует ужасающий деспотизм. Зато англичанам удалось посредством законов установить прекрасную систему равновесия властей.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА В ОТНОШЕНИИ К ГРАЖДАНИНУ: заключается в безопасности или уверенности гражданина в своей безопасности. Необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.

  • Свобода по отношению к государственному строю устанавливается только законами и даже законами основными; но по отношению к гражданину она может явиться результатом известных нравов, обычаев, усвоенных примеров при благоприятном характере некоторых гражданских законов.
  • Эта безопасность всего более подвергается нападениям в уголовных процессах по обвинениям публичного или частного характера. Поэтому свобода гражданина зависит главным образом от доброкачественности уголовных законов.
  • Есть 4 рода преступлений:
  1. против религии;
  2. против нравов;
  3. против общественного спокойствия (наказуемо заточением и т.д.);
  4. против безопасности граждан (наказуемо казнью).

Налагаемые за них наказания должны вытекать из природы каждого рода преступлений. Законы должны карать ТОЛЬКО за внешние действия. Такие обвинения как: обвинения в ереси, волшебстве, преступлении против естества, оскорблении его величества - обычно являются источником несправедливого осуждения, так как трудно доказуемы.

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, - отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они - все, во втором - потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное - это безопасность гражданина.»

Политический либерализм - убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм - общественное движение: - провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; - поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; - поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. лат. Liberalis - касающийся свободы.

Политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть.

Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане [С.542].

Что по мнению Монтескье выступает гарантией свободы граждан в государстве.

Трактат «О духе законов» представляет собой капитальное исследование об основных условиях и гарантиях политической свободы. Лучшей гарантией политической свободы Монтескье считал разделение и уравновешение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он доказывал, что подобное разделение явится не только гарантией полного осуществления политической свободы, но и решающим условием успешного устранения всевозможных государственных злоупотреблений.

Монтескье считал, что посредством умеренности аристократия заставляет забыть народ о своем бессилии в управлении государством, а сама руководит в соответствии с законами страны. Он называл ряд правовых гарантий, способствующих сохранению умеренности в аристократической республике: запрещение сбора налогов или податей знатью, запрещение права выбора в сенат самими членами сената, ограничение роскоши и др. По Монтескье, надо при помощи законов сделать так, чтобы «богатство было столь же тягостно, как и бедность» 66 . Важное значение имеют законы, запрещающие наследование власти. Гибель аристократии мыслитель связывал с утратой принципа законности, «когда власть знати становится произвольной: при этом уже не может быть добродетели ни у тех, которые управляют, ни у тех, которыми управляют» 1 . В этом случае государство изменяет свою форму правления и превращается в «деспотическое государство со многими деспотами» 1 .

Монтескье о принципах правления.

Разложение каждого правления почти всегда начинается с разложения принципов. Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в правители. В таком случае народ отказывается признать им же самим назначенные власти и хочет все делать сам: совещаться вместо сената,управлять вместо чиновников и судить вместо судей. Тогда в республике уже нет места для добродетели. Народ хочет исполнять обязанности правителей, значит, правителей уже не уважают. Аристократия терпит ущерб, когда власть знати становится произвольной: при этом уже не может быть добродетели ни у тех, которые управляют, ни у тех,которыми управляют. Монархии погибают, когда мало- помалуотменяются прерогативы сословий и привилегии городов. В первом случае идут к деспотизму всех; во втором - к деспотизму одного. Принцип монархии разлагается также, когда высшие должности в государстве становятся последними ступенями рабства, когда сановников лишают уважения народа и обращают их в жалкое орудие произвола. Принцип деспотического государства непрерывно разлагается, потому что он порочен по самой своей природе. Если принципы правления разложились, самые лучшие законы становятся дурными и обращаются против государства; когда принципы здравы, даже дурные законы производят такие же последствия, как и хорошие, - сила принципа все себе покоряет.

  1. Разложение каждого вида правления всегда начинается с разложения их принципов:

Зло в политике: для демократии:

    • дух неравенства (ведет к правлению одного).
    • доведенный до крайности дух равенства (ведет к тирании). Каждый хочет быть равным тому, кого он выбрал в правители, народ отказывается признать назначенные им власти.

Зло в политике: для аристократии: произвольная власть знати.

Зло в политике: для монархии:

    • отмена прерогатив сословий и городов.
    • произвол монарха.
    • когда утрачивается связь между честью и почестями - так что человек может быть в одно и то же время покрытым бесчестием и украшенным почестями.

Разложение принципа правления в деспотии: не является злом, так как по своей сути деспотия - уже зло и сама непрерывно разлагается.

Монтескье о разделении власти.

ЗАКОНЫ, определяющие политическую свободу по отношению к государственному устройству, отличны от законов, определяющих политическую свободу по отношению к гражданину.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА: состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: способ установления политической свободы по отношению к государству.

    • Демократия и аристократия не являются государствами, свободными по самой своей природе. Политическая свобода имеет место лишь при умеренных правлениях. Однако она не всегда встречается и в умеренных государствах; она бывает в них лишь тогда, когда там не злоупотребляют властью.
    • Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
    • В каждом государстве есть 3 рода власти: власть законодательная, власть исполнительная - ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная - ведающая вопросами права гражданского (судебная власть).
    • Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц.
    • Законодательная власть - выражение общей воли государства, а исполнительная власть - исполнительный орган этой воли. Так как в свободном государстве каждый человек, который считается свободным, должен управлять собою сам, законодательная власть должна бы принадлежать там всему народу. Но так как в крупных государствах это невозможно, а в малых связано с большими неудобствами, то необходимо, чтобы народ делал посредством своих представителей все, чего он не может делать сам. Представительное собрание должно создавать з-ны.
    • Право подавать голос в своем округе для выбора представителей должны иметь все граждане, исключая тех, положение которых так низко, что на них смотрят как на людей, неспособных иметь свою собственную волю.
    • Во всяком государстве всегда есть люди, отличающиеся преимуществами рождения, богатства или почестей; следовательно, доля их участия в законодательстве должна соответствовать прочим преимуществам, которые они имеют в государстве: они составят особое наследственное собрание, которое будет иметь право отменять решения народа, как и народ имеет право отменять его решения. Таким образом, законодательная власть была бы поручена и собранию знатных, и собранию представителей народа, каждое из которых имело бы свои отдельные от другого совещания, свои отдельные интересы и цели.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: Из 3 властей судебная в известном смысле вовсе не является властью. Остаются две первые; для того, чтобы удержать их от крайностей, необходима РЕГУЛИРУЮЩАЯ ВЛАСТЬ; эту задачу очень хорошо может выполнить та часть законодательного корпуса, которая состоит из знати. Но так как власть наследственная может быть вовлечена в преследование своих отдельных интересов, забывая об интересах народа (например: законы о налогах), то необходимо, чтобы во всех случаях все ее участие в законодательстве состояло бы в праве отменять, но не постановлять.

Хотя вообще судебную власть не следует соединять ни с какою частью власти законодательной, это правило допускает исключения, основанные на наличии особых интересов у лиц, привлекаемых к суду:

a. Люди знатные подлежат суду знатных, а не народа завистливого.

  1. Если гражданин нарушит в общественном деле права народа, для охранения достоинства народа и безопасности частного лица надо, чтобы часть законодательного собрания, состоящая из народа, обвиняла его перед частью законодательного собрания, которая состоит из знатных.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: должна быть в руках монарха, т.к. эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими. Исполнительная власть определяет время созыва и продолжительность заседания законодательных собраний. Исполнительная власть должна принимать участие в законодательной власти своим правом отмены решений последней.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: не должна иметь права останавливать власть исполнительную, но она имеет право и должна рассматривать, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы. При этом советники и министры могут быть привлечены к суду и наказаны, особа монарха - нет.

ИТАК, Законодательное собрание состоит из 2 частей, взаимно сдерживающих друг друга принадлежащим им правом отмены, причем обе они связываются исполнительной властью, которая в свою очередь связана законодательной властью.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ШИШКАНОВ ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ

I курс з/о ЮЗВ-I3 группа

Ш. МОНТЕСКЬЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Контрольная работа

по истории политических

и правовых учений

КРАСНОЯРСК 2002


План:


1. Введение.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы предвосхитили многие положения современного понимания политики, государства и права. Самыми значительными его работами считаются: "Персидские письма", "О духе законов" и "Размышления о причинах величия и падения римлян".

Если брать философскую онтологию, то Монтескье был деистом, т.е. признавал наличие бога и факт сотворения им мира, но не влияние его на происходящее на Земле. Как и у Монтескье, понимание мира многих мыслителей того времени основывалось на механике Ньютона и рационализме Декарта. Монтескье различал законы существования общества и природы. Хотя общество он понимал как социальный организм, эволюция развития которого различна для разных народов и зависит от "духа нации", во многом определяемого физическими (климат, почва, ландшафт) и моральными (религия, нравы, обычаи) факторами.

Если брать гносеологию, то Монтескье придерживался идеи объединения рационалистического и эмпирического подходов. Он считал, что изучать общество, государство и право нужно на основе исторических фактов, но концепций, построенных путем умозрения не обойтись. При этом он полностью отрицал наличие врожденных идей – одного из основных положений не только рационализма, но и различных теологических учений. В человеческой истории он не видел хаоса и придерживался исторического оптимизма, веря в возможность познания закономерностей существования общества.

Исходя из того, что человеческий дух – "само противоречие", а любое общество представляет собой борьбу людей друг с другом, Монтескье приходил к выводу о противоречивости развития общества, что свойственно диалектическому подходу.

Систематизируя и анализируя политико-правовые знания, Монтескье использовал историко-сравнительный метод, за что многие исследователи называют его родоначальником сравнительного правоведения.

2. Учение о государстве.

В вопросе происхождения государства, Монтескье относится к сторонникам теории общественного договора, хотя его у Монтескье интерпретация имеет несколько разногласий с трактовками Гроция, Локка, Спинозы и Гоббса, по поводу которых он и спорил с ними. Одним из ключевых разногласий было естественное состояние человека как "война всех против всех". Монтескье считал, что людям присуще скорее стремление быть в обществе, чем желание господствовать. "Но люди с самого рождения связаны между собою; сын родился подле отца и подле него остался: вот вам и общество и причина его возникновения". При чем он подчеркивал, что общество неизбежно разрушится, если ему не будут присущи начала справедливость, что на ней оно держится, а не на власти отца над сыном, чем критиковал сторонников патриархальной теории.

Причем Монтескье различал общество и государство, которые многие теоретики общественного договора отождествляли. По Монтескье, государство – более поздний продукт исторического развития людей, ему предшествовали естественное состояние людей, семья, общество героических времен и, наконец, общество вражды людей друг с другом, т.е. гражданское общество. Государство необходимо появляется тогда, когда возникшее в обществе людей состояние войны не может быть прекращено без насилия. Он подчеркивал первичность общества по отношению к государству, а также зависимость конкретных его форм от общего "духа нации".

Сам общественный договор Монтескье понимал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть, а значит вправе без согласия правителей изменить форму правления. Причем Монтескье видел в общественном договоре основные законы государства, его позитивное право, причем субъектом этого права он считал и государя тоже. Основную задачу государства Монтескье видел в поддержке выполнения законов, ибо основное благо, которое исходит от государства – это "верховный закон". При всем при этом он не предлагал революцию как способ смены формы правления, он был больше сторонником реформ и законотворчества.

Что касается формы правления, такого немаловажного со времен Платона вопроса, то и здесь Монтескье был оригинален. Он выделял всего три формы правления – республика, монархия и деспотия – по характеру политических и иных отношений между правителями и управляемыми, причем, скорее, характеру повиновения управляемых, который он называл "природой правления". Согласно Монтескье, в республиках и монархиях – умеренных формах правления – управление гражданами и подданными осуществляется при помощи законов, в отличие от деспотии, где граждане государства – рабы, а правитель – их господин.

Кроме "природы правления" Монтескье выделял еще и "принцип правления", который считал внешним проявлением конкретной "природы правления", выражающейся в методах управления, принятия решений и т.д. Этой мыслью Монтескье предвосхитил современное понятие "политического режима" как составной части учений о формах государства. По принципу правления он делил все государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии, лучшей считая демократию, а худшей – деспотию.

В своем учении о государстве Монтескье уделил много внимания поиску закономерностей между величиной страны, ее климатом, ландшафтом, почвой, религией, нравами, обычаями и формой правления, наиболее характерной для этих мест.

Идеальной формой правления Монтескье считал демократическую федеративную республику, отмечая ее стойкость и большие возможности в обеспечении законности.

3. Правовые взгляды.

Политическую свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном государстве может быть основано только на основе разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола и на основе распределения верховной власти между различными слоями общества.

Хотя идея разделения властей и принадлежит Д. Локку, свою классическую формулировку она получила именно у Монтескье. Основное назначение законодательной власти, по Монтескье, - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства. Исполнительная власть в государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Так как задачей судей является всего лишь "точное применение закона", то судебную власть, Монтескье не считал властью в известном смысле. Для Франции тех лет Монтескье составил готовое решение, уравновешивающие основные социальные силы в обществе. Законодательная власть должна состоять из двух частей (палат): представительное собрание, выражающее интересы народа, и законодательный корпус – знати. Исполнительную власть Монтескье предложил сосредоточить в руках монарха. Судей же Монтескье предлагал выбирать из народа и созывать их по мере необходимости для осуществления своих полномочий.

Теория разделения властей долго критиковалась различными мыслителями, но была воплощена в Конституции Франции 1791 года, а также в Конституции США 1787 года. Многие ее положения обсуждаются и поныне. Эта теория стала отправной точкой при построении теории плюралистической демократии.

В своем учении о праве, Монтескье критикует феодальное право за отсутствие справедливости и теологические подходы в юриспруденции за оторванность от действительности. Сначала в рамках теории естественного права, затем вне ее, Монтескье, применял историко-сравнительный метод и пытался при помощи "духа законов" связать право и закон. Он считал справедливость права объективной, а законы, вытекающими из природы вещей. "Дух законов" в учении Монтескье о праве – это то уникальное для каждой нации, что формируется физическими и моральными факторами, то, что непосредственно вытекает из "духа нации".

Согласно Монтескье, законодательство в той или иной степени является естественным, т.к. формируется под влиянием ряда факторов общественного развития, что он и назвал "духом законов".

4. Заключение.

Проанализировав множество историко-правовых фактов, применив сравнительный метод, Монтескье удалось, по сути, заложить основы будущего буржуазного законодательства. Его работы оказались плодотворными для дальнейшего развития юридической науки и сыграли важную роль в становлении диалектического и историко-материалистического учения о государстве и праве.

5. Список литературы.

1. Ш. Монтескье. Избранные произведения/ под. ред. М. П. Баскина. – М.: гос. изд-во Политической Литературы, 1955.

2. Азаркин Н. М. Монтескье. – М.: Юридическая литература, 1988.

3. Дробышевский С. А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике. – Красноярск: изд-во КГУ, 1998.

г) все вышеперечисленные.

225. Условия жизни людей в определенной природной среде и характер их деятельности по обеспечению себя материальными благами, с точки зрения Монтескье :

б) влияют на физический облик людей;

226. Историю человечества Вольтер понимал:

в) как движение человечества от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре, к цивилизации;

В чем, по мнению Вольтера, состояло развитие человечества,

а) в общем прогрессе человеческого разума, определяющим развитие всей культуры;

228. Философская повесть, в которой Вольтер полемизирует с Лейбницем, критикуя его «исторический оптимизм», называется:

б) «Кандид»;

229. Поскольку людям неведомы замыслы Бога, у человека, по мнению Вольтера, остается одна цель:

б) « возделывать свой сад»;

230. Движущим фактором истории, согласно Вольтеру, является :

а) борьба мнений, прежде всего тех, которые владеют сознанием масс;

231. Вольтер подчеркивал необходимость (…) правителей относительно их обязанности обеспечивать подданным возможности благосостояния, политеческую свободу и социальную справедливость.

б) просвещать;

232. История у Вольтера предстает:

а) как взаимодействие множества единичных событий (основывающихся на мнении отдельных людей);

233. По мнению Кондорсе, двигателем человеческой культуры являются :

б) рост научных знаний;

Чем характеризуется «дикий человек» в концепции Руссо?

а) универсальностью инстинктов;

б) чувством самосохранения;

в) чувством сострадания;

235.По мнению идеологов ХVII-ХVIII веков, государственная и общественная жизнь должна основываться:

в) в разуме и опыте, в природе вещей и самого человека.

236. Понятие «отчуждение», одно из основных в социальной теории, означает:

а) превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную, господствующую над человеком силу и связанное с этим превращение человека из активного субъекта а объект общественного процесса;

237. Гоббс рассматривает человеческую природу:

б) как источник зла, в основе которого стремление к удовлетворению частных интересов.

238. По мнению Руссо, неравенство, возникнув, преобразовало жизнь общества, сделав возможным и необходимым:

а) возникновение государства и государственной власти;

239. С точки зрения Руссо, деньги :

б) олицетворение рабства;

в) признак отчуждения и свидетельство разрушения общества;

По мысли Руссо, человек приобретает «свободу гражданскую и право собственности на все то, чем он обладает» в результате

б) установления общественного договора;

Какие характерные черты присущи Просвещению в целом?

А) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;

б) постулирование связи науки с практикой;

в) критика феодализма;

г) положительное отношение к религии.

Почему проблемы сущности человека и устройства общества были для французских философов главными?

б) конфликты и противоречия общественного развития, имевшие место в этой стране, особенно сильно повлияли на интерес к проблемам человека и устройства общества;

243. Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает:

а) социальное равенство;

244. Что, с точки зрения Руссо, является причиной неравенства:

а) частная собственность;

Какие три возможные формы государственного устройства констатировал Монтескье?

а) монархию;

б) деспотию;

г) республику

Какое качество в человеке является, по Вольтеру, причиной многих общественных явлений?

б) эгоизм;

в) уважение;

г) ненависть

Кто разработал теорию отчуждения и дал классификацию типов отчуждения?

Кто из деятелей французского Просвещения был организатором написания тридцатипятитомного энциклопедического словаря?

Какую позицию по отношению к религии занимали французские философы ХVIII в.?

а) полностью отрицали религию;

в) одни полностью отрицали, другие допускали существование религии в качестве сдерживающего общественного фактора.

250.Понятие, предложенное средневековыми схоластами и широко используемое в философии ХVII-ХVIII века, характеризующее изначальное состояние человеческой жизни до того, как она приняла организованную форму:

а) естественное состояние;

Можно ли утверждать, что философия французского просвещения подготовила Французскую буржуазную революцию 1789 – 1794 гг.?

Немецкая классическая философия

Какие отличительные черты были присущи в целом всей немецкой классической философии?

а) умозрительность;

в) склонность к формированию общих абстрактных теоретических схем;

г) особо пристальное внимание к проблематике сознания и мышления.

Каким методом пользовался Г.В.Ф.Гегель, создавая свою философскую систему?

б) диалектическим методом;

а) "поступать только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"

Кто из мыслителей является наиболее крупными представителями немецкой классической философии?

д) Шеллинг;

е) Гегель;

Какое из научных достижений Канта в докритический период творчества является самым значительным?

б) теория ветров.

Что означает «критика» применительно к философии Канта?

б) выяснение возможностей человеческого познания.

258. Влияние Руссо на учение Канта о соотношении теоретического и практического разума состоит в том, что:

а) «заставил уважать людей», то есть помог увидеть принципиальную невозможность сведения культуры к науке;

259. В какой из своих «Критик...» И. Кант разрабатывал этические проблемы?

б) «Критике практического разума».

а) это идеал в поступках, к которому нужно стремиться

б) это внутреннее повеление, предписание, закон в форме долг совести, движущий человеком;

261. Что можно сказать о докритическом творчестве И. Канта? ;

б) имело место пристальное внимание к вопросам естествознания;

Что в космогонической гипотезе И. Канта имело особое значение?

б) идея качественного развития в природе;

Какое место в философско – естественнонаучных взглядах Канта занимал Бог?

б) Кант был деистом: он отделял акт творения от дальнейшего развития мира по собственным законам;

В чем суть «коперниковского переворота», осуществленного Кантом в гносеологии?

б) в попытке доказательства формулы: познавательный процесс зависит не только от познаваемых предметов, но и от познающего субъекта.

Какие три главные составляющие выделял И. Кант у познающего субъекта?

а) чувства;

г) рассудок;

Какое количество глобальных идей, присущих разуму, направляет весь познавательный процесс, по И. Канту?

267. На чем, по И. Канту, должно быть основано поведе­ние людей?

а) на ощущении свободы;

б) знание, предшествующее опыту и независимое от него;

269. Отношение между взаимно противоречащими суждениями, каждое из которых обладает равной логической силой, это:

б) антиномия;

Что является центром философских размышлений Фихте?

а) теоретическое обоснование активности и свободы человека;

271. Что является всеобъемлющей определяющей реаль­ностью, по И. Фихте?

в) абсолютное «Я».

Что такое «не-Я» в философии И. Фихте?

в) вещи и другие человеческие индивиды.

Какую роль в движении общества к свободе отводил И. Фихте праву и государству?

А) решающую;

б) второстепенную, поскольку приоритет принадлежит морали.

274. Осмысливая новейшие открытия своего времени, Шеллинг разрабатывал:

в) натурфилософию

Что является основой мира у Ф. Шеллинга?

б) Абсолют;

В чем суть диалектического взгляда на природу у Ф. Шеллинга?

а) в ней есть единство и борьба противоположностей;

Что является, по Ф. Шеллингу, высшим этапом исторического развития?

г) искусство.

Кто из нижеперечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода?

б) Гегель;

Как правильно назывались основные части философской системы Г. Гегеля?

а) логика;

б) философия природы;

г) философия духа;

280. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом: