Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в условиях массовых беспорядков. Обеспечение охраны общественного правопорядка как вид правоохранительной деятельности Частная детективная деятельность

Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

Систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их охраны. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и Логвинов А.М. Справочник участкового инспектора милиции. М., Юрид. лит., 1990.

7. Черепанов В.В. ""Организация деятельности участкового уполномоченного милиции"", -М. 2002 г.характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-розыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.

Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.

Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлении) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная.

Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Охрана общественного порядка как важная часть (вид) административной деятельности органов внутренних дел -- понятие сложное, включающее в себя формы и методы по ее организации, защиту от преступных и иных противоправных посягательств (тактику) Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Российский следователь. - 2007. - № 24. - С. 49.. Сущность управления в этой сфере сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

Рассматриваемая деятельность, кроме того, определяется свойствами общественного порядка как объекта правовой охраны. В качестве объектов охранительного воздействия выступают люди, совокупность действий которых образует конкретные акты и процессы поведения. Общественный порядок в местах массового скопления людей складывается преимущественно в условиях так называемого внеколлективного поведения, когда (в отличие от поведения в трудовом коллективе) каждый индивид вступает в общение друг с другом, руководствуясь лишь собственными стремлениями, интересами и мотивами, связанными с удовлетворением личных материальных и духовных потребностей. Устанавливающиеся при этом взаимоотношения носят, как правило, временный, неустойчивый, характер, в результате чего появляется большая вероятность несогласованности действий (поступков), возникновения конфликтных ситуаций. Все это приводит к необходимости своевременного предупреждения и пресечения антиобщественного поведения.

Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений и организаций, и их последствий.

Важные меры по укреплению общественного порядка и общественной безопасности в нашем государстве предусмотрены многими законами, например, к ним относятся: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О полиции" Российская газета. - 08.02.2011; 10.02.2011; 08.12.2011. (далее - Закон о полиции), Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" Российская газета. - 02.06.2001; 11.03.2005., Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" Российская газета. - 29.12.2010., Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности" Российская газета. - 18.08.1995; 30.12.2011. и другие законодательные акты.

Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, стихийными бедствиями и др.

Вопросы укрепления общественного порядка должны быть предметом постоянной заботы государства, общества. Государство должно придавать большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам морали, непримиримости к нарушениям законности, готовности активно участвовать в охране общественного порядка. Большое внимание следует уделять искоренению пьянства и хулиганства и других противоправных антиобщественных явлений.

Особое внимание нужно уделить правовой защите личности, упрочению гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед обществом в целом. Последовательно должны осуществлять меры законодательного, организационного и воспитательного характера, направленные на упрочение правовой основы государственной и общественной жизни, дисциплины, на усиление борьбы с правонарушениями.

Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их oxpaны.

Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий. Административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Содержание деятельности, направленной на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, составляют "административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности" Прокопов Ю.В. Понятия "общественный порядок", "правопорядок" и "общественная безопасность" и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3. - С. 9..

В первом случае речь идет об определении штатов, о подборе, расстановке и обучении кадров, выработке решений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т.п., т.е. о внутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел).

Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданином административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних дел предприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтной мастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей. При этом внутриорганизационная и внешняя деятельность органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворения различных потребностей, реализации прав и законных интересов.

Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников См. подробнее: Панов С., Клюев С., Малыхин Е. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Законность. - 2008. - № 10. - С. 31-34..

Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: БЕК, 2000. - С. 10-14..

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная деятельность, а также уголовно-исполнительная деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 "Вопросы организации полиции" Российская газета. - 02.03.2011. в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции; ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий; з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; и) обеспечение собственной безопасности; к) осуществление лицензионно-разрешительной работы; л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций; н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Можно выделить следующие обязанности полиции в части охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (ст. 12 Закона о полиции):

Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

Обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ;

В период избирательных компаний участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются значительные права, предусмотренные ст. 13 Закона о полиции, в частности, патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; и др.

Итак, систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

Путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений , могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах.

Признаки правоохранительной деятельности

  • правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
  • направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
  • правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;
  • правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;
  • применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Задачи правоохранительной деятельности

  • охрана личности, ее прав и свобод;
  • охрана общества и его социальных институтов;
  • охрана материальных и духовных ценностей;
  • охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Основные направления правоохранительной деятельности

  • выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
  • отправление правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
  • организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;
  • прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;
  • конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;
  • оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.

Органы, составляющие систему правоохранительных органов

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Охрана правопорядка" в других словарях:

    ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА - совокупность мер по достижению целей режима законности (см.: Законность), его конечного результата упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. Охрана правопорядка понятие более… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Охранник Кнессета Мишмар ха Кнессет (ивр. מישמר הכנסת‎ Охрана Кнессета) подразделение специального назначения по охране высшего законодательного органа Израиля. Мишмар ха Кнессет сформировано в январе 1959 года … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Береговая Охрана. Береговая охрана США United States Coast Guard (USCG) Эмблема Береговой охраны США … Википедия

    ОСТ 51.81-82: Система стандартов безопасности труда. Охрана труда в газовой промышленности. Основные термины и определения - Терминология ОСТ 51.81 82: Система стандартов безопасности труда. Охрана труда в газовой промышленности. Основные термины и определения: 14. Безопасное расстояние Наименьшее допустимое расстояние от источника опасного и вредного производственного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Немецкие полицейские вооружённые пистолетами пулемётами HK MP5 (Гамбург) Основной целью полиции в ФРГ является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка внутри Федеративной Республики Германия, путём предотвращения совершений… … Википедия

    Немецкие полицейские, вооружённые пистолетами пулемётами HK MP5 (Гамбург) Основной целью полиции Германии является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка внутри Федеративной Республики Германия, путём предотвращения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия

    Государственный бюджет Украины – план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами… … Википедия

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

уголовного процесса, доцент,

полковник полиции

« ___» _____________ 2012 г.

Статус и полномочия совета безопасности РФ.

Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 01.01.01 года и соответствующими поправками к конституции от 01.01.01 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона России «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом президента от 01.01.01 года № 000.

После принятия закона России «О безопасности» 3 июня 1992 года указом президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.

Полное название:

Совет безопасности РСФСР (август - декабрь 1991 года);

Совет по делам Федерации и территорий (25 декабря 1991 года - 3 апреля 1992 года);

Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное указом президента России от 7 июня 2004 года № 000. До этого действовали положения об СБ, утвержденные соответственно указами от 2 августа 1999 года № 000 и от 01.01.01 года № 000, ещё раньше - положение о СБ от 3 июня 1992 года.

В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет председатель Совета по представлению секретаря Совета.

Совет безопасности России разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности, а именно:

рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;

ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.

Состав совета безопасности РФ.

Порядок формирования Совета безопасности определяется президентом России в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом - председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает президент.

В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности). Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения - протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в 2001-2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.

Структура Совета Безопасности Российской Федерации и его аппарата.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента.

В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.

В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет.

Структура аппарата Совета Безопасности

В соответствии с Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 000, структурными подразделениями аппарата Совета Безопасности являются департаменты. Эта структура была подтверждена и Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 000. Действующая структура аппарата, в соответствии с Положением, была утверждена Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и не была опубликована.

Секретарь Совета Безопасности

Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности

Заместители Секретаря Совета Безопасности

Помощники Секретаря Совета Безопасности

Начальники департаментов аппарата Совета Безопасности

Межведомственные комиссии Совета Безопасности (с мая 2011 года).

Положения о комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000, составы комиссий по должностям утверждены Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000. Новые положения о межведомственных комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 000.

Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере

Межведомственная комиссия по военной безопасности

Межведомственная комиссия по информационной безопасности

Межведомственная комиссия по общественной безопасности

Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств

Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования

Межведомственная комиссия по экологической безопасности

Научный совет при Совете Безопасности

Деятельность научного совета регламентируется Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 000.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования , а также отдельные специалисты.

Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности.

Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.

2. Органы внутренних дел занимают одно из централь­ных мест в государственном механизме Российской Фе­дерации. Они действуют на всей территории государства и объединяют самый многочисленный отряд блюстителей правопорядка. Главными задачами борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана обще­ственного порядка и обеспечение общественной безопасно­сти в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов органов государственной вла­сти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

В области борьбы с преступностью: оперативно-розыскную деятельность (ОРД); раскрытие и расследование преступлений в рамках своей компетенции; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц, скрывшихся от органов расследования или суда, уклоняю­щихся от отбывания уголовных наказаний, без вести про­павших, похищенного имущества; содержание подозрева­емых и обвиняемых под стражей в изоляторах временного содержания (ИВС).

В области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: поддержа­ние правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транс­портных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других об­щественных местах; контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов; лицензиро­вание отдельных видов деятельности ; контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Рос­сии; охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам; производст­во по делам об административных правонарушениях , отне­сенных к компетенции ОВД.

Органы внутренних дел, кроме того, в целях выполнения поставленных задач совместно с другими органами власти обеспечивают режим чрезвычайного положения и военно­го положения, государственную защиту судей, должност­ных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; оформление и выдачу документов о реабилита­ции жертв политических репрессий, возложенные на нормативными правовыми актами .

В состав: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, обра­зовательные учреждения (Академия управления, Академия экономической безопасности , Московский университет, Санкт-Петербургский университет, академии, институты, колледжи , лицеи), научно-исследовательские (Всероссий­ский научно-исследовательский институт, Всероссийский институт повышения квалификации), медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабже­ния системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полно­мочий, возложенных на ОВД.

Систему территориальных органов МВД России обра­зуют:

1) на окружном уровне (на уровне федеральных окру­гов) - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по феде­ральным округам;

2) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД Рос­сии, линейные управления МВД России на железнодорож­ном, водном и воздушном транспорте ;

3) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;

4) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам, и иным муниципальным об­разованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям , управления, отделы МВД России по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Бай - канур».

Важнейшей составной частью полиция и органы предварительного следствия.

Управление системой МВД России, которое действует на основании Положения, утвержденно­го Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным Положением основными задача­ми МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государствен­ной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере вну­тренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охра­на общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотруд­ников ОВД, военнослужащих внутренних войск, федераль­ных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работни­ков системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей, иных лиц, со­ответствующее обеспечение которых на основании законо­дательства РФ возложено на МВД России.

В систему МВД России кроме того входят: органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, а также иные организации и под­разделения, созданные для реализации задач, возложенных на внутренние войска.

Центральный аппарат МВД России состоит из:

Департаментов: следственного, государственной служ­бы и кадров, делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, информационных технологий , связи и защиты информации , по материально-техническому и ме­дицинскому обеспечению, по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий , договорно­правового, организационно-аналитического;

Главных управлений: вневедомственной охраны , по обеспечению безопасности дорожного движения, по обе­спечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, по противодействию экстремизму, собственной безопасности, на транспорте, уголовного розыска, экономи­ческой безопасности и противодействия коррупции;

Управлений: контрольно-ревизионного, оперативного, организационно-штатного, по взаимодействию с институ­тами гражданского общества и средствами массовой ин­формации, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению деятельности под­разделений специального назначения и авиации, по обеспе­чению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, оперативно-розыскной инфор­мации, по организации дознания, а также Главного коман­дования внутренних войск МВД России и Национального центрального бюро Интерпола.

МВД России подведомственно ФМС России, в отноше­нии которого Министерство осуществляет координацию и контроль1.

Министерство внутренних дел России возглавляет ми­нистр внутренних дел РФ, который руководит системой ОВД, вправе издавать нормативные правовые акты МВД России, заключать международные договоры РФ межве­домственного характера, касающиеся деятельности ОВД, назначать на должности лиц начальствующего состава ОВД. Министр и его заместители назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, подконтрольного МВД России, ФМС России образована в 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ.

В МВД России действует коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Министерство внутренних дел, главные управления, управления МВД России по субъекту РФ осуществляют полномочия территории соответствующего субъ­екта РФ. Названные органы управления на основании Типового положения, утвержденного Указом Президента РФ, а также положений о них, утверждаемых МВД России. В подчинении МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъек­ту РФ находятся территориальные органы МВД России на районном уровне (управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образова­ниям и т. д.), а также иные подразделения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед ОВД, в порядке, установленном российским законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Главные управления МВД России по федеральным окру­гам выполняют следующие основные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследо­вание преступлений, отнесенных к их компетенции МВД России, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; выявление, предупреждение и пресечение экономических преступле­ний, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Прези­дента РФ в федеральных округах по входящим в их компе­тенцию вопросам деятельности ОВД.

Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.

Полиция, ее структура и полномочия

Главной и неотъемлемой частью полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия пре­ступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуж­дается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция представляет собой не обособленный орган и не конкретное подразделение МВД России, МВД, глав­ных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ, горрайорганов, а совокупность структурных подразделений ОВД. Основные направления деятельности, обязанности и права полиции определены Законом о полиции (ст. 2):

1) защита личности, общества, государства от противо­правных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных право­нарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства РФ в об­ласти оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства РФ в об­ласти частной детективной (сыскной) и охранной деятель­ности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на дого­ворной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов, а также других защи­щаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической дея­тельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции мо­гут участвовать в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности..

В области борьбы с преступностью и административны­ми правонарушениями полиция обязана, принимать и ре­гистрировать (в том числе в электронной форме) заявле­ния и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные зако­нодательством РФ, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правона­рушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и обще­ственной безопасности, осуществлять розыск лиц, совер­шивших преступления, устанавливать имущество, подле­жащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Важнейшей обязанностью полиции является обеспече­ние правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; спасение людей и оказание им пер­вой медицинской помощи; охрана по договорам имущества граждан и юридических лиц.

Полиция обязана оказывать помощь другим органам власти в осуществлении ими своих функций. На нее, в част­ности, возложена обязанность исполнять решения суда (су­дьи) об административном аресте; охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу, в ИВС; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения и в зоне проведения контртеррористической операции, применять меры безопасности в отношении су­дей, должностных лиц контролирующих и правоохрани­тельных органов, потерпевших, свидетелей и других участ­ников уголовного процесса, а также их близких; участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации, осуществлять другие функции.

Для выполнения своих обязанностей полиция вправе: проверять документы, удостоверяющие личность, у граж­дан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они нахо­дятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в от­ношении их дела об административном правонарушении; осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находя­щихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боепри­пасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, нарко­тические средства или психотропные вещества; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие опре­деленной деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию.

Пресекая совершаемое преступление, полиция впра­ве задерживать подозреваемых в его совершении, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки , на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Одним из условий несения службы полиции является предоставленное ей право использовать в случае служеб­ной необходимости транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан; средства связи, принадлежащие организациям, общественным объединени­ям и гражданам; возможности средств массовой информа­ции для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от до­знания, следствия и суда.

Полиция наделена правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на условиях и в пределах, предусмотренных ст. 18-24 Закона о поли­ции, ст. 43-47 Закона о содержании под стражей подозре­ваемых и др.

Прием на службу и увольнение, а также прохождение службы сотрудниками полиции, до принятия федерально­го закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками ОВД, осуществляется в соответ­ствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ -1.

На службу в полицию принимаются в добровольном по­рядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, отношения к религии, убеждений, владеющие госу­дарственным языком РФ, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. На сотруд­ника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 01.01.2001 «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 01.01.01 г. «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению ОРД.

Усиливая требования к полиции в части обеспечения общественного порядка и безопасности личности, оказания физическим и юридическим лицам помощи в защите их прав и интересов, законодатель одновременно повышает требова­ния к лицам, изъявившим желание служить в полиции.

Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о полиции гражданин не может быть принят на службу в полицию в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно де­еспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследова­ния за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии , в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допу­ска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством РФ перечень заболеваний, препятствую­щих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

6) близкое родство или свойство (родители, супру­ги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также если он:

а) имеет вид на жительство или иной документ, под­тверждающий право на постоянное проживание гражда­нина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) является подозреваемым или обвиняемым по уголов­ному делу;

в) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

г) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выпол­нять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции Законом о полиции и другими федеральными законами.

Одновременно повышена ответственность сотрудников полиции за грубые и неоднократные нарушения служеб­ной дисциплины (см. Федеральный закон от 01.01.2001).

Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управле­ний, управлений МВД России по субъектам РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Назначение на иные должности в системе МВД России, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава ОВД, и освобождение от этих должностей также осуществляются Президентом РФ.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяется Ука­зом Президента РФ «Вопросы органи­зации полиции». В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообще­ний о преступлениях, об административных правонаруше­ниях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а так­же иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и ад­министративных правонарушений и условий, способствую­щих их совершению, участие в профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по де­лам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических меро­приятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстре­мистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной рабо­ты;

л) осуществление экспертно-криминалистической дея­тельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов, а также иных защи­щаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной ин­формации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лише­ния свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалифика­ции сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международ­ной организации уголовной полиции - Интерпола и с Ге­неральным секретариатом Интерпола

Иные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации

Внутренние войска МВД России. Внутренние войска МВД России (далее - внутренние войска) входят в его систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

В соответствии с Законом о внутренних войсках их за­дачами являются: участие совместно с ОВД в охране обще­ственного порядка, обеспечении общественной безопасно­сти и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртер­рористической операции; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия по­граничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы РФ; участие в территори­альной обороне РФ.

Многие задачи по охране общественного порядка и обе­спечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными орга­нами. В частности, совместно с войска решают задачи по охране общественного порядка посред­ством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведе­нии массовых мероприятий; по локализации и блокирова­нии районов чрезвычайного положения, контртеррористи­ческой операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкнове­ний и разъединение противоборствующих сторон.

Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безо­пасности, которые внутренние войска осуществляют само­стоятельно, в их числе несение боевой службы по охране общественного порядка.

Военнослужащие внутренних войск имеют право:

Пресекать преступления и административные право­нарушения, требовать от граждан соблюдения обществен­ного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении пре­ступления или правонарушения;

Составлять протоколы об административных правона­рушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;

Осуществлять административное задержание лиц, со­вершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

Принимать необходимые меры по обеспечению со­хранности следов преступления до прибытия представите­лей органов дознания;

Задерживать и доставлять в полицию лиц, совершив­ших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;

Задерживать на срок до трех часов и содержать в слу­жебных помещениях внутренних войск до передачи в по­лицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;

Производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, за­прещенных для хранения и использования;

Входить беспрепятственно в любое время суток на тер­ритории и в помещения охраняемых объектов и осматри­вать их в целях пресечения преступлений или админист­ративных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые тер­ритории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны карау­лов внутренних войск.

Военнослужащие внутренних войск также вправе:

Производить оцепление (блокирование) участков мест­ности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, проти­воправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычай­ных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);

Временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного по­ложения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности признаются законодателем основными задачами милиции общественной безопасности (ч. 1 ст. 9 Закона РФ “О милиции”) По ϲʙᴏему содержанию первая из них предполагает поддержание установленного в государстве порядка отношений между людьми в процессе их нахождения в публичных местах. Таковыми признаются улицы, площади, парки, средства общественного транспорта, транспортные магистрали, аэропорты, речные и морские порты, вокзалы и другие общественные места.

Для выполнения ϶ᴛᴏй задачи законодатель установил комплекс административно-правовых мер и предусмотрел для их осуществления в составе милиции общественной безопасности специальные службы. Так, согласно части первой раздела второго Стоит сказать - положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации в ее состав входят подразделения патрульно-постовой службы, структурные звенья кᴏᴛᴏᴩых в виде пеших и мобильных патрулей обеспечивают постоянное присутствие ра ботников милиции, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом экипированных и снаряженных, в указанных общественных местах. Патрульно-постовая служба может эффективно разрешать рассматриваемую задачу, если состав патрулей стабилен для конкретных маршрутов, а патрульные знают и ориентируются в обстановке на территории по месту несения службы, поддерживают постоянные контакты с проживающим на ней населением и с лицами, работающими на определенных объектах, расположенных на маршрутах патрулирования.

Эффективности работы патрульно-постовой службы по поддержанию общественного порядка благоприятствует сочетание различных видов патрулей: пеших и мобильных (на автомобилях, конных, использующих вертолеты), а также использование служебно-розыскных собак. Патрульные обладают согласно ст. 11 Закона РФ “О милиции” и Уставу патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации комплексом полномочий, обеспечивающих ϲʙᴏевременное выявление и пресечение административных правонарушений, а в ряде случаев и преступлений.

Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи имеет и деятельность службы участковых инспекторов милиции, поскольку данная проблема отнесена к числу основных задач ϶ᴛᴏй категории работников милиции. На них по϶ᴛᴏму возлагается обязанность, во-первых, контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке и, во-вторых, совместно с ними обходить места возможного появления антиобщественных элементов. Участковый инспектор милиции может осуществлять при необходимости маневрирование нарядами ППС на участке. Помимо непосредственного участия в охране общественного порядка участковый инспектор милиции может и в косвенной форме способствовать эффективному разрешению ϶ᴛᴏй задачи. К примеру, информировать патрульно-постовые наряды, несущие службу на участке, об оперативной обстановке на данной территории, вносить предложения руководству ОВД о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории его участка.

Особым аспектом рассматриваемой задачи будет обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в процессе кᴏᴛᴏᴩых могут по различным причинам возникать эксцессы в форме групповых противоправных действий. Последние наиболее вероятны во время митингов, демонстраций.

пикетирования определенных государственных учреждений, организаций и т.п., когда участвующие в данных мероприятиях лица отличаются потенциальной агрессивностью и требуют от властей немедленного решения возникших социально-политических проблем. Довольно часто групповые действия, нарушающие общественный порядок, возникают и во время спортивных соревнований, различного рода празднеств, зрелищ с участием большого количества людей. В интересах охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в состав милиции общественной безопасности включены и отряды.милиции особого назначения (ОМОН), специально подготовленные к пресечению массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждение и организаций.

Решение задачи охраны общественного порядка также предполагает исполнение милицией общественной безопасности в пределах ее полномочий законов по борьбе с преступностью и административными правонарушениями, пьянством, употреблением наркотиков и другими антиобщественными явлениями.

Особо следует отметить, что современный период отличается всплеском различного рода техногенных катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, в связи с чем на все службы и подразделения милиции в подобного рода ситуациях возлагается обязанность поддерживать общественный порядок в тех населенных пунктах и местностях, где указанные события имели- место. С учетом ϶ᴛᴏго милиции предоставляются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие полномочия (п. п. 20, 28 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

Исходя из ст. 2 ч. I ст. 9 указанного Закона, милиция обязана обеспечивать общественную безопасность, то есть предотвращать и пресекать угрозы жизни, здоровью и имуществу людей со стороны источников повышенной опасности. К числу последних законодатель относит определенные категории физических лиц, а также материальные объекты и транспортные средства. Дифференцированно к данным объектам законодатель устанавливает и определенные полномочия для работников милиции. К примеру, если поведение лиц, пребывающих в состоянии алкогольного опьянения, представляет опасность для здоровья, жизни и имущества граждан, находящихся в жилище с данным лицом, то данный гражданин может быть доставлен в специализированное учреждение или дежурную часть органа внутренних дел. Милиция вправе задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом по рядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п. 9 ч. I ст. 11 рассматриваемого законодательного акта) Милиция обязана осуществлять для оказания медицинской помогли привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющими непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Наряду с данным, на милицию возложена обязанность обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих в целях профилактики правонарушений (п. 22 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

Наряду с данным на милицию возложены обязанности и предоставлены полномочия задерживать и изолировать от общества лиц, совершающих преступления и административные правонарушения, а в случае взятия их под стражу - охранять и содержать их в изоляторах временного содержания, в специальных приемниках для арестованных в административном порядке, центрах для временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, центрах социальной реабилитации (п. п. 14-16 ч. I ст. 10; п. п. 5, 7-12 ст. Федерального закона “О милиции”)

Законодатель признает в качестве объектов-источников повышенной опасности и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические средства, а также ряд других предметов и материалов. В связи в данным на милицию возлагается обязанность в интересах обеспечения общественной безопасности выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему; разрешение на хранение, или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел; разрешение на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения. Обязанностью милиции также будет контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Адекватно ϶ᴛᴏй обязанности милиция вправе осматривать места хранения данных предметов и материалов, объекты, где они обращаются. В случае выявления нарушений установленных правил милиция вправе давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении данных нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (п. 27 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

Исключая выше сказанное, милиция вправе изымать у граждан и должностных лиц веши, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения (п. 27 ч. I ст. 11 Закона “О милиции”)

К числу источников повышенной опасности относится и автотранспорт, по϶ᴛᴏму разрешение такой задачи как обеспечение общественной безопасности предполагает и надзор за дорожным движением. Этот аспект указанной задачи предусматривает определение уровня знаний у лиц, претендующих получить право на вождение автотранспортных средств в процессе приема у них ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих экзаменов, по результатам кᴏᴛᴏᴩых милиция разрешает вопрос о выдаче удостоверений, предоставляющим претендентам данное право (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

Милиция обязана создавать условия для проведения ϶ᴛᴏй работы, а именно: выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок, счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (п. 9 ч. I ст. 10 Закона “О милиции”) Важно заметить, что одновременно милиции предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями н.а изготовление бланков, водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работу по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. При ϶ᴛᴏм милиция вправе приостанавливать действие указанных лицензий или аннулировать в случае выявления нарушений. При соблюдении же лицензиатом установленных для него правил деятельности срок действия лицензии может быть продлен (п. 23 ч. 1 ст. 1 1 Закон;! РФ “О милиции”)

Милиции вменяется и обязанность ведение государственного учета состояния безопасности дорожного движения (п. 9 ч. I cт. 10 Федерального закона “О милиции”) По϶ᴛᴏму милиция также обязана осуществлять: государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, организовывать и проводить государственный тexнический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним (п. 9 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Речь идет о том, что для предотвращения автотранспортных происшествий милиция контролирует техническое состояние транспортных средств и запрещает их эксплуатацию при неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии технического состояния установленным требованиям, т.е. при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

Милиция также осуществляет регулирование движения транспорта, пешеходов, надзирая за порядком и безопасностью дорожного движения, а при нарушении его правил, в т.ч. повлекших автопроисшествия, выясняет их обстоятельства. По результатам такого разбирательства разрешается вопрос о наложении административных взысканий или применении иных меp воздействия. Милиция, согласно п. 23 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции” вправе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управление ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей и граждан, сопровождающих груз.ы. осмотр транспортных средств при подозрении, что они могут быть использованы в противоправных целях, задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

Законодатель в п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции” особо выделяет лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения либо находящихся за рулем транспортных средств без права управления ими. Нужно помнить, такие граждане подлежат при наличии достаточных оснований отстранению от управления транспортными средствами, они могут быть освидетельствованы для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств и с учетом его результатов привлечены к административной или уголовной ответственности. Выяснение ϶ᴛᴏго обстоятельства важно при расследовании нарушений правил дорожного движения и автопроисшествий, а также производство дознания по делам о них.

В интересах разрешения задачи обеспечения общественной безопасности милиция вправе ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (там же)

Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи, охраны общественного порядка, а также выявления, предупреждения и раскрытия преступлений имеет полный учет населения. По϶ᴛᴏму на милицию возлагается обязанность, контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Выполнение ϶ᴛᴏй обязанности обеспечивается за счет выдачи гражданам паспортов, осуществления их регистрации, выдачи документов на поездки за границу и исполнения иных положений законодательства России о гражданстве, миграции и т.п. (п. 17 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

Обеспечение общественной безопасности предполагает соблюдение правил создания и функционирования негосударственных субъектов правоохранительной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
По϶ᴛᴏму законодатель обязал милицию выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий. Милиция обязана согласовывать уставы служб безопасности в организациях.

Наряду с данным милиция должна контролировать соблюдение установленных Федеральным законом правил детективной и охранной деятельности и с учетом результатов такого контроля либо продлевать срок действия лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, либо при выявлении нарушений вышеуказанных правил аннулировать названные лицензии или применять иные меры, предусмотренные законом (п. 19 ч. I ст. 10 Федерального закона “О милиции”)