В аварийное состояние и подлежит. Что происходит после признания дома аварийным

Для человека очень важно знать, что у него есть надежная крыша над головой. Однако так бывает далеко не всегда. На сегодняшний день в нашей стране есть здания, которые по тем или иным причинам находятся в аварийном состоянии. От этого не застрахован никто. А причины возникновения такой ситуации бывают как внешние, так и внутренние. Поэтому каждому следует знать понятие "аварийные дома", а также то, как не допустить появления такого состояния, что должно делать государство, если здание получило такой статус.

Что представляет собой понятие?

Теперь рассмотрим смысл самого термина. Аварийные дома - это такие сооружения, в которых более половины помещений и несущих конструкций находится в состоянии, которое может быть опасно для жизни и здоровья жильцов. То есть в любой момент они могут обрушиться.

Нужно отметить, что аварийные дома становятся такими вследствие внешнего воздействия окружающей среды или естественного износа в процессе использования помещений. Если не укреплять конструкции, то они постепенно разваливаются и становятся опасными. В этом случае необходимо проводить либо реконструкцию, либо капитальный ремонт, либо снос здания, который требует отселения жильцов.

По каким причинам сооружение становится непригодным?


Аварийные дома могут становиться таковыми вследствие разных факторов:

  • Естественных: оползни, воздействие ветра и дождя при отсутствии ремонта, смерч, геологический сдвиг.
  • Искусственных. В этом случае уже заметны действия человека: повреждение фундамента сооружения вследствие строительства непредусмотренных проектом зданий; отсутствие ремонтных работ и несоблюдение элементарных правил ухода за домом. Повреждение конструкции грызунами, насекомыми (деревянных). К аварийному состоянию конструкции может привести неправильная его архитектура (были совершены неверные расчеты, использован непрочный материал для возведения, фундамент строился на неукрепленном грунте).

Во многом целостность здания зависит от человека. Достаточно просто вовремя проводить текущий ремонт. Другое дело, если сооружение было разрушено стихией.

Какие основания для признания дома аварийным существуют?

Надо отметить, что государственные органы не могут просто так совершить данное действие. Поэтому признание дома аварийным производится вследствие его осмотра и вынесения обоснованных решений специальной комиссии. В любом случае такое сооружение является небезопасным для жизни и здоровья проживающих в нем людей. Оснований для признания дома не соответствующим нормам обитания в нем всего несколько:

  1. Ухудшенин состояния несущих и второстепенных конструкций, связанное с техногенными или природными катаклизмами, если, конечно, разрушения не могут быть устранены, а целостность сооружения восстановлена.
  2. Изменения в микроклимате жилого помещения. В этом случае сооружение просто не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим нормам. Это может происходить и вследствие негативных внешних влияний.
  3. Разрушение здания из-за физического износа. При этом страдает прочность, устойчивость и надежность конструкции.
  4. Отсутствие инженерных коммуникаций, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.
  5. Сильное оседание многоквартирного дома: половина первого этажа находится ниже уровня земли.
  6. Превышение допустимого уровня шума в помещении (55 дБ).
  7. Сооружение располагается в районе постоянных затоплений, которые не могут быть устранены и предотвращены никакими действиями специальных коммунальных служб.

Если есть хотя бы одно из этих оснований, признание дома аварийным должно производиться незамедлительно, так как от решения комиссии часто зависит здоровье или даже жизнь многих людей (особенно если здание многоквартирное).

Какие органы принимают решения?

Теперь следует рассмотреть, к кому нужно обращаться, если вы считаете помещение непригодным для проживания. Все действия - признание жилого дома аварийным, установка степени его износа и подача рекомендаций к совершению дальнейших действий местными органами власти - выполняет межведомственная комиссии. Она руководствуется действующим законодательством в жилищно-коммунальной сфере.

Далее главное решение принимает местный орган власти. Акт обследования и заключение комиссии необходимо сделать в трех экземплярах. В этих документах полностью описывается состояние сооружения и обосновывается решение. Далее исполнительный орган должен в течение заданного времени его выполнить. Срок устанавливается в зависимости от состояния постройки. Есть случаи, когда ждать нельзя.

Какое решение может быть принято?


Теперь следует рассмотреть вопрос о том, как могут отреагировать представители местной власти. Аварийный многоквартирный дом - понятие достаточно растяжимое, а потому и решения относительно его восстановления могут различными. Все зависит от степени износа сооружения:

  • Помещение имеет незначительные повреждения, которые не представляют опасности для здоровья и жизни людей. Оно соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и остальным нормам, установленным законодательством. Такие повреждения могут быть устранены после основательного ремонта. При этом серьезное восстановление конструкции не требуется.
  • Здание имеет серьезные разрушения, которые могут быть устранены путем перепланировки, капитального ремонта или реконструктивных действий. Такое восстановление требует серьезных финансовых вложений, поэтому комиссия должна определить целесообразность проведения укрепления построек.
  • Сооружение не соответствует установленным требованиям и является непригодным для дальнейшего проживания. При этом как-либо исправить положение уже не представляется возможности.
  • Вследствие воздействия определенных факторов аварийный жилой дом не может быть пригодным для проживания и подлежит сносу. Его нужно проводить так, чтобы падающая конструкция не повредила соседние строения.

Какое бы решение ни было принято, оно должно быть максимально обоснованным. Дело в том, что процедура требует оформления определенных документов, а также связана с трудностями расселения семей. Однако этот вопрос необходимо рассматривать отдельно.

Особенности расселения


Если в здании невозможно жить, т. к. оно может рухнуть в любой момент, то у людей есть возможность получить другое помещение, равноценное старому. Расселение аварийных домов производится по процедуре, предусмотренной ЖК РФ. Срок проведения представленных действий зависит от степени износа конструкции и определяется решением государственных органов. Если расселение необходимо провести срочно, то на это дается не более двух суток. Решение соответствующей комиссии должно быть направлено в местный орган власти, собственнику аварийного жилья, а также заявителю. Делается это не позже чем на следующий день после оформления документа.

Что касается особенностей расселения, то они все предусмотрены в законодательстве. Например, жилец не может получить квартиру или дом, который будет иметь меньше комнат, чем было в старом здании. При этом учитывается жилая площадь. То есть уменьшать ее нельзя, даже если технические помещения (ванна, кухня) значительно больше предыдущих.

Коммунальные квартиры и частное жилье

Право на расселение имеют и владельцы коммунальных квартир. Если собственник подписывал договор социального найма помещения, то его переселение носит компенсационный характер. Он обязательно получит равноценное жилье. Что касается частных владений, то власти вправе и не предоставлять другую квартиру, однако обязаны выплатить выкупную ее стоимость. Нужно отметить, что жилье может быть выдано в любом районе города. Все зависит от возможностей и резервов государственных органов.

Таким образом, переселение из аварийных домов производится чаще всего тогда, когда эти здания включены в адресную программу. В противном случае предусматриваются денежные выплаты потерпевшему.

Какие документы необходимы?


Любая процедура должна сопровождаться оформлением определенных бумаг, которые свидетельствуют о ее законности. Особенно это важно, если планируется снос аварийных домов. Естественно, для этого сначала следует признать сооружение непригодным для проживания. Для этого необходимы такие документы:

  1. Заявление собственника помещения в ЖКХ с изложением оснований, которые помогут признать здание аварийным.
  2. Документы, которые подтверждают право человека эксплуатировать представленное сооружение. Можно подавать свидетельство о праве частной собственности.
  3. План жилых помещений и их технический паспорт.
  4. Акт осмотра конструкции и заключение межведомственной комиссии.

Кроме представленных документов вы можете еще предоставить жалобы, обращения в администрацию, фотодоказательства, заявления, в которых сказано о неудовлетворительных условиях жизни или опасности для здоровья.

Что такое "ветхое сооружение"?


Аварийные дома, подлежащие сносу, демонтируются в тот период, который определяет государственный орган. Естественно, сама процедура обязана происходить с соблюдением всех норм. Однако есть сооружения, которые еще можно "вернуть к жизни". Ветхие и аварийные дома - это не одни и те же здания. То есть, несмотря на все разрушения, опорные конструкции не представляют опасности для жизни и могут быть укреплены. Снос и расселение здесь не требуются.

Какого-либо понятия про ветхий дом в ЖК РФ нет. Однако его можно определить самостоятельно. Как уже говорилось выше, ветхие дома - это сооружения, которые имеют такую степень износа, при которой конструкции не представляют угрозы для жизни и здоровья. Ее определяют местные органы власти.

Какие показатели характерны для ветхого дома?

Стандартные показатели, которые говорят о ветхости здания: для каменного дома - 40% износа, для деревянных - 65%. Однако конструкция обладает достаточной устойчивостью, прочностью и надежностью, хотя при этом дом не в полной мере отвечает эксплуатационным требованиям. При соответствующем ремонте здание можно восстановить.

Естественно, ветхие дома встречаются очень часто. Поэтому не следует допускать такого разрушения здания, чтобы впоследствии к нему можно было применить только снос.

Капитальный ремонт или снос?


В некоторых случаях сооружение может быть спасено от полномасштабного разрушения. Для этого может быть произведен капитальный ремонт. Естественно, только в том случае, если несущие конструкции позволяют это. Капитальный ремонт включает в себя:

  • восстановление всех необходимых инженерных систем обеспечения нормальной жизнедеятельности;
  • ремонт крыш и подвалов;
  • восстановление лифтового оборудования или замена его;
  • утепление, отделка и ремонт фасада.

Особенности произведения капитального ремонта

Если в одном здании нарушена целостность несущих конструкций, крыши, а также инженерных систем, то восстанавливать его нецелесообразно. Дело в том, что государство потратит огромную сумму денег и не сможет дать гарантии на то, что сооружение будет отремонтировано. В этом случае проще снести постройку и построить новую.

Заниматься ремонтом могут специальные бригады строителей, которые знают особенности архитектуры здания, способы его укрепления, разбираются в современных материалах. Такую команду может предоставлять ЖЭК. Или ее нанимают жильцы дома.

Можно ли получить помощь от государства на ремонт?

Если дом находится в частной собственности, то, увы, все действия по восстановлению конструкции вам придется производить за собственные средства. Если же жильцы создали ТСЖ или выбрали определенную компанию по управлению многоквартирным домом, то государство может помочь с капитальным ремонтом.

Для того чтобы получить поддержку, следует сначала принять решение об участии в программе по осуществлению восстановительных работ. При этом управляющая организация обязана собрать необходимые бумаги и подготовить смету.

Далее уполномоченные люди подают заявку в администрацию города или района. Государственные органы на основании поданных документов, которые рассматриваются не менее месяца, принимают решение о выдаче необходимых средств.

Вот и все особенности признания домов аварийными, особенности их ремонта и сноса. В любом случае помните: если это в ваших силах, то старайтесь не доводить свое жилье до плачевного состояния. Удачи!

Надежда, здравствуйте!

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ,

4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.

Согласно приведенному Постановлению,

7. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

42. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или)

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является требованиям;

Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

получен
гонорар 33%

Юрист, г. Калининград

Общаться в чате
  • 8,1 рейтинг

Добрый день! Перед тем как
подавать иск в суд на признание жилья негодным к проживанию или на обязаннее
властей произвести кап. ремонт. Подайте письменное заявление в адрес жилищной
инспекции, так же главы администрации и губернатора области в котором подробно
в хронологии изложите ситуацию с приложением фотографий проблемных аварийных
мест и подробно опишите все аварийные моменты укажите что опасаетесь за свою
жизнь так как есть конкретная угроза обвала потолочного покрытие и стен и.т.д.
Просите: 1, Назначить комиссию с целью определения реального технического
состояния сооружения и жилых помещений с фактическим выходом соответствующих
специалистов для определения пригодности жилых помещений и всего сооружения
(дома) для проживания граждан. 2. Составить подробный акт и техническое
заключение всего состояния и пригодности для проживания граждан в данном
здании. 3. Осуществить расселение граждан предоставив жилые помещения в
соответствии с требованиями ЖК РФ. 4. О принятом решении прошу сообщить в
письменной форме. Если реакции положительной не будет, то можете обратиться в
прокуратуру и сразу подать иск в суд. С уважением…

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

  • получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Ижевск

    Общаться в чате

    Добрый день,
    вопросы признания многоквартирных домов аварийными регулируются прежде всего ЖК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
    (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а также нормативными актами субъектов РФ.
    Основания признания многоквартирного дома аварийным

    III. Основания для признания жилого помещения
    непригодным для проживания и многоквартирного
    дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

    33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
    ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
    изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
    34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
    35. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
    36. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
    Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.
    37. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.
    38. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
    39. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, указанной в пункте 26 настоящего Положения, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.
    40. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.
    41. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:
    отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;
    отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;
    несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

    Порядок признания многоквартирного дома аварийным

    Инициировать признание многоквартирного дома аварийным вправе:
    - домовладелец или несколько домовладельцев;
    - наниматель жилого помещения в многоквартирном доме;
    - органы, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора.

    На основании заявления одного из указанных выше лиц межведомственная комиссия проводит оценку многоквартирного дома с привлечением специализированной организации, проводящей обследование.
    По результатам оценки и обследования комиссия делает заключение о том, является ли многоквартирный дом аварийным и подлежит ли он сносу (реконструкции).
    На основании заключения межведомственной комиссии орган власти принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и дальнейшем его использовании.

    IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого
    помещения непригодным для проживания и многоквартирного
    дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

    42.
    Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления
    гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов
    государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их
    компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в
    настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным
    (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом
    аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 08.04.2013 N 311)
    43.
    При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения
    установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его
    фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории
    технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом,
    степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих
    граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и
    гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека
    химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха,
    уровня радиационного фона и физических факторов источников шума,
    вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата
    помещения, а также месторасположения жилого помещения.
    44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
    прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
    определение
    перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих
    органов государственного надзора (контроля), заключение
    проектно-изыскательской организации по результатам обследования
    элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения),
    необходимых для принятия решения о признании жилого помещения
    соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении
    требованиям;
    определение
    состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций
    исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано
    нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания
    реконструированного ранее нежилого помещения;
    работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
    составление
    комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не
    соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и
    пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании
    многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
    составление
    акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о
    необходимости проведения обследования) и составление комиссией на
    основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом
    признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
    может основываться только на результатах, изложенных в заключении
    специализированной организации, проводящей обследование;
    принятие
    соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом
    исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного
    самоуправления решения по итогам работы комиссии;
    передача по одному
    экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий
    экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
    45. Для
    рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для
    проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель
    представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие
    документы:
    а) заявление о признании помещения жилым помещением или
    жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного
    дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
    б) копии
    правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не
    зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое
    имущество и сделок с ним;
    в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
    г)
    заключение специализированной организации, проводившей обследование
    многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании
    многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
    д)
    заключение проектно-изыскательской организации по результатам
    обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого
    помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44
    настоящего Положения предоставление такого заключения является
    необходимым для принятия решения о признании жилого помещения
    соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении
    требованиям;
    е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
    Заявитель
    вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном
    носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о
    вручении либо в форме электронных документов с использованием
    федеральной государственной информационной системы «Единый портал
    государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый
    портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг
    (при его наличии) или посредством многофункционального центра
    предоставления государственных и муниципальных услуг.
    Заявление,
    подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем
    простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы
    должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций),
    выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью
    (если законодательством Российской Федерации для подписания таких
    документов не установлен иной вид электронной подписи).
    Заявитель
    вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего
    Положения документы и информацию по своей инициативе.
    (п. 45 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)
    45(1).
    В случае если заявителем выступает орган государственного надзора
    (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение,
    после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения
    представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
    (п. 45(1) введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)
    45(2).
    Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой
    системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к
    ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия
    получает в том числе в электронной форме:
    а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
    б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
    в)
    заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора
    (контроля) в случае, если представление указанных документов в
    соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано
    необходимым для принятия решения о признании жилого помещения
    соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении
    требованиям.
    Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах
    государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7
    настоящего Положения.
    (п. 45(2) введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)
    46.
    Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа
    государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации
    и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47
    настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного
    обследования оцениваемого помещения.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)
    В
    ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и
    испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее
    представленным на рассмотрение комиссии.
    47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
    о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
    о
    необходимости и возможности проведения капитального ремонта,
    реконструкции или перепланировки (при необходимости с
    технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в
    процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с
    установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
    о несоответствии помещения
    требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по
    которым помещение признается непригодным для проживания;
    о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
    о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
    Решение
    принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде
    заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения
    равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае
    несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое
    особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
    48. По
    окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о
    признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания
    по форме согласно приложению N 1.
    49. В случае обследования помещения
    комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме
    согласно приложению N 2.
    На основании полученного заключения
    исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного
    самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о
    дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и
    юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или
    реконструкции или о признании необходимости проведения
    ремонтно-восстановительных работ.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
    50.
    В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
    договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с
    законодательством.
    Договоры на жилые помещения, признанные
    непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой
    из сторон договора в судебном порядке в соответствии с
    законодательством.
    51. Комиссия в 5-дневный срок со дня принятия
    решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в
    письменной или электронной форме с использованием
    информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
    информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый
    портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг
    (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии
    заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для
    проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
    реконструкции - в орган государственного жилищного надзора
    (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения
    или дома.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)
    В
    случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие
    наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих
    особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих
    угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по
    основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение,
    предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в
    соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган
    исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного

    При этом, если лицо, чьи интересы затрагиваются вправе оспорить бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, обратившись в суд в порядке, предусмотренном статьей 254 ГПК РФ.

    С уважением, С.Сергеев


    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

  • ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
    ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СЛУЧАЕ ПРИЗНАНИЯ ЖИЛОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ

    Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    Изучение судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

    В связи с этим судами рассматривались дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, определением сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о внеочередном предоставлении жилого помещения, о выселении, об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и другие споры.

    Анализ судебной практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что суды в основном правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

    I. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов

    Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

    В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

    Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

    По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
    – о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
    – о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
    – о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
    – о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
    – о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

    В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

    Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

    Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

    Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

    Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

    Отказывая Г. на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в принятии искового заявления в части требования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, судебные инстанции правомерно исходили из того, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.

    Одновременно Г. было разъяснено, что в целях защиты своих законных прав и интересов она вправе оспорить бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, обратившись в суд в порядке, предусмотренном статьей 254 ГПК РФ.

    При рассмотрении другого дела апелляционным определением областного суда отменено решение районного суда по иску Д. и других к администрации городского округа о признании жилого здания аварийным, жилых помещений непригодными для проживания и предоставлении жилых помещений, которым были частично удовлетворены исковые требования граждан, признаны непригодными для проживания жилые помещения, на администрацию городского округа возложена обязанность предоставить истцам в черте городского округа по договору социального найма благоустроенные жилые помещения.

    Отменяя решение суда в части удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.

    Поскольку решения по вопросу о соответствии занимаемых истцами помещений установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, судебная коллегия по гражданским делам областного суда пришла к обоснованному выводу, что судом разрешен вопрос, относящийся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заявленное требование о признании жилого помещения непригодным для проживания не может быть разрешено в порядке искового производства и производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

    При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

    Как показывает анализ судебной практики, чаще всего граждане обжалуют заключения межведомственных комиссий с целью признания незаконным заключения комиссии, возложения на нее обязанности составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями.

    При рассмотрении данной категории дел судами, в частности, проверялось, вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Кроме того, судами выяснялось, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, для чего в необходимых случаях назначались экспертизы.

    Распределяя бремя доказывания, суды руководствовались положениями части 1 статьи 249 ГПК РФ, согласно которым обязанность по доказыванию законности оспариваемого заключения возлагается на принявший его орган.

    Например, решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, удовлетворено заявление П. и других лиц о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города, о признании многоквартирного жилого дома пригодным для проживания и подлежащим ремонту. На межведомственную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

    Судом установлено, что заявители являются как нанимателями, так и собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

    Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города, по результатам обследования помещений дома установлена возможность проведения капитального ремонта дома.

    Удовлетворяя требования заявителей о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, судебные инстанции исходили из того, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства.

    Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

    Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

    Комиссия, произведя визуальную осмотр конструкции дома, сочла, что требуется ремонт свайного основания, стен (частично замена бруса, пораженного гнилью), цокольного перекрытия, чердачного перекрытия (частичный ремонт в местах протечек), межэтажного перекрытия; лестниц (укрепление перил и окраска), кровли, крыши, системы электрооборудования, текущий ремонт печей, ремонт окон, падовых стояков, покрытия пола.

    Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.

    Кроме того, заявители в обоснование требований ссылались на заключение эксперта, согласно которому отдельные конструкции и помещения многоквартирного жилого дома (в частности, помещения техподполья, чердака, подъездов, коридоров, общих кухонь и туалетов, жилых комнат) не отвечают требованиям, указанным в разделе II Положения.

    При этом экспертом дополнительно выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом (обрушение цокольного перекрытия, уменьшение рабочего диаметра свай из-за разрушения оголовков тела свай и поражения гнилью, повреждение инженерно-технических систем отопления и электроснабжения), изменения параметров среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований (несоответствие санитарным нормам параметров влажности древесины забирки, древесины свай, древесины прогонов крыши, влажности воздуха жилых помещений; наличие плесневелых грибков, гнили на деревянных конструкциях несущих стен; распространение фекальных масс по затопленному помещению техподполья и придомовой территории; высыпание утеплителя цокольного перекрытия).

    Комиссией, располагавшей указанным заключением эксперта на момент проведения обследования жилого дома, указанные выводы эксперта о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, в том числе заявителей, опровергнуты не были.

    К материалам дела не были приобщены документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что деформации конструкции цоколя дома, а также фундамента соответствуют требованиям СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", техническое состояние наружных стен и перегородок соответствует требованиям СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", что выявленные факты поражения плесневелым грибком несущих стен, распространения фекальных масс по затопленному помещению подполья и придомовой территории соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

    Установив, что осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, суд пришел к правильному выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям. Также суд признал необоснованным вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.

    Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

    Как показало изучение судебной практики, при рассмотрении дел по заявлениям граждан об оспаривании заключений межведомственных комиссий суды в целом правильно применяют положения части 1 статьи 258 ГПК РФ и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

    Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

    При принятии решения о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания суды возлагали на межведомственную комиссию обязанность провести обследование жилого помещения (жилого дома) на предмет соответствия требованиям, установленным Положением, а также, как правило, устанавливали определенный срок для такого обследования, исчисляемый с момента вступления решения суда в законную силу.

    Возлагая на межведомственную комиссию такую обязанность, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

    Например, решением городского суда были частично удовлетворены исковые требования П.С. и П.В., признаны незаконными заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и постановление главы администрации городского округа в части необходимости проведения капитального ремонта. На администрацию городского округа была возложена обязанность признать жилое помещение непригодным для проживания.

    Отменяя решение городского суда и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия областного суда пришла к следующим выводам.

    Согласно оспариваемому акту обследования помещения межведомственной комиссии жилое помещение, занимаемое истцами, было признано пригодным для проживания, вместе с тем признана необходимость капитального ремонта данного жилья.

    В ходе рассмотрения гражданского дела была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно результатам которой спорное жилье не является пригодным для проживания, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, при этом капитальный ремонт не сможет исправить существующую ситуацию, а реконструкция в данной ситуации нецелесообразна ввиду несоразмерности затрат стоимости жилого помещения.

    С учетом совокупности исследованных доказательств судебная коллегия правомерно согласилась с выводами суда первой инстанции о незаконности заключения межведомственной комиссии и постановления главы администрации городского округа в части необходимости проведения капитального ремонта.

    Вместе с тем судебная коллегия обоснованно указала, что, возлагая на орган местного самоуправления обязанность признать спорное жилье непригодным для проживания, суд первой инстанции не учел, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

    Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

    Апелляционным определением областного суда было отменено решение районного суда об отказе в удовлетворении заявления Р. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования делегировать комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города непригодными для проживания полномочия по признанию непригодным для проживания жилого дома, находящегося в его собственности.

    Судом установлено, что Р., являющийся собственником жилого дома, обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о создании комиссии для признания указанного жилого дома аварийным.

    Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования отказано в удовлетворении заявления Р. с указанием на то, что принятие решения по признанию частных домов пригодными (непригодными) для проживания является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью.

    С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

    При таких обстоятельствах, установив бездействие администрации муниципального образования по рассмотрению заявления Р., суд апелляционной инстанции обоснованно принял новое решение о возложении на администрацию муниципального образования обязанности произвести обследование жилого дома, принадлежащего на праве собственности Р.

    II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

    Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

    В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

    Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

    Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что администрацией города приняты постановления об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Х. поставлена в известность о принятых решениях. При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 32 ЖК РФ, согласно которым на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

    Поскольку соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имелось, суд был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

    Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

    По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

    Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

    Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

    При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

    Например, определением судебной коллегии областного суда было отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Б.В. и Б.Д. к мэрии города о предоставлении вне очереди жилого помещения на праве собственности.

    Судом установлено, что Б.В. и Б.Д. являются сособственниками в равных долях жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2005 году непригодным для проживания.

    Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 - 2010 годы был включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцам, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.

    Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

    В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия приняла по делу новое решение о возложении на мэрию муниципального образования обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

    Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

    Анализ судебной практики рассмотрения дел по искам администрации муниципальных образований о переселении собственников аварийного жилья в другие жилые помещения, предоставляемые им на праве собственности (о понуждении к заключению договора мены жилых помещений, о выселении с предоставлением другого жилого помещения), свидетельствует об отсутствии сложившейся единообразной правоприменительной практики.

    Ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и членов их семей в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

    Другие суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.

    Позицию последних следует признать правильной, она нашла отражение и в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.

    Так, решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, были удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования к П.С. и П.Е. о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение.

    Как было установлено судом, П.С. и его супруге П.Е. администрацией муниципального образования была предложена мена квартиры общей площадью 35,6 кв. м в аварийном доме на однокомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв. м, находящуюся в муниципальной собственности, в новом многоквартирном доме, однако ответчики отказались от переселения в предложенное жилое помещение.

    Рассматривая дело, суды пришли к выводу о необходимости выселения супругов П. по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 89 ЖК РФ, в предложенное жилое помещение, поскольку оно является более благоустроенным по сравнению с занимаемым, указав, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая П.С. квартира, включен в адресную программу края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которой предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

    Отменяя состоявшиеся по делу судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что в порядке, установленном статьями 86 - 89 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, в связи с чем указанные нормы права не подлежали применению при рассмотрении спора о выселении собственника подлежащего сносу жилого помещения.

    Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

    То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

    Поскольку данных о том, что П.С. предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, не имелось, то П.С., как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ12-88).

    В другом деле по иску администрации города к У. о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, признании права собственности ответчика на предоставляемое взамен жилое помещение и выселении в предоставляемое жилое помещение и по встречному иску У. к администрации города о взыскании выкупной цены за квартиру судебные инстанции, установив, что между сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении У. другого жилого помещения взамен изымаемого, возложили на администрацию города обязанность выплатить выкупную цену жилого помещения, а также пришли к выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности У. на принадлежащую ей на праве собственности квартиру и выселении ответчика из аварийного жилого дома в связи с принятием решения о его сносе.

    Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

    Как показывает анализ судебной практики, суды в целом правильно применяют положения части 7 статьи 32 ЖК РФ, и при определении выкупной цены руководствуются примерным перечнем возможных убытков собственника, приведенным в указанной норме.

    Например, при рассмотрении иска администрации района к В. о выкупе жилого помещения и по встречному иску В. к администрации района об установлении и взыскании выкупной цены жилого помещения судебные инстанции признали обоснованным включение в выкупную цену жилого помещения расходы В. на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.

    В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены, поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью 24,4 кв. м в доме коридорной системы. При этом суд указал, что, по смыслу положений статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В данном случае суд пришел к выводу о чрезмерности произведенных истцами расходов.

    Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

    Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

    К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

    Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

    Например, определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда было оставлено без изменения решение районного суда о частичном удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования к В.А. и членам его семьи об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением.

    Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

    Рассматривая возражения ответчиков относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, суды первой и апелляционной инстанций указали следующее.

    Изымаемое жилое помещение расположено в доме 1930 года постройки. Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, не представлено. Вступившим в законную силу решением районного суда, принятым по заявлению В.А. об оспаривании бездействия администрации муниципального образования по проведению работ по реконструкции дома, установлено, что планировалось произвести капитальный ремонт жилого дома с отселением граждан, однако каких-либо действий для его осуществления не произведено.

    Установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

    При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

    По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

    При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

    Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

    Поскольку положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

    С учетом изложенного следует признать обоснованной практику тех судов, которые при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.

    Например, при разрешении дела по иску администрации города к Д. об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения судом при определении выкупной цены были учтены возражения ответчика, подтвержденные представленными доказательствами, о несогласии с предложенной администрацией выкупной ценой изымаемого жилого помещения, определенной без учета стоимости земельного участка.

    Согласно части 2 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.

    Поскольку администрацией города было заявлено требование о переходе права собственности на помещение - квартиру ответчика в многоквартирном доме, то с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.

    Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

    Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

    Например, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований А. и П. к администрации города о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные граждане, хотя и состоят на учете нуждающихся в получении социального жилья, однако жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежало на праве собственности В., членами семьи которого истцы не являются. Собственнику непригодного для проживания жилого помещения В. предоставлено другое благоустроенное жилье.

    Истцы проживали в помещении, принадлежащем В., на условиях коммерческого найма, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

    При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат.

    Например, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в защиту прав и интересов П. к администрации муниципального образования о предоставлении П. и членам его семьи вне очереди жилого помещения по договору социального найма, судебные инстанции исходили из того, что причиной пожара, в результате которого был уничтожен принадлежавший П. жилой дом, явились умышленные действия третьих лиц - Д. и К., вина которых установлена приговором районного суда, однако истец не пожелал воспользоваться правом предъявления иска к виновникам пожара, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела отказ от иска, вследствие чего на орган местного самоуправления не может быть возложена ответственность за неправомерные виновные действия третьих лиц (виновников пожара) в отношении потерпевшего.

    Было учтено и то обстоятельство, что истец получил разрешение на строительство дома взамен сгоревшего и на выруб леса для восстановления дома, однако дом П. построен не был, а заготовленный лес продан истцом.