Выборы не состоялись если явка меньше. Когда выборы считаются несостоявшимися

- Мне кажется, что результат выборов постоянно фальсифицируется. Стоит ли вообще ходить на выборы? Сколько людей должно не прийти на выборы, чтобы они не состоялись? Реформа российского избирательного законодательства, проведенная в 2000-е годы, была направлена на то, чтобы выборы по возможности признавались состоявшимися, несмотря ни на тенденцию к снижению «явки» избирателей, ни на возрастающее «протестное голосование» (т.е. количество избирателей, голосующих «против всех»). В настоящее время «порог явки» на выборах в России отсутствует. Теоретически это означает, что даже если в день голосования на избирательный участок придет всего лишь один избиратель, и это будет один из кандидатов, и этот избиратель проголосует за себя как за кандидата, то выборы состоятся, и он победит со 100% результатом. Ходить на выборы стоит . И тому есть несколько причин. Во-первых, чем больше явка, тем меньше возможностей для фальсификации: не так сложно приписать три-четыре процента голосов, когда проголосовало всего сто человек; намного сложнее сделать подобные махинации, если проголосовали тысячи избирателей. Во-вторых, право голоса - это Ваше конституционное право, реализация которого позволяет Вам участвовать в управлении государством. И, наконец, в-третьих, именно наличие активной гражданской позиции отличает современного цивилизованного человека от асоциальной личности.

- Я считаю, что мой голос ничего не меняет. Зачем ходить голосовать?

- По предвыборной кампании я вижу, какая партия тратит больше денег на агитацию и точно победит на выборах. Я хотел голосовать за другую партию, но не вижу смысла. Стоит ли мне идти на выборы, если мой голос не сыграет роли? Практика участия в выборах последних лет показывает, что нет ничего очевидного в российских выборах. Профессионалы, многие годы работающие на выборах, приведут Вам не один пример того, как в той или иной избирательной кампании кандидат или партия, потратившие колоссальные денежные средства на ведение избирательной кампании, по итогам голосования проигрывали кандидатам, финансовая составляющая кампаний которых оставляла желать лучшего. Не буду долго искать примеры (кампания по выборам Главы города Пущино Московской области в 2010 году; не поленитесь, зайдите в Интернет, там есть все данные, проанализируйте сами, и Вы все поймете и увидите сами). Финансы - очень важная составляющая часть любой избирательной кампании. Но, поверьте, далеко не самая важная. А главное - финансами необходимо уметь грамотно воспользоваться. Так что в Вашем примере партия, которая тратит баснословные деньги на агитацию, является далеко не самым очевидным фаворитом избирательной гонки. Стоит идти в день голосования на свой избирательный участок и голосовать так, как Вы считаете нужным!
- Мне не нравится ни одна партия (ни один кандидат), а графы "против всех" нет. Как мне выразить свою гражданскую позицию? Должен ли я испортить бюллетень или сделать что-то еще? К сожалению, когда в середине 2000-х годов готовились поправки в избирательное законодательство, отменяющие графу «против всех», то разработчики этой новации, а потом и депутаты, проголосовавшие «за» отмену этой графы, «не услышали» разумных доводов относительно того, что в настоящий момент наше общество не готово еще к таким радикальным переменам. Интересно, что в 2004 году бывший Председатель РФ А.А.Вешняков отмечал, что графа "против всех" дает избирателям больше вариантов для выражения своего отношения к выборам и «может быть полезна власти, чтобы принимать соответствующие шаги». Он утверждал: «высокий процент голосования "против всех" свидетельствует о некоей аномалии в конкретном регионе. Если эту графу убрать, то у избирателей сузится возможность выразить свое отношение к кандидатам». Правда, уже в апреле 2005 году А.А.Вешняков поменял свою точку зрения и выступил уже «за» отмену графы «против всех»: «Нет выбора - жить проще. Поэтому когда в бюллетене 10-15 партий, некоторым не хочется напрягать мысли, за кого и почему голосовать. Проще поставить галочку в графе "против всех", наличие которой в какой-то мере провоцирует такой подход», - заявил он. Вскоре графа «против всех» была исключена из российского избирательного законодательства. На настоящем этапе развития законодательства о выборах графа «против всех» в бюллетенях по-прежнему отсутствует (специфическое исключение составляют ситуации на муниципальных выборах, когда в ходе кампании перед днем голосования остается лишь один кандидат - в этом случае в бюллетене появляются графы «за» и «против»; кандидат побеждает только в том случае, если более 50% от принявших участие в голосовании проголосовало «за» его кандидатуру). В этой ситуации единственный способ выразить свою гражданскую позицию - это найти для себя доводы в пользу голосования за какого-либо кандидата. Факт порчи бюллетеня ни к чему не приведет - бюллетень будет признан недействительным, и на итогах голосования в целом это никак не отразится.
- Почему когда идет предварительный подсчет голосов сперва сообщают одни цифры, а потом они меняются. Можно ли верить таким результатам? Дело в том что разные территории голосуют по разному. Город и большие участки часто отличаются от сельских или маленьких участков. А данные о предварительных результатах сперва приходят именно с маленьких участков, где голоса подсчитать просто быстрее, а вот последними приходят данные с самых больших участков и разница в голосах там бывает существенная в абсолютных значениях. Поэтому и данные окончательного подсчета могут отличаться от первых результатов. Кроме того, даже предварительные результаты необходимо уточнять на информационных ресурсах избирательной комиссии.
- По результатам выборов много проигравшие партии и кандидаты говорят о фальсификациях, а реальных уголовных дел никогда не заводят. Кому верить? Уголовная ответственность за фальсификацию существует и применяется. Кому в этом случае верит решать вам, но если у кандидата есть основания предполагать незаконное формирование результатов то он собрав доказательства с помощью наблюдателей обращается в суд, для отмены результатов выборов. Или же достаточно часто просто проигравший кандидат таким образом оправдывает свой проигрыш, сваливая всю вину на комиссию, не считаясь с мнениями избирателей. Безусловно есть случаи фальсификаций, большинство из которых рассматриваются правоохранительными органами и судами.

- Ведется ли где-то учет моего посещения выборов? Скажется ли на моем будущем, если я не хожу на выборы?

Участие в выборах в России является свободным и добровольным (в отличие от ряда зарубежных государств, где голосование является обязанностью гражданина, неисполнение которой влечет наложение штрафа или ограничение в правах). Это, в частности, означает, что никто не вправе принудить Вас к участию или неучастию в выборах, а также контролировать Ваше участие в них. Учет Вашего участия в выборах осуществляется только в списке избирателей на конкретных выборах, который по окончанию голосования опечатывается и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих доступ к нему, как правило, в течение одного года, после чего уничтожается. Никакой «общей базы» лиц, участвующих или не участвующих в выборах, в России не ведется. Таким образом, Ваше неучастие в выборах не повлечет никаких последствий для Вас, за исключением, разумеется, избрания соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления без Вашего участия.

- Я проголосовал за кандидата, а он отдал все свои голоса другому кандидату. Могу ли я оспорить это, забрать свой голос? Действующим законодательством о выборах не предусмотрен механизм, который позволял бы кандидату «отдавать» голоса избирателей, полученные им в результате голосования. Из Вашего вопроса следует, что Вы, скорее всего, столкнулись с довольно распространенной «технологией», когда накануне дня голосования один из кандидатов с помощью агитационных печатных материалов (листовок, газет и т.д.) либо через средства массовой информации, а иногда и просто на встречах с избирателями распространяет информацию о том, что он «отдает все голоса» в пользу другого кандидата. Фактически, это всего лишь один из способов предвыборной агитации одного кандидата - того, который «отдает» голоса, - в поддержку избрания другого кандидата. Оспорить в судебном порядке такую «процедуру» невозможно по причине того, что по факту никто никому никакие голоса не передает. Но и «забрать» свой голос - в том случае, если Вы уже проголосовали за того или иного кандидата, - у Вас не получится: если Вы уже реализовали свое конституционное право на голосование, и выборы признаны состоявшимися, а итоги выборов не признаны недействительными, то изменить Ваше волеизъявление законным способом уже не получится.

- У нас выборы проходят в два этапа. Если я голосовал в первом туре, а на второй не пошел, мой голос что-то решит? В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. В России законодательно не предусмотрены какие-либо санкции за неучастие в выборах, как это сделано в ряде стран (так, например, в Италии к лицам, не участвующим в выборах применяется такая санкция как общественное порицание; в Аргентине избиратель, не явившийся на выборы, будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет; а в Греции, Турции и даже в Австрии за неучастие в выборах некоторое время назад было предусмотрено лишение свободы, правда, на незначительный срок). В России же мер государственного принуждения в отношении выборов законодательством не предусмотрено, поэтому Вы можете, по своему усмотрению, принимать решение: участвовать Вам во втором туре (в повторном голосовании, если быть более точным в формулировках) или нет. Но при этом, к сожалению, Вы должны осознавать, что ответ на поставленный Вами вопрос будет отрицательным.
Дело в том, что по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом . Иными словами, сам факт того, что Вы не явитесь на повторное голосование, не повлияет ровным счетом ни на что, - поскольку выборы все равно будут признаны состоявшимися, а Ваш голос, отданный тому или иному кандидату в «первом туре», никакого влияния на подсчет голосования «во втором туре» не окажет.

- Кандидат много лет состоял в одной партии, а сейчас баллотируется от другой. Это законно? Могу ли я потребовать, чтобы его не допускали до выборов? Действительно, в Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» содержится норма (пункт 3.1 статьи 36), в соответствии с которой политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. Обратим внимание, что в Вашем вопросе не содержится достаточно информации для принятия законного решения. На практике вполне вероятна ситуация, когда человек длительное время был членом одной партии, затем прекратил свое членство в этой партии и вступил в другую партию. А может иметь место и ситуация, когда он был членом партии, потом прекратил свое членство в ней, и теперь, будучи беспартийным, баллотируется от другой партии. Все это соответствует закону. Однако, если у Вас имеются доказательства того, что данный конкретный кандидат на момент (на день) выдвижения от одной партии, состоял на учете в качестве члена другой политической партии, - то в данном случае речь идет о существенном нарушении закона: такому кандидату должно быть отказано в регистрации, либо он должен быть исключен из списка кандидатов (в случае, если он баллотируется в составе списка). В подобной ситуации Вы имеете право обратиться в избирательную комиссию, которая регистрирует данного кандидата, с требованием проверки указанных Вами фактов и принятия соответствующих немедленных мер реагирования. (Хотя на практике намного эффективнее будет обратиться в штаб оппонентов этого кандидата - юристы штаба в кратчайшие сроки проверят информацию и доведут дело, в случае подтверждения информации, до конца).

- В нашем городе проводится уличное голосование за партии с реальными бюллетенями и урнами для голосования. Это настоящие выборы?

Нет. Это не настоящие выборы. Если подобная акция проводилась в день голосования и при этом использовались, как Вы говорите, «реальные» бюллетени и урны для голосования, то Вы столкнулись с грубейшим нарушением действующего законодательства о выборах и попыткой сфальсифицировать избирательные документы и итоги голосования. Однако, принимая во внимание как раз то обстоятельство, что описанная Вами ситуация слишком явно содержит признаки соответствующего состава преступления, предусмотренного статьями 142 и 142.1 УК РФ, то, скорее всего, речь идет немного о другом. Скорее всего, описанная Вами акция проводилась не в день голосования, а, как минимум, за несколько дней до этого, то есть в официальный агитационный период. При этом, скорее всего, использовались не настоящие бюллетени и урны для голосования, а некие «реквизиты» для проведения соответствующей акции. Вопрос о законности проведения подобного мероприятия лежит в плоскости соблюдения законодательства о собраниях, митингах и других публичных мероприятиях. Однако, нельзя исключить также ситуации, что проведенное подобным образом мероприятие полностью соответствует закону: если организаторы в установленные сроки уведомили органы местного самоуправления о проведении мероприятия, если бюллетени и урны являются лишь «реквизитами» соответствующего мероприятия и не являются «подделкой» настоящих бюллетеней и урн для голосования. В любом случае, окончательные выводы о законности описанного Вами мероприятия можно сделать только по итогам тщательной проверки всей имеющейся информации.

- Чьи деньги тратятся на организацию выборов? Вкладывают ли средства партии или это делаем мы, налогоплательщики?

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, на региональные и местные выборы - из соответствующих бюджетов. Таким образом, организация выборов - это расходы налогоплательщиков.

- Кто финансирует выборы? Это деньги партий и кандидатов или избирателей?

Смотря что понимать под организацией выборов. Если деятельность избирательных комиссий, то она полностью финансируется из государственного бюджета. Иными словами, выборы проводятся за наш с вами счёт - за деньги налогоплательщиков. Что же касается средств политических партий (избирательных объединений) и отдельных кандидатов, то они аккумулируются на специальных счетах избирательных фондов за счет собственных средств и пожертвований физических и юридических лиц. Отчасти это тоже наши с вами деньги, поскольку парламентские партии ежегодно получают средства из бюджета - определенную сумму за каждый полученный ими на выборах голос.

Средства избирательных фондов могут тратиться только на организацию избирательной кампании, соответственно, избирательного объединения или кандидата .

- Возможен ли пересчет избирательных бюллетеней или они считаются только один раз участковой избирательной комиссией?

Бюллетени могут быть пересчитаны самой участковой избирательной комиссией в том случае, если результаты первичного подсчёта не сойдутся с числом выданных бюллетеней, недействительных бюллетеней и бюллетеней, опущенных в ящики для голосования. Ручной пересчёт возможен и при использовании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), установленных на ящиках для голосования, в случае такого расхождения.

Кроме этого решение о пересчёте голосов может быть принято вышестоящей комиссией, если в результате проверки протокола об итогах голосования участковой комиссии будут выявлены несоответствия и ошибки. Пересчёт голосов в этом случае может быть произведён как самой участковой комиссией, так и непосредственно вышестоящей.

Пересчёт также возможен по инициативе участковой комиссии, вышестоящей комиссии и суда в случае выявления существенных нарушений избирательного законодательства при проведении выборов. На практике всего несколько раз удавалось инициировать в судах вопрос о пересчете бюллетеней. И каждый раз при доставке бюллетеней в суд пришлось столкнуться с их абсолютно недобросовестным хранением. Бывали и такие случаи, когда бюллетени оказывались уничтоженными.

Совет: поскольку основные фальсификации происходятименно во время подсчета голосов, составления и подписания протокола на избирательных участках, всегда проще иэффективнее настоять на пересчете бюллетеней в участковой комиссии, чем откладывать эту процедуру на неопределенное будущее, многократно снижающее вероятность пересчета.

- Кто может присутствовать при подсчете голосов, кроме членов комиссии и наблюдателей?

Помимо членов комиссии и наблюдателей при подсчёте голосов могут присутствовать только:

1) члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;

2) кандидаты (зарегистрированные данной либо вышестоящей комиссией) или их доверенные лица; - Всё чаще слышны призывы игнорировать будущие выборы депутатов Государственной Думы РФ 4 декабря 2011 либо испортить бюллетень, тем самым выразив свое недоверие процедуре и организаторам выборов. Повлияет ли это на итоги голосования?

Повлияет, но совсем не тем способом, на который вы рассчитываете. Порог явки избирателей на всех выборах был отменен еще в 2006 году, выборы будут признаны действительными, даже если в их примет участие всего лишь один человек. Вашего отсутствия никто не заметит - более того, ему будут даже рады, ведь предназначенный для вас бюллетень так и останется незаполненным, его можно заполнить и за вас. В итоге ваш голос помимо вашей воли достанется партии, имеющей большее влияние на избирательную комиссию, что станет вкладом, в том числе, косвенно, и вашим в фальсификацию выборов.

Нет толку и в порче бюллетеней. Ваше недоверие выборам и их организаторам так и останется только вашим. Депутатские портфели будут распределяться только между партиями, набравшими от 7 и более процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Остальные голоса и недействительные бюллетени, фактически, будут распределены между партиями-победителями, пропорционально их результатам. Если среди партий есть один фаворит, можно быть практически уверенными, что вас голос по факту все равно будет подан за нее, опять же против вашей воли.

Поэтому, если вы не хотите, чтобы судьбу вашего голоса определили за вас - сделали именно то, из-за чего вы уже сейчас не доверяете будущим выборам, - придите на участок и проголосуйте за партию, наиболее близкую вам по убеждениям.

- Равнозначно ли взятие открепительного удостоверения приходу на избирательный участок в день голосования?

Взятие открепительного удостоверения влечет исключение избирателя из списка избирателей на участке по месту его жительства, а в случае, если он им не воспользуется, - исключение из списка избирателей на этих выборах вообще. В то время как приход на участок в день голосования предполагает получение избирательного бюллетеня и голосование.

- Будут ли испорченные бюллетени перераспределяться в пользу партии, получившей большинство голосов?

Испорченные, а говоря юридическим языком недействительные бюллетени, сами по себе не перераспределяются. Они не учитываются при распределении мандатов Государственной Думе. Таким образом, можно говорить о том, что голоса избирателей, которые испортили бюллетень, распределяются между проходящими в Думу партиями пропорционально числу полученных голосов избирателей.

- Ходят слухи, что России подделывает результаты выборов в пользу правящей партии. Скажите, существует ли набор средств общественного мониторинга за ходом выборов, достаточный для того, что бы каждый, кто обладает доступом в интернет, при желании, мог удостовериться в том, что:
на всех избирательных участках выборы проходят в соответствии с регламентом ,
все избирательные участки являются реальными объектами,
все избиратели являются реальными личностями и голосуют собственноручно,
результаты по каждому участку публикуются в СМИ,
и наконец, результаты подсчета в присутствии наблюдателей соответствуют опубликованным результатам?

В настоящее время по решению России реализуется программа по он-лайн трансляции из помещений для голосования некоторых избирательных участков. Их перечень и ссылки на трансляцию можно найти на сайте избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ. Думаю, что со временем количество участков, оборудованных камерами, будет увеличиваться.
Кроме того, с данными, внесенными в протокол каждой участковой избирательной комиссии, Вы также имеете возможность ознакомиться на сайте избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ. Данные с каждого избирательного участка вводятся системными администраторами ГАС «Выборы» и в он-лайн режиме попадают в сеть интернет, в общий доступ.
Проверить реальность всех избирателей, правильность составления протоколов УИК (внесение в него данных, соответствующих реальным результатам) в настоящее время могут наблюдатели от каждой из участвующих в выборах политической партии

Когда выборы считаются несостоявшимися? Данному вопросу традиционно уделяется не слишком много внимания, тогда как средства массовой информации фокусируют свой интерес на предвыборной гонке и набирающих все большую популярность в последние годы случаях фальсификаций и нарушений в ходе проведения выборов. Между тем в случае признания выборов несостоявшимися проводятся повторные выборы, на организацию которых снова идут средства налогоплательщиков - деньги из карманов избирателей. В свете создания нового законопроекта о выборах в 2013 г. эта тема становится как никогда актуальной.

Необходимость в процедуре признания выборов несостоявшимися возникла в связи с вероятностью возникновения ситуаций, в которых одни кандидаты имеют формально-техническое преимущество перед другими. Законодательная база вопроса претерпевала неоднократные изменения с целью объективно соответствовать изменяющимся условиям российской действительности. Последними серьезными поправками в 2006 г. стали отмена минимального порога явки на избирательных участках (20% для региональных выборов, 25% - на выборах в Государственную Думу, 50% - на выборах президента Российской Федерации) и графы «Против всех» в бюллетенях. Последнее вызвало большой общественный резонанс, до сих пор многие граждане и политические деятели продолжают настаивать на возвращении этой графы. Отмена минимального порога, с одной стороны, объективно обусловлена добровольным участием граждан в выборах, с другой - создает благоприятные условия для различного рода нарушений и фальсификаций.

В настоящее время основаниями для признания выборов несостоявшимися выступают следующие причины:

  • К распределению депутатских мандатов должен быть допущен один список кандидатов. Здесь речь идет о проходном барьере, который в настоящий момент составляет 5%. Необъективность и несостоятельность сформированного подобным образом государственного законодательного (представительного) органа очевидна.
  • К распределению депутатских мандатов должны быть допущены списки кандидатов, в сумме получившие менее 51% голосов избирателей, посетивших избирательные участки.
  • При повторном голосовании все кандидаты выбыли.
  • Ни один из двух кандидатов не набрал достаточное для избрания число голосов в случае, когда законом предусмотрено повторное голосование.

Решение о признании выборов несостоявшимися выносит избирательная комиссия.

Проведение повторных выборов также назначается в случае признания результатов первых выборов недействительными - эти понятия неравнозначны, не следуют путать в несостоявшимися выборами. В реальности подобная ситуация менее вероятна по причине отсутствия строгих однозначных критериев недействительности результатов. В законе речь идет о нарушениях, не позволяющих достоверно определить результаты волеизъявление граждан, однако точный перечень нарушений (к ним относятся нарушения во время проведения предвыборной кампании и агитации, противозаконные манипуляции с бюллетенями и непосредственно предумышленные нарушения в работе избирательной комиссии) и степень серьезности определяется в каждом конкретном случае по факту. Результаты выборов также могут быть признаны недействительными по решению суда. В данном случае понятие «несостоявшиеся выборы» содержит в значительной степени больше определенности, чем определение «недействительные результаты».

С уверенностью можно сказать, что законодательная база и критерии в оценке данного вопроса будут меняться неоднократно, на данный момент закон 2013 г. в полной мере отвечает изменениям российской политической действительности последних лет и готовит почву для проведения очередных выборов в Государственную Думу в 2016 г.

Чего ждать от предстоящих выборов? Обсуждение на нашем форуме.

Александр Анатольевич, как бы вы оценили на сегодняшний день готовность избирательных участков к голосованию?

Участковые избирательные комиссии начинают работать с 28 августа. Однако в настоящее время проводится работа участковых избирательных комиссий по подготовке помещений. Уже разработаны паспорта участков, они согласованы с представителями МВД и МЧС, с главами местных администраций.

Сотрудники МЧС и МВД проверили все помещения, где будут находиться участковые комиссии и залы для голосования. Эти помещения в большинстве случаев получили одобрение в плане пожарной безопасности, общественной безопасности, по некоторым участкам возникли замечания. Сейчас их исправляют.

В нашей области насчитывается 776 стационарных избирательных участков, которые сформированы на 5 лет. Еще три участковые комиссии будут созданы в местах временного пребывания граждан: на железнодорожном вокзале Иванова, в СИЗО Иванова и Кинешмы.

Федеральный и наш областной законы предполагают два возможных варианта проведения досрочного голосования. Первый - это когда весь избирательный участок голосует досрочно. Это возможно только в местах удаленного доступа - у нас таких на сегодняшний день нет.

Второй вариант - это когда группа избирателей с определенного избирательного участка убывает в удаленные места, где нет возможности проголосовать в день голосования. Как правило, это военнослужащие. По обращению командира воинской части, избирательная комиссия области может принять решение об организации досрочного голосования на территории области.

Явка избирателей составит не меньше 40%

- Какова специфика нынешних выборов?

Прежде всего, это очень большое количество партий. В выборах имели право участвовать 53 партии, хотя зарегистрировались только 20. Но и это много и необычно для нас.

В настоящее время особой публичной активности политических партий не наблюдается, и даже если мы посмотрим на финансирование избирательных объединений, то оно незначительное по сравнению с предыдущими выборами. Большинство партий получает весьма умеренные суммы, поэтому тратить деньги на активную агитацию им сложно. Пока они пользуются бесплатной площадью для агитации в 23 газетах, бесплатным эфиром по 5 каналам - это основной их рупор на сегодняшний день.

Специфика и в том, что в день голосования ожидается очень много наблюдателей за ходом выборов. Не исключено, что они будут пытаться вмешиваться в процесс работы избирательной участковой комиссии. Хотя наблюдатели должны помнить, что они только наблюдают, могут делать замечания, писать жалобы, но подменять собой членов участковых избирательных комиссий не вправе. Поэтому к председателям участковых избирательных комиссий мы предъявляем серьезные требования в плане юридической грамотности и способности мирно разрешать конфликты.

- Как будет организована работа с наблюдателями? Что входит в их полномочия?

Наблюдатель вправе находиться в помещении для голосования, а также, если организуется досрочное голосование, присутствовать на нем. Вправе наблюдать за выдачей бюллетеней избирателю.

Он также может знакомиться со списками избирателей. Наблюдатель имеет право получить после подведения итогов голосования копию протокола УИК об этих итогах.

Самое главное, что наблюдатель не имеет права вмешиваться в какие-либо избирательные процессы. Он только наблюдает, контролирует. Если у него есть представление о том, что произошло какое-то нарушение, он вправе об этом сказать, довести до сведения и потребовать исправления.

Всё, больше никаких дополнительных прав у него на избирательном участке нет. Естественно, они не считают бюллетени, не имеют самостоятельного доступа к документам, с которыми работает участковая избирательная комиссия.

- Чтобы выборы состоялись, какой должна быть явка избирателей?

Явка может быть абсолютно любой. Здесь нет никаких ограничений. Понятно, что летом политическая активность минимальна, люди отдыхают, в том числе уезжают. Мы ожидаем, что явка избирателей будет немного меньше, чем она была на выборах в Государственную Думу. Я думаю, придут как минимум 40% избирателей (на выборах депутатов Госдумы явка составляла чуть больше 50%, а на президентских выборах - даже 60%). Так сложилось в Ивановской области, что наибольший интерес для избирателей представляют федеральные выборы…

Разумеется, избирательные комиссии заинтересованы в высокой явке, ведь чем больше избирателей придет на выборы, тем выше степень легитимности государственной власти Ивановской области.

Для «меньшевиков» мандат может весить легче

Как будут распределяться мандаты по партийным спискам и как будут определяться победители в списке одномандатников?

Начнем с одномандатных округов. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество голосов по сравнению с другими. Он и становится депутатом.

Что касается пропорциальной избирательной системы, здесь всё достаточно сложно и ново для нас. Во-первых, восстановлен барьер 5%. Если партия набирает 5%, то она принимает участие в распределении мандатов и однозначно получает как минимум один мандат. Вместе с тем сам мандат «весит» гораздо больше, чем 5%. Если 100% разделить на 13 (количество депутатов, которые изберутся по партийным спискам), там получается чуть меньше 8%. Но если партия набирает 5%, она уже, по закону, имеет право на получение мандата.

То есть, те, кто набрал чуть больше 5% голосов, - назовем их «миноритариями», или по-русски «меньшивиками» - фактически отбирают мандаты у партий-лидеров?

Представьте себе, для партии, которые набрали большое количество голосов, мандат стоит 8%, а для вот этих партий 5%. Поэтому чем больше партий проходят 5-процентный барьер, тем больше нивелируется руководящая роль лидера. Впрочем, 5% среди ивановских избирателей многим партиям заработать будет достаточно сложно. Избиратели привыкли к «старым» партиям, и для новых завоевать 5% - это очень серьезный результат.

- Как будут распределяться остальные мандаты?

Остальные мандаты распределяются по так называемой методике «делителей». Математически объяснить это достаточно сложно. Речь идет о том, что все мандаты распределяются в зависимости от того, сколько голосов у каждой партии. Чем больше голосов, тем больше мандатов.

Не получится ли так, что эти «меньшевики», которые рассчитывают получить 5 или чуть больше процентов голосов, будут драться за каждый голос и уже постфактум от них поступит огромное количество исков, оспаривающих решений, лишь бы получить эти заветные голоса?

Ожидание этого у нас есть. Это всегда было: когда партия чуть-чуть недобирает, она начинает перепроверять итоги голосования каждого участка. Партия, допустим, получившая число голосов на каких-то участках меньше, чем на других, уже подозревает наличие каких-либо нарушений. Вот это будет.

Вместе с тем напоминаю, что предполагаемое число наблюдателей от разных партий и кандидатов, является самым эффективным механизмом защиты итогов голосования от искажений. Поэтому если партии не хватает до 5% хотя бы сотни голосов, исправить ничего нельзя - таков результат волеизъявления избирателей.

А чтобы обжаловать решение участковой комиссии по итогам голосования, нужно иметь очень серьезные аргументы, зафиксированные факты нарушений.

Самая интересная предвыборная борьба среди одномандатников, наверное, развернется в ходе голосования в том округе, куда входит Кохма (там не будет представителя «Единой России», которая обычно считается фаворитом)? Вы тоже так считаете?

Избирательная комиссия не занимается такими вопросами, как интересно или неинтересно, остро или неостро. Мы пытаемся дистанцироваться от политической борьбы. Нас интересует только процесс организации самих выборов и разрешение каких-либо информационных споров, которые возникают между кандидатами в связи с теми или иными нарушениями избирательных законов.

В целом могу сказать, что пока избирательная кампания проходит достаточно спокойно. Острых вопросов, которые бы требовали вмешательства областной комиссии в ход подготовки к выборам кандидатов-одномандатников, нет.

Между партиями ссор тоже нет. Возможно, положительную роль сыграл договор между ними в рамках проекта «Честные выборы». Договор предполагает вести честную борьбу.

18 сентября в России - единый день голосования. Граждане определят состав следующей Госдумы, в 39 регионах пройдут выборы региональных парламентов, девять регионов выберут новых руководителей. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о голосовании, которые могут возникнуть у тех, кто не следит за политикой.

Начнем с главного. Кто же все-таки такой «одномандатник»?!

Это депутат, которого выбирают жители одномандатного округа. Выборы в Госдуму 18 сентября пройдут по смешанной системе; это значит, что половину депутатов, 225 человек, будут выбирать по партийным спискам, а другую половину - по одномандатным округам. Округа называются одномандатными, потому что в каждом из них распределяется по одному мандату - то есть везде выбирают по одному депутату.

Границы одномандатных округов определил Центризбирком, стараясь делать так, чтобы на каждого депутата-одномандатника приходилось примерно одинаковое число избирателей и чтобы округ не выходил за пределы региона. Поэтому в Москве, где зарегистрированы 7,3 миллиона избирателей, сформированы 15 одномандатных округов, а, например, в Астраханской области - всего один. Избирателей, находящихся за рубежом, ЦИК распределили между 75 одномандатными округами. Географическим принципом при этом поступиться: в итоге США выбирают депутатов-москвичей, Великобритания - томичей, а Латвия - сахалинцев.

В одномандатных округах голосует всего несколько сотен тысяч человек. Из-за этого получается, что голоса избирателей в округах имеют бо льший удельный вес, чем на общефедеральных выборах. Например, в Ингушском одномандатном округе (он один из самых малочисленных) депутата будут выбирать всего 212 тысяч избирателей. Повлиять своим голосом на исход выборов там значительно проще, чем даже в соседнем Дагестане, где сформированы три округа со средней численностью в 540 тысяч избирателей.

Кандидаты по одномандатным округам могут выдвигаться от партий или действовать самостоятельно, независимо от любых политических сил. Краткую информацию о всех зарегистрированных кандидатах можно найти на сайте ЦИК по этой ссылке . Если вас интересуют независимые кандидаты, в графе «субъект выдвижения» в поиске нужно указать слово «самовыдвижение».

А кто участвует? Опять, что ли, «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко»?

Всего в этих выборах участвует 14 партий. Некоторые из них хорошо знакомы российским избирателям: КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Единая Россия» и «Справедливая Россия» борются за места в Госдуме больше десяти лет. Помимо них есть еще несколько партий, которые так или иначе участвовали в политическом процессе в последние годы: «Парнас», «Гражданская платформа», «Гражданская сила», «Коммунисты России», «Партия пенсионеров» и «Патриоты России». Есть еще «Родина», «Партия роста» (бывшее «Правое дело») и «Зеленые».

Списки кандидатов от партий можно посмотреть на сайте ЦИК.

Чтобы попасть в Госдуму, партиям нужно преодолеть 5-процентный барьер. Сделать это, скорее всего, смогут не все: к примеру, на выборах 2007-го и 2011-го годов преодолеть установленный барьер удавалось лишь «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» (в 2007 году в блок «Справедливая Россия» входили партия «Родина», «Партия пенсионеров» и «Партия жизни»).

Важно помнить, что партии, которые набирают больше 3 процентов голосов, пользуются государственной поддержкой. Они получают финансирование из бюджета - по 110 рублей за каждый поданный за них голос. Господдержка может быть важным источником доходов для политической партии. Например, у «Яблока» в 2015 году 99% дохода приходились как раз на государственное финансирование.

А графа «против всех» есть?

Нет. Графа была на выборах всех уровней до 2006 года, но потом ее отменили. Решение объяснили тем, что без графы «против всех» участники выборов будут более эффективно работать с избирателями и тем, что так не придется проводить затратные повторные выборы. В 2014 году графу все-таки вернули, но только для местных выборов.

Помимо графы «против всех» на честных выборах существует несколько других стратегий протестного поведения: например, испортить бюллетень или унести его с собой. Бюллетени, в которых не отмечено ни одной партии или отмечены все сразу, признаются недействительными, но учитываются при распределении голосов (поэтому с помощью порчи бюллетеней можно добиваться второго тура выборов - например, при голосовании за губернаторов). Бюллетень, вынесенный с участка, не учитывается при подсчете голосов.

Некоторые граждане считают выборы настолько скомпрометированными, что предпочитают на них вообще не ходить. Такой вариант - скорее эмоциональный, чем прагматичный. Оставшись дома, можно повлиять лишь на явку; при этом порога явки в России нет, а значит, выборы состоятся в любом случае.

А чем вообще должны заниматься депутаты?

Много чем. Права депутатов Госдумы закреплены в законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В нем говорится, что депутаты могут вносить в Госдуму законопроекты, а также участвовать в их обсуждении - таким образом, они могут влиять на то, какие в стране принимаются законы. Кроме того, члены парламента имеют право направлять в государственные органы запросы - например, с требованием предоставить им необходимую информацию. Они также могут потребовать от должностных лиц устранить нарушения прав граждан. Наконец, в парламенте проводятся «правительственные часы», во время которых депутаты могут напрямую задавать членам правительства интересующие их вопросы - то есть, они имеют возможность контролировать работу кабинета министров.

Почему в некоторых регионах можно выбирать губернаторов, а в других - нельзя?

По закону, это решают сами регионы. Возможность самостоятельно определять, как выбирать губернаторов регионам дали в 2013 году. Изначально решение объясняли нежеланием создавать почву для конфликтов в этнически сложных регионах. Например, в Дагестане, где живут аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и еще несколько десятков этносов, прямые выборы главы региона вообще никогда не проводились.

Впрочем, возможностью отказаться от выборов стали пользоваться и другие регионы - в первую очередь, те, где есть очевидный доминирующий этнос: Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия и Адыгея. В итоге из всех республик Северного Кавказа прямые выборы губернатора остались только в Чечне. В присоединившихся к России Крыму и Севастополе тоже решили не проводить губернаторских выборов. Наконец, от них отказались и в трех автономных округах: Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском.

Зачем вообще проводить выборы? Ведь все решается «наверху»?

Мы не знаем, будет ли подсчет голосов на этих выборах честным или нет. В рейтинге политических и гражданских свобод Россия отнесена к «несвободным» государствам. Вопрос о том, зачем в странах с авторитарными и полуавторитарными режимами проводить выборы, активно обсуждается в политической науке. О теориях, которые разрабатывают этот вопрос, «Медузе» рассказала доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман.

Во-первых, существует теория имитации: демократические процедуры нужны для того, чтобы производить впечатление на внешних партнеров и на само население страны. Внешним партнерам выборы нужно показывать, чтобы продолжать получать финансовую помощь (для бедных стран) или участвовать в международных союзах и договоренностях, в том числе и торговых - для этого требуется соблюдать известные нормы. Кроме того, граждане, даже в странах третьего мира, догадываются, что там, где проходят выборы и есть парламенты, почему-то чаще встречаются айфоны, лекарства и еда.

Другая версия: с помощью выборов авторитарный режим кооптирует (включает в себя) те общественные силы, которые могли бы ему противостоять. Об этом говорит теория кооптации. Правда, в таких терминах можно описать и выборный процесс в демократиях - те силы, которые участвуют в легальном публичном политическом процессе, становятся частью системы, а не радикализируются.

Третья теория - теория административной биржи, которая описывает парламент как площадку, где торгуются и договариваются элиты. Это похоже на парламентаризм в демократиях, но без самих избирателей: как правило, выборы носят формальный характер и к участию в них допускаются лишь системные политические игроки. При этом сам парламент решает достаточно важные вопросы - например, о бюджете, налогах или распределении полномочий между бюрократическими структурами.

Я хочу, чтобы выборы были честными. Имеет смысл записаться наблюдателем?

Да, имеет. Наблюдатели - важные участники выборного процесса. В день голосования они фиксируют нарушения, препятствуют им и рассказывают обществу о том, насколько честными были выборы. Собранные ими документы впоследствии могут использоваться для изменений в законодательстве.

Если вы хотите стать наблюдателем, это еще не поздно сделать. Вам нужно обратиться к самим кандидатам, партиям или к общественным организациям, которые обеспечивают наблюдение за выборами (например, в ассоциацию «Голос»). Работать на этих выборах безопаснее всего в статусе члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. В отличие от статуса «наблюдателя» он не требует уведомлять территориальные избиркомы о вашем имени и местонахождении в день голосования.

«Медуза» благодарит за помощь в создании материала руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, сопредседателя Совета движения в защиту прав избирателей «Голос» Григория Мельконьянца и доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерину Шульман.

Центризбирком подводит первые итоги единого дня голосования, который состоялся в России 18 сентября. Окончательные результаты станут известны в понедельник утром, однако уже сейчас понятно, что прошедшие выборы в Госдуму несколько изменили расклад сил в нижней палате парламента. «Лента.ру» коротко рассказывает о главном - что известно на текущий момент о прошедших выборах.

Сколько процентов получили партии?

По данным ЦИК, «Единая Россия» получила 46,75 процентов голосов (после подсчета 12 процентов протоколов).

За ЕР следуют либерал-демократы: у ЛДПР - 17,03 процента.

Есть ли сенсации?

Главная новость о результатах выборов в Госдуму - перемещение коммунистов со второй на третью строчку в рейтинге симпатий избирателей.

В шестом созыве нижней палаты парламента у КПРФ было 92 мандата - на выборах партия получила 19,2 процента голосов. В этот раз соратники Геннадия Зюганова уступили либерал-демократам.

Разрыв с ближайшими преследователями составляет меньше процента. Теоретически коммунисты еще могут обогнать либерал-демократов. Но примеров, когда последовательность партий в рейтинге менялась в процессе подсчета голосов, было крайне немного, и касались они в основном тех политических сил, которые все равно в парламент не проходят.

Каковы результаты в одномандатных округах?

После подсчета 10,9 процента протоколов по одномандатным округам стало известно, что «Единая Россия» лидирует в 134 из них.

ЛДПР и КПРФ, по данным «Интерфакса» из информационного центра ЦИК, за счет округов получают как минимум по четыре мандата, «Справедливая Россия» - шесть, партии «Родина», «Гражданская платформа» и Партия народной свободы (ПАРНАС) - по одному мандату.

Последний раз одномандатники фигурировали на выборах в 2003 году. Тогда, с одной стороны, партии смогли подкрепить свое представительство за счет кандидатов, прошедших в одномандатных округах. С другой - кандидаты, которые выдвигались от партий, не прошедших думский барьер, или самостоятельно, оттянули на себя значительный объем голосов и сами заняли 99 мест в нижней палате.

Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

«Единая Россия» в общей сложности набрала на тех выборах 37,57 процента голосов, получив 223 мандата - 120 по списку и 103 в одномандатных округах. У КПРФ было 12,61 процента (40 и 12 мандатов), ЛДПР заработала 11,45 процента (36 и 0 мандатов), а блок «Родина» - 9,02 процента (29 и 8 мандатов).

Кто в итоге проходит в Госдуму?

Всего в выборах участвовало 14 партий - вдвое больше, чем в 2011 году. Проходной барьер для попадания в Госдуму составляет пять процентов голосов. Поэтому, несмотря на широту политического меню, в парламент по спискам проходят всего четыре партии. Остальные, как прогнозировали эксперты, не смогли преодолеть необходимой планки.

Однако партии, пока не представленные в парламенте, все-таки можно будет увидеть в Госдуме. За счет одномандатных округов представительство получили, в частности, такие политические силы, как Партия роста и «Гражданская платформа».

Сколько людей пришли на участки?

Явка на выборах в Госдуму позволяет говорить о том, что они состоялись, заявила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Президент Путин с ней солидарен. Он отметил, что на выборах люди проявили свою гражданскую позицию. И, по его мнению, явка «не самая большая из того, что мы видели в предыдущей избирательной кампании, но она высокая».

Около 18:00 по московскому времени, когда до закрытия участков в самых западных точках России оставалось всего три часа, явка приближалась к 40 процентам.

В Москве, по данным Мосгоризбиркома, этот показатель достигал 29 процентов. При этом в комиссии прогнозировали итоговую явку на уровне 32-35 процентов.

Где голосовали активнее всего?

По данным на 17:00 по мск самая высокая явка на федеральных думских выборах была зафиксирована в Кемеровской области.

Там, по словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, проголосовали 78,96 процентов избирателей. Следом по уровню активности граждан шла Тюменская область с явкой 74,13 процента, затем - Чечня, где к пяти вечера проголосовали 72,16 процента избирателей.


Относительно невысокую активность показывали жители Санкт-Петербурга - по состоянию на шесть вечера проголосовали 25,6 процента имеющих такое право. Но, как подчеркивал глава городского избиркома Виктор Панкевич, активность избирателей в течение последних двух часов голосования могла существенно изменить ситуацию.

Много ли было нарушений?

МВД России сообщало, что существенных правонарушений во время голосования не зафиксировано. В том числе нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результаты на избирательных участках.

Проблемы отмечались в двух регионах - в Алтайском крае сообщения о якобы запущенной «карусели». Правоохранительные органы региона начали оперативные действия, однако затем замглавы МВД Александр Горовой заверил, что ведомство факта «каруселей» не обнаружило.

Тем временем ростовские СМИ со ссылкой на председателя областного избиркома Сергея Юсова сообщали, что на одном из участков Ростова-на-Дону, предположительно, была попытка вброса бюллетеней. По словам Юсова, камера зафиксировала, что один и тот же человек дважды подходил к урне и вбрасывал туда «какие-то листы». Теперь, как отмечает глава региональной комиссии, результаты на этом участке могут отменить.

Какие произошли ЧП на участках?

Меры безопасности на избирательных участках пришлось ужесточать в первую очередь за рубежом. Взрыв, который произошел в Нью-Йорке в ночь на воскресенье, заставил усилить охрану расположенного здесь генконсульства России. Однако, скорее всего, голосующим на участке гражданам ничто не угрожало. Взрыв случился на Манхэттене, в западной части Нью-Йорка, а российское диппредставительство расположено на востоке города.

«Следующая явка, которую мы назовем официально, будет утренняя, когда введут все протоколы. У нас она будет двух видов: явка на голосовании, сколько опустили бюллетеней в ящик, и явка на выборах - сколько их получено, когда вы паспорт предъявляете. Между ними будет небольшая разница, некоторые унесут себе на память бюллетень», - сообщил член ЦИК РФ Валерий Крюков.