Допустимый размер прирезки к основному земельному участку. Перераспределение земельных участков

Вопрос перераспределения различных земельных участков по праву можно считать актуальным. При этом он требует основательного подхода и грамотного контроля. Поэтому есть смысл уделить внимание данной теме.

Общая информация

Если обратить внимание на законодательство, то можно узнать, что образование земельных участков путем перераспределения является достаточно популярным методом официального изменения границ территорий, которые закреплены за физическим, юридическим лицом или государственным органом.

Суть этого процесса достаточно проста: перераспределение определенного количества смежных участков позволяет образовать несколько новых территорий. Предыдущие же границы перестают быть актуальными.

Что касается прав собственников тех участков, которые в процессе перераспределения были упразднены, то оно сохраняется, но с учетом новых границ. Нюансы владения новыми территориями подробно отображаются в соответствующем соглашении.

Зачем нужна подобная процедура

Причин для того, чтобы проводить перераспределение границ земельных участков, может быть масса. Но ключевым всегда является тот факт, что владельцев смежных территорий более не устраивают существующие границы и они принимают совместное решение об их изменении.


В качестве примера можно привести ситуацию, когда расположение проведенных коммуникаций вынуждает владельца условно первого участка проводить их через территорию второго, которым он, соответственно, не владеет. Подобные действия могут существенно повлиять на стоимость земли соседа по причине сложности подвода коммуникаций или создать конфликтную ситуацию между двумя собственниками.

Именно в таких обстоятельствах и будет актуален вышеописанный метод, посредством которого границы меняются таким образом, что подводка становится доступной для каждого из владельцев земли. Для этого часто участки сперва объединяются, а после разделяются, согласно предварительно утвержденному межевому плану.

Важно помнить о том, что к заявлению о перераспределении нужно прикрепить копии документов, устанавливающих право на земельный участок.

Перераспределение земельных участков, которые являются частью муниципальной собственности

Подобные процедуры в случае с муниципальными землями возможны при следующих условиях:

  1. Прежде всего, данные участки не должны быть предоставлены во владение органам государственной власти, юридическим лицам и гражданам. Более того, исключается обременение правами третьих лиц.
  2. Все земельные участки предоставлены на одном виде права, причем одному и тому же лицу.

Соглашение о перераспределении земельных участков является основанием для действий с муниципальными и государственными землями. Само соглашение заключается между уполномоченными органами. В нем должны быть отражены обязательства обеих сторон, имеющих отношение к обеспечению образования земельных участков.

Когда перераспределение земельных участков не является возможным

Продолжая тему муниципальных земель, стоит уделить внимание условиям, при которых изменение границ конкретных участков, являющихся собственностью государства, нельзя производить, несмотря на тот факт, что имеется заключенное соглашение. Ниже будут перечислены факторы, которые блокируют подобный процесс:


Необходимость межевания

Независимо от того, при каких обстоятельствах проводится перераспределение земельных участков, межевой план является необходимым условием эффективного решения данного вопроса. Процедура межевания включает определенный комплекс работ, в том числе и участие специалистов, которые осуществляют геодезические измерения конкретного участка. Они также закрепляют временными знаками границы земель.

В результате проведенных работ (в соответствии с требованиями Минэкономразвития) формируется межевой план. Он, в свою очередь, состоит из двух частей. Речь идет о графической и текстовой составляющей.

Текстовая часть необходима для отображения сведений о земельных участках и согласовании их границ. Что касается графической части, то с ее помощью воспроизводятся данные кадастрового плана конкретной территории. Здесь же указывается местоположение образуемых границ.


Подготавливать межевой план нужно в электронной форме. При этом он нуждается в квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера, который и подготовил план. При соответствующей инициативе заказчика возможно отображение всех необходимых сведений и на бумажном носителе.

Постановка на кадастровый учет

Перераспределение земельных участков, помимо выполнения всех необходимых работ и составления межевого плана, включает этап постановки новых земель на кадастровый учет. Это действие необходимо для полноценного юридического оформления образованных территорий.

При этом не должны остаться без внимания определенные постановления:

  • сведения о новых участках, появившихся в результате деления прежних территорий, которые были внесены в ГКН, носят временный характер;
  • все образованные земельные участки должны ставиться на учет одновременно;
  • если у конкретного участка нет присвоенного адреса, то в ГКН необходимо внести описание его местоположения.

В качестве последнего этапа юридического закрепления новых участков стоит определить государственную регистрацию прав на образованные вследствие перераспределения территории.


В качестве вывода стоит отметить, что при помощи перераспределения можно решить различные вопросы, касающиеся земли. Поэтому в случае необходимости нужно получить консультацию специалистов относительно максимально продуктивного проведения процесса изменения границ и после согласования действий с владельцем соседних земель подавать заявление.

Как оформить прирезку к земельному участку - об этом пойдет речь в нашей статье.
С 1 марта 2015 г. Земельный кодекс РФ дополнен еще одной главой V.4, которая называется "ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" . В частности, для оформления прирезки представляют интерес статьи 39.27...39.29. Т.е. прирезку можно оформить в рамках переспределения земель.

Что имеется в виду? Допустим, есть участок, принадлежащий Вам на праве собственности. Рядом есть (небольшой) кусок пустующей государственной или муниципальной земли, которой никто не пользуется. И Вы возымели желание - оформить право собственности на этот кусок, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы он стал Вашим. Как быть?

Раньше можно было или писать заявление в местную администрацию с просьбой - предоставить этот (дополнительный) земельный участок в собственность. Или же выкупить этот участок (естественно, это тоже - с разрешения администрации). В некоторых случаях, если дополнительный участок незначительный по площади, можно было подать заявление в Кадастровую палату (Росреестр) об уточнении границ (в сторону увеличения площади) земельного участка - с учетом прирезки. Существуют определенные нормативы. Поэтому если Вы захотите уточнить границы на 20...30% (а то и более) площади своего участка, то, конечно, ничего не получится.

Но вот с 1 марта 2015 г. стал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который и дополнил Земельный кодекс указанной главой V.4. Которая позволяет оформить прирезку, как результат . Т.е. у землевладельцев, появилась, вроде бы, дополнительная возможность.

Посмотрим, что имеем теоретически, т.е. исходя из норма Федерального закона №171-ФЗ. П.1 ст. 39.28 дает закрытый перечень оснований для перераспределения:

  • 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Для того, чтобы оформить прирезку, необходимо составить соглашение между собственником земли и администрацией. Естественно, бесплатно такие вещи уже НЕ ДЕЛАЮТСЯ (п.5 ст. 39.28), придется платить, т.е. фактически - выкупать дополнительный участок. Стоимость (проценты от кадастровой стоимости: от нескольких процентов до 100%) выкупа должна фигурировать в соответствующем региональном законодательном акте.

В п.9 ст. 39.29 закона №171-ФЗ приведен перечень оснований для отказа в заключении соглашения между заявителем (например, гражданином, решившим узаконить прирезку к своему участку). Перечень, как видно из содержания данной нормы, является закрытым. Т.е. надо полагать, что если ни одно из оснований не имеет места в действительности, то администрация не вправе отказать (гражданину или юридическому лицу) в перераспределении, т.е. в узаконении прирезки.

Весь список основания для отказа мы перечислять не будем, их можно прочесть, например, открыв систему Консультант . Но хочется обратить внимание на те, что бросаются в глаза. Итак, подпункты:

3. на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием

Проще говоря, если муниципалитет (администрация) укажет, что на спорном земельном участке она намеревается построить здание (например, склад для хранения неизвестно чего, сделать ненужную в данном месте детскую площадку или, еще проще - капитальный забор), то это будет законным основанием для отказа. Причем, если раньше для такой постройки требовался проект (что мешало администрациям строить то, что не нужно, а также мешало им отказывать людям в узаконении земель), то теперь вовсе необязателен (в силу п. 3 ст. 39.28 закона №171-ФЗ). Ибо теперь достаточно утвержденной (т.е. подписанной полномочным должностным лицом) схемы.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно, гражданам не следует "замахиваться" на чужое, т.е. на муниципальные или государственные земли. С другой же стороны - бывают всякие ситуации...

4. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Опять же, если администрация имеет хотя бы утвержденную схему (проект, как уже говорилось, необязателен), то при попадании спорного участка в состав земель, которые будут перераспределяться, он, конечно же, не будет предоставлен.

5. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Тоже весьма хороший повод для отказа. Правда, здесь ключевым моментом идет резервирование, в отличие от предыдущего пункта. Т.е. еще раз: резервирование - это одно. А перераспределение (новация законодательства) - это другое.

8. В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Дело в том, что в каждом регионе (или муниципалитете) могут быть свои нормы, устанавливающие максимальный размер земельных участков. Понятно, что если в результате присоединения прирезки площадь будет превышать норму, то она будет невозможна. Конечно, отказ администрации в таком случае будет полностью правомерен и объясним.

9. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Иными словами, если спорный участок, на который претендует гражданин (или юридическое лицо) в качестве прирезки, может являться самостоятельным земельным участком с соблюдением норм 11.9 Земельного кодекса, то администрация выдаст отказ в ее узаконении. Кстати, эти нормы устанавливают требования к образуемым и измененным земельным участкам. Если в целом, в них идет речь о:

  • предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, которые должны соблюдаться
  • том, что границы не должны пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований
  • недопустимости образования земельных участков, если это приводит к невозможности объектов недвижимости, расположенных на них
  • недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице

Таким образом, если спорный (на предмет прирезки) земельный участок может использоваться самостоятельно, без нарушений установленных требований, то закон №171-ФЗ не дает оснований для его узаконения гражданами или юридическими лицами. Правда, это не касается пп. 1, 4 п. 1 ст. 39.28; но там идет речь о перераспределении в пользу администрации. Т.е. нормы ст. 11.9 Земельного кодекса ее не касаются.

Вместе с тем, на практике бывают случаи, когда нормы ст. 11.9 не выполняются. Например, если речь идет о тупиковом участке, которым (на данный момент...) не имеет возможности пользоваться неограниченный круг лиц.

Как показано на рисунке. Здесь, конечно же, речь идет о сравнительно небольшом участке, который может быть оформлен в качестве прирезки одному из собственников или всем - в долях по договоренности. Если же участок будет достаточно большой, администрация может, несмотря на то, что к нему, вроде бы, нет доступа для посторонних лиц, установить... сервитут, т.е. ограничение на одного или нескольких собственников участков, обязав их обеспечить бепрепятственный проход (или даже проезд) к пустоте. Проход будет осуществляться по ИХ участкам, естественно (в самом деле, не по воздуху же). Судебная практика полна случаями, когда на земельный участок добросовестного собственника (землевладельца) накладывался сервитут и он обязан был открыть соответствующий проход. Например, если взять приведенный рисунок, это могут быть собственники №1 и №3. Или №1 и №2 (именно им может не повезти). Причем суды в большинстве случаев заявляют, что, мол, такое дело (сервитут) не нарушает законных прав собственников на пользование своими участками. К тому же, продать, завещать, обменять или подарить свой участок собственник также может совершенно свободно, сервитут этому не помеха, т.е. и здесь его права "не ущемляются". Несмотря на, разумеется, все протесты со стороны собственников. Несмотря на обжалования, доходящие аж до Верховного Суда РФ в лице его председателя.

Поэтому юридически грамотные собственники земли заблаговременно пытаются защищаться. Как? Очень просто: используя законом разрешенные средства. Например, поставить близко к границе (но так, чтобы сосед не возмущался; здесь, нередко, люди договариваются, ибо вышеупомянутая участь грозит им обоим) жилой дом, большой сарай, оранжерею или еще что. Впрочем, нам известны и иные способы - в судебной практике они тоже фигурируют.

К примеру, случай не очень хороший в плане этики, но все же стоит рассказать о нем. Было небольшое озеро и к нему выходили зады огородов землевладельцев, участки которых расположились вокруг этого озера. Тогдашнее водное законодательство (90-х годов прошлого столетия) позволяло так располагать частные участки. Разумеется, до озера у каждого из них была оставлена нейтральная полоса, т.е. границы не выходили напрямую к воде, отстоя от нее метров на 10. Жилые дома, а также прочая недвижимость собственников были расположены, естественно, на противоположных концах их участков. Со временем они там много чего настроили - и так, что проходы были минимальные. Потом администрация спохватилась. В самом деле - ведь муниципальное озеро, а доступа к нему для всех желающих (остальных жителей поселка) НЕТ. Сервитут наложить не получилось, ибо для этого пришлось бы сносить постройки одного или нескольких собственников. Ну, а строить мост администрация, видимо, посчитала слишком накладным. Правда, неясно, чем закончилась эта ситуация с учетом вступления в силу закона №171-ФЗ: ведь теперь администрация может изготовить схему, утвердить ее (даже не тратя время на создание проекта и не особенно обосновывая, для чего она так поступает) и "попросить" одного из собственников продать ей свой земельный участок - в порядке перераспределения земель.

Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях. Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.

Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер - лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, ка показывает практика).

Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, "оказывается", под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость... даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?

Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка - он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания - продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ - но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.

В любом случае, согласна ли администрация дать "добро" на перераспределение и включение спорного земельного участка в состав Вашего - уже имеющегося, или нет - в срок до 30 дней должна направить Вам ответ. Он будет положительным или отрицательным - в зависимости от мнения администрации. Если ответ положительный, то нужно получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в составе кадастрового плана территории Вашего муниципального образования. Это постановление, вместе со схемой расположения земельного участка следует предоставить в кадастровую палату с целью постановки (вновь сформированного, т.е. вместе с прирезкой) участка на кадастровый учет и оформления права собственности на него. По времени, процесс оформления прирезки может занять не менее, чем 4...5 месяцев. Это, разумеется, если без обращения в суд.

С уважением к Вам.

Элементарной единицей обладания, использования и распоряжения в земельном праве является земельный участок. Он представляет собой часть земельного фонда страны, имеющую свои границы, площадь, целевое и разрешенное использование.

Однако участок не является чем-то неизменным, созданным раз и навсегда. Ниже я пошагово расскажу как оформить соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками и с администрацией .

Юридические основания для изменения земельного участка

Если какая-то часть земельного фонда изменила свои границы - значит на смену старому участку пришел новый. Это юридический факт и его необходимо зафиксировать надлежащим образом.

За регламент принята статья 11.2. Земельного кодекса РФ, которая выделяет следующие варианты образования земельных участков:

  1. раздел;
  2. объединение;
  3. перераспределение;
  4. выдел из других участков, а также государственных земель.

Поскольку в результате изменений одни единицы земельного права прекращают своё существование, а другие появляются, то такая процедура затрагивает интересы нескольких физических и юридических лиц. Отсюда можно сделать вывод, что:

Перераспределение земельных участков - это юридически значимая процедура, в результате которой из нескольких участков, расположенных рядом, образуются новые единицы.

В каких случаях проводят перераспределение земель

Процедура эта сложная, а для её проведения должны быть веские причины. К ним относятся:

  • необходимость в уточнении границ или геодезическая съемка ;
  • объединение участков в единый массив земель с общим целевым назначением или межевание земельного участка;
  • изъятие земель для осуществления особых функций;
  • но самой распространённой причиной перераспределения земель, проводимой по инициативе собственников участков, является уточнение границ при наличии спорных моментов.

Также существует ряд случаев, при которых перераспределения произойти не может. К ним, например, относятся земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, за исключением ситуаций развития территорий и размещения промышленных объектов.

Перераспределение земель - признание фактических значений площади, оформленной документально. Раздел земельного участка как факт допустимо, если:

  • земельный участок не выходит за границы поселения;
  • не ограничивает территория общего пользования (лес, река);
  • не пересекать проезжей части, не мешать работе коммуникаций.

Как оформить соглашение о разделе земельного участка между собственниками

Шаг 1 - оценка шансов на положительный результат

Прежде всего, необходимо изучить имеющиеся в наличии документы на перераспределяемые участки. Обязательно следует запросить информацию из Государственного Кадастра недвижимости.

Главное - это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.

Шаг 2 - заключение соглашения между собственниками

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
  2. Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли , дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
  3. Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.

Шаг 3 - расчет рисков и упущенной выгоды

В том случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми собственниками участвующими в соглашении.

Как оформить соглашение о перераспределении земельных участков с администрацией

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. К заявлению прикладывают:

  • копии документов на право собственности;
  • межевые документы;
  • схему планируемого участка на кадастровой карте.

Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

Соглашение оформлено - что дальше?

Далее можно приступать к работам на местности - межеванию. По результатам разметки необходимо составить схему и межевой план будущего земельного участка. План согласовывается, утверждается и передается в Росреестр. Если все сделано правильно и ваши намерения не идут вразрез с законом и намерениями государства, вы становитесь владельцем нового участка.

Как правило, лица, инициирующие перераспределение, обращаются в специальные фирмы, имеющие лицензии на проведение землеустроительных работ.

Выводы

Таким образом, процедура перераспределения земель способствует упорядочиванию учёта и состояния земельного фонда, а также увеличивает правовую защищённость собственников земельных участков, снижая вероятность появления разногласий и споров.

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли , которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки . Поэтому понятие перераспределение земельных участков - это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с .

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

Уважаемые посетители проекта «Земельный эксперт»!

Сталкиваясь с проблемами по вопросам земельных отношений, оформлению участков, приватизации земли важно понимать, что в статьях мы стараемся описывать базовые аспекты. Каждая ситуация, проблема и вопрос крайне индивидуальны и требуют юридической поддержки и консультации.

  • Для Москвы и Московской области телефон:

    +7 499 350 80 66

  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области телефон:

    +7 812 309 43 30

  • Для остальных регионов России общероссийский бесплатный номер:

    +7 800 333 45 16 доб. 107

  • Вы так же можете воспользоваться консультацией с дежурным юристом через онлайн чат. Доступно в левом нижнем углу сайта.

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Земельный эксперт».

  1. Написание заявления . Посмотреть и скачать можно здесь: . Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов . В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК ). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК , то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье . Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году . Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела , который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос : Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ : Василий Петрович, Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Почти каждый землевладелец сталкивается с ситуацией, когда задокументированные границы его земельного участка не совпадают с реальными или желаемыми границами. Часто мы используем участок большей площадью чем записано в кадастре, или есть возможность использовать пустующую землю, но выросшие с 2015 года штрафы за нарушение земельного законодательства останавливают нас. С 01 марта 2015 года появилась возможность узаконить прирезку. Как это сделать зачастую остаётся секретом даже для профессионалов отрасли земельного права. Данная статья, попытка пролить свет, на особенности оформления прирезок, как для заинтересованных лиц, так и для чиновников.
Итак, для начала процедуры оформления в собственность нескольких соток прилегающей земли нам необходимо изучить градостроительную документацию на нашу территорию. Градостроительная документация должна быть публично размещена на сайте муниципального образованию. Если мы говорим про родной город Санкт-Петербург, то это — сайт комитета по градостроительству и архитектуре. Первое, что мы должны сделать, это попробовать найти на нашу территорию ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ (ПМТ). ПМТ может быть совмещен с проектом планировки территории. Если на нашу территорию есть ПМТ, можно ознакомиться с границами земельного участка указанного в этом проекте и бежать в АрмРус за кадастровыми работами по прирезке. Чаще всего ПМТ будет отсутствовать, заменить его в нашем случае может схема расположения земельного участка на кадастровой карте (далее схема расположения). Прежде чем заняться трудоемким процессом по изготовлению схемы расположения, стоит еще раз посмотреть градостроительную документацию, а именно правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и генеральный план на предмет пересечения будучи увеличенного Вашего участка границ территориальных зон ПЗЗ и границ населенных пунктов. Необходимо убедиться в отсутствии пересечений границ муниципальных образований. Если из градостроительной документации видно, что участок будет пересекать границы территориальных зон (не путать с охранными и другими зонами) или границы населенных пунктов, то прирезать не получиться. Дальше градостроительная документация нам нужна для оформления схемы расположения. Наша схема чертится на картографической основе государственного кадастра недвижимости с применением ПЗЗ и генерального плана. Форма схемы расположения утверждена приказом министерства экономического развития № 762. По форме схема расположения должна иметь таблицу координат границ земельного участка в системе координат применяемой в кадастре. Если Вы не сильны в геодезии рекомендуем Вам обратиться за подготовкой схемы к кадастровым инженерам, затраты оправдаются сэкономленным временем и нервами.
Следующий этап, это подача заявления на утверждение схемы расположения, конечная цель заявления — соглашение о перераспределении. Само заявление (ниже см. приложение «рекомендуемая форма заявления») в свободной форме, но обязательно должно содержать в себе информацию, представленную в нашей рекомендуемой форме. Способы передачи заявления в муниципальное образование или администрацию Санкт-Петербурга описываться в приказе министерства экономического развития №7. Передать заявление можно через МФЦ, лично, по почте, по электронной почте, через портал гос. услуг. Для подачи заявления через интернет потребуется электронная подпись. Так как утвержденная администрацией схема расположения в процессе кадастровых работ станет частью межевого плана, который изготавливается исключительно в виде электронного документа, рациональней всего просить в заявлении утвердить схему в виде электронного документа. Утвержденную в электронном виде схему расположения не придётся переводить в электронный документ у нотариуса, как если бы это был бумажный документ. Для того чтобы получить на заявление в ответ электронный документ, надо изначально схему расположения приложить к заявлению в виде электронного документа, это можно сделать, приложив к бумажному заявлению диск или направив заявление через интернет. Если нет электронной подписи для подачи заявления через интернет, можно оцифровать бумажное заявление у нотариуса, или сделать электронную нотариальную доверенность на лицо, обладающее всем необходимым (например, на нас). К заявлению кроме схемы расположения необходимо приложить скан паспорта заявителя, документа на свой земельный участок. Еще одно необходимое приложение к заявлению, это небольшое разъяснение, чего и по чему мы хотим. Не все чиновники в курсе изменений законодательства, поэтому поможем им представив максимум информации, позволяющей им принять верное решение. Дополнительно прилагаем к заявлению сопроводительное письмо, а также примитивную форму решения об утверждении схемы расположения и примитивную форму соглашения о перераспределении.
После утверждения схемы спешим к кадастровому инженеру, который делал схему (очень надеемся, что этот инженер АрмРус) и он с применением утвержденной схемы расположения изготавливает межевой план. Межевой план направляется в кадастровую палату с заявлением об учете нового, увеличенного земельного участка. При учете увеличенного участка у него появился кадастровый номер, и мы получаем кадастровый паспорт на этот участок. Теперь отправляем этот кадастровый паспорт к нашему делу о земельном участке в администрацию с просьбой заключить соглашение о перераспределении. После заключения, соглашения подлежит государственной регистрации в ЕГРП.
Поздравляем! у Вас все получилось!

В ________________
От Фамилия Имя Отчество,
проживаю____ паспорт____
Почтовый адрес: ____________
Адрес электронной почты_______

Заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером______

Прошу перераспределить земельный участок, находящийся в моей собственности с прилегающими землями согласно прилагаемой схеме. Проект межевания на данную территорию отсутствует. Кадастровые работы обязуюсь выполнить за свой счет. Прошу утвердить схему расположения земельного участка в соответствии с пунктом 8 стати 39.29 Земельного кодекса РФ и заключить со мной соглашение о перераспределении. Ответ прошу направить в виде электронных документов на адрес электронной почты. В случае отсутствия технической возможности прошу направить документы почтовым отправлением по месту жительства на бумажном носителе. Заявление (и доверенность в случае обращения по доверенности) являются электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной подписью лица, выдавшего их.
К заявлению прилагаю:
— Копия Свидетельство о собственности/Выписки из ЕГРП
— Схема расположения земельного участка
— Копия паспорта
— Доверенность
— Сопроводительное письмо.
— Рекомендуемая форма соглашения.
— Рекомендуемая форма об утверждении схемы расположения

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
к заявлению о перераспределении

Пакет документов необходимый для решения о перераспределен направляем Вам согласно приказа № 7 от 14 января 2015 года. Направляем вам заявление с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленную по форме утвержденной Приказом Министерства Экономического Развития №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» от 27.11.2014г. (Далее-Приказ) для документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со «статьями 9» — «11» настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).
В соответствии с.п. 19. ст. 11.10 ЗК — не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не
предусмотренных настоящим Кодексом.
Схема расположения земельных участков и утверждающий документ должны быть в формате файла PDF и подписанные Электронной подписью в соответствии с ФЗ №63 «Об электронной подписи» путем создания файла подписи отдельного от подписываемого документа. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi.» (т. е. схема расположения земельного участка и постановление к утверждению схемы, являются одним документов, поэтому должны формироваться в виде одного файла и подписанные электронной подписью уполномоченного лица.).

В соответствии с ЗК ст. 11.10 что должно содержаться в постановлении(или решении) об утверждении схемы (образец решения об утверждение в Приложении №2):
«13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.»
Решение об утверждении схемы должно быть в виде электронного документа в формате аналогичном утверждаемой схемы расположения, так же подписано электронной подписью.
Допускается утверждения схемы документами на бумажном носителе с собственноручной подписью и печатью. Такие документы подлежат удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе нотариусом.
Орган, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в кадастровую палату, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Уполномоченный орган (его название)

Решение хх.хх.2015 года № хх

Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте.
Площадь образуемого земельного участка путем перераспределения земель муниципальной/государственной собственности с земельным участком частной собственности составляет ориентировочно ___ кв. м. Площадь может измениться на 10% при кадастровых работах.
Образуемый земельный участок в соответствии с _________ (градостроительный документ, либо решение о присвоении адреса) имеет адрес/местоположение _________________________
Земельный участок образуется путем перераспределения с земельным участком, имеющим кадастровый номер_________________
Образуемый земельный участок находится в территориальной зоне ______ правил землепользования и застройки. (в случае если град. Регламент не установлен, или не распространяться на образуемый участок, указывается разрешенный вид использования).

Подписано электронной подписью (допускается подписание на бумажном носителе собственноручно).

Соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
01,03,2015 года, город Санкт-Петербург.

Уполномоченный орган на распоряжение землями государственной/муниципальной собственности______, ИНН_________, ОГРН__________, действующий на основании пункта 2 статьи 3.3 №137 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» распоряжающийся землями государственная собственность на которую не разграничена
и Фамилия Имя Отчество 01,01,1950 года рождения, СНИЛС - ХХХ-ХХХ-ХХХ-ХХ, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером________________ площадью____кв.м. пришли к соглашению о перераспределении в соответствии с статьей 39.28 земельного кодекса.
— В результате перераспределения образуется новый земельный участок с кадастровым номером________ и площадью____кв.м. Образуемый земельный участок соответствует утвержденной решением ХХХ от ХХ.ХХ.2015 года схеме расположения земельного участка на кадастровой карте.
— Образуемый земельный участок с кадастровым номером ___________ передается в собственность Иванову Ивану Ивановичу.
— Разница в площади перераспределяемого земельного участка с кадастровым номером _____________ и образуемым земельным участком составляет ___кв.м. — ___кв.м. = ___кв.м. Согласно решению совета депутатов ХХ от ХХ.ХХ.2015 года цена перераспределяемой площади составляет ___ рублей.
— Иванов Иван Иванович оплачивает цену в течение __ календарных дней с момента заключения соглашения путем перечисления указанных денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа.

Подписи сторон_________________________________