Закон “О государственной регистрации недвижимого имущества” (218-ФЗ): Какие изменения вступили в силу. О новом законе о государственной регистрации недвижимости Закон о регистрации прав на недвижимое

Федеральный закон от "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) 2020, 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 23.01.2020
  • вступил в силу 01.01.2017

В последней действующей редакции от 23 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее - это последняя редакция

Закон проверен сегодня в 09:02:48

Постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию - нет.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. Также закон регулирует вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обозначено, что единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных данным ФЗ сведений.

В законе "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Нормы 218-ФЗ не распространяются на государственный учёт и государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

  • Глава 1. Общие положения

  • Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

  • Глава 3. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

  • Глава 4. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия

  • Глава 5. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке

  • С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

    Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

    Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.


    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.


    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    С первого января 2017 года новый закон о регистрации недвижимости № 218 (далее 218-ФЗ, Закон) начинает свою работу.

    Новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации .

    Правовой документ упростит осуществление сделок, поможет создать единую базу учета недвижимости, чтобы исключить путаницу, повысит качество оказываемых госуслуг.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

    Законодательная база

    Новый 218-ФЗ придет на смену 122-ФЗ и 221-ФЗ. При разработке нового Федерального закона был заимствован европейский опыт в предоставлении государственных услуг по оформлению сделок с собственностью.

    При создании единой информационной базы снизятся затраты профильных казенных учреждений и клиентов, которые пользуются соответствующими услугами .

    Новый Закон начнет свое действие с первого дня 2017 года. Закон будет регламентировать правовые отношения в субъектах РФ в связи со следующим:

    • Владение собственностью, а также сделка с ней требуют государственной регистрации прав ;
    • Добавление необходимых данных по объектам собственности в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а также предоставление сведений из него клиентам ;
    • Имущество требуется внести в кадастровую базу .

    Таким образом, новые положения объединяют в себе статьи 122-ФЗ и 221-ФЗ. Новый закон их не отменяет, но уточняет, что они не противоречат настоящему закону (218-ФЗ, часть 4, статья 72).

    Внесение информации в реестр

    13 статья 218-ФЗ регламентирует, откуда могут поступать сведения:

    1. Информация с базы кадастра (внесение в кадастр) или/и фиксирование права на собственность . Вносятся основные характеристики объекта, данные о владельце, обременения и ограничения, проведение каких-либо сделок.
    2. Подача сведений от иных ведомственных структур . Информация добавляется в течение 5-и дней с момента поступления новых сведений от межведомственных структур, либо отправляется отказ в течение 15-и дней.
    3. Направленного уведомления . Используется в случаях, когда собственник имущества остается прежним, но изменяются параметры объекта.

    В 3 статье Закона назначается ответственный за фиксирование прав и по учету в кадастре параметров объектов – . Ранее данное учреждение отвечало лишь за регистрацию, а Федеральная кадастровая палата Росреестра отвечала за кадастровую базу данных.

    Чтобы произвести фиксацию прав, владения нужно внести в базу кадастра. Это правило действовало и до начала действия Федерального закона № 218.

    Если же информация об объекте будет отсутствовать в реестре (после 1 января 2017 года), то госрегистрация прав и учет по кадастру будут произведены вместе . До образования объединенного реестра такое было невозможно.

    Обновление данных в Росреестре осуществляется в ряде случаев, прописанных законодательно в пункте втором 14 статьи Закона (при предоставлении соответствующих документов):

    • Наследование .
    • Подразделения правительственных органов приняли акты, изменяющие право владения собственностью. Решение должно основываться на законодательной базе Российской Федерации.
    • Судебные решения .
    • Операции с недвижимостью (отчуждение, дарение, купля-продажа и т.д.), не конфликтующие с законом РФ.
    • Выполнение кадастровых работ в комплексе (межевание участков, разработка технического плана и пр.).
    • Приватизация имущества .
    • Выдача государственными органами свидетельств о праве собственности или иных документов, содержащих данные о владении .
    • Предоставление иных документов, свидетельствующих об изменении в праве собственности .

    Сведения в реестр прав вносятся наряду с данными по кадастру в ситуациях (статья 14 пункт 3):

    1. Недвижимость, зарегистрированная ранее в Росреестре, прекратила существование;
    2. Выделение части имущества или прекращение ее существования;
    3. Формирование объекта недвижимости (не относятся прецеденты, когда собственность отчуждается в пользу государства для различных нужд).

    В статье 14 (пункт 4) есть исключения, когда право на жилье (иной объект имущества) может быть оформлено без записи в кадастр (при этом информация об объекте должна уже содержаться в единой базе):

    • Недвижимость, внесенная в единый реестр, стала «ничейной» ;
    • В новостройке (в доме, более трех квартир) оформляется право на квартиру;
    • Права фиксируются на земельный надел, изъятый в пользу государства, а также по перераспределению границ наделов, находящихся во владении органов госвласти ;
    • Смена собственника ;
    • Лицо подтверждает свои права на объект, возникшие до 21 июля 1997 года (начало действия 122-ФЗ).
    • На права владения налагается обременение, а также снятие данных ограничений .

    Помимо этого, новый закон указывает случаи, когда кадастровый учет может быть проведен без регистрации прав на недвижимость (статья 14 пункт 5):

    1. Объект (его часть, в том числе с обременением), не регистрировавшийся ранее в ЕГРН, прекратил существование;
    2. Квартиры в многоквартирном построенном доме и машино-места (в предыдущих законах такой термин не встречается) уже зарегистрированные в ЕГРН застройщиком;
    3. Изменяются основные признаки объекта из реестра.

    Правила подачи заявления

    Закон прописывает длительность обработки поданных документов: они будут сокращены – до семи дней (при регистрировании прав), до пяти дней (по внесению изменений в кадастр и фиксировании покупки жилья в ипотечный кредит), до десяти дней при единовременной регистрации и постановке на учет.

    Информационная выдается в течение 3-х дней . Документы, поданные через единый центр документов, обрабатываются на 2 дня дольше. Дни считаются только рабочие.

    Статья 15 Настоящего Закона ограничивает круг лиц, которые могут вносить данные о имуществе в единую базу:

    • Собственник объекта или иной правообладатель ;
    • Орган государственной или муниципальной власти , а также корпорация «Росатом», принявшие решение о сдаче объекта в эксплуатацию.

    Заявление в Росреестр подается:

    1. Лично заявителем (в Россреестр, МФЦ). Заявитель (физическое или юридическое лицо) имеет право выбрать любой удобный орган вне зависимости от его местонахождения, не зависимо от месторасположения регистрируемого объекта (до создания ЕГРН это было невозможно);
    2. Почтовым отправлением в Росреестр (лично заявителем);
    3. Через госуслуги.ру, а также на специальной странице Интернет официального сайта Росреестра.

    Росреестр по новому Закону должен запрашивать необходимые документы у застройщиков и иных юридических лиц, обратившихся с регистрационным заявлением, в иных профильных структурах.

    Ранее обязанность предоставлять полный пакет документов возлагалась на юридическое лицо, теперь закон оставляет право юридическим лицам подать учредительные документы по собственной инициативе, не обязывая его к этому.

    Отказ и ответственность

    Новый законодательный акт четко прописывает причины, которые могут стать основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учета (статья 27):

    • Клиент не подтвердил личность (не предъявил паспорт) или предоставил документы через другое лицо, не имеющее на это право ;
    • Документы, поданные через электронные ресурсы, не соответствуют установленным формам ;
    • В поданных документах выявлены неточности, исправления, приписки, а также есть повреждения, не дающие точного прочтения сведений ;
    • Отсутствует подпись клиента ;
    • Не оплата пошлины ;
    • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений в праве собственности (например, существует обременение или требуется личное участие собственника).

    Если регистратор сомневается в подлинности поданных документов, в правильности указанных заявителем сведений (в 3 статье 218-ФЗ указано более 50 причин), он может приостановить процедуру регистрации на 3 месяца (до вступления закона в силу, регистратор мог приостановить процедуру на 1 месяц).

    Заявитель также может направить просьбу приостановить процесс регистрации на срок до 6 месяцев. Прошение можно направить только один раз.

    Процесс приостанавливается до тех пор, пока выявленные причины, мешающие регистрации, не будут устранены. В случае невозможности устранения причин, в регистрации будет отказано.

    Закон регламентирует выдачу выписки из ЕГРН для подтверждения становления на кадастровый учет или регистрации прав. Выдача свидетельств по новым правилам не предусмотрена .

    В 10 главе 218-ФЗ четко прописана мера ответственности за бездействие или необоснованные действия при процедуре регистрации прав или постановке на учет по кадастру.

    Статья 67 говорит об ответственности отдельного лица (госрегистратора)

    1. За несвоевременное внесение данных;
    2. За внесение информации, несоответствующей действительности (кроме случаев, когда данные подаются через иные источники);
    3. За отказ или приостановление процесса регистрации по причинам, не указанным настоящим Законом.

    Если сведения о квартире, здании, земельном наделе и ином, содержащиеся в ЕГРН, были утрачены или искажены, то ответственность ложится на Росреестр (статья 66) .

    В свою очередь, орган государственной регистрации имеет право требовать последующей компенсации от органов или лиц, которые виновны в случившемся.

    С 2020 года в силу вступит статья 67 Настоящего Закона, согласно которой пострадавший может требовать компенсацию за потерю права владения по вине Росреестра .

    Федеральный закон № 218 призван упростить процесс фиксирования недвижимого имущества, сэкономит время и средства посетителей и государства, соберет наиболее полную и точную базу об объектах недвижимости РФ, операции с недвижимостью станут более прозрачными, а значит, безопасными для покупателей и продавцов.

    Закон о регистрации права собственности на объекты недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 г., какие нововведения нас ждут в новом году. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ ), вступившими в силу с 23.01.2020 года (ред 29).

    Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72 .

    Предисловие

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года ).

    Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

    Новое в Законе № 218-ФЗ

    Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

    Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого
    имущества и государственная регистрация прав
    на недвижимое имущество

    Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр
    недвижимости в порядке межведомственного
    информационного взаимодействия

    Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр
    недвижимости в уведомительном порядке

    Глава 6. Особенности осуществления государственного
    кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и
    государственной регистрации отдельных видов прав
    на недвижимое имущество

    Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином

    Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином
    государственном реестре недвижимости

    Глава 9. Государственный регистратор прав

    Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного
    кадастрового учета недвижимого имущества и государственной
    регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого
    государственного реестра недвижимости, предоставлении
    сведений из единого государственного реестра недвижимости

    Глава 11. Заключительные и переходные положения

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сливаются в единое целое под названием Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

    Чиновники Росреестра, в ведении которого и будет ЕГРН (не путать с Единым госреестром налогоплательщиков), уверяют, что теперь регистрировать недвижимость станет не только удобнее, но и проще.

    Переходный период

    С 15 июля 2016-го в России упразднили бумажные свидетельства о собственности, их полностью заменили выписки из ЕГРП. Граждане еще, кажется, не успели смириться с этим фактом, а специалисты освоились без труда. Теперь следующий этап - переход на выписки из ЕГРН.

    В настоящий момент региональные филиалы Федеральной кадастровой палаты и управления Росреестра занимаются проверкой сведений, содержащихся в информационных ресурсах ГКН и ЕГРП. При проверках выявляются разночтения, которые подлежат устранению.

    «Это очень сложная задача, - отмечает исполняющий обязанности руководителя Росреестра Андрей Приданкин, - но в 2015 году нам удалось объединить 2500 баз, которые использовались чуть ли не в каждом административном районе. Государственный кадастр изначально создавался на уровне субъектов РФ. Нам осталось сделать еще один шаг».

    Новые возможности

    Создание ЕГРН позволит объединить процессы регистрации прав и кадастрового учета: с начала 2017 года граждане смогут подавать одно общее заявление на обе процедуры, что значительно сэкономит время. Сейчас это два разных заявления, которые должны быть отправлены в Росреестр и кадастровую палату.

    Еще одно удобство - документы теперь будут принимать в любом подразделении Росреестра. По ныне действующему законодательству заявитель должен обращаться в соответствующий расположению недвижимости территориальный орган. С 2017 года, если гражданин приобретет недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права - достаточно будет отдать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также подать заявление можно через многофункциональные центры.

    Базы данных ЕГРН будут храниться в электронном виде, а резервные копии обеспечат сохранность и защиту данных. Также новый реестр будет служить архивом для всех сведений, касающихся объектов недвижимости. По новому закону данные из него нельзя удалить и изъять.

    Процесс оповещения обещают сделать более технологичным: Росреестр будет в обязательном порядке оповещать владельцев имущества обо всех заявлениях на регистрацию права касательно их недвижимости. Хочется верить, что это поможет уменьшить количество мошеннических действий с жильем.

    Новые формы

    Но вернемся к выписке из ЕГРН, которая теперь будет главным документом, подтверждающим право собственности гражданина на квартиру. Форм выписок из ЕГРН несколько, все они уже утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378. В частности, приказом вводятся:

    Форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

    Форма выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;

    Форма выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

    Форма выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

    Порядок заполнения утвержденных форм.

    При этом определено, что содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде кадастрового плана территории, уведомления об отсутствии сведений о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.

    Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются Росреестром (или подведомственным ему федеральным бюджетным учреждением) в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или в ином виде, определяемом Минэкономразвития России. Согласно закону «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.

    Новые расценки

    Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 утверждены расценки за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. По сравнению с ЕГРП они выросли.

    Так, стоимость выписки из ЕГРН об объекте недвижимости в виде бумажного документа для физических лиц составит 750 руб., для юридических лиц - 2200 руб. За предоставление выписки в электронном виде размер платы меньше (это касается всех форм выписок): 300 руб. для физического лица и 600 руб. для юридического. Тарифы вступают в силу с 01.01.2017.

    Напомним: в настоящее время плата за предоставление выписки о зарегистрированных правах на объект недвижимости в бумажном виде составляет 200 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических, в электронном виде - 150 и 300 руб. соответственно.

    Выписка из ЕГРН о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным обойдется физлицу в 950 (бумажная) или 400 (электронная) руб.

    Выписка о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве для физических лиц - 1500 и 700 руб., для юридических - 2950 и 1400 руб.

    И наконец, выписка о содержании правоустанавливающих документов - 600 и 400 руб. для «физиков» и 1700 и 800 руб. для «юриков».

    Новые сроки

    Чиновники Росреестра обещают ускорить процесс регистрации. Собственно говоря, что им еще остается делать, если жесткие сроки прописаны в законе.

    Со следующего года регистрация права должна будет осуществляться в течение семи дней. Для постановки на кадастровый учет отводится не более пяти дней. Если же заявление подано одновременно и на регистрацию, и на постановку на учет, Росреестр обязан уложиться в десять дней. Отметим, что новые сроки почти в два раза короче тех, что действуют сейчас.

    Срок предоставления выписки об объекте недвижимости с 2017 года составляет три рабочих дня.

    Некоторые сложности

    Как будет работать новая система на практике, сегодня можно только гадать. Есть сведения, что приведение всех данных к единому знаменателю идет сложно. Конечно, не исключено, что реестр, вобравший в себя сведения в разных форматах, будет функционировать как часы. Но есть ведь и нюансы, которые заставляют задуматься о качестве информации. Вот такая, например, коллизия: в Петербурге (и не только в нем) комнаты в коммунальных квартирах учитываются как доли в праве, в Москве и в большинстве других субъектов РФ - как объекты недвижимости… Как Росреестр собирается унифицировать эти данные - неизвестно.

    А вот как комментируют на форумах ближайшие перспективы риэлторы: «Позавчера по долгу службы общался с сотрудником Росреестра. В сухом остатке: все будет хорошо, но не сразу; в переходный период возможны любые неожиданности при проведении регистрационных действий».

    Руководство Росреестра в свою очередь обеспокоено новыми более жесткими сроками, отводящимися на регистрацию. И совсем недавно утвердило внутриведомственные унифицированные схемы технологических процессов предоставления государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету. С этими «дорожными картами» прохождения документов могут ознакомиться все желающие. СКАЧАТЬ

    В качестве примера мы взяли внутриведомственную унифицированную схему технологического процесса «Осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»