Земельные права граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, животноводство, садоводство и огородничество. Право граждан на земельные участки для коллективного и индивидуального садоводства и дачного строительства

2.2 Земельные права граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, животноводство, садоводство и огородничество

В связи с принятием нового Земельного кодекса РФ существенно изменилось понятие земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Дело в том, что многие такие участки находятся в черте населенных пунктов, при жилом доме (в некоторых нормативных правовых актах они называются приусадебными) и поэтому теперь уже не могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, так как согласно ст. 77 ЗК РФ к последним относятся лишь земли за чертой поселений. В соответствии со ст. 85 ЗК РФ приусадебные земельные участки рассматриваются как земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях.

Таким образом, в настоящее время к землям личного подсобного хозяйства могут быть отнесены, во-первых, земельные участки, предоставленные для этих целей за пределами населенных пунктов в связи с их компактной застройкой, и, во-вторых, земельные участки, предоставленные для расширения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим земельные доли, за счет этих долей из земель сельскохозяйственной организации (так называемые полевые земельные участки для ведения ЛПХ) в ходе осуществления аграрной реформы.

В соответствии с п. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве. По мнению авторов монографий, закон о личном подсобном хозяйстве должен урегулировать вопросы предоставления и использования не только названных выше земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, но и приусадебных земельных участков, поскольку независимо от того, к какой категории земель они относятся, используются они для ведения ЛПХ.

Установление предельных размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства ст. 33 ЗК РФ относит к компетенции органов местного самоуправления. Прежнее земельное законодательство содержало аналогичную норму. Однако практика такого нормирования на местах была различной. Причем эти различия вытекали не только из местных условий и особенностей, что было бы понятно, но и из неоднозначного толкования органами местного самоуправления указов Президента РФ по данному вопросу.

Указом о регулировании земельных отношений (п. 5) гражданам было предоставлено право расширения участка, используемого под ЛПХ, за счет принадлежащих им земельных долей (паев) до установленной нормы. В Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (п. 2) это право граждан было вновь подтверждено, однако формулировка несколько изменилась: органам местного самоуправления рекомендовано было увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. И многие регионы поняли названный Указ таким образом, что предельные размеры земельных участков для ведения ЛПХ должны быть увеличены до размеров земельной доли (пая).

В результате размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, выделенные за счет земельных долей, в ряде случаев являются довольно большими. Они сопоставимы и по размерам, и по порядку их использования с земельными участками для ведения крестьянского хозяйства. Однако если фермеры при продаже своих земельных участков и совершении с ними иных сделок должны руководствоваться Законом об обороте земель, то граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, от этого свободны, так как на оборот земельных участков для ЛПХ названный Закон не распространяется (ст. 1 Закона, п. 7 ст. 27 ЗК РФ).

Видимо, устанавливая соответствующие нормы, законодатель исходил из традиционно сложившихся представлений о земельных участках ЛПХ как небольших приусадебных участках, оборот которых действительно должен быть более свободным, чем оборот земель сельскохозяйственного назначения. Однако при этом не было учтено изменение понятия земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в новом Земельном кодексе. В результате оборот значительной части земель сельскохозяйственного назначения - полевых участков для ведения личного подсобного хозяйства, по существу, ничем не ограничен.

По мнению ученых, правовой режим полевых участков для ведения ЛПХ не должен отличаться от режима иных земель сельскохозяйственного назначения. С этой точки зрения более правильный подход отражен в Федеральном законе от 16 июля 1998г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями), который допускает залог находящихся в собственности граждан приусадебных участков, но запрещает залог полевых земельных участков личных подсобных хозяйств, так же как и иных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Если законодатель не на словах, а на деле заинтересован в сохранении сельскохозяйственных земель и допускает их оборот лишь по определенным правилам, то эти правила должны быть распространены и на полевые земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, а также Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями и дополнениями).

Граждане могут реализовать свое право на ведение садоводства, огородничества и т. п. в составе соответствующих некоммерческих объединений (садоводческие, огороднические и дачные товарищества, кооперативы и др.). Однако Закон предоставляет гражданам и возможность осуществлять эту деятельность в индивидуальном порядке. Это происходит в случаях, когда гражданину сразу выделяется земельный участок для индивидуального садоводства и огородничества, либо в случаях, когда гражданин выходит из состава соответствующего некоммерческого объединения.

Земельные участки для коллективного садоводства и огородничества состоят из земель общего пользования и из земель членов данного некоммерческого объединения. К первым относятся земельные участки, занятые объектами общего пользования: охранными зонами, дорогами, проездами, какими-то общими сооружениями и т. п. Они могут быть приватизированы в собственность данного объединения как юридического лица или в общую совместную собственность членов такого объединения. Участки, распределенные между членами объединения, являются собственностью граждан (индивидуальной или общей собственностью супругов).

Как и на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения коллективного или индивидуального садоводства и огородничества, не распространяется Закон об обороте земель. Однако из этого все же нельзя сделать вывод, что все такие участки являются полностью оборотоспособными. В большинстве случаев это действительно так, но есть и некоторые исключения из общего правила.

Так, в п. 1 ст. 28 названного Закона указывается, что садоводам и огородникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Например, в ст. 6 Закона РФ от 14 июля 1992г. №3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изменениями и дополнениями) предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять земельные участки в ведение органов местного самоуправления ЗАТО для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества. По ст. 27 ЗК РФ эти земли ограничены в обороте, поэтому ранее предоставленные земельные участки на таких территориях остаются у граждан на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, и переоформить их в собственность в соответствии со ст. 20, 21 ЗК РФ они не смогут, хотя в указанных статьях никаких оговорок на этот счет нет. Что касается предоставления земельных участков для этих целей после введения в действие Земельного кодекса РФ, то они будут предоставляться лишь на праве аренды.

Аналогичные ситуации могут сложиться и на иных землях (землях обороны, землях особо охраняемых территорий и др.).

Член садоводческого товарищества, кооператива обязан освоить земельный участок в течение трех лет, если иной срок не установлен земельным законодательством (ст. 19 Закона об обороте земель).

Гражданам, имеющим в собственности скот, наряду с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства требуются также участки для сенокошения и выпаса скота. Земельный кодекс РФ почти не регулирует порядок и условия предоставления таких участков из земель сельскохозяйственного назначения. Практически нет и соответствующих федеральных законов, к которым отсылает Кодекс. Лишь в Законе об обороте земель содержится несколько норм по данному вопросу. В частности, Закон запрещает выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены гражданам для сенокошения и выпаса скота, а также приватизацию находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

И утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного...

Главной ее особенностью является то, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят, прежде всего, так называемые угодья, т.е. участки земли с определенным хозяйственным использованием: пашни, пастбища, луга, сенокосы. Они представляют собой...

Во владении граждан (на участки, используемые для ведения садоводства и огородничества, животноводства (соответственно как при жилом доме, так и за его пределами). Правовой режим этих земель, предоставляемых гражданам в городах, по сравнению с режимом в сельской местности имеет следующие особенности:
1. перспективное целевое назначение участков, выделяемых для личного подсобного хозяйства, определяется генеральным планом или проектом планировки и застройки города, поселка; по мере необходимости они могут изыматься (выкупаться) местной администрацией для использования в соответствии с этим целевым назначением
2. возведение на указанных участках капитальных строений и сооружений должно согласовываться с органами городского жилищного хозяйства и архитектуры
3. предельные размеры предоставления участков устанавливаются городской, поселковой администрацией с учетом требований и условий генплана
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности и в городах граждане имеют право использовать для возведения жилых и хозяйственных построек и сооружений и для производства сельскохозяйственной продукции. Но эта деятельность должна быть согласована с требованиями проектов планировки и застройки (генплана) и проекта земельно-хозяйственного устройства города
Земельные участки для индивидуального и коллективного садоводства в городах и поселках - явление крайне редкое, такие земли оказываются в пределах городской (поселковой) черты при ее расширении или установлении. Генеральные планы или проекты планировки и застройки городов и поселков не предусматривают использования городской территории для этих целей. земель для целей садоводства определяется условиями указанных документов. Земельные участки находятся на праве собственности, и изъятие их осуществляется в порядке выкупа. Возведение строений и сооружений на садовых участках может производиться только по согласованию с архитектурно-градостроительными службами. Использование садовых участков для производства с\х продукции осуществляется по усмотрению владельцев. Граждане, имеющие земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, могут свободно совершать сделки с землей (купли-продажи, дарения, залога, аренды и т. д.).
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, могут быть изъяты (выкуплены) для использования в соответствии с генпланом или проектом планировки и застройки города (поселка).
Земельные участки под огородами могут находиться у граждан, объединившихся в огородное некоммерческое объединение, на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования, аренды или срочного пользования в зависимости от того, на каком праве в данной конкретной зоне может находиться земельный участок
Индивидуальные земельные участки под огороды могут предоставляться органом местного самоуправления из свободных городских земель, а также и предприятиями, организациями и учреждениями города (поселка) из предоставленных им, но временно не используемых земель в срочное пользование


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства .
    Поэтому срок использования этих земель для целей садоводства


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства .
    Поэтому срок использования этих земель для целей садоводства определяется условиями указанных документов.


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства .
    Поэтому срок использования этих земель для целей садоводства определяется условиями указанных документов.


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства .
    Поэтому срок использования этих земель для целей садоводства определяется условиями указанных документов.


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства . Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства . Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства . Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки , используемые для ведения садоводст.


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства . Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки , используемые для ведения садоводст. Загрузка.


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства . Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки , используемые для ведения садоводст.


  • Право граждан на земельные участки для садоводства и огородничества , животноводства . Во владении граждан (на разных титулах) могут находиться участки , используемые для ведения садоводст. Загрузка.

Найдено похожих страниц:10


1. Садоводство, огородничество и дачное строительство являются одними из наиболее распространенных видов землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения. Особенностью этих видов землевладения является то, что подавляющее большинство его субъектов - это граждане, проживающие в городах и поселках городского типа. Именно это обстоятельство придает определенную специфику земельным отношениям, возникающим в этой сфере. Эти отношения достаточно полно регулируются Законами "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который был принят 15 апреля 1998 г., и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (так называемый Закон о "дачной амнистии"), принятым 30 июня 2006 г.

Здесь следует сделать одну очень важную оговорку. Закон от 15 апреля 1998г. однозначно регулирует отношения всех видов некоммерческих объединений граждан: садоводческих, огороднических и дачных. Между тем земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства (дачного строительства), по своему целевому назначению вовсе не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Как уже было сказано выше, таковыми считаются земли, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства и расположенные за чертой поселений (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Между тем дачный земельный участок - это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха и только с правом выращивать сельскохозяйственные культуры, т.е. с правом, которым гражданин может никогда не воспользоваться, что чаще всего на практике и случается. Кроме того, дачные поселки имеют все основные признаки населенных пунктов и всегда относились к таковым, а занятые ими земли - к землям населенных пунктов.

Рассматривая далее правовой режим земель указанных некоммерческих объединений граждан, следует иметь в виду сказанное выше, а также то важное обстоятельство, что в случае предоставления земельных участков для дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения требуется осуществить перевод последних в категорию земель населенных пунктов.

2. В соответствии с Законом от 15 апреля 1998г. организационно-правовая форма садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан возможна в трех видах: товарищества, потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства.

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать ассоциации (союзы) объединений (ст. 9 Закона от 15 апреля 1998г.), которые являются юридическими лицами и имеют целью создание благоприятных условий для производства, переработки и реализации продукции.

Закон предоставляет право и рекомендует органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку членам некоммерческих объединений граждан по вопросам налоговых и иных платежей, кредитования на льготных условиях, предоставления различных услуг агротехнического, энергетического, организационного и иного характера, землеустройства и т.п.

3. Земельные отношения членов некоммерческих объединений граждан регулируются нормами ст. ст. 12 - 35 Закона от 15 апреля 1998г. ("О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), а также Законом от 30 июня 2006г. (Закон о "дачной амнистии").

Предоставление земельных участков членам объединений осуществляется органами местного самоуправления по месту размещения объединения. Предоставленные ранее (до принятия ЗК РФ) участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования сохраняются за гражданами бессрочно, с правом бесплатной приватизации их по желанию граждан.

Нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом норм, содержащихся в федеральных нормативно-правовых актах.

Закон устанавливает и ограничения права граждан на предоставление земельных участков для этих целей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении нового участка, если оно приведет к превышению установленных предельных норм предоставления.

Процесс предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного строительства можно условно разделить на два этапа:

1) выбор и предоставление зарегистрированному юридическому лицу (объединению) земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

2) предоставление земельных участков в собственность членам объединений и объединениям как юридическим лицам.

На первом этапе органом местного самоуправления по месту проживания граждан формируется персональный состав членов объединения; им же устанавливается конкретный район возможного расположения и землеобеспеченности объединения и осуществляется его регистрация как юридического лица.

Предоставление общего земельного участка для размещения соответствующего объединения осуществляется решением органа местного самоуправления по месту размещения объединения. Общий земельный участок предоставляется объединению бесплатно в срочное пользование на период разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации и застройки территории объединения. Проект заказывается администрацией объединения, утверждается органом местного самоуправления, предоставившим земельный участок, и переносится в натуру.

На этом заканчивается первый этап предоставления земель, и начинается процедура предоставления в собственность земельных участков конкретным членам объединения, а земель общего пользования (под дорогами, санитарными зонами, детскими площадками и т.п.) - в собственность объединений как юридических лиц.

Предоставление участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется решением органа местного самоуправления. При этом гражданам, как правило, участки предоставляются за плату, а объединениям как юридическим лицам - бесплатно.

Завершающим этапом предоставления земель является государственная регистрация прав на земельные участки.

4. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений могут быть общими, установленными ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ, о которых уже упоминалось ранее, и специальными, установленными ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

К специальной группе правомочий садоводов, огородников и дачников относятся следующие.

1. Граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Закона). Это означает, что гражданин, во-первых, получает земельный участок в собственность и, во-вторых, что член объединения может по своему желанию выйти из его состава для обособленного, т.е. вне рамок объединения, ведения садового, огородного или дачного хозяйства.

2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом объединения на условиях, определяемых договорами, заключаемыми между этими гражданами и объединением как юридическим лицом. При этом гражданам не может быть в этом праве отказано, а размер платы не может превышать ее размера, установленного за пользование этим имуществом для членов объединения.

3. При отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка граждане имеют право одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в размере целевых взносов.

4. Члены некоммерческого объединения в случае его ликвидации имеют право на получение причитающейся им доли имущества общего пользования.

5. Члены объединения имеют право обращаться в суд с исками о признании недействительными решений общего собрания садоводов, огородников, дачников, а также решений правления и иных органов объединения, если в них содержатся положения, нарушающие их права и законные интересы.

6. Граждане, получившие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды, вправе в индивидуальном порядке приватизировать указанные земельные участки на безвозмездной основе.

В Законе достаточно много внимания уделяется защите прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и самих объединений как юридических лиц, а также ответственности за нарушение законодательства.

Закон устанавливает жесткую дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за нарушение земельного законодательства в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, к административной ответственности должностные лица могут привлекаться за следующие нарушения земельного законодательства:

Нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;

Сокрытие информации о наличии свободных земель;

Нарушение требований законодательства при отводе земельных участков;

Противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель в границах объединений либо в зонах их размещения.

К уголовной ответственности должностные лица привлекаются за следующие нарушения законодательства:

Регистрация заведомо незаконных сделок с огородным, садовым или дачным участком;

Искажение учетных данных государственного земельного кадастра;

Умышленное занижение размеров платежей за землю.

В случаях, не влекущих за собой уголовной или административной ответственности, должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подвергаются дисциплинарному взысканию в виде замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с действующим законодательством граждане могут получить земельные участки для коллективного и индивидуального садоводства и дачного строительства. Земельные участки для указанных целей предоставляются как отдельным гражданам, так и их объединениям (кооперативам). Правовой режим таких земель зависит от формы использования земли. На садоводческие товарищества (кооперативы) и дачно-строительные кооперативы распространяется действие закона о кооперации, другого законодательства о кооперативах. Кроме того, каждый кооператив имеет свой устав.

Граждане, желающие получить земельный участок для ведения коллективного садоводства, подают заявления в исполнительный и распорядительный орган по месту жительства или по месту работы (юридическому лицу), который обеспечивает создание садоводческого товарищества в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Для коллективного садоводства и дачного строительства земельные участки предоставляются кооперативам (садоводческим товариществам, дачно-строительным кооперативам), которые образуются по производственному или территориальному принципу. Садоводческое товарищество является юридическим лицом. Садоводческие товарищества, образованные по производственному принципу, объединяют рабочих и служащих определённого предприятия, учреждения, организации. Основной задачей садоводческого товарищества в отличие от дачной кооперации является создание коллективного сада, выращивание фруктов, овощей, другой сельскохозяйственной продукции, а также организация загородного отдыха населения. Садоводческие товарищества – многофункциональные объединения граждан. Именно поэтому социально-экономическая значимость коллективного садоводства и целесообразность его развития определяются рядом факторов. К важнейшим из них законодатель относит роль садоводческих обществ в укреплении семьи, расширении сферы её совместного отдыха, трудовое воспитание детей. Коллективное садоводство в определённой степени восполняет потери от сокращения численности сельского населения, поскольку к освоению и использованию земли привлекается значительное число горожан.



В соответствии с нормами земельного законодательства правовой режим земель коллективного садоводства имеет ряд отличительных характеристик. Так, в отличие от общеустановленного, отвод участков для размещения садов производится в упрощённом порядке, без предварительного согласования места расположения. Заявку на предоставление земель оформляет предприятие или граждане, пожелавшие заниматься коллективным садоводством. Льготным является и срок рассмотрения заявлений – один месяц. Приступить к использованию земли можно только после того, как разработан и утверждён проект её организации. Согласно этому документу, территория коллективного сада делится на земли общего пользования и индивидуальные земельные участки членов садоводческого товарищества, находящиеся в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности садоводов. Земли общего пользования могут быть заняты дорогами, проездами, охранными зонами, общими для садоводов постройками и сооружениями. На эти земли садоводческому товариществу выдаётся государственный акт на право постоянного пользования землёй.

Члену садоводческого товарищества на земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или переданный в частную собственность, районным исполнительным и распорядительным органом выдаётся государственный акт, удостоверяющий право на этот земельный участок.

Под охрану садоводческому товариществу могут быть переданы также участки леса, отдельные деревья, расположенные на прилегающих участках, водные объекты.

Участки, находящиеся в индивидуальном пользовании садоводов, принадлежат членам садоводческого товарищества на праве пожизненного наследуемого владения или частной собственности. Выкуп членом садоводческого товарищества земельного участка в частную собственность не является основанием для прекращения членства в садоводческом товариществе. Причём садовый участок на всём протяжении деятельности товарищества садоводов не может изменить своё назначение.

Член садоводческого товарищества имеет право:

♦ участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на общих собраниях членов товарищества и заседаниях правления товарищества;

♦ вносить предложения по улучшению работы товарищества;

♦ избирать и быть избранным в органы управления и ревизионную комиссию товарищества;

♦ осуществлять строительство садового домика и других строений с соблюдением действующих норм и правил;

♦ получать в установленном порядке кредит на приобретение или строительство садового домика и на благоустройство садового участка;

♦ пользоваться общественными постройками в порядке, определяемом общим собранием садоводов;

♦ производить обмен садового участка на участок в другом садоводческом товариществе с целью приближения к месту жительства или по другим уважительным причинам по решению общих собраний членов товариществ с последующим сообщением администрации предприятия, при котором создано товарищество, или соответствующему исполнительному и распорядительному органу, если товарищества находятся в его ведении;

♦ отказаться от части садового участка до минимального его размера или разделить такой участок при обеспечении указанных требований к их размерам для предоставления другой части участка члену семьи, родственнику или иному лицу, который совместно с ним пользовался садовым участком и принимал участие в его освоении.

Земли для коллективного садоводства предоставляются в основном жителям городов и посёлков городского типа, однако таким правом могут воспользоваться и жители сельской местности, проживающие в многоквартирных жилых домах.

Право пожизненного наследуемого владения землёй или собственности на неё садоводов может быть прекращено по основаниям, установленным действующим законодательством. Член садоводческого товарищества вправе добровольно по письменному заявлению выйти из садоводческого товарищества. Он может быть исключён из состава садоводов в случаях, предусмотренных уставом садоводческого товарищества. При прекращении в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь членства в садоводческом товариществе лицо, выбывшее или исключённое из членов садоводческого товарищества, обязано в течение одного года распорядиться садовым домиком, другими строениями и сооружениями, а при наличии земельного участка в частной собственности – и земельным участком (ст. 77 Кодекса о земле).

Для дачного строительства земельные участки предоставляются кооперативам граждан, а также отдельным гражданам. Земельные участки для дачного строительства могут предоставляться гражданам Республики Беларусь районным исполнительным и распорядительным органом в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь или по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь. Для дачного строительства гражданам Республики Беларусь предоставляются в пожизненное наследуемое владение или передаются в частную собственность земельные участки в размере до 0,15 гектара на одного члена дачного кооператива. В отличие от садоводческих товариществ дачно-строительные кооперативы имеют целью строительство и последующую эксплуатацию дач. Дача (садовый дом) представляет собой строение со вспомогательными помещениями и сооружениями: подвал, мансарда, холодная пристройка, сарай, навес, баня, колодец, арт-скважина и т.п. (допускается строительство их в отдельности или вместе взятых), предназначенное для отдыха, сезонного и временного проживания граждан, расположенное на предоставленном или переданном в частную собственность земельном участке.

Территория дачно-строительного кооператива, также как и садоводческого товарищества, делится на земли общего пользования и индивидуальные дачные участки. Земли общего пользования оформляются кооперативу, а индивидуального пользования – его членам. Член кооператива может приобрести участок в собственность.

Права и обязанности граждан по использованию дачных участков определяются нормами земельного законодательства – ст.ст. 64 и 65 Кодекса о земле, уставом дачно-строительного кооператива. Кроме возведения дачи, граждане могут использовать такой участок для не запрещенных законодательством целей – выращивания сельскохозяйственной продукции и др.

Граждане вправе заниматься садоводством и строить дачу индивидуально. Для этих целей им предоставляется земельный участок площадью 0,15 га в пожизненное наследуемое владение. Такой участок может быть приобретён гражданином и в частную собственность.

Граждане, которым для строительства дачи или садоводства участок предоставлен индивидуально, представляют в организацию технической инвентаризации решение об отводе земли, разрешение на строительство дачи и акт её приемки в эксплуатацию, а на земельный участок, оформленный в частную собственность, дополнительно предоставляется копия государственного акта на право частной собственности на землю.

Переход права собственности на дачу (садовый дом) от одних лиц к другим производится на основании нотариально удостоверенных договоров (купли-продажи, мены, дарения) или свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности, решений судов, которые подлежат обязательной регистрации в органах, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимостью.