Муниципальное бюджетное учреждение по 44 фз. Вопрос: О применении законодательства о закупках муниципальными казенными учреждениями при осуществлении закупочной деятельности

Произошедшее в 2014 году усовершенствование общефедеральной политики закупок изменило деятельность, в первую очередь, бюджетных организаций. В соответствии с нормами Федерального Закона №44, государственная структура имеет право выступать в качестве заказчика по государственному контракту, придерживаясь оснований и положений данного нормативного акта.

Одним из наиболее жестких правил, касающихся участия государственных организаций, является создание соответствующего внутреннего положения, в котором прописываются механизмы, порядок и ряд нормативных процедур, связанных с реализацией закупки.

Положение казенных учреждений по 44-ФЗ

Возможность реализовывать закупки путем участия в электронных аукционах в качестве заказчика для государственных учреждений прописана во 2 части 15 статьи Федерального Закона "О контрактной системе". В ней же указано, что главнейшее условие этого участия - наличие соответствующего Положения, содержащего в себе:

  • состав и порядок мероприятий, направленных на подготовку нормативной процедуры государственной закупки;


  • перечень способов определения поставщика ;

  • условия и основания, на которых применяются конкретные процедуры;

  • процедуры исполнения, заключения и расторжения договоров , а также контроль над ходом их исполнения;

  • ряд иных мероприятий и процедур, связанных с закупочной деятельностью.

Для того чтобы участвовать в закупках в соответствии с Положением, его необходимо разместить на едином информационно портале - после этого организация получает право легитимно проводить закупки в течение всего отчетного периода.

Средства для закупок казенных учреждений по 44-ФЗ о контрактной системе

Закупки могут осуществляться только на средства, полученные от:

  • грантов, выданных безвозмездно в адрес юридических и физических лиц, по государственным программам;

  • государственных субсидий;

  • исполненных контрактов и оплат за проведенные услуги или поставки

  • от оказания услуг на коммерческой основе физическим и юридическим лицам.

После принятия Федерального закона №44-ФЗ государственные структуры в сфере образования получили возможность совершать закупки у единственного поставщика при условии, что:

  • закупка проводится в целях сохранения и популяризации культурного наследия и развития системы образования;

  • сумма договора не более 400 тысяч рублей;

  • годовая сумма закупок данной организации у единственного поставщика не превышает 20 млн руб. и 50% от общего объема одновременно.

Вы хотите получить еще больше информации о 44-ФЗ для казенных учреждений? Посетите обучающие семинары-практикумы Учебного центра «Бико»..

Материал является собственностью сайт.

Многие заказчики задаются вопросом, нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ? И если да, то, какие категории госзаказчиков должны это делать? Что из себя представляет, например, положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Положение о закупках 44-ФЗ

Почему у заказчиков, работающих по Закону о КС, возникает вопрос: «Нужно ли готовить положение о закупках по 44-ФЗ?» Дело в том, что когда заказчики работают по двум законам (ФЗ-44 и ФЗ-223), то у них появляется обязанность подготовить и разместить в ЕИС положение о закупке для работы по ФЗ-223.

Действительно, чтобы заказчик мог осуществлять закупки по 223-ФЗ, в том числе за счет внебюджета, ему нужно разработать положение о закупке, но должно ли быть положение о закупках по 44-ФЗ?

Разница между этими двумя законами в том, что ФЗ-223 закон «рамочный». Он ограничивает действия заказчика некими рамками, но в пределах этих рамок позволяет действовать ему самостоятельно. Единственное ограничение в этом случае – прописать правила своей «самостоятельности» в положение о закупке. В отличие от этого закона, закон о КС жестко регулирует всю закупочную деятельность заказчика.

Типичный пример – обоснование начальной максимальной цены контракта (договора). ФЗ-44 четко прописывает необходимость осуществления обоснования НМЦК, а ФЗ-223 оставляет это на волеизъявление заказчика.

Поэтому на вопрос: «Нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ?» - ответ прост: «Нет». Ответы на все вопросы, касаемо закупок по 44-ФЗ, содержит либо сам закон, либо иные НПА, принятые в соответствие с этим законом.

Положение по закупкам по 44-ФЗ – образец

Несмотря на вышесказанное, от заказчиков часто поступают запросы на то, чтобы предоставить им положение о проведении закупок по 44-ФЗ – образец для подготовки своего. Даже если в поисковой строке начать вводить текст: «Положение о…», - в качестве подсказок выскакивают: «Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2018. Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2019». И другие подобные этим подсказки. Все это говорит о том, что у заказчиков до сих пор есть неясность по этому вопросу.

Именно поэтому мы решили в очередной раз затронуть эту тему. И в очередной раз объяснить, что положение по 44-ФЗ готовить не нужно. Даже если заказчик работает по двум законам. Даже если бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании ч. 2 ст. 15 ФЗ-44, то есть по нормам ФЗ-223, все равно у него есть обязанность принятия только положения о закупке для работы по ФЗ-223, но никак не для работы по ФЗ-44.

Поэтому даже для таких БУ мы не можем предложить для рассмотрения в статье положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, образец которого можно было бы взять за основу. Ни положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, ни положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений не разрабатывается заказчиками.

Дополнительный вопрос о казенных учреждениях

Может ли казенное учреждение разработать положение о закупке в рамках ФЗ-223? Ответ тот же: «Нет». Оснований для такого ответа два.

Во-первых, законодатель в ФЗ-44 в статье 15 выделил лишь две категории заказчиков (бюджетные учреждения и унитарные предприятия), которые имеют право работать еще и по нормам ФЗ-223. Очевидно, что казенные учреждения к ним не относятся. Так же есть ряд исключений, когда заказчики по ФЗ-223 должны осуществлять некоторые свои закупки по ФЗ-44. Очевидно также, что казенные учреждения априори не относятся к заказчикам по ФЗ-223.

Во-вторых, ч. 3 ст. 161 БК РФ отмечает, что даже в тех случаях, когда КУ осуществляет деятельность, приносящую доход, то перечисляется он в бюджет бюджетной системы РФ. То есть самостоятельно КУ данным доходом не распоряжается и закупки на эти деньги не осуществляет.

Поэтому КУ не разрабатывает положение о закупке не только в рамках ФЗ-44 (когда оно в принципе не предусмотрено), но и в рамках ФЗ-223. Ну, и, естественно, на вопросы от представителей казенных учреждений, которые также задают нам такие вопросы, мы отвечаем: «Положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений – образец предоставить невозможно. Равно как и образец положения о закупке по 223-ФЗ».

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов .

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в : "Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу".

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " ". Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Разработка положения ведется на основе , утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в : "До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона".

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

"3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов".

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: "Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году" (пп. 4 п. 15 , утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России [ , отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, закреплен в . – Ред. ]?

ООО "Техград-Фарм"

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена и – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках , с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований .

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 " "
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н " "

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста может ли казенное учреждение в 2014 г. заключать договора гражданско-правового характера в силу ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ и оплачивать по счету без договора?

  • Вопрос: №774 от: 2014-07-09.

Согласно части 15 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчиком может быть заключен контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

В силу ч. 1 ст. 161 ГК РФ сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

Следовательно, требование о соблюдении письменной формы сделки должно быть соблюдено заказчиком независимо от суммы договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Данная статья не была изменена после вступления в силу Закона 44-ФЗ, из чего следует, что реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, т.е. соглашения заключены без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, в силу ч. 161 ГК РФ заказчик, как юридическое лицо, не имеет право заключать сделки без наличия соглашения в простой письменной форме независимо от того, были проведены конкурентные процедуры или нет.

При этом необходимо принимать во внимание, что соблюдение письменной формы сделки не означает обязательное составление договора (контракта) в виде отдельного документа. К письменной форме сделки могут быть в порядке ст. 160 ГК РФ приравнены сделки, совершенные на основании документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (накладная, счет-фактура и т.п.).

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.