Задержка выплаты денежного довольствия военнослужащим. С чем вызваны задержки выплаты денежного довольствия? Компенсация за задержку зарплаты – размер, формула

(Лобов Я. В., Шарапов С. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)

ЛИШЕНИЕ ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ

Я. В. ЛОБОВ, С. Н. ШАРАПОВ

Лобов Я. В., профессор кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Шарапов С. Н., начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.

Сущность наказания в виде лишения воинского звания

Лишение воинского звания предусмотрено в п. «в» ст. 44 УК РФ наряду с лишением специального или почетного звания, классного чина и государственных наград. Так как лишение воинского звания может применяться исключительно в отношении лиц, имеющих воинское звание, то есть все основания для его отнесения к специальным видам наказания. Воинскими являются звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска гражданской обороны), воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России, СВР России, МЧС России и т. д.) и установленные для военнослужащих в ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ войсковые и корабельные звания:

Воинские звания Составы военнослужащих войсковые корабельные

Солдаты, матросы, сержанты, рядовой матрос старшины ефрейтор старший матрос

младший сержант старшина 2 статьи

сержант старшина 1 статьи

старший сержант главный старшина

старшина главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы прапорщик мичман

старший прапорщик старший мичман

Офицеры: младшие офицеры младший лейтенант младший лейтенант

лейтенант лейтенант

старший лейтенант старший лейтенант

капитан капитан-лейтенант

старшие офицеры майор капитан 3 ранга

подполковник капитан 2 ранга

полковник капитан 1 ранга

высшие офицеры генерал-майор контр-адмирал

генерал-лейтенант вице-адмирал

генерал-полковник адмирал

генерал армии адмирал флота

Маршал Российской Федерации

Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово «гвардии». К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицинской службы». Данные воинские звания не являются специальными званиями. Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям. К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова «запаса» или «в отставке». Согласно ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями) старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 вышеуказанного Федерального закона: от воинского звания «рядовой» («матрос») к более высокому и от состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально и обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т. е. обеспечивают отношения власти и подчинения, отражают служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав <*>. ——————————— <*> Подробнее об этом см.: Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2004.

Лишение лица воинского звания возможно только в случае признания факта дискредитации лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, перед обществом и государством имеющегося у него воинского звания <*>. ——————————— <*> Например, П. был лишен воинского звания «капитан медицинской службы» за то, что, являясь начальником медицинского пункта — врачом войсковой части, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, освобождение этих военнослужащих от прохождения военной службы путем создания видимости их болезненного состояния и предоставления им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они были признаны не годными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные действия П. явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 103/04).

Карательное воздействие рассматриваемого дополнительного наказания проявляется в существенном морально-психологическом воздействии на осужденного, а также в лишении его имеющихся и возможных определенных прав, преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские звания. В практике назначения уголовных наказаний применение наказания в виде лишения воинского звания составляет менее 1% от общего числа назначенных военнослужащим наказаний за воинские и общеуголовные преступления, что объясняется его дополнительным характером, ограниченным кругом преступлений, за которые оно может быть назначено, а также иными особенностями назначения. Ниже приводится статистика Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации <*>. ——————————— <*> В таблице: числитель — все категории осужденных, кроме офицеров, знаменатель — офицеры.

Год Воинские преступления Общеуголовные преступления Всего

2005 9/0 227/72 236/72

2004 19/4 201/55 220/60

2003 6/3 236/92 242/93

Назначение наказания в виде лишения воинского звания

1. В качестве наказания может быть применено лишение воинского звания, но не снижение в звании <*>. ——————————— <*> Представляется интересным предложение Ф. С. Бражника о расширении перечня воинских наказаний добавлением специального наказанием в виде снижения в воинском звании с оставлением осужденного на военной службе (см.: К вопросу о военно-уголовном праве // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1).

2. Вопрос о лишении осужденного воинского звания может обсуждаться как в отношении военнослужащих, так и в отношении лиц, пребывающих в запасе или находящихся отставке и имеющих воинское звание выше рядового. 3. Информация о наличии у осужденного воинского звания должна быть подтверждена надлежащими доказательствами. Суды должны реагировать на отсутствие в материалах предварительного следствия сведений о наличии у обвиняемого воинского звания и принимать меры по восполнению указанных пробелов по собственной инициативе, поскольку выяснение этих данных имеет значение и при назначении виновному основного наказания. Заявления подсудимых о наличии у них воинских званий должны обязательно проверяться во избежание вынесения решения о лишении воинских званий лиц, которые таких званий не имеют <*>. ——————————— <*> См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 25 февраля 1967 г. N 2.

4. В соответствии со ст. 48 УК РФ лишение воинского звания может применяться при осуждении за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления (как воинского, так и общеуголовного), что исключает возможность его назначения при совершении лицом преступлений иных категорий <*>. ——————————— <*> См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 сентября 1976 г. N 2н-0320/76; Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2002 г. N 4н-33/2002; Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 г. N 668/03.

5. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение воинского звания применяется только в качестве дополнительного вида наказания. В санкциях статей Особенной части УК РФ данное наказание не указывается, оно назначается лишь в дополнение к основным видам наказаний и носит вспомогательный характер, усиливая карательное влияние наказания в целом. 6. Следует иметь в виду, что лишение воинского звания может быть назначено как дополнительное наказание к любому виду основного наказания. 7. Закон не предусматривает обязательного назначения данного дополнительного наказания во всех случаях совершения лицом, имеющим воинское звание, тяжких или особо тяжких преступлений. Вместе с тем в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. N 40 содержится рекомендация судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания (к числу которых относится лишение воинского звания), исходя из того что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами. 8. Статья 48 УК РФ обязывает суд при осуществлении своего дискреционного права на назначение рассматриваемого наказания учитывать данные, характеризующие личность виновного. Принятие такого решения требует от суда тщательного изучения данных о личности осужденного и учета социально-демографических (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья и т. п.), военно-служебных (отношение к исполнению служебных обязанностей, наличие поощрений и взысканий и т. п.), уголовно-правовых (привлечение ранее к уголовной ответственности и т. п.) и уголовно-исполнительных (вид ранее отбытого наказания, поведение во время отбывания наказания и т. п.) характеристик <*>. ——————————— <*> Например, по одному из дел суд при назначении осужденным наказания (в том числе дополнительного в виде лишения воинского звания) не учел должным образом степень их участия в преступлениях, а также то, что Щ. оказывал потерпевшим медицинскую помощь; И. проходил службу в Чеченской Республике в период проведения боевых действий, за что был награжден; Л. до службы характеризовался положительно, имеет малолетнего сына, мать которого, как видно из представленных документов, погибла. Все указанные осужденные, а также К., пытались спасти В. от смерти. Не в достаточной степени было учтено судом и то обстоятельство, что ряд преступных действий совершены в связи с неправомерными действиями самих потерпевших (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 2011/00; Обзор качества рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел по первой инстанции (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2005 г.)). По другому делу суд в нарушение требований закона назначил П. дополнительное наказание в виде лишения воинского звания «полковник» без учета характеристик личности виновного, которые были изложены в приговоре: ранее он ни в чем предосудительном замечен не был, более 30 лет прослужил в армии, положительно характеризовался командованием, имел государственные награды и поощрения. Кроме того, лишение осужденного воинского звания суд мотивировал повышенной общественной опасностью преступления, однако, назначая ему основное наказание в виде штрафа, учел вышеуказанные исключительные обстоятельства, предусмотренные ст. 64 УК РФ, которые существенно уменьшали степень общественной опасности совершенного П. преступления. При таких обстоятельствах решение суда о назначении осужденному дополнительного наказания в виде лишения воинского звания признано непоследовательным и несправедливым (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2004 г. N 4н-0179/04).

9. Поскольку назначение рассматриваемого наказания является правом, а не обязанностью суда, то суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности, необходимости и целесообразности применения данного наказания. Мотивы назначения данного вида наказания, обосновывающие невозможность сохранения за виновным воинского звания, должны быть обязательно изложены в приговоре (ст. 308 УПК РФ). 10. Дополнительное наказание в виде лишения воинского звания не может быть назначено по совокупности преступлений, если оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность <*>. ——————————— <*> См.: П. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. N 40; Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации: от 13 ноября 1997 г. N 6н-0326/97; от 28 февраля 2001 г. N 2-011/00; от 23 мая 2002 г. N 5025/02; Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2003 г. N 1-042/2003.

11. При осуждении лица по нескольким статьям в резолютивной части приговора должно быть указано, по какой из этих статьей назначается наказание в виде лишения воинского звания, а также должна содержаться ссылка на закон, в соответствии с которым оно назначено <*>. ——————————— <*> Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2005 г. N 73-00-436.

Порядок исполнения наказания в виде лишения воинского звания

1. Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения воинского звания исполняется судом, вынесшим приговор. В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание. В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением воинского звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время <*>. ——————————— <*> См. также: П. 9.2.17 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36).

Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ — в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции. О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных военнообязанных в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного. Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении воинского звания возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров, указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах. Направляемые на исполнение копии приговоров заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, и секретаря суда, а также гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу. Контроль за обращением к исполнению приговоров суда о лишении воинского звания осуществляется председателем суда и судьями, под председательством которых рассматривались дела. 2. В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ требования приговора о лишении воинского звания исполняются должностным лицом, присвоившим звание <*>. ——————————— <*> В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров Президентом Российской Федерации; до полковника или капитана 1 ранга включительно должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. О должностных лицах, присваивающих воинские звания гражданам, пребывающим в запасе, см. ст. 57 указанного Федерального закона.

В процессе исполнения наказания в виде лишения воинского звания невозможно усиление или ослабление его карательного содержания. Поэтому процедура исполнения данного вида наказания носит исключительно технический характер. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УИК РФ должностное лицо после получения приговора суда в установленном порядке вносит в учетные документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также принимает меры по лишению осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание (самостоятельно или через подчиненные ему кадровые органы). Специального правоприменительного акта о лишении воинского звания не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде лишения воинского звания. Должностное лицо, внесшее изменения в учетные документы осужденного, сообщает суду, вынесшему приговор о лишении воинского звания, о его исполнении в течение одного месяца со дня получения копии приговора. Поступление от соответствующего должностного лица сообщения об исполнении приговора в отношении осужденного, лишенного по приговору воинского звания, в соответствии с подп. «в» п. 9.2.31 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде является основанием для списания уголовного дела в архив.

Правовые последствия применения наказания в виде лишения воинского звания

Назначение рассматриваемого наказания влечет за собой ряд существенных правовых последствий, заключающихся в лишении осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание. Ниже представлены некоторые из наиболее важных правовых последствий назначения рассматриваемого вида наказания. 1. Согласно подп. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Причем при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, помимо лишения воинского звания, иных оснований для увольнения с военной службы он не имеет права на выбор основания увольнения (п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Это связано с тем, что при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за военнослужащими сохраняется ряд льгот и преимуществ, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» <*>. Основанием увольнения с военной службы в этом случае выступает юридический акт, совершаемый судом, в виде приговора с намерением породить юридические последствия, направленные на прекращение военно-служебных отношений <**>. Однако увольнение военнослужащего связывается не с датой вступления в законную силу приговора суда, а с датой, определенной в приговоре суда. В соответствии с п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершение преступления к лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда <***>. ——————————— <*> См.: П. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9. <**> Более подробно об этом см.: Кудашкин А. В., Тюрин А. И., Фатеев К. В. Увольнение с военной службы. Пребывание в запасе: Справочник. М., 2004. <***> См. также: Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54.

В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30)). 2. На основании п. 3 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса <*>. ——————————— <*> См. также: П. 4 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 6 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541) воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. Первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления по карточкам первичного учета. На прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, кроме того, заполняются учетные карточки. В случае если лишение воинского звания было дополнительно назначено к основному наказанию в виде лишения свободы, присвоение указанных званий возможно только после отбытия наказания в виде лишения свободы, так как граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 4 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету. Следовательно, в случае лишения воинского звания военнослужащего запаса, осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы, в учетные документы осужденного должны быть внесены соответствующие изменения и сделаны отметки о снятии с воинского учета. Гражданину, отбывшему наказание в виде лишения свободы и лишенному воинского звания, одновременно с постановкой на воинский учет после отбывания наказания и внесением необходимых изменений в учетные документы военным комиссаром присваивается воинское звание рядового или матроса запаса, если при этом отбывший наказание не достиг предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов (50 лет), а также признан годным к военной службе по состоянию здоровья. В случае достижения предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов военнослужащий запаса, лишенный воинского звания, после внесения соответствующих изменений в учетные документы переводится военным комиссаром в отставку и снимается с воинского учета. 3. У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Представляется, что аналогично должен решаться вопрос о возможности назначения пенсии за выслугу лет лицам, которые были уволены с военной службы по основаниям, не связанным с лишением воинского звания, и у которых соответственно возникло право на пенсию за выслугу лет, когда после возникновения указанного права, но до вынесения в соответствии со ст. ст. 51, 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации заключения о назначении пенсии в отношении указанных лиц вступил в силу приговор суда о лишении их воинского звания за преступления, совершенные до или после увольнения с военной службы. В этом случае указанные лица утрачивают ранее возникшее право. Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом <*>. Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). ——————————— <*> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Александра Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 марта 1998 г. N 29-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 20 октября 2005 г. N 379-О.

Следует отметить, что лишение воинского звания гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, за преступления, совершенные после увольнения с военной службы, которому на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет уже назначена, не может являться основанием для прекращения выплаты ему ранее назначенной пенсии. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает <*>. Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, является недопустимым <**>. ——————————— <*> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 апреля 2005 г. N 184-О. <**> В силу изложенного, как представляется, не должен применяться п. 61 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (утвержден Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302), определяющий, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается пенсионным подразделением в случае лишения пенсионера воинского звания после вступления в силу соответствующего приговора суда, а также п. 68 указанного Порядка, устанавливающий, что в случае лишения пенсионера воинского звания пенсионное дело считается прекращенным.

4. В случае назначения военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, уголовного наказания в виде лишения воинского звания стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 605)) <*>. Досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вследствие лишения их воинских званий относится к одной из разновидностей причинения ущерба имуществу воинской части. Ущерб возникает тогда, когда у гражданина, увольняемого с военной службы, остаются предметы вещевого имущества, бесплатно выданного ему для исполнения обязанностей военной службы, сроки носки которого не истекли. Размер ущерба в таком случае исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества <**>. ——————————— <*> См. также: Инструкция о порядке удержания стоимости выданных военнослужащим предметов вещевого имущества в тех случаях, когда при их увольнении стоимость предметов вещевого имущества подлежит возмещению (утверждена Приказом МВД России от 23 января 1996 г. N 31); Приказ ФСО России «Об утверждении Порядка расчетов с военнослужащими ФСО России за вещевое имущество» от 15 июня 1999 г. N 192. <**> См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-35.

5. Военнослу жащим при увольнении в связи с лишением воинского звания не выплачивается единовременное пособие, указанное в п. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <*>. ——————————— <*> См. также: П. 17 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941.

6. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и увольняемым с военной службы в связи с лишением воинского звания, не производится выплата предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: а) единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного (учебного) года; б) премии за образцовое выполнение воинского долга <*>; ——————————— <*> См.: П. 7 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями)).

в) материальной помощи <*>. ——————————— <*> См.: П. 4 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями)).

7. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания, не выплачиваются ежемесячное социальное пособие и оклад по воинскому званию, указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». 8. Гражданам, уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания и имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, не выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). 9. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с лишением их воинского звания, не выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, поскольку данные рекомендации выдаются только военнослужащим, которые положительно зарекомендовали себя в период прохождения военной службы (п. 7 Инструкции о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20)) <*>. ——————————— <*> См. также: Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации «О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы из Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования» от 18 января 2000 г. N 3.

10. На граждан, уволенных с военной службы в связи с лишением воинского звания, не распространяются права и социальные гарантии военнослужащих в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, указанные в п. п. 2 — 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих». 11. Офицеры внутренних войск, награжденные наградным оружием, лишаются этой награды приказом Министра внутренних дел Российской Федерации при увольнении из внутренних войск в связи с лишением воинского звания <*>. ——————————— <*> См.: П. 17 Положения о наградном оружии в системе МВД России (утверждено Приказом МВД России от 20 июля 1998 г. N 441).

Освобождение от наказания в виде лишения воинского звания

Действующее уголовное законодательство не исключает возможности освобождения от указанного наказания в порядке амнистии или помилования. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от назначенного им дополнительного вида наказания, в том числе и в виде лишения воинского звания. Однако следует иметь в виду, что освобождение от данного вида наказания возможно только до момента его реального исполнения, т. е. совершения соответствующим должностным лицом действий, указанных в ст. 61 УИК РФ. Если лишение воинского звания исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии, вопрос об освобождении от него решен быть не может. Также после реального исполнения рассматриваемого наказания исключается возможность распространения на лишенных воинского звания лиц обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ) в случае, если новый закон не предусматривает возможности назначения данного наказания за совершенное лицом преступление <*>. ——————————— <*> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасилкина Сергея Андреевича на нарушения его конституционных прав положениями части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 8 июля 1999 г. N 128-О.

Приобретение утраченного статуса лицами, в отношении которых исполнено данное наказание, возможно только в порядке восстановления в воинском звании.

Порядок восстановления в воинском звании

1. В соответствии с п. 2 ст. 48 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание согласно Положению о порядке прохождения военной службы. Статья 25 указанного Положения определяет, что восстановление в воинском звании может быть осуществлено только по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат. При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, в том же порядке, что и присвоение воинского звания. 2. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания <*>. ——————————— <*> См.: Гл. 18 УПК РФ.

3. Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием. Помимо этого, в соответствии с п. 96 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае необоснованного увольнения (в том числе в силу лишения их воинского звания) восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия равной или не ниже) воинской должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и в срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

——————————————————————

Тяжелая экономическая ситуация, кризис, отсутствие у дебиторов денежных средств для погашения задолженностей перед хозяйствующим субъектом или неправомерные действия администрации, движимой личными мотивами – далеко не исчерпывающий список того, чем обуславливается задержка зарплаты сотрудникам компаний и предприятий. Ввиду своей юридической неосведомленности, они терпят отсутствие материального вознаграждения за труд на протяжении долгих месяцев, а то и лет, хотя вправе предпринять определенные действия для отстаивания своих интересов, речь о которых пойдет ниже.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие оплату труда и определяющие последствия её задержки

Право каждого трудоустроенного гражданина в четко установленный срок и в определенном размере получать причитающееся вознаграждение за труд, а также определенные компенсационные выплаты за его задержку, обусловлено:

В вышеуказанные акты ФЗ № 273 от 03.06.2016 г. были внесены определенные корректировки, которые следует принимать во внимание.

Периодичность выплаты зарплаты, обусловленная законом, и понятие задержки заработной платы

Наниматель, согласно закону, должен выплачивать подчиненным вознаграждение за труд дважды – каждые полмесяца. Первая выплата – аванс, вторая – перечисление оставшейся суммы. Четко определенные зарплатные даты должны прописываться в локальных актах хозяйствующего субъекта (трудовых договорах, ).

Если зарплатный день попадает на выходной или нерабочий, согласно ст. 136 ТК, причитающиеся суммы должны быть выплачены в предшествующий ему рабочий день. Это актуально по отношению как к авансовым расчетам, так и к выплате остатка суммы.

Некоторым группам сотрудников федеральное законодательство предписывает выдавать зарплату в ином порядке. К примеру, увольняющимся или тем у кого рабочих договоров подошел к концу, но не последует – в день увольнения.

Задержкой зарплаты по трудовому кодексу 2018 считается невыплата средств в указанные выше сроки (выплата на следующий после зарплатного день, через два дня, месяц) либо выплата в неполном объеме. Независимо от причин, ее обусловивших, она незаконна и оправдывает такие действия со стороны члена коллектива, как обращение в соответствующие инстанции с претензией или невыход на работу.

Действия сотрудника при задержке заработной платы

Членам коллектива не стоит дожидаться задержки заработной платы более 15 дней. Уже в первый день нарушения сроков выдачи следует направить соответствующее обращение руководителю. Его унифицированная форма, принятая на госуровне, отсутствует, ввиду чего оно может составляться в свободном стиле. Главное при этом – отразить в нем информацию, передающую суть обращения, то есть:

  • данные адресата, которому направляется документ (административная единица хозяйствующего субъекта);
  • сведения об адресанте, направляющем бумагу (одном подчиненном или нескольких в случае коллективного обращения);
  • обстоятельное описание произошедшего с указанием точных дат выплат и срока задержки;
  • прошение начать переговорный процесс, в ходе которого в письменной форме комментируется случившееся и принимаются меры, о которых в дальнейшем отчитываются также письменно;

В конце проставляется дата составления документа и подпись составителя.

Игнорирование письменного обращения и отсутствие каких-либо практических действий по исправлению ситуации – повод для приостановления сотрудником выполнения своих должностных обязанностей. Это – мера вынужденного характера, направленная на стимулирование нанимателя к выполнению взятых на себя обязательств.

Приостановление выполнения сотрудником работы

Если происходит задержка зарплаты более чем на 15 дней, работник вправе приостановить выполнение должностных обязанностей до момента погашения имеющейся перед ним задолженности (ст. 142 ТК). Для этого он обязан информировать нанимателя о своих намерениях в письменном виде. На период приостановления он может не появляться на рабочем месте вовсе, а возобновить работу обязан на следующий день после получения уведомления от начальства о готовности выплатить причитающееся в день выхода на рабочее место.

Приостанавливать свою трудовую деятельность, согласно ст. 142 ТК РФ, запрещено:

  • во время военного или чрезвычайного положения в стране;
  • госслужащим, обеспечивающим обороноспособность и безопасность страны, жизнедеятельность населения (подачу тепла, газа, налаживание связи), осуществляющим аварийно- и поисково-спасательные работы, ликвидацию ЧС;
  • правоохранителям;
  • госслужащим в целом;
  • сотрудникам, следящим за опасными видами оборудования или работающим на особо опасных производствах.

Оплата за время приостановления работы

Воспользовавшись своим правом на приостановление выполнения обязанностей, подчиненный может рассчитывать на оплату этого времени (ст. 142 ТК).

Для предотвращения споров с налоговыми органами касательно правомерности признания подобных выплат расходами на оплату труда при налогообложении целесообразно отразить соответствующие положения в соглашениях с подчиненными.

Кроме того, сотруднику положено денежное компенсирование в установленной ст. 236 ТК РФ сумме.

Таким образом, задерживая выплату зарплаты, работодатель не только возмещает все не выданные вовремя средства, но и уплачивает компенсацию сверх них.

Компенсация за задержку зарплаты – размер, формула

Ст. 236 ТК РФ гласит, что задержавший зарплату, а также больничные, отпускные, выходные пособия и другие средства, руководитель выплачивает их с процентами, составляющими 1/150 действующей на период невыплаты ключевой ставки ЦБ РФ от всей суммы за каждый день ее задержки. Осуществляет он это независимо от отсутствия своей вины или наличия объективных причин (арест счетов, саботаж дебиторов). Размер компенсации, в соответствии с коллективным договором, может быть больше.

При частичной выплате средств в установленные даты компенсация считается, исходя из невыплаченной суммы.

Если на протяжении задержки ставка рефинансирования менялась, расчеты производятся с учетом этих изменений.

Расчет компенсации за задержку зарплаты осуществляется по следующей формуле:

С = А *D d *Ir,

где А – размер задолженности;

D d – количество дней задержки;

Ir – ставка рефинансирования на момент расчетов.

Таким образом, для определения размера компенсации следует перемножить сумму долга, размер ставки и количество дней задержки.

Для наглядности стоит рассмотреть следующий пример.

Предполагаемая вовремя невыплаченная сумма –10.000 руб., период задержки - 19 дн., ставка рефинансирования - 10,5 % (0,105).

Компенсация за весь период задержки находится так: 10.000 * 19 * 1/150 * 0,105 = 133 руб.

Более сложный пример имеет следующий вид.

Локальным актом компании «Вектор» определены такие даты расчетов с коллективом:

  • 10-е число – выдача зарплаты;
  • 20-е число – выплата аванса.

Аванс за январь 2018 г., вследствие финансовых трудностей, с которыми столкнулась компания, был перечислен на банковскую карту менеджера по продажам Горькового К.И. 17.02 (а не 20.01) а зарплата – 14.03 (а не 10.02). Его заработок – 40.000 руб. аванс – 16 000 руб., вторая часть (без НДФЛ)– 18.800 руб. Согласно решению Совета директоров ЦБ РФ, ставка рефинансирования составляет 10 %.

Расчет компенсации происходит в несколько действий:

  • Компенсация за не вовремя перечисленные авансовые выплаты = 16.000 * 28 * 1/150 * 0,1 = 298,67 руб.
  • Компенсация за не вовремя перечисленную оставшуюся часть заработка = 18.800 *32* 1/150 * 0,1 = 401,07 руб.

Бухгалтером компании Вектор эти вычисления фиксируются в справке-расчете и делается проводка: Дт 91.2 Кт 73.

Налогообложение компенсации за задержку

На рассчитанные вышеприведенным способ компенсационные выплаты НДФЛ не начисляется, что следует из п. 3 ст. 217 НК.

Страховые взносы (ФСС, ОПС и ОМС) исчисляются из них на общих основаниях, с учетом тарифных ставок (письмо Минтруда №17-4/ООГ-701).

Касаемо признания в налоговом учете компенсационных выплат расходами на оплату труда сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, трактуясь, как пеня за нарушение обусловленных договорами обязательств, они, согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, могут включаться во внереализационные издержки. С другой стороны, большинство финансовых экспертов настаивают на том, что ввиду осуществления их выплат в рамках трудового, а не гражданского законодательства, а также ввиду отсутствия их связи с рабочим режимом или трудовыми условиями, применение к ним норм этого подпункта невозможно. В большинстве случаев судебные инстанции встают на сторону плательщиков налогов и признают включение правомерным.

Индексирование задержанных средств и компенсации за задержку

Работник вправе рассчитывать на индексирование вовремя не выплаченных и рассчитанных компенсационных выплат ввиду наличия инфляционных процессов. То есть, задержанная в апреле 2010 года заработная плата и насчитанные компенсационные выплаты, выплаченные в январе 2016 г., должны быть проиндексированы (Постановление Пленума ВС № 2 от 17.03.2004 г.).

Компенсация морального вреда за невыплату зарплаты

Подобное компенсирование гарантировано сотрудникам, чьи права нарушаются руководством. Оно имеет стоимостную оценку (ст.237 ТК). Однозначный его размер действующими актами не закреплен и зависит от договоренности сторон.

При обращении в судебную инстанцию инициатор разбирательства сам указывает сумму в иске, которая, в последствии, может быть скорректирована или исключена в принципе.

Инстанции, в которые следует обращаться при задержке зарплаты

Если решить проблему задержки вознаграждения за труд в досудебном порядке, то есть в ходе переговоров с руководством, не получилось, защищать свои права следует в следующих компетентных инстанциях, применяющих к нарушителю определенные меры в рамках своей компетенции:

  • комиссии по трудовым спорам;
  • инспекции по труду;
  • прокуратуре;
  • суде.

Поводом для их реагирования является заявление с просьбой применить санкции к нанимающей стороне. Составляется оно в свободной форме и должно содержать наименование органа, сведения об адресанте, детальное описание случившегося, прошение о компенсировании (в том числе и морального вреда), список прилагаемых документов (среди которых могут быть выписки из коллективного договора, банковские документы и т.д.). Если предоставить последние истец не может ввиду препятствования ответчиком, рассматривающая обращение инстанция уполномочена их запросить.

Подается оно одним из следующих способов:

  • лично пострадавшей стороной;
  • почтовым отправлением с уведомлением о получении;
  • через доверенное лицо, имеющее доверенность на наличие у него таких полномочий.

Комиссия по трудовым спорам

Если она функционирует в хозяйствующем субъекте и реально решает возникающие между администрацией и штатом споры, сотруднику (или сотрудникам), ущемленному (-ым) в правах, первоначально необходимо обратиться с заявлением именно в нее. Членство в ней имеют представители обеих сторон, точное число которых не регламентировано, но должно подразумевать равноправие всех членов.

Срок реагирования на полученное заявление, подлежащее обязательной регистрации и протоколированию, представительским рабочим органом (профсоюзом) составляет 10 дней с момента созыва комиссии. Вынесенные ей решения не подлежат огласке и принимаются в закрытом режиме. В случае удовлетворения заявления член коллектива получает свои деньги в полном объеме в срок, принятый на заседании. Игнорирование нанимателем своих обязательств даже после заседания позволяет подчиненному получить исполнительный документ, с которым он может пойти дальше.

Инспекция по труду

В случае предвзятого отношения членов комиссии по трудовым спорам сотрудник вправе обратиться в госинстанцию – инспекцию по труду. Она рассматривает только письменные заявления, в которых указана подробная информация о заявителе и нарушителе его прав, периодичности выплат и сроках задержки. К нему в обязательном порядке следует приложить копию трудового договора и иных доказательных документов. Передавать его можно лично, по почте, с третьим лицом. Отреагировать на него обязаны в течение 30 календарных дней, по прошествии которых предоставляется письменное уведомление об итогах осуществленной проверки. В случае подтверждения неправомерных действий администрации ей выдается предписание аннулировать имеющуюся задолженность.

Обращение в судебную инстанцию

Пресечь противоправные действия работодателя, заключающиеся в игнорировании его обязательств перед подчиненными, можно путем обращения с иском в районный или мировой суд по месту нахождения нанимателя. В комплекте с иском должны прилагаться копии трудового соглашения, приказа о трудоустройстве, трудовой книжки, расчетной ведомости, банковские выписки, свидетельские показания, подтверждающие задержку выплат.

По общим правилам, районный суд должен рассмотреть иск в течение двух месяцев с момента подачи заявления, а мировой судья — в месячный срок.

Для трудовых споров установлены сокращённые сроки подачи иска — от 1 до 3 месяцев в зависимости от категории рассматриваемого дела, по делам о невыплате заработной платы — 1 год (ст.392 ТК РФ). Однако Постановление Пленума ВС РФ №2 от 17.03.04 даёт разъяснение, что пропуск указанных трудовым законодательством сроков касательно подачи иска о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы не является уважительной причиной для отказа в приёме заявления и отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данное правонарушение является длящимся без окончательного срока.

В случае удовлетворения иска все перечисленные выше компенсации взыскиваются принудительно.

Задержка заработной платы — ответственность работодателя

Несвоевременная выплата сотрудникам причитающихся средств обуславливает различные виды ответственности.

Во-первых, дисциплинарное взыскание в отношении провинившегося руководителя, накладываемое собственником хозяйствующего субъекта, основанием для чего является заявление профсоюза. Под ним понимается выговор, увольнение или требование возместить причиненный организации ущерб.

Во-вторых, задержка больше чем на 2 мес., оплата меньше МРОТ или частичная оплата средств больше 3 мес. чревата уголовной ответственностью. Согласно ст. 145.1. УК, она выражается в:

  • уплате штрафа (до 120 тыс. руб. или в размере задержанного дохода, умноженного на 12);
  • запрете занимать должность или осуществлять деятельность на срок до 60 мес.;
  • двухлетнем тюремном заключении.

При наличии тяжких последствий неправомерных действий нанимателя штраф увеличивается до размера невыплаченных вовремя средств, помноженного на 36 либо полумиллиона, а лишение свободы продлевается на 1-5 лет и дополняется запретом на занятие должности сроком на 3 года.

В-третьих, ст. 5.27 КоАП предусмотрена следующая административная ответственность:

  • уплата штрафа должностными лицами в размере 1.000 руб. – 5.000 руб.;
  • уплата штрафа юрлицами в размере 30.000 руб. – 50.000 руб. либо приостановление функционирования на 3 мес.;
  • уплата штрафа физлицами в размере 1.000 руб. – 5.000 руб. либо приостановление функционирования на 3 мес.

Судебная практика

В судебную инстанцию был подан иск гражданина Олейникова В.М. о погашении имеющейся перед ним задолженности по оплате труда и выплате компенсации за задержку в комплекте с требуемыми документами и расчетом.

Рассмотрение содержания иска позволило выявить следующее. С заявителем компанией «Сервис+» был подписан трудовой договор, в определенный момент (при смене собственника) разорванный сотрудником по собственной инициативе. В день увольнения причитающихся ему средств он не получил. Им были неоднократно предприняты попытки решить дело в досудебном порядке путем обращения к руководству для переговоров, успехом не увенчавшиеся.

На судебное заседание ответчик не явился. Вместо этого в инстанцию поступил документ о несогласии компании с обвинениями, обусловленном сменой собственника, временном нефункционировании компании по этой причине и отсутствием средств для погашения задолженности. Сумма задолженности указана не была.

Весомы ли предоставленные ответчиком доказательства и какой вердикт должен вынести суд?

Судебной инстанцией не могут приниматься во внимание подобные доводы, поскольку указанная причина невыполнения обязательств перед сотрудником не оправдывает неправомерные действия руководства. Суд удовлетворил иск в полной мере, вследствие чего заявителю выплатили задержанные средства и компенсацию сверх них, а с ответчика взыскали средства за рассмотрение иска.

О бедственном положении тех, кто не получил вовремя свою зарплату, пишут газеты, в интернете описываются жуткие случаи, и все это в результате ошибок при упрощении схемы финансирования армии, которые сейчас пытаются срочно исправить. В общем, хотели как лучше, получилось как всегда.

Специальный репортаж "Воскресного времени" о том, как в результате упрощения системы расчетов с военными возникли задержки выплат денежного довольствия.

SMS-ки с сообщением о получении пришли не всем российским военнослужащим. Те, кому в день зарплаты ничего не пришло, догадались: технический сбой. Объемы финансирования выросли настолько, что перегруженная финансовая система немного затормозила. Но прошел один месяц, прошел другой - никаких изменений, и никаких денег. По данным финансового департамента Минобороны, без зарплаты остались 4,5 тысячи военных. Независимые эксперты называют большую цифру – 15% от личного состава Вооруженных Сил. И это касается и тех, кто служит, и тех, кто в распоряжении, то есть увольняется в запас и в части ждет положенной квартиры и довольствия.

"Находясь в распоряжении, мы не можем устроиться на работу. У жены приходится просить деньги, чтобы поехать в воинскую часть", - говорит капитан I ранга Олег Галушкевич.

Капитан I ранга Алексей Панчук рассказывает: "Жена получает 10 тысяч, я - ничего. Мы забрали с Украины родителей, ветеранов ВОВ, инвалидов первой группы. Вот, 10 тысяч жены и 2 тысячи гривен, что перечисляются сюда с Украины".

Что вдруг произошло с годами исправно работавшим механизмом? Ведь известно, что обещанное, и к тому же кардинально повышенное финансирование Минобороны от Минфина получило. Но дело в том, что с января этого года в финансовой службе военного ведомства произошли кардинальные изменения. Теперь за довольствие отвечает Единый расчетный центр - мощный компьютерный узел, проводящий все расчеты и перечисляющий деньги напрямую на банковские счета всех военнослужащих России. То есть ни в частях, ни в округах военных бухгалтеров больше нет. Солдаты и офицеры получили пластиковые банковские карты. Казалось бы, просто, удобно, прозрачность системы исключает финансовые махинации с наличностью. Но, во-первых, Россия - большая страна, и в отдаленных гарнизонах пока просто нет банкоматов. А во-вторых, даже там, где они есть, военнослужащий не застрахован от того, что в его данные вкрадется ошибка. И компьютеру, в отличие от человека-бухгалтера, ничего не объяснишь.

Руководитель департамента финансового планирования Минобороны Анна Кондратьева поясняет: "Если неправильно указана дата рождения, либо банковской карточки номер, либо фамилия не совпадает, естественно, банк отказывает нам в такой выплате, но единая система позволяет нам при однократном правильном введении данных полностью эти ошибки исправить и в дальнейшем все платежи идут уже по указанным реквизитам".

Все ошибки, а только за январь и только по офицерскому корпусу пришлось корректировать данные на 15 тысяч человек, исправляет тоже Единый расчетный центр.

По словам руководителя ЕРЦ Ольги Лащеновой, случаев неначисления зарплаты "не может быть". "Если только поправить операционные данные, но все это делается в течении одного операционного дня, ну, день-два", - уточняет она.

Телефоны здесь начинают звонить с полуночи - Хабаровский край в семи часовых поясах от Москвы. Ответа дожидаются, как говорят, минимум минут пятьдесят. И это при том, что два десятка операторов колл-центра отдыхают по 5 минут в час. Все остальное время звонки за звонками. Система, четко работающая в армии США - оттуда заимствовали идею единого расчетного центра и пластиковых карт для военнослужащих, - в российских реалиях пока пробуксовывает. Это объяснимо: для того, чтобы механизм наладился и заработал в полную силу, нужно время и систематическая коррекция ошибок. Объяснимо, но людям, не первый месяц остающимся без зарплаты, от этого не легче.

"Занимать не у кого; взяли кредит, а платить нечем, и как доказать банку, что это не наша вина, и мы сейчас находимся в должниках, - говорит жена военнослужащего. - Мне с ребенком пришлось уехать к родственникам, чтобы хотя бы ребенок был сыт, а муж питается в офицерской столовой".

Правительство в курсе сложившейся ситуации и принимает меры. Министру обороны Анатолию Сердюкову поручено держать происходящее под контролем и не допустить, чтобы невыплаты приняли массовый характер. Удалось ли в министерстве исправить ситуацию - военнослужащие узнают уже завтра, 9 апреля, в ближайший день начисления зарплаты. Станет понятно, освободятся ли загруженные до предела линии московского колл-центра.

Ст. 136 ТК РФ обязывает работодателя выплачивать своим сотрудникам заработную плату не реже одного раз в полмесяца. При этом день выплаты денежного довольствия определяется внутренними нормативными актами организации: коллективным или трудовым договором.

Далеко не все руководители чтят и уж тем более соблюдают букву закона - задержку выплат зарплаты допускает едва ли не каждый второй из них. Существуют ли какие-либо рычаги воздействия на недобросовестного работодателя и как правильно их применять - два вопроса, которые в первую очередь волнуют тех, кому не удается вовремя получить честно заработанные деньги.

Что говорит трудовой кодекс

В ТК РФ сказано, что если работодатель позволяет себе задерживать выплату заработной платы, то работники имеют право сообщить о таком правонарушении в надзорные и контролирующие органы.

При поступлении жалобы от работников, надзорный орган должен провести проверку. Для изучения самого обращения отводится 30 дней. В течение этого срока должно быть вынесено постановление о проведении проверки у работодателя. Проводя проверку, инспекторы обязаны проверить все факты, описываемые в жалобе, а также затребовать от работодателя документы, касающиеся выплаты зарплат. Если нарушения будут обнаружены, будет вынесено предписание, в котором будут указаны все обнаруженные правонарушения, а также срок для их исправления.

По истечении этого срока инспекторы снова посетят работодателя и проведут повторную проверку. Если нарушения не будут устранены, то работодатель уже будет привлечен к ответственности. В полномочия инспекторов из инспекции труда входит вынесение постановлений о привлечении самого работодателя, а также должностных лиц, по вине которых произошла задержка, к административной ответственности.

Что делать при задержке

Дата выплаты заработной платы должна быть прописана в положении об оплате труда. С ним работник должен быть ознакомлен при оформлении на работу. Как правило, в конце месяца выдают аванс, а вначале следующего месяца - оставшуюся часть заработной платы. Точные даты, когда будут производиться выплаты, прописаны в локальных нормативных актах. Если дата прописана так, что в текущем месяце она выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то выдать зарплату нужно накануне, в последний рабочий день.

Например, в положении об оплате труда прописано, что работодатель должен рассчитываться со своими работниками 8 числа каждого месяца. В марте - это нерабочий праздничный день. Поэтому выдать зарплату за февраль необходимо 7 марта. Если в установленный день выплаты не производятся, это уже нарушение прав работников.

Действия работника в случае задержки выплаты зарплаты

Работник, не дождавшийся выплаты заработной платы в установленный коллективным или трудовым договором срок, уже на следующий день имеет полное право начать отстаивать свои интересы.

  1. Обращение в инспекцию труда по месту нахождения предприятия. Это первый шаг, который необходимо предпринять для того, чтобы пресечь незаконные действия работодателя и ускорить выплату зарплаты. Заявление в инспекцию составляется в свободной форме, однако в нем обязательно должны быть указаны конкретные нарушения прав работника. В данном случае это факт задержки выплаты денежного довольствия, количество дней просрочки и причитающаяся сумма.
  2. Если ситуация не изменится в течение 15 дней после того, как заработная плата должна была быть выплачена, работник вправе приостановить свою трудовую деятельность вплоть до устранения нарушения его прав, то есть до фактического получения им зарплаты. Важно не забыть письменно предупредить об этом руководителя, сославшись на положение ст. 142 ТК РФ . Если работодатель начинает производить выплаты, он также должен письменно уведомить работников должным образом. То есть работодатель должен побеспокоиться о том, чтобы работник получил уведомление лично в руки и расписался о его получении. Это можно сделать следующим образом:
    • лично посетить работника и вручить ему уведомление. Нужно подготовить 2 идентичных экземпляра. Один вручается работнику, второй остается у работодателя, а на нём работник ставит свою подпись;
    • отправив с помощью Почты России. Уведомление нужно направить заказным письмом с уведомление и описью вложенного. Как только почтовое уведомление вернётся работодателю, он будет знать, какого числа работник получил уведомление. Как только работник получает уведомление о начале выплат, он должен вернуться на работу. Если он этого не сделает, данное действие будет расценено как прогул и может стать основанием для увольнения.
    В соответствии с документом №14-2-337 Минтруда России от 25.12.2013 года, каждый день приостановленной работы, должен быть оплачен работодателем, исходя из среднего заработка конкретного работника.
    Существенный момент: право на приостановление работы отсутствует у государственных служащих, а также у работников, обслуживающих опасные виды оборудования или производства, либо тех, чья трудовая деятельность напрямую связана с обеспечением жизнедеятельности людей: сотрудники станций скорой помощи, электростанций, предприятий водоснабжения и так далее.
    Еще один важный момент! Действия в виде приостановления трудовой деятельности являются законными лишь в тех случаях, если работнику не выплачивают заработную плату. Если происходит задержка оплаты компенсации за отпуск, то такие действия могут быть расценены как прогул.
  3. Одновременно с приостановлением работы стоит обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с работодателя не только суммы задолженности по заработной плате, но и компенсации за задержку ее выплаты. Перед составлением иска следует выяснить, была ли зарплата начислена, поскольку если спор о наличии задолженности, а также о подлежащей выплате сумме отсутствует, необходимости в проведении судебных заседаний нет - исполнительный лист может быть выдан практически сразу же после обращения.
  4. Тем, кто в течение трех месяцев так и не смог получить свою зарплату, имеет смысл обратиться в прокуратуру или полицию - в этом случае действия работодателя подпадают под действие статьи 145.1 Уголовного кодекса или, что менее серьезно, но тоже неприятно, статьи 5.27 КоАП.

Ответственность работодателя

В ТК РФ сказано, что за задержку заработной платы работодатель должен быть привлечён к ответственности. Право на труд и его оплату гарантируется не только трудовым законодательством, но и Конституцией РФ. За нарушение этих прав работодателя можно привлечь к следующим видам ответственности:

  1. Дисциплинарное наказание. В ст. 192 ТК РФ сказано, что к такой ответственности может быть привлечён и сам начальник и должностные лица, которые допустили задержку и невыплату зарплаты. Высшей мерой такого наказания является увольнение.
  2. Материальная ответственность. В ст. 234 - 236 ТК РФ говорится о том, что с первого дня просрочки выплат работодатель обязан выплатить своим работникам компенсацию в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ на день возникновения долга.
  3. Административная ответственность. Если вина работодателя или его должностных лиц полностью доказана, то инспекторы имеют право привлекать их к административной ответственности. Наказание применяется согласно ст. 5. 27 КоАП РФ. Если нарушение произошло впервые, то инспекторы могут лишь вынести предупреждение или выписать постановление об уплате минимального штрафа:
    • должностные лица - от 1 000 до 5 000 рублей;
    • ИП - от 1 000 до 5 000 рублей;
    • юридические лица - от 30 000 до 50 000 рублей.
    Если нарушение будет совершено повторно, то сумма штрафа значительно увеличивается:
    • для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей;
    • предприниматели - от 10 000 до 20 000 рублей;
    • юридические лица - от 50 000 до 70 000 рублей.
  4. Уголовная ответственность. К ней привлекают в тех случаях, если будет доказано, что руководитель не выплачивал заработную плату из корыстных побуждений. Наказание - до двух лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 145. 1 УК РФ, работодатель привлекается к уголовной ответственности в следующих случаях:

  • задолженность по заработной плате была погашена в размере меньше половины долга;
  • период просрочки уже более 3 месяцев;
  • было доказано, что невыплата произошла из корыстных побуждений и заинтересованности работодателя;
  • субъектом является директор юрлица, филиала или другого обособленного подразделения юрлица.

К работодателю можно применить следующие меры наказания:

  • штраф в размере до 500 000 рублей;
  • штраф, соразмерный зарплате или другим источникам получения прибыли за последние 3 года;
  • запрет на занимание определенной должности не более 5 лет;
  • работы принудительного характера сроком до 3 лет;
  • арест не более, чем на 3 года.

Мера наказания будет избираться в соответствии с тяжестью правонарушения. Важно разграничить частичную невыплату и полную невыплату.

Частичная невыплата - невыплата заработной платы в размере меньше половины всего долга. Полная невыплата - это невыплата всей суммы, заработанной каждым работником за последние 2 месяца. Тяжесть последствий определяется судом, путем тщательного рассмотрения конкретного дела. Учитывается длительность преступления, сумма задолженности по зарплате, количество пострадавших и т.д.

Последствия задержки на 1 день

Согласно положениям ТК РФ, задержка зарплаты даже на 1 день может привести к неприятным последствиям для работодателя в виде выплат компенсации. Компенсация начисляется с 1-го дня задержки в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, которая установлена на день возникновения долга. Для получения компенсации работнику не нужно оформлять никаких бумаг и писать дополнительных заявлений. Все расчёты и выплаты производит работодатель самостоятельно. Они должны осуществляться вместе с выплатой задержанной заработной платой.

Если задержка составляет 1 или несколько дней, можно написать претензию на имя работодателя с требованием выплатить не только зарплату, но и компенсацию за каждый день просрочки. Если письмо будет проигнорировано, то можно жаловаться в вышестоящие органы.

Однако претензию нужно подавать в письменном виде, и чтобы она была зарегистрирована должным образом в качестве входящего документа. Тогда работодатель должен будет дать официальный письменный ответ.

Компенсация за задержку выплаты заработной платы

Защищая права работников, Трудовой кодекс РФ в ст. 236 обязывает работодателя, за несвоевременное обеспечение своих сотрудников денежным довольствием, уплатить в их пользу компенсацию. Ее размер четко определен той же нормой закона: за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, когда выплата должна была быть произведена, полагается сумма не ниже 1/150 ключевой ставки, установленной Центральным банком по состоянию на время начисления компенсации.

Такие меры стали применятся с октября 2016 года. Ранее компенсация рассчитывалась от размера ставки рефинансирования ЦБ РФ. Но Центральный Банк признал такой механизм неэффективным, и моральный и материальный вред был «привязан» к ключевой ставке.

Кроме того, с этого же момента минимальный размер компенсационной суммы увеличен вдвое. Ранее нужно было рассчитывать как 1/300 от ставки рефинансирования.

Сумма возмещения может быть увеличена по желанию работодателя, но не уменьшена. Если начальство желает установить размер компенсационных выплат в повышенном размере, этот момент должен быть прописан в соответствующих локальных документах - трудовом или коллективном договоре.

Пример: размер заработной платы составляет 10 000 рублей, срок задержки - 14 дней, на 09.02.2018 года ключевая ставка ЦБ РФ - 7,5%.
Расчёт компенсации за 14 дней задержки следующий:
10 000 * 7,5% * 1/150 = 5 рублей за каждый день невыплаты заработной платы
5 * 14 = 90 рублей должен доплатить работодатель за 14 день просрочки выплат
10 000 + 90 = 10 090 рублей должен получить работник

Внимание: материальная ответственность наступает у работодателя независимо от наличия или отсутствия его в вины в задержке зарплаты работникам. Согласно положению, изложенному в пункте 55 Постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.2004 года, начисление процентов за просрочку выплаты зарплаты не лишает работников права на индексацию суммы задолженности в связи с обесцениванием долга вследствие инфляции.

То, что работа в структуре внутренних дел не только опасная, но и престижная, ни для кого не секрет. Наше правительство прикладывает максимум усилий для его поддержания и привлечения самых перспективных кадров, особенно среди молодого поколения. Для достижения эффективности труда в системе МВД за прошедшие годы был проведен целый ряд конструктивных реформ. Служащим периодически поднимают оклады, к тому же совершенствуется установленная система льгот и обеспечение пенсионными выплатами.

Повышение денежного довольствия МВД в 2019 году ожидается в рамках предстоящей реформы. Из этой статьи вы узнаете все важные детали будущего процесса.

На сколько повысят оклады служащим МВД

Относительно проведения очередной индексации по финансовому обеспечению полицейских следует учесть, что ничего глобального не намечается и в будущем году, то есть все будет происходить в соответствии с четко прописанным бюджетным планом, прописанным на предстоящие три года. Согласно ему предстоит только некая корректировка в довольствии полицейских и военнослужащих с расчетом на прогнозы по инфляции. Средства, выделенные на эти нужды из общего бюджета, составляют порядка 84 млрд рублей, и это только на один предстоящий год.

На будущий 2019 год время проведения традиционной индексации уже несколько сдвинуто, она запланирована на 1 октября, однако в году нынешнем оклады подлежали индексации с начала года, а именно с 1 января.

Не планируется в МВД и значительного увеличения пенсий, но это совершенно не означает, что ветераны, отдавшие службе в органах свои лучшие годы, останутся без привычного денежного довольствия. Если в нашем государстве кому-то поднимут пенсию, то первыми в этом списке станут бывшие служащие системы МВД.

Исходя из президентского указа, пенсионные выплаты в 2019 году проиндексируют согласно установленного уровня инфляции.

Присоединение ФСИН к структуре МВД

Реформы в силовом ведомстве длятся уже далеко не первый год. В перспективе замена статуса федеральной организации, которая обеспечивает контроль в сфере исполнения наказаний – ФСИН. Упорно распространяющиеся слухи предшествовали этому событию. Некоторые рассматривают это как возврат в истории на 20 лет, во времена правления Ельцина, ближе к середине 90-х годов. Именно тогда эти два ведомства были совмещены под общим началом.

Кое-кто не видит ничего хорошего в идее объединения, среди них и Ольга Романова, руководитель фонда «Русь Священная». Она придерживается мнения, что служащим в рамках объединения структур будут предоставлены добавочные полномочия. Возможно проведение разовой индексации окладов, кроме того, усилится контроль над тем, насколько качественно выполняют свои обязанности сотрудники.

Следующая важная причина – это взятый правительством курс на значительное сокращение уровня расходов, предусмотренных на силовые структуры. В рамках этого проекта произойдет уменьшение штатного количества, изменения условий выхода на пенсию по выслуге лет поднимется на 5 лет и составит 25 лет, увеличение трудовых окладов. Одновременно с тем будет повышаться уровень профессионализма и техническая грамотность – это произойдет за счет привлечения к работе новых кадров.

Факт уменьшения расходов, предусмотренных на МВД, ни в коей мере не отразится на пенсионных выплатах сотрудников, уже ушедших в отставку.

По прогнозам специалистов, негативной стороной слияния можно считать значительное сокращение штатных единиц, будут аннулированы целые отделы и убраны должности. Наверняка закроются мелкие учреждения тюремного типа, в которых содержится минимум заключенных. Сократят количество штатных психологов по причине наличия у них высоких окладов, в этом вопросе государство постарается действовать безболезненными методами. Увольнений массового порядка однозначно не будет.