Организация медицинского обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Перечень воинских званий военнослужащих медицинской службы вооруженных сил рф Руководство по медицинскому обеспечению
размер шрифта
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31-01-2001 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ... Актуально в 2018 году
Медицинское обеспечение
290. Медицинское обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья и оказание медицинской помощи военнослужащим, членам их семей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, имеющим право на медицинское обслуживание в военно - медицинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Медицинское обеспечение включает: медицинские обследования, лечебно - профилактические мероприятия, оказание медицинской помощи, санаторно - курортное лечение, обеспечение лекарствами, медицинским имуществом и техникой, государственный санитарно - эпидемиологический надзор.
291. Командир воинской части в мирное и военное время отвечает за медицинское обеспечение вверенной ему воинской части и обязан принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих. В этих целях он обеспечивает необходимые бытовые условия для жизни и службы личного состава, организует и осуществляет постоянный контроль за выполнением военнослужащими правил личной гигиены.
На основе оценки состояния заболеваемости личного состава и санитарного состояния объектов воинской части принимает решение о проведении санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
292. Вопросы медицинского обеспечения регламентируются:
от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно - курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 373);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390 "Об утверждении Положения о военно - врачебной экспертизе" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 315);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160 "О предоставлении путевок в лечебно - оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно - исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо - Кавказского региона, и членам их семей";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании";
Приказом Министра обороны 1988 г. N 460 "О мерах по дальнейшему улучшению диспансеризации военнослужащих Советской Армии и Военно - Морского Флота";
Приказом Министра обороны 1990 г. N 450 "О введении в действие Инструкции по обращению с наркотическими и ядовитыми лекарственными средствами в Советской Армии и Военно - Морском Флоте";
1992 г. N 263 "О первоочередных мерах по улучшению охраны здоровья детей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 427 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации 1995 г. N 204/167 "Об оказании медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 72 "Об утверждении Положения об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 139 "О санитарно - эпидемиологическом надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 266 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 360 "О порядке санаторно - курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 455 "Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации";
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 466 "О мерах по обеспечению охраны здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации".
Медицинское обеспечение вооруженных сил - совокупность мероприятий военно-медицинской службы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил, своевременному оказанию медпомощи пораженным в боях и больным, быстрейшему восстановлению их боеспособности и возвращению в строй.
Медицинское обеспечение вооруженных сил как в мирное, так и в военное время организуется по планам медицинских начальников, утверждаемым командованием.
В мирное время проводятся лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, а при соответствующих показаниях противоэпидемические мероприятия. Они направлены на укрепление физического состояния военнослужащих, на предупреждение и снижение заболеваемости и оздоровление труда и быта войск.
Медицинское обеспечение боевых действий войск представляет собой сложный комплекс мероприятий в области лечебно-эвакуационной (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение войск), санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности мед. службы, а также в области медицинского снабжения войск.
Перед составлением плана медицинского обеспечения вооруженных сил на боевую операцию медицинский начальник уясняет предстоящую задачу медслужбы в свете боевой задачи войск и оценивает обстановку, выявляя факторы, которые могут влиять на организацию мед. обеспечения войск (соотношение сил, состояние тыла, санитарно-эпидемиологическое состояние войск и района их действий, наличие сил и средств мед. службы, их соответствие предстоящей задаче и пр.), а также местность и состояние погоды. В процессе оценки обстановки делаются выводы, из которых складывается решение медицинского начальника по организации медицинскому обеспечению вооруженных сил, определяются возможные санитарные потери войск (число раненых и больных), их вероятное распределение по эвакуационным направлениям и по периодам боевых действий, устанавливаются рациональная группировка сил и средств мед. службы, объем мед. помощи на этапах мед. эвакуации (см. Медицинская помощь в военно-полевых условиях) и т. п. Для выяснения различных условий местности, которые могут влиять на санитарно-эпидемиологическое состояние войск или на деятельность медслужбы, организуется мед. разведка. Решение мед. начальника по медицинскому обеспечению вооруженных сил оформляется в виде плана, в котором предусматриваются место и сроки развертывания этапов мед. эвакуации, объем оказываемой мед. помощи, распределение сил и средств медслужбы, маневр ими, создание резерва, противоэпидемические мероприятия, порядок снабжения мед. имуществом, мероприятия по противоатомной, санитарно-химической и бактериологической защите и пр. В войсковых соединениях могут составляться отдельные планы лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий. Опыт Великой Отечественной войны показал, что организация медицинского обеспечения боевых действий войск должна осуществляться при строгом учете всех условий, влияющих на деятельность мед. службы и в первую очередь в соответствии с боевой обстановкой.
В современных условиях при оснащении армий новыми видами оружия (термоядерным, бактериологическим, высокотоксичными ОВ), применение которых приводит к возникновению в короткие отрезки времени массовых и разнообразных поражений людей, медицинское обеспечение боевых действий войск приобретает весьма важное значение. Массовость, возросшая тяжесть поражений, наличие среди пострадавших большого числа лиц с комбинированными боевыми поражениями, уязвимость медпунктов и учреждений, необходимость принимать меры по их защите от оружия массового поражения резко увеличивают сложность и объем работы медицинской службы Вооруженных Сил (см.). Появление новых видов оружия, возросшая подвижность войск и их способность наносить мощные удары, частые и резкие перемены обстановки предъявляют к медслужбе ряд высоких требований. Медслужба должна располагать достаточным количеством лечебно-эвакуационных и противоэпидемических средств, обладающих такой подвижностью, которая позволяла бы быстро перемещать их вслед за войсками или в очаги массовых поражений, где требуется оказание мед. помощи большому числу пораженных либо срочное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий. Огромное значение в условиях современной войны приобретают должная подготовка медицинского состава, а также непрерывное руководство силами и средствами службы в соответствии с боевой, тыловой и медицинской обстановкой и ее изменениями в ходе боевых действий.
См. также Медицинское снабжение.
Министерство обороны российской федерации
ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРИКАЗ
начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.
2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.
3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.
4. Приказ разослать до отдельного батальона.
Начальник тыла вооруженных сил российской федерации -заместитель министра обороны российской федерации
генерал-полковник
В.Исаков
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом.
4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов.
6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспечения и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.
* Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации определены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.
7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой подготовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уровнем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими условиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возникновения крупномасштабных аварий и катастроф.
Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:
подготовка личного состава медицинской службы;
военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;
медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава;
организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; участие в обеспечении безопасности военной службы;
организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;
проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом;
снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской техникой и имуществом;
научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;
научная разработка проблем медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;
внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;
организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;
устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;
организация взаимодействия с органами управления и учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.
10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.
11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны включает:
контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организует Главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, по своим функциональным обязанностям являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации.
13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .
Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-врачебной экспертизы в отношении летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствования летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.
14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Российской Федерации.
15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, пользующимся таким правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граждане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здравоохранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)
** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.
Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**
17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»****, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими
учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.
** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.
***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920
**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.
***** Там же, ст. 194
19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегодно по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.
20. Порядок учета и расходования денежных средств, полученных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказание медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяемом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с табелями срочных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
МОСКВА
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРИКАЗ
начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.
2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.
3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.
4. Приказ разослать до отдельного батальона.
начальник ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал-полковник
В.Исаков
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом.
4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспечением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов.
6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспечения и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.
* Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации определены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.
7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой подготовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уровнем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими условиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возникновения крупномасштабных аварий и катастроф.
Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:
подготовка личного состава медицинской службы;
военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;
медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава;
организация и проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; участие в обеспечении безопасности военной службы;
организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;
проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом;
снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской техникой и имуществом;
научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;
научная разработка проблем медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;
внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;
организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;
устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;
организация взаимодействия с органами управления и учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.
10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.
11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны включает:
контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах обороны организует Главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, по своим функциональным обязанностям являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации.
13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .
Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-врачебной экспертизы в отношении летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствования летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.
14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Российской Федерации.
15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, пользующимся таким правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граждане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здравоохранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)
** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.
Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**
17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»****, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими
учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.
** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.
***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920
**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.
***** Там же, ст. 194
19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегодно по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.
20. Порядок учета и расходования денежных средств, полученных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказание медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяемом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с табелями срочных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВД РОССИИ
МОСКВА
Методическое пособие по организации медицинского обеспечения внутренних войск МВД России подготовлено под общей редакцией генерал-майора медицинской службы Ю.В.Сабанина.
Авторский коллектив: полковники медицинской службы Ю.В. Семенов, А.И. Шумейко, И.В. Гладинец, В.Н. Иванюк, В.В. Соловьев, В.В. Рихтер, О.В. Каськов, Р.Ю. Кореняк, С.А. Демин, В.В. Авдеев, И.А. Захаров, И.Н. Иванов, А.М. Вазиров, С.А. Левшин, В.В. Логинов, И.Е. Юсупов, В.И. Чучко, полковники С.Н. Струков, В.Ф. Старостин, В.Н Савкин., подполковники медицинской службы Д.Х. Лайпанов, А.Ю. Мудряков, Ю.В. Богдасаров.
Глава 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ 6
Глава 2. СОСТАВ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ 7
Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ 8
Раздел II. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 54
Глава 4. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 54
Глава 5. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 55
Глава 6. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 64
Глава 7. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КЛАССОВ, ГРУПП И ФОРМ ЗАБОЛЕВАНИЙ 75
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 85
Глава 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 102
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 109
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 111
Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ 113
Глава 13. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОНОРСТВА КРОВИ, ЕЕ КОМПОНЕНТОВ И ТРАНСФУЗИОННО-ИНФУЗИОННОЙ ТЕРАПИИ 117
Глава 14. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ, СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 122
Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ 124
Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР 124
Глава 16. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА 126
Глава 17. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ 147
Глава 18. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ РАБОТЫ 171
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ 175
Глава 19. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СНАБЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ 175
Глава 20. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ 179
Раздел V. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ 181
Глава 21. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 181
Глава 22. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ СОЕДИНЕНИЯ (ВОИНСКОЙ ЧАСТИ) 185
Глава 23. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ (СОЕДИНЕНИИ) И ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 189
Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ 195
Глава 24. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПУНКТА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 195
Глава 25. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛЬНОГО МЕДИКО-САНИТАРНОГО БАТАЛЬОНА СОЕДИНЕНИЯ 236
Глава 26. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДВИЖНОЙ ЛАБОТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА 245
Глава 27. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОЕННОГО ГОСПИТАЛЯ 247
^ РАЗДЕЛ VII. ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКОГО СОСТАВА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА И ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА 281
Глава 28. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОГО СОСТАВА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ 281
Глава 29. ЛЕЧЕБНАЯ ПРАКТИКА И ДЕЖУРСТВА ВРАЧЕЙ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ 284
Глава 30. ПРАКТИКА ВРАЧЕЙ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА 286
Глава 31. ВРАЧЕБНЫЕ И КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ 287
Глава 32. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ 288
Глава 33. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 289
Раздел VIII. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ 290
Глава 34. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК В ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ) 290
Глава 35. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 295
^ Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ 298
Глава 36. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОЛЕВЫХ ЗАНЯТИЙ (УЧЕНИЙ) 298
Глава 37. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ВОЙСК 299
Глава 38. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРИ КУПАНИИ В ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМАХ 300
Глава 39. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПАРАДОВ ВОЙСК ГАРНИЗОНА 301
Раздел X. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ 301
Глава 40. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК 301
^ Глава 41. МЕТОДИКА РАБОТЫ ОФИЦЕРОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ В ВОЙСКАХ ИНСПЕКТОРСКИХ И ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОК, В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП 304
ПРИЛОЖЕНИЯ 320
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
1. Медицинская служба является специальной штатной организацией внутренних войск МВД России 1 , предназначенной для их медицинского обеспечения в мирное и военное время. Медицинская служба внутренних войск МВД России осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями регламентирующих документов (приложение № 1 «Основные документы, регламентирующие работу по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, медицинскому и тыловому обеспечению»). Она состоит из медицинских подразделений, воинских частей, учреждений и органов управления.
2. Медицинское обеспечение войск – комплекс мероприятий, проводимых медицинской службой в целях сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, оказания медицинской помощи заболевшим и получившим травму, их лечения и быстрейшего восстановления трудо- и боеспособности.
К числу этих мероприятий относятся:
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинский контроль за объектами жизнеобеспечения личного состава, противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом, поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности подразделений, воинских частей и учреждений медицинской службы, научная разработка проблем военной медицины.
3. Задачи медицинской службы в мирное время определяются: условиями служебно-боевой деятельности, боевой подготовки и быта войск; состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем и характером заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемической обстановкой и климатогеографическими условиями в районах дислокации и служебно-боевого применения войск.
4. Основными задачами медицинской службы в мирное время являются:
Медицинское обеспечение служебно-боевой деятельности войск;
Медицинское обеспечение боевой подготовки войск;
Поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности сил и средств медицинской службы;
Организация и проведение медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья личного состава войск, его защите от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, воинской службы и быта, предупреждению возникновения и распространения заболеваний в войсках;
Организация и проведение системы высокоэффективных мероприятий по оказанию медицинской помощи заболевшим, получившим травму, ранение военнослужащим, их лечению и восстановлению трудо- и боеспособности;
Оказание медицинской помощи членам семей военнослужащих, другим категориям граждан, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством, и их лечение;
Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (медицинского контроля) над объектами жизнеобеспечения, боевой подготовкой, жизнью и бытом военнослужащих;
Боевая подготовка и повышение квалификации личного состава медицинской службы;
Снабжение войск медицинским имуществом;
Военно-медицинская подготовка личного состава войск, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни;
Изучение особенностей возникновения и течения заболеваний и травм у военнослужащих и научная разработка проблем медицинского обеспечения внутренних войск в мирное и военное время;
Ведение медицинского учета и отчетности.