«Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля. Муниципальный земельный контроль

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

4. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

Комментарий к Ст. 72 ЗК РФ

1. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ; поэтому многое объединяет муниципальный и общественный контроль. И это естественно: органы местного самоуправления в наибольшей степени приближены к населению, зависят от него; граждане, как никто другой, наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии среды своего обитания; им же, как никому другому, известны упущения и правонарушения в области охраны земель и всей окружающей среды.

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления предусматривают в ряде случаев земельный и природоохранный, муниципальный и общественный контроль на территории муниципального образования. Так, согласно Положению о старостах в поселковых и сельских округах Одинцовского района Московской области староста сельского населенного пункта принимает участие в разрешении земельных и иных природоресурсных споров; осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель, составляет и представляет в администрацию акты (или докладные) на необработанные (неиспользуемые) земельные участки в пределах населенного пункта; рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан по вопросам отношений в области охраны земель.

Предусмотренными законом формами осуществления местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями. Правовой основой этой деятельности является ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления.

2.1. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге часть полномочий муниципальных образований, составляющих эти мегаполисы, закрепляется согласно законодательству РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга за законодательными и исполнительными органами этих городов в целях единообразия обеспечения земельного правопорядка и законности, единой политики осуществления государственного земельного контроля.

3. В условиях демократических реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане в соответствии с комментируемой статьей наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

Наряду с полномочиями граждан и общественных объединений, иных контрольных функций в области использования и охраны земель, предусмотренных в комментируемой статье, их права по участию в природоресурсной и природоохранной деятельности указываются в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 68 общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством РФ. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

В ст. ст. 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматриваются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. В частности, указывается, что органы государственной власти и самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Важно отметить, что и в комментируемой статье, и в указанном Законе с правами физических и юридических лиц корреспондируют соответствующие обязанности государственных органов РФ и субъектов РФ, муниципальных органов и их должностных лиц.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы земельного контроля, в том числе государственного и производственного контроля за охраной и использованием земель. Порядок участия граждан в охране и использовании природных ресурсов, осуществлении общественного контроля регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г.) , иным законодательством, подзаконными актами, уставами и другими основополагающими актами общественных объединений.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; N 6. Ст. 636.

Так, по Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 9 мая 2005 г.) профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, в разработке правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны атмосферного воздуха, животного мира, земель и окружающей среды через свои органы и имеют право беспрепятственно посещать организации, их структурные подразделения, рабочие места, вправе требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752.

В Федерации независимых профсоюзов России, в профессиональном союзе шахтеров и ряде других российских профсоюзов создан отдел по проблемам труда и экологии, которым готовится и осуществляется методика общественного природоохранного (фаунистического, земельного и иного экологического) контроля, создана ассоциация «Партнеры за устойчивое развитие», одной из задач которой является координация сотрудничества общественных объединений между собой и с государственными структурами в области контроля за использованием земель и других природных ресурсов.

Велико участие общественности на стадиях выбора земельных участков для строительства, проектирования объектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на землю и иные объекты окружающей среды. Общественные слушания предусматриваются в качестве обязательных при оценке воздействия будущего объекта на окружающую среду, учитываются при проведении государственной и общественной экологической экспертизы.
———————————
См.: Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» // БНА. 2000. N 31.

Вопросы непредоставления общественному контролю информации решаются в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) . Однако согласно ст. 7 названного Закона сведения, не подлежащие засекречиванию, включают состояние экологии, здравоохранения, санитарии; факты нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в области охраны земли и всей окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных формах уличных мероприятий, в осуществлении государственного экологического контроля.

В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных инспекциях, состоящих из граждан. Такие инспекции и положения о них были приняты в области земельных отношений, охраны рыбных и охотничьих запасов, в области лесного хозяйства. Последнее время восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание экологического правопорядка.

Большие надежды возлагаются на муниципальный и общественный земельный контроль как наиболее приближенный к населению в части резервирования земель и их изъятия для государственных и муниципальных нужд, соблюдения требований Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2455).

Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 Земельного кодекса РФ). Статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предметы ведения местного самоуправления включила п. 11 - контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Отношения по осуществлению муниципального контроля регулируются также Федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ». Статьи 51 , 60 и 71 этого Закона определяют объем полномочий поселковой, районной, городской, сельской администрации в области сельского хозяйства, использования земли, контроля за соблюдением земельного законодательства, охраны природы. Например, в г. Саратове создано Управление землепользования администрации г. Саратова. Одним из структурных подразделений Управления землепользования является отдел муниципального земельного контроля, действующий на основании ст. 72 гл. 12 Земельного кодекса РФ.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. В своей работе муниципальный земельный контроль руководствуется ЗК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Отделом муниципального земельного контроля проводится работа по выявлению недоимщиков по уплате арендной платы за землю, ведется претензионно-исковая работа, проводятся рейды по выявлению нарушителей земельного законодательства, например: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ), использование земельного участка не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). По фактам административных правонарушений в области охраны земель сотрудниками отдела муниципального земельного контроля составляются протоколы и передаются на рассмотрение заместителю государственного инспектора по использованию и охране земель г. Саратова для принятия мер административного воздействия к нарушителям.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц в части предоставления им земельных участков, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12.02.2015 № 86

г. Ростов-на-Дону

Об утверждении

Порядка осуществления

муниципального земельного контроля

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Ф едерации, статьей 4 Областного закона «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Порядок осуществления муниципального земельного контроля согласно .

2. Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (Молодченко Ю.С.):

оказывать методическое содействие органам местного самоуправления по

осуществлять взаимодейст в ие с органами местного самоуправления по вопросам осуществления муниципального земельного контроля;

в срок до 1 мая 2015 г . разработать методические рекомендации по взаимодействию с органами местного самоуправления по вопросам осуществления муниципального земельного контроля.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области ежеквартально представлять в министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области информацию в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на министра имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области Молодченко Ю.С.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

министерство имущественных
и земельных отношений,
финансового оздоровления
предприятий, организаций
Ростовской области


Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 12.02.2015 № 86


ПОРЯДОК

осуществления муниципального земельного контроля

1. Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с осуществлением муниципального земельного контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области (далее – органы местного самоуправления).

2. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления Ростовской области по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями , гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

3. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

5. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

6. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений , а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений .

7. Органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль, взаимодействуют с органами государственного земельного надзора в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль».

8. При осуществлении муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.

9. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

10. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое Областным законом «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным Областным законом.

11. Д олжностными лицами органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, проводятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков на основании плановых (рейдовых) заданий.

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в настоящем пункте, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

11 1 . Пункт утратил силу – постановление от 29.03.2017 № 231 .

12. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении муниципального земельного контроля устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности» и настоящим Порядком.

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко


Земельный контроль как правовая мера выполняет три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.

Классификацию видов земельного контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль, следует выделить государственный, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный контроль может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного контроля субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает.

По критерию направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно неподчиненных объектов проявляется в форме государственного, общественного и муниципального земельного контроля.

Государственный земельный контроль - это система мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области использования и охраны земель.

Государственный земельный контроль следует подразделить на о6щий , который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный контроль как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного контроля состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля. Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «O защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «O государственном земельном контроле».

Так, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации и т.д.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право: посещать в порядке, установленном законодательством РФ, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения); давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д.

Муниципальный земельный контроль - это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель.

При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать себе функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Во-вторых, если государственный земельный контроль (п. 1 ст.71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п. 3 ст.72 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль - только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль за охраной земель является разновидностью экологического контроля, который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют.

Закон о местном самоуправлении выделяет несколько разновидностей муниципальных образований, причем по замыслу законодателя муниципальный земельный контроль осуществляется в поселениях, муниципальных районах и городских округах. В муниципальных образованиях городов федерального значения перечень вопросов местного значения определяется законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (п. 3 ст. 79).

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативно-правовыми актами органа в местного самоуправления. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю; представлять документы о правах на земельные участки, об установлении сервитутов или особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель; оказывать содействие в организации мероприятий по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных мероприятий.

Общественный земельный контроль - это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Осуществляется общественный земельный контроль, исходя из буквального толкования п. 2, лишь тремя категориями субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного экологического контроля и субъектов земельного контроля: согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды, в осуществлении общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. ЗК РФ определяет участие общественности в этом смысле более узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды не указаны органы территориального общественного самоуправления, что вполне логично, учитывая их зависимость от муниципальных органов власти.

Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.

Как следует из п. 1 ст. 73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей сервитута), а также некоторых обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном участке в шесть соток. Речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей.

Предыдущая

1. Муниципальный земельный контроль является новеллой земельного законодательства и впервые предусмотрен в ст. 72 ЗК РФ. При этом если в соответствии со ст. 71 ЗК РФ государственный земельный контроль осуществляется за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами, то муниципальный земельный контроль в соответствии со ст. 72 ЗК РФ проводится за использованием земель на территории муниципального образования и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Следует отметить, что с 1 июля 2009 г. муниципальный земельный контроль подпадает под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный земельный контроль, однако имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности только в случае, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ.

Государственный земельный контроль включает не только проведение проверок, но и составление протоколов об административных правонарушениях и привлечение к юридической ответственности, прежде всего административной. Однако Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по составлению протоколов и привлечению к административной ответственности.

В письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля" содержатся Методические рекомендации. Указанными Методическими рекомендациями предусмотрено составление должностными лицами муниципального земельного контроля актов проверок и их направление в территориальное подразделение Роснедвижимости для рассмотрения.

Муниципальные инспекторы направляют в территориальное подразделение Роснедвижимости материалы в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих видов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена рядом статей КоАП РФ: ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10, ст. 8.5, ст. 8.6, ст. 8.7, ст. 8.8. При обнаружении нарушений земельного законодательства, ответственность за которые не предусмотрена КоАП РФ, материалы об указанных нарушениях также подлежат передаче в территориальное подразделение Роснедвижимости.

Полномочия органов местного самоуправления по составлению протоколов и привлечению к ответственности за земельные правонарушения могут быть установлены также законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ должны быть установлены составы административных правонарушений в области использования земель, отличные от КоАП РФ.

Например, Законом Краснодарского края об административных правонарушениях от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ установлена административная ответственность за нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления (ст. 7.4), а также за невыполнение собственниками, владельцами, пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края (ст. 7.6).

2. Отсутствие детального регулирования муниципального земельного контроля на федеральном уровне привело к активному нормотворчеству в этой сфере муниципальных образований. Например, Постановлением Городской Думы города Калуги от 25 ноября 2003 г. N 279 утверждено Положение "О муниципальном земельном контроле в г. Калуге". В указанном нормативном правовом акте предусмотрены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля; права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль; порядок проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.

Рассмотрим также Положение о муниципальном земельном контроле в г. Сургуте, которое устанавливает порядок осуществления муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования "Город окружного значения Сургут" юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований законодательства в целях эффективного использования и охраны земель в границах муниципального образования.

Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сургуту, со структурными подразделениями администрации города, с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Основные направления муниципального земельного контроля:

соблюдение земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства, собственниками, арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами;

принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства;

выявление земельных участков, самовольно занятых или используемых без документов, удостоверяющих права на землю, оформленных в установленном порядке;

выявление нарушений переуступки права пользования землей;

своевременность внесения арендной платы за землю;

своевременность оформления, переоформления правоустанавливающих документов на землю;

своевременность возврата земель, предоставленных во временное пользование;

выявление фактов загрязнения и захламления земельных участков на территории города;

предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования;

участие в подготовке нормативных правовых актов, касающихся использования и охраны земель;

соблюдение норм и правил застройки на территории города;

участие в работе комиссий по приемке и передаче земель, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель;

обеспечение выявления и предупреждения земельных правонарушений;

контроль выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования земель на территории города.

Муниципальный земельный контроль может осуществляться в форме плановых и внеплановых проверок. Основанием для плановой проверки является план, утвержденный директором департамента имущественных и земельных отношений администрации города.

Внеплановые проверки проводятся:

для контроля исполнения предупреждений об устранении ранее выявленных нарушений использования земли;

при обнаружении признаков нарушений земельного законодательства;

в случае необходимости обследования земельного участка при подготовке решения о предоставлении прав на данный земельный участок;

при возврате земельных участков на стадии предварительной подготовки к приемке земельного участка;

по обращениям граждан, юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с нарушением земельного законодательства;

при возникновении задолженности по арендной плате за землю в течение двух кварталов;

по информации об использовании земельного участка не в соответствии с целевым и разрешенным использованием.

Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, имеют право:

беспрепятственно посещать (при предъявлении служебного удостоверения) предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, с составлением акта обследования земельного участка;

оформлять при необходимости акты приемки и передачи земельных участков в случаях, связанных с принудительным освобождением земельных участков;

давать юридическим, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предупреждения по вопросам использования земель, устранения нарушений законодательства и договорных отношений;

привлекать в установленном порядке специалистов комитета по природопользованию и экологии, департамента архитектуры и градостроительства и других структурных подразделений администрации города и государственных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, для проведения обследования земельных участков, проверок выполнения мероприятий по охране земель;

направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, а также о лишении определенного статуса (лицензии);

вносить предложения органам, уполномоченным на распоряжение земельными участками, о полном или частичном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;

осуществлять превентивные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения нарушений земельного законодательства гражданами и организациями, в том числе с использованием средств массовой информации;

брать объяснения с граждан и юридических лиц при выявлении признаков нарушений земельного законодательства;

требовать от лиц, использующих земельные участки, документы, подтверждающие их права на пользование земельными участками;

требовать от арендаторов земельных участков платежные поручения (квитанции) о внесении арендной платы при проведении сверок по арендной плате с составлением акта сверки.

Порядок организации и проведения муниципального земельного контроля требует унификации на федеральном уровне с целью исключения дублирования государственного и муниципального земельного контроля. Этим будут достигнуты как снижение административного давления на субъектов хозяйственной и иной деятельности, так и оптимизация и повышение эффективности государственного и муниципального земельного контроля.

3. В отличие от государственного и муниципального земельного контроля общественный земельный контроль не имеет установленных законодательством полномочий и порядка проведения. При осуществлении общественного земельного контроля действует принцип "разрешено все, что не запрещено законом". Общественный земельный контроль может проводиться в любых формах, не запрещенных действующим законодательством. К ним относятся направление жалоб, предложений в органы государственной власти и местного самоуправления, проведение пикетов, митингов, публичных слушаний, местных референдумов, общественных слушаний.

Общественный земельный контроль является одной из гарантий обеспечения предусмотренного в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Общественный земельный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами и гражданами в соответствии с законодательством.

Специальный порядок осуществления общественного земельного контроля федеральным законодательством не установлен, поэтому гражданам и общественным объединениям необходимо руководствоваться общими положениями экологического, земельного и иного законодательства, регулирующего их участие в принятии экологически и социально значимых решений, защите своих прав и законных интересов.

Граждане имеют право осуществлять общественный земельный контроль как самостоятельно, так и коллективно - путем создания общественных объединений. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественного объединения могут являться как физические лица, так и юридические лица (общественные объединения), созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Наиболее распространенным видом экологических общественных объединений стали общественные организации. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Статьями 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливаются права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды. Путем реализации некоторых своих прав граждане и общественные объединения осуществляют в том числе общественный земельный контроль. В частности, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Помимо экологического и земельного законодательства граждане и общественные объединения при осуществлении общественного земельного контроля могут применять Конституцию РФ, иное законодательство, в частности законодательство о референдумах, об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.