Особенности сбора и обработки персональных данных в российской федерации. Закон о хранении данных: Что произошло и как теперь жить Утверждены правила организации и осуществления контроля за обработкой персональных данных

Гражданство

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной; билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. При этом следует иметь ввиду, что Российская Федерация является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, в частности, Чикагской конвенции («Конвенция о международной гражданской авиации» заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года, вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года - «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, №44) , Варшавской конвенции («Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» заключена в Варшаве 12 октября 1929 года, вступила в силу для СССР 13 февраля 1933 года, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М., 1935, с. 326 - 339. ) и Гваладахарской конвенции («Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» заключена в Гвадалахаре 18 сентября 1961 года, вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 года, «Ведомости ВС СССР», 15.02.1984, №7 ), которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных».

Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент), деятельность которых предусмотрена пунктом 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи последним авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов, в том числе в электронном виде при внутрироссийских и международных перелетах, в случае, если вышеуказанная деятельность данных лиц предусмотрена законодательством Российской Федерации или соответствующим международным договором, в том числе для целей обеспечения авиационной безопасности.

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующая квалификация осуществляемых действий по обработке персональных данных и обеспечение ее соответствия требованиям законодательства осуществляются оператором персональных данных при обеспечении (организации обеспечения) такой обработки. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

Из совокупности положений части 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» («при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) и пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» («обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей») следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан Российской Федерации.

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации. Таким образом, если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года), устанавливающих, что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, считаем, что обработка ПД граждан Российской Федерации на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеется разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, Федеральный закон не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации.

В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2-4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории Российской Федерации находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории Российской Федерации (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории Российской Федерации персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах территории Российской Федерации).

Трансграничная передача персональных данных не запрещена при условии соблюдения требований, установленных в статье 12 Федерального закона №152-ФЗ. При этом трансграничная передача данных должна иметь заранее определенную цель обработки, при достижении которой субъекту персональных данных должно быть гарантировано уничтожение переданных данных на территории иностранного государства. При соблюдении указанных требований ответственность, предусмотренная российским законодательством, применима к оператору в случае нарушения порядка и условий, установленных для договора-поручения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения Федерального закона №242-ФЗ распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый федеральный закон не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта федерального закона, корректирующего это положение.

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Принимая во внимание, что статья 3 Закона №152-ФЗ не содержит исключений в части осуществления лицом отдельных операций по обработке персональных данных, а равно иных определений, отличных от оператора, лицо, определяющее цель обработки персональных данных, либо осуществляющее отдельные действия по обработке персональных данных в контексте положений закона №152-ФЗ является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

— Действительно ли не требуется повторное или дополнительное уведомление об обработке персональных данных после 1 сентября 2015 года. Нужно ли дополнительно сообщать, где находятся базы данных?

Понятия «повторного» или «дополнительного» уведомления не существует. Статьей 22 Федерального закона «О персональных данных» установлена обязанность оператора до начала обработки персональных данных направить уведомление. В части 2 указанной статьи приведен ряд исключений, когда такого уведомления не требуется. В Федеральный закон №242-ФЗ вносятся изменения в часть 3, которая определяет требования к содержанию уведомления. Если организация ранее направила в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных, то после вступления в силу закона операторы, руководствуясь частью 7 данной статьи, должны сообщить сведения о месте нахождения базы данных в течение десяти рабочих дней.

— Подпадает ли первоначальный сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных под требования части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ?

Согласно требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Основополагающим принципом законодательства в области персональных данных является принцип, согласно которому обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. В связи с этим внесение персональных данных в информационную систему персональных данных, используемую в целях, аналогичных сбору данных на бумажных носителях, следует рассматривать как единый процесс, реализация которого должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ. Разделение указанного единого процесса на отдельные действия законодательством Российской Федерации в области персональных данных не предусмотрено. Таким образом, отдельные виды обработки персональных данных, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ, в том числе сбор персональных данных на бумажных носителях с последующим их внесением в электронную базу данных, должны осуществляться как единый процесс в правовом поле законодательной нормы, обязывающей хранить персональные данные на территории Российской Федерации.

С 01 сентября 2015 г. вступили в силу дополнения, вносимые в статью 18 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Федеральный закон), а именно часть 5 следующего содержания:

«При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.».

Указанные исключения будут касаться только исполнения Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, осуществления правосудия, работы органов государственной власти, журналистской, научной, литературной и иной творческой деятельности.

Таким образом, если деятельность оператора не сопряжена с указанной выше, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием серверов с базами данных, расположенных на территории Российской Федерации.

Вносимые изменения не освещают вопрос о необходимости переноса серверов с территории иностранных государств на территорию РФ. Исходя из буквального понимания положения ч. 5 ст. 18 Федерального закона и недопустимости необоснованного расширительного толкования, перенос серверов на территорию РФ не является необходимой мерой. Законодательством РФ ответственность для российских обществ за наличие серверов на территории иностранных государств также не предусмотрена.

Использование серверов, расположенных на территориях иностранных государств, «как раньше» не представляется возможным .

Обращаем внимание, что вносимые изменения не распространяются на ситуации, когда сервер принадлежит иностранной компании, находится на территории иностранного государства и используется для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан Российской Федерации.

Исходя из недопустимости необоснованной экстерриториальности действия законодательства, требования Федерального закона распространяются только на российские компании и зарегистрированные на территории РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц.

Таким образом, иностранные юридические лица, не имеющие филиалы и представительства на территории РФ, вправе осуществлять хранение персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных вне территории РФ, поскольку формально под действие Федерального закона они не подпадают, если это разрешено их национальным законодательством.

Действия, которые должны осуществлять исключительно в России

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона нижеперечисленные действия должны осуществляться исключительно на сервере, расположенном на территории Российской Федерации:

  • запись персональных данных,
  • систематизация персональных данных,
  • накопление персональных данных,
  • хранение персональных данных,
  • уточнение (обновление, изменение) персональных данных,
  • извлечение персональных данных.

Применительно к передаче и обработке персональных данных (к которой относится также обработка данных без сбора персональных данных) территориальное ограничение не установлено, следовательно, такие действия осуществляются в соответствии с действующим в настоящее время порядком.

Актуальную информацию по вопросу принятия официальных разъяснений Роскомнадзором можно узнать, перейдя по ссылке: http://rkn.gov.ru/.

Трансграничная передача персональных данных

Существующий в настоящее время порядок передачи и обработки персональных данных установлен ст. 12 Федерального закона, согласно которой трансграничная передача персональных данных (на территории иностранных государств) может осуществлять в том случае, если государство-получатель является участником Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981 г.), далее по тексту – Конвенция. Кроме того, передача персональных данных также может быть осуществлена в иные иностранные государства, признанные способным обеспечить адекватную защиту прав субъектов персональных данных (см. Приказ Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274 «Об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных»).

После вступления в силу изменений в закон на серверах, расположенных на территории страны - участника Конвенции, оператор не сможет записывать, хранить, извлекать персональные данные. Оператор сможет осуществлять только передачу и обработку данных на сервере, расположенном в такой стране. То есть, все хранящиеся данные на сервере в стране – участника Конвенции необходимо будет переместить на сервера в РФ.

Действия с персональными данными

Действия, которые можно осуществлять на сервере в РФ, российским обществом

Действия, которые можно осуществлять на сервере участника Конвенции, российским обществом

Передача персональных данных

Обработка персональных данных

запись персональных данных

систематизация персональных данных

накопление персональных данных

хранение персональных данных

уточнение (обновление, изменение) персональных данных

извлечение персональных данных

На данный момент буквальное толкования вступающих в силу изменений, при отсутствии официальных разъяснений, предполагает, что спектр правомочий оператора по обработке персональных данных с использованием серверов, расположенных на территориях иностранных государств, строго ограничен.

В частности, предполагается, что хранение на зарубежных серверах даже резервных копий персональных данных будет квалифицироваться как нарушение норм законодательства о защите персональных данных.

Однако, по словам Министра связи, предполагается создание достаточно широкой подзаконной нормативно-правовой базы, в рамках которой будет определено какие сведения, при каких обстоятельствах, в каких системах, как конкретно должны храниться и обрабатываться, в том числе на территории РФ. В ее рамках ведомствам предстоит определить, какие сведения, при каких обстоятельствах, в каких системах, как конкретно должны храниться и обрабатываться на российской территории. В частности, по мнению министра, имя, фамилия, дата рождения, размещенные в Twitter и Facebook, можно будет признать "нечувствительными" для пользователей. Такая информация может храниться и за рубежом . То есть, не исключено, что законодательно будет установлено разрешение на хранение отдельных сведений на серверах, расположенных на территориях иностранных государств.

Ответственность за нарушение вступающих в силу изменений

Административная ответственность

За нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) ст. 13.11. КоАП предусмотрена следующая ответственность:

Блокировка информационного ресурса

Кроме того, с 01.09.2015 г. вступают в силу изменения, вносимые в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данные изменения предусматривают блокировку информационного ресурса, на котором обработка персональных данных граждан РФ осуществляется с нарушением законодательства.

Роскомнадзор имеет возможность заблокировать Интернет-ресурсы, осуществляющие обработку персональных данных граждан РФ с нарушениями законодательства, уже в настоящее время.

Примером тому является решение, вынесенное Ангарским городским судом Иркутской области по иску Роскомнадзора в защиту прав неопределенного круга лиц в связи с незаконной обработкой их персональных данных (дело № 2-799-14 от 30.04.2014 г.). В соответствии с материалами данного дела, сайт www.telkniga.com распространял персональные данные граждан РФ без получения их предварительного согласия. В результате, деятельность сайта www.telkniga.com признана незаконной и нарушающей права российского гражданина, а размещенная в интернете информация, содержащая персональные данные, – запрещенной к распространению в Российской Федерации. Указанный сайт включен единый реестр запрещенной информации.

Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных

Создание автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных», создание, формирование и ведение которой будет осуществляться Роскомнадзором.

В указанный реестр будут включаться, в частности, следующие данные об информационном ресурсе: сетевой адрес, доменное имя, указатель страниц, позволяющий идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушениями законодательства.

Включение в Реестр и ограничение доступа к информационному ресурсу будут возможны только на основании вступившего в законную силу судебного акта.

ВЫВОДЫ

  1. После 01 сентября 2015 года запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ можно будет осуществлять с использованием серверов, расположенных исключительно на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо будет перенести все персональные данные граждан РФ, хранящиеся на серверах, расположенных в иностранных государствах, на сервера в РФ.
  2. Осуществлять иные действия можно с использованием баз данных, расположенных на территории иностранных государств. Оператор правомочен осуществлять обработку заказов без сбора персональных данных и калькуляцию персональных данных граждан РФ на серверах, расположенных в странах – участниках Конвенции либо перечисленных в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274. Трансграничная передача персональных данных возможна на территорию иностранных государств, являющихся сторонами вышеуказанной Конвенции Совета Европы, либо перечисленных в Приказе Роскомнадзора от 15.03.2013 г. № 274.
  3. Если сервер принадлежит иностранной компании и находится на территории иностранного государства, то иностранная компания вправе использовать его для записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения персональных данных граждан Российской Федерации, поскольку вступающие в силу изменения не распространяются на иностранные юридические лица, которые не имеют филиалов и представительств на территории РФ. Однако сложно предсказать действия Роскомнадзора к таким иностранным компаниям. Роскомнадзор может применить санкции к таким иностранным компаниям, например, блокировку информационного ресурса. Как действовать в таких случаях иностранным компаниям, пока сказать сложно. Помимо этого, с 01.09.2015 года вступит в силу п.п.3.1. п.3 ст.23 Федерального закона, согласно которому уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Итак, о чем же говорит закон?

Что нельзя делать?

Что можно делать?

Есть два варианта:

  • Перестроить архитектуру информационной системы и обеспечить первичную запись, хранение и актуализацию персональных данных в базах на территории России. Хранение и использование копий баз с персональными данными в зарубежных сервисах, таких как Microsoft Azure или Office365, не нарушает закон.

Microsoft ?

  1. Необходим локальный AD компании, в который заносятся персональные данные сотрудников.

    Федеральный Закон 242 о хранении персональных данных

    Локальный - размещенный на территории Российской Федерации, в том числе в любом российском облаке.

Обязательно ли для англоязычного сайта нужен английский хостинг? Может, можно обойтись какой-нибудь другой страной? В чем будут состоять особенности выбора и какие особенности стоит учитывать при этом?

Зарцын и партнеры

Эти и многие другие вопросы неизбежно встают перед владельцем англоязычного ресурса.

В настоящее время немало компаний предлагают выделенные сервера, расположенные за рубежом. Например, можно перейти по адресу и ознакомиться со всеми преимуществами и условиями предложений из Европы.

Преимущества услуг зарубежных компаний

Все больше и больше компаний стремятся иметь сервера на территории Европы. И тому есть как субъективные, так и вполне объективные причины. Отвечая для себя на вопрос, как выбрать провайдера, каждый должен решить: действительно ли все доводы являются объективно важными для самого пользователя, либо выбор обусловлен некими личными предпочтениями и убеждениями.

Тем не менее, вот несколько вполне объективных доводов в пользу заграничного хостинга для англоязычного сайта:

  • Прекрасный уровень сервисной поддержки и грамотный персонал, который действительно может и хочет помочь, а не отписывается от клиента в духе «мы работаем над вашим вопросом». Пока для большинства российских компаний такое, увы, недостижимо;
  • Улучшенная стабильность и скорость соединения. В случае же с американскими серверами, то здесь - в силу расстояний - скорость не всегда стабильна. Поэтому, например, хостинг в Германии будет гораздо предпочтительнее, чем в США;
  • Более качественное оборудование;
  • Если же принять во внимание то, что ценовая политика многих российских провайдеров базируется на принципе «подоить клиента», то аренда за границей будет в самом деле выгоднее. Особенно в случае с виртуальным облачным хостингом, который и сам по себе дешевле, нежели хостинг физический.

Недостатки хостинга за границей

В целом, зарубежный хостинг имеет весьма субъективные недостатки, которых может и не быть в случае с другими пользователями. И к одним из них принадлежит языковой барьер. Ведь в процессе аренды придется вести переписку с владельцем сервера, настраивать оборудование и ПО… Понятно, что без знания хотя бы английского языка (а еще лучше - той страны, на территории которой расположен сервер) все это будет весьма затруднительно.

К тому же, выбирая хостинг в Европе, пользователь должен быть готовым к тому, что придется поначалу испытывать некоторые затруднения с конвертацией валют и при выборе оптимального варианта производства финансовых операций.

Подводя итог, можно утверждать, что наилучшим вариантом для хостинга англоязычного ресурса будет облачный сервер выделенного типа где-нибудь в Европе. Например, все в той же Германии.

Федеральный Закон 242 о хранении персональных данных.

C 1 сентября 2015 года в Российской Федерации начинало действовать положение о локализации хранения и отдельных процессов обработки персональных данных, определенное в Федеральном законе №242 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

Для того, чтобы понять, что можно делать, а что нельзя, мы подготовили данный материал.

Итак, о чем же говорит закон?

Что нельзя делать?

  • Полностью хостить сайт, содержащий персональные данные, вне территории Российской Федерации, без принятия дополнительных мер.
  • Предоставлять прямой доступ с российского сайта в зарубежные информационные системы, если персональные данные предварительно не зафиксированы в базе на территории Российской Федерации.
  • Напрямую использовать по схеме Saas приложения, обрабатывающие персональные данные и находящиеся за пределами РФ, без принятия дополнительных мер.

Не накладывается никаких ограничений на передачу персональных данных после их сбора и записи в базу данных на территории России, в том числе - на трансграничную передачу, предоставление к ним доступа с территории иных государств, а также на использование персональных данных граждан РФ после их трансграничной передачи, включая использование данных из информационных систем, находящихся за пределами РФ.

Закон в новой редакции не устанавливает новых, дополнительных ограничений на трансграничную передачу персональных данных, не вводит запрет на обработку персональных данный в дата-центрах и облачных инфраструктурах, находящихся вне территории Российской Федерации, за исключением периода их сбора.

Административная ответственность

Статья 13.11 Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • На должностных лиц - от 500 до 1 тысячи рублей;
  • На юридических лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Что можно делать?

Не стоит забывать о том, что ограничения на размещение баз персональных данных вводятся на период сбора (внесения изменений) персональных данных и не затрагивают их последующей обработки после завершения сбора (внесения изменений).

Ограничения касаются только персональных данный граждан Российской Федерации и не касаются персональных данных граждан других государств и лиц без гражданства.

Что делать, чтобы выполнить закон?

  • Обеспечить первичное размещение баз данных, в которые собираются персональные данные граждан России, на технических средствах, целиком располагающихся на территории Российской Федерации;
  • Обеспечить уточнение, обновление, изменения, извлечение персональных данных в этих базах сначала на территории России и лишь затем передавать их за рубеж при необходимости;
  • Применять те же правила в отношении персональных данных граждан, чье гражданство неизвестно или установить его нельзя.

На территории России всегда должна быть актуальная база персональных данных, используемых российским оператором персональных данных в своей деятельности.

Есть два варианта:

  • Перестроить архитектуру информационной системы и обеспечить первичную запись, хранение и актуализацию персональных данных в базах на территории России.

    Чего ждать бизнесу от закона о хранении персональных данных?

    Хранение и использование копий баз с персональными данными в зарубежных сервисах, таких как Microsoft Azure или Office365, не нарушает закон.

  • Хранить данные в информационной системе за рубежом в зашифрованном виде, а расшифровывать данные только в приложении, находящимся на территории России.

Следует помнить, что зашифрованный массив данных без ключа у провайдера - не персональные данные!

Как использовать облачные продукты компании Microsoft ?

  1. Необходим локальный AD компании, в который заносятся персональные данные сотрудников. Локальный - размещенный на территории Российской Федерации, в том числе в любом российском облаке.
  2. Использовать службу синхронизации каталогов Office 365 (DirSync) для синхронизации учетных записей (без поддержки функциональности единого входа SSO).
  3. Использовать службу федерации Active Directory (ADFS) для поддержки функциональности единого входа SSO

СЭД/ЕСМ система DocSpace поддерживает схемы развертывания без нарушения требований ФЗ-242 как при локальной установке, так и при использовании в облаках: Azure, хостинг в России или за рубежом, гибридные облака.

Программное обеспечение компании Conteq соответствует всем требованиям закона. Вам остается только сосредоточится на своих задачах. О соблюдении закона позаботимся мы.

Установлен порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Сегодня вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ " ".

Напомним, документом установлена обязанность хранения на территории России персональных данных россиян, используемых интернет-серверами. Так, операторы должны при сборе персональных данных, в том числе посредством Интернета, обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории нашей страны. Кроме того, россиянам предоставлено право в судебном порядке требовать удаления своих персональных данных, если они размещены в Интернете с нарушением законодательства.

Также предусмотрено создание Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных, в котором будут отражены сведения об интернет-сайтах, содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства РФ в области персональных данных. Сегодня вступает в силу и постановление Правительства РФ от 19 августа 2015 г. № 857 " ".

Отметим, в начале августа Минкомсвязи России на своем официальном сайте разъяснило порядок применения новых правил. В частности, был разрешен спорный вопрос о допустимости трансграничной передачи данных – ведомство отметило, что подобные действия закон не нарушают. Кроме того, Минкомсвязи России посчитало, что под действие поправок не попадают российские и иностранные авиакомпании, и подчеркнуло, что правила нового закона распространяются исключительно на российских резидентов.

Портал ГАРАНТ.РУ узнал, как отразятся новые требования на работе крупных компаний. Так, в пресс-службе "Вконтакте" отметили, что личные данные пользователей этой социальной сети всегда хранились на территории России, поэтому никаких затруднений новые требования не вызовут. В свою очередь, по сообщению пресс-службы Mail.Ru Group, компания также готова к соблюдению вступающего в силу закона. "Для наших пользователей при этом ничего не изменится", – подчеркнули представители компании. Готова к вступлению в силу указанного закона и компания Enter – ее серверы находятся на территории РФ.

С другими документами, вступившими в силу сегодня, можно ознакомиться в нашем .

Положение о локализации хранения и отдельных процессов обработки персональных данных, определенное в ФЗ-242 от 21 июля 2014 года, указывает, что «при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ». Исключение составляют случаи, указанные в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 данного ФЗ (ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных»).

Законом 242 внесены изменения в законы , 149 ("Об информации") и 249 ("О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Проверки компаний Роскомнадзором

2019

Госдума одобрила во втором чтении проект о хранении личных данных

Роскомнадзор оштрафовал операторов персональных данных на 2,6 млн руб.

24 октября 2019 года стало известно, что по итогам проверок, проведенных в период с января по сентябрь 2019 года, Роскомнадзор выявил более 2,4 тыс. нарушений со стороны операторов персональных данных . Как сообщается на сайте регулятора, по результатам принятых мер было составлено 4 тыс. административных протоколов и наложено штрафов на общую сумму 2,6 млн руб.

За указанный период по результатам плановых и неплановых проверок Роскомнадзор и его территориальные органы выявили 1 942 нарушения в сфере защиты прав субъектов персональных данных . Наиболее частым нарушением стало представление в Уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных с неполными или недостоверными сведениями.

Также было выявлено 456 нарушений законодательства о персональных данных в интернете . Больше всего нарушений допускали здравоохранительные учреждения (92 нарушения), государственные и муниципальные органы (82 нарушения), образовательные учреждения (71 нарушение) и организации ЖКХ (61 нарушение). Чаще всего организации не опубликовали на сайтах и не обеспечивали доступ к документу, определяющему их политику в отношении обработки персональных данных, а также не предоставляли сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных .

Утверждены правила организации и осуществления контроля за обработкой персональных данных

16 февраля 2019 года стало известно, что Правительство РФ утвердило правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных (ПД). Соответствующий документ опубликован на портале правовой информации.

Правила устанавливают порядок организации и проведения проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей – операторов персональных данных, а также иных лиц, являющихся операторами ПД.

Действие правил не распространяется на контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, установленных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных» .

Согласно документу, контроль и надзор будет осуществлять Роскомнадзор и его территориальные органы. Под контролем и надзором подразумеваются меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений операторами ПД положений закона `О персональных данных`, включающие проведение плановых и внеплановых проверок, принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами, проведение мероприятий по профилактике нарушений.

Как указывается в постановлении, операторы ПД будут уведомляться о плановой проверке за три рабочих дня до ее начала, о внеплановой – не менее чем за 24 часа. Документ также описывает правила организации различных видов проверок и порядок их проведения; права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля и надзора; порядок оформления результатов проверки; меры, принимаемые в отношении фактов нарушения требований; правила организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения требований; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц .

Роскомнадзор завел дела на Twitter и Facebook

2017

Роскомнадзор расширит список стран, защищающих персональные данные

Роскомнадзор опубликовал в мае проект приказа, расширяющего список стран, которые не являются членами Конвенции Совета Европы о защите физлиц при обработке персональных данных, но обеспечивают адекватную защиту прав субъектов таких данных.

Регулятор предлагает исключить из перечня Сенегал и включить Коста-Рику, Катар, Мали, Сингапур, ЮАР , Габон и Казахстан .

В страны из этого списка, помимо стран-участниц Конвенции, допускается трансграничная передача персональных данных. В иных случаях операторам необходимо запрашивать письменное согласие у регуляторов.

Роскомнадзор проконтролирует обработку и обмен всеми персональными данными

Проект постановления правительства о порядке госконтроля за обработкой персональных данных опубликовало Минкомсвязи. После того, как документ вступит в силу, Роскомнадзор получит доступ ко всем российским информационным системам, в которых содержатся и обрабатываются персональные данные. Пресс-служба министерства отмечает: «В статью 23 закона «О персональных данных» внесены изменения, которые наделили правительство полномочием определять порядок проведения проверок в области обработки персональных данных».

Новые полномочия дадут регулятору право не только проверять сервера операторов, но и производить оценку соответствия заявленным целям содержания, объема, способа обработки, сроков хранения персональных данных. Согласно проекту, Роскомнадзор будет контролировать и обработку данных, и оказание услуг и продажи товаров, где «предметом являются персональные данные и (или) деятельность по их обработке».

Когда документ вступит в силу, Роскомнадзор получит доступ не только к серверным помещениям, техническим средствам и программному обеспечению информационных систем персональных данных (ИСПДн), но и к самим персональным данным.

В соответствии с новым порядком, при проведении проверки Роскомнадзор будет вправе:

  • Запрашивать любую информацию, документы и локальные акты, связанные с исполнением требований законодательства в области персональных данных;
  • Проводить обследования помещений и информационных систем персональных данных;
  • Выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений;
  • Использовать специальную технику и оборудование;
  • Получать доступ к ИСПДн (в том числе, к самим персональным данным);
  • Запрашивать документы, подтверждающие принятие оператором мер по выполнению требований законодательства, проверять и оценивать эти меры;
  • Выдавать обязательные для исполнения требования о блокировании, уничтожении, приостановлении обработки ПДн;
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • Обращаться в правоохранительные органы и органы прокуратуры в случае препятствия осуществлению проверки;

Проведение внеплановой проверки возможно в следующих случаях:

  • На основании решения руководителя Роскомнадзора;
  • В случае неисполнения предписания об устранении нарушения;
  • По результатам рассмотрения обращений граждан;
  • В случае нарушения, выявленного по итогам мероприятий систематического наблюдения;
  • На основании представления органа прокуратуры;

2016: Microsoft, Samsung и HP в плане проверок

11 января 2016 года стало известно о планах Роскомнадзора проверить больше десяти зарубежных и российских ИТ- и интернет-компаний на предмет выполнения требований закона о локализации персональных данных граждан РФ.

В общей сложности планируется провести около 1 тыс. проверок на локализацию данных пользователей. Помимо ИТ- и интернет-компаний, будет изучена деятельность банков, страховых компаний и ритейлеров. Что касается иностранных компаний, не имеющих представительств в нашей стране (например, Facebook и Apple), к 11 января 2016 года они не упоминаются Роскомнадзором.

В 2015 году ведомство проверило 302 компании, грубых нарушений не было выявлено. Работающим на российском рынке организациям, которые не хранят персональные данные россиян на серверах, расположенных на территории РФ, грозит штраф в размере до 300 тыс. рублей и блокировка сайта. Компания-нарушитель помещается в специальный реестр (его оператором является Роскомнадзор) и выплачивает штраф только по решению суда.

2015: Объявление о намерениях проводить проверки

10 ноября 2015 года стало известно о планах Роскомнадзора инициировать проверки ИТ-компаний на предмет следования закону о запрете хранения персональных данных россиян за рубежом.

Разъяснения Минкомсвязи

Перед вступлением новых правил о локализации хранения и отдельных процессов обработки персональных данных в силу Минкомсвязи подготовило и опубликовало перечень разъяснений.

Пояснительная записка

Это потребовалось в связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в тексте данного положения, не имеют законодательных дефиниций и допускают различные толкования. Кроме того, по причине новизны концепции локализации персданных, возникает ряд вопросов относительно соотношения данного положения с иными нормами ФЗ «О персональных данных».

В ведомстве констатируют, что образовалась правовая неопределенность относительно порядка исполнения требований ФЗ-242: многие организации не понимают, какие изменения им необходимо внести в свою ИТ-инфраструктуру и (или) бизнес-процессы для того, чтобы исполнить закон, особенно если такая инфраструктура носит трансграничный характер. Заблаговременные разъяснения необходимы, поскольку от правильного понимания содержания ряда понятий и механизма реализации положений о локализации напрямую зависит объем затрат, которые должны понести организации для исполнения требований закона.

Перечень разъяснений подготовлен на основании информации, полученной от представителей бизнеса, научного сообщества и органов государственной власти РФ ( Совет Федерации РФ , Минкомсвязи РФ, Роскомнадзор) . Большая часть данных вопросов также выступала предметом дискуссий на серии закрытых встреч, проведенных Роскомнадзором в феврале-марте 2015 года.

Сфера действия ФЗ-242 по территории и кругу лиц

В связи с трансграничным характером сети Интернет, обеспечивающей возможность приобретения товаров и услуг у иностранных лиц, возникает вопрос, при каких условиях требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» распространяются на иностранные организации, не имеющие физического присутствия на территории РФ.

ФЗ «О персональных данных» не содержит специальных положений, регламентирующих сферу его действия по территории и кругу лиц. В связи с этим для решения вопроса необходимо обратиться к положениям иных законов. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» на территории РФ использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований российского законодательства в области связи, настоящего ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ. Таким образом, действие российских законов, включая ФЗ «О персональных данных», по общему правилу, ограничено территорией РФ.

Вместе с тем, при осуществлении деятельности в интернете, который не позволяет четко обозначить географические границы, необходимо установление специальных критериев, при которых деятельность может быть отнесена к осуществляемой на территории РФ. Одной лишь доступности интернет-сайта на территории РФ недостаточно для вывода о том, что на него распространяется законодательство РФ, в том числе о пер данных, поскольку в таком случае сфера его применения носила бы по существу всемирный характер и делала бы практически невозможным контроль за его исполнением, поясняют в Минкомсвязи .

В связи с этим в международном частном праве и законодательстве о защите прав потребителей (ст. 1212 Гражданского кодекса РФ), с которым тесно связано законодательство о персональных данных, был выработан критерий направленности деятельности лица на территорию РФ как условия применения законодательства РФ к отношениям с иностранным субъектом. Аналогичный критерий используется и в европейской практике (Ст. 15(1)(с) Регламента ЕС № 44/2001 от 22 декабря 2000 г. «О юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам»; ст. 6 Регламента EC № 593/2008 от 17 июня 2008 «О праве, применимом к договорным отношениям»; Ст. 3 (2) Draft EU General Data Protection Regulation).

В данном случае действие ФЗ «О персональных данных» будет направлено на интернет-ресурсы (сайт в интернете, страница сайта интернете), с использованием которых лицо осуществляет направленную на территорию РФ деятельность, которые могут быть заблокированы в установленном порядке при несоблюдении их владельцем, являющимся резидентом иностранного государства требований ФЗ «О персональных данных».

О наличии направленности интернет-сайта на территорию РФ могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • использование доменного имени, связанного с РФ или ее субъектом РФ (.ru, .рф., .su, .москва., moscow и т.п.)
  • наличие русскоязычной версии интернет-сайта, созданной владельцем такого сайта или по его поручению иным лицом (использование на сайте или самим пользователем плагинов, предоставляющих функционал автоматизированных переводчиков с различных языков не должно приниматься во внимание).

При этом, поскольку русский язык широко используется в некоторых странах за пределами РФ, для определения направленности интернет-сайта именно на территорию РФ дополнительно необходимо наличие как минимум одного из следующих элементов: возможности осуществления расчетов в российских рублях; возможности исполнения заключенного на таком интернет-сайте договора на территории РФ (доставки товара, оказания услуги или пользования цифровым контентом на территории России), использование рекламы на русском языке, отсылающей к соответствующему интернет-сайту, или иных обстоятельств, явно свидетельствующих о намерении владельца интернет-сайта включить российский рынок в свою бизнес-стратегию.

Таким образом, обязанности по локализации отдельных процессов обработки персданных распространяются на иностранных операторов при условии осуществления ими направленной деятельности на территорию РФ и отсутствии исключений, прямо указанных в ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» (например, международного договора, для достижения целей которого осуществляется обработка).

Сфера действия ФЗ-242 во времени

В Минкомсвязи отмечают, что у представителей бизнеса достаточно много вопросов возникает в связи с возможной обратной силой ФЗ-242 и распространением его действия на процессы обработки перс данных, имевших место до вступления его в силу.

В соответствии с устоявшимися правовыми принципами придание обратной силы правовым нормам, ухудшающим правовое положение лиц и устанавливающим новые обязанности, является, по общему правилу, недопустимым. Исключение составляют случаи, когда обратная сила прямо предусмотрена в законе. ФЗ-242 не содержит подобного рода положений. Соответственно, обязанность по локализации, предусмотренная ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных», распространяется на отношения по обработке персональных данных, которые возникнут после вступления его в силу.

Таким образом, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ в рамках сбора, который будет осуществляться, начиная с 1 сентября 2015 года, должны производится с учетом новых требований , а именно с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

Понятие сбора персональных данных

Формулировка ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» связывает обязанность оператора по обеспечению локализации с процессом сбора персональных данных. В связи с этим важное значение приобретает определение понятия «сбора» персональных данных, поскольку от него напрямую зависит размер затрат, которые необходимо понести для адаптации ИТ-систем, задействованных в процессе обработки персональных данных, к требованиям ФЗ-242.

Обязанности по локализации отдельных процессов обработки персданных возникают лишь при их сборе. Из ч. 1 ст. 18 ФЗ «О персональных данных», посвященной обязанностям оператора при их сборе, можно сделать вывод, что под сбором можно понимать целенаправленный процесс получения персональных данных оператором непосредственно от субъекта персональных данных либо через специально привлеченных для этого третьих лиц. Таким образом, локализации подлежат только те персональные данные, которые были получены оператором в результате осуществляемой им целенаправленной деятельности по организации сбора таких данных, а не в результате случайного (незапрошенного) попадания их к нему, например, вследствие получения писем по электронной или иной почте, в которых содержатся персональные данные.

Аналогичным образом, не является сбором получение одним юрлицом персональных данных от другого юрлица, если такие данные представляют собой контактную информацию работников или представителей такого юридического лица, переданную в ходе осуществления ими своей законной деятельности». Следует также отметить, что при осуществлении субъектом сбора информации, содержащей персональные данные, и ее последующей обработки с использованием вычислительных мощностей, предоставленных иным лицом, ответственность за соблюдение требований ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» лежит на указанном субъекте, учитывая целенаправленный характер его деятельности по сбору и обработке соответствующей информации.

Соотношение требования о локализации отдельных процессов обработки персональных данных с положениями о трансграничной передаче персональных данных

Вопрос о допустимости, а также об условиях допустимости хранения, обработки персональных данных граждан РФ за рубежом неизменно возникал в ходе любой дискуссии, связанной с принятием ФЗ-242, говорят в Минкомсвязи . Во многом это обусловлено новизной самой концепции локализации персональных данных, а также рядом заявлений и комментариев, сделанных в медийном пространстве по поводу несовместимости требований о локализации процессов хранения персональных данных на территории РФ с возможностью их обработки за рубежом. Вместе с тем от наличия четких разъяснений по данному вопросу зависит функционирование не только трансграничных компаний на российском рынке, но и ряда отечественных компаний, которые оптимизируют свои затраты посредством использования зарубежных ИТ-сервисов.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» сбор персональных данных, их обновление и изменение должны производиться с использованием баз данных, расположенных на территории РФ, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных». Однако при этом следует иметь в виду, что изменения в ФЗ «О персональных данных», внесенные ФЗ-242, не затронули положений закона о трансграничной передаче данных. Соответственно передача персональных данных за пределы РФ возможна, как и ранее, с соблюдением условий, указанных в ст. 12 ФЗ «О персональных данных».

Тем самым требование о локализации отдельных процессов обработки персональных данных, содержащееся в ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных», следует толковать в системном единстве с положениями ст. 12 о трансграничной передаче данных и с учетом определения данного понятия, содержащегося в п. 11 ст. 3: «передача персональных данных на территорию иностранного государства иностранному лицу: органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу». Таким образом, персональные данные гражданина РФ, первоначально внесенные в базу данных на территории РФ и актуализируемые в ней («первичная база данных»), могут далее передаваться в базы данных, расположенные за пределами России («вторичные базы данных»), администрируемые иными лицами, с соблюдением положений о трансграничной передаче данных.

Такие вторичные базы данных могут использоваться, в частности, для целей резервного копирования, оказания услуг по осуществлению рекламных рассылок и пр. При этом при передаче персональных данных за границу иному оператору ответственность за действия, совершаемые в отношении переданных персональных данных, несет такой оператор в соответствии с применимым к нему законодательством. Предоставление удаленного доступа к базам данных, находящихся на территории РФ, с территории другого государства ФЗ-242 не запрещается.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Гражданство

  • Как следует определять гражданство субъекта персональных данных для целей выполнения требований локализации?

Вопрос о порядке определения гражданства субъектов персональных данных не урегулирован в нормативном порядке. Законодатель тем самым предоставил возможность оператору персональных данных самостоятельно решать данный вопрос исходя из специфики его деятельности. Если же этот вопрос не был решен оператором самостоятельно, то возможно применение ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» ко всем персональным данным, сбор которых был осуществлен на территории РФ.

Авиаперевозки

  • Распространяются ли требования, предусмотренные ч. 5 статьи 18 ФЗ «О персональных данных» (в редакции Закона 242-ФЗ) на деятельность авиаперевозчиков, их уполномоченных агентов, а также иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им авиабилетов (проездных билетов), багажных квитанций и иных перевозочных документов?

Из положений частей 2 и 3 статьи 105 Воздушного кодекса РФ, договор воздушной перевозки пассажира следует, что договор воздушной перевозки груза или почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Таким образом, авиаперевозчикам в целях реализации вышеуказанных положений закона, требуется осуществление деятельности по обработке персональных данных пассажира в целях оформления документов, удостоверяющих заключение договора воздушной перевозки.

В соответствии со ст. 85.1 Воздушного кодекса РФ, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных в соответствии с законодательством РФ о транспортной безопасности и в области персональных данных, а при международных воздушных перевозках также - в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита. При этом следует иметь в виду, что РФ является стороной ряда международных конвенций в области авиаперевозок, которые также составляют неотъемлемую часть правового регулирования деятельности авиаперевозчиков и связанных с нею информационных процессов.

Исходя из вышеизложенного, требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» не распространяются на деятельность российских, а также иностранных авиаперевозчиков в части сбора и обработки персональных данных граждан-пассажиров для целей бронирования, оформления и выдачи им перевозочных документов, так как они подпадают под исключение, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных». Требования ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных» также не распространяются на деятельность лиц, действующих от имени авиаперевозчика (уполномоченный агент) и иных лиц, в части обработки персональных данных граждан-пассажиров исключительно для целей бронирования, оформления и выдачи им перевозочных документов.

Кадры

  • Имеет ли право работодатель (при наличии письменного согласия субъекта персональных данных) на трансграничную передачу персональных данных своих работников?

Учитывая, что ФЗ «О персональных данных» не предусмотрен запрет на передачу персональных данных, в том числе трансграничную, если такая передача осуществляется в соответствии с законодательством РФ, считаем возможным трансграничную передачу указанной категории персональных данных.

  • Распространяется ли требование закона об обязательной обработке ПД граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, на работодателя, который обрабатывает персональные данные своих работников с целью соблюдения норм трудового законодательства РФ и у которого в силу специфики работы возникает необходимость обработки ПД своих работников с использованием баз данных, находящихся за пределами РФ?

В случае, если обработка персональных данных подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 ФЗ «О персональных данных», положения части 5 статьи 18 152-ФЗ не применяются. Соответствующую квалификацию действий по обработке персданных и обеспечение их соответствия требованиям законодательства должен осуществлять сам оператор персональных данных. Корректность упомянутой квалификации и обеспечения обработки в конкретной ситуации проверяется уполномоченным федеральным органом при проведении контрольных мероприятий.

Товары и услуги

  • Смогут ли граждане РФ размещать свои ПД в удобном для них формате и пользоваться услугами, предлагаемыми на мировом рынке товаров, работ, услуг (например: туризм (бронирование), заказ товаров, банковские услуги и т.п.)?

Считаем, что, изменения, вносимые в законодательство РФ Федеральным законом №242-ФЗ, не препятствуют российским гражданам получать за пределами РФ услуги, в случае, если эти услуги предусматривают обработку их персональных данных за пределами РФ, в соответствии с международным договором или в соответствии с федеральным законом, либо в рамках иных исключений, на которые не распространяется норма части 5 статьи 18 152-ФЗ.

Трансграничность

  • Применяется ли закон экстерриториально и должны ли те лица (в том числе нерезиденты РФ), которым операторы или непосредственно сами субъекты ПД (граждане РФ) направляют ПД, на законных основаниях также обрабатывать их на территории РФ?

В соответствии с принципами международного права внутреннее законодательство государства действует исключительно на территории такого государства и не распространяется на нерезидентов государства, находящихся на территории иного государства. Аналогичная норма о том, что федеральные законы действуют на территории РФ, содержится также в статье 4 Конституции России . Таким образом, ФЗ-242, уточняющий порядок обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях, не распространяются на нерезидентов РФ, находящихся и действующих на территории иных государств.

  • Ратификация РФ конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера может привести к конфликту между законом и конвенцией: «сторона не должна запрещать или обусловливать специальным разрешением трансграничные потоки персональных данных, идущие на территорию другой стороны, с единственной целью защиты частной жизни». Следует ли в данной ситуации следовать положениям закона или конвенции?

Из совокупности положений части 5 статьи 18 ФЗ «О персональных данных» и пункта 2 части 1 статьи 6 этого же закона следует, что обработка персональных данных в целях и в соответствии с требованиями, установленными ратифицированной РФ конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера не противоречит законодательству РФ, регулирующему отношения в области защиты персональных данных. Кроме того, часть 5 статьи 18 152-ФЗ не ограничивают трансграничную передачу персональных данных граждан РФ.

  • Распространяется ли закон на ПД граждан РФ, которые были переданы на законном основании для их обработки за пределы территории РФ до его вступления в силу?

Закон распространяется на правоотношения, возникшие после его вступления в силу, если иное не определено в самом законе. В ФЗ-242 не имеется указаний на иной порядок распространения его норм во времени. Если персональные данные граждан РФ были правомерно собраны до вступления в силу ФЗ-242, они могут находится в неизменном виде за границей.

Вместе с тем, в случае, если после вступления в силу ФЗ-242 были собраны персональные данные, в результате обработки которых, в том числе в отношении ранее собранных персональных данных, стали осуществляться действия, предусмотренные частью 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных» (запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение), то в отношении и таких, ранее собранных персональных данных оператор обязан производить упомянутые действия с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Указанную позицию разделяет Государственно-правовое управление президента РФ.

  • Если субъект персональных данных дал свое согласие оператору на обработку его ПД в базах ПД за пределами РФ, позволяет ли это оператору на основании такого волеизъявления субъекта ПД вести обработку ПД в базах за пределами РФ?

Само по себе это не является основанием для осуществления указанных действий.

  • В ФЗ-242 существует формулировка «При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего ФЗ». Накладывает ли закон запрет на последующую обработку (после сбора, например, составление отчетности, анализ данных и т.д.) персональных данных в базах данных, расположенных за пределами РФ?

Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор».

Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории РФ. Если для составления отчетности, либо анализа информации, содержащей персональные данные, оператору требуется осуществить упомянутые формы обработки персональных данных, то такие действия должны осуществляться с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

  • Насколько обоснована трактовка закона, согласно которой оператор персональных данных обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, только при (первичном) сборе персональных данных, а последующая обработка с использованием баз данных, находящихся не на территории РФ, а также трансграничная передача данных третьему лицу не запрещается?

Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории РФ.

  • Распространяется ли требование локализации на случаи внесения персональных данных российских граждан в базы данных, которые расположены за пределами РФ, если такие персональные данные ранее уже были локализованы в соответствии с ФЗ-242?

Актуальность данного вопроса обуславливается частым наличием в рамках одной организации множества баз данных, в которых может осуществляться обработка персональных данных. Также нередко сбор персональных данных первоначально осуществляется в «бумажной» форме c последующим их занесением сотрудником организации в общекорпоративную электронную базу данных, расположенную за рубежом.

Возложение на оператора обязанности по локализации каждой из таких баз данных приводит к существенному возрастанию затрат, не сопровождающихся усилением защиты субъектов персональных данных (поскольку их данные уже были локализованы на территории РФ). К тому же, в некоторых случаях особенности построения информационной инфраструктуры компании не позволяют осуществить локализацию всех баз данных без кардинальной перестройки своей глобальной инфраструктуры.

Как следует из текста ч. 5 ст. 18 ФЗ «О персональных данных», обязанность оператора обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, считается исполненной, когда указанные действия были совершены при сборе персональных данных с использованием базы данных, находящейся на территории РФ. При этом, статья не содержит указания на то, что такие действия должны совершаться исключительно с использованием баз данных, размещенных на территории России.

В связи с этим, если в отношении определенного набора персональных данных уже были ранее выполнены требования ФЗ-242, повторная локализация таких персональных данных не требуется, поскольку цели закона уже достигнуты. Соответственно, если персональные данные были при сборе записаны в базу данных, расположенную на территории РФ, то впоследствии такие персональные данные могут вноситься работником (представителем) оператора в принадлежащую ему электронную базу данных, находящуюся за пределами РФ.

  • Возможно ли хранить персональные данные (ПД) граждан РФ за ее пределами при условии наличия дублирующей (копии) базы ПД граждан РФ на территории РФ (и наоборот, когда база ПД за пределами РФ является копией (или частью) базы данных, сформированной и находящейся на территории России?), либо обработка ПД на территории другого государства в принципе запрещена?

В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года, обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить нахождение на территории России баз данных, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ.

В Минкомсвязи считают, что принимая во внимание также положения части 5 статьи 18 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (вступающей в силу с 1 сентября 2015 года, обработка ПД граждан РФ на территории другого государства может осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», для которых имеется изъятие в части 5 статьи 18 152-ФЗ. Следует также учитывать, что законодательно не имеет разделений на «основную» базу персональных данных и ее «копию». В обоих случаях речь идет о базе данных, с помощью которой обрабатываются персональные данные. Вместе с тем, ФЗ не содержит указаний на общий запрет обработки персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, не находящихся на территории России.

В этой связи в Минкомсвязи считают, что обработка персональных данных граждан РФ посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории РФ в следующих случаях:

  • если такая деятельность подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2–4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ;
  • если такая деятельность не подпадает под случаи, предусмотренные пунктами 2–4, 8 части 1 статьи 6 152-ФЗ, и на территории РФ находятся используемые для такой обработки персональных данных базы данных, в которых содержится больший объем персональных данных или равный находящемуся за пределами территории РФ (в этом случае недопустимо нахождение за пределами территории РФ персональных данных, которые одновременно не находятся в пределах ее территории).

Терминология

  • Принимая во внимание пояснительную записку к закону, где говорится, что целью такового является совершенствование института обработки персональных данных граждан РФ в информационно-телекоммуникационных сетях, необходимо уточнить, относятся ли требования закона ко всем лицам, отвечающим понятию «оператор» по смыслу ст. 3 ФЗ РФ №152-ФЗ от 27.07.2006 г., или только к операторам, чьим основным видом деятельности может быть признана обработка ПД с использованием информационно-телекоммуникационных сетей?

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 ФЗ «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Таким образом, положения ФЗ-242 распространяются на всех вышеуказанных субъектов. Принятый ФЗ не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

  • В пояснительной записке к законопроекту, а также при освещении поправок прессой было упомянуто, что целью законопроекта является ограничение обработки персональных данных исключительно посредством сети Интернет, при этом финальная версия законопроекта, которая была принята Госдумой , содержит в себе более расширительное и неоднозначное толкование данной нормы. Действительно ли закон распространяется на любую обработку персональных данных (а не только в сети интернет) и, если нет, то планируются ли к принятию какие-либо законопроекты, уточняющие этот момент?

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 ФЗ «О персональных данных», оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, положения ФЗ-242 распространяются на всех вышеуказанных субъектов.

Принятый ФЗ не привязывает распространение части 5 статьи 18 152-ФЗ только к операторам, где обработка персональных данных является их основным видом деятельности, либо к операторам, обрабатывающим персональные данные только с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В существующих планах законопроектной деятельности не предусмотрена разработка проекта ФЗ, корректирующего это положение.

  • Что понимается под сбором персональных данных в контексте требований закона?

152-ФЗ указанный термин не раскрывает. В целях толкования под сбором персональных данных можно понимать документально оформленную процедуру получения оператором от субъекта его персональных данных, для их последующей обработки в соответствии с заявленными целями сбора. Схожее определение содержится в статье 2 Модельного закона о персональных данных, принятого на XIV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением от 16 октября 1999 года №14-19 (Сбор персональных данных - документально оформленная процедура получения держателем персональных данных от субъектов этих данных).

  • Новые требования (п.5 статьи 18) звучат «При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ…». Означает ли это, что эти требования распространяются исключительно на процесс сбора, но не распространяются на любые последующие действия с персональными данными?

Вышеуказанные требования закона распространяются, в том числе, и на обработку оператором полученных в результате сбора персональных данных, а именно запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение.

  • Уточните, пожалуйста, в нормативных актах понятие персональных данных в связи с тем, что в законе это достаточно размыто.

Существующее понятие, содержащееся в пункте 1 статьи 3 152-ФЗ («любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу»), соответствует международному праву – подпункт «а» статьи 1 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, ратифицированной Федеральным законом №160-ФЗ от 19 декабря 2005 года («любая информация об определенном или поддающемся определению физическом лице»). Более точно определить состав персональных данных, в том числе привести их перечень, представляется нереализуемым. Закон также не содержит полномочий по уточнению этого термина подзаконными актами.

  • Учитывая, что с использованием баз данных, находящихся в России , оператор при сборе ПД обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение ПД граждан РФ, а понятие «обработка персональных данных» помимо этих действий включает в себя также сбор, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение ПД, правильно ли мы понимаем, что такая обработка ПД, как сбор, использование, передача, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, возможна с использованием баз данных, находящихся за пределами РФ? Просьба уточнить, какие именно действия входят в понятие «использование персональных данных».

Понимание правильное. 152-ФЗ термин «использование персональных данных» не раскрывает. В целях толкования под «использованием персональных данных» можно понимать действия с персональными данными, не относящиеся к иным формам обработки персональных данных, в том числе принятие решений на основе персональных данных, для осуществления которых был осуществлен сбор персональных данных (цель сбора персональных данных должна соответствовать цели использования персональных данных).

  • Согласно п. 2 статьи 3 закона № 152-ФЗ понятие «оператор» включает в себя юридическое лицо, которое самостоятельно или совместно с другими лицами организует и (или) осуществляет обработку ПД, а также определяет цели обработки ПД, состав ПД, подлежащих обработке, действия, совершаемые с ПД. В случае если юридическое лицо лишь отчасти соответствует этому определению (например, не осуществляет обработку ПД, а только определяет цели обработки ПД), считается ли такое юр. лицо оператором ПД?

Понятие «оператор» содержится в статье 3 закона №152-ФЗ, под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

»