Система и структура федеральных органов исполнительной власти в российской федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти Структура федеральных органов исполнительной власти включает

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О структуре федеральных органов исполнительной власти


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.03.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.07.2013) (о порядке вступления в силу см. пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645);
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 690 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.09.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 года N 735 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 154 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.03.2014);
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 190 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2014) (утратил силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 368);
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 года N 321 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.05.2014);
Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 612 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.09.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.09.2014) (о порядке вступления в силу см. пункт 9 Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613);
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 168 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2015, N 0001201504010001);
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 368 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.07.2015, N 0001201507160001);
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 года N 373 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.07.2015, N 0001201507210019);
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 666 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2015, N 0001201512280064) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 12 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.01.2016, N 0001201601150036);
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 40 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.02.2016, N 0001201602020056);

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.02.2016, N 0001201602020057);
Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 151 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2016, N 0001201604040028);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050050);

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050058);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.10.2016, N 0001201610100022);
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2016 года N 556 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.10.2016, N 0001201610200001);
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2016 года N 620 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2016, N 0001201611230012);
Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 727 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290119);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, N 0001201704040022);
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.05.2018, N 0001201805150038);
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 года N 514 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2018, N 0001201809200002).

____________________________________________________________________

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

постановляю:

1. Пункт утратил силу - ..

2. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 ..

3. Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 213 .

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

5. Передать Федеральной службе по труду и занятости функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

6. Установить, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Федеральная служба по труду и занятости.

7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 154 ..

Установить, что Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 881 .

8. Образовать Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
____________________________________________________________________
Абзац первый пункта 8 в части, касающейся передачи функций Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, утратил силу - .
____________________________________________________________________

Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 ..

Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 ..

9. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 ..

10. Преобразовать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации, передав его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, а функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации - Министерству культуры Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Пункт 10 утратил силу в части, касающейся передачи функций по:
выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, - Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 :
координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации Министерству культуры Российской Федерации, - .
____________________________________________________________________

11. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 года N 514 ..

12. Передать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 881 Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2013 года N 593 .

Установить, что Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

13. Установить, что:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Установить, что:

руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации;

руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года N 141 .

14_1. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 213)

15. Установить, что федеральные министры вправе:

давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

16. Установить, что на заместителя федерального министра могут одновременно возлагаться функции руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему министерству, если это предусмотрено актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2016 года N 537 .

17. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 ..

18. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

19. Правительству Российской Федерации:

обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом;

представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

20. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст.118; N 10, ст.1091; N 13, ст.1360; N 38, ст.3975; N 43, ст.4480; 2007, N 13, ст.1530; N 20, ст.2390; N 23, ст.2752; N 32, ст.4124; N 40, ст.4712; N 50, ст.6255; N 52, ст.6424; 2008, N 9, ст.825; N 17, ст.1818; N 21, ст.2430; N 25, ст.2961; N 31, ст.3701; N 49, ст.5763; N 52, ст.6363; 2009, N 16, ст.1901; N 20, ст.2445; N 34, ст.4171; N 36, ст.4312; N 52, ст.6534; 2010, N 3, ст.276; N 4, ст.371; N 12, ст.1314; N 15, ст.1777; N 16, ст.1874; 2011, N 5, ст.711; N 48, ст.6878; 2012, N 4, ст.471; N 8, ст.992; N 15, ст.1731) и в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы , утвержденный этим Указом , следующие изменения:

а) пункт 4 Указа дополнить подпунктом "д_1" следующего содержания:

"д_1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федерального агентства;";

б) раздел 5 Реестра после позиции:

дополнить позициями следующего содержания:

"Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу

Заместитель федерального министра - руководитель (директор) федерального агентства

21. Признать утратившими силу:

пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст.4717);

пункты 1 и 16 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2290);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 года N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2544);

пункт 2 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 37, ст.4181);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 41, ст.4653);

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 года N 1476 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст.4788);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 года N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст.5768);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6366);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.95);

подпункт "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 года N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст.4396);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 года N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст.4731);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст.369);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст.1057);

пункт 9 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 года N 589 "Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст.2435);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст.3445);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 года N 1060 "О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст.4528);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 года N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст.4533);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года N 86 "О единой национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.709);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.938);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 года N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1341);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3155);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2012 года N 79 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.470).

22. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Структура федеральных органов исполнительной власти

(с изменениями на 3 апреля 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу -
Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"

С изменениями и дополнениями от:

25 июня 2012 г., 19 марта, 29 июня, 25 июля, 31 августа, 27 сентября, 1 ноября 2013 г., 19, 31 марта, 12 мая, 8 сентября 2014 г., 31 марта, 15, 21 июля, 28 декабря 2015 г., 15 января, 2 февраля, 4, 5 апреля, 10, 19 октября, 23 ноября, 29 декабря 2016 г., 3 апреля 2017 г., 15 мая, 14 сентября 2018 г.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации , Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации .

4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения .

7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Информация об изменениях:

14. Установить, что:

дополнить позициями следующего содержания:

21. Признать утратившими силу:

пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4717);

пункты 1 и Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2290);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2544);

пункт 2 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 37, ст. 4181);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 41, ст. 4653);

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 г. N 1476 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4788);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5768);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6366);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 95);

подпункт "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4396);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4731);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст. 369);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1057);

пункт 9 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 589 "Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст. 2435);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3445);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 1060 "О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4528);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4533);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст. 709);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 938);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1341);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3155);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2012 г. N 79 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 470).

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Минздравсоцразвития России преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ. Определены полномочия новых органов. Так, координация деятельности ПФР и ФСС России возложена на Министерство труда и социальной защиты России, а ФФОМС - на Министерство здравоохранения РФ.

Введение.

1. Общеправовые основы функционирование федеральной исполнительной власти РФ.

  • 1.1. Понятие, признаки, функции и правовые основы функционирования федеральных органов исполнительной власти в РФ.
  • 1.2. Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

2. Особенности функционирования некоторых федеральных органов исполнительной власти.

  • 2.1. Правительство Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти.
  • 2.2. Деятельность ФСИН России как федерального органа исполнительной власти.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Цель курсовой работы - проанализировать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти РФ, контроль за исполнением их функций.

Для полного исследования темы и для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • 1. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти и РФ;
  • 2. Изучить становление и развитие федеральных органов исполнительной власти РФ;
  • 3. Проанализировать и выявить перспективы развития федеральных органов исполнительной власти РФ, в частности, Федеральной службы исполнения наказаний.

Актуальность исследования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации состоит, прежде всего, в особой важности этого элемента политического и в целом государственного взаимодействия не только социальных слоев внутри страны, но и при защите интересов на международной арене.

Кроме того, еще более заметную роль занимает исполнительная власть в современной России – молодом государстве, где общество находится в переходном, трансформирующемся состоянии. В связи с этим происходит деконструкция устаревших, утративших свое позитивное значение институтов, социальных установок и ценностей, параллельно уделяется внимание развитию новых общественно-полезных начал. Достижение ключевых целей возможно только при условии эффективного государственного управления, а, следовательно, и от результатов деятельности исполнительной ветви власти, в частности, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

С момента начала реализации последней реформы административной отрасли прошло без малого три года и «институциональный дизайн» системы органов исполнительной власти по большей мере сформировался. Сегодняшняя структура приобрела важнейшую основополагающую черту – стабильность. Очевидно, что «точечная доработка» деятельности федеральных органов исполнительной власти продолжается сейчас и будет вестись дальше. Однако основная идея останется неизменной: модель трехуровневой организации работы федеральных органов исполнительной власти «федеральное министерствофедеральное агентствофедеральная служба».

Объектом исследования являются общественные отношения, направленнные на организацию эффективной деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающие тенденции развития института государственного управления на основе органов исполнительной власти.

Целью данного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ системы и структуры федеральных органов исполнительной власти РФ, рассмотрение основных форм организации их деятельности, а также путей развития этих отношений.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  • - дать характеристику, а также выявить основные принципы и признаки федеральных органов исполнительной власти;
  • - выявить место и роль системы федеральных органов исполнительной власти в реализации общегосударственных функций и задач;
  • - охарактеризовать роль Президента РФ и Правительства РФ в организации повседневной деятельности федеральных органов исполнительной власти;
  • - обозначить структурные единицы федеральных органов исполнительной власти.

Методологическая основа. В работе применялись законы диалектики, а также общенаучные и частные (специальные) методы, такие, как синтез, анализ, функциональный, системный, историко-правовой, формально-логический, статистический, конкретно-социологический. Кроме того, широко использовался нормативный метод при анализе правовых документов РФ.

Степень научной разработанности темы исследования. Рассматриваемая тема в исследовании широко изучается, однако единого мнения и подхода к проблеме эффективного устройства федеральных органов исполнительной власти до сих пор не найдено. Различные подходы к пониманию феномена исполнительной власти отражены в работах классиков науки: И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Шопенгауэра, М. Вебера, Р. Даля, Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Крозье и др.

Полезными для концептуального осмысления и всестороннего анализа объекта проводимого исследования были научные труды таких отечественных и зарубежных светил науки, как М. Г. Анохин, Г. В. Атаманчук, Ж. Ведель, Р. Даль, О. Е. Кутафин, М. Н. Марченко, В. Д. Зотов, Г. В. Мальцев, Э. Н. Ожигов, Н. П. Медведев, Бахрах Д. Н., Ю. А. Тихомиров. В своей работе я постараюсь на основе уже существующих идей и взглядов ведущих ученых выразить свое мнение в отношении функционирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, что дает возможность в полном объеме раскрыть поставленные задачи.

Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — это форма взаимосвязи элементов (органов) систе-мы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры ФОИВ является должность федерального государ-ственного служащего.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных структур системы федеральных органов исполнительной вла-сти осуществляется после консультаций с органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации. Финансиро-вание этих органов в основном осуществляется из средств фе-дерального бюджета.

Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвида-ция осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Прези-дентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Действующая структура ФОИВ утверждена указом Прези-дента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Прези-дента РФ от 25.11. 2003 г. № 1389.

В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О систе-ме ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной вла-сти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;

23 министерства РФ, из них 5 министерств подчинены непосредственно Президенту РФ;

7 Государственных комитетов РФ;

2 Федеральные комиссии;

10 Федеральных служб России, из них 5 подчинены не-посредственно Президенту РФ;

7 Российских агентств;

2 Федеральных надзора России.

Иные ФОИВ (структурные подразделения института прези-дентуры):

1) Главное управление специальных программ Президента РФ;*

2) Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;*

3) Управление делами Президента Российской Федерации;*

4) Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;*

6) Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ*.

На практике существует как бы «второе» Правительство РФ, которое принимает большинство решений по реализации внутренних и внешних функций государственного управления, подобное дублирование не способствует повышению эффектив-ности государственного управления и, как следствие, не спо-собствует социально-экономическому развитию России.


В связи с этим необходимо внесение изменений в ФКЗ «О Правительстве РФ» с целью расширения правового статуса

Примечание - знак *) означает подчиненность ФОИВ Президенту РФ.

Правительства РФ как единственного полномочного органа, возглавляющего всю систему органов исполнительной власти. Необходимо также принять ФЗ «О целостной системе испол-нительной власти РФ» и ФЗ «О Президенте РФ» с целью упо-рядочения конституционного статуса Президента как главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, для снятия правовой коллизии ст. 10 и ст. 11 Консти-туции РФ по вопросу количества субъектов государственной власти. Необходимо также принятие следующих ФЗ: «Управ-ленческий кодекс РФ»; «Об административных процедурах»; «Основы административного судопроизводства»; «Админист-ративные суды» и др.

Президент РФ как глава государства осуществляет пред-ставительные функции и обеспечивает согласованное функци-онирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Орган исполнительной власти как целостная система уп-равления должен при этом иметь научно-обоснованную орга-низационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти. Каждая организа-ционная структура имеет вертикальную связь между соподчи-ненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений.

Горизонтальное построение органа исполнительной власти включает в себя три составные части: руководство, коллеги-альный орган и аппарат управления. К руководству относятся руководитель, его первый заместитель и заместители. Распре-деление должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими правовыми актами. Коллегии, как совещательные органы при начальнике, создаются во всех министерствах, государственных комитетах и иных федераль-ных органах исполнительной власти .

Они вырабатывают про-екты решений по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения коллегий, как правило, имеют ре-комендательный характер, но, будучи объявленными прика-зом руководителя органа (например, приказом министра), они становятся обязательны для исполнения. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подраз-деления и должностные лица, определенные правовым актом руководителя.

Штатное расписание — это правовой документ, в котором закреплено, кто персонально осуществляет функции и за что отвечает. Штатное расписание утверждается руководителем органа, предприятия, учреждения или организации.

Руководитель органа исполнительной власти утверждает штатное расписание, содержащее перечни структурных под-разделений, их наименование, должности и оклады.

Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

Правительство РФ;

Федеральные министерства;

Государственные комитеты РФ;

Федеральные комиссии России;

Федеральные службы РФ;

Российские агентства;

Федеральные надзоры России;

Иные федеральные органы исполнительной власти:

Главное управление специальных программ Президента,

Гос. техническая комиссия при Президенте,

Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

Правительства (советы министров, мэрии, администрации);

Министерства;

Комитеты;

Департаменты;

Главные управления,

Управления,

Отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

Коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

Единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

По порядку образования (избираемые, назначаемые);

По источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

Федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

Аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).