Ограничительные меры, направленные на недопущение монополистической деятельности. Ограничение и запрещение монополистической деятельности Виды монополистических соглашений

Исходя из смысла действующего законодательства (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), под монополистической деятельностью необходимо понимать злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Таким образом, монополистическая деятельность является правонарушением, т.е. противоправным, виновным действием (бездействием) правонарушителя, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Как и любое правонарушение, монополистическая деятельность имеет в своем составе: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона о защите конкуренции целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремиться гарантировать как само осуществление конкуренции, так и ее качественные характеристики. Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Поэтому такой конкурентный правопорядок следует считать объектом монополистической деятельности .

Объективную сторону правонарушения обычно состав­ляют:

1)противоправность поведения субъекта;

2)вредные последствия;

3)причинная связь между первыми двумя элементами.
Монополистическая деятельность - это деяние, то есть

выраженное в форме действия или бездействия поведение на рынке хозяйствующего субъекта или властного органа. Действия и бездействие имеют вполне самостоятельную и определенную цель. В частности, она может выражаться в стремлении установить монопольно высокие (низкие) цены или отказаться от заключения договора с конкретными по­купателями (заказчиками).

Но монополистическая деятельность может иметь место и в форме бездействия (например, оно может быть связано с нежеланием субъекта ликвидировать искусственно создан­ные препятствия, ущемляющие интересы других предпри­нимателей на данном рынке товаров)

Другим элементом состава правонарушения является его вредоностность (вред, убытки). Монополистическая деятельность, нарушающая требования антимонопольного законодательства, наносит вред отношениям в сфере добросовестной конкуренции.

субъектами монополистической деятельности являются:

· хозяйствующий субъект ;

· группа лиц;

К хозяйствующим субъектам согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции относятся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Группой лиц в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции признается:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Монополистическая деятельность как правонарушение преследуется по закону. К субъектам, осуществляющим монополистическую деятельность, применяются предусмотренные Законом о защите конкуренции меры государственного принуждения (санкции).

Итак, резюмирую все вышесказанное можно дать следующее доктринальное определение монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность- это противоречащие антимонопольному законодательству умышленное деяние (действия или бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Разновидностью монополистических действий является злоупотребление доминирующим положением. Помимо этого, существует монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления (например, предоставление льгот и преимуществ одним предпринимателям и в создании административных и прочих барьеров - другим).

Особым видом монополистических действий являются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, которые направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров; ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

И.А. Смагина выделяет следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

Изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

Навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминирующих условий;

Создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

Создания условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

Нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;

Установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

Сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

Необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

Соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений названным Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальную монополистическую деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

Ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;

Создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

Создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

Введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

Необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

Установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

Выдачу хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

Создание необоснованных препятствий для создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.;

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений могут быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Соглашение может иметь письменную или устную форму. Согласованные действия должны в совокупности удовлетворять следующим условиям:

  • 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  • 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Законодательством предусмотрены следующие составы монополистической деятельности, которые проявляются в форме индивидуального поведения монополиста путем злоупотребления своим доминирующим положением и в форме соглашений хозяйствующих субъектов.

Первый состав - злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для отнесения того или иного действия к данному составу монополистической деятельности важнейшим является квалификация самого субъекта как монополиста на рынке (лица, занимающего доминирующее положение). Все признаки доминирующего положения можно подразделить на качественные и количественные.

Качественные признаки содержатся в легальном определении доминирующего положения. Доминирующее положение - это положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции). Соответственно для признания монопольного положения следует установить вышеуказанные обстоятельства.

Президиум ВАС РФ, рассматривая заявление ООО «Рексам Беверидж Кэн Всеволожск» о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы от 9 марта 2010 г. по делу № 110/188-09, оставил в силе постановление кассационной инстанции, которым в удовлетворении требований заявителя было отказано. Спор был связан с тем, что ФАС России определила долю группы лиц «Рексам» на рынке алюминиевой банки в границах РФ равной более 90% и признала названную группу лиц занимающей доминирующее положение на рынке алюминиевой банки глубокой вытяжки с легко вскрываемыми крышками .

Заявитель обжаловал предписание, которым ФАС России обязала участников группы лиц «Рексам» при заключении любых договоров и дополнительных соглашений к ним, связанных с реализацией банок, обеспечивать в отношении всех покупателей недискриминационные (равные) условия, в том числе по вопросу определения цены продукции, независимо от их вхождения в группу лиц «Рексам»; разработать и представить в ФАС России проект типового договора реализации продукции, исключающий создание дискриминационных условий и предусматривающий исчерпывающий перечень факторов, влияющих на формирование цены; разместить на официальном сайте форму типового договора и текущие базовые цены на продукцию; последующее заключение договоров осуществлять в соответствии с типовой формой; прекратить навязывание контрагентам невыгодных или не относящихся к предмету договора условий.

Тем самым Президиум ВАС согласился с выводами антимонопольной службы о доминирующем положении группы лиц «Рексам» на рынке алюминиевых банок на территории России и наличии фактов злоупотребления этим положением.

Наравне с категорией хозяйствующего субъекта законодатель использует понятие группы лиц (ст. 9 Закона о защите конкуренции), которая рассматривается подобно предпринимателю как единый субъект рынка. Установленные законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, также распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Законодатель установил 15 признаков отнесения той или иной категории хозяйствующих субъектов к группе лиц. При этом условие о совокупности признаков не применяется. Отметим, что данный перечень не является закрытым. Так, например, к группе лиц относится хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Образуют также группу лиц и хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица (восьмой признак), а также хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

Понятием «группа лиц» охватываются и хозяйственные общества (товарищества), в которых члены группы в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют в совокупности более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) .

Помимо качественных характеристик доминирующее положение хозяйствующего субъекта имеет и количественные характеристики. Доля субъекта на рынке определенного товара должна превышать 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. В исключительных случаях антимонопольным органом может быть установлено доминирующее положение хозяйствующего субъекта с долей на соответствующем рынке менее 50%, но не ниже 35%, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. По общему правилу субъект не может быть признан монополистом, если доля его на соответствующем рынке менее 35%. Исключением является случай, когда доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

  • совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);
  • в течение длительного периода (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Закрепленная в законе доля товара на рынке, позволяющая рассматривать ее владельца как занимающего доминирующее положение, объясняется многими факторами: например, состоянием экономики, сложившейся структурой рынка и прогнозируемой ее динамикой, реальной возможностью государства контролировать состояние товарного рынка. Этими факторами могут быть объяснены неодинаковые количественные величины подобного доминирующего положения в различных государствах (как правило, они колеблются от 10 до 30%). Российские величины многие считают несколько завышенными, но это объясняется достаточно высокой степенью монополизации экономики России.

Таким образом, для полноценной оценки доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольным органом должны быть проанализированы и использованы как количественные, так и качественные характеристики и критерии положения предпринимателя на рынке. Нередко случаи включения в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, выступают объектами спора между предпринимателями и антимонопольными органами.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда оставил без изменений решение суда первой инстанции, которым было отказано заявителю в отмене приказа территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Этим приказом заявитель был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого фонда долю более 35%. При этом суд исходил из того, что географические границы товарного рынка следует определять с учетом постановления главы администрации города К., закрепившего объекты муниципального фонда за муниципальными предприятиями по территориальному признаку. Заявитель же полагал, что требуется учитывать его долю в городе К. в целом, а в таком случае она составляет менее 35%. В решении отмечено, что при определении доминирующего положения следует учитывать все критерии, имеющие значение, в том числе реальный объем и конкретные возможности хозяйствующего субъекта в своем муниципальном округе.

Для квалификации данного правонарушения надо установить злоупотребление в соответствии с признаками, содержащимися в Законе о защите конкуренции. Закон называет примерный перечень таких злоупотреблений: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и т.д.

Второй состав - соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и т.д.

Речь идет о соглашениях (или согласованных действиях) на горизонтальном уровне. Они заключаются между конкурентами, действующими на рынке одного и того же товара.

Запрещенной является еще одна группа проявлений монополистической деятельности. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а именно: согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Она признается недопустимой, если приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Закон о защите конкуренции также определяет иные негативные факторы, которые могут повлиять на конкуренцию, а значит, на нормальное функционирование рынка, - это индивидуальные действия (бездействия), а также соглашения органов власти, ограничивающие, устраняющие и не допускающие конкуренцию. Они также являются противозаконными, но не относятся к составам монополистической деятельности в отличие от ранее действовавшего законодательства (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). К подобным правонарушениям относятся: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, и др.

  • См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября2011 г. № 4267/11 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 4.
  • См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применениемарбитражными судами антимонопольного законодательства» // СПС «Гарант».

Монополистическое соглашение - (договор), который заключают между собой компании для обеспечения требуемого объема производства, контроля ценовой политики и разделения сбытовых рынков.

Сущность монополистических соглашений

На современном этапе есть две формы монополии, которые отличаются количеством своих участников:

1. Индивидуальная представляет собой злоупотребление доминирующим положением одним участником рынка (субъектом хозяйственной деятельности). При этом антимонопольный орган должен установить факт доминирования, вне зависимости от внесения предпринимателя в Реестр.

Сущность индивидуальных монополий:

Навязывание другой стороне выгодных для себя условий сделки и невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету торговой операции. Сюда можно отнести требования передачи денег, оформление договора только при условии внесения в него определенных положений и так далее;

Изъятие товаров (продукции) из обращения для создания искусственного дефицита на рынке. Сюда же относится повышение стоимости;

Прекращение (сокращение) изготовления товаров, которые имеют спрос или у которых есть заказы со стороны потребителей;

Нарушение порядка образования цены, а также установление слишком высоких или низких цен.

Список нарушений в статье 5 Закона о конкуренции не является окончательным. В зависимости от ситуации антимонопольный комитет имеет право применять меры при нарушении той или иной стороной Закона даже при отсутствии соответствующего пункта. Главное условие применения наказания - ущемление интересов других субъектов. Признание нарушений правомерными реально, но лишь в случае, если положительный эффект от них выше негативных проявлений.

Все индивидуальные монополии могут быть внедоговорными или же с учетом подписания монополистических соглашений.

2. Коллективные монополии всегда проявляются в форме соглашений. Это значит, что хозяйствующие субъекты заранее обговаривают свои действия и направляют силы на ограничение действующей на рынке конкуренции.

Монополистические соглашения коллективного характера могут иметь следующую сущность :

1. Договора (соглашения, сделки) подписываемые на основе договоренностей сторон и действующие для одного товара с целью достижения следующих результатов:

Поддержания или установления скидок, цен, наценок или доплат;
- снижения, поддержания, повышения роста цены на торгах и аукционах;
- передела рынка по принципу территориального нахождения, по объемам закупок или продаж, по товарному ассортименту, по заказчикам (покупателям) или продавцам;
- отказа от оформления соглашения с «неинтересными» для монополиста заказчиками или реализаторами;
- снижения открытости доступа на или работа по устранению конкурентов (хозяйствующих субъектов).

Этот список лишь частично отображает вероятные последствия подобных монополистических соглашений. На практике к этой категории можно отнести любые согласованные (действия) с одним товаром из-за которых возникает ограничение или недопущение на рынок определенной продукции, устраняется и так далее.


2. Договора (согласованные действия, соглашения) между участниками (субъектами) рынка, которые не являются конкурентами, получающими или приобретающими товар. Результатом таких монополистических соглашений может стать ограничение или устранение с рынка конкурентов. Такой вид нарушений не относится к хозяйствующим субъектам, который имеют долю менее 35%.

В ряде случаев возможно признание правомерности договора. Но здесь обязательное условие - доказательство того, что положительный эффект от действий превышает негативные последствия для товарного рынка или же если такая возможность в Федеральном законе. Что касается порядка признания правомерности, то он отображается в Законе о конкуренции.

Четкой формы монополистических соглашений (для их идентификации) нет. Подобные сделки могут заключаться в различной форме (письменной или устной), в виде одного (нескольких) документов. Возможна организация посредством согласованных действий с целью подавления конкуренции.

В экономической практике РФ запрещена координация действий различных предприятий, если они могут подавить (ограничить) конкуренцию. В случае нарушения таких требований возможна компании, которая является нарушителем. Основанием для этого является поданный антимонопольным органом иск.

В Законе о финансовых рынках термина монополистической деятельности нет. Но условное разделение монополий на две категории все-таки существует. К первой категории относятся злоупотребления со стороны компаний и использование своего доминирующего положения, а ко второй - монополистические соглашения структур, ограничивающие конкуренцию. При этом в законе оговорен запрет, что оформление соглашений или выполнение согласованных действий компаниями, органами муниципального управления и другими субъектами РФ запрещено.

Исключением являются лишь согласования со стороны финансовых структур с Банком России и в ситуациях, которые предусмотрены законодательством.

Контроль таких соглашений и их идентификацию осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) России на основании действующих законов.

Виды монополистических соглашений

Сегодня есть множество монополий, которые могут организовываться посредством объединения крупных предприятий. При этом сами монополии имеют разные формы - от наиболее простых до сложных вариантов. Так, можно выделить несколько видов монополистических соглашений (монополий):

1. Временные соглашения - пулы, конвенции, ринги. Подобные договоренности имеют место между отдельно взятыми предприятиями. При этом объединения могут называться по-разному (многое зависит от объекта соглашения). Так, выделяются договора о совместных мероприятиях в отношении конкурентов, соглашения по производимой продукции и так далее. Подобные сделки, как правило, являются временными и неустойчивыми. На практике они существуют недолго и «рассыпаются» после достижения поставленной цели.

2. - более устойчивый вариант монополистического соглашения, участниками которого являются отдельно взятые компании. Договоренности субъектов хозяйствования, как правило, касаются рынка сбыта товара и его изготовления. В картельных соглашениях могут оговариваться цены на сырьевую продукцию, необходимую для производства товаров.

Такие сделки нельзя отнести к полной монополизации, ведь в роли их участников выступают различные компании, сохраняющие свою самостоятельность (производственную и коммерческую), а также выступающие в качестве продавцов, согласовавших свои действия в условиях рынка.

3. - одна из самых качественных форм монополистических соглашений. Особенность - объединение предприятий с целью создания общего образования (компании) для последующей реализации товара. Синдикат - полноценная монополия.

4. Трест - самая стабильная форма монополистических соглашений. Это мощное объединение нескольких предприятий, созданное не только для реализации товара (продукции), как это происходит чаще всего, но и для производства. Предприятия, которые стали участниками соглашений, перестают работать исключительно на себя, теряют производственную и сбытовую индивидуальность. Группа компаний, по сути, превращается в единый «организм».

5. Концерн - популярный вид монополистического образования, способный «подмять» под себя продукции и его производство. Концерн создается в случае, если одна головная компания покупает контрольные пакеты акций более мелких предприятий. При этом покупатель занимает лидирующие и управляющие позиции. Особенность концерна в том, что даже после создания структуры, предприятия, входящие в его состав, остаются самостоятельными в плане производства и сбыта продукции. Единственное, в чем они зависимы, так это в финансовом отношении.

В концерне есть компании, которые относятся к различным отраслям, но имеют общие связи. Вот почему концерны относят к многопрофильным структурам. К примеру, нефтеперерабатывающая организация может заниматься производством не только бензина, но и оборудованием для бурения скважин, АЗС и так далее. Создание концернов - возможность получать стабильную , ведь под руководством одной структуры оказывается множество (зачастую успешных) предприятий.

6. - монополистическое соглашение, суть которого в объединение компаний из разных отраслей в одну структуру. Такой принцип объединения носит название диверсификационного. Суть заключается во внедрении на разные рынки какой-то одной, наиболее мощной компании. Основная задача - установление контроля и получение максимальных доходов.

Создание конгломерата осуществляется посредством объединения одним предприятием акций (контрольных пакетов) других компаний. Как правило, в конгломерат входят только наиболее прибыльные предприятия, отличающиеся большими перспективами в будущем.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Законы о конкуренции должны защищать прежде всего конкуренцию, а не интересы отдельных лиц. Поэтому целесообразно определить в законодательстве такое понятие, как "вред конкуренции". При этом отдельные действия должны рассматриваться как нарушения правил конкуренции и относиться к монополистической деятельности только в случаях, если причиняется вред самой конкуренции.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции "монополистическая деятельность" - это "злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением на товарном рынке, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью". Нарушения, указанные в гл. 2 Закона, в целом соответствуют данному определению, хотя и отсутствует ясность в том, что понимается под иными действиями, признанными монополистической деятельностью.

Таким образом, фактически монополистическая деятельность включает в себя две группы нарушений:

  • 1) злоупотребление доминирующим положением;
  • 2) ограничивающие конкуренцию соглашения (согласованные действия).

Подробно данные виды нарушений будут проанализированы в следующих разделах пособия. В настоящем разделе будут рассмотрены проблемы, общие для данных институтов.

В Законе о защите конкуренции для признания того или иного действия злоупотреблением доминирующим положением указываются два возможных последствия:

  • 1) недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
  • 2) ущемление интересов других лиц.

Эта позиция поддержана и ВАС РФ. В п. 4 Постановления N 30 Пленума ВАС РФ указал, что "исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц".

Применительно к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям) указывается одно последствие - ограничение конкуренции.

Представляется, что законодатель при регулировании ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) пошел по более верному пути. Если цель конкурентного законодательства - развитие конкуренции, то непонятно, почему определенные действия могут рассматриваться как нарушения конкурентного законодательства, если они всего лишь ущемляют интересы отдельных лиц. Часто на практике действия, ущемляющие интересы отдельных лиц и преследуемые антимонопольным органом, никакого отношения к конкуренции вообще не имеют.

Помимо этого, полагаем, что если оставить в Законе одно последствие, которое необходимо установить для доказательства монополистической деятельности, то правильнее вместо термина "ограничение конкуренции" ввести термин "вред конкуренции". Термин "ограничение конкуренции", данный в Законе, весьма неопределенный и не отражает всех возможных последствий, опасных для конкуренции.

В Законе о защите конкуренции указаны следующие признаки ограничения конкуренции :

  • 1) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
  • 2) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • 3) отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
  • 4) определение общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • 5) иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Данные признаки вызывают ряд вопросов. То, что первый признак ведет к ограничению конкуренции, не вызывает сомнения. Что касается роста цены товара, то рост цены может нанести вред потребителям, но вряд ли данный признак всегда будет являться признаком ограничения конкуренции.

В целом полагаем, если в качестве цели конкурентного законодательства рассматривать развитие конкуренции, то нарушениями конкурентного законодательства должны считаться только действия, наносящие вред самой конкуренции.

Вред конкуренции - это широкое понятие. К примеру, при установлении монопольно высоких цен речь не идет об ограничении конкуренции (другие конкуренты тоже могут повысить цены), но вред конкуренции наносится. Страдают от этого прежде всего потребители. То же самое касается отказа заключить с кем-либо договор при наличии такой возможности. Вред конкуренции - это любые неблагоприятные изменения конкурентной среды. К таковым можно отнести, в частности, уменьшение числа конкурентов, ограничение самостоятельности их действий, ухудшение качественных характеристик конкурентной борьбы (отсутствие необходимости понижать цены, улучшать качество продукции), невозможность или затруднительность использования надлежащих (законных) методов конкурентной борьбы, отсутствие преимуществ у субъектов, использующих надлежащие методы борьбы. К примеру, при установлении монопольно высоких цен не происходит ограничения конкуренции. Напротив, из-за повышения цен возможно даже появление в отрасли новых лиц, привлеченных высокими ценами. Но вред конкуренции наносится; так как нет реального соперничества, происходит искажение методов конкурентной борьбы. Вред конкуренции наносится и при согласии заключить договор с дискриминационными условиями, так как не используются надлежащие (законные) приемы конкурентной борьбы.

В целом при причинении вреда конкуренции причиняется вред различным субъектам. Это могут быть конкуренты, смежники, потребители. К примеру, при установлении монопольно высокой цены вред может быть причинен потребителям, при установлении монопольно низкой цены - сначала конкурентам, а в случае установления в дальнейшем монопольно высокой цены (после устранения конкуренции) - опять-таки потребителям. При заключении ограничительных вертикальных соглашений, в которых установлены ограничения на заключение договоров с иными структурами, ущемляются интересы данных структур. Надо отметить, что, даже если вред отдельным лицам не причинен и не может быть причинен в момент совершения монополистической деятельности, он может возникнуть в дальнейшем.

Следует остановиться на еще одной проблеме, которая является общей применительно к злоупотреблению доминирующим положением и к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям).

Применительно к обоим видам нарушений в Законе имеется общее указание на его запрет и помимо общего запрета выделяется перечень отдельных запрещенных действий. Однако применительно к злоупотреблению доминирующим положением и применительно к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям) используются различные приемы юридической техники, что представляется неоправданным.

В п. 1 ст. 10 Закона, регулирующей злоупотребление доминирующим положением, вводится запрет на действия (бездействие), результатом которых "являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц". В данном пункте также дается перечень отдельных запрещенных действий, для этого используется оборот "в том числе". Трактовать данное положение можно двояко. С одной стороны, можно сделать вывод, что действия, указанные в перечне, являются примерами действий, которые ограничивают конкуренцию и (или) ущемляют интересы других лиц. В этом случае необходимо доказать только факт совершения действия, указанного в перечне; доказывать же ограничение конкуренции или ущемление интересов других субъектов не надо. С другой стороны, можно рассматривать действия, указанные в перечне, как действия, которые запрещаются только при наличии одного из двух последствий, - их результатом является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В этом случае сначала надо доказать совершение действия, включенного в перечень, а затем доказать, что данное действие привело к ограничению конкуренции или ущемлению интересов отдельных лиц.

Применительно к ограничительным соглашениям (согласованным действиям) общий запрет дан в п. 2 ст. 11. В п. 1 ст. 11 указан перечень конкретных соглашений (согласованных действий), которые запрещены. В п. 2 данной статьи сказано, что запрещаются и иные соглашения, но уже при условии, что такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Соответственно в данном случае применительно к перечню двойное толкование возникнуть не может. То есть применительно к ограничивающим конкуренцию соглашениям (согласованным действиям) законодатель использовал более верный прием юридической техники.

В законодательстве необходимо использовать формулировки, которые исключали бы возможность двойственного толкования. Тем более следует придерживаться единообразия в регулировании однотипных вопросов. В настоящее время применительно к злоупотреблению доминирующим положением указанное двоякое понимание устранено. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении N 30 указал, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Принципиально важным применительно к обоим видам монополистической деятельности является решение вопроса о том, как регулировать изъятия из действия антимонопольных норм. Речь идет о том, что при наличии ряда условий действия, которые могут быть отнесены к монополистической деятельности, являются допустимыми. Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона, регулирующей запрет на злоупотребление доминирующим положением, хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в ч. 1 ст. 10 (за исключением действий, указанных в п. п. 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 ч. 1 данной статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Аналогичное условие имеет место в ст. 11 Закона, посвященной ограничительным соглашениям (согласованным действиям). Согласно п. 4 данной статьи хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Фактически речь идет о так называемом положительном эффекте, при наличии которого запрещенные действия допустимы.

В ст. 13 Закона определено, в каких случаях положительный эффект имеет место и соответственно какие действия могут быть допустимы. Действия допустимы, если:

  • 1) такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
  • 2) такими действиями (бездействием) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия);
  • 3) результатом таких действий (бездействия) является или может являться:
    • а) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
    • б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия).

Данные условия во многом заимствованы из законодательства о конкуренции ЕС и представляется, что они далеки от идеала. Возникает ряд вопросов. К примеру, если речь идет о ситуации, когда на рынке остается всего один конкурент с небольшой долей, то можно ли считать, что конкуренция не устранена и данное условие выполнено Согласно законодательству ЕС речь идет о недопустимости ограничивать конкуренцию в отношении существенной части товаров.? Что понимать под соразмерными преимуществами для покупателей? В течение какого периода времени после злоупотребления доминирующим положением эти соразмерные преимущества должны быть получены и что будет, если они не будут получены в течение это периода времени?

Таким образом, несмотря на всю важность появления в законодательстве о конкуренции определения положительного эффекта, в настоящее время оно сформулировано довольно декларативно.

Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Систематическим осуществлением монополистической деятельности является осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет (п. 10, 11 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Виды монополистической деятельности могут быть определены в зависимости от субъектного состава ее участников. В этом случае следует выделить монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также государственных органов и органов местного самоуправления.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть односторонней и коллективной. Под термином «доминирующее положение» признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 Закона).

Критерии одностороннего доминирования по закону таковы: если у хозяйствующего субъекта доля на рынке превышает 35%, но меньше 50%, то антимонопольный орган должен доказать, что этот субъект доминирует. Если у хозяйствующего субъекта доля больше 50%, он признается доминирующим, если не докажет обратного.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр хозяйствующий субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением, и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства.

Злоупотребления могут проявляться в виде:

  • - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • - изъятие товаров из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • - экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
  • - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок товара;
  • - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • - установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • - создание дискриминационных условий;
  • - создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Правда, такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия. Как видим, приведенные виды злоупотребления доминирующим положением выявить подчас бывает очень сложно. Поэтому следует остановиться детальнее на отдельных из них.

Так, в практике антимонопольных органов встречаются наиболее часто навязывание контрагенту невыгодных условий договора. К данному виду нарушений относятся действия по необоснованному требованию выполнения каких-либо работ, навязывание особого порядка оплаты товаров с включением штрафов, скидок, надбавок и др. Создание дискриминационных условий ставит контрагента в неравное положение по отношению к другим участникам сделок. Как правило, это выражается в применении специальных (эксклюзивных) скидок для отдельных контрагентов, различных бонусов и вознаграждений. Сетевые торговые организации, наряду с этим, часто навязывают принудительный ассортимент товаров.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. Так, в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ предусматривается ограничение приобретения аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов, доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» коллективное доминирование определяется как совокупная доля не более чем трех крупнейших поставщиков на товарном рынке превышает 50% или доля не более чем пяти крупнейших поставщиков - превышает 70%, при этом доля каждого должна быть не меньше 8% (п. 3 ст. 5). Помимо высокой совокупной рыночной доли, для того чтобы компании признавались «коллективно доминирующими», необходимо наличие ряда других важных условий - доли должны быть стабильными на протяжении длительного времени, вход на рынок для новых поставщиков должен быть затруднен, информация о ценах должна быть доступна ограниченному кругу лиц и т.д.

Коллективное доминирование проявляется в виде соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В правоприменительной практике соглашения между конкурентами называются горизонтальными соглашениями, а согласованные действия - вертикальными соглашениями. Участники этих соглашений не конкурируют между собой. В ст. 8 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривается отличие согласованных действий от действий по соглашению. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия па товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: во-первых, результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; во-вторых, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товаров; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Как видим, совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям (п. 2 ст. 8 Закона). По мнению специалистов, и то и другое понятие необходимо антимонопольному органу для борьбы с таким явлением, как молчаливый сговор. В теории и практике сговор о ценах делится на два типа - явный сговор и молчаливый. Явный сговор - это когда существует договоренность о ценах между поставщиками, хотя, естественно, никакие официальные бумаги участниками сговора не подписываются. Вторая форма сговора, очень неприятная для экономической политики, - так называемый молчаливый сговор, когда вообще нет никаких договоренностей, но каждый из конкурентов устанавливает высокую цену на товар до тех пор, пока конкуренты назначают столь высокую цену. Если участники рынка поступают таким образом, то высокая цена может поддерживаться довольно долго, даже без использования каких-либо договоренностей. Поэтому молчаливый сговор - это, конечно, главный «кошмар» антимонопольного законодательства во всех странах 1 .

Статьей И Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если они приводят или могут привести:

  • - к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • - повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • - разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • - экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);
  • - навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или нс относящихся к предмету договора;
  • - экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • - сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
  • - созданию препятствий доступ}" на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • - установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. А также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Статья 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ конкретизирует антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют торговую деятельность или поставляют продовольственные товары в торговые сети. Им запрещается:

  • 1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
    • а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
    • б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
  • 2) навязывать контрагенту условия:
    • а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
    • в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
    • д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
    • з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных п. «а»-«и»;
  • 3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Вообще картель - сговор крупных игроков на рынке против потребителей и других компаний, ведущий к безосновательному обогащению, - считается самым опасным явлением в российской экономике. У нас каждая пятая отрасль может считаться высоко рискованной с точки зрения вероятности создания картелей. Это объясняется одинаковым уровнем технологии, средним показателем издержек производства и структуры затрат, низкой наукоемкостыо продукции. В настоящее время действуют региональные монополии в пищевой промышленности, жилищно-коммунальном секторе, агропромышленном секторе и розничной торговле, торговле нефтепродуктами, производстве строительных материалов и др.

Монополистический раздел рынка может иметь разрушительные последствия для экономики. Так, наметилась тенденция опережающего роста цен товаропроизводителей, находящихся в сговоре, по сравнению с темпами роста потребительских цен.

Во всех развитых странах мира картельные сговоры строго караются - многомиллионными штрафами и лишением свободы до 10 лет. В Европе и США подобная практика действует уже 30 лет, и за это время раскрыто более 100 картелей, занимавшихся, по сути дела, мошенничеством. Только за последнее время оштрафованы такие компании, как «Майкрософт» на 1,5 млн долл., «Самсунг» - на 300 млн евро. Аналогичные меры стали с мая 2007 г. приниматься и у нас. Единственная возможность избежать столь сурового наказания - самому сознаться в «злодеянии», представить антимонопольному органу все доказательства об этом и «сдать подельников» 1 .

Помимо хозяйствующих субъектов монополистические действия совершают и органы государственной власти разных уровней. К ним относятся принятие актов и другие действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, направленные на ограничение конкуренции. Они также могут быть индивидуальными и коллективными. По данным ФАС России, государственные органы исполнительной власти, местного самоуправления чаще всего (в 46% нарушений) нарушали антимонопольное законодательство 1 . А нередко чиновники совмещали свои функции с функциями хозяйствующих субъектов.

На практике чаще всего ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов осуществляется путем дачи указаний им о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; создания дискриминационных условий деятельности для отдельных субъектов; путем установления запрета продажи товаров из одного региона в другой; создания благоприятных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов предоставлением им льгот и преимуществ, ставящих их в более выгодное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара и др.

Должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности торговые предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Все это подпадает под ограничение монополистической деятельности государственных органов.

Статья 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает органам всех уровней государственной власти и местного самоуправления вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты или ограничивать осуществление отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Статьей 16 Закона запрещены соглашения и согласованные действия между государственными органами всех уровней, внебюджетных фондов, ЦБ РФ, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это может проявляться, в частности: в повышении, снижении или поддержании цен (тарифов); экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар; в разделе товарного рынка по территориальном}" принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйственных субъектов.

Грубым нарушением антимонопольного законодательства является установление запретов на продажу товаров из одного региона в другой. Это действие противоречит требованиям ст. 74 Конституции РФ, не допускающей препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Наиболее подвержен такому воздействию продуктовый рынок, где часто применяются действия по ограничению розничных продаж. Это относится к алкогольной, молочной и хлебной продукции.

В совокупности эти действия недобросовестных чиновников существенным образом ограничивают конкурентные возможности рыночных отношений и в итоге подрывают авторитет власти, негативно влияют на экономическое развитие и социальное благополучие наших граждан.

Чтобы устранить сложившуюся ситуацию излишнего государственного регулирования за коммерческой деятельностью проводится работа в следующих направлениях.

Во-первых, в соответствии с Национальным планом противодействии коррупции органами прокуратуры выявлено более 260 тыс. нарушений закона, принесены десятки тысячи протестов, представлений, направлены в суды многие тысячи заявлений, возбуждены уголовные дела . Наибольшее число правонарушений выявлено в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами государственной и муниципальной власти разрешительных процедур.

Во-вторых, анализируются функции и полномочия органов власти, проверяются нормативные правовые акты министерств и федеральных служб на содержание в них коррупционных норм и ненужных государственных платных услуг. Так, правительственная комиссия согласилась с выводами рабочей группы ФАС России о том, что около 60 функций Минсельхоза России и его подразделений являются избыточными. Вся их «польза» - в создании бессмысленных препятствий для бизнеса и благодатной почвы для коррупции .

В-третьих, вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который запрещает государственным органам регионального и муниципального уровня требовать при предоставлении государственных услуг от заявителя информацию, которая хранится в других органах власти. Такие поправки внесены в 70 нормативных актов. Согласно Закону, центральные органы власти должны работать но этому принципу уже с октября 2011 г., а в регионах он начнет действовать с июля 2012 г. В рамках Закона будет реализовываться принцип межведомственного обмена - государственная услуга в одном окне. Принцип «одного окна» коснется и данных для постановки на кадастровый учет недвижимости и регистрации прав на нее, регистрация индивидуальных предпринимателей, и даже лицензирование образовательных учреждений подпадает под эту норму.

Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает также меры недопущения недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона).

Примерный перечень недобросовестной конкуренции приведен в гл. 2.1 Закона.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, т.е. распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

  • - качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  • - количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  • - условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  • 1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  • 2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  • 3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  • 4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

  • 1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
  • 2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
  • 3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории РФ.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Предусмотрены и соответствующие меры ответственности. Так, по фактам применения средств недобросовестной конкуренции (ст. 14.33 КоАП) введено наложение штрафа на должностных и юридических лиц. В отношении должностных лиц предусмотрена также мера административной ответственности в виде дисквалификации на срок до трех лет. Штрафные санкции на юридических лиц предусмотрены в размере от 1/100 до 15/100 от суммы выручки реализованной продукции, но не менее 100 тыс. руб. (оборотные штрафы).

По фактам злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.1 КоАП) в части соглашений и согласованных действий между хозяйствующими субъектами, приводящих к ограничению конкуренции, предусмотрено наложение штрафа в том же размере, что и по упомянутой ст. 14.33 КоАП. Данная мера отвечает международным правилам регулирования конкурентных правоотношений.