Классификация хозяйствующих субъектов по разным признакам. Экономика предприятия

Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:

а) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам. Финансовые ресурсы, полученные в результате этого, используются для приобретения необходимых им благ или же для накопления. В зависимости от существующей в обществе структуры и размеров доходов домашние хозяйства имеют специфическую экономическую свободу – право принимать независимые экономические решения;

б) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Например, они различаются по формам собственности (частные, кооперативные, государственные), по видам и масштабамсвоей деятельности. Общепринято их деление на финансовые – предприятия, деятельность которых направлена на инвестирование капитала в производство благ, и нефинансовые – предприятия, деятельность которых направлена исключительно на производство благ. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;

в) некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена нена получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. К ним относятся, например, ассоциации бизнесменов, благотворительные фонды и организации, профсоюзные организации, спортивные клубы. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибылик удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики. Например, целью деятельности некоммерческих организаций в области науки является развитие научного потенциала страны. Результатом реализации этой чисто некоммерческой цели является развитие трудового потенциала страны, а следовательно всей национальной экономики;

г) государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов. Для этого оно использует широкий набор методов, позволяющих ему занять активную позицию в национальной экономике. Оценка экономической активности государства производится с привлечением различного рода индикаторов, к числу которых относятся, например, объем государственной собственности, доля благ, производимых государством, объем государственных расходов и налогов в ВВП.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Организацио́нно-правова́я фо́рма хозяйствующего субъекта - признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта (то есть юридических лиц , индивидуальных предпринимателей или организаций , осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица), фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее также ОПФ):

      1. Опф хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

    Товарищества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом.

    Полное товарищество : товарищество с неограниченной ответственностью, все участники равны в правах и обязанностях, отвечают за долги личным имуществом, прибыль делиться пропорционально взносу.

    Товарищества с ограниченной ответственностью: при неудаче участники теряют только деньги, вложенные в фирму, не рискуют личным имуществом.

    Коммандитное товарищество (на вере) – есть полные и второстепенные участники.

    Общества – это коммерческие организации, основанные на негосударственной, частной, коллективной собственности.

    Общество с ограниченной ответственностью - учрежденный одним или несколькими лицами хозяйствующий субъект, уставный капитал которого должен быть не менее стократной величины МРОТ и разделен на доли, определенные учредительными документами. Число участников не должно превышать 50.

    Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью ООО. Однако, несет ответственность по обязательствам своим имуществом и личным имуществом каждого участника

3 Акци онерное общество – это объединение нескольких человек (предпринимателей) в единое общество, формирующее свой первоначальный капитал посредством выпуска и продажи акций этого общества.

Закрытое (является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права выпускать свои акции для свободного обращения на рынок ценных бумаг, так как эти акции могут обращаться только в пределах данного общества. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек. В случае, если число акционеров ЗАО превысит 50 человек, данное общество в течение года должно преобразоваться в ОАО. Размер уставного капитала ЗАО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.)

Открытое (является общество, которое имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу на рынке ценных бумаг с учетом требований существующего законодательства. Акционеры ОАО могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров ОАО не ограничено. Минимальный размер уставного капитала. ОАО должен быть равен не менее чем тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленной федеральным законодательством на момент регистрации общества.)

- Дочернее общество не отвечает по долгам основного АО. Основное АО, имеющее право давать дочернему обществу обязательные указания, отвечает совместно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего АО по вине основного АО, последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

    Унитарные предприятия государственное или мун. Учреждение, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним имущество

    • Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия)

      Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления(государство (муниципалитет) несет ответственность по обязательствам предприятия при при недостаточности его имущества)

    Прочие

Производственный кооператив (артель ) - коммерческая организация , созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Организации могут быть коммерческими (рис. 3) и некоммерческими (рис. 4). Коммерческие организации имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли, а некоммерческие не имеют такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Все имущество хозяйственного товарищества и общества принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участниками полного товарищества могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Участниками товарищества на вере могут быть индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, граждане.

Рис. 3. Организационные формы коммерческих организаций




Рис. 4. Организационные формы некоммерческих организаций


Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом (далее – АО) является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми . Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежавшие им акции без согласия других акционеров. Такое общество в соответствии с законодательством вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их продажу. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

Обществом с ограниченной или дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество с разделенным на доли уставным капиталом, размер которых определен учредительными документами.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вкладов каждого из участников. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников такого общества ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.

Хозяйственные товарищества и общества могут иметь дочерние общества, а хозяйственные общества – зависимые общества.

дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым , если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций АО или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

В форме производственных кооперативов (артелей) создаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утвержденным учредителями. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Казенное предприятие, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Юридические лица могут иметь в своем распоряжении представительства и филиалы.

Под представительством принято понимать обособленное подразделение юридического лица, которое осуществляет защиту интересов юридического лица и представляет его интересы, располагаясь при этом вне места его нахождения.

Под филиалом понимают обособленное подразделение юридического лица, исполняющее либо все его функции, либо их часть (в том числе функции представительства) и расположенное вне места его нахождения.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом, действуют на основании его доверенности и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

2.2. Система регулирования бухгалтерского учета

В соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики Министерством финансов РФ разработана концепция развития системы нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет организаций РФ, базирующаяся на законодательных и нормативных документах четырех уровней:

1-й уровень Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и другие законодательные правовые акты, регламентирующие вопросы учета и отчетности;

2-й уровень – Положения (стандарты) бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета, установленные Законом «О бухгалтерском учете», их взаимосвязи с другими законодательными актами, регулирующими хозяйственную деятельность организаций;

3-й уровень методические указания (инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому учету различных видов имущества и обязательств;

4-й уровень – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней.

На практике существует и система косвенного регулирования бухгалтерского учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета.

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, которые в силу традиции называются положениями (ПБУ). Для бухгалтера эти регулятивы, во-первых, являются рекомендательными, а не предписывающими, какими были инструкции, во-вторых, не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых бухгалтерских записей, в-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, как правило, не требуют регистрации этим Министерством, т. е. за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Все эти обстоятельства приводят к тому, что бухгалтеры нередко не только не следуют указаниям стандартов, но и зачастую игнорируют их.

Существует несколько причин сложившегося положения, однако главной является нежелание большинства бухгалтеров понять сущность кардинальных перемен, осуществляемых Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности. Отметим основные особенности и причины сложившейся ситуации, имеющие, по нашему мнению, принципиальный характер.

Во-первых, базовые документы внедряемой системы регулирования – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и набор профессиональных стандартов – имеют более высокий статус, они уже достаточно стабильны и далеко не всегда могут быть «уточнены» подзаконными актами в виде неконтролируемого потока инструкций, рекомендаций и указаний. Определенный недостаток правовой культуры, к сожалению, свойственный не только большинству бухгалтеров, но и представителям бизнеса, мешает им руководствоваться прежде всего законодательными актами, а не ведомственными инструкциями.

С проблемой правового нигилизма столкнулись аудиторские фирмы. Аудиторы предлагали своим клиентам попытаться отстоять их интересы в суде и доказать неправомочность тех или иных подзаконных актов, однако большинство бухгалтеров и руководителей предпочитают не заниматься подобными разбирательствами. Со временем уровень правовой подготовки специалистов, несомненно, будет подниматься.

Во-вторых, предусматриваемая отечественными ПБУ свобода действий бухгалтера в выборе методов и процедур учета, как это ни покажется странным, не приветствуется практическими работниками. Эта проблема сложна прежде всего с психологической позиции – гораздо легче следовать предписаниям, чем брать на себя хотя бы минимальную ответственность.

В-третьих, в решении проблемы выбора немаловажную роль играет фактор профессиональной подготовки бухгалтера и аудитора в области финансовой аналитики, поскольку осознанный выбор нередко основывается на необходимости проведения многовариантных расчетов в рамках ситуационного анализа.

Таким образом, повышение правовой культуры бухгалтера, разработка психологической компоненты бухгалтерского учета, совершенствование профессиональной подготовки бухгалтеров в области финансовой аналитики являются теми новыми направлениями, которые имеют большое значение для развития бухгалтерской профессии.

Решение данных задач возлагается на систему подготовки бухгалтерских кадров, ключевыми элементами которой являются учебные заведения системы высшего образования и Институт профессиональных бухгалтеров России, а также на самих бухгалтеров.

Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность.

Контролю подлежит также правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Для этого к каждому первичному учетному документу прилагается перечень бухгалтерских записей с указанием даты и фамилии ответственного бухгалтера.

На этом же этапе устанавливается контроль за правильностью оформления первичных учетных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Некоторые документы учитываются два раза. Например, по накладной материал списан со склада на один объект учета затрат, а затем передан на другой объект учета затрат без оприходования через склад и вновь списан на затраты. В данном случае нарушены правила документооборота «о необходимости отражения движения всех материалов через склад».

Главному бухгалтеру необходимо оптимизировать (или разработать) собственно документооборот, который складывается из общего внутрифирменного документооборота и документооборота внутри бухгалтерии.

При этом устанавливается:

Перечень первичных документов, применяемых на предприятии;

Кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность предоставления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);

Рабочая схема действующих отделов организации;

Порядок движения каждого документа между отделами организации и крайний срок предоставления документов конечному потребителю информации (например, бухгалтерии);

График движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать начисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.

После составления графика каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка и определяется ответственность за невыполнение требований документооборота.

В общем виде график документооборота имеет следующий вид (табл. 1).

Таблица 1. График документооборота



График документооборота позволяет улучшить контроль бухгалтерии за всей работой организации, т. е. повышает эффективность всей учетной работы организации. Бухгалтерия не только принимает и обрабатывает различные документы, но и подготавливает их для хранения. Для быстрого поиска необходимого документа формируется номенклатура дел.

Каждый полученный документ, пройдя обработку, подшивается в папку – дело. Все папки, находящиеся в бухгалтерии, образуют номенклатуру дел бухгалтерии. Список дел оформляется следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Список дел бухгалтерии

Номер дела состоит из двух частей – присвоенного подразделению номера (например, 002 – бухгалтерия) и номера по порядку в бухгалтерии.

Графа «Количество дел» заполняется в конце года.

В «Примечаниях» указывается, на основании какого из перечней устанавливается срок хранения документа: перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий (с указанием срока хранения) либо перечня управленческих документов постоянного срока хранения, образующихся в деятельности негосударственных коммерческих организаций. Технология обработки получаемой информации базируется на анализе первичных учетных документов и выявлении стандартных операций, подлежащих отражению на счетах бухгалтерского учета.

Внутри организаций производится полная инвентаризация имущества, а внутри бухгалтерии производится выверка по счетам учета и выверка взаиморасчетов с контрагентами. При этом на каждого контрагента заводится персональная карточка (вне системы компьютерного учета).

В том случае, если невозможно провести какие-либо из перечисленных мероприятий, главный бухгалтер принимает решение о возможных рисках, связанных с налоговыми правонарушениями, определяет наиболее важные моменты и проверяет только их.

Все эти данные должны быть в обязательном порядке отражены в акте сдачи-приемки работ главным бухгалтером. Этот документ утверждается руководителем организации и может послужить защитой нового главного бухгалтера перед руководством организации за налоговые санкции, обнаруженные ошибки, совершенные его предшественником.

При постановке бухгалтерского учета необходимо составить рабочий план счетов, который должен быть утвержден руководителем организации и соответствовать требованиям нормативных документов Минфина России.

Применяемая технология обработки первичной учетной информации должна позволять не только своевременно формировать отчетность, но и предоставлять возможность оперативного снятия информации и формировать данные для управленческого учета.

Именно система применяемых регистров позволяет наиболее оперативно переходить от данных бухгалтерского учета к управленческому учету.

Технология обработки учетных данных и система применяемых регистров зависят от форм и методов бухгалтерского учета, которые формирует главный бухгалтер. Исходя из объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов главный бухгалтер выбирает одну из следующих форм бухгалтерского учета:

Мемориально-ордерная форма (с использованием мемориальных ордеров и регистров аналитического учета);

Журнально-ордерная форма (с использованием журналов-ордеров вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц аналитического учета, Главной книги);

Упрощенная форма учета для малых предприятий;

Компьютеризированное ведение учета или применение одного из вышеперечисленных способов с использованием компьютерной обработки.

2.3. Нормативная база бухгалтерского учета

2.3.1. Перечень типовых учетных документов

Документом называется письменное подтверждение выполнения той или иной хозяйственной операции и права на ее совершение. Оформление производственных, финансовых и хозяйственных операций документами называется документированием.

Документирование хозяйственных операций является вторым принципом бухгалтерского учета и представляет собой сплошное первичное отражение объектов учета и непрерывно совершающихся хозяйственных операций в первичных документах.

На основе документов, составляемых на каждую хозяйственную операцию, получают исходную информацию, используемую впоследствии для исчисления обобщающих показателей о хозяйственных процессах. Документы составляются с соблюдением определенных правил и юридических требований, что придает их данным доказательную силу. Все первичные документы должны составляться своевременно, в момент совершения операций, и содержать следующие обязательные реквизиты:

Название документа (приходный орден, накладная и т. д.);

Название и адрес организации, составившей документ;

Указание сторон, участвовавших в совершении хозяйственной операции, оформленной данным документом, дату составления документа;

Измерители операции (натуральные, трудовые, денежные);

Подписи лиц, ответственных за операции и правильность их оформления в документе.

Остальные реквизиты определяются характером оформляемых хозяйственных операций. От качества первичного документа зависит правильность бухгалтерского учета и дальнейших выводов из него. Поэтому первичные документы, поступающие в бухгалтерию, должны проверяться по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка от сходных показателей).

В документах, как в текстовых, так и в цифровых, недопустимы помарки, подчистки и т. п. Ошибки в документах исправляются чернилами путем зачеркивания неправильного текста или суммы и написания над зачеркнутым нового, т. е. правильного, текста или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Всякое исправление ошибки в документе должно быть оговорено на этом документе и подтверждено лицами, подписавшими неправильный документ. В кассовых и банковских документах никакие исправления и оговорки не допускаются.

Все документы, служащие основанием для бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерию в порядке и в сроки, предусмотренные графиком (называемым документооборотом), который разрабатывается главным бухгалтером предприятия и является одним из элементов учетной политики, разрабатываемой на отчетный год и утверждаемой приказом руководителя.

График необходим для правильной организации и планирования учетного процесса. Он представляет собой перечень исполнителей, сроков поступления документов в бухгалтерию от оперативных работников (кладовщиков, мастеров и др.), сроков обработки и прохождения документов внутри учетного аппарата и завершения всех работ в зачетный период вплоть до составления бухгалтерского баланса и отчетности. График утверждается и вводится в действие приказом руководителя, с тем чтобы он был безоговорочно обязательным не только для счетных, но и для связанных с учетом других работников.

К первичным документам, принимаемым к исполнению, относятся следующие.

Документы по учету основных средств и нематериальных активов (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»):

ф. № ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) – для выполнения проводки по окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию;

ф. № ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) – для выполнения проводки по зачислению поступивших по разным причинам основных средств или выбытию;

ф. № ОС-2 Накладная на внутренние перемещения основных средств - при передаче объекта от одного подотчетного лица другому;

ф. № ОС-3 Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - для выполнения проводки по удорожанию объекта;

ф. № ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) – для выполнения проводки при ликвидации любого объекта основных средств;

ф. № ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств;

ф. № ОС-6 Инвентарная карточка учета основных средств - для учета зданий и сооружений;

ф. № ОС-7 (для машин, оборудования, инструмента, инвентаря);

ф. № ОС-8 Инвентарная карточка учета основных средств (для животных и многолетних насаждений);

ф. № ОС-9 Инвентарная карточка группового учета однородных объектов ОС;

ф. № ОС-10 Опись инвентарных карточек по учету средств;

ф. № ОС-11 Инвентарная книга учета основных средств;

ф. № ОС-12 Карточка учета движения основных средств;

ф. № ОС-13 Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения и эксплуатации).

Документы по учету сырья и материалов (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а):

ф. № М-1 Журнал учета поступающих грузов;

ф. № М-2 Доверенность;

ф. № М-2а Журнал учета выданных доверенностей;

ф. № М-3 Приходный складской ордер однострочный -

ф. № М-4 Приходный складской ордер многострочный - для оприходования поступающих на склад материалов;

ф. № М-7 Акт о приемке материалов;

ф. М-10 Требования однострочные -

ф. № М-11 Требования многострочные - для отпуска материалов в производство;

ф. № М-12 Накладная однострочная -

ф. № М-13 Накладная многострочная - на перемещение материальных ценностей со склада на склад;

ф. № М-14 Накладная однострочная -

ф. № М-15 Накладная многострочная - на отпуск материалов на сторону;

ф. № М-17 Карточка складского учета материалов;

ф. № М-18 Реестр приемки-сдачи документов;

ф. № М-20 Ведомость учета остатков материалов на складе;

ф. № М-34 Сигнальная справка об отклонениях фактических остатков от установленных норм запаса.

Документы по учету кассовых операций (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»):

№ КО-1 Приходный кассовый ордер - для оформления операций поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица;

ф. № КО-2 Расходный кассовый ордер - для оформления выдачи наличных средств из кассы на любые нужды одному лицу;

ф. № КО-3 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

ф. № КО-4 Кассовая книга;

ф. № КО-5 Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств;

ф. № Т-53 Платежная ведомость - для выплаты зарплаты и других платежей одновременно нескольким лицам.

Документы по учету банковских операций:

ф. № 0401002 Платежное поручение - для оформления операций на банковских счетах предприятия (зачисление или списание);

ф. № 872-а Сводное платежное поручение - для оформления операций на банковских счетах предприятия (зачисление или списание) одновременно в адреса нескольких получателей, обслуживаемых одним банком;

ф. № 0401004 Инкассовое платежное поручение - для безакцептного списания средств со счета предприятия в случаях, установленных законодательством;

ф. № 0401005 Заявление на аккредитив - это перечисление по поручению предприятия определенной суммы в банк поставщика для оперативной оплаты по предъявлении отгрузочных документов поставщиком в свой банк.

Реестр чека - для передачи в свой банк одного или нескольких чеков из лимитированной чековой книжки покупателей и снятия со специальных счетов покупателей в их банках определенных сумм для зачисления на расчетный счет продавца.

Мемориальный банковский ордер - служит для списания или зачисления на счет предприятия безналичных средств по распоряжению обслуживающего банка.

Документы по учету коммерческих операций:

счет или счет-фактура – это документ, выписываемый продавцом на отгружаемую продукцию, в котором указывается количество отгружаемой продукции по каждому наименованию, цена, сумма, накладные расходы и общая сумма, подлежащая оплате покупателем.

Документы по учету рабочего времени и начислению зарплаты (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»):

ф. № Т-1 Приказ (распоряжение) о приеме на работу;

ф. № Т-2 Личная карточка работника;

ф. № Т-5 Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу;

ф. № Т-6 Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска;

ф. № Т-8 Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора;

ф. № Т-12 Табель учета использования рабочего времени и расчета оплаты труда - для учета явки на работу или причин отсутствия для начисления оплаты работникам по окладам или тарифным ставкам;

Сдельный наряд , служащий основанием для начисления зарплаты за конкретный вид работы по установленным расценкам;

Листок нетрудоспособности - для оплаты за время отсутствия на работе по причине заболевания;

ф. № Т-51 Расчетная ведомость;

ф. № Т-53 Платежная ведомость;

ф. № Т-54 Лицевой счет;

ф. № АО-1 Авансовый отчет - для зачета использованных средств, полученных под конкретные цели. Их образцы приведены в постановлении Госкомстата РФ от 1 августа 2001 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации» № АО-1 «Авансовый отчет».

Всего применяется в зависимости от объема продукции номенклатуры выпускаемых изделий (работ, услуг), количества работающих и сложности применяемой оплаты труда около 182 видов первичных документов, являющихся основанием для выполнения записей информации на бухгалтерских счетах. В переходный период к международным стандартам в бухгалтерском учете любое предприятие с численностью до полутора тысяч человек и при небольшой номенклатуре видов продукции может вести учет, используя из рекомендуемого перечня не более тридцати документов.


2.3.2. Организация регистрации первичных документов

Для правильной постановки учета на предприятиях независимо от численности работников, объема производства, количества хозяйственных операций первым шагом бухгалтера после получения нормативных документов должно быть создание базы регистрации первичных документов.

Это не роскошь, это даже не сервис, это то, что всегда убережет как бухгалтера, так и руководителей от всяких непредвиденных негативных последствий, не говоря о том, что это поможет сэкономить до 50 % времени при поиске необходимой информации. Все выписываемые и заполняемые в бухгалтерии первичные документы должны иметь свой идентификатор – код (разовый неповторимый номер), который присваивается им при обязательной регистрации в одном из регистрационных журналов, обязательно открываемых на каждом предприятии.

Из чего же состоит база регистрации?

1. Журнал регистрации договоров (Регистрационный журнал № 1).

2. Журнал регистрации Актов ввода (актов приема-передачи основных средств и нематериальных активов, накладных на внутреннее перемещение, актов на модернизацию, реконструкцию, выполнение капитального ремонта). Такая регистрация может выполняться в одном журнале (тетради), но раздельно по видам документов (Регистрационный журнал № 2).

3. Журнал регистрации Доверенностей выполняется в журнале типовой формы (Регистрационный журнал № 3).

4. Журнал регистрации Приходных складских ордеров ведется непосредственно на складе кладовщиком (Регистрационный журнал № 4).

5. Журнал регистрации накладных, требований, Накопительных (заборных) ведомостей может выполняться в одном журнале (тетради), но раздельно по видам документов (Регистрационный журнал № 5).

6. Журнал регистрации фактур, счет-фактур, счетов, платежных поручений, сводных платежных поручений, реестров чеков и других банковских документов может выполняться в одном журнале, но раздельно по каждому виду (Регистрационный журнал № 6).

7. Журнал регистрации приходных, расходных кассовых ордеров и платежных ведомостей может выполняться в одном журнале, но раздельно по каждому виду документа (Регистрационный журнал № 7).

8. Журнал регистрации бухгалтерских справок и других первичных документов по усмотрению бухгалтера, организующего бухгалтерский учет (Регистрационный журнал № 8).

Кроме вышеперечисленных регистрационных журналов, на каждом конкретном предприятии могут быть заведены и другие виды регистрации.


2.3.3. Состав нормативной базы по бухгалтерскому учету

Для рациональной организации бухгалтерского дела в бухгалтерии хозяйствующего субъекта, кроме законодательных нормативных актов, положений, инструкций, должна быть заведена различного рода нормативно-справочная информация.

К нормативно-справочной информации относятся:

Нормы расхода сырья основных и вспомогательных материалов;

Нормы естественной убыли по списку материальных ценностей;

Трудоемкость на одну операцию, работу, изделие;

Потребная квалификация работника для выполнения соответствующей операции, работы или изготовления изделия;

Нормы выдачи спецпитания, жиров, спецодежды и защитных средств;

Нормы расхода технологической энергии;

Тарифно-квалификационный справочник;

Нормы отчислений на дополнительную оплату (отпуска, ночные и др.);

Календарные нормы рабочего времени;

Нормы машинного времени по маркам используемого оборудования;

Нормы амортизационных отчислений на основные средства;

Нормы начисления износа нематериальных активов;

Нормы общехозяйственных, общепроизводственных, коммерческих расходов;

Нормативы готовой продукции;

Нормативы переходящего остатка готовой продукции;

Нормативы сбыта готовой продукции;

Расшифровки общехозяйственных, общепроизводственных, коммерческих расходов.

Указанная нормативно-справочная информация оформляется в виде таблицы произвольной формы в зависимости от особенностей хозяйствующего субъекта.

Кроме этого, на любом предприятии должна быть нормативно-справочная информация, которая может содержаться и накапливаться по мере изменения в виде соответствующим образом составленных таблиц:

Учетные ставки Центрального банка России за пользование банковским кредитом;

Нормативы отчислений на социальное страхование и обеспечение;

Сроки исполнения обязательств и списания дебиторской задолженности;

Предельные размеры расчетов наличными деньгами в РФ;

Нормы возмещения расходов в иностранной валюте работникам, находящимся в краткосрочных командировках за границей;

Нормы возмещения расходов на командировки на территории РФ;

Нормы затрат на создание страховых фондов (резервов);

Предельные ставки по уплате процентов по ссудам, получаемым в иностранной валюте;

Нормы компенсации работникам за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок;

Норматив отчислений в ремонтный фонд предприятия;

Норматив отчислений в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды финансирования НИОКР;

Нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу в год;

Нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов в год;

Нормативы расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в год;

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), учитываемый при исчислении налогов, сборов и иных платежей;

Индексы инфляции, используемые при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества организации для целей налогообложения;

Ввозные и вывозные таможенные пошлины;

Размеры пеней за несвоевременное перечисление налогов и платежей во внебюджетные фонды;

Размеры нормируемой величины расходов на оплату труда, учитываемые при начислении налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда;

Ставки подоходного налога с физических лиц;

Обозначение иностранных валют и их расшифровка;

Курсы иностранных валют;

Налог на прибыль (налогообложение отдельных видов доходов);

Налог на прибыль;

Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ;

Ставки акцизов на отдельные виды товаров народного потребления;

Налог на добавленную стоимость;

Единый налог для субъектов малого предпринимательства;

Сбор на нужды образовательных учреждений;

Транспортный налог;

Налог на имущество предприятий;

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

Плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем;

Земельный налог;

Налог на реализацию горючесмазочных материалов (ГСМ);

Налог на пользователей автомобильных дорог;

Налог с владельцев транспортных средств;

Налог на приобретение автотранспортных средств;

Налог на операции с ценными бумагами;

Налог на доход иностранных юридических лиц.

  • 3.5. Расходы государственного бюджета и их роль в удовлетворении общегосударственных нужд.
  • 3.6. Распределение бюджетных доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, их сбалансирование.
  • Глава 4. Государственный кредит.
  • 4.1.Понятие и сущность государственного кредита.
  • 4.1. Понятие и сущность государственного кредита.
  • 4.2. Государственный долг и методы его управления.
  • Глава 5. Финансовая политика государства.
  • 5.1.Содержание и значение финансовой политики государства.
  • 5.2.Основные элементы финансовой политики государства.
  • 5.1.Содержание и значение финансовой политики государства.
  • 5.2.Основные элементы финансовой политики государства.
  • Глава 6. Организация финансового контроля.
  • 6.3. Аудит - альтернативная форма финансового контроля.
  • Глава 7. Содержание и организация финансов предприятия.
  • 7. 2. Организация финансов предприятий.
  • 7.3. Классификация финансов предприятий.
  • Основные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
  • Некоммерческие организации
  • 8. 2. Расширение внеоборотных активов в процессе инвестиционной деятельности.
  • 8. 3. Сущность и структура оборотных активов.
  • Имущественная форма
  • Финансовоя форма
  • 8. 4. Определение потребности в оборотных средствах и оценка эффективности их использования.
  • Глава. 9 денежные расходы предприятия.
  • 9.2.Содержание затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг).
  • 9.2. Содержание затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг).
  • Глава 10. Денежные поступления предприятия.
  • 10.1.Сущность и структура денежных поступлений.
  • 10`. 2. Выручка от реализации продукции, работ и услуг, ее планирование и использование.
  • 10. 1.Сущность и структура денежных поступлений.
  • 10. 2. Выручка от реализации продукции, работ и услуг, ее планирование и использование.
  • Глава 11. Финансовые результаты деятельности предприятия.
  • 11.1.Сущность финансовых результатов и их формы.
  • 11. 2. Планирование и распределение прибыли.
  • 11.1.Сущность финансовых результатов и их формы.
  • 11. 2. Планирование и распределение прибыли.
  • Глава 12 .Финансовое планирование на предпприятиях.
  • 13. 1.Сущность финансового планирования и его организация на предприятиях.
  • 12. 2. Формы финансовых планов и методы их разработки.
  • Глава 13. Финансовое состояние предприятия и его оценка.
  • 13.1.Понятие финансового состояния и его значение.
  • 13.2.Показатели оценки финансового состояния.
  • 14.1Понятие финансового состояния и его значение.
  • 13.2 Показатели оценки финансового состояния.
  • Глава 7. Содержание и организация финансов предприятия.
  • 7. 2. Организация финансов предприятий.
  • 7.3. Классификация финансов предприятий.
  • Основные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
  • Некоммерческие организации
  • 8. 2. Расширение внеоборотных активов в процессе инвестиционной деятельности.
  • 8. 3. Сущность и структура оборотных активов.
  • Имущественная форма
  • Финансовоя форма
  • 8. 4. Определение потребности в оборотных средствах и оценка эффективности их использования.
  • Глава. 9 денежные расходы предприятия.
  • 9.2.Содержание затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг).
  • 9.2. Содержание затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг).
  • Глава 10. Денежные поступления предприятия.
  • 10.1.Сущность и структура денежных поступлений.
  • 10`. 2. Выручка от реализации продукции, работ и услуг, ее планирование и использование.
  • 10. 1.Сущность и структура денежных поступлений.
  • 10. 2. Выручка от реализации продукции, работ и услуг, ее планирование и использование.
  • Глава 11. Финансовые результаты деятельности предприятия.
  • 11.1.Сущность финансовых результатов и их формы.
  • 11. 2. Планирование и распределение прибыли.
  • 11.1.Сущность финансовых результатов и их формы.
  • 11. 2. Планирование и распределение прибыли.
  • Глава 12 .Финансовое планирование на предпприятиях.
  • 13. 1.Сущность финансового планирования и его организация на предприятиях.
  • 12. 2. Формы финансовых планов и методы их разработки.
  • Глава 13. Финансовое состояние предприятия и его оценка.
  • 13.1.Понятие финансового состояния и его значение.
  • 13.2.Показатели оценки финансового состояния.
  • 14.1Понятие финансового состояния и его значение.
  • 13.2 Показатели оценки финансового состояния.
  • Основные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов

    Коммерческие организации

    Некоммерческие организации

    Потребительские кооперативы

    Государственные либо частные уни­тарные предприятия

    Хозяйственные товарищества и общества

    Производст­венные коопе­ративы

    Общественные и религиозные организации

    Товарищества

    Общество

    На праве опера­тивного управ­ления (казенное предприятие)

    На праве хозяйст­венного ведения

    Полное товарищество

    Общество с ог­раниченной от­ветственностью

    Фонды, ассоциации, союзы, учреждения

    Коммандитное товарищество

    Общество с дополни­тельной ответственно­стью

    Акционерное общество

    открытое

    закрытое

    Рис.8.1. Организационно- правовые формы хозяйствующих субъектов.

    Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в форме:

      хозяйственных товариществ и обществ;

      производственных кооперативов;

      унитарных предприятий.

    Некоммерческие организации создаются не с целью извлечения прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения задач, ради которых они созданы. Они могут выступать в форме:

      потребительских кооперативов;

      общественных или религиозных организаций (объединений);

      благотворительных и иных фондов;

      других формах, предусмотренных законом.

    Хозяйственными товариществами являются организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества.

    Хозяйственные общества формируют свои уставные капиталы за счет средств, вносимых в них гражданами, предпринимателями и (или) юридическими лицами, т.е. их участниками или учредителями.

    Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Распределение прибыли между участниками происходит пропорционально их долям в уставном фонде.

    Общество с дополнительной ответственностью создается аналогично, различия состоят в том, его участники несут ответственность по обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками их вкладам.

    Акционерным обществом - является общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым и закрытым.

    Открытым акционерным обществом является общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, предусмотренных законодательством.

    Закрытое акционерное общество - это общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

    Существуют определенные особенности распределения прибыли АО - часть прибыли направляется на выплату дивидендов и образование резервного фонда на эти цели.

    Производственный кооператив - организация, участники которой вносят имущественный паевой взнос и принимают личное трудовое участие в деятельности кооператива.

    Унитарное предприятие - это организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) либо частные предприятия. Соответственно собственность в них является государственной либо частной.

    Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, является казенным предприятием . Оно создается правительством Республики Беларусь, на базе имущества, находящегося в собственности республики Беларусь.

    Потребительский кооператив – объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников.

    Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

    Фондом является организация преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.

    Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

    На современном этапе общественного развития повышается роль рациональной организации финансов предприятий в стабилизации экономики. В такой ситуации высшим уровнем данной организации является финансовый менеджмент.

    Хозяйствование - это способ деятельности человека, связанный с созданием, поддержанием, улучшением условий и средств существования с целью собственного жизнеобеспечения.

    Хозяйственной деятельностью занимается любой человек. К примеру, ведение домашнего хозяйства - это простейшая форма хозяйствования, связанная с личной и семейной экономикой. В любом обществе хозяйственная деятельность приобретает мировой характер, осуществляется не только в личных, но и в общественных целях. Формы хозяйствования в таких случаях устанавливаются законодательно, т.е. определяется правовой статус хозяйствующего субъекта. Это необходимо для того, чтобы общество признало хозяйственную деятельность человека или коллектива людей.

    Субъектами хозяйствования могут быть физические или юридические лица, осуществляющие экономическую, хозяйственную деятельность.

    Физическое лицо - это гражданин, который занимается хозяйственной деятельностью единолично, не принимая статуса "юридического лица". Если хозяйственная деятельность гражданина носит систематический характер и влечет за собой получение дохода и прибыли, ее следует фиксировать, объявлять о доходе, платить налоги. Это осуществляется путем государственной регистрации, получения лицензии или патента на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Источником имущества, необходимого для начала индивидуальной хозяйственной деятельности, могут быть собственные накопления, наследство, помощь друзей, спонсоров или банковские кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    К физическим лицам относятся и фермеры, так как их деятельность осуществляется без образования юридического лица. Однако имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности, а не исключительно главе хозяйства. Поэтому владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом, как и результатами производственной деятельности, они могут как сообща, так и в порядке, достигнутом соглашением между членами крестьянского двора.

    Юридическое лицо - это самостоятельно хозяйствующий субъект, который создан в установленном законом порядке и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, иметь самостоятельный баланс или смету.

    Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов: коммерческими, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческими, не преследующими извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками,

    В рыночной экономике для развития хозяйственной деятельности необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, наличие у субъекта хозяйствования определенной совокупности прав и свобод, в частности выбор вида хозяйственной деятельности, формирование производственной программы, выбор источников финансирования, доступ к ресурсам, сбыт продукции, установление на нее цен, распоряжения прибылью и т.п. Иначе говоря, субъект хозяйствования должен быть экономически обособленным. Во-вторых, хозяйствование предполагает ответственность за принимаемые эеше- ния, их исследование и связанный с этим риск. В-третьих, наличие необходимой рыночной структуры экономики и главного ее ресурса - конкуренции. В-четвертых, свободное хозяйствование предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно, присвоения.

    В современном мире наблюдается переплетение разнообразных по уровню и характеру производительных сил, таких, как производительные силы общественного, общегосударственного назначения и использования, коллективно-группового, наконец частного, индивидуального применения.

    В соответствии с этим получают развитие и разнообразные виды хозяйствующих субъектов, существует множество способов их действия. Сводя их к крайне ограниченному набору агрегатных (укрупненных) величин с соответствующими характерными свойствами, мы тем самым сильно упрощаем действительность. Тем не менее мы идем на такие упрощения и рассматриваем лишь три типа хозяйствующих субъектов: домашнее хозяйство, предприятие (фирма), государство. Такая структура хозяйствующих субъектов принята во всех странах с рыночной экономикой.

    Домашнее хозяйство - это экономическая единица, хозяйствующий субъект в лице одного или нескольких лиц. К ним относятся все потребители, наемные работники, владельцы капиталов, земли, средств производства.

    Домашние хозяйства обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимают решения, являются собственником какого-либо фактора производства, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей, используя полученный доход от реализации факторов производства.

    Предприятие - хозяйствующий субъект, самостоятельно принимающий решения, использующий факторы производства для изготовления и продажи продукции домашним хозяйствам и государству, стремится к максимизации прибыли.

    Государство представляет собой все правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения, а в случае необходимости и контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей. Речь может идти, скажем, об эксплуатации дорожной сети или об общественной безопасности, где частные ассигнования неразумны с экономической точки зрения: каждое отдельное домашнее хозяйство или предприятие не в состоянии строить для собственных нужд транспортные магистрали и поддерживать их в нормальном состоянии, равно как и не может лишь для себя самого обеспечить общественную (внутреннюю и внешнюю) безопасность. Такие задачи способно решать только сообщество заинтересованных граждан. Будет ли это центральное правительство или община, городской район или маленькое сельское поселение, в рамках абстрактного рассмотрения не столь существенно.

    Между основными субъектами хозяйствования происходит интенсивное движение товаров и услуг, денежных средств, возникают хозяйственные связи.

    Схема хозяйственного кругооборота, в котором участвует домашнее хозяйство, предприятие и государство, представлена на рис. 4.5.

    Домашние хозяйства (население страны) как потребители взаимодействуют с производителями (предприятиями, фирмами), производящими товары и услуги. Они обеспечивают производство основными факторами в виде рабочей силы и частично капитала, ин- Р и с. 4.5. Хозяйственный кругооборот между основными субъектами хозяйствования 97

    4 Зак. 1635 формационных ресурсов, духовного потенциала, взамен получая заработную плату и другие виды денежных доходов от производителей. Со своей стороны производители продают населению, домашним хозяйствам товары и услуги в обмен на деньги. Часть произведенных товаров и услуг предприятия (производители) продают государству по его заказам и с оплатой за счет бюджетных ассигнований. Государство предоставляет предприятиям услуги управленческого характера, оказывает финансовую поддержку, выделяя субсидии или кредиты. Предприятия обязаны уплачивать государству налоги и вносить другие обязательные отчисления и платежи.

    Взаимодействие государства с домашними хозяйствами (населением) осуществляется путем предоставления услуг в виде защиты прав, страхования, охраны безопасности, оплаты образования, здравоохранения, экологической защиты, различного рода социальных выплат и т.п. Со своей стороны домашние хозяйства поставляют государству трудовые ресурсы для работы в государственном аппарате, вносят налоги и платежи, предусмотренные законом. Такова весьма упрощенная схема функционирования хозяйственной системы государства, но и она дает наглядное представление о том, как действует экономическая система в лицах субъектов хозяйствования.