Отказ при имущественной обеспеченности малоимущих семей. Реформа социальных выплат порождает волну фиктивных разводов

Еще в начале 2015 года на заседании президиума Госсовета РФ по социально-экономической ситуации в регионах Президент озвучил директивы относительно дальнейшего развития социальной политики страны на основании критериев нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.

В качестве цели реформы оговорена трата бюджетных средств с точки зрения оптимального расходования и рачительной экономии . По мнению Президента, добиться этого можно только путем внедрения . При этом социальные обязательства отменять не планируется, однако увеличение объемов поддержки населения в такой ситуации вряд ли возможно.

Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода. Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.

Между тем, пока задача разрабатывать детально критерии адресности и внедрять их применение на практике возлагается на руководство каждого региона в отдельности. В отношении адресность и нуждаемость уже сейчас реализуется самыми разнообразными способами.

Категориальный и адресный подход к назначению социальных выплат

В оправдание адресного принципа озвучивается мысль, что категориальный (общий) подход , разработанный в СССР и применяемый по настоящее время, давно себя не оправдывает, а весь цивилизованный мир давно пользуется комбинацией категориальности и адресности.

При этом выплаты, нацеленные на поддержание демографической ситуации и социальную поддержку семей с детьми, по действующему сейчас федеральному законодательству пока не предусматривают назначение по принципу нуждаемости.

В целом при назначении мер социальной поддержки по адресному подходу следует придерживаться принципа заявительной инициативы со стороны нуждающегося гражданина:

  • он должен заявить о своей нужде, если считает, что действительно имеет право получать пособия и выплаты;
  • задача органов социальной защиты при этом - проверить его нуждаемость по определенным показателям (критериям).

В Минэкономразвития введение новых принципов социальной политики и фактическую отмену выплаты пособий и предоставления социальных льгот по категориям в целом одобряют, однако призывают делать это более разборчиво .

По словам Министра экономического развития Алексея Улюкаева , исключением при этом должен стать , право на который не следует ставить в зависимость от доходов семей с детьми.

Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?

Проблемы перехода на адресную помощь в регионах

Как показала практика, на местах данную задачу все поняли по-своему. Руководящий состав многих регионов попросту принял решение полностью ликвидировать большинство действующих социальных выплат, заменив их на для максимального снижения бюджетного дефицита.

  • перестала выплачивать единовременную сумму на рождение или усыновление детей, в том числе сирот и детей-инвалидов (791 рубль, 20 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно). Однако при этом в полном объеме продолжается выплата регионального материнского капитала в размере 350 тыс. рублей.
  • Руководство посчитало нужным отказаться от региональной единовременной выплаты при рождении второго и последующих детей, а также не оказывать дополнительную помощь беременным, ставшим на учет в женской консультации на ранних сроках.
  • В нескольких субъектах РФ приостановлены выплаты на питание детей из социально уязвимых семей. С другой стороны, в введены дополнительные адресные выплаты для предотвращения рисков недоедания.
  • Некоторые области обеспечивают детей бесплатным молоком и возмещают 30% отплаты за детсад лишь семьям, имеющим среднедушевой доход менее прожиточного минимума . По такому же критерию бесплатный проезд для школьников, медицинские препараты детям 3-6 лет и возмещение 50% на оплату услуг ЖКХ оставили лишь .
  • Во многих регионах бесплатные обеды в школе выдаются только школьникам из малообеспеченных семей и инвалидам.
  • Саратовская область за счет урезания соцвыплат планирует сэкономить 400 млн. рублей. Возможно, в этом регионе полностью отменят , которые составляют соответственно 20%, 50% и 70% на первого, второго, третьего и более детей.

Практика показывает, что применение принципа адресности, возможно, и дает возможность расходовать средства более продуманно. С другой стороны, частичный (а иногда и полный) отказ от определенных пособий и льгот бьет, прежде всего, по благосостоянию именно малообеспеченных семей.

Проблемы в разработке единых критериев нуждаемости

К определению семей, которым действительно нужны меры социальной поддержки, в регионах применяется вариативный подход . Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:

  • среднедушевой доход по области или краю;
  • однократный размер прожиточного минимума;
  • его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).

Например, несколько областей оставили возможность детям из многодетных малообеспеченных семей получать бесплатные завтраки и не платить за проезд. Но где-то малообеспеченность - это один прожиточный минимум на человека, а где-то - полтора. В подошли к вопросу с другой стороны. С начала 2016 года дополнительное ежемесячное детское пособие будет выплачиваться только служащим бюджетной сферы, у которых есть двое и более детей.

По приведенным примерам можно сделать вывод, что некоторые регионы вообще не хотят просчитывать коэффициенты и заниматься какой-либо соцподдержкой, из-за чего и сокращены до нуля многие пособия. Возможно, происходит это из-за недостаточно четкого определения социальных целей и соотношения показателей «экономия бюджета - соцподдержка» .

Ни в одном из выступлений и официальных обращений Президент или руководящий состав Минэкономразвития не указали на две конкретные вещи: желаемые объемы экономии и точные критерии малообеспеченности .

Какие критерии нуждаемости изберут регионы?

Процесс разработки критериев для адресной поддержки населения еще не завершен. Формально, по словам Президента, социальные программы не отменяются. Однако фактически это выглядит немного иначе.

Отсутствие указаний урезать определенный процент от проводимых ранее соцвыплат - это, скорее, хорошо. Но не начнут ли регионы соревноваться между собой в том, кому больше удастся сэкономить? С другой стороны, показать слишком большую и стремительную экономию - значит, выявить несостоятельность предыдущей политики в плане соцподдержки.

По поводу критериев адресности и нуждаемости руководствам регионов была дана полная свобода. Более того, их полномочия в установлении адресных мер социальной поддержки вскоре могут быть расширены принятием

Некоторые многодетные семьи лишатся традиционных социальных выплат. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Новое федеральное законодательство требует от местных властей выделять социальную помощь гражданам только «с учетом критериев нуждаемости», которые введены в каждом регионе. Для граждан эта новация означает, что многие из них лишатся пособия на детей, льготных детских путевок или компенсации расходов на детский сад. Региональный фильтр, который ограничивает социальную помощь гражданам, может выглядеть по-разному. В одних регионах это текущий уровень доходов, а в других - наличие в собственности недвижимости или автомобиля.

Идея ограничения социальных выплат в рамках перехода на принцип «адресности и нуждаемости» давно овладела российскими властями. Тезис об «адресности и нуждаемости» прозвучал еще в декабре 2015 года в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию. Тогда же президент подписал федеральный закон об обязательном введении фильтра «нуждаемости» для получения социальных выплат. Этот закон устанавливает «обязанность соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» для региональных властей. Но внедряют этот принцип на местах по-разному.

Так, в Красноярском крае компенсацию за детский сад будут получать не все родители, а только те, чей доход ниже полуторакратного местного прожиточного минимума. Есть и другие подходы. «НГ» писала (см. ) о предложениях для кудринского Комитета гражданских инициатив. Предложения очень простые: отказывать в социальной помощи семьям, имеющим излишки домашнего скота или сельхозтехнику.

Введены критерии нуждаемости с 2017 года и в столице. Теперь семья не будет признана нуждающейся (малоимущей) при наличии у нее более двух жилых помещений, общая площадь которых на одного члена семьи превышает 18 кв. м. Не попадают в категорию малоимущих владельцы слишком больших денежных вкладов, нескольких автомобилей, нескольких земельных участков и т.п.

Введение регионального фильтра нуждаемости уже вызвало множество конфликтов. Особенно недовольны отказом в социальной помощи многодетные семьи, которые по формальным критериям теперь оказались ненуждающимися. Найти выход из этой ситуации пытались вчера в Общественной палате (ОП), куда массово поступают обращения граждан по проблемам, связанным с потерей статуса малообеспеченной семьи.

Особенно остро проблема встает в преддверии лета, когда многие малообеспеченные семьи надеются на получение бесплатных путевок для организации летнего отдыха детей. Статус малообеспеченности дает право и на получение детских пособий и компенсационных выплат, различных мер социальной поддержки государства, перечисляет первый зампред комиссии по социальной политике ОП Георгий Федоров.

По словам первого замруководителя Департамента труда и соцзащиты Москвы Ольги Грачевой, лишь 68% семей действительно можно считать малообеспеченными. У остальных в собственности по две квартиры, два-три легковых автомобиля, есть и такие «малообеспеченные», у кого через налоговые службы удалось вычислить 10 квартир и даже десятки грузовиков и автобусов.

Однако присутствовавшие в ОП привели конкретные примеры несправедливого, на их взгляд, «отключения» от госпомощи на основании излишнего имущества. Например, на работе давно дали в бесплатное пользование два неудобных, далеко расположенных участка земли, которые сейчас невозможно ни продать, ни вернуть дарителю, а из-за них семья перестала считаться малообеспеченной. На что Грачева сначала успокоила, что комиссии по адресной помощи, которые работают при каждой управе, разберутся с такими вопросами, а потом даже попросила всех участвовавших и резко критиковавших новый подход к выделению соцпомощи, передать ей записки с именами и контактными телефонами участников заседания ОП, пообещав всем «помочь и разобраться». Но тут уже не выдержала представитель московской городской прокуратуры Татьяна Крылова, которая заявила, что нечеткость критериев определения стоимости имущества может привести к коррупционным проявлениям.

Введение критерия имущественной обеспеченности председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов считает довольно спорной инициативой. «С одной стороны, данный критерий помогает исключить из нуждающихся тех граждан, которые имеют формально низкие доходы, а на деле владеют разным, вовсе не дешевым имуществом. С другой стороны, именно здесь таится и самая большая возможность для нарушений: часто на бумаге граждане являются владельцами имущества (иногда и не одного), а в реальности это оказывается парой комнат в коммуналке, которые практически ничего не стоят», – сказал «НГ» Сухов.

«Закон представляется сырым и мало продуманным. У каждого человека найдется хоть один пункт из списка ограничений. И кто будет проводить оценку? Сейчас получается, что тот, кто официально не работает и имеет одну иномарку за несколько сотен тысяч долларов, может считаться малообеспеченным, а если в семье две развалюшки 2001 года выпуска, то они уже «богачи»? – рассуждает профессор Российского экономического университета имени Плеханова Наталья Свечникова. – Данная ситуация уже привела к тому, что граждане начали фиктивно разводиться, чтобы вернуть право на получение пособия. В условиях кризиса государство сбрасывает с себя всяческие социальные обязательства».

Выбор для бедняка: пособие или 20 кроликов

С 1 января в Москве введены новые критерии нуждаемости для малообеспеченных семей, которые значительно сузят круг граждан, имеющих право на материальную помощь от государства. «ЭВ» решил разобраться в причинах ужесточения правил и выяснить, кто может пострадать от нововведений?

Сортировка адресов

Понятие «критерии нуждаемости» было законодательно утверждено в начале 2016 года. Как у нас водится, сделано это было для «оптимизации социальных расходов при предоставлении мер социальной поддержки». Проще говоря, идея заключается в том, чтобы сделать помощь от государства более адресной. «Критерии нуждаемости позволяют лучше нацеливать социальную помощь на наименее обеспеченных в условиях ограниченности бюджетных средств», - пояснила заведующая лабораторией  Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

Окончательно эти критерии определяются на региональном и муниципальном уровне, исходя из методических рекомендаций, указанных в проекте приказа Минтруда. В документе закреплен основной принцип, по которому для предоставления материальной помощи необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи. Так, если у кого-то из ближайших родственников нуждающегося есть ценное имущество, в помощи следует отказывать. Под семьей в данном случае понимаются «совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы)».

Например, в Москве с 1 января 2017 года в пособии будет отказано нуждающимся гражданам, если члены их семьи владеют одним или несколькими жилыми помещениями, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. Также не стоит теперь рассчитывать на помощь семьям, у которых в собственности есть нежилое помещение, два гаража, два автомобиля не старше 3 лет, два земельных участка площадью более 0,2 гектара или дачные постройки, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

Лишние ценности

О необходимости замены существовавшего ранее в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли в прошлом представители НИИ Минфина РФ и аналитики Всемирного банка. Главным их доводом было то, что социальная помощь не доходит или доходит не в полном размере до по-настоящему нуждающихся граждан. По данным НИИ Минфина, 87% из получавших льготы и пособия граждан в действительности не нуждались в них, в то время как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи был ниже прожиточного минимума, не получали никакой помощи.

Цифры выглядят убедительно. Однако стоит их соединить с рекомендованными Минтрудом критериями нуждаемости, и из нововведений исчезает всякая логика. Владение каким-либо имуществом абсолютно не означает, что оно приносит доход своему владельцу. Это касается и двух квартир, одна из которых может предназначаться детям и совершенно не обязательно сдается внаем; и большой дачи, которая вполне могла достаться по наследству. Банковский счет в 1 млн рублей может оказаться пенсионными накоплениями, с которыми у нашего государства большие проблемы, или средствами на покупку недвижимости для подрастающих детей. Про два автомобиля даже говорить смешно. Нас все время убеждали, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Оказалось, все же нет - роскошь. О том, что они могут быть куплены в кредит, авторы проекта явно не подумали.

Фактически государство принуждает малообеспеченные семьи освобождаться от любого ценного имущества в их собственности и серьезных банковских накоплений, если они хотят получить помощь от государства. Причем делается это в период не самого лучшего положения в экономике страны, когда с высоких трибун очень много говорят о борьбе с бедностью. Получается, что новые критерии нуждаемости могут лишь сделать многие малоимущие семьи, по каким-либо признакам не попадающие в список льготников, еще беднее.

Кроме этого власти намерены бороться с так называемым социальным иждивенчеством. Когда человек не работает либо работает неофициально и претендует на льготы. Минтруд рекомендует отказывать в помощи семьям, в составе которых есть трудоспособные граждане, не имеющие работы и не зарегистрированные в качестве безработных. Исключение делается лишь для тех, кто ухаживает за детьми до трех лет, за детьми-инвалидами, за инвалидами 1-й группы, а также за престарелым родственником, нуждающимся в постоянном уходе. Подобные ограничения уже применили на практике к многодетным семьям в Новосибирской области.

«Доля неформальной занятости в настоящее время растет. Отсутствие возможности контроля неформальных доходов населения увеличивает долю получателей социальной поддержки по нуждаемости, не являющихся на самом деле бедными, что ведет к нецелевому и неэффективному расходованию средств. Проведенные Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опросы населения показывают, что неформальная занятость является в том числе и сознательным выбором работника», - считает Елена Гришина.

Не секрет, что большинство работодателей, предлагающих работу на дому, сезонную занятость или заработок в Интернете, об официальном трудоустройстве сотрудников даже не задумываются. Целенаправленно же отказываться от преимуществ официальной работы едва ли кто-нибудь станет. Да и сам рост «неформальной занятости» скорее говорит о неудовлетворительной работе некоторых административных и экономических механизмов государства, а не о низкой социальной ответственности граждан.

Режим экономии

Еще одна проблема - разные доходы регионов, муниципалитетов и разные критерии оценки эффективности властей. Это в коммунистическом Китае профессионализм чиновников оценивается объемом привлеченных инвестиций и количеством созданных ими рабочих мест. Нет новых инвестиций за квартал - пошел вон! В капиталистической России, похоже, главная ценность чиновника - его лояльность. Наши бюрократы могут всю жизнь сидеть в теплых кабинетах, даже если весь местный малый бизнес убит ими на корню. Поэтому бюджет оптимизируют в первую очередь за счет бедняков.

«Если в одних регионах после введения критериев нуждаемости удается увеличить размер предоставляемой малоимущим семьям социальной поддержки, то в других регионах (и таких, к сожалению, гораздо больше) введение критериев нуждаемости применяется в большей степени с целью экономии бюджетных средств. В каких-то регионах социальная помощь по нуждаемости вводится для семей со среднедушевым доходом менее одного прожиточного минимума, а в каких-то - ниже 1,5 прожиточного минимума», - пояснила Гришина.

Как использовать сэкономленные после применения критериев нуждаемости средства, решают региональные власти. Учитывая экономические трудности, существующие в настоящее время в России, возникают большие сомнения, что оставшиеся деньги направят на помощь особо бедным, а не используют для затыкания дыр в региональном бюджете. Благо что проект рекомендаций Минтруда предоставляет множество вариантов для отказа в социальной помощи малообеспеченным семьям. Например, в помощи могут отказать, если у семьи в собственности есть сельскохозяйственные животные в количестве, превышающем нормативы, установленные НПА субъекта РФ. То есть при желании можно лишить пособия семью, владеющую 20 кроликами.

Введение критериев нуждаемости - мера, несомненно, необходимая. Однако время, а главное, принципы, по которым их стали применять, вызывают множество вопросов. На недавно прошедшем либеральном Гайдаровском форуме глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов заявил о необходимости применения критериев нуждаемости на федеральном уровне для определения размера пенсий. Если от слов правительство перейдет к делу, то нововведения затронут не только малоимущих.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1042-ПП , от 14 февраля 2006 г. N 95-ПП , от 6 февраля 2007 г. N 81-ПП , от 2 июня 2009 г. N 509-ПП , от 6 апреля 2010 г. N 277-ПП , от 10 августа 2010 г. N 690-ПП , от 26 декабря 2012 г. N 830-ПП , от 17 мая 2013 г. N 301-ПП , от 23 июля 2013 г. N 483-ПП , , ):

1.1. Пункт 4 приложения 1 к постановлению после слова "семьям, " дополнить словами "уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы и".

1.2. В абзаце первом слово "заявитель" заменить словами "заявитель указывает сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи, о доходах каждого члена семьи, ", слова "в документах" заменить словами "в заявлении о назначении пособия и иных документах".

1.3. В абзаце втором пункта 16 приложения 1 к постановлению слова "в документах" заменить словами "в заявлении о назначении пособия и иных документах".

1.4. Подпункт "а" пункта 26 приложения 1 к постановлению

"а) наличие уровня имущественной обеспеченности семьи, превышающего уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы;".

1.5. Пункт 26 приложения 1 к постановлению дополнить подпунктом "а(1)" в следующей редакции:

"а(1) наличие среднедушевого дохода семьи, превышающего величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка";" .

1.6. В абзаце третьем пункта 27 приложения 1 к постановлению слова "до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия" заменить словами ", предшествующих месяцу обращения за назначением пособия".

1.7. В абзаце первом пункта 35 приложения 1 к постановлению слова "увеличение среднедушевого дохода семьи" заменить словами "улучшение уровня имущественной обеспеченности семьи, увеличение среднедушевого дохода семьи".

1.8. Пункт 36 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"36. Ежегодно, в период с 1 января по 31 августа, заявители подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи, о доходах каждого члена семьи за последний год получения пособия.

В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи, о доходах каждого члена семьи в сроки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выплата пособия прекращается с 1 октября текущего года.".

1.9. В подпункте "г" абзаца первого пункта 37 приложения 1 к постановлению

1.10. Подпункт "в" пункта 39 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"в) установление в ходе проверки факта наличия уровня имущественной обеспеченности семьи, превышающего уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы;".

1.11. Пункт 39 приложения 1 к постановлению дополнить подпунктом "в(1)" в следующей редакции:

"в(1) установление в ходе проверки наличия среднедушевого дохода семьи, превышающего величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка;" .

1.12. В подпункте "ж" пункта 39 приложения 1 к постановлению слова "непредоставление сведений о доходах членов семьи" заменить словами "непредставление сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи, о доходах каждого члена семьи".

1.13. Пункт 42 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"42. При установлении УСЗН города Москвы фактов наличия уровня имущественной обеспеченности семьи, превышающего уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы, среднедушевого дохода семьи, превышающего величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" , на основании полученной УСЗН города Москвы информации выплата пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем получения соответствующей информации.".

1.14. В абзаце первом слова "за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка" заменить словами "за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка".

1.15. В дефисе третьем подпункта "а" абзаца второго пункта 8 приложения 2 к постановлению слова "в возрасте до 18 лет" исключить.

1.16. В пункте 18 приложения 2 к постановлению цифру "6" заменить цифрами "12".

1.17. В пункте 19 приложения 2 к постановлению слова "о доходах семьи" заменить словами "о доходах каждого члена семьи".

1.18. В пункте 20 приложения 2 к постановлению слова "и ее состава заявитель в срок не позднее 180 календарных дней со дня наступления такого обстоятельства" заменить словами "и (или) состава семьи заявитель в срок не позднее 30 календарных дней со дня наступления таких обстоятельств".

1.19. Приложение 3 к постановлению дополнить пунктом 2.3.3.6 в следующей редакции:

"2.3.3.6. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.".

1.20. Приложение 3 к постановлению дополнить пунктом 2.5.1.2.8 в следующей редакции:

"2.5.1.2.8. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости.".

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 9 октября 2012 г. N 548-ПП , от 12 декабря 2014 г. N 756-ПП , от 30 декабря 2015 г. N 959-ПП , от 25 августа 2016 г. N 533-ПП , от 19 декабря 2016 г. N 891-ПП , от 20 декабря 2016 г. N 895-ПП):

2.1. В пункте 2 постановления слова "по административным регламентам, указанным в пунктах 1.1.1-1.1.16, 1.2.2-1.2.3 настоящего постановления" заменить словами "в связи с материнством, рождением (усыновлением) детей, по социальной поддержке семей с детьми".

2.2. В приложении 22 к постановлению слова "изменении дохода" заменить словами "увеличении дохода", слова "не позднее 90 календарных дней" заменить словами "не позднее 30 календарных дней", слова "усыновление ребенка, установление отцовства в отношении ребенка" заменить словами "усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства в отношении ребенка, вступление в брак, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах".

2.3. Запрос (заявление) на предоставление государственных услуг приложения 22 к постановлению дополнить приложением в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Установить, что в период с 1 января 2017 г. до дня доработки интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка" на Портале государственных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал) в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности:

3.1. Заявителям, обратившимся за предоставлением государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка" с использованием Портала, необходимо в срок не позднее 10 рабочих дней, исчисляемый со дня направления в подсистеме "личный кабинет" заявителя на Портале уведомления о приостановлении "Назначение ежемесячного пособия на ребенка", представить в форме документа на бумажном носителе сведения об уровне имущественной обеспеченности согласно приложению к запросу (заявлению) на предоставление государственных услуг приложения 22 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы" . Необходимость личной явки заявителя для представления в форме документа на бумажном носителе сведений об уровне имущественной обеспеченности является основанием для приостановления предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка".

3.2. Представление сведений об уровне имущественной обеспеченности при обращении за предоставлением государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка" с использованием Портала осуществляется одновременно с представлением оригиналов иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка" в соответствии с приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи" .

3.3. Непредставление сведений об уровне имущественной обеспеченности в форме документа на бумажном носителе является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка" по основанию, предусмотренному пунктом 2.10.1.7 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи" .

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы , предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Внесение изменения в приложение 22 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 г. N 301-ПП


Приложение к запросу (заявлению)
на предоставление государственных
услуг

Для предоставления государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка"

Начальнику Отдела социальной защиты населения

Управления социальной защиты населения

административного округа города Москвы

Сведения о заявителе:

(фамилия, имя, отчество заявителя)

Адрес регистрации по месту жительства (по паспорту), почтовый индекс:

Адрес фактического проживания, почтовый индекс:

Телефон домашний:

Телефон мобильный:

паспортные

дата выдачи

дата рождения

родителя

кем выдан

(заявителя)

код подразделения ОВД

гражданство

место рождения

Сведения об уровне имущественной обеспеченности (заполняются соответствующие ячейки каждой строки бланка)

Наличие в собственности членов семьи более двух жилых

помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений

(частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

граждан в одной квартире.

Зани-

Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения

(части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

Наличие больного члена семьи, страдающего тяжелой формой

хронического заболевания по перечню тяжелых форм хронических

заболеваний, при которых невозможно совместное проживание

граждан в одной квартире.

Зани-
маемая площадь больным членом семьи (кв.м)

Наличие у членов семьи (одного из членов семьи) права

приватизации жилого помещения (комнаты).

Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения,

здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

Наличие в собственности членов семьи зданий, строений,

сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

Наличие в собственности членов семьи более двух объектов

недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков,

подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

Наличие в собственности членов семьи более двух земельных

участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие в собственности членов семьи транспортного средства

(за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей,

срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет (за исключением легкового автомобиля, специально оборудованного для использования инвалидом, в том числе полученного (приобретенного) через органы социальной защиты населения, легкового автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми).

Наличие в собственности членов семьи более двух легковых

автомобилей (за исключением легкового автомобиля, специально оборудованного для использования инвалидом, в том числе полученного (приобретенного) через органы социальной защиты населения, легкового автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми).

Наличие у членов семьи денежных средств в размере

более 1 миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

(расшифровка подписи)

_______________
В состав семьи включаются ребенок, в отношении которого обращаются за предоставлением государственной услуги, состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети либо одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи. В расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. При этом неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

К тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, по перечню , утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" , относятся: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей, гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого, пиодермия гангренозная, множественные поражения кожи с обильным отделяемым, кишечный свищ, уретральный свищ.

Расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи. В расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. При этом неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

Не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Расписка-уведомление (хранится в личном деле заявителя)






Дата "_____" ______________20____г.

(расшифровка подписи)






предоставления государственной услуги

Правильность сообщаемых сведений подтверждаю.

Дата "_____" ______________20____г.

(расшифровка подписи)



(расшифровка подписи)

Дата "_____" ______________20____г.

Расписка-уведомление (выдается на руки заявителю)

Настоящим подтверждаю, что мной и членами (членом) моей семьи в последние 12 месяцев, предшествующих обращению за предоставлением государственной услуги, не были совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности, к которым относятся:

- совершение гражданско-правовых сделок и иных действий с имуществом, указанным в Сведениях об уровне имущественной обеспеченности, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации);

- приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

Дата "_____" ______________20____г.

(расшифровка подписи)

Я бессрочно (до моего особого распоряжения) согласна(ен) на обработку своих персональных данных; на запрос сведений об имуществе каждого члена семьи, имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти, в целях проведения ОСЗН района УСЗН АО города Москвы проверки указанных мною сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Обязуюсь сообщить в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы обо всех изменениях в составе семьи и (или) об улучшении уровня имущественной обеспеченности моего и членов моей семьи в срок не позднее 30 календарных дней со дня наступления соответствующего обстоятельства.

ОСЗН района УСЗН АО города Москвы вправе при наличии необходимой информации пересмотреть уровень имущественной обеспеченности меня и членов моей семьи.

Прошу информировать меня о поступлении любых сведений в подсистему Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы "личный кабинет", а также о возобновлении

предоставления государственной услуги

(указывается форма и способ информирования, в том числе адрес электронной почты, номер телефона для смс-информирования, номер телефона для информирования по телефону) (указывается при желании получения соответствующей информации при обращении за получением услуги в электронном виде).

Правильность сообщаемых сведений подтверждаю.

Дата "_____" ______________20____г.

(расшифровка подписи)

Сведения об уровне имущественной обеспеченности приняты:

Ф.И.О. должностного лица (работника),
уполномоченного на прием запроса

(расшифровка подписи)

Дата "_____" ______________20____г.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Мэра и
Правительства Москвы
www.mos.ru, 11.01.2017